Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Январь 12, 2017

Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

В романскую эпоху немецкая архитектура произвела такое изуми­тельное количество памятников, что мы вынуждены ограничиться лишь указанием на главнейшие. Однако и из этих последних только немногие дошли до нас в их первоначальном состоянии. Большинство настолько изменило свой вид благодаря перестройкам, что лишь отдельные части зданий восходят ко времени их возникновения. В общей картине романского искусства Германии наиболее выдающиеся творения принадлежат трем большим областям: рейнским странам, саксонским странам и Вестфалии. В трактовке и выполнении зданий повсюду отражаются племенные особенности населения.

Сначала ведущая роль, как в политике, так и в искусстве принадлежала саксонским странам. В их творениях обнаруживается ясно выраженная установка на сохранение каролингских традиций и на строгую закономерность плана и построения. Чаще всего встречается нормальный тип крестовой базилики с круглым хором, дополнительными апсидами в крыльях трансепта, чередованием опор в продольной части здания и двумя мощными западными башнями. К плоско перекрытым базиликам с двумя хорами и двумя трансептами, с чередованием опор по две колонны на один столб относятся: величественная историческая церковь Михаэлискирхе в Гильдесгейме (рис. 166 и 193), построенная в 1001—1033 гг., позднее вновь сооруженная по старому плану и освященная в 1186 г; собор в Гильдесгейме (1122—1190)и хорошо сохранившаяся, богато декорированная церковь Годегарда — там же (1033 — 1172). В форме простого креста расположена дворцовая или соборная церковь в Кведлинбурге (1170—1192). Из памятников меньшего размера с простым чередованием столбов и колонн следует назвать основанную в 960г. церковь в Гернроде и монастырскую церковь в Геклнигене (1117— 1170) — последняя дает образцовый план саксонской, нормальной базилики. Примерами частой колонной базилики служат: сохранившаяся лишь в виде живописных руин монастырская церковь в Паулинцелле (основана в 1055 г.) и соборная церковь каноников в Гаммерслебене (начата в 1112 г.). Базилики из одних столбов представляют собою: Бременский собор (около 1050 г.), церковь богоматери в Гальберштадте (начата в 1135 г.) и прекрасная соборная церковь в Кенигслюттере (начата в 1135 г.), хор и трансепт которой перекрыты уже крестовыми сводами (без нервюр).
 
Интерьер Михаэлискирхе в Гильдесгейме - Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 
Рис. 193. Интерьер Михаэлискирхе в Гильдесгейме
 
Кроме Брауншвейгского собора (1173 —1194) — сводчатой базилики связанного плана и еще чисто романских форм — полное перекрытие сводами получают впервые здания переходного стиля, которые хотя и сохраняют связанную систему плана, равно как и круглый архивольт в порталах и окнах, однако в остальном вводят стрельчатую дугу и декоративные новшества. К ним относятся: собор в Наум бурге с двумя хорами (среднее здание освящено в 1242 г.), собор в Гальберштадте (1181—1220), церковь богородицы в Арнштадте, собор в Магдебурге (начат в 1209 г.), его форма кажется уже целиком готической, и собор во Фрейберге, в котором, однако, уцелели, перейдя в готическое новое здание, лишь знаменитые «золотые врата», великолепно украшенные когда-то позолоченными статуями. Из основанных на саксонской земле цистерцианских церквей самая интересная — это освященная в 1278 г. церковь (рис. 191) в Риддагсгаузене в Брауншвейге. В ней внешний ход вокруг хора перекрыт более низкой, а самый хор — более высокой односкатной крышей, так что со стороны хора видны три крыши, поднимающиеся друг на друга террасами.
 
Интерьер собора в Шпейере - Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 
Рис. 194. Интерьер собора в Шпейере
 
Здания, расположенные в Вестфалии, носят черты направленности на простоту и практичность. В них имеется в виду в первую очередь удовлетворение ближайших потребностей, конструкция солидна, а декоративным подробностям не придается большой цены. Церкви по большей части представляют собою здания типа зала, раз­деленного опорными (с равно высокими нефами, стр. 165) и крестовыми сводами, которые появляются уже очень рано в упомянутой выше капелле Варфоломея в Падерборне. Соборы в Падерборне и Миндене — это крестовые зальные церкви с опорами: первая — с прямолинейно замкнутым хором, а вторая — с готическим хором. Импозантный собор в Сесте был сначала плоско покрытой базиликой о столбах, но уже во времена романскогостиля получил сводчатое перекрытие. Первое место среди вестфальских зданий переходного стиля занимают: собор в Оснабрюке (1256 — 1291)—перекрытая сводами базилика о столбах с восьмиугольным средокрестием, собор в Мюнстере (1225—1261) — тоже самое базилика о столбах, построенная по связанной системе с двойным хором, пышная церковь св. Рейнольда в Дортмунде (крестовая базилика) и из церквей, сооруженных цистерцианцами, — строгая монастырская церковь в Мариенфельде (1222).

