Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 12, 2014

Реставрация памятников архитектуры второй трети XIX века — начала XX века

Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века — начала 20 века

 

Развитие архитектурного процесса, начиная со второй трети XIX столетия, приобретает усложненный многоплановый характер. Классицизм становится официальной архитектурой Российской империи, его эстетические установки облекаются в догматические каноны, тормозя развитие зодчества, вступая в противоречие с прогрессивным развитием техники и совершенствованием строительных материалов. Совершенно поэтому естественно, что наряду с произведениями в формах классицизма в творчестве даже таких его ведущих мастеров, как К. И. Росси и В. П. Стасов, прослеживается обращение к древнерусскому зодчеству и готике. В середине XIX века наиболее значительные постройки Петербурга возводились по проектам О. Р. Монферрана, А. П. Брюллова, А. И. Штакеншнейдера, К. А. Тона, Н. Е. Ефимова. Каждый из этих архитекторов обладал высокой градостроительной культурой, и их постройки гармонично вписались в композиционную структуру Петербурга, во многом ее обогатив. Что касается декора, особенно интерьеров, то здесь очевидно совмещение, зачастую в одном здании, самых разнообразных стилистических элементов.




Сооружения, построенные с использованием декоративных элементов, почерпнутых в исторических архитектурных стилях, возводились в Петербурге на всем протяжении рассматриваемого периода в основном по проектам А. И. Штакеншнейдера, П. С. Садовникова, Г. Э. Боссе, М. Е. Месмахера, Л. Н. Бенуа, причем отдельные здания нарушали своим обликом сложившееся единство окружающей архитектурной среды. Но вместе с тем многие улицы обрели при этом своеобразную «многоликость», придающую им определенную индивидуальность.

Для ряда строений, возводимых во второй половине XIX — начале XX века, художественными образцами послужили творения русских зодчих XVI—XVII веков, как это сделал, например, архитектор А. А. Парланд в церкви Воскресения Христова (1883—1907 годы) на набережной канала Грибоедова у Русского музея. Архитекторы А. И. Гоген и Г. Д. Гримм, создавая здание для Музея А. В. Суворова (1901—1904 годы) на бывшей Кирочной (ныне Салтыкова-Щедрина, 43) улице, обратились к мотивам русских крепостных сооружений.

Александровская колонна. Шлифовка гранитного фуста. Мраморщик А. М. Гусев


Александровская колонна. Шлифовка гранитного фуста. Мраморщик А. М. Гусев

В Ленинграде хорошо сохранились различные здания, выдержанные в соответствии с концепциями стиля модерн. Среди них есть произведения, отличающиеся подлинной художественностью и функциональным совершенством. Из них следует отметить жилой дом на Кировском проспекте, 1/3 (архитектор Ф. И. Лидваль, 1899 —1904 годы) и построенное им же в 1907—1909 годах здание Азовско-Донского банка на улице Герцена, 3. Архитектор А. И. Гоген в 1904—1906 годах создал один из лучших в городе небольших жилых домов, в котором черты модерна выражены с наибольшей привлекательностью и мастерством; это бывший особняк М. Ф. Кшесинской — ныне Музей Великой Октябрьской социалистической революции (проспект Максима Горького, 1).

Рационализм, присущий архитектурному мышлению конца XIX — начала XX столетия, нашел отражение в новой волне увлечения стилями прошлого — петровского барокко, русского классицизма, Ренессанса. Наиболее плодотворно работали в этих направлениях архитекторы В. А. Щуко, И. А. Фомин, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, Н. В. Васильев.

Эстетические, конструктивные и планировочные достоинства лучших сооружений, созданных в период 30-х годов XIX- начала XX века, выдержали проверку временем, стали образцами высокопрофессионального творчества.
 

 

Александровская колонна

В центре Дворцовой площади Ленинграда, одной из красивейших в мире, возвышается знаменитая, неоднократно воспетая поэтами, Александровская колонна, воздвигнутая в честь победы, одержанной русским народом над наполеоновскими полчищами в Отечественной войне 1812 года. Этот грандиозный монумент был сооружен в 1830—1834 годах по проекту архитектора О. Р. Монферрана, который руководил также работами по его установке и отделке.

