Архитектурное путешествие
Прага
Вена
Корфу
ссылки:
Архитектурное проектирование зданий
Архитектурные бюро Москвы |
Архитектура >> Архитектура Москвы времён Елизаветы Петровны (годы правления 1742-1761) середина 18 века Опубликовано: Январь 16, 2014Архитектура Москвы времён Елизаветы Петровны (годы правления 1742-1761) И вот, вступив в Москву в 1742 году, новая царица Елизавета принялась за отстраивание погоревшей Москвы, ее церквей и зданий. Издаются законы, регулирующие внешний порядок города, чистятся улицы, исправляются городские стены, ворота и башни, с требованием не отступать от первоначального их вида, для чего предусмотрительно было велено снять планы и фасады исправляемого; воздвигаются для предстоящей коронации всевозможные триумфальные ворота, от которых остались лишь Красные ворота, город убирается и прикрашивается. С Елизаветой вносится в Россию сильное влияние французское, уже определенно сложившееся на западе в форму того, что мы называем Рококо. Барокко времени Петра было неотъемлемым при немецком влиянии на новую Русь. Жизнь не ждала и когда кончились гонения Бироновщины унеслась и возможность дальнейшего влияния на русскую архитектуру того немецко-голландского ренессанса, которым так были полны строительные начинания Петра. На смену этому черствому, строгому, скупому немецкому ренессансу естественно пришло влияние Франции. Елизавете Петровна с детства знала французский язык, с детства при ней были француженки-гувернантки, с детства усваивает она верхи французской культуры. Ее учат танцам, ее одевают во французские костюмы и Петр мечтал даже выдать ее замуж за Людовика ΧV. Елизавета росла среди той роскоши и распущенности, какую принес Петр с собой из Версаля. В Александровской слободе под Москвой, когда Елизавета подолгу там живала, дни текли среди охоты, гуляний и молитв. И когда она стала царицей, то те же черты ее характера и те же танцы, веселый разгул сменялись замаливаниями и путешествиями по монастырям. Та пленительная простота Голландии, какая покровительствовалась раньше Петром, теперь сменилась роскошью беспорядочной, роскошью с которой как-то уживалась грязь и полное отсутствие культурных условий жизни. В то же время, как при дворе шествовали в блестящих нарядах арапы, егеря и гусары – среди них бегала босоногая челядь. Какая-то странная смесь чисто русских наклонностей с воспринятым поверхностным версальским этикетом. Место ли тут какому-нибудь иному влиянию в искусстве, кроме рококо, пересаженному на нашу почву. И выразился-то этот стиль крайне своеобразно, иногда поверхностно и уродливо – словно согласуясь со всем складом тогдашней жизни. Двор всегда являлся законодателем вкусов, покровителем искусств, а этот двор жил такой беспорядочной жизнью, что изумляешься: как согласовать с одной стороны деревянные плохо и наскоро выстроенные дворцы со щелями, сырыми и подчас холодными комнатами – с другой стороны безумная роскошь вроде шитых золотом занавесей, тазов, усыпанных драгоценными каменьями и т.п. Зеркала, мебель, составляющие внутреннюю красоту жилища, были не в изобилии и случайны. Только позже Елизавета окружила себя более богатой роскошью. И внешняя красота в зданиях нашла тот же характер выражения – здесь именно было место французскому Рококо. Пришедшие с Запада крикливые, изогнутые формы, прилепившиеся в наших церквях, эта густая позолота в завитках широкой размашистой даже грубоватой лепки, были совместимы с этими молящимися людьми в робронах и напудренных париках, - а там, вдали Руси, там народ не захваченный новизной молился по-прежнему в своих деревянных церквях, и если в каменных, то в старых построенных когда-то русскими людьми и по русским заветам. Такое противоречие началось при Петре, шло при Анне, шло и при Елизавете, то только теперь чопорность и даже грубость сменились пикантной манерностью рококо. При Елизавете началась заря возрождения в России, пробуждается как бы самосознание, личность более уважается, засветился светоч литературы. Шувалов и Разумовский, обучавшиеся во Франции, привезли начатки просвещения и при их содействии возникли и Московский Университет Академия Художеств. Миролюбивая политика, известная степень спокойствия и довольства способствовали тому успеху искусств, который заслуживает справедливого названия «золотого» времени для Москвы. И недаром Сумароков воспевал Елизавету: «Художества Она с науками питает», «Златой им век дает, хранит и презирает». С одной стороны – пансионеры посланные заграницу и привозившие оттуда свое изучение западной архитектуры, с другой – законодатель тогдашнего зодчества талантливый Растрелли создавали «Елизаветинский» стиль. В Москве учреждается целое «ведомство» кн. Ухтомского со школой гражданской архитектуры. Строительная деятельность энергична, постройки быстро вырастают, и из Елизаветинских памятников осталось в Москве довольно много. - Старый Комиссариат, - Запасной дворец. В 1782 здесь помещалась «Дворцовая канцелярия». (Теперь он перестроен, но средняя верхняя часть с церковью осталась цельной). - Красные ворота. (1742). - Куракинская богадельня. (1741). - 4 гимназии на Покровке. (1742). - Церковь Воскресения «Барыши». (1734). - Церковь Папы Климента на Пятницкой (1758-1770). - Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой (1748). - Церковь Никиты Мученика на Басманной (1751). - Церковь Вознесения у Серпуховских ворот (1709-1762). - Церковь Зачатия «в Углу» (1752). - Церковь Николая Чудотворца на Арбате (колокольня). - Церковь Николая Чудотворца, что в Заяицкой (у Устинского моста) с интересным куполом (1754). - Церковь Успения в Кожевниках. Прекрасная орнаментация в духе Растрелли. Хорошо сохранился верх (1760-1790). - Церковь Вознесения в Варсонофьевском пер. (1730-1742). - Церковь Покрова в Кудрине. Колокольня приписывается Растрелли (?) (1746). - Церковь Иоанна Предтечи на Пятницкой (1758). - Церковь Иоанна Предтечи в Кречетниках (1754). Красные ворота * по книге 1904 года И.Е. Бондаренко ссылки: От: Максименко В.А.,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)