Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Январь 21, 2014

Защита памятников архитектуры в годы Великой Отечественной войны

Защита памятников архитектуры в годы Великой Отечественной войны

 

Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941 года, когда сильный и коварный враг приближался к городу и все ленинградцы по зову партии встали на защиту его рубежей.

Самоотверженная борьба за спасение художественных ценностей началась с первых часов войны, в ночь на 23 июня 1941 года, под вой сирен — сигнала первой воздушной тревоги.
 



В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф (Петродворец). 4 сентября противник произвел первый обстрел города из двухсот сорокамиллиметровых орудий.
 
6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налеты на Ленинград, сбросив 6327 зажигательных бомб, которые вызвали 178 крупных пожаров. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

Каждый день городские кварталы и площади методически обстреливались дальнобойной вражеской артиллерией. Усиливалась интенсивность налетов немецкой авиации.

В эти дни наряду со строительством оборонительных рубежей, сооружением дотов и дзотов широко развернулись работы по ликвидации завалов, возникавших в зданиях после бомбежек и обстрелов, и предотвращению гибели памятников архитектуры и художественных произведений.
В спасательных работах вместе с бойцами народного ополчения, специальными командами местной противовоздушной обороны (МПВО) непосредственное участие принимали сотрудники Управления по делам архитектуры, члены Союза архитекторов и Союза художников.

С 22 июня 1941 года Отдел охраны памятников, в дальнейшем преобразованный в Инспекцию, переключился на работу по защите архитектурных ансамблей и укрытию скульптуры. Инспекция, первоначально возглавляемая А. В. Победоносцевым, а после его ухода на фронт — его заместителем Н. Н. Белеховым, превратилась в своеобразный штаб, вокруг которого сплотился большой и преданный делу коллектив архитекторов, скульпторов, художников, искусствоведов; они, не щадя сил и даже самой жизни, спасали памятники любимого города. Более чем сорок сотрудников Инспекции погибли от обстрелов, бомбежек и голода.
 

Памятник ленину у Финского вокзала

 
Памятник ленину у Финского вокзала
 
Памятник ленину у Финского вокзала
 
Памятник ленину у Финского вокзала, Укрытие 1943 г.
 
Первыми к работам по защите памятников архитектуры Ленинграда были привлечены сотрудники существовавших до 1941 года архитектурно реставрационных мастерских Ленинградского областного товарищества «Ленизо», преобразованных в аварийно-восстановительные мастерские Отдела по делам искусств Ленгорисполкома, которые возглавила Л. И. Васильева.

Уже 23 июня 1941 года Инспекция представила в Ленгорисполком план защиты зданий, монументальной и декоративной скульптуры города. К 1 июля были разработаны предложения по маскировке высотных ориентиров, связанных, прежде всего со зданиями-памятниками, которые, по решению Ленгорисполкома, незамедлительно начали осуществляться.

Для оперативной ликвидации разрушений в зданиях — памятниках архитектуры был организован аварийно-восстановительный батальон, насчитывающий вначале 44, а впоследствии 150 человек. Специальное подразделение этого батальона под руководством архитектора С. Н. Давыдова, инженера Л. И, Жуковского и военного инженера III ранга И. П. Соколова произвело, не устанавливая лесов, очень опасную и трудоемкую работу по маскировочной окраске пяти куполов Исаакиевского собора, шпиля и купола Петропавловского собора, а также великокняжеской усыпальницы. Огромными маскировочными чехлами были затянуты шпиль Инженерного замка, пять куполов Никольского собора, Адмиралтейская игла.
Основание резного иконостаса Петропавловского собора с обеих сторон укрыли мешками с песком, защитной кирпичной стенкой оградили уникальную мозаику «Полтавская баталия» работы М. В. Ломоносова в здании Академии наук СССР на Университетской набережной.

Адмиралтейство, снятие защитного чехла со шпиля, 1943 г.

 
Адмиралтейство, снятие защитного чехла со шпиля, 1943 г.
 
Адмиралтейство
 
Адмиралтейство
 
Инспекция руководила также весьма ответственными маскировочными работами, имеющими целью сохранение ансамбля Смольного. Монумент В. И. Ленина был надежно защищен футляром. Над пропилеями и проходом к Смольному повесили, маскировочные сети с нашитыми на них кусками ткани, расписанными в виде древесных крон; подобным же образом камуфлировали кровлю и фасады здания. Все это значительно затрудняло вражеским самолетам и артиллеристам прицельное бомбометание и обстрел столь важных объектов.

Одновременно с маскировкой архитектурных памятников, по согласованию с главным архитектором города Н. В. Барановым, Инспекция привлекла членов Союза архитекторов к обмерам памятников, которые могли и укладывали в ящики наиболее ценные произведения декоративно-прикладного искусства из подохранных зданий города. Часть предметов была эвакуирована, а оставшаяся — надежно укрыта в подвалах. Многие музейные экспонаты, вывезенные из пригородных дворцов, сохранялись в здании Исаакиевского собора. Ответственность за их сбережение была возложена на работников «Объединенного хозяйства музеев», созданного Отделом культурно-просветительной работы Исполкома Ленгорсовета 15 июля года. Маленькая группа сотрудников этой организации прилагала все усилия, чтобы в тяжелейших условиях блокады поддерживать порядок в зданиях музеев, производить текущий ремонт, сохранять фонды.
 
Памятник Петру I у Михайловского замка


Памятник Петру I у Михайловского замка, 1981 г.
 
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, в процессе укрытия, 1941 г.
 
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, в процессе укрытия, 1941 г.
 
Инспекция по охране памятников организовала и возглавила работы по укрытию монументальной скульптуры Ленинграда. Этим сложным делом руководил скульптор-реставратор И. В. Крестовский, совместно с которым трудились скульпторы И. И. Суворов, Н. В. Дыдыкин, Г. А. Симонсон, Н. Я. Тальянцев, В. В. Эллонен, М. М. Демьянов, Р. К. Таурит, архитекторы, проектировавшие конструкции для укрытия скульптур.

Песок и деревянные щиты прочно закрыли памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала работы С. А. Евсеева и монумент Петра I («Медный всадник»), созданный Э. Фальконе; памятник Николаю I (скульптор П. К. Клодт) был укрыт мешками с песком и обшит досками. Знаменитых клодтовских коней Аничкова моста сняли с пьедесталов и на специальных деревянных платформах с катками переместили в Сад отдыха (ныне сад Дворца пионеров), где их поставили в ямах, перекрытых надежным навесом. Схему защитного укрытия скульптур выполнила архитектор Е. П. Наумова, руководил работами инженер М. С. Чухаев.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, 1981 г.
 
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, 1981 г.

Аничков мост. Скульптура «Укрощение коня», снятая с пьедестала - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
 
Аничков мост. Скульптура «Укрощение коня», снятая с пьедестала

В Михайловском саду, в ямах под высокой насыпью, скрыли памятник Александру III, исполненный П. П. Трубецким, и скульптурную группу Б. К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Конный монумент Петра I перед Инженерным замком, отлитый по модели того же скульптора, сняли с постамента и уложили на прокладку из толя в траншею.

Одновременно с укрытием памятников на улицах и площадях города велись работы в Летнем саду. Мраморные статуи, изваянные итальянскими мастерами, были уложены в траншеи, засыпаны песком, землей и покрыты дерном. Места их расположения тщательно фиксировались на плане. Также в земле были укрыты мраморные скульптурные надгробия из Некрополя, Александро-Невской лавры, группы «Диоскуров», созданных итальянским скульптором П. Трискорни, у Манежа на Исаакиевской площади и гранитные «львы» Ши-цза на Петровской набережной. Деревянные футляры закрыли сфинксов у Академии художеств и памятник мореплавателю И. Ф. Крузенштерну на набережной Лейтенанта Шмидта.

Аничков мост. Скульптура «Укрощение коня», извлеченная из укрытия - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
 
Аничков мост. Скульптура «Укрощение коня», извлеченная из укрытия

Большую пользу принесли мероприятия по предохранению от повреждений огнем ценных в архитектурном и историческом отношении зданий. Так, раствором суперфосфата были пропитаны конструкции чердачных перекрытий в зданиях Смольного, Главного штаба, Эрмитажа, Мраморного дворца (Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), Филармонии, Каменноостровского театра и других.

Маскировку куполов и шпилей, укрытие скульптуры, обмерно - фиксационные работы, меры противопожарной профилактики и устройство убежищ для художественных произведений из ленинградских и пригородных
музеев в зданиях-памятниках осуществляли в сложнейшей и очень опасной обстановке города-фронта, полного лишений, при минимальном числе сотрудников, ряды которых неумолимо опустошали голод, жестокие обстрелы и бомбежки.

Однако все принятые защитные меры не смогли избавить памятники архитектуры от бедствий, которые несли им вражеские бомбы и снаряды.

В годы войны архитектурно-художественные ансамбли Ленинграда подвергались жестоким разрушениям. Почти все здания, находившиеся под охраной государства, пострадали в результате обстрелов и бомбежек.
 
Скульптура «Укрощение коня». После установки на место

Скульптура «Укрощение коня». После установки на место

В бывшем Шуваловском дворце, построенном в 1795 году (ныне Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран), 14 октября 1941 года от зажигательной бомбы сгорел Колонный зал с уникальной росписью Д. Скотти. В тот же день фугасная авиабомба полностью разрушила двухэтажный дворовый флигель, а 5 января 1942 года снаряд пробил стену Белой гостиной, повредив ее отделку и соседние помещения.

В бывший дом Лаваль (ныне Центральный государственный исторический архив СССР), начало строительства, которого восходит к восемнадцатому веку и связано с именами прославленных зодчих А. Н. Воронихина и Тома де Томона, 13 ноября 1941 года попала бомба, а через семь дней — снаряд. Средняя часть главного корпуса была разрушена, разбит аттик и большинство капителей, рухнул балкон с гранитными плитами и чугунной решеткой; обвалилась часть купола вестибюля, получили повреждения мраморный камин, лепка, живопись и другие детали отделки.

Аничков мост. Петропавловский собор в Петропавловской крепости. Снятие маскировочного чехла с купола. 1944 г.
 
Аничков мост. Петропавловский собор в Петропавловской крепости. Снятие маскировочного чехла с купола. 1944 г.

В Инженерном (Михайловском) замке, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В. И. Баженова, 4 апреля 1942 года прямым попаданием двух авиабомб был разрушен корпус со стороны парадного восьмигранного двора, внутренняя отделка Предтронного и Тронного залов, а также иных помещений. 15 июля и 20 августа 1943 года снарядами была повреждена отделка парадной лестницы и скульптура пилонов.
 
Документы скупо свидетельствуют: «Разрушено 7000 куб. м здания и 4000 куб. м повреждено наполовину».

Этнографический музей был трижды поврежден двухсоткилограммовыми и пятисоткилограммовыми бомбами, сброшенными на здание 28 сентября, 26 ноября и 5 декабря 1941 года;

28 апреля 1943 года в здание музея попал крупный артиллерийский снаряд. Бомбежки, обстрелы разрушили перекрытия и стены, повредили отделку многих интерьеров.

Таврический дворец, построенный в конце ХУНТ века И. Е. Старовым, осенью и зимой 1941—1942 гг. неоднократно подвергался бомбежкам и артиллерийским обстрелам. На здание и рядом с ним были сброшены три фугасные бомбы весом в пятьдесят, сто и двести пятьдесят килограммов. Шесть снарядов попали в здание, повредив портики восточного крыла со стороны парадного двора и сада, разрушив гранитную кордегардию у ворот и часть ограды, пробив во многих местах кровлю.
 
Панорама ансамбля Стрелки Васильевского острова
 
Панорама ансамбля Стрелки Васильевского острова

Панорама ансамбля Стрелки Васильевского острова

 
Стрелка Васильевского острова. Ростральная колонна. Фрагмент с рострами. До реставрации
 
Стрелка Васильевского острова. Ростральная колонна. Фрагмент с рострами. До реставрации
 
Никольский собор. Снятие маскировочного чехла с купола. 1944 г.
 
Никольский собор. Снятие маскировочного чехла с купола. 1944 г.
 
Никольский собор. 1981 г. - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
 
Никольский собор. 1981 г.


Типичный пример состояния многих зданий XVIII—XIX столетий в 1944 году — дом Кокошкина, двухэтажный особняк, построенный в 1820-х годах неизвестным архитектором (ул. Чайковского, 4). Осколки изрешетили его стены, четыре колонны коринфского ордера, акцентирующие угол, барельефы. После проведения реставрационных работ дом Кокошкина, подобно другим старинным строениям центральных районов, органично вошел в художественную ткань города.

Одно из непревзойденных творений А. Н. Воронихина — Горный институт также явился мишенью для вражеских обстрелов и бомбежек. В 1942 году — 4 апреля, 21 и 22 ноября — в этот памятник архитектуры попало пять крупнокалиберных снарядов и две авиабомбы по двести пятьдесят килограммов. Они разрушили поперечный флигель, Северные ворота, пробили перекрытие над Колонным залом, повредив плафон работы Д. Скотти. Осколки изрешетили потолки музейных залов.

В дом Адамини, построенный в 1820-х годах на углу Марсова поля и набережной Мойки, 26 ноября 1941 года одновременно попали две полутонные авиабомбы, разрушив всю среднюю часть здания с восьмиколонным портиком, обращенную к Мойке.
 
Таврический дворец. Портик западного флигеля. Разрушения. 1944 г.
 
Таврический дворец. Портик западного флигеля. Разрушения. 1944 г.
 
Таврический дворец. Портик западного флигеля. 1981 г.
 
Таврический дворец. Портик западного флигеля. 1981 г.
 
Дом Кокошкина. Фасад. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1943 г.

 
Дом Кокошкина. Фасад. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1943 г.

Дом Кокошкина. Фасад. 1981 г.

 
Дом Кокошкина. Фасад. 1981 г.

Здание б. Ассигнационного банка на Садовой улице, сооруженное по проекту Д. Кваренги в конце восемнадцатого века, пять раз подвергалось артиллерийско-бомбовым ударам в 1941 году, один раз в 1942 году и дважды в 1943 году. Десятки снарядов крупного калибра и 250-килограммовых бомб обрушились на ценнейший памятник зодчества.
Только 5 декабря 1941 года от разрыва четырех снарядов в расположенном неподалеку жилом доме по Банковскому переулку было выбито 468 оконных заполнений, в главном операционном зале выбиты стекла и переплеты, пробита кровля. Пострадали интерьеры и конструкции перекрытий.

На здание Ленэнерго (бывшие Павловские казармы, построенные по проекту В. П. Стасова в 1817—1819 годах), во время налета на город 6 ноября 1941 года фашисты сбросили 250-килограммовую бомбу, которая повредила кровлю, перекрытия и выгнула стену главного фасада.

В крайне тяжелых условиях города-фронта делалось все возможное для оперативной ликвидации наиболее опасных повреждений и проведения первоочередных консервационных работ. Устройство временных кровель, «зашивка» оконных и дверных проемов, укрепление грозящей обрушением живописи, закладка пробоин в стенах — вот основное содержание напряженной и опасной деятельности реставраторов военного времени.

За 14 месяцев войны (с 22 июня 1941 года по 10 сентября 1942 года) аварийно-восстановительный батальон выполнил ремонтные операции в зданиях Главного штаба, Филармонии, дворца Юсупова, Адмиралтейства. Когда в сентябре 1941 года от зажигательной бомбы сгорел зал в Шуваловском дворце, тотчас же, несмотря на бомбежки и обстрелы, строительный батальон МПВО восстановил крышу над зданием.

Ассигнационный банк. Флигель. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1943 г.
 
Ассигнационный банк. Флигель. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1943 г.

Ассигнационный банк. восстановленный флигель.
 
Ассигнационный банк. восстановленный флигель.