Колонна представляет собой гигантский монолит красного гранита («раппакиви») с основанием диаметром 3,66 метра, высотой 25,56 метра и весом более 600 тонн. Монолит этот был добыт в Пютерлакском карьере на побережье Финского залива неподалеку от Выборга. Целых два года шестьсот камнетесов при помощи
брусьев, клиньев, молотов, рычагов отделяли монолит от скалы. Затем они погрузили его на плоскодонное судно особой конструкции, которое два парохода отбуксировали в Петербург.

Блестящую изобретательность проявили и русские инженеры, соорудившие оригинальную систему гигантских лесов и чугунные кабестаны для подъема гранитного колосса. Благодаря этому основание колонны было абсолютно точно установлено на пьедестал.

30 августа 1832 года три тысячи рабочих, в том числе тысяча четыреста сорок солдат и триста матросов, заняли свои места у рычагов шестидесяти кабестанов, а также у блоков, установленных у основания и на вершине лесов. Символичным было то, что в сооружении памятника, прославляющего подвиги русских воинов, приняли участие солдаты и матросы, насчитывавшие в своих рядах немало ветеранов Отечественной войны 1812 года.

Александровская колонна. Фрагмент гранитного фуста. До реставрации

 

Александровская колонна. Фрагмент гранитного фуста. До реставрации
 

Александровская колонна. Статуя ангела. До реставрации

 

Александровская колонна. Статуя ангела. До реставрации

На диво четкими и слаженными были, по словам Монферрана, действия «храбрых широкоплечих рабочих, настоящих геркулесов, державших вместо меча железный рычаг». Повинуясь разуму и воле людей, огромная колонна всего лишь за сто минут приняла вертикальное положение и заняла свое место на подготовленном пьедестале.

«Александрийский столп», сооружением которого в основном завершилось формирование архитектурного ансамбля Дворцовой площади, стал символом непоколебимой стойкости русского народа, сокрушившего «великую армию» Наполеона. О славных победах, одержанных русским воинством в Отечественной войне 1812 года, говорят и бронзовые горельефы работы скульпторов П. В. Свинцова и И. Леппе, украшающие пьедестал колонны. Эти горельефы изображают аллегорические фигуры Победы, Мира, Справедливости, Милосердия, Мудрости и Изобилия, окруженные воинскими доспехами и оружием. Венчает колонну фигура ангела, попирающего змею, исполненная скульптором Б. И. Орловским.

Как грозное напоминание и предостережение врагам России неколебимо возвышается колосс, воздвигнутый на Дворцовой площади. Не пошатнулся он и в суровые годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровские орды подступили к стенам Ленинграда. Осколки фашистских снарядов безжалостно терзали гранитное тело колонны, оставляя на нем глубокие шрамы. Бронзовые горельефы пьедестала и статуя ангела вследствие окисления покрылись зеленым налетом.
 

Александровская колонна. Статуя ангела. После реставрации

 

Александровская колонна. Статуя ангела. После реставрации
 
Но гранитный колосс стоял стойко, как солдат на передовой.

Не сразу после окончания войны дошли руки реставраторов до Александровской колонны. Слишком уж много других ценнейших памятников архитектуры и искусства нуждалось в их неотложной помощи. Но летом 1963 года вокруг колонны появились строительные леса. Они были комбинированными: внизу, на высоту десяти метров,— деревянные, а выше шли семнадцать ярусов инвентарных металлических лесов.

Первого июля 1963 года группа опытных мастеров по обработке камня во главе с бригадиром Н. Н. Решетовым приступила к реставрационным работам. Научное руководство осуществляла старший научный сотрудник Специальных научно-реставрационных производственных мастерских И. Г. Блэк.

Прежде всего, мастера промыли гранит, удалив с него пыль и копоть. Затем они тщательно расчистили выбоины, нанесенные осколками снарядов, и трещины, образовавшиеся в граните в результате многолетнего воздействия температурных колебаний и осадков. После этого началась самая сложная операция — так называемая мастиковка.

Реставраторы имели уже немалый опыт составления и нанесения разных мастик для заделки повреждений в каменных облицовках и сооружениях, но в данном случае задача была особенно трудной.

Александровская колонна. В процессе реставрации

 

Александровская колонна. В процессе реставрации
 

Александровская колонна. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века — начала 20 века

 

Александровская колонна. После реставрации
 
Дело в том, что, заделывая выбоины и трещины на колонне, нужно было, как можно точнее воспроизвести рисунок и цвет красного гранита с вкраплениями черных «глазков» слюды. В связи с этим пришлось применять две мастики различного состава: красную и черную. Красная мастика изготавливалась из эпоксидной смолы, в которую добавлялся истолченный в муку красный мрамор и гранитная крошка. Черная мастика также состояла из эпоксидной смолы, но вместо мраморной муки и гранитной крошки в нее добавлялись черный кузбасслак и серый цемент.

Пользуясь металлическими шпателями, реставраторы заделали мастикой все трещины, выбоины и мелкие выщербины на монолите. После этого его поверхность обрабатывали электроинструментами с дисками из зеленого карборунда. Сначала, используя крупнозернистые абразивы, мастера удаляли избыток мастики и тонкий слой шероховатого, переродившегося гранита. Потом, постепенно переходя на абразивы со все более мелким зерном, гранит троекратно шлифовали. Затем карборундовыми дисками с самым мелким зерном гранит «лощили», т. е. делали его поверхность совершенно гладкой и матовой. И, наконец, колонну полировали до зеркального блеска фетровыми дисками, подсыпая под них полировальный порошок — окись алюминия.

Немало хлопот доставила реставраторам также бронзовая скульптура колонны. Как известно, бронзовые статуи и рельефы обязательно обрабатываются специальными окислителями, создающими на их поверхности пленки различных цветов: зеленого, черного, коричневого.

Александровская колонна. Статуя ангела. Фрагмент. До реставрации

 

Александровская колонна. Статуя ангела. Фрагмент. До реставрации
 

Александровская колонна. Статуя ангела. Фрагмент. После реставрации

 

Александровская колонна. Статуя ангела. Фрагмент. После реставрации

Эта пленка, так называемая патина, имеет не только декоративное, но и важное практическое значение, предохраняя скульптуру от воздействия атмосферных осадков и проникновения коррозионных процессов в глубь металла.

К тому времени, когда началась реставрация колонны, пленка патины, некогда нанесенная на статую ангела и горельефы пьедестала, давно разрушилась. Поэтому всю скульптуру пришлось очистить и патинировать заново. Положение осложнялось тем, что многие рецепты составов для патинирования, хранившиеся в строгом секрете старыми мастерами, считались утраченными. Инженер-химик Ленинградских специальных научно-реставрационных производственных мастерских Д. А. Бодик много сил и времени посвятила разработке новых способов патинирования; теперь, при реставрации Александровской колонны, ей предстояло испытать один из них на практике.

Перед патинированием всю скульптуру колонны тщательно промыли водой и обезжирили бензином. Промывая статую ангела, реставраторы, к своему удивлению, обнаружили, что вся она облеплена сгустками резины. Это оказались остатки воздушных шаров, запускавшихся участниками праздничных демонстраций. Высоко в небе шары лопались и затем оседали на колонну. После промывки на бронзовую скульптуру нанесли, для образования черной пленки патины, водный раствор сернистого аммония и растерли его щетками. Спустя сутки статую и горельефы покрыли раствором воска в бензине и снова растерли его щетками до появления блеска. А еще через сутки эта операция была повторена. Эксперимент оказался успешным. Патина, заново нанесенная на скульптуру колонны, не уступает по качеству первоначальной.

Все работы по реставрации Александровской колонны были завершены к 1 ноября 1963 года, а 7 ноября демонстранты, пришедшие на Дворцовую площадь, увидели освобожденный от лесов, сверкающий полировкой величавый монолит, символизирующий стойкость и мужество русского народа.

Спустя четырнадцать лет, в 1977 году, к шестидесятилетию Великого Октября была произведена реконструкция покрытия окружающей колонну центральной части площади. В соответствии с проектом Г. Н. Булдакова, ныне народного архитектора СССР и члена-корреспондента Академии художеств, асфальтовое покрытие заменили диабазовой брусчаткой, разделенной продольными и поперечными полосами из гранитных плит на крупные квадраты. Таким образом был восстановлен рисунок исторического замощения. Внутри каждого квадрата брусчатка выкладывалась в виде концентрических кругов. Тогда же по проекту архитектора Н. В. Морозовой были воссозданы в своих первоначальных формах четыре фонаря, установленные по углам гранитной отмостки у колонны. Эти мероприятия придали архитектурному облику Дворцовой площади еще большую целостность и завершенность.

 

источник: Восстановление памятников архитектуры Ленинграда, А. А. Кедринский, М. Г. Колотов, Б. Н. Ометов, А. Г. Раскин





От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Московские Триумфальные ворота - . Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века Исаакиевский собор - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века »

Отказ от ответственности (Disclaimer)