Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 29, 2017

Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

В Германии готика не является непосредственным плодом эволюции переходного стиля, она проникает сюда в XIII столетии из Франции, как готовый, художественный стиль. Многочисленные резиденции отдельных князей и вольные города рейнского, швабского, городских союзов и Ганзы сделались центрами бойкой хозяйственной, духовной и художественной жизни. В архитектуре представилось благоприятнейшее поле деятельности. Хотя план и оформление не выходили из рамок установленного здесь выше хода развития, все же готический стиль получил некоторые своеобразные черты.

Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 

Рис. 249. Капелла королевского колледжа в Кэмбридже

В устройстве хора ход с венком капелл не получил того распространения, которое характеризует французскую готику. Благодаря тому, что епископских резиденций в Германии было значительно меньше, духовенству можно было уделить меньше внимания, поэтому охотно пошли на более простую композицию плана, создавая по одной многоугольной апсиде хора для каждого отдельного корабля, или ограничивались - даже и в больших церквах - простым хором без обхода.

В высотной композиции здания в большинстве случаев тоже отказывались от мотива повышенного среднего корабля.

В оформлении фасада отказались от характерных для французской готики горизонтальных членений, неотвечающих сущности стиля. Немецкие мастера сделали в этом направлении последний вывод и сильно подчеркнули вертикализм стрельчатым готическим окном над главным входом (вместо французской розы) и тем, что нарушили горизонтали карнизов контрфорсами. Максимум совершенства сосредоточен в спецификуме немецкой готики - в архитектуре башни и в двухбашенных фасадах; особенно там, где вся сила концентрируется в одной единственной башне, она произвела на свет поистине грандиозные творения.

Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 

Рис. 250. Интерьер церкви Либфрауенкирхе в Трире

Из трех периодов готического стиля ранняя готика продолжалась сравнительно недолго, ибо ко времени появления готического стиля в Германии по ту сторону Вогез он достиг уже вершины расцета. Она проникает в отдельные памятники, начиная с 1220 г. (собор в Магдебурге, церковь богородицы в Трире, церковь Елизаветы в Марбурге), но получает всеобщее признание лишь около 1250 г. Немецкая ранняя готика характеризуется следующими чертами: простота в расчленении столбов по большей части квадратного или круглого сечения с наложенными полуколонками, круглые валики в нервюрах и в простых переплетах, исполненных главным образом при помощи комбинаций круга; двухчастные окна с изящными круглыми колонками на косяках и горбылях; натуралистические формы листьев в капителях; фронтонное покрытие контфорсов, простота аркбутанов.

Около 1300 г. наступает высокая готика (период расцвета) с богатыми столбами - пучком, равносторонним, т. е. описанным вокруг правильного треугольника стрельчатым архивольтом в дверях, окнах и аркадах, тонкорасчлененным переплетом, многолистниками, складывающимися, однако, все еще целиком из всевозможных вариантов геометрических фигур. Горбыли профилеваны уже, как четырехгранные валики с глубокими выкружками по обеим сторонам (без наложенного круглого валика), а нервюры имеют профиль груши. Природные формы орнамента стилизованы. Контрфорсы увенчиваются фиалами. Аркбутаны получают художественное оформление. Величественно развивается архитектура башни.

Поздняя готика господствует в течение всего XV столетия. Она предпочитает тип зальной церкви с опорами без трансепта, охотно заменяет столбпучок круглыми или восьмигранными опорами, по большей части без служебных колонн и капителей, так что нервюры врезываются прямо в столбы и стены Архитектура выливается в очень богатые, чисто декоративные сводчатые конструкции (звездчатые, сетчатые и веерные своды, изогнутые ряды нервюр) и применяет в вимпергах дугу в форме ослиной спины, в окнах - приплюснутую круглую дугу и дугу занавесом, в переплетах - рыбий пузырь, в обрамлениях - решетчатое пересечение валиков, в орнаменте - узловатые, высохшие, строго стилизованные пучки листьев. Порталы ведут в блестяще отделанные сени.

В конце XV века с юга проникают разрозненные формы ренессанса; начиная с 1500 г., количество их растет; до середины XVI века они не перемешиваются с позднеготическими формами, которые вследствие этого медленно отмирают и кое - где исчезают окончательно лишь в XVII столетии.

Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 

Рис. 251 Интерьер Страсбурского мюнстера

Обилие готических памятников на немецкой почве необычайно, поэтому в целях экономии места мы ограничимся перечислением наиболее выдающихся зданий, группируя их по отдельным архитектурным областям.

В Рейнской области первое церковное здание, выдержанное полностью в готическом стиле - оно особенно интересно центральной композицией плана, - названная выше церковь богородицы в Трире (с 1227 по 1250 г. приблизительно). В ней остроумно использован мотив раннеготической церкви Сан-Ивэд в Брэн (рис. 250) (близ Парижа); за ней следовала церковь Елизаветы в Марбурге (1235-1283) - крестовая церковь зального типа, с тремя многоугольными хорами, завершающими трехнефную продольную часть и оба однонефных крыла трансепта, и с двумя передними башнями, увенчанными массивными остроконечными шлемами. Все здание выдержано в простых благородных формах. Соборная церковь в Вимпфен им, Таль (1262-1279), построенная архитектором, вернувшимся из Парижа, представляет собою крестовую базилику с двумя романскими, западными башнями, сохранившимися от раннего здания центрального типа. Просторная трехнефная базиликальная часть Страсбугского мюнстера (рис. 251), чье могучее впечатление когда - то, так вдохновенно описал Гете, была построена между 1250 и 1275 гг.; затем был создан знаменитый фасад - шедевр Эрвина фон Штейнбаха (умер в 1318 г.), а в XV веке каменный шлем, несвязанный органически с нижней частью башни. Шлем, законченный Иоганном Тюльцем из Кельна в 1439 г., достигает высоты 142 м. Такая же базиликальная трехнефная продольная часть мюнстера во Фрейбурге в Брейсгау была начата в 1253 г.; в 1354 г. был начат по проектам Иоганна фон Гмюнд благородный хор французского типа с ходом и венком капелл (закончен только в 1513 г.). Стоящая на простом квадратном фундаменте, чудесно разрешенная в высоту западная башня была выведена к 1301 г. выше звонницы. По красоте пропорций она не имеет равных: она представляет собой «самое высокое и ясное откровение готической мысли». Наиболее монолитное и огром юе здание, как бы вылитое из одного куска в зрелых готических формах, представляет собой заложенный в 1248 г. Кельнский собор (рис. 252); по своим измерениям он превосходит почти все французские и немецкие соборы. Хор, расположенный целиком по типу французских соборов эпохи расцвета, был закончен в 1322 г. Он почти во всем совпадает с хором Амьенского собора.

Планы собора исходят, без сомнения, от мейстера Герарда. Трехкораблевый трансепт, выступающий двумя пролетами за стены боковых фасадов, и пятикораблевая продольная часть были начаты, по всей вероятности, после 1322 г. и строились до 1450 г. Затем наступил почти четырехсотлетний перерыв. Продольная часть здания с обеими колоссальными башнями была завершена лишь в XIX столетии, на основании вновь найденных древних проектов при восторженном участии всей немецкой нации.

Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 

Рис. 252. План Кельнского собора

Из остальных более значительных зданий ранней эпохи и эпохи расцвета великолепная пасторская церковь в Альтенберге на Лаане следует французским образцам.

В соборе св. Виктора в Ксантене план хора воспроизводит половину церкви богородицы в Трире. Целый ряд зданий Гессена стоит под влиянием церкви Елизаветы в Марбурге. Среди них следует назвать главную церковь в Альсфельде, соборную церковь в Веймаре, городскую церковь в Фрейберге. Композиция хора очаровательной Катариненкирхе в Оппенгейме (1262-1317) следует расположению Трирской церкви богородицы, однако в богатой системе контрфорсов примыкает к Кельнскому собору.

Собор в Метце

 

Рис. 253. Собор в Метце

К школе Кельнского собора относится грандиозное здание хора Аахенского мюнстера. В XV столетии возникли церковь богородицы в Вормсе на Рейне, крестовая базилика с ходом вокруг хора и двумя передними башнями, затем Вилибрордскирхе в Везеле, пышная пятикораблевая базилика с трансептом; последняя заходит в богатой разработке потолка так далеко, что в южных боковых нефах располагает одну над другой две системы нервюр, из которых нижняя распространяется, как сетка, под потолком в собственном смысле.

Среди церквей Эльзас Лотарингии собор в Метце (рис. 253), возникший в основном в XIV столетии, восходит непосредственно к французским образцам, а именно к Рейнскому собору. Мюнстер в Шлеттштадте язляется памятником ранней готики. То же самое Сан-Мартин в Кольмаре с западным фасадом, законченным в XV столетии, и церковь в Руфахе. Зрелый и позднеготический стиль представлен церковью в Танне.

Одно из первых готических зданий Южной Германии - базиликальная продольная часть церкви Себальдуса в Нюрнберге, сооруженная во второй половине XIII века. В промежутках между 1361 - 1378 гг. к ней примкнул просторный восточный хор - здание зального типа. Заложенная без трансепта продольная часть церкви Лоренца там же (вторая половина XIII столетия) следует все еще базиликальной схеме. Ее прекрасный зальный хор построен в 1445 - 1472 гг. по планам соборного архитектора Конрада Роритцера из Регенсбурга, двухбашенный фасад благороден и прост. В Нюрнберге первая зальная церковь с опорами - это трехкораблевая, с квадратом в плане, возведенная в промежуток 1335 - 1361 гг. Церковь богородицы с однокораблевым хором, богатым фронтоном и двухэтажным, великолепным притвором. За ней следует богато украшенная снаружи Мариенкапеллеа в Вюрцбурге (начатая в 1377 г.), а также Мартинскирхе в Ландехуте (начата до 1392 г.), Церковь богородицы в Ингольштадте (начата в 1435 г., закончена, около 1500 г.) и сооруженная в промежутке 1468 - 1488 гг. Церковь богородицы в Мюнхене.

Три последних архитектурных произведения построены из обычного для этой местности кирпича, со строгой, несколько сухой трактовкой форм, но еличественной, замкнутой жизнью пространства.

В Аугсбурге один мастер поздней готики снова обращается в Ульбрихскирхе (1464-1499) к древней схеме крестовой базилики, пышно отделывая церковь самыми поздними формами готического стиля. К французской системе собора восходит монастырская церковь соседнего Кайгсгейма (1352 - 1387) - базиликальное крестовое здание с двойным ходом вокруг хора; внешний ход разбит на капеллы.

Главное произведение баварской готики - это собор в Регенсбурге (начат в 1275 г.) с раннеготическим, в немецком роде расположенным, хором о трех многоугольных апсидах, базиликальной трехкораблевой продольной частью XIV столетия и западной частью (рис. 254), с трехсторонним притвором XV столетия; стройная пара башен была закончена лишь во второй половине XIX века. Особое положение среди готических церквей Баварии занимает окруженное низкими полигональными капеллами двенадцатиугольное здание (центрального типа) монастырской церкви в Эттале (Баварские Альпы), основанное в 1330 г. императором Людвигом Баварским, быть может, с намерением, соорудить храм Грааля поТитурелю - сказанию Вольфрама фон Эшенбаха.

Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 

Рис. 254. Собор в Регенсбурге

В Швабии к названной уже соборной церкви в Вимпфен им Таль примыкает церковь Марии в Рейтлингене (1247 - 1343)-обширная базиликальная городская церковь, выдержанная в благородных формах раннеготического стиля.

Прототипом зданий позднего швабского готического искусства стала церковь Святого креста в Ш вебиш Гмюнд, сооруженная Генрихом Парлером (Арлером) как разделенное опорами здание с зальным хором (начата около 1330 г., хор - в 1351 г., закончен в 1521 г.). Она представляет собою очень нарядную трехкораблевую композицию, ее продольная часть отделяется от вытянутого хора слабо выступающим трансептом. Хор окружен ходом с венком капелл, расположенных между поставленными внутри здания контрфорсами. Все помещения перекрыты сложными звездчатыми и сетчатыми сводами, поднимающимися над стройными круглыми столбами с низкими венками капителей; богатство пластических украшений усиливает впечатление большого благородства.

Та же самая система, однако, с более простым завершением хора, встречается в исключительно очаровательной церкви богородицы в Эсслингене, начатой в 1324 г. В постройке этого здания с великолепной башней принимали участие все наиболее значительные швабские мастера (Ульрих фон Энзинген Маттэус Энзингер и Ганс Беблингер). Сюда же относятся зальные церкви Сан-Михаэль в Швебиш Гмюнд и Сан-Георг в Нордлингене и Динкельсбюле; их хоры тоже зального типа, в то время как соборная церковь в Штутгарте следует по примеру Эсслингенской церкви богородицы более древнему устройству хора.

Кафедра собора Стефана в Вене

 

Рис. 255. Кафедра собора Стефана в Вене

В лице Ульмского мюнстера швабская школа создала здание первого ранга. Здание это, проектированное первоначально в виде зальной церкви с тремя нефами одинаковой ширины мастерами из гмюндской семьи Парлеров, было переделано величайшим немецким архитектором того времени Ульрихом фон Энзингеном, строившим, кроме того, в Милане, Страсбурге, Эсслингене и принявшим на себя в 1392 г. руководство постройкой в Ульме, пятикораблевой базиликой без трансепта с сильно вытянутым хором, замкнутым в форме десятиугольника. Боковые корабли были окончены в 1500 г., а великолепный шлем импозантной западной башни, которая на 5 м выше башен Кельнского собора и является, таким образом, самой высокой церковной башней в мире, закончен лишь в 1890 г. по сохранившимся наброскам Маттэуса Боблингера. Швабскому мастеру Маттэусу Энзингеру, сыну названного Ульриха, принадлежит, кроме того, мюнстер в Берне - базилика о столбах без трансепта с массивными западными башнями, притвор мюнстера открыт тремя большими арками.

В Австрии, начиная с XIV века, прививается тип зальной церкви с опорами. Он представлен уже великолепным хором церкви св. Креста 1295 г., затем церковью августинцев в Вене и построенным одновременно знаменитым собором Стефана - там же, одним из значительнейших произведений немецкой готики. Трехкораблевая продольная часть его переходит в такой же хор (освящен в 1340 г.) с многоугольным завершением нефов по южнонемецкому образцу. На месте крыльев трансепта расположены две башни, из них была выведена лишь южная башня в виде стройной пирамиды, поднимающейся от самой земли; закончена в 1433 г. Представление о блестящем внутреннем убранстве дает рис. 255. Главным произведением готики в Богемии является собор Сан-Фейт на Храндшине в Праге. Он был начат в 1344 г. призванным по приказу императора Карла IV из Франции мастером Маттиасом из Арраса в виде крестовой базилики большого стиля по образцу Нарбоннского собора, с круглым хором, ходом и венком капелл. После его смерти руководство постройкой было передано швабскому мастеру Петеру Парлеру, сыну мастера Генриха Парлера из Гмюнда. Парлер строил в течение 40 лет, закончил в 1385 г. хор и начал мощное здание башни, которая была помещена так же, как в соборе Стефана в Вене, - над южным концом креста, но закончена была лишь позднее. Тому же мастеру принадлежит церковь Варвары в Куттенберге (начата в 1386 г.) - первоначально трехкораблевая, а позднее пятикораблевая базилика с высоким средним кораблем (он перекрыт сводами с извитыми нервюрами), низким ходом вокруг хора между поставленными внутри здания контрфорсами и богатой системой контрфорсов с двойными аркбутанами, передние башни отсутствуют.

