Архитектурное путешествие
Прага
Вена
Корфу
ссылки:
|
Опубликовано: Ноябрь 23, 2013Архитектура Москвы 19 века
После войны 1812 года, в Москве произошло много перестроек, это произошло в первую очередь от изменения национального самосознания граждан. Почти полностью повыгорали здания в центральных районах Москвы, которые устроил Наполеон во время отступления. Пятидневный пожар уничтожил более 7 тысяч зданий. В итоге, центр теперь строится заново, и естественно, принимает совсем другой вид.
Начало XIX века Лизин пруд в Москве (вид с юга) Источник: С гравюры начала XIX века. Из кн.: М.И. Пыляев. Старая Москва. С.-Пб., 1891 (1825) Чтобы восстановить Москву, была создана специальная комиссия, руководителем которой был назначен генерал-губернатор Растопчин. В 1813 году Растопчиным был издан первый приказ, который носил название «прожектированный план для урегулирования некоторых частей столичного города Москвы», главным архитектором выступал Гесте, а все детали одобрял лично Александр I. Такой прожектированный план уже осуществлялся в 1775 году, но имел некоторые отличия. Тогда пытались раскрыть уже имеющийся исторический план, а сейчас создать абсолютно новый облик, за счет архитектуры.
В планах Гесте было создать столицу со строениями правильных форм. Также как и в 1775 году, вдоль Кремля и Китай-города планировалось сделать длинную площадь, точнее цепь из нескольких площадей. Но новый план предусматривает на месте Театральной площади другую большую площадь, которая будет тянуться на север от стены Китай-города. Следующие 13 площадей Гесте хотел поставить у всех застав Камер-Коллежского вала. Если бы все это количество площадей осуществилось, то землевладельцы начали бы бунт, так как намного выгодней было вложить деньги в красивые здания, а не серые мрачные сооружения. Гесте не предусмотрел в своем плане организованного центра, из которого можно было выйти на любую главную улицу, а также не архитектурно не выдержал поднявшуюся территорию города. В этом и были все минусы. Тем не менее, градостроительство происходило теперь по этому плану. По одним магистралям тяжело делать выводы, но можно посмотреть на новую Тверскую, Солянку, Никитскую.
План Столицы 1825 г.
План Москвы 1825 г. (Савенков)
Вскоре Гесте отклонили от работ и начальником Комиссии строений поставили архитектора О. И. Бове. Он внедрил в градостроительство более архитектурные и реальные формы. Перепланировке подверглись все районы столицы до Камер-Коллежского вала. Чтобы вместить всех жителей, дома ставили в кварталы правильной формы. Город, имевший кольцевую структуру, дополнился Садовым кольцом. Комиссия объяснила это тем, что эти места должны служить для проезжих и прогулки пешеходов, а не быть застроенными. С 1820 года за 10 лет не осталось ни следа от Земляного вала, а Садовое кольцо уже имело окончательный вид. Оставшаяся территория была отдана хозяевам домов. Участок Садового кольца стал выглядеть более провинциально. Земляные укрепления времен правления Петра I снесли, закопали алевизовские рвы, уничтожили лавки вдоль кремлевской стены, из-за которых не видно было самых красивых мест Красной площади. Стены Кремля и Китай-города решили не перестраивать, и наоборот, украсить их зелеными насаждениями. Центр города стал чистым и аккуратным, гниющие пруды выкачали, речку подключили к трубе и спустили. На этом месте появился Александровский сад и Театральная площадь. Планировалось построить геометрически правильные площади: Тверскую, Серпуховскую и Калужскую, прямо перед домом генерал-губернатора, также площади в Миуссах, Замоскворечье и в Хамовниках. Более ровную форму придали Девичьему полю, пустырям Андроновского поля, Сокольнического и Каланчевского, некоторые из них отдали под застройку жилых кварталов. Началась эпоха русского классицизма. Медленно, но верно Москва восстанавливалась, в 1817 году реставрировали 2,5 тысячи домов и воздвигли новых 623 каменных и 5561 деревянных. По старой традиции здания строились вдоль улиц, некоторые вдоль полукольца площадей. Аристократичным районом стала западная часть Москвы. Общественные здания в