Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 




Фасадная лепнина. Посмотрите классические фасады, как пример.




Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 8, 2014

Казанский собор - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда

Одним из высших достижений архитектуры русского классицизма справедливо считается Казанский собор, построенный в 1801 —1811 годах по проекту А. Н. Воронихина. Это монументальное торжественное здание поражает совершенством своих пропорций. Поистине уникальна полукруглая колоннада из девяноста четырех каннелированных колонн, торжественно оформляющая северный фасад собора и исключительно органично сочетающаяся с его основным объемом. «Упругая» дуга соборного фасада обрамляет обширную площадь со сквером, в центре которого бьет многоструйный фонтан. Фасады собора декорированы многофигурными рельефами и скульптурами в нишах. Интерьер, расчлененный двумя рядами гранитных колонн на три нефа, оформлен с тем же изяществом и чувством меры, которые присущи внешнему облику здания.

Судьба Казанского собора оказалась необычной. Почти сразу же после окончания строительства он стал восприниматься не столько как культовое здание, сколько как своеобразный памятник славным победам русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
 
Казанский собор. Фронтон южного портика. Расчистка каменной облицовки - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

 
Казанский собор. Фронтон южного портика. Расчистка каменной облицовки
 
Казанский собор. Купол. В процессе реставрации - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века
 
Казанский собор. Купол. В процессе реставрации

Казанский собор стал местом погребения М. И. Кутузова, в нем хранились трофейные знамена, ключи от городов и крепостей, взятых русской армией во время походов 1812—1814 годов. Значение собора как мемориального сооружения, посвященного героическим подвигам русских воинов, подчеркивалось еще и тем, что в 1837 году перед ним установили статуи М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.

После Великой Октябрьской социалистической революции в соборе был создан Музей истории религии и атеизма, проводящий большую культурно-просветительную работу.

В годы Великой Отечественной войны, когда память о доблестных предках, отстоявших Отечество от иноземного нашествия, вдохновляла на подвиги советских воинов, бившихся с гитлеровскими ордами, Казанский собор стал особенно дорог ленинградцам. К могиле М. II. Кутузова непрерывно шли представители воинских частей, клявшиеся над прахом великого полководца не посрамить славу русского оружия. В 1942 году, в тяжелых условиях блокады, в соборе была организована выставка «Отечественная война 1812 года».

Суровые военные годы, варварские бомбежки и обстрелы не прошли бесследно для Казанского собора. Осколки снарядов и бомб избороздили его стены и колонны, изрешетили крышу и купол, в которых насчитывалось около 1600 пробоин. Через отверстия в кровле проникала влага. Стены и своды собора отсырели, росписи катастрофически разрушались.
 
В 1951 году в Казанском соборе начались реставрационные работы. Прежде всего, сняли старое, пришедшее в негодность кровельное покрытие купола, и заменили его новыми медными листами. А несколько лет спустя приступили к реставрации интерьера собора.

В 1954—1956 годах были реставрированы полированные гранитные колонны и великолепный пол сложного рисунка, выполненный из черного, серого, розового мрамора и красного шокшинского порфира. Группа, состоящая из двадцати пяти художников, возглавляемая Я. А. Казаковым и А. Н. Виноградовым, произвела реставрацию росписей собора. Это оказалось очень нелегким делом. Своды и фриз здания покрыты орнаментальной росписью, исполненной в клеевой технике по штукатурке. Такая же клеевая фигурная живопись заполняет широкий пояс в барабане купола, а в четырех подкупольных парусах размещены изображения евангелистов, написанные маслом по гипсовой накрывке.

К началу реставрации вся живопись собора была покрыта слоем пыли и копоти. От сырости на штукатурке образовалась сеть многочисленных трещин, а двадцать шесть квадратных метров штукатурки свода вообще обвалились вместе с росписью.
 
Казанский собор. Северный портик. Капитель колонны. До реставрации

 
Казанский собор. Северный портик. Капитель колонны. До реставрации
 
Красочный слой сохранившейся живописи шелушился и осыпался. Чтобы закрепить осыпавшуюся клеевую роспись, реставраторы наносили на нее при помощи пульверизаторов водный раствор рыбьего клея. Копоть и пыль удалялись кистями. Утраты красочного слоя восполнялись клеевыми колерами; при этом внимательно следили, чтобы не затронуть сохранившуюся живопись. Участок свода, на котором произошел обвал, заново оштукатурили, покрыли известково-мыловарным грунтом и, сняв кальки с уцелевшей орнаментальной росписи, восстановили утраченную живопись.

Очень трудоемкой оказалась работа по реставрации картины художника С. А. Бессонова «Тайная вечеря», расположенной на своде главного алтаря. Она была написана маслом по холсту, наклеенному на деревянный щит. В результате деформации щита на холсте образовалась масса разрывов. При поновлениях, проводившихся в XIX — начале XX века, на участки разрывов накладывались грубые заплаты, прибивавшиеся к холсту картины гвоздями, число которых на одном квадратном метре доходило до четырехсот. Кроме того, в XIX веке допускалось переписывание («освежение») первоначальной живописи, причем не только фона, но и фигур.

Казанский собор. Северный портик. Капитель колонны. После реставрации

 
Казанский собор. Северный портик. Капитель колонны. После реставрации
 
Казанский собор. Южный фасад. Барельеф «Обручение Марии с Иосифом». До реставрации

 
Казанский собор. Южный фасад. Барельеф «Обручение Марии с Иосифом». До реставрации

В дальнейшем все эти «записи» сильно потемнели и совершенно исказили как колорит, так и рисунок картины. К тому же она неоднократно покрывалась лаком, который зачастую наносился на поверхность, не очищенную от пыли и копоти. Поэтому с картины пришлось удались верхний слой пожелтевшего лака и потемневшие записи.

Лаковая пленка и записи размягчались составом из спирта и пинена и удалялись ватными тампонами наиболее квалифицированными мастерами, так как малейшая неосторожность могла привести к повреждению подлинной, первоначальной живописи. Грубые заплаты были сняты и вместо них на участки разрывов подведены пластыри из холста, близкого по фактуре к авторскому. Утраты красочного слоя восполнялись с воспроизведением мазка, цвета и тона первоначальной живописи, причем, разумеется, сохранившиеся участки красочного слоя не затрагивались.

К началу 1956 года реставрация интерьера Казанского собора была завершена. Одновременно с работами внутри здания велась подготовка к реставрации его фасадов, которая заняла немало времени, так как фасады отличаются значительными размерами, тонкостью профилировки декоративных деталей и колонн. Кроме того, предстояло не только залечить раны, нанесенные зданию в годы войны, но и устранить искажения, привнесенные неумелыми ремонтами.

Фасады собора были облицованы А. Н. Воронихиным желто-серым туфообразным известняком из месторождения, находившегося на берегу реки Пудости близ Гатчины.
 
Казанский собор. Южный фасад. Барельеф «Обручение Марии с Иосифом». После реставрации

 
Казанский собор. Южный фасад. Барельеф «Обручение Марии с Иосифом». После реставрации

Из того же известняка вырезались все архитектурные детали: капители колонн и пилястр, карнизы и прекрасные барельефы, исполненные выдающимися скульпторами И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, Ж. Д. Рашеттом.

Пудостский камень обладает своеобразным свойством. После выломки его из карьера известняк мягок и легко поддается обработке, но по мере высыхания этот пористый камень становится очень прочным.

По замыслу А. Н. Воронихина облицовка собора не должна была иметь никакой накрывки и окраски, а выявлять в полной мере естественную фактуру и цвет пудостского камня. Однако уже в 1833 году при первом ремонте фасада здания О. Монферран нанес на его облицовку накрывку из извести с песком и окрасил ее известковым колером, следуя принятым в то время приемам «поновлепия» фасадов, но отвергаемым современной научной реставрацией.

В дальнейшем при ремонтах, производившихся во второй половине XIX века и в начале XX века, фасады собора много раз перекрашивали. В последний раз они были выкрашены в 1912 году в кофейный цвет, не имеющий ничего общего с естественной окраской камня. Кроме того, все повреждения облицовки заделывались цементным раствором, а утраченные архитектурные детали восстанавливались не в камне, а в цементе или в гипсе. В результате облицовка из пудостского известняка с ее специфической поверхностью оказалась совершенно скрытой многочисленными слоями накрывки и окраски. Цементные и гипсовые заделки быстро разрушались и выкрашивались.
 
Казанский собор. Восточный фасад. Барельеф «Вход Господень в Иерусалим». Фрагмент. До реставрации
 
Казанский собор. Восточный фасад. Барельеф «Вход Господень в Иерусалим». Фрагмент. До реставрации
 
Казанский собор. Восточный фасад. Барельеф «Вход Господень в Иерусалим». Фрагмент. После реставрации

 
Казанский собор. Восточный фасад. Барельеф «Вход Господень в Иерусалим». Фрагмент. После реставрации
 
Казанский собор. Общий вид

 
Казанский собор. Общий вид
 
Казанский собор. Интерьер. В процессе реставрации и после реставрации
 
Казанский собор. Интерьер. В процессе реставрации и после реставрации
 
Казанский собор. Интерьер. В процессе реставрации и после реставрации

Великолепная скульптура фасадов собора была изуродована грубыми заделками из цемента, извести, гипса. От нанесенных на них слоев краски рельефы заплыли, утратили четкость форм. На чугунных базах колонн и пилястр образовались сквозные трещины.

Для того чтобы успешно решить сложную задачу — очистить фасады Казанского собора от позднейших наслоений и вернуть им их первоначальный облик, надо было предварительно разработать методику реставрации облицовки из пудостского известняка. В 1953—1955 годах лаборатория Специальных научно-реставрационных производственных мастерских (СНРПМ) разработала рецептуру мастики для заделки повреждений в пудостском камне и испытала ряд составов для пропитки известняка с целью предохранения его от выветривания. В те же годы на нескольких небольших участках фасада собора велись экспериментальные работы по расчистке и реставрации облицовки. Однако удаление столетних наслоений, закрывавших натуральный камень, являлось исключительно сложной и ответственной операцией. Поэтому перед началом полного раскрытия фасадов провели экспериментальную расчистку большой поверхности облицовки, доказавшую обоснованность принятия столь ответственного решения.

Но одной, даже подробно разработанной, методики было недостаточно. Чтобы приступить к реставрации и восполнению утрат облицовки, требовалось хотя бы ограниченное количество пудостского камня.
 
Казанский собор. «Тайная вечеря». Фрагмент росписи. До реставрации

 
Казанский собор. «Тайная вечеря». Фрагмент росписи. До реставрации

Для этой цели решили использовать заброшенный карьер у станции Пудость в девяти километрах от Гатчины, тот самый, в котором когда-то выламывали камень для облицовки Казанского собора.

В марте 1963 года на южном фасаде собора были установлены леса, а с 1 апреля начались реставрационные работы. Выполнялись они большой бригадой мастеров-облицовщиков, возглавлявшейся опытными специалистами В. М. Павловым и А. И. Осиповым. Методическое руководство осуществляли главный архитектор СНРПМ С. Н. Давыдов, архитектор А. Э. Гессен и старший научный сотрудник той же организации И. Г. Блэк. На южном фасаде работы были завершены в ноябре 1964 года. Затем мастера перешли на западный и северный фасады. В последнюю очередь реставрировалась облицовка восточного фасада. В общей сложности на реставрацию фасадов Казанского собора ушло более шести лет.

Чтобы вернуть облицовке из пудостского камня первоначальный вид, реставраторы, прежде всего, промывали ее водой и очищали кистями от пыли и копоти. Затем камень расчищался от многослойной накрывки и окраски. Сначала расчистка производилась вручную при помощи скальпелей, но в дальнейшем мастера стали использовать пескоструйные аппараты, что значительно ускорило расчистку облицовки. Кроме того, пескоструйная очистка, в отличие от очистки ударными инструментами, не причиняет камню новых повреждений при условии очень осторожной и умелой регулировки напора и скорости подачи песка.

Освобожденная от толстого слоя накрывки и краски облицовка просушивалась в течение двух недель. Все имевшиеся в ней грубые заделки из цемента, извести и гипса удалялись. Архитектурные детали, выполненные в цементе при прежних ремонтах, снимались. На тех участках, где облицовка была сильно разрушена, реставраторы делали вставки, для чего в специально подготовленные гнезда устанавливались заделки из кусков пудостского камня. На каждом фасаде насчитывалось по нескольку тысяч таких вставок. Из пудостского камня заново вырезались все отбитые осколками снарядов и замененные при прежних ремонтах цементными или гипсовыми отливками аканты и волюты капителей, порезки карнизов. Мелкие выбоины, трещины, сколы, во множестве рассеянные на облицовке, заделывались мастикой из раствора белого цемента с добавлением просеянной крошки того же пудостского камня и пигментов.

Барельефы, украшающие фасады, также расчищались от наслоений. Ввиду особой ответственности этой работы наслоения соскабливались вручную при помощи скальпелей. Все старые гипсовые и цементные заделки, искажающие скульптуры, были удалены.

Казанский собор. «Тайная вечеря». Фрагмент росписи. После реставрации

 
Казанский собор. «Тайная вечеря». Фрагмент росписи. После реставрации
 
Казанский собор. Гробница фельдмаршала М. И. Кутузова. После реставрации

 
Казанский собор. Гробница фельдмаршала М. И. Кутузова. После реставрации
 
Казанский собор. Интерьер. Купол. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

 
Казанский собор. Интерьер. Купол. После реставрации
 
Для восстановления утраченных деталей барельефов скульптор JI. М. Швецкая и резчик по камню А. И. Осипов лепили из пластилина модели, отформовывали их в гипсе и по гипсовым отливкам вырезали из камня недостающие детали. Реставрация скульптуры производилась под постоянным наблюдением заслуженного деятеля искусств профессора И. В. Крестовского.

Завершающей стадией работ была пропитка облицовки и скульптуры фасадов известковым молоком, слегка подцвеченным охрой и жженой костью. Такая пропитка предохраняет камень от загрязнения и выветривания и, кроме того, выравнивает цвет фасадов, устраняя пятнистость, неизбежно возникающую из-за различия оттенков первоначальной облицовки и новых вставок. Трещины в чугунных базах колонн заделывались эпоксидной смолой с добавкой чугунного порошка. На фронтоне северного фасада собора воссозданы золотые лучи - так называемое «Сияние».

Длительной и трудоемкой была работа по реставрации Казанского собора — памятника русской воинской славы, но она принесла свои плоды. Периодически реставрируемое здание собора сегодня, как и в прошлом,— одно из лучших украшений ансамбля Невского проспекта, поражающее легкостью монументальных форм и гармонией сквозных перспектив портиков, колоннад и пролетов.

Казанский собор. «Тайная вечеря». В процессе реставрации

 
Казанский собор. «Тайная вечеря». В процессе реставрации
 
Казанский собор. Интерьер. 1981 г.

 
Казанский собор. Интерьер. 1981 г.

 
 
 
 




От: Максименко В.А.,  3563 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Адмиралтейство. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда Горный институт. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »