Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Январь 29, 2017

Готическая архитектура Англии

Британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции готический стиль в самой ранней стадии его развития. После пожара Кентерберийского собора в 1174 г. в Англию был призван французский архитектор Гюйомиз Санса, с предложением руководить восстановлением здания хора.

Самый подходящий образец для восстановления он видел в Санском соборе, (стр. 223) и построил, таким образом, первое готическое здание на английской почве.

В плане здания (рис. 244) в Англии сохранялось вытянутое в длину расположение нормандских церквей с сильно выступающим трансептом и замкнутым по прямой линии хором с венком капелл. Часто вставляется второй, а нередко и третий трансепт меньшего размера, а хор расширяется лежащей по главной оси главной капеллой, так называемой лэди Чэпель (капеллой девы Марии). В построении нехватает строго органического развития и взаимодействия между столбами и сводом. Конструктивный аспект, побеждается декоративным. Английские мастера находятся все еще под властью представления о романском здании - здании больших масс, поэтому впечатление элегантной легкости они пытаются создать при помощи новых декоративных средств. В отношении высоты нефов готические соборы Англии далеко отстают от пропорций, свойственных зданиям материка, и, следовательно, при непомерно большой длине характер их пространства отличается от соборов континента (1). Многократным повторением Стрельчатой дуги в окнах и наложенными на стены вертикальными переплетами пытались подчеркнуть движение вверх и оживить стенные плоскости. С этой целью окна располагали группами, по два и по три. Идущие над аркадами трифории превращались, как правило, в промежуточный этаж эмпор. Исключительно богато разрабатывался свод. Англия стала, родиной самых пышных звездчатых и веерных сводов. Правда, последние трактуются как чисто декоративные формы. Нервюры развиваются сплошь и рядом не, как продолжение пучка колонн, а сидят на консолях или на коротких, срезанных над столбами служебных колоннах. Вообще каменные своды не являются для английских соборов непреложным требованием. Наряду с ними и даже в большинстве случаев были в ходу обычные для нормандских зданий деревянные потолки, особенно близкие кораблестроителям, весьма опытным в деревянных конструкциях. Это были или плоские балочные потолки или потолки в форме двускатной крыши, или потолки в форме цилиндрического свода, выгнутого по дуге «Тюдор», богато отделанные раскрашенной и позолоченной резьбой (рис. 245). Так как благодаря этому отпадало характерное для каменных сводов сильное боковое давление, значение системы контрфорсов падало. Оно падало и в случае перекрытия зданий каменными сводами вследствие меньшей высоты, вследствие наличия эмпор и большой толщины стен. Часто контрфорсы были соаещенно излишними. По - этому наружный вид английского собора значительно отошел от наружного вида французского собора. Для главного фасада харктерно бодьшое высокое окно над порталом. Ярко выраженное в системе переплета вертикальных движений уравновешивается многочисленными горизонтальными членениями.

(1). Высота среднего нефа Амьенского собора равна одной трети его длины, а собора в Силесбери - лишь одной шестой.

Готическая архитектура Англии

 

Рис. 246. Интерьер Линкольнского собора

Вначале подобно тому, как это было в романскую эпоху, ставится только одна мощная башня над средокрестием. Передние башни становятся обычными лишь в более позднее время и завершаются в большинстве случаев платформой. Английской готике, свойственно увенчание стен сплошным рядом зубцов. Эпоха английской готики делится тоже на три периода: раннеанглийский стиль (earlyEnglisch) до 1270г., богатый или декоративный стиль (decorated style) до 1370 г. и перпендикулярный стиль (perpendicular style) XV и XVI веков. Отдельные эпохи различаются главным образом характером архитектурного оформления.

В раннеанглийском стиле (1175-1270) налицо заботливое взвешивание пропорций и благородная сдержанность украшений. Внутри здания бросается в глаза характерное для английского искусства распадение аркадных столбов: массивная сердцевина окружается четырьмя совсем отдельными круглыми колоннами. Последние, стоят на базисах с круглыми плинтусами. Они напоминают вместе с тонкими фустами и плоскочашными капителями с круглой абакой литые железные колонны. Нередко капители украшены стеблями растений со стилизованными отделяющимися листьями. Крутые стрельчатые архивольты, так называемые ланцетовидные архивольты, замыкают узкие окна. Каменные переплеты и контрфорсы находятся в зачаточной стадии. Его важнейшие произведения: фасад собора в Петерборо, Линкольнский собор (рис. 244 и 246), хор которого, начатый в 1190 г., был первоначально круглым, с тремя радиально расположенными капеллами, а в XIII веке был замкнут по прямой линии; продольная часть этого собора (1209 - 1235) является образцом зрелого раннеанглийского стиля. Здесь встречаются первые звездчатые своды, образованные веерообразными излучениями нервюр.

В те же годы (1214-1235) был построен Уэльский собор с широким фасадом, богато украшенным фигурами, двумя мощными башнями по сторонам, хором XV века и известным своим великолепным веерным сводом залом капитула. Самым значительным и совершенным творением раннего стиля является Сaлисбрлйский собор. Его восточная часть была сооружена в 1220- 1250 гг., вскоре после этого - продольная часть, а в XIV веке - стройная башня средокрестия, увенчанная, как исключение, крутым массивным, пирамидальным шлемом.

В богатом или декоративном стиле (1270-1370) живо выступает стремление к пространственной грандиозности конструктивной разработки, к более сильному развитию в высоту и к пышной отделке. В плане остается здание продолговатой формы. С целью усилить перспективное действие интерьера, в задней стене хора пробивается колоссальное окно. В узорных переплетах представлены неправильные многолистникиг фигуры, напоминающие пузыри и языки пламени, появившиеся здесь раньше, чем на континенте. В устройстве сетчатых сводов Англия тоже идет вперреди. Опнако каменные своды и в эту эпоху встречаются редко, даже в больших соборах их заменяют часто сходными деревянными конструкциями.

