Проекты домов
Полезные ссылки и разделы: |
Опубликовано: Август 13, 2018Архитектура неоклассицизма в Бельгии и ГолландииРазличия между условиями, в которых развивалась архитектура в южной и северной частях Нидерландов, имеют значение и в период неоклассицизма. В этот период Бельгия переживает богатую событиями политическую историю. До 1794 г. она находится под австрийским, а затем под французским владычеством. После первого парижского мира (1814) она соединилась с Голландией в Нидерландское королевство. С 1830 г., под влиянием революционного движения, распространившегося по всей Бельгии и направленного против этого соединения, она стала самостоятельным государством. Австрия старалась осуществить унию Бельгии с габсбургской монархией, но особенных успехов в этом направлении не достигла. Но самостоятельное развитие архитектуры, давшей в предыдущую эпоху такие сильные ростки, было теперь подавлено. В дальнейшем ходе событий Бельгия все же следовала не за Австрией, а за Францией, которая была ей более близка. Оттуда же пришел в Бельгию классицизм. церковь Жак сюр Коденберг, фото: EmDee , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)
церковь Жак сюр Коденберг, фото: Karelj Первым видным архитектором нового художественного направления был француз Гимар. Он построил верхнюю часть Брюсселя с благородной Плас Ройяль (1772), напоминающей в некотором отношении площадь Станислава в Нанси. Он построил там же для графа Фландрского дворец, план которого в виде буквы П, замкнутой спереди стеной, и с двумя порталами и двором был сделан по типу французских отелей. Лизены, выступающие над высоким рустованным цоколем и проходящие через полтора этажа, напоминают саксонские и венские произведения раннего классицизма. Фламандский вкус должен был быть удовлетворен еще роскошной орнаментикой. Рядом с дворцом Гимар построил церковь Жак сюр Коденберг (1776 - 1785) в строго классицистическом духе, с импозантным римско - коринфским храмовым фасадом и колокольней. Она настолько близка архитектурным формам античных культовых построек, что во время Французской революции она была объявлена храмом разума, где с этого момента статуи Моисея и Давида должны были быть заменены изображениями Ликурга и Солона. На этой же Плас Ройяль Гимар построил (1779 - 1783) Пале де ла Насион, в котором видна более зрелая ступень развития неоклассицизма. Образцом для этого здания Гимар избрал английские правительственные здания. Главные части сделаны в виде перистиля и полукруглого, расположенного амфитеатром зала заседаний. Ученик Гимара, Луи Жозеф Монтойе (ум. в Вене в 1800 г.) построил замок в Леке не (1782 - 1784), выдержанный в простых и благородных формах, привитых школой Блонделя, в стиле позднего Людовика XVI. Большие здания эпохи были возведены лишь в XIX столетии. Главное произведение - королевский дворец в Брюсселе был построен тамошним архитектором ван дер Стретен в 1820 г. По своему фасаду он настолько близок к Монетному двору Антуана в Париже, что может считаться копией последнего. Ведущую роль в бельгийской архитектуре позднего неоклассицизма получил бельгийский архитектор Людовик Реландт (1786 - 1864), усвоивший направление своего учителя Персье, но сохранявший при этом более свободную точку зрения. Реландт - создатель известного в свое время здания университета в Генте (1826) с прекрасным колонным, круглым залом; в отличие от Персье. Реландт в фасадах отказывается от какихлибо украшений. Во Дворце юстиции в Брюсселе, построенном на Шельде, - благородном здании с высоким крыльцом, над которым подымается шестиколонный коринфский портик, - уже видно ясно выраженное, тяготение к формам итальянского ренессанса палладианского направления. Вместе с Реланлтом работал тоже способный Тильман Франс Сюис (1783 - 1861), получивший свое образование тоже у Персье в Париже, учившийся также и в Риме. В Брюсселе, в ботаническом саду, он построил теплицы, в которых он очень удачно сочетал явно современные железные конструкции с совершенно, классически выдержанной ионической колоннадой. Позднейшая деятельность Сюиса протекает в Голландии. Там, еще во время барокко, архитектура стояла под знаком палладианского классицизма. Поэтому возникшее в серепине XVIII столетия в соседних странах движение за реформу в искусстве в духе классицизма не принесло ничего существенно, нового. Архитектуре тоже не пришлось преодолевать особенно больших заданий. Нехватало более глубоких художественных импульсов. Архитектура общественных зданий почти не существовала. В частном строительстве, благодаря росту богатства купцов - мореплавателей, помещения становились больше, производилось больше трат на внутреннюю отделку; в этой последней нашел себе применение стиль Людовика XVI. С внешней же стороны руководящим оставался сухой «стиль кирпича», который представляет собою незначительный художественный интерес. Из известных архитекторов второй половины XVIII столетия можно упомянуть И. Гусли (ум. в 1795 г.), построившего ратуши в Вееспе и Гронингене, затем обоих братьев Яна Давида и Кореля Цохер, из которых первый построил в 1790 г. биржу в Амстердаме, а второй - католическую церковь в Утрехте. В XIX столетии в лице Т. Фр. Сюиса Голландия имела видного представителя развернутого неоклассицизма. В 1820 г., т. е. когда Бельгия и Голландия были соединены в одно государство, он был приглашен профессором в Амстердам. Из его произветений мы назовем возведенный в новогреческих формах Музей древности в Утрехте (1825), старую биржу (1845) там же - очень сухое здание, оживленное лишь ионической галлереей, далее - новую лютеранскую церковь в Амстердаме и католическую церковь в Гааге; в его произведениях классицистические, очень сдержанные в профилях членения являются лишь оживляющей декорацией постройки, выполненной в местном кирпиче и говорящей о появлении новых художественных веяний.
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть. От: no,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Политика обработки персональных данных
Отказ от ответственности (Disclaimer)