основном располагались на Театральной площади, всю остальную часть занимали жилые дома. Между Садовыми улицами и Камер-Коллежским валом появились ансамбли на Новой Божедомке (Екатерининский институт) и в Хамовниках (Хамовнически казармы). Вне города появилось несколько усадеб, самая близкая к Москве была усадьба Гагариных «Студенец», около Пресненских прудов, самой красивой стала усадьба Голицыных с конным двором «Кузьминки». Получается, пожар 1812 года пошел только на пользу, так как московская застройка стала плотней, обновился внешний вид городского центра и появились множество архитектурных ансамблей, что повлияло на историческую планировку города. Основным моментом 1818 года тало создание Театральной площади. Растопчин приказал расширить площадь, а дома, приобретенные у князя Сибириского и другие непригодные здания снести, а также он сообщил о разрешении возобновить Петровский театр. Театральная площадь находилась ближе к северу от Кремля, в сторону роста города, и на пересечении радиальных улиц. Комиссия строений спроектировала ее так, что большая ее ось выходила на башню Китай-города. Благодаря такому своему расположению, площадь стала центром города, совместно с Красной и Соборной площадями. Три этих площади образовали единое ядро центра столицы. Проект для строительства Театральной площади был создан в 1821 году архитектором Бове. Она была прямоугольной формы, выглядевшая как полтора квадрата. На северной стороне в 1824 году расположился Большой театр, который позднее пострадал от пожара и был реставрирован в 1856 году Кавосом. По обе стороны площади поставили четыре небольших здания, наподобие Малого театра, которые Бове построил в 1826 году. Лаконично подчеркивали грациозность и могущественность Большого театра множество арочных проемов в нижних этажах тех зданий и развертывающийся по горизонтали «шаг». На фоне небольших зданий, Большой театр выглядел еще массивней и объемней. С противоположной стороны площадь примыкала к небольшой стене Китай-города, перед ней был организован сад, из которого вид на площадь и Большой театр становился еще более величественным.
Алексеев Ф.Я. Собор Василия Блаженного и Спасские ворота, картина 1800 г.
Осталась и одна незастроенная сторона Театральной площади, где за стеной Китай-города располагались только лишь филигранные монастырские соборы. Сзади было видно изящные шатры Василия Блаженного и Спасскую башню. Башни и соборы совместно делали архитектурный вид Москвы более теплым и гостеприимным. Площадь вскоре украсили фонтаном, в который вода поступала из Мытищинского водопровода. Далее начали застраиваться кольцевые улицы. Был построен новый и восстановлен старый корпус университета и манеж. Между этими зданиями и Кремлем оформили Александровский сад. Вдоль Китай-города по направлению к востоку построили церковь Иоанна Богослова и здание Опекунского совета. Вдоль бульваров строились дворянские дома, на Нарышкинском бульваре, на Страстной площади, вдоль Тверского бульвара, на Никитском и Гоголевском бульварах. Узкие бульвары украсили березками и клумбами, что визуально их расширяло и украшало. Постепенно появлялись новые архитектурные ансамбли, характеризующие 19 век. Первым был построен аристократический городок для проживания и воспитания «благородных девиц». Сюда относились Александровский и Екатерининский институты, а между ними расположилась Мариинская больница. Перед центральным огромным Екатерининским институтом устроили большую площадь, из которой выходили Самотечная улица и Селезневка. Вся планировку строго соответствовала и подчинялась институту.
Хамовнические казармы, архитектура Москвы до пожара 1812 года Следующим большим комплексом стал Хамовническая казарма, построенная в 1807-1809 гг., комплекс включал в себя три здания казармы и главный полицейский дом, повернутый лицевой стороне к реке. Перед зданием находился плац правильной прямоугольной формы. От реки казарма была отделена гауптвахтой и Шефским домом. Весь комплекс был полностью повернут к плацу, чем резко отличался от Голицынской больницы, находящейся на противоположной стороне реки.
Реже стали строиться дворцы, на первую половину 19 века в Москве появилась только одна усадьба Гагарина и реставрировался Александрийский дворец, построили первую Градскую больницу. К середине 19 века николаевское царствование пыталось сохранить былое хозяйство и не дать дорогу экономическому развитию и капитализму. В 1825 году случилось подавление декабристов, а в 1855 году героически упал Севастополь. На смену всему этому пришел этап утилитарного капитализма, что не могло не сказаться и на архитектуре России. Москва стала заниматься по большей части промышленностью, много фабрик располагалось на берегах Москва-реки и Яузы, продолжали работу и мануфактуры 18 века. Много фабрик появилось в Лефортове, на Хапиловском пруду, по Семеновской и Генеральной улицах. Заводы засоряли реки и загрязняли сады, тоже самое делали и железнодорожники. Железнодорожное строительство начало активно развиваться с 1829 года. Первый паровоз проехал со скорость 15 миль в час. Первая железная дорога была проведена с 1835-1839 гг и называлась Царскосельской. Император назначил нового архитектора для изменения вида Москвы, им стал Тон Константин Андреевич. Его любимой работой было создание проектов церквей на 200, 500 и 1000 посетителей, вместе с этим строил и вокзалы в Москве и Петербурге, Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя. После того, как Тона назначили ректором Академии, он передал свои знания по «русскому» стилю Макарову, Шпереру, Кенелю, Иогансону и Рахау. Его любимым стилем был запоздалый ренессанс или казенный русско-византийский. Государю больше всего понравилось, что Тон в 1839 году начал строительство храма Христа Спасителя, которое длилось 40 лет и строительство Николаевского дворца, начатое также в 1839 году. Николаевский дворец нес в себе великую миссию – вобрать в себя память народа о представлении жилища государя. В 1851 году появляется первый Николаевский вокзал на Каланчевском поле.
Столица постепенно превращалась в «заштатную» из-за господствовавшего псевдорусского стиля в церковном строении, серых, простых строений, отсутствия стиля в жилых домах. После падения крепостного права во второй половине 19 века, активно начала развиваться промышленность и торговля города быстро росли. Железнодорожный узел в Москве строился отдельно от плана города. Все вокзалы получились тупиковыми, никак не связанными между собой и расположены далеко от центра города. Промышленные предприятия также появлялись отдельно от плана. С началом капитализма, появилась необходимость в большем количестве жилых зданий, ведь большая часть домов были одноэтажными. Архитектуру в этот период назвали как падшую и ретроспективную. В конце 19 века архитектуры имела два течения. Первое пыталось возродить русский стиль, в котором преобладали византийские детали, московские и псковско-новгородские, таким образом пытались украшать фасады и современных зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и универмагов. Типичным зданием конца 19 века стал Исторический музей, политехнический музей, Верхние и Средние торговые ряды, Городская дума. В русском стиле были дом Щукина, дом Цветкова и Перцевой и другие. Что касается второго течения, то здесь пытались перенести в строения Москвы западные тенденции и предвоенный конструктивизм. Самые типичные здания этого стиля: универмаг Бюра и Мерилиза, гостиница «Метрополь». Харктерные черты венского модерна принял на себе Рябушинский особняк на Малой Никитской.
Москва, Малая Никитская улица, дом 6/2, строение 5. Дом Рябушинского. Перед войной, то есть в самом конце 19 века, построили много зданий, которые напоминали об архитектуре прошлых веков. Строгим был Жолтовский особняк, беспринципным особняк Морозова. То время скорее можно было назвать безвременьем, так как не было никаких отличительных особенностей в строительстве, былые наработки были лишь утеряны и позабыты. Лучшие архитекторы были уже не зодчими, а скорее эклектиками, а рядовые просто дельцами. Капитализм не дал возможности развиваться архитектуре и искусству, зато сама техника строительства значительно улучшилась, начали появляться новые многоэтажные дома, которых не было ранее. При становлении капитализма, совсем по-другому стала выглядеть радиально-кольцевая структура Москвы. Это привело ко многим последствиям, которые так и не удалось разрешить. Многие годы Москва была под влиянием варварского отношения капитализма, кривые узкие улицы, большое количество кварталов с тупиками, неравномерность застройки всего города, большое количество складов и фабрик прямо в центре, отсутствие многоэтажек и ветхие дома. Для бурно развивающего города это все было большим помехами, только с приходом Сталина ситуация начала меняться в лучшую сторону.
(в подготовке)
по теме: Архитектура России и Москвы 17 века Архитектура России и Москвы 16 века От: Романова Ксения,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)