Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 3, 2014

Кикина палаты - реставрация памятников архитектуры первой трети XVIII века (продолжение)

Кикина палаты
 

 

Кикина палаты. Фасад. Разрушения

Особое место в реставрационной практике занимают такие случаи, когда разрушенное здание в процессе восстановления как бы переживает второе рождение, когда основное «ядро» его архитектуры освобождается от шелухи искажений, наслоившихся в течение столетий, и, в конце концов, предстает в своем первозданном виде. Именно такой оказалась судьба здания, известного под наименованием «Кикина палаты».




В 1714 году на Литейной стороне, у Смольного двора, бывший денщик Петра I, а впоследствии адмиралтейств-советник, богатый и влиятельный вельможа А. В. Кикин построил для себя «каменные палаты» — роскошный по тому времени городской дом (ныне Ставропольская улица, д. 9). Это было кирпичное здание на высоком цоколе, с характерным «ступенчатым» силуэтом — центральная его часть была двухэтажной, а боковые крылья — одноэтажными. В центре и по бокам южного и северного фасадов имелись выступы — ризалиты. Высокое крыльцо вело в первый этаж. Фасады здания были богато украшены выложенными из кирпича архитектурными деталями — гладкими и рустованными лопатками и тягами.

Оконные и дверные проемы обрамляли наличники с волютами и карнизами-сандриками. Крыша была покрыта плоской гончарной черепицей.

Кикину не пришлось долго жить в своем новом доме. В 1718 году его казнили за участие в реакционном заговоре царевича Алексея. Все его имущество, в том числе и палаты на Литейной стороне, конфисковали. В них разместился первый в Петербурге музей — Петровская кунсткамера, которая оставалась там вплоть до перевода ее в 1727 году в специально построенное для нее здание на Васильевском острове. Чтобы приспособить Кикина палаты под Кунсткамеру, был надстроен еще один этаж. Центр здания стал трехэтажным, а боковые крылья — двухэтажными.

В 1733 году весь участок города между Таврической улицей и Смольным монастырем отвели для размещения казарм и полковых учреждений Конной гвардии. В Кикина палатах обосновались полковая канцелярия, лазарет и церковь. В связи с этим здание снова перестроили и возвели над его центральной частью деревянную колокольню.

Спустя почти сто лет, в 1829—1830 годах, Кикина палаты, которые продолжали занимать учреждения военного ведомства, переделываются в третий раз. Архитектор А. Е. Штауберт разбирает крыльцо, уничтожает лопатки, тяги, сандрики и всю разнообразную отделку фасадов, перестраивает третий этаж центральной части здания и создает новое завершение в виде треугольных фронтонов. После всех этих переделок Кикина палаты приобрели типичный для николаевской «казенной» архитектуры унылый, сухой, казарменный вид.

В годы войны фашистские варвары подвергали район, прилегающий к Смольному, в здании которого находились руководящие городские партийные и советские организации, интенсивным артиллерийским обстрелам и бомбежкам, пытаясь уничтожить мозг и сердце несгибаемого Ленинграда. При этом жестоко пострадали и близлежащие постройки, в том числе и Кикина палаты. Были разрушены крыша, чердачное и междуэтажные перекрытия, почти все внутренние кирпичные стены здания.
Считалось, что оно погибло. Но любовь ленинградцев к своему городу сделала возможным несбыточное — возрождение Кикина палат.

Научный сотрудник Государственной инспекции по охране памятников А. Н. Петров первым обратил внимание общественности на такой редкий памятник архитектуры начала XVIII века, как Кикина палаты. В 1950— 1952 годах архитекторы-реставраторы В. М. Савков и И. Н. Бенуа тщательно изучили остатки этого здания.
 
Кикина палаты - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда

Кикина палаты. Фасад. После реставрации

Кроншпиц Галерной гавани. Фасад. Разрушения

Кроншпиц Галерной гавани. Фасад. Разрушения
 
Кроншпиц Галерной гавани. Общий вид. После реставрации

 
Кроншпиц Галерной гавани. Общий вид. После реставрации

Они исследовали составы растворов, кирпичную кладку, зондировали стены и по крупицам восстановили историю постройки и многочисленных переделок Кикина палат.

