|
Вебресурс >> Архив статей >> Ансамбли России. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда Опубликовано: Март 9, 2014Елагин дворец. Здание Главного штаба. Ансамбли России. Реставрация памятников архитектуры первой трети XIX векаГрандиозные создания выдающегося зодчего К. И. Росси, большинство которых к 1941 году перешло во второе столетие своего существования, стояли могучими твердынями в центре осажденного города, символизируя его непреклонность и величие. Но вражеские обстрелы и суровые условия блокады нанесли большой урон их фасадам и интерьерам. При этом самая тяжелая участь выпала на долю первого петербургского ансамбля К. И. Росси на Елагином острове. Этот остров, планировка и застройка которого восходят к XVIII столетию, К. И. Росси преобразил в единственный в своем роде архитектурно-парковый ансамбль, включающий Елагин дворец и комплекс парадных зданий и павильонов. В 1818—1822 годах К. И. Росси перестроил для Александра I старый барский дом, некогда принадлежавший екатерининскому вельможе И. П. Елагину и сохранивший название Елагина дворца по имени прежнего владельца. Фасады дворца отличаются благородной простотой, присущей всем сооружениям К. И. Росси. Его главный фасад выделен посередине величественным шестиколонным портиком, а по бокам — малыми четырехколонными портиками с фронтонами. Во дворец ведет широкая парадная лестница и два пандуса. С особенной яркостью талант К. И. Росси проявился в создании изящной и разнообразной отделки интерьеров. Достойными сподвижниками архитектора были талантливые скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, известные художники-монументалисты Д. Скотти и А. Виги. Наиболее богато оформленные парадные комнаты размещались на первом этаже. В Вестибюле, в нишах, были установлены исполненные С. С. Пименовым фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок украшен росписью. Еще большей роскошью отличались Столовая, Овальный зал, Кабинет, Спальня и Туалетная. Для облицовки стен и колонн этих помещений К. И. Росси применил искусственный мрамор («стюк»). В Овальном зале и Кабинете «стюк» был чисто белый и блестящий подобно лучшему фарфору, благодаря чему Кабинет стал называться Фарфоровым. В Столовой же на фоне белого искусственного мрамора стен выделялся желтый «стюк» фриза и пилястр, увенчанных женскими головами-гермами работы В. И. Демут-Малиновского. Тот же ваятель создал и скульптурное убранство Овального зала: рельефы на сюжеты античной мифологии, изображения весталок, возлагающих на светильники гирлянды цветов, и фигуры кариатид на падуге купола. Исключительно важную роль в оформлении интерьеров дворца играла живопись. На стенах Фарфорового кабинета художник А. Виги исполнил масляными красками по искусственному мрамору группы танцующих граций в ярких разноцветных одеждах, цветы и пышные орнаменты, написанные золотом, а на фризе и потолке — резвящихся купидонов. В остальных парадных помещениях дворца — Малиновой и Голубой гостиных, Спальне и Туалетной — все росписи выполнил Д. Скотти. Обычно он оставлял свободными центральные поля плафонов, окаймляя их изящным орнаментом или изображениями танцующих женских фигур, а на падугах писал многофигурные композиции: «Триумф Аполлона и Венеры», «Туалет Венеры» и другие полные веселья и радости сцены на сюжеты из античной мифологии. Елагин дворец. Спальня. Установка резьбы на двери. Резчики по дереву В. А. Богданов и Ю. М. Козлов В росписи, исполненные в манере «гризайль» и «под бронзу» клеевыми красками непосредственно по штукатурке, художник включал полихромные клейма, т. е. отдельные фигуры или группы фигур, написанные па ткани и наклеенные на потолок. Стены Малиновой и Голубой гостиных и Туалетной были затянуты малиновым, голубым и белым штофом. С живописными плафонами и штофной обивкой стен прекрасно гармонировали художественные наборные полы гостиных. Вникая во все детали оформления интерьеров, К. И. Росси уделил большое внимание обработке дверей. В парадных помещениях первого этажа Елагина дворца насчитывалось более двадцати великолепных дверей, облицованных цепными породами дерева и украшенных золоченой бронзой и резьбой. Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства. Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. Исключения составляли Кабинет Александра I, находящийся на втором этаже, и Церковный зал — на третьем. В Кабинете особенно замечательны были двери, украшенные чрезвычайно тонкой работы арматурами, отлитыми из бронзы, и роспись потолка, изображавшая воинские доспехи. Помещение Дворцовой церкви представляло собой обширный зал с каннелированными колоннами, перекрытый купольным сводом. В течение многих лет Елагин дворец являлся царской резиденцией. После Великой Октябрьской социалистической революции в нем был открыт Историко-бытовой музей, а с 1931 года, когда на территории Елагина острова организовали Центральный парк культуры и отдыха, дворец стал использоваться для культурно-воспитательной работы. В годы Великой Отечественной войны, в тяжелые дни блокады Ленинграда, Елагин дворец подвергся страшному разрушению. 16 января года, во время очередного обстрела города фашистской артиллерией, два снаряда пробили кровлю и перекрытия. Разорвавшись в подвале, они сильно разрушили Вестибюль. Наибольшие же разрушения были нанесены дворцу, когда снаряды повредили дымоходы, в результате чего в нем вспыхнул пожар. Огонь охватил все здание. Рухнула кровля. Обвалились чердачные и междуэтажные перекрытия. Живописные плафоны, рельефы и статуи, искусственный мрамор, наборные паркеты и изумительные двери — все это было уничтожено пламенем. Сохранился лишь каменный остов фасадов и капитальные внутренние стены с незначительными, опаленными огнем фрагментами «стюка», штукатурки, орнаментальных украшений мраморных каминов и лепки. Елагин дворец. Вестибюль. Разрушения Страшное зрелище представлял собой остов здания, открытый дождям, снегам и ветрам. Казалось, что возродить дворец из руин невозможно, но едва закончилась война, как в 1946 году архитектор В. М. Савков произвел фиксацию уцелевших деталей отделки дворца. Остатки росписей и лепки зарисовали и сняли с них кальку. Научный сотрудник Государственной инспекции по охране памятников А. Н. Петров собрал обширные архивные материалы по истории строительства дворца и написал подробную справку, обосновывающую возможность его восстановления. В дальнейшем разработка проекта восстановления дворца была поручена архитектору М. М. Плотникову, который детально изучил чертежи К. И. Росси, дворцовые описи, иконографию, произвел множество обмеров. К 1952 году он создал проект восстановления внешнего облика здания и художественной отделки парадных помещений первого этажа. В том же году начались реставрационные работы, продолжавшиеся около восьми лет. Прежде всего, были восстановлены в первоначальном виде фасады дворца и выполнены общестроительные работы внутри здания. В 1958 году реставраторы закончили отделку комнат второго и третьего этажей, которые стали использоваться для обслуживания посетителей парка. Воссоздано было также оформление Церковного зала и Кабинета Александра I. В возрожденном Церковном зале вновь появились колонны и роспись свода, а в Кабинете — живописный плафон, воссозданный художниками И. И. Пиккиевым и Э. В. Ермолиным на основании изучения довоенных фотографий и использования аналогов. В Кабинете были возобновлены чудесные двери с заново отлитыми из бронзы арматурами, точно воспроизводившими прежние. Елагин дворец. Овальный зал. После реставрации Наиболее сложные и трудоемкие работы реставраторы осуществили в парадных помещениях первого этажа. Бригады, возглавлявшиеся опытными мастерами И. М. Дворецким и С. С. Фединым, восстановили облицовку из белого и цветного искусственного мрамора на колоннах, пилястрах и стенах Овального зала, Столовой, Фарфорового кабинета. По сохранившимся в архивных фондах образцам тканей, использованных К. И. Росси в убранстве дворца, специальная мастерская в Москве изготовила в 1956—1959 годах около двухсот метров голубого, малинового и белого штофа с вытканными на нем золотыми венками и цветами. Этим штофом вновь были затянуты стены Голубой и Малиновой гостиных и Туалетной. Паркетчики-инкрустаторы из бригады Я. Ф. Бобина воссоздали художественные паркеты сложного рисунка, набранного из клена, сойи, амаранта, березы, дуба, розового и красного дерева. В проемах были вновь установлены изготовленные бригадой столяров-краснодеревцев К. А. Караваева великолепные, сверкающие зеркальной полировкой двери, облицованные мореным кленом, красным деревом и иными ценными древесными породами. Венки, пальметки и розы, украшающие эти двери, были отлиты из бронзы и прочеканены мастерами из бригады К. П. Кротова. Однако не все двери во дворце имели бронзовые украшения, на многих из них ранее была установлена золоченая резьба. Скульпторы-модельщики Н. И. Оде и Д. Д. Малашкин, на основании рисунков М. М. Плотникова, довоенных фотографий и аналогов, вылепили модели для воссоздания утраченного декора дверей. Елагин дворец. Овальный зал. Разрушения По этим моделям В. А. Богданов, Ю. М. Козлов, Н. Е. Базанов, Н. В. Фадеев и другие искусные мастера вырезали гирлянды, маски и фигуры муз, вновь занявшие свои места на дверных филенках. Те же мастера восстановили резные рамы зеркал на каминах. А сами камины, облицованные черным и белым мрамором, на котором были вырезаны гермы, маски и розетки и установлены бронзовые детали, заново исполнили резчики по камню П. И. Ступов, В. Н. Кондратьев, В. Головкин, А. И. Венедиктов. Чрезвычайно трудная задача выпала на долю молодых реставраторов Г. Л. Михайловой и Э. П. Масленникова, которым было поручено воссоздание рельефов и статуй дворца. Работа реставратора, воссоздающего погибшую скульптуру, сложна и ответственна. Ему недостаточно одной добросовестности и профессиональных навыков. Елагин дворец. Столовый зал. Разрушения Чтобы передать особенности воссоздаваемых произведений, воспроизвести «почерк» скульпторов, надо творчески работать, обладать глубокими знаниями и культурой. Г. Л. Михайлова и Э. П. Масленников принялись за работу с большим увлечением. Они тщательно изучали дошедшие до нас произведения И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова, внимательно рассматривали довоенные фотографии, разбирая мельчайшие детали изображения, постоянно консультировались с известными специалистами — профессорами В. И. Ингалом и И. В. Крестовским. Их длительный, кропотливый труд увенчался заслуженным успехом. Воссозданные молодыми скульпторами фигуры весталок, установленные в Вестибюле, многофигурные рельефы и кариатиды Овального зала, гермы в Столовой получили высокую оценку комиссии, принимавшей их работу. Восстановление орнаментального лепного декора в интерьерах дворца блестяще выполнила бригада старейшего и опытнейшего мастера А. Е. Громова. Не меньше, чем скульпторы, потрудились и живописцы. Так, художник-реставратор JI. А. Любимов провел огромную работу по подготовке проекта воссоздания росписи парадных залов. Он исследовал уцелевшие остатки живописи дворца, изучил эскизы и рисунки Д. Скотти и А. Виги, хранящиеся в Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Академии художеств, библиотеке Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Чтобы найти верное цветовое решение воссоздаваемой живописи и точнее воспроизвести манеру художников-монументалистов, писавших в Елагином дворце, пришлось выполнить множество копий с росписей Д. Скотти, сохранившихся в бывшем особняке Бобринских и в здании Русского музея. Елагин дворец. Фарфоровый кабинет. Разрушения Но особенно полезным оказалось изучение и копирование росписей в здании бывшего Главного штаба, где, помимо первоклассных произведений Д. Скотти, имеется помещение с живописью кисти А. Виги, исполненной, как и в Фарфоровом кабинете, Елагина дворца, масляными красками по искусственному мрамору. Творчески осмыслив весь этот богатый материал, JI. А. Любимов разработал проект воссоздания росписей в Малиновой гостиной, Фарфоровом кабинете, Спальне, Туалетной, Овальном и Церковном залах и Вестибюле. Воссоздание росписи парадных помещений началось в 1955 году. Осуществлялось оно автором проекта Л. А. Любимовым, возглавлявшим группу художников, в которую входили И. И. Пиккиев, Э. В. Ермолин, О. М. Денисова, А. А. Бобылев и другие высококвалифицированные мастера. Восстанавливая живопись на стенах и потолках, реставраторы воспроизводили и прежнюю технику исполнения. В Фарфоровом кабинете фигуры танцующих граций, шаловливых купидонов, цветочные гирлянды и орнаменты вновь были написаны маслом и золотом по искусственному мрамору, а в остальных помещениях реставраторы, как и раньше, сочетали композиции, выполненные клеевыми и темперными красками непосредственно по штукатурке, с клеймами, написанными на ткани. Сложнее всего было воссоздать живопись в Столовой. Во время ремонта, проводившегося во дворце в 40-х годах XIX века, роспись этого помещения, запроектированная К. И. Росси и исполненная Д. Скотти, была