Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Январь 29, 2017

Готическая архитектура Италии

Уже около 1200 г., следовательно, в то время, когда во Франции готика еще не достигла полной зрелости, готический, художественный метод проник из Франции через посредство цистерцианцев в Италию. Однако моменты, характеризующие северную готику, - уничтожение масс, система контрфорсов и развитие здания в высоту, - не были восприняты итальянскими мастерами. Их врожденному художественному чутью, укрепленному четырехсотлетней практикой, отвечали лишь обширные помещения умеренной высоты с горизонтальным членением масс. Однако общий дух времени оказал и на итальянских мастеров такое могучее воздействие, что около 1250 г. при поддержке влияния цистерцианцев и наследовавших им нищенствующих орденов оформился факт полного разрыва с античными традициями; разрыв этот сохранил силу вплоть до конца XIV столетия. Стрельчатая дуга представляла удобное средство для перекрытия обширных помещений. Однако сохранилась свойственная югу любовь к стене, хотя бы ради монументальной живописи. Широкие средние нефы с такой же расстановкой опор, высокие боковые нефы, над которыми в верхних частях стены остается пространство лишь для маленьких, часто круглых окон, достаточных, впрочем, в условиях южного неба, вызывают изумительно гармоническую, жизнь пространства, обнаруживающую полное своеобразие по сравнению с вертикализмом соборов севера (рис. 241). В отношении пространства, на итальянской почве был достигнут максимум возможного, ибо ни один собор севера не достигает со стороны пространства Сан-Петронио в Болонье или Миланского собора.




Архитектурное оформление редко следует строго готическому закону. Последний был неизвестен большинству итальянских архи­текторов.

Многоугольные столбы оформлялись значительно проще, чаще всего без расчета на непосредственную связь между служебными колоннами и сводом. На сравнительно сильно развитых капителях столбов натуралистические лиственные украшения встречаются лишь в виде исключения, но тем чаще встречается почечная капитель переходного стиля с мотивами, еще напоминающими акантус. Оконный переплет при­нимает плоскостный характер. В наружной архитектуре отстутствует богатое членение в смысле северной готики. Плоские и поэтому легкие крыши юга, лежащие на значительно более низких боковых стенах, требуют развитой системы контрфорсов. От аркбутанов можно было совершенно отказаться, хотя бы в виду сравнительно большой высоты боковых кораблей. Вследствие этого верхние части стен среднего корабля лишь незначительно выступают над боковыми. Контрфорсы сохраняют скорее характер романских лизен. Нередко на уровне пяты свода вставлены железные штанги или даже вделаны деревянные балки, предназначенные для того, чтобы противодействовать боковому давлению свода.

Готическая архитектура Италии

Рис. 257. Интерьер Чертозы, близ Павии

Башни не включаются в организм здания. Колокольня попрежнему стоит отдельно (рис. 261), рядом со зданием. В разработке, фасада северную готику напоминают по большей части лишь стрельчатые дуги, трифориумы, схематически трактованные вимперги и фиалы, а также подражание краббам и крестоцвету. Очень часто разработка фасада прибегает к средству, чуждому сущности стиля, - к инкрустациям из разноцветного мрамора. Особое зрелище представляет собою западный фасад. Здесь склонность итальянцев к декоративному гарниру вырастает до расточительного обилия скульптурных и мозаичных украшений (рис. 260). К зданию хора в северной Италии примыкает трехкораблевая сводчатая продольная часть, а в Тоскане и Умбрии - однокораблевая - с открытыми стропилами.

В развитии итальянской готики впереди по времени идет южная Италия. Аббатская церковь цистерцианцев в Фоссануова, сооруженная французскими зодчими по французскому образцу (аббатская церковь в Понтиньи), была освящена уже в 1208 г. Ее влияние можно проследить на многочисленных церквах, расположенных между Тирренским и Адриатическим морями, на юг - вплоть до Калабрии (Козенца), на север - до Тосканы (Сиенна). Однако главные области, где развивалась итальянская готика, расположены в северной и средней Италии, а именно в Ломбардии, Тоскане и лежащей по соседству Умбрии.

Древнейшая готическая церковь северной Италии - это Сан-Андреа в Верчелли (начата в 1219 г.). Ее столбы пучками и аркбутаны указывают на непосредственное влияние парижской ранней готики. Во второй четверти XIII века начинается грандиозная строительная деятельность францисканцев, а в последней четверти - доминиканцев. Церковь Сан-Франческо в Болонье (1246) является представителем соборного типа с ходом вокруг хора и четыреугольными капеллами (подобно аббатской церкви в Понтиньи и Бургундии). Продольная часть все еще следует связанной системе свода. Аналогичное устройство хора обнаруживает Сан-Антонио в Падуе (1231 - 1307). Здесь в сводчатом перекрытии продольной части и трансепта сказывается сильное влияние купольной системы Сан Марко в Венеции. К концу XIII столетия сводчатые церкви стали встречаться чаще. Столбы стали круглыми; абаки - восьмиугольными. Так возникли Сан-Лоренцо в Виченце (1280), францисканская церковь Сан-Джованни э Паола в Венеции (1333), Сан-Мари а дель Кармине в Павии (начата в 1373 г.) - сохраняют древнеломбардское построение с квадратными звеньями свода. Фасад представляет собою благороднейший пример раннеготического верхнеитальянского кирпичного стиля.

Самостоятельное место занимает знаменитая церковьЧертозы (рис. 257) (Картезианского монастыря), близ Павии, строившаяся, начиная с 1396 г., Марко ди Кэмпионе, в виде трехкораблевого здания с капеллами по обеим сторонам продольной части, трансептом и хором. Последние образуют три равновеликие конца креста и замкнуты тремя апсидами. В сводах применена стрельчатая дуга, однако в аркадах и окнах встречается уже круглая дуга раннего ренессанса; великолепный мраморный фасад является одной из наиболее тонких жемчужин раннего ренессанса.

К основателю Чертозы, герцогу Джиан Галеаццо Висконти, восходит и главное произведение верхнеитальянской готики - Миланский собор.

Он был начат в 1386 г. как крестовое здание с пятикораблевой продольной частью базиликального характера, но без яруса окон. Оба внешних боковых корабля значительно ниже внутренних: в трансепте три корабля; хор - восьмиугольный, с ходом и венком капелл.

Во всей архитектуре Миланского собора - с его столбами пучками колонн и развитой системой контрфорсов - влияние северного искусства сказывается значительно сильнее, чем вц всех остальных готических соборах Италии. В процессе постройки в те моменты, когда итальянские архитекторы беспомощно останавливались перед возникавшими конструктивными трудностями, не раз призывались такие немецкие мастера, как Генрих Парлер из Гмюнда и Ульрих из Энзингена. Колоссальное здание было завершено лишь в XIX столетии, после того как в него проникли из более поздних эпох элементы, чуждые его стилю.

Готическая архитектура Италии

Рис. 258. Деталь Миланского собора

 

Внутренняя архитектура производит сильное впечатление. Однако наружная архитектура Миланского собора кажетсяпышной оранжереей богатейших скульптурных украшений (рис. 258), окружающей блестящим нарядом отнюдь негармоничный организм здания. Богатый город Болонья задумал соорудить церковь еще значительно более грандиозную, чем Миланский собор, - а объем Миланского собора не был, достигнут ни одной другой готической церковью мира, - главную церковь, посвященную своему высокочтимому покровителю Сан-Петронио. По плану, сделанному в 1383 г. Антонио ди Винченчио из Болоньи, при содействии Фра Андреа Манфреди колоссальное здание неслыханных размеров, с длиной в 216 м и шириной, считая по трансепту, в 140 м (соответствующие размеры Миланского собора - 148X 88 м), должно было быть трехкораблевой крестовой базиликой соборного типа, однако с четыреугольными капеллами (следуя примеру Сан-Франческо-там же), которые продолжались по обеим сторонам трансепта и продольной части здания.

К сожалению, выполнена была лишь продольная часть; политические обстоятельства и пробуждение ренессанса приостановили постройку. В 1647 г. было постановлено отказаться от продолжения постройки и замкнуть продольную часть маленькой нишей хора. Однако и в виде фрагмента Сан-Петронио открывает перед нами картину совершенного внутреннего пространства итальянской церковной готики. Из маленьких готических церквей верхней Италии привлекательным примером служит Сан-Мариа ин Страда в Монца (после 1393 г.) (рис. 259).