Отбив штукатурку с сохранившихся наружных стен, реставраторы выявили под ней отчетливые следы уничтоженных архитектурных деталей. Так, обнаружились следы сандриков и наличников окон на ризалитах северного фасада, гладких и рустованных лопаток, а также сандрика и арки над дверным проемом на южном фасаде. Разобрав позднейшие закладки, легко узнаваемые по характеру кладки и качеству кирпичей, реставраторы определили первоначальные размеры и форму прямоугольных оконных проемов и расположенных под ними и над ними ниш. Удалось найти даже одну черепицу из тех, которые покрывали когда-то крышу палат.

Результаты двухлетних исследований показали, что восстановить Кикина палаты в их первоначальном виде вполне возможно. Чрезвычайно яркой иллюстрацией огромной заботы Советского государства о сохранении культурных ценностей явился тот факт, что Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, крайне загруженный неотложными вопросами восстановления и развития народного хозяйства, нашел время заняться судьбой полуразрушенных Кикина палат. 11 февраля 1952 года Исполком Ленгорсовета вынес решение «провести восстановление... бывших Кикина палат с полной реставрацией фасадов в их историческом облике».
 
На основании этого решения архитектор И. Н. Бенуа разработала проект, предусматривавший воссоздание здания в том виде, какой оно имело в 1719 — 1720 годах, когда в нем находилась Кунсткамера. Центральная часть палат должна была быть трехэтажной, а боковые крылья двухэтажными, т. е. восстанавливался характерный «ступенчатый» силуэт здания. Оформление фасадов на уровне первого и второго этажей предусматривалось в соответствии с результатами исследования остатков здания. Сложнее было с завершениями центральной и боковой частей палат. Здесь натурные исследования оказались бесплодны. Решение приходилось искать, изучая иконографический материал и аналоги, т. е. немногие сохранившиеся постройки первых лет существования Петербурга.

Поэтому прежде чем прийти к определенным выводам, И. Н. Бенуа внимательно просмотрела старинные атласы и панорамы Петербурга, десятки чертежей и гравюр с изображением зданий, построенных в первой четверти XVIII века, досконально изучила все архитектурные детали Летнего дворца Петра I, здания Двенадцати коллегий, Меншиковского дворца на Васильевском острове, дворца Монплезир в Петродворце и других сооружений петровского времени. В итоге, после тщательного анализа собранного материала, возникло решение фасада третьего этажа с арочными оконными проемами. Завершалась центральная часть палат треугольным фронтоном. Боковые ризалиты увенчивались маленькими треугольными фронтончиками с овальными слуховыми окнами обрамленными волютами.
 
Cампсониевский собор. Колокольня. В процессе реставрации и после реставрации
 
Сампсониевский собор. Колокольня. В процессе реставрации и после реставрации
 

Сампсониевский собор. Колокольня. В процессе реставрации и после реставрации


Деревянная балюстрада на крыше, расстекловка окон, заполнения дверных проемов были воссозданы по аналогии с соответствующими архитектурными деталями построек петровского времени.

Восстанавливая первоначальный облик фасадов, нельзя было забывать и о создании необходимых удобств для его будущих обитателей. Поэтому внутренняя планировка Кикина палат и отделка их интерьеров решались в соответствии с современными требованиями, тем более что достоверных материалов для воссоздания исторической планировки и первоначального декора не имелось.

Все заново возводимые конструкции здания также выполнялись из современных строительных материалов.

В марте 1953 года проект восстановления Кикина палат, разработанный И. Н. Бенуа, был одобрен Ученым советом Государственной инспекции по охране памятников и Архитектурно-строительным советом Архитектурно-планировочного управления. Но еще до этого, в 1952 году, начались общестроительные работы. Были разобраны завалы, возведены внутренние кирпичные стены. Однако старые наружные стены здания реставраторы сохранили, хотя это стоило нм немалого труда, ибо на стенах имелись сквозные вертикальные трещины, множество выбоин, верхние ряды кирпичной кладки сильно выветрились, а самое главное, они накренились, и, казалось, готовы были рухнуть. Реставраторы подтянули накренившиеся наружные стены при помощи металлических связей, пропускавшихся через отверстия, пробуренные в их кирпичной кладке, и закреплявшихся за вновь возведенные внутренние стены. Выветрившаяся кладка наружных стен укреплялась вертикальными накладками из швеллерного железа и стяжками — из уголкового. Трещины тампонировались сложным раствором, в который добавлялось асбестовое волокно.

В 1956 году Кикина палаты были полностью восстановлены. Их окрасили в два цвета: стены в красный, а детали фасадов и балюстраду — в белый. Колера эти соответствовали первоначальным, обнаруженным при археологических исследованиях старых стен здания.

Таким образом, реставраторы не только восстановили Кикина палаты, но и возродили их своеобразное первоначальное убранство. Впервые в практике реставрационных работ был воссоздан жилой дом петровской эпохи, обогативший архитектуру Ленинграда еще одним интересным памятником, объемно-пространственная композиция, которого и декор фасадов характерны для зодчества России первой четверти XVIII века.

Ныне в стенах этого старинного здания каждый день звучат произведения композиторов разных стран и эпох — здесь помещается детская музыкальная школа.

Ансамбль Александро-Невской лавры. Духовской корпус. Фасад. До реставрации
 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Духовской корпус. Фасад. До реставрации
 

Кроншпицы

 В суровые годы блокады вражеские снаряды и бомбы, холод и сырость принесли немалые повреждения и другим первенцам петербургской архитектуры. Но как только начала восстанавливаться нормальная жизнь города, ленинградцы незамедлительно принялись за реставрацию памятников - свидетелей первых десятилетий строительства города на Неве.

В Галерной гавани на Васильевском острове, на оконечностях, вынесенных в море молов, привлекают внимание два небольших кирпичных домика с рустованными углами, фигурными крышами, завершенными башенками со шпилями-флагштоками. Это сторожевые здания — так называемые кроншпицы, некогда охранявшие вход в Галерную гавань, где стояли боевые галеры. Кроншпицы построили в 1721 году по проекту Д. Трезини из дерева, а спустя тридцать три года их повторили в камне по чертежам архитектора М. А. Башмакова. Сильно поврежденные кроншпицы восстановили в 1952 году в прежнем виде, сохранив их как характерный памятник зодчества и военной истории.


Ансамбль Александро-Невской лавры. Духовской корпус. Фасад. После реставрации

 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Духовской корпус. Фасад. После реставрации
 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Митрополичий корпус. Золотой зал. В процессе реставрации

 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Митрополичий корпус. Золотой зал. В процессе реставрации

В 1968 году под наблюдением и по указаниям архитектора В. А. Бутми и доктора искусствоведения И. А. Бартенева были высвобождены  из-под позднейших наслоений «палаты» князя А. И. Троекурова (6-я линия, 13) — одноэтажный дом на высоком подвале с мезонином в средней части постройки. Реставрация «палат» обогатила пейзаж Васильевского острова зданием, декор которого — угловые русты, пилястры, фигурное обрамление оконных проемов — напоминает о рядовой застройке столицы в 1720-х годах.

Отличительной чертой архитектурного силуэта петровского Петербурга было множество шпилей, взметнувшихся над равнинными и речными просторами. Взлет шпиля Петропавловского собора и Адмиралтейской иглы «поддерживали» шпилевидные завершения и купола других строений. И ныне в силуэте города, его объемнопространственной композиции впечатляющими архитектурными акцентами служат здания церквей Симеония и Анны (на углу улиц Белинского и Моховой), Пантелеймоновской (на углу улицы Пестеля и Соляного переулка) и Сампсониевского собора (на проспекте К. Маркса).

В 1951 —1954 годах по проекту московского архитектора В. С. Масленникова на основе исследований архивных материалов и самого памятника в натуре восстановили первоначальный внешний облик церкви Симеония и Анны — произведения М. Г. Земцова, созданного в 1731 — 1734 годах. Было воссоздано завершение ее единственного купола в виде короны и картуш с гербом и вензелем императрицы Анны Иоанновны. Реставрировали также колокольню с характерным шпилем, напоминающим вытянутый конус.
 
 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Митрополичий корпус. Золотой зал. После реставрации

 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Митрополичий корпус. Золотой зал. После реставрации
 
 
Все детали архитектурного и скульптурного декора тщательно расчистили и возобновили окраску, типичную для зданий тридцатых годов XVIII столетия. В 1981 году в здании церкви Симеония и Анны по проекту архитектора М. М. Плотникова начались работы по реставрации интерьера и приспособления его для размещения экспозиции Метеорологического музея Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова. Существенным моментом в раскрытии градостроительного значения памятника явилась разборка на набережной Фонтанки дома, заслонявшего вид на церковь со стороны реки. Теперь она вновь включена в архитектурный пейзаж старого района.