В 1942 году в поврежденном здании Инженерного замка был проведен срочный ремонт, смена кровли на площади 2500 квадратных метров.

Летом 1942 и 1943 гг. расширились консервационные работы, охватившие многие здания: Этнографического музея, Горного института, дачи Кушелева-Безбородко, Публичной библиотеки, Академии художеств, дворца Строганова, Сампсониевского собора, б. дома Капниста, б. Екатерининского института и др. Благодаря этому значительное количество ценных и интересных архитектурных памятников было предохранено от дальнейших разрушений.

Координацию всех мероприятий, направленных на защиту и консервацию художественных ценностей Ленинграда, осуществляла Инспекция по охране памятников. Ее штат в начале 1942 года состоял всего из четырнадцати человек. Но, несмотря на это, сотрудники неизменно выезжали на места поражений, определяли характер, срочность и очередность мер, необходимых для ликвидации разрушений и предотвращения дальнейших повреждений. Обследование зданий-памятников и составление актов, фиксирующих разрушения, вели районные архитекторы Инспекции по охране памятников О. И. Шилина, М. М. Налимова и др. Акты районных архитекторов за 1941—1943 годы — страницы, свидетельствующие о скромности и подлинном героизме людей, служивших делу охраны архитектурных сокровищ осажденного Ленинграда.

Новый Эрмитаж. Портик. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1944 г.
 
Новый Эрмитаж. Портик. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1944 г.
 
Новый Эрмитаж. Портик. - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
 
После реставрации
 
Несмотря на трудности блокадных дней, велось систематическое фотографирование разрушений, составлялись чертежи зданий с указанием мест попадания бомб, снарядов и точной фиксацией повреждений. Собирались и сохранялись уцелевшие фрагменты декоративной отделки. Схематические фиксационные планы поражений подохранных объектов, помеченные 1941—1943 годами,— ценнейшие исторические документы, являющиеся важным материалом для реставрации. Под этими чертежами стоят подписи проф. В. Ф. Иванова, инж. И. Н. Макушева, архитекторов И. А. Вакса, Д. А. Фомичева, Я. Д. Гликина.

Вокруг Инспекции в период блокады сплотился преданный делу коллектив энтузиастов — архитекторов, художников, искусствоведов, историков, любящих Ленинград, которые отдавали все свои силы, а зачастую и жизнь охране художественных памятников. С их помощью были проведены археологические исследования в разрушенных и поврежденных зданиях, что имело важное значение для их последующего восстановления.
Ни холод, ни слабость, вызванная постоянным недоеданием, ни смертельная опасность не смогли остановить работы по архитектурным обмерам ценнейших памятников отечественного зодчества. В 1941—1944 годах были произведены обмеры Каменноостровского дворца и театра, дома Лаваль, Воронцовского дворца, Большого Гостиного двора и других объектов.

Смольный. Пропилеи. Маскировка. 1944 г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
 
Смольный. Пропилеи. Маскировка. 1944 г.

В блокадном Ленинграде состоялась научно-техническая конференция, посвященная проблемам реставрации. С докладами на ней выступили виднейшие специалисты в этой области Л. А. Ильин, Л. М. Тверской, Н. А. Николаев, Г. Г. Гримм. Война ограничила, но не прервала изучение памятников архитектуры. Так, проф. В. К. Макаров написал обширное исследование «Охрана памятников искусства и старины в условиях военного времени в Западной Европе». А справка, написанная им же, сыграла значительную роль в более совершенной организации комплексной защиты художественных ценностей Ленинграда.

О том, что в годы войны велись не только практические, но и научные работы по охране памятников, свидетельствуют также тезисы доклада доктора архитектуры Л. А. Ильина «Некоторые сравнения мер охраны памятников во время войны», сделанного в январе 1942 года. Он критически проанализировал меры по защите памятников, осуществленные в Ленинграде за шесть месяцев войны, и отметил, что сооруженные в городе защитные «чехлы», несмотря на ограниченный ассортимент материалов и простоту конструктивных решений, продемонстрировали свою эффективность. В этом докладе подчеркивалось, что меры по защите и охране памятников полностью оправдываются, так как затраты на их восстановление всегда намного выше.

Дом Лобанова-Ростовского. Фасад. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1944 г.

Дом Лобанова-Ростовского. Фасад. Разрушения от артиллерийского обстрела. 1944 г.
 
Дом Лобанова-Ростовского. Фасад. 1981 г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда
 
Дом Лобанова-Ростовского. Фасад. 1981 г.
 
Научно-исследовательская работа в области охраны памятников в период блокады имела большое практическое значение, помогая ориентироваться в сложной военной обстановке, выбирать наиболее целесообразные способы укрытия и первоочередных консервационных работ.
 
19 сентября 1942 года Ленинградская инспекция по охране памятников и Архитектурный фонд объявили конкурс на составление проектов восстановления художественно-исторических памятников и ансамблей Ленинграда, пострадавших от воздушных бомбардировок и артиллерийских обстрелов. В жюри конкурса вошли Н. В. Баранов, О. Л. Лялин, В. Ф. Твелькмейер, В. А. Каменский, Н. Н. Белехов.

Еще в 1941 году Г. Г. Гримм написал справку, обосновав необходимость ремонтно-восстановительных работ в бывшем Шуваловском дворце; одновременно он собирал материалы для монографий о творчестве Н. Воронихина и К. И. Росси.

В 1943 году в результате и на основе аналитического обобщения различных данных и обследования памятников в натуре архитектор Л. А.
Медерский написал двенадцать исторических паспортов на здания-памятники, содержавших рекомендации по ведению реставрационных работ. В это тягчайшее время научные справки составляли также Е. Н. Глезер, А. Таубер, Л. А. Бубнова, И. А. Бартенев, А. Н. Петров.

 Деятельность Инспекции, душой которой стал ее неутомимый и энергичный руководитель Николай Николаевич Белехов, была очень широкой и многогранной. Ею была организована в честь 25-й годовщины Октября выставка, посвященная 25-летию охраны памятников в нашей стране.
Экспонаты этой выставки освещали реставрацию Зимнего дворца, Адмиралтейства, Исаакиевского собора. По инициативе Инспекции наладили изготовление плакатов-панно, пропагандирующих основные методы местной противовоздушной обороны; их развешивали на зданиях-памятниках.

Инспекция провела конкурс на политический плакат, обличающий фашизм как страшную варварскую силу, уничтожающую памятники архитектуры и культурные ценности, организовала конкурс на политический лубок и открытку, осуществила издание автолитографий ленинградских художников В. М. Конашевича, Л. С. Хижинского, В. Д. Двораковского, на которых были зафиксированы разрушения памятников.

Инспекция взяла на себя и заботу об охране личных коллекций, художественных собраний, библиотек и т. п. благодаря чему многие из них после трагической смерти их владельцев не погибли, а вошли в государственные музейные собрания.

 Большую роль в защите художественных ценностей города сыграли музейные работники, трудившиеся в осажденном Ленинграде. Сотрудники городских и пригородных музеев Е. И. Лединкина, С. Н. Балаева, А. И. Зеленова, Е. Л. Турова, Е. Н. Элькина, А. К. Сементовская, М. А. Тихомирова и другие несли в Исаакиевском соборе бессменную и тяжелейшую хранительскую вахту у сосредоточенных здесь ценнейших экспонатов.
 
В промерзших стенах Эрмитажа известные всему миру ученые И. А. Орбели, М. В. Доброклонский, Э. К. Кверфельд, А. И. Кубе, Н. Д. Флиттнер трепетно оберегали и изучали художественные произведения, оставшиеся в стенах прославленного музея.

Огромная работа была проведена в 1943—1944 гг. органами охраны памятников и общественностью по сбору и подготовке материалов для Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В ее состав входили академики А. А. Байков, А. Ф. Иоффе, Л. А. Орбели, И. А. Орбели, народная артистка СССР В. А. Мичурина-Самойлова, писатели А. Н. Толстой, И. С. Тихонов, В. М. Инбер, искусствоведы профессора М. В. Доброклонский, М. В. Формаковский, архитекторы Н. В. Баранов, И. И. Белехов.

 В рабочих группах этой комиссии, организованных Инспекцией по охране памятников, насчитывалось более двухсот человек, и среди них Г. Г. Гримм, А. П. Удаленков, В. К. Макаров и другие знатоки искусства.

Комиссия произвела всестороннее обследование поврежденных памятников, подробно опросила свидетелей разрушений, организовала тщательную научную экспертизу. Общий ущерб, причиненный фашистскими захватчиками памятникам истории и культуры Ленинграда и его пригородов, составил свыше двадцати миллиардов рублей (в старом исчислении). Комиссия не только определила характер и размеры утрат, но и наметила основные направления предстоящей восстановительной работы.

Мужественная беспримерная защита и охрана ленинградских памятников архитектуры и искусства в годы прошедшей войны — одна из наиболее славных и ярких страниц в истории отечественной культуры. В этом поистине всенародном деле принимали участие все жители города и бойцы, героически оборонявшие его рубежи. Не случайно символом стойкости ленинградцев стал один из выдающихся памятников русской архитектуры — Адмиралтейство, изображение шпиля которого запечатлено на медали «За оборону Ленинграда».

В годы тяжких военных испытаний не только люди спасали памятники, но и памятники, в свою очередь, способствовали поднятию боевого духа воинов и горожан. Статуи великих полководцев — А. В. Суворова, М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли не были укрыты чехлами и неколебимо простояли на своих местах всю войну. Их образы воодушевляли бойцов, отправляющихся на фронт, укрепляли веру в грядущую победу.

Хотя до конца войны было еще далеко, но после того, как 18 января 1943 года советские войска прорвали кольцо фашистской блокады и восстановили железнодорожное сообщение Ленинграда со страной, в городе сразу же началась планомерная подготовка к восстановлению разрушенных и поврежденных шедевров зодчества, живописи и скульптуры. Партийные и советские организации Ленинграда уделяли этому вопросу первостепенное внимание и считали решение его не менее важной задачей, чем восстановление городской промышленности, жилищного фонда и транспорта.

Учитывая небывалый, поистине гигантский, объем предстоящих реставрационных работ, потребовалось заблаговременно подготовить множество высококвалифицированных специалистов редких художественных профессий: живописцев, скульпторов, лепщиков модельщиков, резчиков по дереву и по камню. Для этой цели в ноябре 1943 года было создано специальное архитектурно-художественное училище, в которое приняли 160 пятнадцатилетних юношей и девушек. Руководителями училища стали И. А. Вакс и Л. С. Катонин, ведущими преподавателями — опытнейшие специалисты А. И. Большаков, М. Ф. Сахаровский и В. С. Щербаков, курс истории архитектуры вел архитектор В. И. Пилявский.

В те дни, когда в училище начались занятия, на улицах Ленинграда еще рвались вражеские снаряды. Один из них упал у входа в училище. Его осколками были убиты семь учащихся.

Уже в 1944 году на первом курсе учащиеся стали выполнять практические работы по реставрации. Под руководством В. С. Щербакова они произвели обновление плафона в зрительном зале Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. В 1945 году в Ленинграде в здании б. Училища технического рисования Штиглица открылось Высшее художественно-промышленное училище (ныне — имени В. И. Мухиной) со специальным отделением мастеров, готовившим будущих реставраторов. Многие из выпускников этого отделения: художники Л. А. Любимов, Б. Н. Косенков, Р. П. Саусен, скульпторы Г. Л. Михайлова и Л. М. Швецкая, скульпторы-модельщики Н. И. Оде и Г. Ф. Цыганков, Л. Г. Малиновская, Л. А. Стрижова, резчик по дереву А. К. Кочуев, художник - керамист Б. А. Мицкевич — стали, впоследствии широко известными специалистами. Они завоевали заслуженное признание. Наряду с упомянутым училищем были организованы два специализированных архитектурно-художественных ремесленных
училища, также готовившие мастеров-реставраторов, где преподавали архитекторы А. А. Крымов, А. А. Кедринский, И. И. Катищев, И. И. Фомин, скульптор А. Е. Гендельман, мастер альфрейной живописи А. А. Воронов.

