Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 8, 2014

Горный институт. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)

Не одним лишь Казанским собором увековечил свое имя А. И. Воронихин. Другим замечательным памятником архитектуры, созданным этим выдающимся мастером, является здание Горного института, построенное на Васильевском острове, на самом берегу Невы.

 В 1806—1811 годах А. И. Воронихин перестроил старые двухэтажные дома, в которых ранее размещалось это учебное заведение, и соорудил по собственному проекту его главный корпус. Центром здания стал возведенный зодчим портик с двенадцатью мощными колоннами дорического ордера, эффектно выделяющийся на фоне гладких стен. Строгие и спокойные архитектурные формы Горного института как бы символизировали величие человеческого разума, покоряющего природу. Эта идея нашла яркое выражение и в скульптурных группах «Похищение Прозерпины» работы В. И. Демут-Малиновского и «Геракл, удушающий Антея» работы С. С. Пименова, установленных перед фасадом.




Позднее отдельные помещения в здании Горного института не раз переделывались.
 
Горный институт. Колонный зал. До и после реставрации

 
Горный институт. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)

 
Горный институт. Колонный зал. До и после реставрации

В частности, в 1819—1821 годах архитектор А. И. Постников создал великолепный Колонный зал для размещения коллекций институтского музея. Этот двусветный прямоугольный в плане зал расчленен на три нефа тридцатью двумя колоннами ионического ордера, облицованными желтым искусственным мрамором. Колонны поддерживают богато украшенный лепной антаблемент, над которым размещается галерея, огражденная балюстрадой. Торцевые стены зала ритмически членятся пилястрами того же ордера, также облицованными искусственным мрамором. Между пилястрами, в нишах, стоят статуи муз и античных философов.

В 1822 году известный мастер монументальной росписи — художник Д. Скотти с помощью живописцев И. Федорова, М. Ширяева, М. Абрамова написал на потолке Колонного зала три большие аллегорические композиции, отображающие историю горного дела в России. Центральная композиция была посвящена «Учреждению Петром I горного дела в России», а боковые «Учреждению Горного корпуса Екатериной II» и «Благосостоянию горного дела при Александре I». Разумеется, при утверждении тематики этих росписей сказалось обязательное в царской России требование прославить «венценосных покровителей науки и искусства». Однако Д. Скотти, создавая свои произведения, использовал официальные сюжеты для изображения гармоничных, сильных и мудрых людей, повелевающих стихиями.

Рисунок Д. Скотти очень свободен и уверен. Контуры фигур очерчены изящной и мягкой линией. Форма моделируется умелым использованием светотени. Предельно уплотненные боковые композиции как бы подчеркивают легкость и воздушность центральной. Живопись плафона выполнена в излюбленной Д. Скотти манере «гризайль», благодаря чему создается впечатление рельефности изображения. Ее коричневато-желтоватый колорит прекрасно гармонирует с желтыми колоннами и «перлового» цвета стенами здания.

Росписи Колонного зала являются ценнейшим и интереснейшим образцом монументально-декоративной живописи первой четверти XIX века. Но в годы войны эти замечательные росписи, как и весь великолепный Колонный зал, оказались на краю гибели. Район города, в котором находится здание института, особенно жестоко обстреливался фашистской артиллерией. Снаряды большого калибра трижды — 2 апреля, 21 и 22 ноября 1942 года — разрывались на крыше Колонного зала. Они сорвали кровлю, повредили стропильные фермы и балки чердачного перекрытия, разрушили лепку карниза и несколько гипсовых капителей колонн, а главное — обрушили большую часть подшивки потолка вместе со штукатуркой и живописью. Из трех росписей Д. Скотти общей площадью восемьдесят девять квадратных метров уцелело едва восемнадцать квадратных метров.

Горный институт. Колонный зал. Художники-реставраторы за работой по воссозданию плафона

 
Горный институт. Колонный зал. Художники-реставраторы за работой по воссозданию плафона

Горный институт. Колонный зал. Фрагмент орнаментального обрамления плафона. До реставрации

 
Горный институт. Колонный зал. Фрагмент орнаментального обрамления плафона. До реставрации

Полностью была уничтожена композиция «Благосостояние горного дела при Александре I» и почти полностью — центральная композиция «Учреждение Петром I горного дела в России». От орнаментального обрамления плафона, площадь которого составляла сто сорок один квадратный метр, осталось менее тридцати пяти квадратных метров. Вся сохранившаяся живопись была значительно повреждена.