В ансамбль бывшей Партикулярной верфи входило здание Пантелеймоновской церкви, которая была возведена в 1735—1739 годах по проекту И. К. Коробова в ознаменование первых побед русского военно-морского флота при Гангуте и Гренгаме. Завершенная также одним куполом и увенчанная колокольней, она столь же типична для архитектуры своего времени, как и церковь Симеония и Анны. Однако до 1981 года в ней размещалось учреждение, функции которого не способствовали сохранности ценного здания. В начале 1981 года здесь провели выборочный реставрационный ремонт и открыли выставку, посвященную охране и реставрации памятников архитектуры Ленинграда. В дальнейшем, по решению Ленгорисполкома, в Пантелеймоновской церкви после реставрации, проект которой разработан И. Н. Бенуа, откроется мемориальный музей в честь побед русских моряков в сражениях при Гангуте и Гренгаме и героических защитников полуострова Ханко (Гангута) в годы Великой Отечественной войны, который заменит ныне существующую экспозицию.

В 1953 году началась реставрация Сампсониевского собора. Первоначальный деревянный храм, стоявший на этом месте, построили в 1710 году по распоряжению Петра I в ознаменование «преславной Полтавской виктории». В 1728—1740 годах его заменили каменным, сохранившимся до нашего времени. В годы блокады собор получил серьезные повреждения. 10 февраля 1942 года прямым попаданием снаряда был разрушен главный купол и один малый, а остальные изрешечены осколками. Сырость и морозы губительно сказались на резном золоченом иконостасе и живописи, исполненной на холстах и штукатурке.

К 1957 году первый этап реставрации был закончен. По проекту А. А. Кедринского и Т. А. Берсеневой устранили повреждения куполов, а также реставрировали кровлю храма и открытых галерей вдоль его боковых фасадов. К сожалению, затем реставрация прервалась до 1970 года. После решения в 1984 году о создании в соборе филиала музея-памятника «Исаакиевский собор» работы ведет объединение «Реставратор», где подготавливается комплексный проект восстановления.

Необходимо усилить конструктивные элементы здания, восстановить каменный пол, изготовить новые оконные переплеты и филенчатые двери, чтобы вернуть интерьеру его художественную ценность, расчистить от многослойных закрасок росписи стен и сводов. Предстоит реставрация уникального многоярусного резного золоченого иконостаса и двух малых иконостасов боковых приделов. По завершении работ этот редчайший и совершенно оригинальный для петербургского зодчества первой половины XVIII столетия памятник будет превращен в военно-патриотический музей, посвященный Полтавской победе.

Многое сделано в послевоенные годы для реставрации комплекса Александро-Невской лавры (Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря), основанной по указу Петра Ι  в 1710 году в память ратного подвига доблестного войска Александра Невского.
 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Троицкий собор. Интерьер. После реставрации

 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Троицкий собор. Интерьер. После реставрации
 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Троицкий собор. Интерьер. Воссозданная скульптура

Ансамбль Александро-Невской лавры. Троицкий собор. Интерьер. Воссозданная скульптура
 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Троицкий собор. Интерьер. Воссозданная скульптура «Апостол Павел»

 
Ансамбль Александро-Невской лавры. Троицкий собор. Интерьер. Воссозданная скульптура «Апостол Павел»
 
Кунсткамера. До воссоздания верхнего яруса башни

 
Кунсткамера. До воссоздания верхнего яруса башни

Ансамбль складывался более полувека, но в основе его лежал разработанный еще в петровское время проект Д. Трезини и Т. Швертфегера. Д. Трезини в 1717—1725 годах возвел Благовещенскую церковь и связанный с ней жилой корпус.

Позднее, в середине XVIII столетия, архитектор П. А. Трезини руководил строительством юго-восточной части монастырских корпусов и Федоровской церкви. М. Д. Расторгуев в 1756—1774 годах построил Семинарский, Просфорный и Митрополичий корпуса.

В 1776—1790 годах на месте разобранного (из-за образовавшихся в стенах трещин) первого собора крупнейший зодчий классицизма И. Е. Старов воздвигнул в центре барочного ансамбля величественный классический храм, увенчав архитектурный комплекс мощной доминантой.

После 1917 года взятый под государственную охрану архитектурный ансамбль и два связанных с ним кладбища — Лазаревское и Тихвинское — постепенно начали преобразовывать в музеи.

