Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 




Детальное описание металлодетекторы поиск тут.




Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 8, 2014

Адмиралтейство. Реставрация памятников архитектуры первой трети XIX века

Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда

 

Первая треть XIX века в русской архитектуре является кульминацией в развитии стиля классицизма, который с полным основанием назван зрелым, пли высоким, классицизмом. В этом блистательном периоде отчетливо выделяются два, почти равных по времени, этапа.

Первое пятнадцатилетие — это время, когда в петербургском строительстве доминировали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров и продолжавший активную творческую деятельность Д. Кваренги. В эти годы закладываются и успешно сооружаются такие грандиозные здания, как Казанский собор и Горный институт, спроектированные А. Н. Воронихиным; воплощается в жизнь гениальный замысел А. Д. Захарова, преобразившего Адмиралтейство; складывается ансамбль Стрелки Васильевского острова, художественной доминантой которого становятся Биржа Тома де Томона, Ростральные колонны и величественная гранитная набережная. Все эти архитектурные произведения, отмеченные общностью стилевых основ, отличаются монументальностью, огромными фасадами и объемами, а также необычайно образной выразительностью. Вместе с тем все они чрезвычайно индивидуальны — в их облике четко проявляется неповторимость почерка каждого из их творцов, что придает им поэтическую одухотворенность.

Благодаря своим масштабам, гигантским колоннадам и скульптурному декору все эти строения, несмотря на то, что они возводились как самодовлеющие и самостоятельные объекты, сразу же стали господствующими, подчинившими существующую застройку и предопределившими дальнейшее ансамблевое развитие прилегающих к ним районов. Не случайно, что лучшие произведения этих лет, связанные с именами А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, Тома де Томона и Д. Кваренги, стали наиболее выразительными архитектурными образами — эмблемами Ленинграда.

Начало второго этапа зрелого классицизма совпадает с победоносным завершением Отечественной войны 1812 года. Триумф в освободительной войне вызвал новый подъем в творчестве русских зодчих, вдохновил и наполнил его героическим пафосом. В эти годы ансамблевое начало было чему второй ярус башни кажется ажурным, почти невесомым. Над ним возвышается золоченый купол, увенчанный золоченым шпилем, на острие которого вращается трехмачтовый кораблик-флюгер.

Чтобы ритмически разнообразить фронт растянутого главного фасада, А. Д. Захаров украсил его боковые крылья портиками. Гладь стены между центральной башней и портиками оживлена рустовкой первого и второго этажей. Боковые фасады Адмиралтейства решены иначе: в центре каждого фасада находится двенадцатиколонный портик с завершением в виде треугольного фронтона, расположенный между двумя шестнколоннымп портиками без фронтонов. Торцы боковых фасадов, обращенные к Неве, А. Д. Захаров оформил в виде павильонов с массивными арочными проемами в центре.

Ответственную роль в оформлении Адмиралтейства зодчий отвел декоративной скульптуре, тематика которой соответствует назначению здания. Фронтоны портиков заполняют многофигурные композиции, исполненные И. И. Теребеневым; они изображают Славу, раздающую награды за ратные подвиги и успехи в науке и искусстве. Еще более активную роль играет скульптура в оформлении центральной башни.

Адмиралтейство. Снятие маскировочного чехла со шпиля О. А. Фирсовой - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

 
Адмиралтейство. Снятие маскировочного чехла со шпиля О. А. Фирсовой
 
По обеим сторонам Триумфальной арки стоят на высоких постаментах каменные группы работы Ф. Ф. Щедрина, представляющие морских нимф, поддерживающих небесные сферы. Над аркой парят фигуры гениев Славы, в аттике первого яруса выделяется большой гипсовый горельеф И. И. Теребенева «Заведение флота в России». На углах нижнего яруса башни установлены исполненные Ф. Ф. Щедриным каменные статуи античных героев — Ахилла, Аякса, Александра Македонского и Пирра. А над двадцатью восемью колоннами второго яруса располагаются двадцать восемь статуй, изображающих страны света, времена года, стихии.

