Архитектурное путешествие
Прага
Вена
Корфу
ссылки:
|
Архитектура >> Памятники архитектуры Москвы - эпоха Александра I (1777 - 1825) (стиль Empire) - конец 18 начало 19 века Опубликовано: Ноябрь 23, 2013Памятники архитектуры эпохи Александра I (1777 - 1825) (стиль Empire) - конец 18 начало 19 векаВряд ли сыщется в мире город более любопытный, более своеобразный по своему внешнему типу, чем Москва. Её архитектура не есть выражение одного целого, напротив того все эти полукривые улицы, бестолково застроенные, носят отпечаток разных веяний, местами выраженных прекрасно, местами грубо – но в общем есть во всем этом городе что то неотразимо прекрасно. И, конечно, наиболее совершенное яркое и самобытное пятно этого города - это многовековый кремль- эта фантастическая каменная сказка, полная неизъяснимой прелести в формах своих, полная какой то особенной сокровенной красоты.
Кузьминки, павильон у плотины
Есть и иная архитектура в Москве- это те пересаженные из западно - европейской культуры одинокие цветы, - те проявления подражательности и заимствования с запада, которые были неизбежны, когда сама жизнь древней Руси под Петровским напором дала место молодой России и когда вторгнулась к нам иная жизнь и принесла она с собою иное искусство. Неведомое доселе иноземное западное искусство сначала так рабски копировалось, затем стало невольно принимать ту своеобразную русскую форму, что составляет одну из отличительных черт этого направления, где формы нам чужды приобретали что-то русское и в линиях своих и расцветке и даже в самой компановке массы. Интересна и следующая эпоха Елизаветы и Екатерины с изниженным игривым рококо и стройным парственным Louis XVI, но самая любопытная эпоха в жизни русского искусства после Петровского периода- это эпоха Александра I-го.
«Дней Александровых прекрасное начало…» Миновал блестящий век Екатерины, век золота, век роскоши, век истинных вельмож, век блеска… скоро протекли недолгие годы царствования Павла и наступал новый век, век Александра I-го. Юная еще Россия, слагающая, не могла иметь своего искусства, до-петровское искусство словно померкло, угасло, а новой жизни нужно было и новое искусство. Эта новая жизнь принесла с собой ряд заимствований столь неизбежных- раз культура запада стала так близко соприкасаться с верхами русской жизни. При Екатерине эти заимствования были только из Франции. Оттуда лились лучи знания, науки, искусства и не одну далекую Россию озаряли они светом своим. Сама державная Екатерина способствовала тому, что тогдашнее русское образованное общество, воспитываясь на основах французкой культуры, невольно знакомилось и окружало себя французким же искусством.
Бывшее здание Оружейной палаты, 1810 год, архитектор И.В. Иготов
В самой же Франции была тогда интересная пора. Пленительная грезы Ватто с вечным праздниками, блеск Фрагонара стал меркнуть; веселый, почти разгульный, рококо доживал свою жизнь; утомлялся глаз на чрезвычайной вычурности веселых линий рокойля и капризному стилю Louis XV приходил конец. В обществе стал пробуждаться интерес к иному, успокоительной классической простоты и, мерцающий в неясных абрисах, идеал эллинизма стал понемногу принимать реальную форму. Огромное значение имели производившиеся тогда раскопки покрытых лавой Геркуланума и Помпеи, где римское элинизированное искусство было выражено в столь утонченных формах. Так образовался стиль Louis XVI, - служивший переходной ступенью и вестником быстро наступающего времени эпохи Empire. Предания классического мира нашли себе отклики в тогдашнем обществе и искусство вылилось в сухую благородную оболочку того, что мы называем Empire. Ещё Винкельман указал, что кроме Витрувия есть Пестумь и в произведениях эпохи Empire этот превосходный по своим линиям храм стал как бы идеалом, образцом. Так родился Empire во Франции и оттуда уже занесен был в Вену, Берлин,Петербург, Москву. Такие шедевры, как Елагинский дворец России или Захаровское Адмиралтейство это уники, это неувядаемые шедевры-другого Адмиралтейства в мире нет! – Все это грандиозные работы, цельные по духу, выраженные непосредственно с соблюдением точно разработанных рисунков, продуманных и крайне корректных по выполнению. Москва скромнее в размерах; проэкты ее зданий менее разработаны и в самой постройке больше какой-то внезапности. Орнаментация богаче, она часто повторяется на различных зданиях – словно один формовщик лил эти орнаменты (да оно часто так и было), - большая произвольность в массах, в рисунке менее законченности,очертания более сочный им в этой непринужденности так много красивого и ничего академического.
Университет
Часто личность автора и неуловишь, а видишь лишь целое настроение, сохранившееся даже и в том случае, когда произведение целиком заимствованно. Безусловно можно сказать, что есть Empire Петербургский, есть и Московский. А вообще в стиле Empire есть какой то обаятельный колорит, что мы красиво называем «20-е года» и даже теперь, почти столетием позже, эта заря века пленяет нас. Года наших бабушек, кисейные платья, минуэты, целое поколение, воспитанное на французких традициях, наконец Пушкин- целый возраст русского общества-только и могли жить среди этой обстановки Empire, в чудных залах этих милых особняков, с каждым годом все более и более исчезающих.Губит их всесильное время – и сама жизнь; рушаться понемногу, обваливаются, уничтожаются безследно… Пройдёт ещё несколько лет, а от этих зданий эпохи Александра I-го неостанется и половины- и теперь уже многие погибли навсегда.
Английский клуб
И когда просматриваешь архитектуру этой эпохи, то невольно изумляешься: почему это принято называть искусство времени Екатерины II и Александра I «ложно-классическим»? Наоборот- никогда искусство не было столь логично, с жизнью столь не сливалось, как в это благородное время. Ни предыдущий период так привившегося у нас классицизма, ни Empire не могут быть названы ложными – ибо все было логично и все способствовало расцвету в зодчестве этого духа Империи- и парственное одобрение и необычайная подготовленность вкуса самого общества и, наконец, столь кипучая строительная деятельность Москвы после пожаров 1812 года. И неужели можно назвать «ложным» то вдохновение красотой классического мира, ту особенную деликатность, ту значительную обдуманность, с какой зодчие той эпохи создавали свои произведения. Грустно глядеть теперь на остатки их и пленяешься этим чувством красоты, соразмерности пропорции в этих зданиях, утончённому вкусу, вложенному во все даже малейшие детали. Скоро исчезнут эти прекрасные памятники- но все же они составят одну из лучших страниц в истории архитектуры Москвы.
Провиантский магазин Московского интендантства. (Зубовский бульвар)
* по книге 1904 года И.Е. Бондаренко
От: Rzhevskiy,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)