В период блокады от артиллерийских снарядов и бомб пострадали Федоровский, Семинарский и Митрополичий корпуса, а также фасады Троицкого собора. Восстановление архитектурного комплекса началось в 1945 году; в течение пяти лет первоочередными реставрационными работами были охвачены все корпуса. В 1950—1952 годах велась реставрация старейшего сооружения Лавры — здания Благовещенской церкви. Тщательное зондирование кладки позволило установить изменения, которые были привнесены в первоначальное строение, и тем самым уточнить историю памятника. В течение двух лет после реставрации в здании церкви развернули богатую экспозицию моделей монументов — Музея городской скульптуры, которому передали основные здания Лавры и ее некрополи — Лазаревский и Тихвинский, реставрированные в 1947—1950 годах.

Одной из самых значительных в ансамбле Александро-Невской лавры была реставрация грандиозного Троицкого собора — выдающегося творения И. Е. Старова. В течение трех лет, начиная с 1957 года, под руководством архитектора К. Д. Халтурина велась реставрация фасадов, интерьера, скульптуры и живописи. В интерьере собора расчистили мрамор, возобновили позолоту декоративных деталей.

Кунсткамера. После воссоздания верхнего яруса башни и реставрации фасада

 
Кунсткамера. После воссоздания верхнего яруса башни и реставрации фасада

Самым ответственным и сложным этапом работ по декору интерьера была реставрация декоративной скульптуры. Двадцать монументальных гипсовых статуй в период возведения собора отлили из гипса по моделям Кунсткамера. После воссоздания верхнего яруса башни и реставрации фасада одного из величайших русских ваятелей Ф. И. Шубина. Скульптор соответственно утвержденному списку исполнил статуи древних русских князей Владимира, Федора, Гавриила и княгини Ольги, четырех библейских пророков и двенадцать фигур апостолов. Все скульптуры размещены под карнизом, причем восемь фигур скомпонованы попарно. В дни блокады от резких перепадов температуры и повышенной влажности старые обветшалые гипсовые фигуры почти все разрушились. Полностью сохранились только две скульптуры, а от остальных — фрагменты.

В распоряжении скульпторов Е. Г. Челпановой, Ж. Я. Меллупа, А. Н. Колодина, В. В. Владимирова, Б. М. Громова и руководителя реставрации скульптуры профессора И. В. Крестовского имелись также фотографии, сделанные в 1912 году. Тщательно изучив пластическое своеобразие авторских оригиналов, выявив контуры фигур, сохранившиеся в местах их крепления к стене, реставраторы воссоздали утраченные изваяния, включив в них все уцелевшие части. Благодаря этому величавый интерьер собора сохранил присущую ему художественную целостность.

В 1974—1976 годах была произведена капитальная реставрация фасадов и интерьеров Митрополичьего корпуса, насыщенных разнообразным лепным, штукатурным и живописным декором. Согласно перспективному плану Лавра станет одним из крупнейших в городе архитектурно-художественным заповедником.

В 1947—1948 годах реставраторы вернули первоначальный облик зданию Кунсткамеры на Университетской набережной. Величественное и нарядное строение, акцентированное четырехъярусной башней, играет важную художественную роль в панораме невских берегов, являясь одной из высотных доминант. Сооруженное в 1718—1734 годах по проекту Г. И. Матарнови архитекторами Н. Ф. Гербелем, Г. Киавери и М. Г. Земцовым здание хорошо сохранилось. Однако в 1747 году во время пожара верхняя часть башни сгорела и не была возобновлена. Лишь спустя двести лет ленинградский архитектор Р. И. Каплан-Ингель путем тщательного исследования документальных и графических источников обосновал необходимость воссоздания верхнего яруса башни. Разработанный им проект был претворен в жизнь, и над невскими просторами вновь вознеслось легкое завершение здания, увенчанное золоченой ажурной астрономической сферой.

Реставрация памятников архитектуры первой трети XVIII столетия связана с решением специфических задач, которые обусловлены исключительной ценностью памятников, их «многослойностью», в отдельных случаях редкостью авторских чертежей и скудостью архивных документов. Однако ленинградские реставраторы успешно преодолевают эти трудности, стремясь сохранить и раскрыть первые страницы архитектурной летописи, развернутой над невскими берегами.
 
 




От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Меншиковский дворец на Васильевском острове - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда Реставрация памятников архитектуры середины 18 века - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда »

Отказ от ответственности (Disclaimer)