уничтожена. Елагин дворец. Анфилада парадных помещений. Вид из Фарфорового кабинета. Разрушения И. А. Любимов, основываясь на обнаруженном им в фондах Эрмитажа эскизе некогда существовавшей росписи Д. Скотти и использовав в качестве аналога живопись в бывшем особняке Бобринских, воссоздал на падуге зала сцены веселого празднества в честь Вакха. Живопись Голубой гостиной воссоздавалась художниками А. Н. Ступиным и В. Г. Корбаном. Как обычно, основными материалами для ее восстановления явились довоенные фотографии, сохранившиеся в архивах эскизы Д. Скотти, а также аналогичная по характеру и колориту роспись Танцевального зала в здании Главного штаба. А. Н. Ступин воспроизвел многофигурные композиции падуг, исполненные в манере «гризайль», а В. Г. Корбан — восемь полихромных женских фигур, обрамляющих центральное поле плафона. В Главном вестибюле орнаментальная роспись плафона и фриза была восстановлена группой художников, возглавлявшихся Я. А. Казаковым. Постоянными консультантами художников, оказывавшими им большую помощь в работе, были художник-реставратор Н. К. Маковская, старший архитектор Государственной инспекции по охране памятников Е. П. Наумова и искусствовед А. Г. Раскин. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Вскоре его двери открылись для посетителей. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания. Елагин дворец. Анфилада парадных помещений. Вид из Фарфорового кабинета. После реставрации Если Елагин дворец знаменовал собой начало творческого пути К. И. Росси, то здания Сената и Синода стали его последними крупными творениями. В начале XVIII века на территории, впоследствии занятой зданиями Сената, располагались мастерские, сараи и мазанки, где обитали мастеровые Адмиралтейской верфи. В 1720-х годах владельцем этого участка стал А. Д. Меншиков. Здесь построили для него каменные палаты. С 1732 года княжеский двор со всеми строениями перешел к графу А. И. Остерману, а в 1744 году — к канцлеру графу А. П. Бестужеву-Рюмину. В 1744—1747 годах старые палаты были перестроены в великолепный дворец. Главный корпус его, выходивший на набережную, был богато декорирован скульптурой. Со стороны Галерной улицы здание акцентировала трехъярусная башня с курантами. В 1763 году во дворце разместились департаменты Сената, переведенные из здания Двенадцати коллегий. Приспособление дворца к новым функциям проводил архитектор А. Ф. Вист. Через пятнадцать лет архитектор П. Патон перестроил зал Общего собрания. В 1790-х годах фасадам сенатского здания по проекту архитектора И. Е. Старова придали облик, характерный для классицизма. Елагин дворец. Голубая гостиная. В процессе реставрации К 1820-м годам вид Петровской (Сенатской) площади сильно изменился: появились великолепные портики Главного Адмиралтейства А. Д. Захарова, торжественный портик Конногвардейского манежа Д. Кваренги. Обветшавшее здание Сената выглядело уже немасштабным в окружении этих построек. В 1827 году инженерному департаменту поручили перестройку здания. Архитектор этого департамента А. Е. Штауберт не смог разработать проект, удачно решающий эту задачу. А потому был объявлен конкурс, в котором приняли участие К. И. Росси, В. П. Стасов, С. JI. Шустов, В. А. Глинка, А. А. Михайлов 2-й, П. Жако. Лучшим комиссия признала проект К. И. Росси. Закладка здания состоялась 24 августа 1829 года. Поскольку К. И. Росси отказался от руководства строительством из-за большой занятости и болезни, надзор за работами поручили А. Е. Штауберту. Корпуса старого дворца и дома Кусовниковой, находившегося между Галерной (ныне Красной) улицей и Адмиралтейским каналом, впоследствии засыпанным, разобрали, очистив место для новых зданий, возведение и отделка, которых велись до 1836 года. Несмотря на значительную протяженность, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. Они связаны Триумфальной аркой с богатым скульптурным декором. Елагин дворец. Голубая гостиная. После реставрации Входы в здания, расположенные симметрично главной оси фасада, подчеркнуты гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. По бокам лестниц предполагали разместить две группы чугунных сторожевых львов, но Синод запретил их установку, и лишь одна пара львов впоследствии украсила спуск к Неве на Дворцовой набережной. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также оформлен лоджией с восемью колоннами коринфского ордера. Васильевский остров в то время был связан с центром города плашкоутным мостом, наводимым в створе «Медного всадника». Направляющимся по мосту с Васильевского острова пешеходам раскрывалась блестящая композиция К. И. Росси. Скульптурный декор фасадов создали опытные ваятели того времени: Н. С. и С. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, Н. А. Токарев, П. В. Свинцов, И. Леппе, Н. А. Устинов, П. П. Соколов. В работах по оформлению интерьеров Сената и Синода участвовали известные художники Б. Медичи, Ф. Рихтер, М. Г. Ширяев, А. И. Соловьев. Лепные работы вел Ф. Торичелли. Наиболее парадным был Зал заседаний Сената. Его стены обработали искусственным мрамором, художник Б. Медичи расписал перекрытие и люнеты. До нашего времени сохранилась отделка 1830-х годов в интерьерах Парадной и других лестниц, церкви Сената, ряда помещений департаментов. После Великой Октябрьской социалистической революции здания Сената и Синода взяли под охрану государства как памятники искусства и старины. Наиболее ценные предметы мебели, осветительные приборы, статуи, портреты передали в музеи, а в зданиях разместили Архив народного хозяйства. Здания Сената и Синода. Фасад. 1981 г. Ныне здесь находится Центральный государственный исторический архив СССР. Б 1929 и 1936 годах проводились первые реставрационные работы на фасадах, в ходе которых велась расчистка лепки и реставрация скульптурного убранства. В 1937 году была реставрирована живопись Парадной и других лестниц. Во время Великой Отечественной войны бывшие здания Сената и Синода были повреждены артиллерийскими обстрелами. Так, 18 сентября 1941 года три снаряда попали в бывшую церковь Сената, почти полностью уничтожив роспись перекрытия. В тот же день другой снаряд отбил большую часть лепной отделки фасада Синода со стороны бульвара Профсоюзов. 1 мая 1942 года и 18 апреля 1943 года в это здание опять попали снаряды, во многих местах повредившие его фасад и вызвавшие пожары. Уже летом 1944 года здесь начались первоочередные реставрационные работы: была устроена временная кровля, разбитые окна «зашиты» фанерой, восстанавливались перекрытия. В следующем году приступили к ремонту фасадов и продолжили восстановление перекрытий. В 1948 году при консультации Н. В. Перцева произвели консервацию сохранившихся фрагментов росписи в бывшей церкви Сената. Здания Сената и Синода. Фасад. Фрагмент. До реставрации. 1944 г. В 1951—1953 годах были реставрированы помещения Парадных лестниц Сената и Синода, церкви и лестницы корпуса со стороны Красной улицы и двух интерьеров Синода. 26 января 1952 года комиссия ГИОП при участии экспертов — архитектора К. Д. Халтурина и художника Н. К. Маковской — приняла реставрацию Парадной лестницы Сената. Позднее, в 1956 году, восстановили ранее стоявшие здесь две алебастровые вазы, изготовленные в мастерской Д. И. Иенсена в 1882 году. В 1952 году полностью расчистили штукатурную поверхность фасадов и реставрировали лепной и скульптурный декор. В начале этих работ обнаружили, что штукатурка находится почти в аварийном состоянии из-за многочисленных трещин на ее поверхности. После целого ряда совещаний с привлечением опытных специалистов Научно-исследовательского института Академии коммунального хозяйства, лабораторных исследований первоначально примененных материалов удалось определить правильную методику ведения работ на фасадах. Одновременно под наблюдением эксперта ГИОП скульптора И. В. Крестовского была осуществлена реставрация монументальной скульптуры. Здание Главного штаба. Фрагмент фасада с Триумфальной аркой. В процессе реставрации. 1948 г. Но в зданиях-памятниках таких гигантских размеров реставрация, необходимая для поддержания их в надлежащем порядке, ведется почти непрерывно. Так, в начале 1970-х годов в этих зданиях производился выборочный ремонт помещений, и были заменены некоторые перекрытия. В 1976 году впервые в нынешнем столетии была проведена реставрация бывшего Зала заседаний Сената (второе его название—«Зал Чернышевского», так как по преданию именно в нем состоялся суд над великим революционным демократом и писателем). В течение длительного времени зал этот использовался как хранилище архивных документов: в нем было установлено несколько ярусов стеллажей, что угрожало сохранности элементов его архитектурного оформления. После установки лесов художники-реставраторы тщательно обследовали живопись свода, люнетов и распалубок, принадлежащую кисти художника Б. Медичи. Роспись, исполненная в манере «гризайль», во многих местах была загрязнена, в ней образовалось большое количество трещин, в нескольких распалубках она была полностью утрачена. Группа художников под руководством опытного реставратора М. М. Швабского провела большую подготовительную работу. Ими были изготовлены кальки, картоны и эталоны воссоздаваемой росписи на распалубках. Учитывая, что роспись Зала заседаний Сената почти не подвергалась реставрациям и поновлениям, благодаря чему она сохранила авторский рисунок и первоначальную колористическую гамму, художники В. Г. Корбан и Ю. Ф. Шитов, как уже упоминалось выше, сделали копии фрагментов композиций Б. Медичи, использовав их при реставрации росписи Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце. Здание Главного штаба. Корпус б. Министерства иностранных дел. Интерьер. Фрагмент росписи. До реставрации Реставрация декоративно-монументальной росписи Зала заседаний Сената весьма показательна относительно методики ее проведения. Прежде всего, места утрат штукатурки и крупные трещины заделали новым известковым раствором. Затем укрепили красочный слой и грунт на живописи свода и распалубок, удалили загрязнения и копоть со всей ее поверхности. После этого произвели расколеровку, соответственно подготовив фоны на своде и распалубках, а фон вокруг живописи на двух люнетах и платиках, обрамляющих композицию люнетов, реставрировали. И, наконец, методом «штопки» восполнили выпады красочного слоя и грунта. В 1979 году художники М. М. Швабский и Б. А. Пуговкин осуществили реставрацию росписи бывшей церкви Сената и примыкающего помещения. Кропотливая работа по сохранению мельчайших фрагментов первоначальной живописи ведется и по сей день. В этой непрерывности заключается одно из специфических свойств реставрации, цель которой как можно лучше и полнее сохранить подлинные произведения или даже их фрагменты, чтобы иметь достоверное представление о развитии искусства. Реставраторы «залечили раны» блокадного времени и обеспечили дальнейшую сохранность монументального скульптурного убранства фасадов и декора парадных интерьеров еще одного замечательного творения К. И. Росси — здания Главного штаба. Подковообразный в плане, почти полукилометровый его фасад гигантской стеной окаймляет Дворцовую площадь, придавая ей подчеркнутую торжественность, кульминация которой воплощена в Триумфальной арке, увенчанной колесницей Победы. Огромное здание, включившее в себя три дома, построенных еще Ю. М. Фельтеном, было возведено и декорировано по проекту К. И. Росси в 1819— 1829 годах. Масштаб всего строения, насыщенность и образность скульптурного декора убедительно выражают идею воинской славы России. В годы войны фасады бывшего Главного штаба были повреждены при артиллерийских обстрелах, интерьеры его частично пострадали из-за суровых условий эксплуатации, но, к счастью, в основном памятник уцелел и требовал лишь серьезной реставрации. В 1948—1950-х годах провели ремонт фасадов, восполнили утраты архитектурных деталей, реставрировали скульптуру Триумфальной арки. Более сложной оказалась реставрация интерьеров второго этажа в корпусе бывшего Министерства иностранных дел, обращенном к Мойке. Здесь сохранилась типичная для К. И. Росси отделка — искусственный мрамор, лепка, роспись, наборные полы. В 1949— 1950 и 1964—1969 годах в пятнадцати парадных помещениях мастера-реставраторы закрепили и расчистили все сохранившиеся элементы декора: живопись, лепку, позолоту, искусственный мрамор, а также восполнили имевшиеся утраты. Здание Филармонии (б. Дворянское собрание). Разборка пристроенного тамбура Особенно значительной явилась реставрация росписей стен и перекрытий, исполненных Д. Скотти и А. Виги темперой, клеевыми красками и маслом как по штукатурке и ткани, так и по искусственному мрамору. Художники-реставраторы А. Н. Ступин, Я. А. Казаков, М. М. Швабский, Б. А. Пуговкин, В. П. Окорочков вернули первоначальный колорит росписям площадью 400 м2. Обширные реставрационные работы были проведены в послевоенные годы по ансамблю площади Искусств, где сосредоточены музейные и театральные здания — Русский музей, Музей этнографии народов СССР, Малый оперный театр, Филармония, Театр музыкальной комедии. Не только назначение зданий, но и само архитектурное окружение площади, центр которой в 1957 году акцентирован памятником А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина, полностью отвечают ее названию. Доминирующим зданием в ансамбле площади Искусств является бывший Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей), построенный К. И. Росси в 1819—1825 годах. В течение последующих пятнадцати лет по его же проектам при участии видных архитекторов А. П. Брюллова, П. Жако, А. А. Михайлова 2-го были возведены здания остальных частей ансамбля — по периметру площади, где распланировали сквер, и по обеим сторонам Михайловской (ныне Бродского) улицы. Здание Филармонии (б. Дворянское собрание). Общий вид Ансамбль Михайловского дворца и площади был одним из любимых созданий К. И. Росси. Он не переставал думать о нем в течение многих лет, о чем говорит найденный в 1981 году Н. Н. Весниной неизвестный проект планировки сквера на площади, где зодчий предполагал установить фонтан с фонарями. В годы блокады вблизи Михайловского дворца разорвалось девять фугасных авиабомб; двадцать вражеских снарядов попали в здание или разорвались у его стен. Столь мощные разрушительные силы, обрушившиеся на замечательное творение великого архитектора, подвергли огромное здание жесточайшей проверке па прочность. Дворец выдержал все эти удары, но требовал серьезного «лечения». Уже в 1945 году здесь закипела работа. Бригада прославленного скульптора-модельщика А. Е. Громова восполняла лепной декор, бригада позолотчиков А. Е. Юдина оживляла бликами благородного металла отделку интерьеров. Масштаб работ характеризует лишь один показатель — площадь перекрытий с лепкой и позолотой составила 1500 квадратных метров. Живописцы под руководством А. Н. Ступина реставрировали исполненные в клеевой технике росписи Д. Скотти, П. Скотти и Б. Медичи. В День Победы — 9 мая 1946 года Русский музей принял первых послевоенных посетителей. Реставрационные работы 1945 —1951 годов в значительной мере коснулись почти всех зданий ансамбля. В 1948—1949 годах на основе авторских чертежей К. И. Росси архитектор И. Г. Капцюг реставрировал фасад Филармонии, разобрав искажавший его облик тамбур. В 1947 году по проекту А. А. Кедринского зданию школы, построенной в предвоенные годы, придали характер, соответствующий общему стилю россиевской застройка. По авторским чертежам реставрировали фасады зданий на улице Бродского, а также частично реконструировали фасады Европейской гостиницы, приблизив их к стилю россиевских зданий. Все это способствовало более полному выявлению художественной ценности и яркой выразительности одного из самых совершенных творений К. И. Росси. Убедительным примером заботы о сохранении классического облика Ленинграда явилось воссоздание построенного по проекту Л. И. Руска портика Перинной линии, замыкающего перспективу улицы Бродского. Корпус торговых рядов Перинной линии, возведенный в 1802—1806 годах этим архитектором, пришлось разобрать в 1962 году в связи со строительством станции метрополитена «Невский проспект». Однако роль портика Перинной линии, композиционно соответствовавшего портику Русского музея и связывавшего Гостиный двор и бывшие Серебряные ряды (ныне салон изопродукции), была настолько велика, что его отсутствие создавало ощущение распада звеньев ансамбля Невского проспекта. Поэтому приняли решение восстановить портик после завершения работ по сооружению станции метрополитена. Еще до разборки портика архитектор Специальных научно-реставрационных производственных мастерских И. Н. Бенуа произвела его обмер, а затем совместно с архитектором Е. П. Севастьяновым разработала проектные предложения по его воссозданию. Окончательный технорабочий проект восстановления портика исполнили в 9-й мастерской института Ленпроект архитектор М. И. Толстов и инженер М. В. Коман. Для того чтобы избежать даже незначительной погрешности в пропорциях воссоздаваемого сооружения, его изобразили в натуральную величину на холсте, установленном на специальном каркасе, и просмотрели с различных точек. Затем, в 1971 — 1972 годах, были сооружены конструкции и выполнена отделка этого строгого дорического портика с его классическим треугольным фронтоном. От: Максименко В.А.,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)