Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ссылки:

 

Архитектурный стиль

 

Архитектурное проектирование зданий


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Октябрь 11, 2013

Архитектура России и Москвы, современность, 19, 18, 17 века, ранние периоды (13-16 века) Новгородская и Киевская Русь (9-13 вв.)

 

Русская архитектура, архитектура России и Москвы

 

фото: © www.mosarchinform.ru ( на фото Дворец царя Алексея Михайловича Романова)

Архитектура России и Москвы
Русская архитектура, архитектура России и Москвы

 

Русская архитектура следует традициям, основы которых были заложены в восточнославянском государстве Киевская Русь. После падения Киева русская архитектурная история продолжала свое развитие в княжествах Владимира и Суздаля, Новгорода и в последующих государствах: Российском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной России.
 
Храм Василия Блаженного (1555-61) является образцом Ренессанса в русской архитектуре.

 

Киевская Русь (988-1230)

Средневековое государство Киевская Русь было предшественником России, Белоруссии и Украины и их соответствующих культур (включая архитектуру).

Древний Киев, реконструкция

 

Древний Киев, реконструкция

Великолепные церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянском регионе. На архитектурный стиль Киевского государства, который быстро зарекомендовал себя, большое влияние оказала византийская архитектура. Ранние восточные православные церкви в основном были построены из дерева с их простейшей формой, известной как ячеистая церковь. У крупных соборов часто было много малых куполов, из-за чего некоторые историки сделали вывод о том, как, возможно, появились славянские языческие храмы.

 

Киевская Русь (988-1230) Архитектура

 

Васнецов Аполлинарий Михайлович. картина Вече. Конец 19 – начало 20 вв.

Софийский собор в Новгороде (1044-52), с другой стороны, выражал новый стиль, который оказал сильное влияние на русскую церковную архитектуру. Его строгие толстые стены, маленькие узкие окна и шлемообразные купола имеют много общего с романской архитектурой Западной Европы. Другие отклонения от византийской модели проявляются в более поздних соборах Новгорода: Святого Николая (1113), Святого Антония (1117-19) и Святого Георгия (1119). Светская архитектура Киевской Руси едва выживала. До XX века только Золотые Ворота Владимира, несмотря на их масштабную реставрацию в XVIII веке, могут рассматриваться как подлинный памятник домонгольского периода. В 1940-е годы археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове (относится к периоду с 1158 по 1165 годы).

Древний Новгород, реконструкция

Древний Новгород, реконструкция

Новгород сохранил свою архитектуру во время монгольского нашествия. Первые церкви были созданы по заказу князей, однако после XIII века купцы, гильдии и сообщества начали заказывать строительство соборов. Жители Новгорода XIII века были замечательны своей проницательностью, трудолюбием и зажиточностью, их деятельность раскинулась от Балтийского до Белого моря. Архитектура в Новгороде не процветала до рубежа XII века. Софийский собор Новгорода был спроектирован по образцу оригинального Софийского собора в Киеве, новгородский собор похож на оригинал по внешнему виду, но он меньше по размеру, более узок и здесь (в качестве проявления северной русской архитектуры) обычные купола заменены луковичными куполами. Строительством руководили рабочие из Киева, которые также импортировали кирпич. Основными строительными материалами были булыжник и необтесанные блоки из известняка. Утверждается, что интерьеры были украшены фресками, которые теперь исчезли. Двери были сделаны из бронзы.

В 1119 году князь Всеволод Мстиславович ввел в эксплуатацию главный соборный храм Юрьева монастыря. Архитектор был известен как мастер Петр – это один из немногих архитекторов, которые были увековечены в России того времени. Экстерьер храма характеризуется узкими окнами и двойными составными нишами, которые ритмично «протекают» по всему фасаду; внутренние стены достигают высоты 20 метров (66 футов). Колонны здесь расположены близко, подчеркивая высоту сводчатых потолков. Интерьер был украшен фресками из мастерских князя, в том числе некоторыми самыми редкими образцами русской живописи того времени.

Церковь Спаса Преображения был памятником Илье Муромцу. Во время монголо-татарского нашествия, Илья, как считалось, спас город; церковь была построена в его честь на Ильине улице в 1374 году. За это время в городе-государстве Новгороде был создан отдельный район для князей, разделивший город на ряд улиц, в котором до сих пор стоит эта церковь. Церковные окна здесь более четко определены, ниши глубже, а купол (похожий на купола в более крупных соборах) дополнен двускатной щипцовой крышей.

 

Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция. - Архитектура России

 

Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция.

Другая церковь, очень похожая на Церковь Спаса Преображения, – это церковь Святых Петра и Павла в Кожевниках. Она была построена в 1406 году, и главное ее отличие состоит в строительном материале.