Рейнские страны, которые были некогда ареной римского искусства и где давным-давно возникли цветущие населенные города, рейнские страны стали родиной блестящего расцвета романской архитектуры. К ранней эпохе относятся: соборная церковь в Герсфельдё (Гессен, около 1040 г.) и аббатская церковь в Лимбурге на Градте (в 1034 г.); обе — плоско покрытые колонные базилики большого размера, представляющие в наши дни развалины. Эпоху расцвета открывают главные произведения романского искусства — большие соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе. Они полностью перекрыты сводами по романской связанной системе, хотя по первоначальному плану были построены как плоско покрытые базилики. Первым по времени, по крайней мере, в его современном виде, является Шпейерский собор. Он был сооружен императором Генрихом IV на месте более древнего здания (построенного между 1030 и 1060 гг.) в виде крестовой базилики с западным парадизом, необычайно длинным продольным помещением в семь полей среднего нефа (рис. 163 и 194), с обширной криптой — усыпальницей императоров салической династии, двумя купольными башнями (над средокрестием и притворами) и четырьмя стройными квадратными башнями по восточным углам трансепта и по углам притвора и продольной части здания. Ни один из двух других соборов не достиг ясности и красоты его пропорций и грандиозного пространственного воздействия интерьера. Крестовые своды выведены в Шпейерском соборе еще без нервюр. В Майнцском соборе своды на нервюрах были введены позднее, о чем позволяет судить хотя бы неподготовленное для них членение столба. Весьма вероятно, что это имело место и в Вормском соборе. Майнцский собор был сооружен в 1081—1137 гг. на месте более ранней постройки, стоявшей еще с 778 по 1050 г. в виде крестовой базилики с более короткой продольной частью здания (5 полей), западным хором и малой криптой, с двумя мощными купольными башнями и четырьмя, окружающими здание многоугольными башнями меньшего размера. Вормский собор также имел предшественника в здании, построенном в 1000- 1025 гг., в своем настоящем виде он сооружен в 1171—1234 гг. Он заложен точно так же в виде крестовой базилики с двумя хорами, с продольным зданием о пяти полях, но без крипты, с двумя многоугольными купольными и четырьмя окружающими здание круглыми башнями (рис. 188). С внешней стороны он производит исключительно грандиозное и живописное впечатление.

Аббатская церковь в Лаахе - Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
 
Рис. 195. Аббатская церковь в Лаахе
 
К самым выдающимся зданиям романской архитектуры рейнских стран следует причислить: смелую и великолепную со стороны плана и форм бенедиктинскую церковь в Лаахе, близ-Абернаха (рис. 165 и 195) (1093—1156) — крестовую базилику о столбах, с западным хором, который окружен со всех сторон открытым перистилем парадиза, и шестью башнями. У живописного-Бонского мюнстера все еще два хора. В красивых приходских церквах в Абернахе и Зинциге можно видетьэмпоры над боковыминефами, круглые дуги аркад, но стрельчатые подпружные арки. Церковь св. Кастора в Кобленце (1157—1201), представляющая собой четырехбашенную базилику о столбах, перекрыта сводами по связанной системе. В приходской церкви в Боппарде (около 1200 г.) средний неф перекрыт стрельчатым цилиндрическим сводом, расчлененными подпружными арками.

Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии

 
Рис. 196. План церкви Санта-Мариа им Капитоль в Кельне
 
Напротив Бонна, на той стороне Рейна, стоит красивая церковь в Шварцгейндорфе (1149—1151), пример принятого повсюду типа дворцовых церквей и церквей при замках; в ней можно видеть два помещения, расположенные друг над другом и соединенные между собой отверстием в потолке. Верхнее помещение предназначено для господ (капелла в собственном смысле), нижнее — для слуг или под усыпальницу.

Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
 
Рис. 197. Разрешение системы продольной церкви с высоким главным нефом в церкви Квиринскирхе в Нейссе
 
В Кельне — древнем римском городе — возникло множество знаменитых церквей с богатейшим своеобразным оформлением хора и трансепта. В церкви св. Марии в Капитолии (освящена в 1049 г.), в церкви Апостолов (вторая половина XII века) и большой церкви св. Мартина (основана в 1172 г.) расположение хора приближается к центральной системе, поскольку концы креста кончаются апсидами (как в церкви Рождества в Вифлееме) и боковые корабли продолжены в виде хода вокруг хора (рис. 196) Церковь св. Гереона представляет собою восьмиугольное центральное здание, расширенное в 1069 г. вытянутым в длину хором с полукруглым завершением.

В церкви имеется великолепная просторная крипта. Трехлепестковый план трех первых названных кельнских церквей повторяется и в восточной части, построенной в 1007 г. церкви Квириния в Нейссе. В ее окнах (рис. 197) можно видеть своеобразные формы дуги — в виде веера, клеверного листа и т. п. Она является главным произведением нижнерейнского переходного стиля, особенно склонного к подобного рода новшествам.

 
Портал трансепта Страсбургского мюнстера

 
Рис. 198. Портал трансепта Страсбургского мюнстера
 
В качестве зданий среднерейнского и гессенского переходного стиля следует назвать, во-первых, грандиозный собор в Лимбурге на Лаане (рис. 167, 174 и 189) (1213—1242) — крестовую базилику с хором, замкнутым по кругу, и внутренним ходом вокруг него; в этом соборе эмпоры и трифории со стрельчатыми арками продолжаются над боковыми нефами, и, во-вторых, пышную, отделанную богатейшими украшениями приходскую церковь в Гельнгаузене.

К лучшим творениям переходного стиля в области верхнего Рейна относится сооруженный в 1185 г. Базельский мюнстер — расположенная по связанной системе сводчатая базилика с пятью нефами, ходом вокруг хора и двумя западными башнями. Первоначальные постройки двух главных произведений готической эпохи — мюнстера в Фрейбурге Ин Брейсгау и Страсбургского мюнстера — также относятся к романскому времени: у Фрейбургского мюнстера — трансепт с восточными башнями, восходящий к первой половине XIII века, у Страсбургского мюнстера (рис. 198) вся восточная часть с двойным порталом, начатая в 1179 г. и законченная около середины XIII века.

В серьезном и тяжелом характере романских зданий Эльзаса обнаруживаются немецкие принципы, испытавшие разнообразные французские и итальянские влияния. Освященная в 1149 г. и обновленная в XII столетии церковь Петра и Павла в Россгейме живо напоминает тосканские здания своим западным фасадом, лишенным башен и расчлененным круглоарочными галереями. В остальном, эльзасские церкви — это по большей части крестовые базилики о столбах со средокрестной башней, с двумя четыреугольными западными башнями, между которыми расположен фронтонный парадиз, с прямым завершением хора и пышной орнаментикой, усеянной фантастическими фигурами животных и людей. Как исключение, в аббатской церкви города Мурбаха (1216) две башни расположены над крыльями трансепта. Представителями нормального эльзасского типа являются: серьезная аббатская церковь в Маурсмюнстере, хорошо сохранившаяся Санта-Фидеекирхе в Шлетштадте и богато украшенная церковь в Гебвайлере, в которой переходный стиль выступает уже очень рано: она начата в 1082 г.

Самостоятельное стилистическое творчество Швабии и Баварии сказывается больше в украшении, чем в разрешении пространства. В церквах, находящихся вне влияния гиршауской и цистерцианской архитектурных школ нередок отказ от трансепта. Напротив, рядом с главным хором обычно располагали два дополнительных хора и оттеняли восточную сторону двумя сооруженными с этой стороны башнями. Потолки оставались по большей частью плоскими, лишь в более позднее время решились на перекрытие сводами. Аугсбургский собор — базилика о столбах с двумя хорами, западным трансептом и двумя восточными башнями — восходит к первой половине XI века, позднее, однако, он был значительно перестроен. Собор в Фрейзинге (1160—1205) славится своей украшенной фантастическими изображениями криптой. Самый богатый романскими церквами город в южной Германии — это город Регенсбург. Его главные памятники следующие: церковь св. Эммерама (1020—1052)—композиция в два хора с двойной криптой, роскошным ходом вокруг церкви; затем — Обермюнстер и вышедшая из гиршауской школы известная своим богатым порталом Шоттенская церковь св. Якова. Швабские памятники выделяются большим декоративным богатством. В Гиршау в 1059—1071 гг. была сооружена церковь Аврелия и в 1082—1091 гг. рядом с ней главная родовая церковь гиршауской конгрегации — Петерскирхе.

Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
 
Рис. 199. Хор капеллы Вальдериха в Мургардте
 
За ними последовали: аббатская церковь в Альпирсбахе (основана в 1095 г.) и начатая в 1146, законченная в 1233 г., обнаруживающая влияние Вормского собора соборная церковь в Эльвангене — первая базилика Швабии, полностью перекрытая сводами. К эпохе переходного стиля относится нарядная капелла Вальдериха (рис. 199) в Мургардте; мюнстер в Шахгаузене тоже следует гиршауской схеме, равно как и переделанный позднее снаружи в духе готики мюнстер в Констанце (1084 —1089).

