Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Январь 29, 2017

Готическая архитектура Испании

В середине XIII столетия готический стиль проник и на Иберийский полуостров, и в частности через посредство цистерцианцев была введена северофранцузская трактовка стиля периода его полной зрелости. Однако самостоятельной эволюции стиль достиг здесь лишь в условном смысле.

Испанские церкви сохраняют в среднем корабле высокие стенки, отделяющие священнический хор; на месте северного хора располагается главная капелла (Capilla major), соединенная со священническим хором при помощи обнесенного решеткой хода. Боковые нефы расширены рядами капелл, которые тянутся нередко вдоль всех наружных стен. В композиции плана привязанность к французской соборной системе с ходом вокруг хора и богатым венком капелл так сильна, что системе этой следуют долгое время даже после победоносного проникновения ренессанса. Своеобразие испанских соборов обнаруживается, кроме того, в сохранении и исключительно богатом оформлении кружного хода, в то время как северные епископские церкви отказываются от него, как правило, уже начиная с XIII столетия. Как в общей композиции помещений, так и в отношении пропорций по осям и т. п. следуют вначале северофранцузским образцам. В начале XIV века усиливается влияние южнофранцузской трактовки стиля. Архитекторы ставят своей целью, прежде всего, грандиозность пространства; в этом направлении имеются конструктивные достижения высокого значения.




Вместе с тем, однако, сна­чала на северо-востоке, а в XV и XVI веках и во всей Испании начинает исчезать тип базилики.

Церковная архитектура обращается к зальной системе, которая больше отвечает стремлению создать монолитное пространство. В своем чистом виде зальная система выступает в северных областях, а на юге и в центральных частях страны получает своеобразное оформление. Здесь план здания носит форму широкого, слегка вытянутого прямоугольника, с шестью или семью кораблями, из которых средний и трансепт лишь умеренно шире и незначительно выше остальных. Восточная сторона замкнута, или по прямой, или посредством маленьких капелл, которые повторяются вдоль боковых стен. Так испанские церковные здания приближаются со стороны композиции плана к обычной у мавров композиции мечети.

Готическая архитектура Испании

Рис. 264. Деталь входа в одну из капелл собора в Сигуэнце

 

В архитектуре и декоративной стороне испанский, художественный гений выступил сильнее лишь в XV столетии; развился тот богатый и цветущий позднеготический стиль, который испанцы обозначают "estilo florido". Он занимает почти всю вторую половину XV века.

В него проникает множество мавританских мотивов; несмотря на это, он сохраняет основные черты пышного пламенеющего стиля. Наряду с ним блестяще развивается, разумеется, больше в дворцовой, чем в церковной архитектуре, поступившими на службу христианских государей маврскими строителями и архитекторами «myde jarstil. Его своеобразие - в соединении готических черт и декоративных форм с мавританской трактовкой украшений и мавританской техникой (рис. 264)

К концу XV века наступает составляющее особенность испанского искусства обогащение декоративных средств архитектуры. Стремясьповысить художественное впечатление, архитекторы восприняли, когда из Италии проникали новые ренессансные мотивы, декоративные формы работы по металлу, особенно по золоту. Так возник «платереско», т. е. «стиль работы по золоту», в котором расцвет пламенеющего стиля вылился в исключительно нарядную и пышную художественную ткань вместе с тонкой вязью мудэяра и элементами раннего итальянского ренессанса.

Три главные произведения испанской готики XIII века принадлежат северофранцузской школе - это соборы в Бургоссе, Толедо и Леоне. Бургосский собор, основанный в 1221 г., представляет собою крестовую базилику в три корабля с ходом вокруг хора и богатым венком капелл. В продольном здании - столбы пучками, в хоре - мощные круглые столбы с богато украшенным цоколем и фустом.

Фасад является примером роскоши испанской готической архитектуры. Вполне логичное построение обеих знатных западных башен (1442-1458) принадлежит немецкому мастеру Иоганну из Кельна.

Еще значительнее пропорции заложенного в 1227 г. собора в Толедо с двойным ходом вокруг хора и рядом капелл, которые продолжаются до западного фасада. Во внутренней архитектуре налицо богато расчлененные столбы и отделка блестящими праздничными украшениями, в которые вплетены элементы мавританских мотивов.

Готическая архитектура Испании

Рис. 265. Старый замок в Гиссене

Построенный во второй половине XIII века собор в Лионе ярче всех выражает черты северофранцузской готики, которая сказывается, между прочим, в уничтожении окнами стен. В очертаниях плана он следует системе расположения Реймского собора. Кроме того, в конце XIII века был начат собор в Барселоне (1298 - 1448) - трехкораблевое здание с капеллами между поставленными внутри контрфорсами, очень широкими пролетами аркад на необычайно тонких столбах, воздушными эмпорами над боковыми нефами и лишь незначительно более высоким средним кораблем. Еще шире средний неф церкви Мариа дель Мар в Барселоне (1328 - 1383), но самый широкий из всех церквей на испанском материке - средний корабль церкви коллегиата вМанреза, близ Барселоны (с поперечником в 18,30 м). Однако и за эти пределы выходит близкий по своей обширности флорентийскому собору собор в Пальма на острове Малорка с шириной среднего нефа в 19,50 м. Наконец, собор в Герона (северо - восточная Испания) достигает в четырех крестовых сводах своей однокораблевой продольной части, расположенной впереди трехкораблевого хора, расширенного капеллами - по первоначальному плану продольная часть содержала три корабля - ширины пролета в 22,25 м - и тем самым свода наибольшей величины во всей средневековой архитектуре. Тип зальной церкви с опорами блестяще представлен собором в Сарагоссе (Zaragoza). Это здание, построенное после 1318 г., с пятью кораблями, по пяти звеньев на квадратном плане, с рядом капелл по обеим сторонам трансепта, который, впрочем, не выступает за наружные стены капелл, тремя апсидами и одной башней является самой большой зальной церковью в мире. Шедевр XV века представляет собою заложенный в колоссальных размерах собор в Севилье, сооруженный на месте древней главной мечети после 1403 г. В плане он имеет форму прямоугольника, который обнимает пятикораблевое продольное здание, однокораблевый трансепт, шириною в средний корабль, с рядом капелл между расположенными внутри контрфорсами по обеим боковым сторонам и со стороны алтаря.

Готическая архитектура Испании

Рис. 266. Дом моряков в Генте

Внутри, благодаря сильному помещению боковых кораблей, собор производит впечатление, напоминающее впечатление от зальной церви.

Все помещения, за исключением средокрестия, перекрыты крестовыми сводами. Средокрестие перекрыто куполом на месте развалившегося в 1512 г. кимборио. Башня, обнаружившая в своих нижних чертах происхождение от мечети - знаменитая Гиральда - примета Севильи, служит колокольней. Из церквей укоренившегося на севере зального типа с опорами следует назвать церковь в Медина дель Кампо, а из однозальных церквей - отделанную в стиле цветущего «платереско - монастыр ­ скую церковь Сант-Жуан де Лос Рейес в Толедо (после 1477 г.).

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.





От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Готическая архитектура Италии Готическая гражданская архитектура »

Отказ от ответственности (Disclaimer)