В Австрии, начиная с XIV века, прививается тип зальной церкви с опорами. Он представлен уже великолепным хором церкви с в. Креста 1295 г., затем церковью августинцев в Вене и по­строенным одновременно знаменитым собором Стефана - там же, одним из значительнейших произведений немецкой готики. Трехкора- блевая продольная часть его переходит в такой же хор (освящен в 1340 г.) с многоугольным завершением нефов по южнонемецкому образцу. На месте крыльев трансепта расположены две башни, из них была выведена лишь южная башня в виде стройной пирамиды, поднимаю­щейся от самой земли; закончена в 1433 г. Представление о блестя­щем внутреннем убранстве дает рис. 255. Главным произведением готики в Богемии является собор Сан-Фейт на Храндшине в Праге. Он был начат в 1344 г. призванным по приказу императора Карла IV из Франции мастером Маттиасом из Арраса в виде крестовой базилики большого стиля по образцу Нарбоннского собора, с круглым хором, ходом и венком капелл. После его смерти руко­водство постройкой было передано швабскому мастеру Петеру Пар- леру, сыну мастера Генриха Парлера из Гмюнда. Парлер строил в течение 40 лет, закончил в 1385 г. хор и начал мощное здание башни, которая была помещена так же, как в соборе Стефана в Вене, - над южным концом креста, но закончена была лишь позднее. Тому же мастеру принадлежит церковь Варвары в Куттенберге (начата в 1386 г.)-первоначально трехкораблевая, а позднее пятикораблевая базилика с высоким средним кораблем (он перекрыт сводами с извитыми нервюрами), низким ходом вокруг хора между поставленными внутри здания контрфорсами и богатой системой контрфорсов с двойными аркбутанами, передние башни отсутствуют.

Школе этого мастера принадлежит также Карлсгоферкирхе в Праге (основана в 1351 г.). В ней система продольного здания соединяется с центральным расположением, так как корабль примыкает к восьмиугольному зданию, которое, быть может, находится под влиянием Капеллы Аахенского пфальца. Перекрывающий это здание звездчатокупольный свод представляет собою конструктивное событие большого значения.

Важное место в развитии готического стиля Средней Германии занимают некоторые здания, названные уже в качестве памятников переходного стиля. Самое важное из них - Магдебургский собор.

Интерьер собора в Ральберштадте

 

Рис. 256. Интерьер собора в Ральберштадте

У него романская основная схема композиции, однако, французская форма хора с ходом и венком капелл. Его построение было начато в старых формах, с 1220 г. продолжалось в готическом стиле, закончен же он был только в XIV веке, частью уже в позднеготических формах. Постройка собора в Гальберштадте (рис. 256) тоже тянется в течение XIII - XV веков. Собор в Наумбурге получил около 1270 г. раннеготический западный хор. Около того же времени был заложен собор в Мейссене по базиликальному крестовому плану, его продольная часть была переделана в XIV столетии в зальное здание с опорами. Такую же переделку испытали в XIV веке обширная, ныне пятикораблевая церковь Марии в Мюльгаузене в Тюрингии и во второй половине XV века - трехкораблевый, сидящий на высоком цоколе собор в Эрфурте.

На востоке Средней Германии в позднюю эпоху возникает ряд связанных между собою церквей зального типа. Их особенностями являются: восьмигранный столб с выкруженными боковыми плоскостями (неглубокие каннелюры) и применение в окнах дуг занавесом. Сюда относятся: Иоганнискирхе в Плауене (1450 г); Мариенкирхе (после 1465 г.), собор во Фрейберге в С. (начат в 1485 г.), церковь Аннакирхе в Аннаберге (1499 г), В о л ь ф га н гс к и р х е в Шнееберге (1515 г), городская цер­ковь в Пирна (начата в 1502 г.) и церковь при замке в Хем­нице (1514 г - 1525 г).

В Вестфалии зальная форма с опорами является явно укоренившимся типом здания. Мы уже указывали на соборы в Падерборне и Миндене (стр. 181). Последний, по обширным размерам и великолепным украшениям, продольной части здания с богатым каменным переплетом может быть причислен к главным произведениям ранней готики. В XIV столетии возникли следующие образцовые зальные церкви почти квадратного плана - Мариенкирхе в Герфорде и Визенкирхе в Сесте, которая, уничтожая капители и т. п., проводит готический, конструктивный принцип с исключительной логикой.

Вытянутую в длину форму плана обнаруживают церковь богородицы в Мюнстере и Катариненкирхе в Оснабрюке. Построенный в 1469-1474 гг. на месте северного бокового нефа Брауншвейгского собора двухкораблевый зал представляет собою яркий шедевр ремесленно-технических возможностей резчиков по камню в позднюю готическую эпоху.

Северная немецкая низменность занимает в развитии готического стиля особое место, ибо перекладывает готические формы на язык отечественного материала - на язык кирпича. Великолепная цистерцианская церковь в Хорине в Бранденбурге (1273г - 1334 г) открывает собою эпоху адэкватной материалу кирпичной готики, которая развивается дальше ответвившимися от цистерцианцев нищенствующими орденами. Последние, ввели прежде всего, тип зальной церкви. В освященной, в 1298 г. Мариенкирхе, в Нейбранденбурге, отделяющиеся вертикальные и узорные переплеты фронтона напоминают Страсбургский мюнстер. Аналогично, но значительно богаче оформлен покрывающий три нефа Мариенкирхе в Пренцлау (1328 г-1340 г) большой парадный фронтон. На нем чередуются кирпичи с красной и темной глазурью. Он лучше всего характеризует северную вариацию готического стиля. Кирпичная готика зрелого богатого стиля конца XIV и начала XV веков представлена церквами Мариенкирхе в Кенигсберге в Неймарке (башня -1458 г.), Катариненкирхе в Бранденбурге и церковью Стефана в Тангермюнде (начата в 1470 г.), - древняя, переделанная в готическом духе базилика с хором, трансептом и капеллой. К XV веку относятся обе великолепные главные церкви в Стендале - собор и Мариенкирхе, и тот и другая, - здания с двумя западными башнями.

В остзейских странах, а именно в ганзейских городах, кирпичная готика развертывает картину пышного великолепия. Здесь исходили из французского плана собора с ходом вокруг хора и венком капелл; здания возводились, следуя схеме базилики, причем плоскости фасадов оживлялись чередованием кирпичей, покрытых черной и цветной глазурью, а иногда слепым узорным переплетом по белому полю. Орнамент делался из обожженной глины. Так возникли Мариенкирхе в Любеке (1270 г - 1310 г), в XIV столетии - Мариенкирхе в Роштоке, церкви Сан-Морис и Сан-Николаус в Висмаре, церкви Сан-Николаус в Грейфсвальде и Штральзунде, а из монастырских церквей - очаровательная цистерцианская церковь в Доберане. Зальная система с опорами представлена в 1260 г. Иоганнискирхе в Торне и очень богатым памятником, законченным в 1388 г., собором во Фрауенбурге. Обе большие зальные церкви - Сан-Петер в Любеке - пятикораблевое и Сан-Мариа в Данциге - трехкораблевое здание - являются в существенных частях произведениями поздней готики XV века.

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

по теме:

Готическая архитектура
Готическая гражданская архитектура
Готическая архитектура Англии
Готическая архитектура Нидерландов
Церковная готическая архитектура
Готическая архитектура Италии
Готическая архитектура Франции
Готическая архитектура (Гартман)
Неоготическая архитектура

 





От: no,  1480 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Готическая архитектура Англии Готическая архитектура Италии »