Придавая исключительное значение восстановлению архитектурно-художественных памятников, разрушенных или поврежденных немецко-фашистскими оккупантами, Совет Народных Комиссаров СССР в мае 1945 года принял решение о создании в городах, в которых имелось значительное количество таких памятников, специальных реставрационных мастерских.
Одним из первых городов, в котором были организованы эти мастерские, стал Ленинград.
С 1 июля 1945 года начали свою деятельность Архитектурно-реставрационные мастерские Управления по делам архитектуры
Ленгорисполкома, через пять лет преобразованные в Специальные научно-производственные реставрационные мастерские.

Возглавившие мастерские архитекторы Л. М. Анолик и К. Д. Халтурин сумели привлечь в них немногих переживших блокаду старых мастеров, имевших за плечами многолетний опыт. Среди них были художники Н. В. Перцев, А. А. Мартынов, А. И. Касаткин, М. М. Швабский, скульптор А. Е. Громов, позолотчик В. М. Моисеичев, мастер по искусственному мрамору И. М. Дворецкий. Вокруг этих всеми уважаемых наставников группировались вчерашние выпускники училищ, перенимая их опыт и знания. Наряду с мастерами-исполнителями в мастерских трудились архитекторы, инженеры, техники, научные сотрудники, создававшие проекты реставрации памятников архитектуры и искусства. Ведущую роль в этой работе играли архитекторы И. Н. Бенуа, А. Э. Гессен, Е. В. Казанская. А. А. Кедринский, А. Б. Лебединская, М. М. Плотников, А. Л. Ротач. В. М. Савков, инженер Д. И. Греков, научные сотрудники И. Г. Блэк. Л. И. Васильева, Н. В. Попова. В дальнейшем, в 1974 году, на основе реставрационных мастерских было создано Специальное научно-производственное объединение «Реставратор» численностью около 1500 человек — одна из крупнейших организаций такого рода в Советском Союзе.

Послевоенная реставрация памятников архитектуры Ленинграда имеет свои специфические особенности. В связи с тем, что многие здания были разрушены частично или полностью, реставраторы не могли ограничиваться традиционными методами поддержания памятников в том виде, в каком они дошли до нас, и предохранением их от дальнейших разрушений. Теперь перед ними стояла другая, более сложная, задача: возродить, казалось бы, безнадежно утраченные памятники, от потери которых непоправимо обеднела бы мировая культура, воссоздать их во всей полноте и достоверности их архитектурно-художественного облика. Разумеется, подобное воссоздание допустимо лишь при наличии научного обоснования, опирающегося на тщательное изучение и скрупулезный анализ творческого почерка и характерных особенностей работ архитекторов, художников, скульпторов прошлых веков, а также на все богатые архивные и изобразительные материалы, имеющиеся в распоряжении исследователей и проектировщиков. Благодаря углубленному изучению истории создания и трансформации памятников архитектуры реставраторам во многих случаях удалось не только восстановить здания, но и раскрыть их изначальную красоту, освободив их от позднейших наслоений.

За годы послевоенного восстановления памятников сформировалась ленинградская школа реставрации, выросли кадры замечательных мастеров по самым разнообразным видам работ, в совершенстве овладевших стилистическими и техническими приемами мастеров прошлого. Накоплен огромный опыт исследования памятников, подобраны и проанализированы вновь обнаруженные интереснейшие исторические документы и изображения, обогащающие и уточняющие отдельные страницы истории отечественной архитектуры. Достижения архитекторов и мастеров реставрации отмечены высокими правительственными наградами. Шести реставраторам присуждена Ленинская премия, одиннадцати — Государственные премии, десятки других награждены медалями Академии художеств СССР и медалями ВДНХ.
 
 




От: Максименко В.А.,   -



-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Выбираем циркуляционные насосы для систем отопления Керамические дымоходы, компания Schiedel мировой производитель керамических дымоходов. »

Отказ от ответственности (Disclaimer)