Там где возводятся контрфорсы, они получают простую деловую форму. Но фасады обильно расчленены вертикальным переплетом.

Принципы нового стиля появились уже в церкви Вестминстерского аббатствава в Лондоне, начатой в 1245 г. и оконченной около 1300 г. Однако в ней заметны кое-какие влияния французской готики, сказывающиеся, прежде всего, в необычном для Англии многоугольном хоре с венком капелл. В Йоркском соборе продольная часть закончена в 1335 г. Хор начат в 1361 г; в здании с монументальной наружной архитектурой, как на фасадах, так и в интерьере весьма решительно подчеркнут вертикализм, однако просторный средний неф перекрыт в нем лишь деревянным сводом. Этот собор нельзя считать образцовым представителем декоративного стиля. В ее наиболееу чистом виде специфически английская трактовка представлена грандиозными соборами, возникшими в существенных чертах в XIV столетии: собором в Лихтфильде, правда в нем мы должны указать, как на отступление от правила, на остроконечные шлемы трех башен; затем собором в Экседере (1327 - 1369), отличающимся богато расчлененными столбами-пучками, дугами аркад и сводчатым потолком с нервюрами, образующими веера, и, наконец, собором в Гррфорде, где применена настолько крутая стрельчатая дуга, что ее боковые линии приближаются к прямым.

Готическая архитектура Англии

 

Рис. 247. Внутренний вид собора в Винчестере

Перпендикулярный стиль (с 1370 г. до середины XVI века) получил свое название от господствующего во всем архитектурном и декоративном оформлении вертикализма. В нем теснорасставленные столбы энергично расчленены служебными колоннами, часть которых поднимается от пола до свода. Трифории отсутствуют, благодаря этому боковые нефы становятся выше. Плоскости стен затканы, начиная от аркад и до сводов, вертикальным и узорным переплетом со связывающими горизонтальными брусьями. В окнах горбыли идут отвесно вплоть до архивольта. Стрельчатая дуга теряет свое конструктивное значение, она сдавливается, принимая форму корабельного киля или форму ослиной спины.

Начиная с 1450 г., в английском искусстве прививаются очень плоская дуга «тюдор», окруженная прямоугольной рамой из валиков (рис. 247), и дуга портала (рис. 248).

Южный портал Честерского собора

 

Рис. 248. Южный портал Честерского собора

Вплоть до этого времени в особенно богатых зданиях еще встречаются каменные своды, они строятся по дуге, которая становится все более плоской, приближаясь к дуге в форме киля и к дуге «тюдор», с веерообразными нервюрами и разбросанными узорами переплета (рис. 249). До какой степени в этих сводах отсутствует конструктивный смысл, показывают встречающиеся в отдельных зданиях веерные своды с висячими воронкообразными замковыми камнями. Последние, поддерживаются железными тягами, укрепленными в двух свободно переброшенных под потолком над каждым звеном свода диагональных нервюрах.

Однако в середине XV века наступила сильная реакция в пользу деревянных потолков. Блестяще разрабатываются, как балочные потолки, так и открытая стропилами система (рис. 245). Благодаря, весьма обильным, вертикальным и узорным переплетам на фасадах наружная архитектура перпендикулярного стиля тоже производит своеобразное впечатление, отвечающее английскому национальному характеру. Стилистические изменения наступают уже в конце XIV века при перестройке продольной части собора в Кентербери (1378-1411), а также при перестройке Винчестерского собора (с 1394 г.) (рис. 247). Последний, обнаруживает внутри под очевидным влиянием тенденций перпендикулярного стиля необычно вытянутые вверх пропорции. Честерский собор знаменит богатыми скамьями хора (рис. 248) воспроизводит его прекрасный южный боковой портал. Наибольшего совершенства перпендикулярный стиль с каменными веерными сводами достиг в возникшей в 1460-1483 гг. капелле Георга в Виндзорском замке; в ней вертикальный переплет распространяется на стены, напоминая столярную работу, и в еще большей степени - в пышной, почти фантастической капелле Кингс Колледжа в Кембридже (рис. 249) (закончена в 1530 г.) и в капелле Генриха VII в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

Среди более значительных церковных зданий с богатыми деревянными потолками следует назвать еще церкви девы Марии в Кембридже и Бристоле, церковь св. Давида в Уэльсе и церковь Троицы в Стратфорде, на Авоне.

Английские соборы были по большей части в то же время монастырскими церквами и окружались грандиозными комплексами зданий, предназначенных под монастырские учреждения; среди них великолепные дома капитула представляют собою чисто готические здания центрального плана (рис. 250). В непосредственной связи с ними находились научные учреждения. Эти последние заняли в Англии видное место и приобрели вскоре широкую известность. Например, в конце XIII века ученые школы в Оксфорде посещались почти 30 тысячами учащихся, которые были разбиты примерно на 300 aye, hospites и halls - конвикторных товариществ, названных позднее колледжами.

В этих колледжах с приветливыми воротами, прелестными эркерами и гигантскими парадными залами, где применяются обильно расчлененные своды и пышные деревянные потолки, перпендикулярный стиль получил ту своеобразную физиономию, которую он сохранил в основных чертах и по нынешний день под именем «английского стиля».
 




От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Готическая архитектура Нидерландов Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии »

Отказ от ответственности (Disclaimer)