Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 8, 2014

Дом Лаваль. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

В застройке Невской набережной, недалеко от площади Декабристов, выделяется здание конца XVIII — начала XIX века — бывший дом Лаваль (набережная Красного Флота, 4). В конце XVIII века на этом месте находился дом, принадлежавший семье Строгановых. В 1790-х годах трехэтажный дом Строгановых был полностью перестроен по проекту А. Н. Воронихина.
 
Вход в трехэтажное здание, завершенное ступенчатым аттиком, архитектор оформил в виде четырехколонного портика, поддерживающего балкон. Боковые проезды застроили, и дом стал вплотную примыкать к старому зданию Сената. Перестроили также дворовые и выходящие на Галерную (ныне Красную) улицу флигели. Сохранились авторские чертежи А. Н. Воронихина, по которым можно установить планировочное решение и назначение многих интерьеров дома.

Однако здание очень недолго сохраняло облик, приданный ему А. Н. Воронихиным. В 1800 году дом перешел во владение графини А. Г. Лаваль, и в 1806—1809 годах по ее заказу архитектор Тома де Томон вновь переделал его фасады и интерьеры. При этом была увеличена ширина главного корпуса.

На крыльце установили фигуры львов, вырубленные из гранита. Есть основания утверждать, что они были выполнены по рисункам А. Н. Воронихина.

Дом Лаваль. Фасад. После реставрации

 

Дом Лаваль. Фасад. После реставрации

Исчез портик парадного входа, вместо небольшого ризалита, соответствовавшего портику, возвели новый в девять оконных проемов. На высоту второго и третьего этажей фасад оформили трехчетвертными колоннами ионического ордера. В боковых его частях на уровне второго этажа прорезали трехчастные окна, завершенные треугольными фронтонами, а на третьем этаже окна заложили кирпичом и на их месте в нишах разместили скульптурные панно на античные сюжеты. На фасаде появились также три балкона с гранитными кронштейнами, плитами, тумбами и мастерски прорисованными решетками.

До наших дней дошли спроектированные Тома де Томоном интерьеры — Вестибюль и Парадная лестница. Вестибюль украшен мощными колоннами и пилястрами дорического ордера. Круглое в плане помещение Парадной лестницы перекрыто кессонированным куполом со световым фонарем в центре. На втором этаже также сохранился ряд интерьеров, созданных по проекту Тома де Томона, декорированных живописью, лепкой, искусственным мрамором.

Дом Лаваль. Фасад. Разрушения. 1944 г - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников

 

Дом Лаваль. Фасад. Разрушения. 1944 г.

Впоследствии интерьеры здания большим переделкам не подвергались. Лишь в 1818 году по проекту архитектора Н. Шарпантье был создан Большой (Помпейский) зал. Плафон этого зала, напоминавший богатый многоцветный ковер, выполнили живописцы Б. Медичи и С. А. Бессонов. В 1830-х годах перекрытие и падуги зала расписали заново, предположительно по проекту архитектора А. П. Брюллова, в так называемом помпейском стиле, что определило его название — Помпейский.
 

Дом Лаваль. Фасад. Барельеф «Аполлон и музы». Фрагмент. До реставрации

 

Дом Лаваль. Фасад. Барельеф «Аполлон и музы». Фрагмент. До реставрации

Тот же Шарпантье оформил помещение Библиотеки, украшенное росписью в манере «гризайль».

Дом Лаваль вошел в историю культурной и общественной жизни Петербурга 1820-х годов. В нем жил один из видных декабристских деятелей — С. П. Трубецкой, женатый на дочери владелицы особняка. В его квартире не раз собирались будущие декабристы. Екатерина Ивановна Трубецкая первая из жен декабристов отправилась за мужем в ссылку.

В 1872 году хозяином дома стал С. С. Поляков, наживший огромное состояние на строительстве железных дорог. Новый владелец изменил отделку лишь нескольких залов, в том числе Голубой гостиной, выполненной в формах, воскрешающих стиль рококо; при нем были также перестроены флигели здания.