План собора в Бамберге
 
Рис. 200. План собора в Бамберге
 
Наиболее значительные нижненемецкие памятники цистерцианцев расположены в Маульбронне в Швабии, в Броннбахе, близ Вертгейма и в Эрбахе, во Франконии. Расположение Маульброннского монастыря мы описали подробно во второй главе. Из относящихся к ранней эпохе монастырских церквей на острове Рейхенау мюнстер в Миттерцелле представляет собою красивую базилику о столбах, а сравнительно маленькая церковь в Оберцелле (рис. 162) — колонную базилику. В приходской церкви в Рейхенгалле и в церкви на Петерсберге, близ Дахау применено чередование опор. Кроме того, в Южной Баварии можно назвать несколько церквей типа зала с опорами: среди них следует отметить освященную в 1110 г. бенедиктинскую церковь в Прюлле, близ Регенсбурга — одну из старейших церквей Баварии, полностью перекрытых сводами. На эпоху переходного стиля указывают возникшие в первой половине XIII века более древние части церкви св. Себальда в Нюрнберге. Наиболее блестящее творение романского искусства в Баварии и Средней Германии — это собор в Бамберге, первое здание которого было освящено в 1012 г. На его месте после пожара 1081 г. было сооружено новое здание, освященное в 1111 г. Нынешнее, третье здание (рис. 200) возникло между 1192 и 1237 гг. в виде крестовой сводчатой базилики с двумя хорами, в которой можно узнать разнообразные влияния рейнских зданий. В Швейцарии наряду с Базельским собором важнейшими церквами являются: большой мюнстер и женский мюнстер в Цюрихе — простые строгие здания с прямым завершением хора.

Австрийские страны придерживаются в церковной архитектуре южнонемецкой композиции плана без трансепта, с тремя восточными апсидами и двумя башнями со стороны западного фасада. В богато расчлененных порталах с колонками в архитектурном и орнаментальном оформлении сказываются разносторонние влияния произведений Верхней Италии. В Петерскирхе в Зальцбурге (Саксония) каноники августинцы ввели чередование опор (по две колонны между каждыми двумя столбами), которому подражали и другие здания.

План монастырской церкви в Ерихове
 
201. План монастырской церкви в Ерихове
 
Построенная в 1142—1195 гг. красивая, монастырскаяцерковь в Зекау (Штейермарк) обнаруживает влияние гиршауской школы; богатый свод на нервюрах был введен позднее. В качестве главного произведения романского искусства Австрии следует назвать благородный собор в Гурке — красивую базилику о столбах в три нефа с трансептом, который, однако, не выступает за наружные стены, и великолепной криптой; ее крестовый свод покоится на сотне мраморных колонн. К эпохе переходного стиля относятся: роскошно декорированные аббатские церкви в Требитше и Тишновице и цистерцианские монастыри Лилиенфельда и Цветля.

Самые ранние церкви северогерманской равнины были построены за недостатком более подходящего материала из обломков рассеянных глыб (валунов), а отчасти из туфа (центральное здание Михаельскирхе в Шлезвиге около 1100 г.) или песчаника (собор в Гавельберге, 946—1170). Около середины XII века под голланскими и верхнеитальянскими влияниями перешли к кирпичной технике, о которой мы говорили выше. Среди памятников на первом месте стоят: построенная в 1147—1152 гг. монастырская церковь в Ерихове (близ Тангермюнде) — крестовая, плоско перекрытая колонная базилика (рис. 201) в три нефа. Далее — начатый в 1178 г. грандиозный собор в Ратцебурге — правильная крестовая базилика о столбах с дополнительными хорами, замкнутыми по прямой, перекрытая по связанной системе без диагональных нервюр, и собор в Любеке, заложенный в 1173 г. в виде романской базилики, а позднее превращенный в готическую церковь зального типа сопорами. Монастырские церкви в Дисдорфе и в Арензее — это крестовые сводчатые базилики начинающегося переходного стиля; поздний расцвет переходного стиля представлен красивыми бранденбургскими цистерцианскими церквами в Хоринеи в Леенине (рис. 173) (1182—1262).

Поперечные разрезы зальных церквей, разделенных опорами с цилиндрическими сводами

 
Рис. 202. Поперечные разрезы зальных церквей, разделенных опорами с цилиндрическими сводами
 




От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Газосветные рекламные установки в Москве (СССР) 1970-е Архитектор Филиппо Брунеллески - итальянская архитектура 15 века »

Отказ от ответственности (Disclaimer)