Первоначальное убранство захаровского Адмиралтейства отличалось еще большим великолепием. Над фронтонами были установлены высеченные из пудостского камня статуи работы В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова, изображавшие двенадцать месяцев. У подножия портиков на гранитных пьедесталах стояли шесть каменных фигур, олицетворявших крупнейшие русские реки, а у Невских павильонов — еще четыре статуи, символизировавшие части света. По всему фасаду Адмиралтейства, на уровне третьего этажа, проходил прекрасный лепной фриз высотой в полтора метра с изображением знамен, оружия и воинских доспехов.

Адмиралтейство. Башня. Фрагмент. Разрушения - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

 
Адмиралтейство. Башня. Фрагмент. Разрушения

К сожалению, не все эти произведения дошли до нас. Тупые и невежественные бюрократы, в руки которых попал замечательный архитектурный шедевр, созданный А. Д. Захаровым, не ценили и не берегли его. Уже в конце 1830-х годов был уничтожен большой лепной фриз, а в 1860 году, после того, как протопресвитер военного и морского духовенства Кутневич потребовал убрать «смущающие верующих» статуи, «принадлежащие к языческой мифологии», Александр II распорядился снять статуи над фронтонами портиков, у их подножия и у Невских павильонов. Двадцать две замечательные статуи, изваянные выдающимися скульпторами В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым, были превращены в груду щебня, причем чиновники, руководившие этой варварской акцией, с удовлетворением отмечали, что от продажи обломков статуй и металлических креплений удалось выручить 24 рубля 35 копеек! Тогда же, в 50-х годах XIX века, чтобы избавиться от затрат на ремонт двадцати восьми статуй из пудостского известняка, их заменили копиями из меди.

В 1886 году был проведен еще один ремонт башни Адмиралтейства, во время, которого сняли старую обшивку шпиля и заменили ее заново изготовленными медными золочеными листами. В 1910 году шпиль вновь перезолотили, причем огневая позолота была заменена сусальной.

Адмиралтейство. Башня. Фрагмент. После реставрации скульптурного декора - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 век

 
Адмиралтейство. Башня. Фрагмент. После реставрации скульптурного декора
 
После Великой Октябрьской социалистической революции Адмиралтейство по-прежнему сохраняло тесную связь с морем, но вместо многочисленных учреждений царского Морского министерства его заняли организации, руководившие молодым советским Военно-Морским Флотом. А в 1925 году хозяевами здания стали курсанты и преподаватели Высшего военно-морского инженерного училища (ныне — имени Ф. Э. Дзержинского) — преемника одного из старейших в России военно-морских заведений — Училища корабельной архитектуры.

При Советской власти к зданию Адмиралтейства стали относиться по-настоящему бережно и заботливо. Систематически осуществлялось наблюдение за состоянием его конструкций и декоративной отделки. В 1928— 1929 годах были выполнены большие и сложные работы по усилению деревянных несущих конструкций шпиля.

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, когда фронт приблизился к Ленинграду, Адмиралтейство решено было замаскировать, чтобы уберечь его от налетов вражеской авиации. Эту опасную и сложную операцию выполняла специальная маскировочная группа во главе с архитектором С. Н. Давыдовым. Требовалось, во что бы то ни стало укрыть золоченый шпиль здания, представляющий ориентир для фашистской авиации и артиллерии, защитным покровом из мешковины. Но как забраться на столь головокружительную высоту, не располагая временем на сооружение лесов и подмостей? На помощь пришло командование
Красной Армии. В распоряжение маскировщиков был выделен привязной воздушный шар с обслуживающей его командой.

Адмиралтейство. Зал Совета. Роспись стен. Фрагмент. До реставрации - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

 
Адмиралтейство. Зал Совета. Роспись стен. Фрагмент. До реставрации
 
Адмиралтейство. Зал Совета. Роспись стен. Фрагмент. После реставрации

 
Адмиралтейство. Зал Совета. Роспись стен. Фрагмент. После реставрации

В сентябре, на рассвете ясного дня, ст. лейтенант В. Г. Судаков поднялся на воздушном шаре, приблизился вплотную к шпилю и закрепил там блок с пропущенным через него канатом. По этому канату на шпиль поднялись бойцы маскировочной группы — спортсмены-альпинисты Ольга Фирсова, Михаил Бобров, Александра Пригожева и Алоизий Земба. Они обтянули шпиль мешковиной, плотно зашили ее и обвязали веревками. Работа была закончена своевременно, ибо уже 18 сентября 1941 года на Адмиралтейство обрушились первые фашистские бомбы.

Потом бомбежки и обстрелы Ленинграда стали повторяться почти ежедневно, причем гитлеровские варвары сознательно и методично стремились уничтожить шедевры русской архитектуры. Так, 4 апреля 1942 года пять вражеских авиабомб попали в здание Адмиралтейства, а четыре разорвались на его территории. При этом был разрушен северо-западный угол парапета башни, уничтожены четыре и сильно повреждены шестнадцать медных статуй, установленных над колоннами второго яруса. 25 января 1943 года во время еще одного налета фашистских стервятников осколками бомбы, разорвавшейся в двенадцати метрах от башни Адмиралтейства, был искалечен чудесный горельеф И. И. Теребенева «Заведение флота в России», отбиты головы, ноги, руки и куски драпировки у многих фигур. Тогда же в результате удара воздушной волны в бывшем зале Адмиралтейского совета обрушилась с потолка часть штукатурки с росписью Д. Скотти, и обвалился фрагмент лепного карниза.
 
Всего за время войны Адмиралтейство перенесло пять бомбежек 250— 500-килограммовьши фугасными бомбами и двенадцать обстрелов шести - восьмидюймовыми дальнобойными орудиями. При этом непосредственно в здание попали пять бомб и двадцать снарядов, а тридцать семь бомб и снарядов разорвались поблизости от него, также нанеся ему повреждения ударами воздушных волн и осколками. Степы Адмиралтейства были пробиты в девяти местах, а в шестнадцати — разрушены крыша и стропила. Но маленький гарнизон Адмиралтейства ни на минуту не терял мужества и присутствия духа. В мастерских, действовавших в здании Адмиралтейства, изготавливались детали боеприпасов и снаряжение для воинов ленинградского фронта; типография Военмориздата, помещавшаяся там же, печатала брошюры, листовки и многотиражную газету «Дзержинец».

После каждого налета авиации и артиллерийского обстрела защитники Адмиралтейства немедленно приступали к ликвидации причиненных ему повреждений. Руководил этой работой главный архитектор Адмиралтейства В. И. Пилявский, позднее известный историк архитектуры. Активное участие в ней принимали архитекторы Инспекции по охране памятников О. Н. Шилина и М. 3. Тарановская.

Осенью 1942 года тысячи мелких пробоин в кровле Адмиралтейства были заделаны ветошью и суриковой замазкой, а на участки с большими пробоинами наложены заплаты из железа и толя.
 
Адмиралтейство. Барельефный фриз над главными воротами. Фрагмент. До реставрации

Адмиралтейство. Барельефный фриз над главными воротами. Фрагмент. До реставрации

Адмиралтейство. Башня. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

 
Адмиралтейство. Башня. После реставрации

Художник-реставратор В. С. Щербаков снял кальку с сохранившейся росписи плафона бывшего зала Адмиралтейского совета и выполнил несколько копий с фрагментов росписи. Поистине героически боролся за спасение декоративно-скульптурного убранства здания скульптор-реставратор Я. А. Троупянский. Шестидесятилетний скульптор, ослабевший от голода, с опухшими ногами и руками, с трудом добирался до рельефов и, стоя на шаткой стремянке, реставрировал скульптуру. Его работу тщательно контролировали представители Инспекции по охране памятников, не делавшие никаких скидок на тяжкие блокадные условия. Так, например, осматривая летом 1943 года только что отреставрированный Я. А. Троупянским горельеф «Заведение флота в России», комиссия, возглавляемая О. И. Шилиной, указала, что следует «проработать ленточки и формы восстановленных цветов». Какой любовью к своему делу, какой верой в будущее должны были обладать люди, так самоотверженно отдававшиеся работе.

Тяжкие испытания, выпавшие на долю Ленинграда, приближались к концу. 27 января 1944 года орудия, стоявшие у стен Адмиралтейства, салютовали в честь замечательной победы Советской Армии, разгромившей гитлеровцев под городом. Летом того же года в Адмиралтейство возвратилось из эвакуации Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. А 30 апреля 1945 года, в канун первомайского праздника, верхолазы-альпинисты О. Фирсова, Т. Визель и М. Шестаков, воспользовавшись оставленным блоком и канатом, поднялись на шпиль, чтобы снять защитный покров. И вновь засверкала над Ленинградом Адмиралтейская игла, возвещая о том, что навсегда миновала угроза нашествия гитлеровских орд.

Буквально на другой же день после окончания войны началась реставрация Адмиралтейства. В течение 1945—1947 годов силами военно-строительных организаций были отремонтированы крыша и фасады здания. В то же время Ленинградское отделение Союза художников СССР создало группу из одиннадцати скульпторов: Я. А. Троупянского, В. Ф. Богатырева, В. Н. Риттера, И. И. Савватеева и других для реставрации рельефов и статуй здания. Эта работа продолжалась до 1952 года. В первую очередь восстанавливалась гипсовая и каменная скульптура главной башни, а затем рельефы Невских павильонов и скульптурные композиции фронтонов портиков. Гипсовая скульптура расчищалась от многослойных покрасок, нанесенных при прежних ремонтах и искажавших ее формы; подчас приходилось снимать до шестнадцати слоев. Удалялись также грубые заделки. Все швы, трещины и пробоины заливались гипсом.

Для восстановления утраченных важных деталей скульпторы, используя старые фотографии и обмеры, лепили из пластилина их модели, с которых затем исполнялись отливки в гипсе. Для придания гипсу прочности рельефы пропитывались горячей олифой, после чего они окрашивались известковой краской. Металлические каркасы гипсовых рельефов тщательно очищали от ржавчины и изолировали асфальтовым лаком. Для усиления крепления в кладку стены были дополнительно осторожно заделаны железные костыли, к которым проволокой прикреплялись рельефы.

Вырубленные из пудостского известняка статуи античных героев, установленные на углах нижнего куба башни, и группы нимф, поддерживающих сферы, реставрировались не менее скрупулезно. Сперва их очищали от загрязнений, заделывали мастикой трещины, выбоины и сколы. Утраченные детали заново вырезались из камня и устанавливались на металлических пиронах.

 В 1952 году чеканщик Я. Е. Титов реставрировал медные статуи, размещенные над колоннами второго яруса башни. Он выправил все вмятины, имевшиеся на скульптуре, и наложил медные заплаты на пробоины. Затем статуи очистили и выкрасили в светло-зеленый цвет. Четыре статуи, уничтоженные бомбами, были воссозданы из цемента по моделям, выполненным Я. А. Троупянским.

Реставрировались не только фасады, но и интерьеры Адмиралтейства. В 1949 году группа художников-реставраторов во главе с Н. В. Перцевым и А. А. Мартыновым восстановила пострадавшую в годы войны роспись плафона в бывшем зале Адмиралтейского совета. Была реставрирована также лепка и скульптура Главного вестибюля.

В 1954 году началась реставрация шпиля. На этот раз мастера не были ограничены во времени и могли обойтись без помощи воздушного шара и каната. У основания шпиля соорудили круговую площадку, уложенную на резиновые прокладки, чтобы не повредить позолоту. На этой площадке установили лестницы, обитые толстой материей. Кроме того, реставраторы использовали для работы передвижную деревянную люльку, опиравшуюся на шпиль тремя деревянными рамками, также обитыми сукном.

Как показало обследование, состояние золоченой обшивки шпиля оказалось совершенно неудовлетворительным. В медных листах имелось множество пробоин от осколков бомб и снарядов.

Адмиралтейство. Перевозка кораблика из мастерской для установки на шпиле

 
Адмиралтейство. Перевозка кораблика из мастерской для установки на шпиле
 
Почти половина железных винтов, которыми прикреплялась обшивка шпиля, расшаталась и выпала. В результате этого стыки медных листов разошлись, они отошли от обрешетки, и под них стала затекать вода, вызывающая коррозию металла. Мастера выправили стыки листов медного покрытия, заменили выпавшие железные винты крепления латунными, наложили на участки пробоин медные заплаты.

Однако во время реставрации 1954 года не производилось обновление поврежденной позолоты шпиля. Многочисленные утраты золота, имевшиеся на медных листах его обшивки, временно тонировались охрой. Полное восстановление позолоты шпиля и купола было выполнено позднее, в 1976—1977 годах, когда объединению «Реставратор» поручили восстановить их первоначальный облик ко дню празднования 60-й годовщины Великого Октября. Для производства реставрационных работ потребовалось окружить купол и шпиль строительными лесами. Эти обшитые фанерой деревянные конструкции, состоявшие из 19 ярусов и имевшие форму гигантского шатра, были спроектированы архитектором проектной мастерской объединения Е. П. Севастьяновым и смонтированы в период с 1 декабря 1976 года по 1 апреля 1977 года бригадой плотников А. В. Соколова. Затем слесари устранили все деформации, имевшиеся в медной обшивке купола и шпиля, заделали пробоины, проверили состояние нескольких тысяч латунных винтов крепления и заново изготовили и установили более четырехсот недостающих винтов. После этого бригада позолотчиков, возглавлявшаяся А. И. Ивановой, удалила с медных листов остатки старой позолоты и окраски, а затем в строгом соответствии с требованиями технологии последовательно покрыла поверхность обшивки купола и шпиля свинцовым суриком, масляным лаком и, наконец, уложила на лак «мордан» листки сусального золота. Всего при этом было израсходовано около двух килограммов драгоценного металла.

Венчающие части шпиля — шар, корону и знаменитый кораблик, воспроизведенный в бесчисленных изданиях,— реставраторы демонстрировали и перевезли на производственную базу объединения «Реставратор». Здесь, в мастерской, были устранены все имевшиеся на них повреждения, выправлены вмятины и заново вызолочены их поверхности.

Интересно отметить, что внутри шара оказались документы, относящиеся к прошлым реставрациям шпиля: газеты, изданные в 1886 году, и медная пластинка с текстом, содержащим краткое описание работ, производившихся в 1886 году, а также газеты 1929 года. Соблюдая добрые традиции, реставраторы бережно уложили эти материалы в металлическую шкатулку и добавили к ним брошюру с текстом проекта Конституции СССР, экземпляры газет и краткое описание реставрации 1977 года. Шкатулку вставили в шар, который вместе с короной установили с лесов на прежние места.

Что же касается кораблика, то его монтаж был произведен при помощи вертолета. 19 июля 1977 года отреставрированный и заново вызолоченный кораблик на открытой автомашине торжественно проследовал по улицам Ленинграда от производственной базы объединения «Реставратор» на улице Маршала Говорова до Дворцовой площади. Здесь его прикрепили к тросу, спущенному с борта вертолета, и подняли в воздух. Вертолетчик с ювелирной точностью опустил кораблик на монтажную площадку, где его приняли мастера и надежно закрепили на острие шпиля. Через несколько дней плотники разобрали строительные леса, и в ленинградском небе вновь засверкала обновленная Адмиралтейская игла.
 
Адмиралтейство. Реставрация купола и шпиля. 1977 г.

 
Адмиралтейство. Реставрация купола и шпиля. 1977 г.
 
 
 
 




От: Максименко В.А.,  3128 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Здание Академии наук, Гостиный двор, Санкт-Петербург - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века (продолжение) Казанский собор. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »