Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 29, 2017

Готическая архитектура Франции

Три периода готического стиля обозначаются во Франции - на его родине - как первичный, вторичный и третичный. Сохраняя наши наименования и прослеживая общий ход развития готического стиля на французской почве, мы отводим ранней готике вторую половину XII века, эпохе расцвета - XIII век. Поздняя готика падает на XIV и XV века и угасает лишь по истечении первой трети XVI века. В общем готический стиль не выработал во Франции ника ких существенно своеобразных национальных черт, он представляет собой скорее интернациональный стиль времени.

В эпоху ранней готики сказывается еще сильнее влияние строгих тяжелых форм романского искусства. Стены среднего корабля покоятся на круглых столбах; над подражающими античным формам капителями последних поднимаются служебные колонны. Нервюры крестового свода, чаще всего шестичастного, представляют собою крупные валики круглого сечения (рис. 221). В окнах часто еще сохраняется круглый валик, а там, где вместо него выступает валик острого профиля, еще нет декоративного заполнения вертикальным и узорным переплетом.

В плане обычен простой или двойной ход вокруг хора, иногда с замкнутым венком капелл, а иногда с полным или частичным отказом от этого последнего.

Часто и трансепт заканчивается апсидами, так что восточная сторона здания образует в плане три раковины, напоминая форму клеверного листа. Что касается построения, то здесь эмпоры сначала из конструктивных соображений сохраняются, потом, по мере того как вырабатывалась система контрфорсов, исчезают.

Первое большое архитектурное произведение, соединяющее в себе все признаки готического стиля, - это аббатская церковь Сан-Дени в Париже; ее хор и западная часть сооружены в 1137 - 1144 гг. В ней имеются: двойной ход вокруг хора, венок капелл и две башни со стороны фасада; построение башен следует по большей части романским формам, но в нем применены контрфорсы, что свидетельствует о начале новой архитектурной системы.

Непосредственно по об­разцу этой церкви сделаны: законченный в 1167 г. собор в НуайонеиЛаонский собор (1174 - 1226) с продольной частью здания и трансептом, каждый в три нефа, и Нотр Дам в Париже (1163 - 1235). Все они имеют в плане на одно звено среднего нефа по два квадрата боковых кораблей, в построении налицо эмпоры, трифории и верхний ярус окон, таким образом, средний корабль содержит четыре яруса. Двухбашенный фасад Нотр Дам (рис. 239) стал прототипом для большинства французских соборов. Горизонтальное членение сильно подчеркнуто мощными гуртовыми карнизами, так называемой королевской галлереей со статуями царей израилевых, вставленной под этажом окна розы, и высокими три фориями. Горизонтальное членение представляет собой особенность французской готики, хотя и не отвечает принципам готики. Бытьможет, Здесь нужно видетьодну из причин того, что у большинства французских соборов башни не доделаны: лишены шлемов.

Готическая архитектура Франции

 

Рис. 240. Сан-Шапелль в Париже

В начатом в 1130 г. Шартрском соборе, к раннеготической части здания относятся только обе башни, между которыми расположен тройной портал, ведущий в средний корабль. Собор в Сан (начат в 1152 г.), в котором столбыпучки чередуются с парами стройных колонн, не имеет эмпор так же, как и собор в Суассоне (1175-1212); в последнем в качестве новшества, важного для дальнейшего развития готической системы, вводятся сквозные травеи.

Интерьер Руанского собора - Готическая архитектура Франции

 

Рис. 241. Интерьер Руанского собора

С эпохой расцвета (1200-1300) в царствование Людовика Святого (1226-1270) для французского средневекового искусства наступают классические времена. Вся Франция была охвачена баснословным строительным вдохновением. Такому вдохновению во всей мировой истории подберешь немного параллелей. Оно позволило вылить в совершенные художественные формы творения грандиозного размаха.

Новые здания господствующей системы состоят из двух башен на фасаде, трехнефной продольной части здания, такого же трансепта пятинефного хора с простым обходом и радиально расположенными многоугольными капеллами (подобно тому, как в хоре Кельнского собора, рис. 252) и сквозными травеями. Всюду имеет место отказ от эмпор. Идущая, под рядом окон, верхняя стена уничтожена трифорями. В каменных переплетах, а именно в переплетах окон роз, характерны лучевидные фигуры, отчего и архитектурный стиль эпохи получил название «лучистого стиля» (Style rayonnant).

Во главе большого числа выдающихся произведений Северной Франции стоит, во первых, Шартрский собор, построенный заново, за исключением обеих западных башен, после пожара 1194 г. (закончен в 1260 г.); во вторых, Реймский собор (рис.217) (начат в 1212 г.) с знаменитым фасадом, постройка которого началась в 1251 г.; в третьих, Амьенский собор, начатый в 1218 г. по плану Роберта Лгазарха, с фасадами, оконченными в XV веке; в четвертых, грандиозный хор собора в Ле Ман (1217-1254) и, наконец, новая часть аббатской церкви в Сан-Дени (начата в 1231 г.). Но наиболее прелестным произведением французской готики является возведенная Пьером де Моптеро, по заказу Людовика Святого в 1243- 1248 гг. Сан-Шапелль в Париже (рис. 240). Она была заложена как двухэтажная капелла, предназначенная для сохранения привезенных из святых мест реликвий, с трехнефной нижней церковью и однонефной верхней. На ее окнах с переплетом, украшенных витражами, исключительно великолепными по цвету, впервые появляется в качестве наружного завершения вимперг.

В Нормандии большинство архитектурных памятников XIII в. еще носит на себе суровые, строгие черты ранней готики, они больше отвечали нормандскому национальному складу, чем утонченное искусство зрелого стиля. В плане бросается в глаза удлинение капеллы хора, лежащей по главной оси. Правда, столбы богато расчленены. Но в капителях сохраняется раннеготический мотив почки. Каменные переплеты отсутствуют. Наружный вид здания подчинен резко подчеркнутой средокрестной башне, которая торчит выше башен фасада. В качестве важнейших памятников следует назвать возникшие из более древних зданий соборы в Руане (рис. 241), Байо иЛизьеи оба главных произведения нормандской, высокой готики: трехнефный собор в Сеез и пятинефный в Кутансе.

На юге Франции, где некогда процветали античность и выдержанный в духе античности романский стиль, готика укоренялась ойень медленно. Но, независимо от этого, юг отстал от художественного развития севера, благодаря религиозным неурядицам и войнам. Лишь в XIII веке возникло несколько явно готических церквей: собор в Бурже, в котором, как исключение, имеется крипта, собор в Клермон Ферране (начат в 126S г.), грандиозные хоры соборов в Нарбонне и Тулузе: в них, обнаруживается непосредственное влияние северного французского искусства. Не по времени, но по стилю к периоду расцвета готики относятся здесь, кроме того, церкви XIV века, а именно богатая восточная часть церкви Сан-Назар в Каркассоне и однонефный собор в Альби, трактованный снаружи в виде крепости.

Здания Бургундии тоже отстают от зданий Пиккардии и Иль де Франса. Законченная в 1240 г. статная церковь Нотр Дам в Дижоне следует еще в плане связанной системе квадратов без хода вокруг хора и венка капелл и применяет еще круглые колонны с капителями, украшенными орнаментом с мотивом почки; однако в ее тонко рассчитанной системе сводов и контрфорсов можно узнать высокую готику.

Аналогичны со стороны плана и оформления церкви Нот.р Дам в Семюреи соборы в Оксерре и Лозанне; однако в последнем введены богато расчлененные столбы-пучки.

Поздняя готика (1300-1500) слепо держалась системы, созданной в эпоху расцвета. Исключительную стройность, элегантность и легкость она довела до последней черты. В плане боковые нефы расширялись сплошными рядами капелл. В построение окна верхней части стены включались сильно вытянутые трифории. Богато оформлялись аркбутаны, вся наружная и внутренняя архитектура зданий была направлена к блистательной, изящной и утонченной декоративности.

Готическая архитектура Франции

 

Рис. 242. Окна южного бокового корабля собора в Эвре

XIV столетие оставалось еще в относительно строгих границах. Перед лицом внутренних неурядиц и войн с Англией сооружения большего стиля отошли на задний план. Правда, столь оживленная перед тем архитектурная деятельность продолжалась повсюду, но она ограничивалась по большей части достройкой, перестройкой и пристройкой. Сюда относится в качестве выдающегося творения знаменитая великолепная башня церкви Сан-Пьер в Каене (начата в 1308 г.).

Из числа более значительных, новых зданий XIV века назовем грандиозную, благородно оформленную церковь Сан-Кюан в Руане (начата в 1318 г.). Зато в XV веке средневековое искусство Франции переживало блестящую осень. Зодчие этого времени все еще держатся в плане и построении церквей норм старого готического стиля. Поэтому лишь неохотно и только в последней стадии развития они применяют сетчатый свод, представляющий собою отказ от органического развития опорной и сводчатой конструкций. Однако в остальном они остроумно играют конструктивными принципами готики, пользуясь всеми вариациями поздней готической формы дуги; среди них предпочтение отдается наряду с дугой в форме киля и вформе ослиной спины плоской овальной дуге, которая, в частности в светской архитектуре, так придавлена, что заканчивается горизонтальной прямой, следовательно, представляет собою половину прямоугольника со скругленными углами. Порталы и окна одеваются исключительно пышными фантастическими украшениями. Для переплетов (с начала XV века) характерны вытянутые в длину наподобие языков пламени рыбьи пузыри (рис. 242). По ним вся французская архитектура этого времени получила название «пламенеющий стиль» (Style flamboyant). Из многочисленных достроек прежних зданий, относящихся к этому времени, западный фасад собора в Туре открывает картину ясных и чарующих форм французской поздней готики. Полноценными и чистыми творениями пламенеющего стиля являются начатая в 1437 г. Пьером Робэном элегантная церковь Сан-Маклю в Руане, церковь Сан-Николя в Пор, близ Нанси и церковь Сан-Вюльфрам в Абевилле (начата с 1488 г.), фасад которой открывает картину витиеватого декоративного убранства. Сюда же относится, кроме того, возникшая на севере Франции церковь Сан-Moрис в Лилле; однако последняя благодаря пятинефному зальному плану, благодаря стройным круглым колоннам занимает во французском церковном зодчестве особое место.

Готическая архитектура Франции

 

Рис. 243. Сан-Гюдюль в Брюсселе

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.





От: no,  1315 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Церковная готическая архитектура Готическая архитектура Нидерландов »