Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Июль 30, 2018

Архитектура неоклассицизма в Англии

Во второй половине XVIII столетия в Англии начался подъем всей общественной и культурной жизни страны. В то время, как континентальные страны отдали свои лучшие силы семилетней войне, Англия осуществила неизмеримые колониальные завоевания. Большие богатства потекли в метрополию, где они мощно содействовали раз­витию транспорта, индустрии и торговли, а также повышению культурных и художественных интересов. К концу века Англия — в отличие от потрясенной тяжелыми внешними изменениями Франции, от бессильной вследствие своей внутренней раздробленности Германии, от совершенно распыленной Италии — заняла место крупнейшей мировой державы. Это ее положение не ограничивалось только областью потитики. Англия заняла в это время, ведущее место во всей культурной жизни Запада и в частности в области изучения античности. С тем же воодушевлением, с каким в свое время изучали Палладио, теперь обратились к идеям классицизма.

Английский неоклассицизм не имел в качестве своего непосредственного предшественника стиль рококо. Со времен Иниго Джонса английская архитектура развивалась под знаком палладианского классицизма. Поэтому возникшее в середине XVIII столетия во всем культурном мире движение к возрождению античности не привело в Англии, подобно тому, как это было в континентальных странах, к полному разрыву с прошлым; точно так же здесь не возник переходный стиль, подобный, например, - декоративному стилю Людовика XVI, явившемуся переходом от рококо к неоклассицизму. Это движение укрепило уже существовавшие до этого основные положения, заострило внимание на чистоте форм и способствовало развитию археологического направления, которое видело вершину художественного познания в безоговорочном следовании художественным законам античности. Во всяком случае, и в Англии еще до середины XVIII столетия началось скрытое движение против классицистического пони­мания искусства. Но оно преследовало другие цели, чем на континенте. Еще в XVII веке, т. е. значительно раньше, чем во Франции и Германии, в Англии развилось искусствоведческое изучение средне - вековой архитектуры и были опубликованы широко разработанные воспроизведения средневековых памятников. Рен, крупнейший мастер английского, позднего ренессанса, выполнял уже готические постройки, правда, неохотно и лишь по желанию своих заказчиков, и другие архитекторы следовали его примеру. Но все же это явление ограничивалось немногими образцами. Эти ранние попытки оживления готического искусства не могли противостоять мощно развившемуся с 1750 г. движению классицизма. Но они оказывали на это последнее определенное влияние обратного порядка, поскольку они означали известно отклонение от классического, художественного идеала и способствовали некоторой неуверенности среди архитекторов, которые тем усерднее искали выхода из этой неуверенности в следовании классическим прототипам и не допускавших никаких сомнений по поводу авторитарных канонов античности.




В этих условиях опубликованные к тому времени упомянутые выше материалы по античной архитектуре вызвали глубокий интерес как в архитектурных кругах, так и в кругах любителейискусств. Особенное внимание привлекло широко разработанное
исследование Стюарта и Реветта. Оно дало мощный толчок изучению архитектурных творений греков. Проводили сравнения между палладианским и греческим искусством. Это последнее признавалось более высоким; по отношению к первому развивался критический взгляд. Палладианский идеал форм был сменен эллинистическим.

Английский неоклассицизм, раньше, чем континентальный, начал со строгого доризма. Дорогу к последнему, он нашел все же через Палладио и через римскую древность. В произведениях ведущего мастера начального неоклассицизма — Вильяма Чэмберса (1727 — 1796), родившегося в Швеции, но выросшего в Англии и учившегося в Риме у Клериссо, единство стиля еще не выражено достаточно последовательно. Чэмберс применял формы римской античности в такой же мере, как и итальянского и даже французского ренессанса. При случае он обращался и к готике и даже, — правда, только в декоративном отношении, — к восточным, в частности китайским архитектурным мотивам, которые он изучил во время своего пребывания в Китае. К эллинизму он относился отрицательно. Громадный фасад большого правительственного дворца Сомерсет Хауз в Лондоне (1776 — 1786) с рустованным цоколем, коринфскими пилястрами и трехчетвертными колоннами в верхнем этаже и с мощным карнизом несет на себе еще целиком печать строгого палладианства (рис. 241).

Архитектура неоклассицизма в Англии - Дом Сомесет в Лондоне


Рис. 241. Дом Сомесет в Лондоне.

Полный отход от палладианских форм проявился раньше всего в работах братьев Роберта (1728 — 1792) и Джемса Адам (ум. в 1794 г.), сыновей названного выше Вильяма Адама. Утонченность интерьера, достигнутая французским искусством, вызвала повышение требований в этой области, и в этом отношении палладианская система не могла удовлетворить, так как была преимущественно направлена на внешнюю архитектуру. Братья Адам ввели во внутреннем оформлении грациозный и изящный стиль, покоившийся в основном на эллинистических формах, но воспринявший также некоторые черты стиля Людовика XVI. Они опубликовали свои проекты (рис. 242), в которых заметно влияние Пиранези, и развили архитектурную деятельность, далеко превзойдя всех архитекторов своего времени. Главной темой этой деятельности было по преимуществу сооружение больших, городских, жилых домов. Они создали чрезвычайно удобные планы, которые могут служить образцами даже и в настоящее время. Во внешнем оформлении в их работах отмечается все же некоторое оскудение, которое становится особенно заметным, если сличить их работу с произведениями их великого предшественника Рена. Они пытались создать строгое и благородное оформление, выбирали простые дорические колонны и пилястры, полукруглые окна в нижнем этаже, в остальных — прямоугольные окна с сегментом или фронтоном, с простыми наличниками, часто также группировали окна под архитравом и фризом, лишенным орнамента, и карнизом с очень сдержанной общей про­филировкой (рис. 243). Построенный ими загородный замок Кеддл fa- стон Холл в Дербишайре не только по своему плану, но также, и по внешней архитектуре, в частности портику и открытой лестнице, еще обусловлен палладианским влиянием; круглый купольный зал, однако, явно навеян Пантеоном.

Архитектура неоклассицизма в Англии - Стенная декорация архитекторов Р. и Я. Адам


Рис. 242. Стенная декорация архитекторов Р. и Я. Адам.

Полный отход от палладианских форм проявился раньше всего в работах братьев Роберта (1728 — 1792) и Джемса Адам (ум. в 1794 г.), сыновей названного выше Вильяма Адама. Утонченность интерьера, достигнутая французским искусством, вызвала повышение требований в этой области, и в этом отношении палладианская система не могла удовлетворить, так как была преимущественно направлена на внешнюю архитектуру. Братья Адам ввели во внутреннем оформлении грациозный и изящный стиль, покоившийся в основном на эллинистических формах, но воспринявший также некоторые черты стиля Людовика XVI. Они оппубликовали свои проекты (рис. 242), в которых заметно влияние Пиранези, и развили архитектурную деятельность, далеко превзойдя всех архитекторов своего времени. Главной темой этой деятельности было по преимуществу сооружение больших, городских, жилых домов. Они создали чрезвычайно удобные планы, которые могут служить образцами даже и в настоящее время. Во внешнем оформлении в их работах отмечается все же некоторое оскудение, которое становится особенно заметным, если сличить их работу с произведениями их великого предшественника Рена. Они пытались создать строгое и благородное оформление, выбирали простые дорические колонны и пилястры, полукруглые окна в нижнем этаже, в остальных — прямоугольные окна с сегментом или фронтоном, с простыми наличниками, часто также группировали окна под архитравом и фриизом, лишенным орнамента, и карнизом с очень сдержанной общей профилировкой (рис. 243). Построенный ими загородный замок Кеддлстон Холл в Дербишайре не только по своему плану, но также, и по внешней архитектуре, в частности портику и открытой лестнице, еще обусловлен палладианским влиянием; круглый купольный зал, однако, явно навеян Пантеоном.

Архитектура неоклассицизма в Англии - Фасад жилого дома в с. Джемском сквере в Лондоне.


Рис. 243. Фасад жилого дома в с. Джемском сквере в Лондоне.

Фасад университета в Эдинбурге, выполненный в 1789 г., характерен серьезным обликом, определяемым большими, спокойными пропорциями. Возвышающийся над высоким, рустованным цоколем корпус в два с половиной этажа расчленен приподнятым центральным ризалитом и двумя боковыми ризалитами, которые, так же как и отступающая часть, имеют каждый по три оси. Вход, открывающийся между дорическими колоннами, фланкирован двумя выдвинутыми колоннами, несущими балкон. За исключением одной цветочной гирлянды, аттик центрального ризалита не имеет никаких украшений. В Лондоне большое количество зданий
обнаруживает следы уже сильно эллинизированного стиля обоих Адамов.

Их последователям нехватало собственной творческой силы и самостоятельности, которая могла бы предохранить искусство от все более, и более внедрявшейся в архитектурную работу книжной учености. Мнение о том, что античные произведения при всех обстоятельствах являются совершеннейшими творениями архитектуры и, что таким образом современные достижения должны цениться тем выше, чем ближе они приближаются к античному идеалу формы, приводило к тому, что не только точно копировали детали античных построек, но и старались для всех применяемых форм найти по возможности обоснование в античности.
Архитектурным организмом, как таковым, все более и более пренебрегали. Иногда бессознательно создавали воспроизведения знаменитых памятников один рядом с другим и один над другим. Страсть к «классической форме» была выше всего. В результате самые обыкновенные буржуазные дома снабжались дорическим портиком и соответствующим карнизом.

К концу XVIII столетия наиболее ценимым архитектором был Джон Соан (1752 — 1835). Он был теоретиком, написал после длительных исследований в Голландии и Италии работу о храмах и термах (1778), а позднее издал проекты жилых сооружений. Его наиболее значительная постройка — здание Английского банка в Лондоне, выд ержаннсе в больших масштабах. Здесь он внимательно отнесся к уличному фасэлу, который он снабдил мнимыми дверями и окнами, так как дом должен был из соображений безопасности быть возможно более замкнутым; фасады он расчленил коринфскими колоннами и пилястрами. Он применил, таким образом, средства выразительности, присущие общественному зданию, в то время как здесь назначение здания требовало иного. В своих формах эта постройка следует римским образцам. В своей дворцоьсй архитектуре Соан прямо следовал римским термам.

Более поздние мастера были ярко выраженными эллинистами (Вильям Инвуд, 1771 — 1843, Вильям Вилькинс, 1778 — 1839). Вилькинс построил в Хемишайре загородный дом Гренж, в котором решил расположение жилого здания в форме храма, архитектура которого ни в какой мере не передает назначения постройки (рис. 244). Полное подчинение распределения пространства чисто внешним формам и античным членениям выступает в этой постройке прямо в бессмысленном виде. Более удачно построил Вилькинс здание Национальной галл ерей в Лондоне — сильно вытянутую в длину двухэтажную постройку, выдержанную в богатых формах коринфской колонной архитектуры, а также подобным же образом решенное здание университета там же — хотя в общем и здесь гармония целого полностью утрачена.

Загородный дом Гренж в Хемпшайре


Рис. 244. Загородный дом Гренж в Хемпшайре.

Более свободно оперировал формами античности Джон Нэш (1752 — 1835). Он развил обширную деятельность, протекавшую пре­имущественно в классическом русле, отчасти, однако, и в духе средневековой архитектуры. Он оказал сильнейшее влияние на архитектурное решение целых кварталов Лондона (Риджент стрит, Риджент парк с прилегающим к нему комплексом домов, ряды домов Барльтон хауз террас и др.) и во многом примыкал к архитектурной манере братьев Адам. Его главным произведением можно считать парковый фасад Букингэмского дворца, возведенный в 1825 — 1837 гг.; поставленные перед ним эллинистическо-дорические колонны, начинающиеся с высоты нижнего этажа, несут сплошной балкон, в то время как в верхней части только центральный ризалит имеет коринфские пилястры, идущие через полтора этажа. Творчество Нэша не прокладывает больших путей, но отличается внутренней правдивостью. Для того, чтобы добиться наиболее выразительного архитектурного впечатления, он соединял большое число маленьких и средних отдельных домов (иногда 20 — 30) в единый ансамбль, который он оформлял наподобие дворца средним и боковыми ризалитами, в то время как отступающие части оставлял в их обычном виде. Этот пример вскоре вызвал подражание в Эдинбурге и других городах. Введенный им в Англии метод обработки фасадов масляной краской, вместо прежней, обычной облицовки кирпичом, облегчил эту работу, однако вызвал и ряд отрицательных последствий. Владельцы отдельных домов считали себя в праве распоряжаться выбором красок для фасадов своих владений. Вскоре огромные фасады начали раскрашиваться пестрыми полосами, и нередко одна часть ризалита оказывалась красной, другая зеленой или голубой, что было особенно уродливо тогда, когда вертикальное деление осуществлялось при помощи колонн. Таким образом иллюзия превращения этих домов в дворец оказывалась грубым образом обнаруженной.

Свое завершение английский неоклассицизм получил в работах Безейра, Эльмеа, Кокереля и Смирка. Первый из них известен зданием Фитц Вильям музея в Кэмбридже, второй — большим зданием с. Джордж холл в Ливерпуле, являющимся наиболее значительным произведением эллинистического типа в Англии.

В области внутренной архитектуры (рис. 245) Чарльс Кокерель (1788 — 1863) применял греческие формы в более свободной трактовке. Его выдержанная в хороших пропорциях постройка Ганновер чепль в Лондоне напоминает своим фасадом с двумя башнями и благородным портиком церковь с. Вен сен де Поль в Париже (рис. 240). Последним представителем чистого эллинизма был Роберт Смирк (1780 — 1867), лучший ученик Соана. В 1809 г. он построил Ковент Гарден театр в Лондоне (рис. 246). В 1823 г. ему было поручено сооружение нового здания для Британского музея в связи с сильно возросшим количеством художественных ценностей этого хранилища. Основой архитектурного оформления этого здания является выдержанная в большом масштабе ионическая колоннада, которую архитектор разбил в этой 114-метровой постройке на центральную колоннаду и два крыла. Вследствие громадных затрат, которых потребовала эта постройка, ему не удалось закончить ее согласно проекту. Смирк вынужден был отказаться от продолжения колоннад с боковых сторон. В настоящее время колоссальный ряд колонн (рис. 247) производит впечатление чисто декоративной кулисы, как бы предназначенной для того, чтобы затруднять доступ света в расположенные за ней помещения, несомненно, нуждающиеся в более, обильном освещении.

Георгиевский зал в Ливерпуле (деталь интерьера).

Рис. 245. Георгиевский зал в Ливерпуле (деталь интерьера).

 

Архитектура неоклассицизма в Англии - Ковентгарденский театр в Лондоне

Рис. 246. Ковентгарденский театр в Лондоне.

 

Архитектура неоклассицизма в Англии - Британский музей в Лондоне



Рис. 247. Британский музей в Лондоне.

Постепенно даже у наиболее рьяных почитателей античного храмового стиля должно было, в связи с опытом строительства, сложиться представление о том, что метод и манера, при помощи которых переносились — вернее, копировались — в Англии формы античности, не соответствуют здоровому архитектурному смыслу. В конце концов классицизм вызвал не только резкие возражения, но подчас насмешки и издевку со стороны своих противников, и своими ошибками немало способствовал тому, что движение. В пользу возрождения средневекового искусства приобретало все больше привержен­цев. При ближайшей проверке выдвинутых возражений нельзя было не сознаться, что архитектура классической древности может быть применена для новых строительных задач только в соответствующей переработке, примерно так, как ее воспринял ренессанс. Борьба мнений складывалась все менее и менее благоприятно для эллинистов; собственно исход этой борьбы был уже решен приостановкой строительных работ по возведению колоннады Британского музея. С этого момента (1845) английская архитектура окончательно стала на путь неоромантики и неоренессанса.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.

 

 





От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура неоклассицизма - примеры зданий, региональные особенности Архитектура неоклассицизма в Германии и Австрии »

Отказ от ответственности (Disclaimer)