Готическая архитектура Италии

Рис. 259. Сан-Мариа ин Страда в Монца

В средней Италии уже в 1228 г. - в ту пору, когда в Германии еще не было чисто готических церквей, - была основана церковь Сан-Франческо в Ассизи - одно из лучших произведений итальянской готики. Спускающийся высокими террасами участок был использован для построения нижней церкви, над которой подымается одно - кораблевая верхняя церковь в пять квадратных звеньев свода, среди них последнее расширено по направлению на восток алтарной апсидой, а по обеим сторонам - несколько более узкими звеньями трансепта; мощные столбы по стенам, расчлененные в духе северной готики, несут крестовые своды с нервюрами, оформленными в широкие балки. Монолитное, неразделенное пространство церкви производит впечатление необычайной значительности и импозантности; в том же направлении действуют фрески большой художественной ценности. Построенные францисканцами церкви Сан-Франческо в Сиенне, Пистойе, Пизе и Кортоне следуют плану цистерцианских мона­стырских церквей, с квадратным хором, перекрытым крестовым сводом, по бокам которого лежат аналогично устроенные маленькие капеллы. Наиболее значительным, поистине грандиозным творением цистерцианцев является могучая церковь Креста (Сан-Кроче) во Флоренции, начатая в 1294 г. по плану соборного архитектора Арнольфо ди Камбио, в виде трехкораблевой обширной базилики с трансептом, который расширен с восточной стороны десятью капеллами; посредине расположен многоугольный хор. Как средний корабль, так и боковые обнаруживают открытые стропила. Ослепительный белый мраморный фасад сделан в XIX веке по древнему проекту.

В остальном, церкви нищенствующих орденов представляют собою с внешней стороны совсем простые здания из грубого необожженного кирпича, причем почти все фасады до сих пор лишены инкрустаций.

От доминиканцев, которые следовали тем же принципам, что и францисканцы, но создали наряду с однокораблевыми и трехкораблевыми церквами при открытых стропилах, кроме того, сводчатые здания, осталась красивая трехкораблевая сводчатая крестовая базилика Сан-Мариа Новелла во Флоренции, начатая в 1278 г. доминиканцами Систо и Ристори и законченная в 1357 г. Джакопо Таленти. Она представляет собою благороднейшее произведение тосканской готики (1). Ее система повторяется в расположенном дальше к югу соборе в Ареццо. В Пизе Джованни Пизано соорудил знаменитую Кампо Сан-о (1278-1283) - четыреугольную галлерею вокруг собора, напоминающую монастырский ход. Сооруженная в 1230 г. и расширенная в 1323 г. маленькая церковь Сан-Мариа, делла Спина - там же - выделяется богатым мраморным фасадом, на котором, однако, пышные фиалы рассажены без внутренней связи с целым.

(1). Микеланджело был так восхищен этой церковью, что назвал ее своей невестой.

Сиеннский собор

Рис. 260. Сиеннский собор

Исторические шедевры средне - итальянской готики - это большие соборы в Сиенне, Орвьето и Флоренции. Сиеннский собор был начат до 1250 г. в виде трехкораблевого продольного здания с таким же трансептом и с хором, который служит продолжением продольного здания и замкнут по прямой. Столбы с квадратной сердцевиной окружены четырьмя полуколоннами, инкрустированными так же, как и стены, чередующимися полосами белого и темнозеленого мрамора. Все внутреннее пространство перекрывает круглый крестовый свод; над средокрестием поднимается купол, построенный на правильном шестиугольнике, который переходит наверху в двенадцатиугольник; купол не связан органически с остальным зданием. Поистине роскошным творением является фасад, сделанный по проекту Джованни Пизано, - из светлого, темного и красного мрамора и декорированный богатейшими скульпторами; в нем почти ни один камень не остался без украшений (рис. 260). Бросается в глаза аналогичное оформление фасада собора в Орвьето. Постройка была начата в 1285 г.; начиная с 1310 г., ею руководил сиеннский архитектор Лоренцо Маитани. Архитектурные элементы выступают здесь несколько слабее, зато необычайно богато великолепное по краскам мозаичное убранство. Не только поля фронтонов и стен светятся мерцающим великолепием фигурных композиций на золотом фоне (разумеется, лишь отчасти восходящих к XIV столетию), но и все архитектурные элементы, даже фиалы, покрыты мозаичными украшениями. Внутри здание представляет собою трехкораблевую колонную базилику с открытыми украшенными стропилами над продольной частью здания, сводчатым трансептом и хором, замкнутым, как и в Сиенне, по прямой линии.

Кампанила Флорентийского собора - Готическая архитектура Италии

Рис. 261. Кампанила Флорентийского собора

Флорентинский собор был начат в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Его постройка не раз прерывалась и была закончена в 1462 г. после длительного обсуждения и многочисленных конкурсов между мастерами, среди которых следует назвать знаменитого живописца Джотто ди Бондоне, Франческо Таленти и великого мастера ренессанса - Филиппо Брунеллески. Мания величия побуждала флорентинцев создать памятник, который превосходил бы все остальные церкви Италии. План состоит из трехкораблевого продольного здания с четырьмя сквозными травеями и здания центрального типа, которое содержит восьмиугольное купольное пространство и три многоугольных апсиды вместо трансепта и хора. Каждая апсида расширена пятью квадратными капеллами, которые расположены между контрфорсами, поставленными внутриздания. В построении готический стиль носит явно выраженный итальянский характер, поскольку декоративные формы готики сливаются с античными членениями и античным характером линий. Впечатление от внутренней архитектуры определяется в большей степени смелыми пропорциями широких арок, чем полной гармонией всех частей; впечатление от наружной архитектуры определяется инкрустациями из белых и темнозеленых плиток мрамора. Начатый еще в XIV столетии главный фасад, богато украшенный статуями и барельефами, был снесен в 1587 г., как идущий в разрез с архитектурными законами и разумом, и восстановлен лишь в первой четверти XIX века по древнему проекту. Совершенной красотой сияет сооруженная рядом с фасадом колокольня (рис. 261). Проект дал в 1334 г. Джотто; его держались в целом и позднейшие архитекторы. Башня подымается над квадратным основанием, не сужаясь до высоты 84 м. В своем мраморном одеянии, с тонким членением карнизов и богато оформленными окнами, увеличивающимися по направлению кверху (рис. 262), она производит опьяняющее впечатление.

Оформление окна кампанилы Флорентийского собора

Рис. 262. Оформление окна кампанилы Флорентийского собора

Готическая архитектура Италии

Рис. 263. Притвор собора в Палермо (южная сторона)

Все эти церкви относятся к типу базилики. Зальная система представлена в Италии в готическую эпоху только собором в Перуджии с тремя кораблями равной высоты по северному образцу (так же как в Элизабетенкирхе в Марбурге). Он был начатв 1300 г., но превращен в готическую зальную церковь только, после своего обновления в 1447 г. К XV веку относится также собор в Пиенце, который был построен по приказанию папы по образцу австрийской зальной церкви, но готическим зданием собор в Пиенце остается лишь по общему плану и по конструкции свода, в то время, как архитектурные детали и фасады обнаруживают формы раннего ренессанса.

Вследствие неблагоприятных политических обстоятельств, главный город Италии Рим остался далеко позади богатой и грандиозной строительной деятельности верхне и среднеитальянских городов. Правда, Космати обогатили свою отделочную архитектуру готическими формами и создали великолепные произведения, с которыми состязались, впрочем, даже на римской почве произведения флорентинских мастеров. Единственное, большое произведение готики в Риме - это сооруженная, начиная с 1280 г., доминиканцами сводчатая церковь Сан-Мариа Сопра Минерва; ее трехкораблевое продольное здание расширено боковыми капеллами, а помещение трансепта капеллами хора, из которых средняя замкнута полукруглой апсидой.

В Нижней Италии за развившейся во времена Гозенштауфенов суровой ранней готикой, находившейся скорее на ступени переходного стиля (ее первым образцом была цистерцианская церковь в Фоссануова); при французских государях из анжуйского дома (1266-1442) последовала «распавшаяся и редуцированная поздняя готика» бургундской трактовки; ее наиболее значительным памятником является Сан-Лоренцо в Неаполе (1266-1324) - церковь соборного типа с ходом вокруг хора и пятью радиальными капеллами. В Сицилии серьезные нормандские архитектурные формы сливаются вместе с радостными декорациями ислама и роскошью византийских скульптурных украшений в гармоническое единство. Палермский собор (рис. 263) представляет собой произведение этого стиля середины XIV века.

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г

 





От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии Готическая архитектура Испании »

Отказ от ответственности (Disclaimer)