Ужасны были раны, нанесенные зданию фашистскими варварами. Но даже в самые тяжелые дни блокады ленинградцы ни на минуту не теряли веры в победу, думали о будущем, принимали все возможные в ту пору меры для сохранения замечательных сооружений, произведений живописи и скульптуры. Стоило лишь на время прекратиться обстрелу, как художник В. С. Щербаков, работая на ненадежных временных лесах в насквозь промерзшем зале, снял кальки с уцелевших фрагментов плафона и сделал с них несколько копий. Эти материалы оказали впоследствии большую помощь реставраторам, так как В. С. Щербакову удалось зафиксировать участки росписи, еще существовавшие в момент его работы, но спустя некоторое время обвалившиеся. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение зала, нужно было установить хотя бы временное покрытие для защиты его от дождя и снега. Зимой 1942/43 года были возведены временные стропила, а несколько позднее устроено покрытие из толя.

Наиболее ответственные реставрационные работы начались в здании Горного института в 1949 году. Сложность их обусловливалась не только масштабами разрушений, но и конструктивными особенностями перекрытия зала. Потолок Колонного зала был подвесной. Деревянные балки чердачного перекрытия подвешивались к деревянным же стропильным фермам. Снизу к балкам прибивалась дощатая подшивка. На подшивку набивали войлок и дранку, на них, в свою очередь, наносили слой штукатурки.

 До начала работ по восстановлению оформления зала предстояло реконструировать его перекрытие. В 1949 году силами отдела капитального строительства Горного института были удалены старые деревянные стропила, поврежденные во время войны, и установлены вместо них новые металлические стропильные фермы. Тогда же сделанное еще в 1943 году временное толевое покрытие Колонного зала заменили постоянной кровлей из железа.

В 1950 году СНРПМ развернули работы по реконструкции перекрытия зала; ими руководили архитектор A. JI. Ротач и начальник строительного участка С. П. Стогов. Там, где на потолке зала не сохранилась штукатурка с живописью, т. е. на двух третях его площади, реставраторы заменили старые балки перекрытия новыми, подвешивавшимися при помощи металлических хомутов к стропильным фермам. К заново уложенным балкам прибивалась дощатая подшивка, которая затем так же, как и раньше, обшивалась войлоком, дранкой и штукатурилась.

Гораздо сложнее оказалась реконструкция перекрытия на тех участках потолка, где сохранилась живопись Д. Скотти.

Горный институт. Колонный зал. Фрагмент росписи плафона. До реставрации

 
Горный институт. Колонный зал. Фрагмент росписи плафона. До реставрации
 
Здесь пришлось, прежде всего, защитить уцелевшую роспись специальным щитом, поддерживающим ее снизу, чтобы обеспечить ее сохранность во время работ по усилению перекрытий. Затем балки, которые на этих участках потолка не заменялись, подтягивались металлическими хомутами к новым стропильным фермам. Балки антисептировались раствором кремнефтористого натрия, а концы их, пораженные гнилью и поврежденные жуком-точильщиком, зачищались до здоровой древесины и укреплялись накладными дощатыми «щеками».

Реконструировав перекрытие зала, реставраторы удалили предохранительный щит, защищавший росписи, и подтянули к балкам отошедшую от них подшивку со штукатуркой и живописью. Подшивка подтягивалась к балкам медными лужеными шурупами, устанавливаемыми на расстоянии тридцати сантиметров друг от друга на всей площади сохранившихся фрагментов плафона. Чтобы как можно меньше травмировать уцелевшую живопись, для крепления шурупами выбирали участки с изображением фона и складок драпировок.

К концу 1950 года работы по реставрации перекрытия и восстановлению потолка Колонного зала были успешно завершены.

Горный институт. Колонный зал. Плафон. Фрагмент. После реставрации

 
Горный институт. Колонный зал. Плафон. Фрагмент. После реставрации
 
Горный институт. Колонный зал. Рабочий момент воссоздания плафона. Художник Я. А. Казаков

 
Горный институт. Колонный зал. Рабочий момент воссоздания плафона. Художник Я. А. Казаков

Горный институт. Плафон. Центральная композиция. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры России первой трети 19 в

 
Горный институт. Плафон. Центральная композиция. После реставрации

Это позволило, наконец, удалить из зала безобразные стойки и прогоны, установленные на балюстраде еще в конце XIX века для поддержки провисшего потолка. Реставрированы были также лепные украшения карниза, пышные капители, искусственный мрамор колонн и пилястр. Теперь, чтобы восстановить первоначальный облик Колонного зала, оставалось лишь реставрировать сохранившуюся роспись плафона и воссоздать утраченную.

18 января 1951 года Ученый совет Государственной инспекции по охране памятников обсудил вопрос о состоянии росписи плафона Колонного зала и принял решение реставрировать уцелевшие фрагменты живописи и воссоздать разрушенные снарядами композиции.

На первом этапе работы реставрировалась сохранившаяся, хотя и сильно поврежденная живопись. В течение 1951 года художники-реставраторы укрепили красочный слой на уцелевшей композиции «Учреждение Горного корпуса Екатериной II», на орнаментальной росписи обрамления плафона и кессонированных потолков под галереей. Крупные трещины, проходившие по живописи, тампонировались известковым раствором. Копоть и пыль, покрывавшие красочный слой, удалялись катышками теста, смоченными спиртом. Утраты красочного слоя, потертости и царапины тонировались клеевыми красками. Расчистка живописи позволила выявить первоначальный колорит плафона и характерные особенности его рисунка, без чего невозможно было приступить к воссозданию утраченных композиций.
 
Горный институт. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». Фрагмент. До реставрации - Реставрация памятников архитектуры

 
Горный институт. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». Фрагмент. До реставрации

Воссоздание произведений живописи является едва ли не самой сложной работой из всех, выпадающих на долю реставраторов. Ведь требуется не просто выполнить роспись, похожую на ту, которая была некогда в восстанавливаемом интерьере, а воспроизвести технику исполнения и приемы письма утраченного подлинника, передать специфическую манеру, присущую данному художнику, усвоить его «почерк», добиться того, чтобы воссозданная часть плафона не выделялась среди сохранившихся фрагментов первоначальной живописи, а составляла с ними единое целое.

Ценными материалами при восстановлении утраченных композиций «Учреждение Петром I горного дела в России» и «Благосостояние горного дела при Александре I» служили довоенные фотографии плафона, обнаруженные в музее Горного института, кальки и копии, выполненные в суровом 1942 году В. С. Щербаковым. На основании этих материалов реставраторы разработали проект восстановления плафона.

Следующей стадией работы явилось исполнение в натуральную величину на листах ватмана детального рисунка воссоздаваемых композиций (картонов). Для освоения манеры письма и технических приемов Д. Скотти художники сняли несколько копий с фрагментов сохранившейся росписи «Учреждение Горного корпуса Екатериной II». Копии выполнялись на специально оштукатуренных щитах, чтобы придать своеобразную фактуру монументальной живописи. Затем реставраторы загрунтовали плафон известково-мыловарным грунтом, сняли с картонов кальки, перенесли рисунок непосредственно на грунт и приступили к воссозданию росписи.
 
Горный институт. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». Фрагмент. После реставрации

 
Горный институт. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». Фрагмент. После реставрации

Эту сложную и ответственную задачу осуществляли художники-реставраторы Я. А. Казаков и В. Г. Корбан под руководством архитектора А. А. Кедринского. Большую помощь им оказали известные художники- монументалисты профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина — действительные члены Академии художеств СССР В. М. Орешников и А. А. Мыльников, а также художники В. А. Сулимо-Самойло и Н. В. Пердев, которые постоянно наблюдали за ходом работы и консультировали исполнителей.

Воссоздавая роспись плафона, художники-реставраторы стремились передать все особенности подлинных произведений Д. Скотти: его свободный, лишенный академической сухости, рисунок, его манеру моделировать форму стушевыванием красочного слоя. Они писали клеевыми красками по увлажненному грунту, воспроизводя энергичный «нервный» мазок Д. Скотти. Копии с фрагментов сохранившейся композиции были укреплены на потолке, и, работая над росписью, реставраторы постоянно сверялись с ними.

К концу 1952 года Я. А. Казаков и В. Г. Корбан закончили воссоздание обеих композиций плафона, погибших во время войны. Орнаментальная роспись обрамления плафона и кессонированных потолков под галереей была восстановлена группой художников-реставраторов во главе с И. Г. Андреевым и А. И. Виноградовым.
 
Горный институт. Портик. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». До реставрации

 
Горный институт. Портик. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». До реставрации
 
Горный институт. Портик. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». После реставрации

 
Горный институт. Портик. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». После реставрации
 
Горный институт. Портик. Скульптурная группа «Похищение Прозерпины». После реставрации

 
Горный институт. Портик. Скульптурная группа «Похищение Прозерпины». После реставрации
 
13 января 1953 года Ученый совет ГИОП принял работу по реставрации и восстановлению живописи Колонного зала, отметив, что она выполнена на высоком уровне и знаменует собой важный этап в деятельности ленинградских реставраторов.
 
Горный институт. Фасад. Общий вид - Реставрация памятников архитектуры России первой трети 19 века

 
Горный институт. Фасад. Общий вид
 
Восстановление Колонного зала Горного института было завершено. Напряженный труд большого коллектива реставраторов увенчался заслуженным успехом: один из лучших образцов крупных классических интерьеров первой четверти XIX века из сохранившихся в Ленинграде зданий обрел вторую жизнь.
 
 
 




От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Казанский собор. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда Дом Лаваль. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »

Отказ от ответственности (Disclaimer)