28 ноября 1911 года дом приобрела казна для размещения в нем двух департаментов Сената. Переустройством и ремонтом здания занялась строительная комиссия под председательством академика архитектуры В. А. Пруссакова. В здании появились новые коридоры, световые фонари для освещения темных помещений; часть парадных помещений перепланировали. На верхней площадке Парадной лестницы устроили обходную галерею, несколько уменьшив ширину маршей. Сад с фонтаном во внутреннем дворике уничтожили, часть флигелей надстроили. В тот же период по инициативе и при участии Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины реставрировали роспись парадных интерьеров.
 

Дом Лаваль. Фасад. Барельеф «Аполлон и музы». Общий вид. После реставрации

 

Дом Лаваль. Фасад. Барельеф «Аполлон и музы». Общий вид. После реставрации
 

После Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство передало дом Народному комиссариату юстиции, а затем Главному управлению архивным делом. Одновременно декретом от 24 сентября 1918 года он был взят под охрану государства как памятник искусства и старины.

В период Великой Отечественной войны зданию был нанесен огромный ущерб. Так, 13 ноября 1941 года прямое попадание крупной авиабомбы разрушило центральную часть главного корпуса; обвалило кессонированный купол, оказалось пробито перекрытие Большого зала и осыпалась значительная часть украшавшего его живописного плафона. Тогда же обрушился центральный балкон, были разбиты капители колонн и один из барельефов на фасаде, повреждены гранитные фигуры львов. 20 ноября года снаряд повредил перекрытие Вестибюля и одну из комнат первого этажа. Позднее в здание попали еще два снаряда. Ущерб, нанесенный разрушениями, был определен в 15 916 800 рублей.

В суровые годы блокады ленинградцы принимали все возможные меры к предотвращению дальнейшего разрушения здания, делали все возможное, чтобы создать условия для его восстановления.

Дом Лаваль. Вестибюль. Разрушения - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитект

 

Дом Лаваль. Вестибюль. Разрушения
 

Дом Лаваль. Вестибюль. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников а

 

Дом Лаваль. Вестибюль. После реставрации

Дом Лаваль. Библиотека. Роспись плафона. Фрагмент. После реставрации

 

Дом Лаваль. Библиотека. Роспись плафона. Фрагмент. После реставрации
 

Дом Лаваль. Библиотека. Роспись плафона. Фрагмент. До реставрации

 

Дом Лаваль. Библиотека. Роспись плафона. Фрагмент. До реставрации

Так, в 1943 году бригада архитекторов, возглавлявшаяся А. М. Соколовым, проводила обмеры парадных интерьеров; архитектор Г. В. Аскинази снял кальку с росписи стен в Столовой и выполнил копии ее фрагментов.

Реставрация дома Лаваль началась еще до окончания войны, в 1945 году. За период с 1945 по 1947 год были восстановлены разрушенные стены и перекрытия здания. Разбитый при взрыве авиабомбы барельеф фасада воссоздала в 1946 году скульптор К. П. Демина с помощью консультировавшего ее профессора И. В. Крестовского. Барельеф воссоздавался на основании его сохранившихся фрагментов, довоенных фотографий и изображений фасада, вычерченных А. П. Брюлловым в середине XIX века. Параллельно с реставрацией фасадов дома Лаваль восстанавливались его интерьеры. Работы велись под руководством А. Л. Ротача.

В 1947 году художники, руководимые Н. В. Перцевым, реставрировали росписи плафона и люнетов в помещении Библиотеки, а в 1948—1951 годах работы развернулись в Большом (Помпейском) зале, наиболее сильно пострадавшем в годы войны. Прежде всего, здесь восстановили разрушенное перекрытие, смонтировав новые фермы и прогоны. Сохранившуюся, но провисшую подшивку подтянули к балконам шурупами, а утраченную выполнили заново. Сохранившиеся фрагменты росписи плафона укрепляли и расчищали, а имевшиеся на них утраты красочного слоя осторожно восполняли. Эту работу проводили художники, возглавлявшиеся О. Ю. Педаясом. Они же воссоздали утраченные фрагменты росписи, исполнив предварительно необходимые эскизы и эталоны. Для восстановления полностью разрушенной живописи в люнетах над окнами были использованы композиции люнетов противоположной стены, воспроизведенные с некоторыми изменениями.

В 1953 году производилась реставрация Парадной лестницы. При этом на стенах и пилястрах под слоем краски обнаружились следы первоначальной облицовки из искусственного мрамора, которая и была восстановлена реставраторами. В 1959 году модельщик В. А. Цыганков реставрировал гранитные фигуры львов, расположенные у подъезда здания. Он вырубил из гранита утраченные детали (лапы, уши и т. п.) и установил их на металлические пиропы.

В послевоенное время за состоянием декоративного оформления интерьеров дома Лаваль осуществлялось постоянное наблюдение. Нельзя было допустить, чтобы оно вновь пришло в неудовлетворительное состояние. Поэтому в 1970—1974 годах производилась повторная реставрация парадных интерьеров: Голубой гостиной, Масонского, Бокового, Большого и Столового залов и Библиотеки. Художники О. Ю. Педаяс, М. М. Швабский, И. А. Алексеев, В. И. Лаврухин и другие вновь укрепили и очистили от загрязнений росписи плафонов и люнетов.

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. В процессе реставрации

 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. В процессе реставрации
 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. После реставрации

 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. После реставрации
 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. До реставрации

 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. До реставрации
 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. После реставрации

 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. После реставрации
 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. После реставрации

 

Дом Лаваль. Большой (Помпейский) зал. Плафон. Фрагмент. До и после реставрации
 

Заново были окрашены стены, отремонтированы заполнения оконных и дверных проемов.

Характерной особенностью реставрационных работ, проводившихся в интерьерах дома Лаваль, является то, что они постоянно сопровождались интересными находками фрагментов утраченной отделки, относящейся к первым десятилетиям существования здания. Так, в конце 1946 года в двух комнатах второго этажа реставраторы обнаружили под слоем штукатурки остатки фигурно-орнаментальной росписи фриза, исполненной в золотистых тонах на белом фоне. В помещении Библиотеки в люнете под конхой тоже удалось выявить орнаментальную живопись, относящуюся к началу XIX века. Но особенно богата находками оказалась Парадная лестница. Здесь в двух люнетах под слоем штукатурки нашлись сравнительно хорошо сохранившиеся живописные орнаментальные композиции, на стенах открылись фрагменты росписи «под мрамор» и «под гранит», а на фризе под куполом — куски штукатурки с деталями геральдической полихромной живописи.
 

Воссоздать утраченную живописно-декоративную отделку интерьеров было невозможно, но все ее остатки, выявленные в процессе реставрации, тщательно фиксировались, с них снимали кальки, выполняли копии и фотографировали.

Дом Лаваль. Столовый зал. Общий вид. После реставрации

 

Дом Лаваль. Столовый зал. Общий вид. После реставрации
 
Таким образом, реставраторы не только восстановили со всей научной достоверностью дом Лаваль — творение А. Н. Воронихина и Тома де Томона, но и обогатили наши представления о его истории.

Дом Лаваль. Столовый зал. Живописный фриз. Фрагмент. До реставрации

 

Дом Лаваль. Столовый зал. Живописный фриз. Фрагмент. До реставрации

Дом Лаваль. Столовый зал. Живописный фриз. Фрагмент. После реставрации

 

Дом Лаваль. Столовый зал. Живописный фриз. Фрагмент. После реставрации

 
 
 




От: Максименко В.А.,  2294 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (3)

Екатерина    Июль 23, 2018


Никто не знает, в романе "Дворянская дочь" Н. Боровской главная героиня жила в этом доме? Там было написано: "Я родилась в огромном доме с колоннадой на Английской набережной".

1


Екатерина    Июль 23, 2018


Пожалуйста, ответьте, кто знает!

2


Rzhevskiy   Активность: 469  Июль 24, 2018


(в ответ на комментарий #2 Екатерина), я не знаю, а других домов с колоннадой нет на набережной?

3



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Горный институт. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда Ансамбли России. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »