Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 11, 2014

Московские Триумфальные ворота - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)

Реставраторы вернули к жизни и последнее крупное произведение выдающегося мастера классицизма В. И. Стасова — Московские триумфальные ворота, величественно возвышающиеся па одной из главных магистралей Ленинграда — Московском проспекте; они подобны гигантскому портику дорического ордера. Двенадцать чугунных колонн поставлены двумя рядами. Пятнадцатиметровые колонны диаметром более двух метров, приподнятые на невысоком стилобате, несут мощный антаблемент, завершенный ступенчатым аттиком. Размеры этих чугунных пропилеев весьма внушительны: ширина — тридцать шесть метров, высота — двадцать четыре. Но впечатление монументальности создается не самими размерами, а точно найденными пропорциями и предельным лаконизмом форм. В строгую схему классического ордера архитектор внес изменения, поместив взамен триглифов горельефные фигуры девушек — гениев Победы, несущих гербы русских губерний. Композиция ворот увенчана восемью пятиметровыми рельефными, выкованными из меди скульптурами трофеев.




Московские триумфальные ворота — один из самых выдающихся архитектурных монументов, в котором с большой силой проявились мастерство и талант одного из корифеев русского зодчества В. П. Стасова. Проект Московских ворот был утвержден в апреле 1834 года, а 14 сентября того же года состоялась церемония закладки, которая произошла меньше чем через месяц после торжественного открытия Нарвских ворот.

В 1836 году была закончена отливка чугунных блоков, из которых смонтированы колонны, и изготовлены медные капители. Каждая колонна весила около двух тысяч пудов, а все чугунные части — свыше пятидесяти одной тысячи пудов. К этому следует добавить четыре тысячи пудов железных конструкций и около тысячи пудов медных листов, из которых выполнено скульптурное убранство.

16 октября 1838 года состоялось торжественное открытие Московских триумфальных ворот.

Органичной и неотъемлемой частью Московских ворот является их скульптурный декор.

Московские Триумфальные ворота. Воссоздание гербов. Скульпторы-модельщики Д. Д. Малашкин, Г. Ф. Цыганков, Б. М. Томский за работ

 
Московские Триумфальные ворота. Воссоздание гербов. Скульпторы-модельщики Д. Д. Малашкин, Г. Ф. Цыганков, Б. М. Томский за работой
 
 
Это тридцать женских фигур с крыльями, в развевающихся складчатых одеяниях, несущих гербы губерний, и восемь арматур — своеобразных пластических «костров», скомпонованных из воинских доспехов. Все скульптурное убранство Московских ворот выковано из меди по моделям скульптора Б. И. Орловского, который руководствовался рисунками архитектора.

Посвященные победам русских войск в Персии и Турции в первой трети XIX века, Московские ворота в 1878 году стали свидетелями триумфального возвращения полков, освободивших от многовекового оттоманского ига Болгарию. В сознании народа Московские ворота стали монументом воинской доблести солдат-освободителей Балкан и Кавказа.

После Великой Октябрьской социалистической революции Московские триумфальные ворота находились под государственной охраной и несколько раз реставрировались. Однако в сентябре 1936 года было принято решение демонтировать ворота и снести связанные с ними здания кордегардии. К счастью, перед этим они были тщательно обмерены архитекторами П. Д. Бункиным, В. П. Бункиным и М. П. Бренайзеном. Их обмеры дают точное представление и об облике всего сооружения, и о его деталях, а также о конструкциях антаблемента, скрытых облицовкой.

Московские Триумфальные ворота. В процессе восстановления

 
Московские Триумфальные ворота. В процессе восстановления
 
После разборки ворот все чугунные конструкции и детали пронумеровали и перевезли на склады. Арматуры и фигуры гениев передали в Государственный Русский музей и Музей Академии художеств.

Общественность Ленинграда сразу же выступила за исправление допущенной ошибки. Уже в 1938—1941 годах в мастерской профессора Е. И. Катонина был составлен проект возобновления Триумфальных ворот для оформления входа в парк (ныне Московский парк Победы).

Великая Отечественная война не позволила осуществить проектное предложение Е. И. Катонина, но уже в 1956 году, по инициативе Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда, началась разработка проекта восстановления Московских ворот на прежнем месте. Прежде всего, установили места хранения демонтированных деталей. Они находились на складах на Расстанной улице и на Новодевичьем кладбище, а разобранные скульптуры в двух музеях: в Русском музее — тридцать три детали, в том числе семь фигур, в Академии художеств — тридцать пять деталей и среди них восемь фигур. Все сохранившиеся фигуры и детали — крылья, щиты с гербами и даже ступни ног — были тщательно обмерены архитекторами из 11-й мастерской Ленпроекта.

Московские Триумфальные ворота. 1981 г.

 
Московские Триумфальные ворота. 1981 г.
 
Изучив сохранившиеся авторские чертежи В. П. Стасова, обмеры, выполненные в 1936 году, и богатую иконографию, архитекторы И. Г. Капцюг, Е. Н. Петрова и инженер Н. С. Чукаев разработали проект восстановления Московских ворот. 23 февраля 1957 года Ученый совет  Государственной инспекции по охране памятников утвердил этот проект.

16 декабря 1957 года Ленгорисполком по инициативе начальника Государственной инспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, принял решение о воссоздании триумфального монумента. Специальным научно- реставрационным производственным мастерским поручили реставрацию и воссоздание медного скульптурного декора. Кировский завод взялся за отливку чугунных частей, а завод «Стальконструкция»—плит и металлических конструкций. Выяснилось, что из ста восьми чугунных колец, составляющих двенадцать колонн, сохранилось шестьдесят пять. Из тридцати фигур гениев Победы оказалось возможным реставрировать тринадцать, а семнадцать надо было воссоздать по данным сохранившихся обмеров. Всю эту сложную работу координировали архитектор М. М. Налимова, искусствовед Г. Д. Нетунахина. Большую помощь им оказали консультанты — известный исследователь архитектуры Г. Г. Гримм, скульптор И. В. Крестовский и профессор доктор технических наук Н. Н. Аристов.

В июле 1958 года началось перенесение трамвайных путей, проложенных на участке, где ранее стояли ворота; одновременно было проведено исследование старого фундамента, который, как оказалось, очень хорошо сохранился под слоем асфальта.

Московские Триумфальные ворота. Декоративные арматуры. Начало сборки на площадке у ворот

 
Московские Триумфальные ворота. Декоративные арматуры. Начало сборки на площадке у ворот
 
Московские Триумфальные ворота. Декоративные арматуры на площадке у ворот

 
Московские Триумфальные ворота. Декоративные арматуры на площадке у ворот
 
В октябре того же года фундамент раскрыли, и замысел о возрождении выдающегося триумфального памятника архитектуры начал воплощаться в практических строительных работах.

Пока шла отливка чугунных колец, и изготавливались конструкции, реставраторы приступили к воссозданию недостающих фигур гениев Победы, гербов и арматур. Воссоздание фигур, и особенно гербов, потребовало большой предварительной подготовки. С этой целью архитектор Е. Н. Петрова углубленно изучала российскую геральдику, чтобы точно установить, что изображено на российских губернских гербах, и каковы формы щитов. Каких только животных — фантастических и реальных — не приходилось ей рисовать, воспроизводя гербы Ярославской, Костромской, Псковской, Смоленской и других губерний. По старым фотографиям и рисункам Е. Н. Петровой модели воссоздаваемых деталей выполнялись первоначально в глине скульпторами-модельщиками Д. Д. Малашкиным, Г. Ф. Цыганковым, Б. М. Томским, Н. И. Смирновой. После принятия моделей специальной комиссией фигуры и детали формовались в гипсе и уже, затем путем выколотки изготавливались из красной листовой меди бригадой чеканщиков К. II. Кротова.

Здание Биржи. Фасад. Начало реставрации. 1945 г.

 
Здание Биржи. Фасад. Начало реставрации. 1945 г.
 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Декоративная ростра. После реставрации

 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Декоративная ростра. После реставрации

Большой сложностью отличалась работа по воссозданию арматур, ибо каждая из них состоит из тридцати восьми деталей. Первоначально были изготовлены модели в одну четвертую часть натуральной величины арматур, что позволило уточнить их общую композицию. В дальнейшем производилась отработка каждой детали панцирей, шлемов, знамен, дубовых ветвей, ликторских пучков, венков, штандартов с орлами, других военных доспехов. Многие из них имелись в нескольких вариантах, отличающихся по форме и деталям. Арматуры также выполнялись выколоткой из медных листов. Старые детали скульптурного убранства очистили от масляной краски, выправили на них вмятины, восполнили утраты.

В 1959 году возрожденные ворота заняли свое историческое место в перспективе Московского проспекта. В октябре того же года велась установка фигур гениев. Из акта комиссии, датированного 10 октября 1959 года, видно, что на воротах уже стояло семь фигур и две фигуры были подняты на леса для установки. В сентябре 1960 года начальник Инспекции по охране памятников С. В. Коробков, архитектор М. М. Налимова, директор Музея городской скульптуры Г. Д. Нетунахина и один из авторов проекта реставрации Е. Н. Петрова осмотрели ворота и составили перечень поправок. В 1961 году все их указания были осуществлены.

Так ленинградские реставраторы возвратили городу на Неве шедевр русской классической архитектуры — патриотический памятник воинской славы.
   
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Нева». Фрагмент. До реставрации

 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Нева». Фрагмент. До реставрации
 
Можно сказать без преувеличения, что в послевоенные десятилетия реставрацией были охвачены все памятники первой трети XIX века, находящиеся под государственной охраной. Реставрационные работы этих лет позволили сохранить архитектурно-художественный облик двух загородных дач: Дурново и Шишмарева (Колюбакина),  памятников архитектуры классицизма, расположенных на невских берегах.

Дача Дурново (Свердловская набережная, 22) была перестроена в 1813 - 1826 годах архитектором А. А. Михайловым 2-м из особняка конца столетия. Прямое попадание снаряда крупного калибра частично разрушило монументальный десятиколонный портик, повредило живопись и лепное оформление интерьеров. В конце 1940-х годов был восстановлен портик, отремонтированы фасады, реставрирована и частично воссоздана роспись перекрытий парадных помещений, приписываемая П. Скотти.

Министерская дача Шишмарева, построенная на берегу Большой Невки в 1825 году архитектором А. И. Мельниковым, весьма ценна в двух отношениях — как выразительное и гармоничное произведение усадебного зодчества и как уникальное деревянное сооружение русского классицизма. Война обрушилась на дачу не осколками и ударами бомб и снарядов, а нанесла ей громадный урон вследствие суровых условий — прекращения отопления, морозов блокадных дней.
 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Нева». После реставрации

 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Нева». После реставрации
 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Волхов». После реставрации
 
 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Волхов». После реставрации

Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Волхов». Фрагмент. До реставрации

 
Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна. Скульптура «Волхов». Фрагмент. До реставрации

Как подохранный памятник это здание не было разобрано на дрова, но оно пришло в крайнюю ветхость: железная кровля протекала, нижние венцы бревенчатых стен сгнили, отдельные деревянные части разъедал жучок, переплеты и декоративные детали были утрачены. Состояние дачи стало настолько плачевным, что административные органы района внесли предложение о ее сносе.

Однако Государственная инспекция по охране памятников настояла на сохранении и реставрации дачи. По проекту архитектора С. С. Фроловой в 1949 году началось ее восстановление. В ходе работы оказалось, что поражения жучком и грибком гораздо больше, чем предполагалось до полного вскрытия обшивки. Это привело к необходимости замены многих бревен и отодвинуло окончание реставрации до 1962 года. Восстановление здания, внутренние помещения которого реконструировали, обеспечивает сохранность этого ценного памятника архитектуры.

В суровые годы блокады пришло в запустение и сильно обветшало уникальное здание деревянного Каменноостровского театра, построенного С. Л. Шустовым в 1827 году на набережной Малой Невки. За время своего существования он трижды восстанавливался и реконструировался. Так, в 1844 году здание это было разобрано и возобновлено А. К. Кавосом по авторским чертежам с частичными изменениями. В 1932 году Е. И. Катонин при реставрации более чем полвека пустовавшего театрального зала перепланировал партер, заменил роспись, соорудил новые боковые крыльца, но при этом художественный облик фасада и интерьера театра не утратили в основном своих стилистических особенностей.

В 1965—1967 годах Специальные научно-производственные реставрационные мастерские провели реставрацию, цель которой заключалась в замене разрушившихся конструктивных и декоративных элементов, современном техническом оснащении здания и приспособлении его к  новому назначению при полном сохранении его как выдающегося произведения архитектуры первой трети XIX столетия. Сегодня Каменноостровский театр к своему традиционному названию добавил новейшее определение — телевизионный, оставаясь по-прежнему величественным украшением зеленого Каменного острова и одним из главных звеньев архитектурного комплекса, включающего Елагин и Каменноостровский дворцы.

Немало пришлось потрудиться в послевоенные годы реставраторам над ансамблем Стрелки Васильевского острова, ядром которого являются созданные в 1806—1816 годах Тома де Томоном Ростральные колонны и Биржа. Две монументальные, дорического ордера, Ростральные колонны с гигантскими каменными изваяниями — аллегориями великих русских рек на гранитных подножиях подчеркивают симметрию замечательного ансамбля, удачно дополненного сооруженными И. Ф. Лукини в 1826— 1832 годах двумя симметричными пакгаузами.

Здание Конногвардейского манежа. Фасад. До реставрации

 
Здание Конногвардейского манежа. Фасад. До реставрации
 
В годы войны осколками разрывавшихся вблизи вражеских снарядов были образованы многочисленные выбоины на квадрах постаментов, стволах колонн и фигурах. Осколки пробили медную обшивку на изображениях ростров — украшений носовой части кораблей, установленных на колоннах и символизирующих победы русского флота. Документами, облегчившими работу реставраторов, стали данные обмера, осуществленного сотрудниками Инспекции по охране памятников в апреле 1942 года.

Мастера Научно-реставрационных мастерских тщательно заделали все сколы и трещины на скульптурах и гранитных постаментах, восполнили утраты в металлических каркасах и медной облицовке ростров, и в ноябре 1947 года, к тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, Ростральные колонны, как всегда, встречали корабли Краснознаменного Балтийского флота.

Одновременно закончился реставрационный ремонт здания Биржи (ныне здесь находится Центральный военно-морской музей). Все повреждения военных лет, причиненные кровле, фасадам, северному и южному портикам, были успешно ликвидированы.

Здание Конногвардейского манежа. Фасад. После реставрации

 
Здание Конногвардейского манежа. Фасад. После реставрации
   
Важным вкладом в сохранение уникального здания Биржи явилась проведенная в 1974—1975 годах гидроизоляция гранитного стилобата, осуществленная с полной разборкой и перекладкой монолитных гранитных плит и ступеней, тщательно промаркированных, реставрированных и установленных на прежние места.

 В 1982 году специалисты СНПО «Реставратор» восстановили завершение Ростральных колонн в виде античных светильников. Проект был разработан архитектором А. П. Куликовым и инженером Т. А. Фурщик. Мастера тщательно реставрировали кованые металлические треножники подставки. Из стали, облицованной латунью, изготовили чаши; также были воссозданы оригинальные накладки и другие декоративные элементы; из бронзы заново отлили скульптурные «бараньи головы». Реконструировали и систему электро- и газооборудования. И вскоре вновь затрепетали огненные языки триумфальных маяков.

Здания бывших пакгаузов также стали мишенями для немецкой артиллерии. Во многих местах фасады их были пробиты снарядами, оконные проемы повреждены, переплеты сломаны, штукатурка отбита. Реставраторы восстановили кирпичную кладку, оконные проемы и их заполнения. По шаблонам, снятым с сохранившихся фрагментов обработки фасадов, они восстановили их рустовку, тяги и окраску.

В ансамбле центральных площадей Ленинграда особая роль принадлежит зданию Конногвардейского манежа, возведенному в 1804—1807 годах по проекту Д. Кваренги.

Сугубо утилитарному по своему назначению строению зодчий придал строгий, но вместе с тем импозантный облик. Особой декоративной насыщенностью отличается главный фасад, который обращен в сторону Адмиралтейства и Зимнего дворца. Он выделен восьмиколонным портиком, фронтоном, увенчанным тремя статуями, и мраморными группами «Диоскуров», изваянными П. Трискорни.

В дни блокады здание неоднократно подвергалось обстрелам, повредившим фасады, скульптуру фронтона и барельеф в глубине портика.

Однако реставрация фасадов здания не ограничилась ликвидацией повреждений военных лет. Дело в том, что в течение длительного времени Конногвардейский манеж использовался в качестве гаража. При этом к его западному фасаду пристроили пандусы, исказившие облик здания. Принимая во внимание архитектурную ценность Конногвардейского манежа, расположенного на стыке трех центральных площадей города, Ленгорисполком принял решение о восстановлении исторического вида его фасадов и приспособлении его под Центральный выставочный зал.

В 1977 году, в соответствии с проектом, разработанным в Ленинградском отделения института Гипротеатр архитектором М. Д. Братчиковым и инженером М. В. Будкевичем, были разобраны позднейшие пристройки к фасадам, восстановлены первоначальные заполнения дверных и оконных проемов, облицовка цоколя, реставрирован гипсовый барельеф портика, изображающий конные состязания. Одновременно производилась реконструкция интерьеров манежа, преобразованного в двухъярусный выставочный зал, оснащенный новейшим инженерным оборудованием. К шестидесятилетию Великого Октября Центральный выставочный зал начал
свою работу.
 
 
 




От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Казармы Павловского полка, Троицкий (Измайловский) собор. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века — начала 20 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »

Отказ от ответственности (Disclaimer)