Детали здесь сфокусированы на западном и южном фасадах. В это время появляются новые орнаментальные мотивы в кирпичной кладке. Кирпич был также использован для строительства колонн, очерчивающих фасад. Изначально он был оштукатурен, но после повреждения храма во время Второй мировой войны была проведена его реставрация. Его апсида указывает на реку, с которой открывается желанный вид для судов, приближающихся из Балтийского моря. Гонтовая крыша напоминает бочкообразные крыши, которые были популярны в то время. Стены были построены из местного плитняка, который контрастирует с красным кирпичом. План здания церкви (изображение точно сверху) имеет почти квадратную форму с четырьмя колоннами, одной апсидой и одним куполом.


Успенский собор во Владимире (1186-1189), реконструкция
 
Успенский собор во Владимире (1186-1189), реконструкция

 

Ранний московский период (1230-1530)

Монголы разграбили страну так основательно, что даже ее столицы (например, Москва или Тверь) не могли позволить себе строить новые каменные храмы в течение более чем полувека. Однако Новгород и Псков избежали монгольского ига и превратились в успешные коммерческие республики; десятки средневековых церквей (XII века и позднее) были сохранены в этих городах. Церкви Новгорода (такие, как храм Спаса на Ильине улице, построенный в 1374 году) характеризуются крутыми крышами и грубой гравировкой; некоторые из них украшены великолепными средневековыми фресками.

Архитектура Москвы - Ранний московский период (1230-1530)

 

Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, картина А. М. Васнецова, 1918 г.

 

В небольших живописных церквях Пскова встречается множество необычных элементов: ложные арки, крыльца под крышей, наружные галереи и колокольни. Все эти особенности были внедрены псковскими каменщиками в Московии, где они построили многочисленные здания в XV веке (в том числе церковь Ризоположения Московского Кремля (1462) и церковь Сошествия Святого Духа Святой в Троице-Сергиевой Лавре, построенная в 1476 году).

Соляная башня Симонова монастыря

 

Соляная башня Симонова монастыря (14-18 вв.), Москва, см. Фото Симонова Монастыря

 

Московских церквей XIV века мало, и их возраст является спорным. Типичные памятники, найденные в Никольском (около Рузы, возможно, 1320-х годов) и Коломне (возможно, второй декады XIV века), – это миниатюрные однокупольные укрепленные церкви, построенные из грубо отесанного («дикого») камня и способные выдерживать краткие осады. Ко времени строительства Успенского собора в Звенигороде (возможно в 1399 году), московские каменщики восстановили мастерство домонгольских строителей и решили некоторые строительные проблемы, которые приводили в затруднение их предшественников. Знаковые памятники раннего московского зодчества расположены в Свято-Троицкой Лавре (1423), Саввином монастыре в Звенигороде (возможно, 1405) и Спасо-Андрониковом монастыре в Москве (1427).

К концу XV века Московия стала таким мощным государством, что для его престижа потребовалось построить великолепные многокупольные здания одного уровня с домонгольскими соборами Новгорода и Владимира. Так как русские мастера не смогли построить ничего подобного, Иван III пригласил итальянских мастеров из Флоренции и Венеции. Они воспроизвели древние сооружения Владимира в трех больших соборах Московского Кремля и украсили их итальянскими мотивами эпохи Возрождения. Эти амбициозные кремлевские соборы (среди них Успенский и Архангельский собор) копировали в XVI веке по всей России, но новые здания, как правило, были более крупными и богатыми, чем их предшественники (например, Собор Одигитрии Новодевичьего монастыря 1520-х годов).

Наряду с церквями во время царствования Ивана III были созданы и многие другие постройки. К ним относятся укрепления (Китай-город, Кремль (его нынешние башни были построены позже), Ивангород), башни (колокольня Ивана Великого) и дворцы (Грановитая палата и Угличский кремль). Количество и разнообразие сохранившихся зданий может быть связано с тем, что итальянские архитекторы убедили москвичей отказаться от престижного, дорогого и громоздкого известняка в пользу гораздо более дешевого и легкого кирпича и использовать его в качестве основного строительного материала.
 
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1374)
 
Епископский дворец в Суздале (XV век)

Успенский собор Московского Кремля - Архитектура России и Москвы (13-16 века)

 
Успенский собор (1475-1479), Москва, архитектор Аристотель Фиораванти

 

Терем царевича Димитрия в Угличе. - архитектура раннего периода России
Терем царевича Димитрия в Угличе. - архитектура раннего периода России

 

Дворец царевича Дмитрия в Угличе (1482)


Грановитая палата в Московском Кремле (1487-1492) - архитектура раннего периода Москвы

Грановитая палата в Московском Кремле (1487-1492)

 

Гравюра

 
Спасская башня Московского Кремля (1491)

 

( см. про башни Кремля - www.mosarchinform.ru/raiony_moskvy/p2_articleid/12295)

Архитектура России 16 века - Старый английский двор (ул. Варварка, д. 4).

 
Старый английский двор – штаб-квартира Английской Московской компании (ок. 1490-1510)

 

Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле - Архитектура России и Москвыранние периоды (13-16 века)

 
Колокольня Ивана Великого (1505-1508)

 

 

Средний Московский период (1530-1630)


Ключевым событием XVI века стало появление шатровой крыши в кирпичной архитектуре. Шатровые крыши, как полагают, возникли в северной России, поскольку они препятствуют накапливанию снега на деревянных зданиях в течение долгой зимы. В деревянных церквях (даже современных) этот тип крыши очень популярен. Первой кирпичной церковью с шатровой крышей стала церковь Вознесения в Коломенском (1531), спроектированная в честь дня рождения Ивана Грозного. Ее конструкция дает пищу для размышлений; вполне вероятно, что этот стиль (не встречающийся ни в каких других православных странах) символизировал амбиции зарождающегося Российского государства и освобождение русского искусства от византийских канонов после падения Константинополя перед турками.

 

Церковь Вознесения в Коломенском (1532) - Средний Московский период (1530-1630)

 

Алексеев Ф. Я. Панорамный вид Коломенского, картина 1800 г.

Шатровые церкви были популярны во времена правления Ивана Грозного. Два ярких примера, относящиеся к периоду его правления, имеют несколько куполов экзотических форм и цветов, расположенных в сложном порядке – это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Коломенском (1547) и собор Василия Блаженного на Красной площади (1561). Последняя церковь объединяет девять шатровых куполов в поразительную круговую композицию.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 - архитектура Москвы - Ранний московский период

 
Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

 


Москва, Воскресенские ворота и часовня - архитектура Москвы - Ранний московский период

Воскресенские ворота и часовня в Москве (1535)
 
Резиденция боярина Романова, XVII век

 


Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1560-е годы) - архитектура Москвы - Ранний московский период

 

Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1560-е годы)
 

Теремной дворец Кремля - архитектура Москвы - Ранний московский период

 

Теремной дворец (1560е/1635-36)

 

Поздний московский период (1630-1712)

После Смутного времени церковь и государство были банкротами, они не могли финансировать никакие строительные работы; инициативу взяли на себя богатые купцы в Ярославле и на Волге. В течение XVII века они построили много больших церквей соборного типа, у которых было по пять луковичных куполов, окруженных шатрами колоколен и боковыми приделами. Поначалу композиция церквей был резко асимметричной, различные части уравновешивали друг друга по принципу «коромысла» (например, церковь Ильи Пророка, 1647-50). Впоследствии ярославские храмы стали строго симметричными, купола были выше, чем само здание, их щедро украшали разноцветной плиткой (например, церковь Иоанна Златоуста на Волге, 1649-54). Расцвет волжской архитектуры олицетворяет церковь Святого Иоанна Крестителя (построена в 1671-87) – крупнейшая церковь в Ярославле с 15 куполами и более чем 500 фресками. Кирпичный экстерьер церкви от купола до высокого крыльца украшен искусной резьбой и изразцами.

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.

 

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века., картина А. М. Васнецова

Московские храмы XVII века также были обильно украшены, но они гораздо меньше по размеру. В начале столетия москвичи по-прежнему отдавали предпочтение шатровым конструкциям. Главным объектом их восхищения была «Дивная» Успенская церковь в Угличе (1627): три ее изящных шатровых главы выстроены в ряд, напоминая три горящих свечи. Эта композиция была экстравагантно заимствована у церкви Одигитрии в Вязьме (1638) и церкви Рождества Христова в Путинках, Москва (1652). Предположив, что такие конструкции противоречат традиционному византийскому типу, патриарх Никон объявил их неканоническими. Он поощрял строительство сложных церковных резиденций (например, строительство Ростовского кремля на озере Неро с пятью высокими церквями, множеством башен, дворцов и палат). Никон разработал свою новую резиденцию в Новоиерусалимском монастыре, в которой доминировал ротондовый собор, первый в своем роде в России.

Из-за запрета шатров московским архитекторам пришлось заменить их последовательными рядами ложных арок («кокошников»), и этот декоративный элемент стал визитной карточкой пышного стиля Москвы XVII века. Одним из первых примеров этого яркого стиля является Казанский собор на Красной площади (1633-36). К концу века более 100 церквей в таком огненном стиле были построены в Москве, и, возможно, еще столько же в соседнем регионе. Наиболее яркие примеры: московский храм Святой Троицы в Никитниках (1653), храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682) и церковь Святой Троицы в Останкине (1692). Наверное, самым ярким зданием в этом пышном стиле была церковь Святого Николая («Большой крест») в Китай-городе, жестоко уничтоженная по приказу Сталина.

Русская архитектура выродилась в чисто декоративную, она также попала под влияние польского и украинского барокко. Первыми церквями в стиле барокко были небольшие часовни в поместьях семьи Нарышкиных под Москвой, поэтому к этому стилю часто применяется название «Нарышкинское барокко». Некоторые из этих церквей – это церкви башенного типа с кубическими и восьмиугольными этажами, расположенными один над другим (Спасская церковь в Уборах, 1697), другие обладают структурой, подобной лестнице, где колокольня возвышается над самой церковью (Церковь Покрова в Филях, 1695).

Барокко и декор в вычурном стиле часто использовались столь обильно, что церковь казалась произведением скорее ювелира, чем каменщика (например, Троицкая церковь в Лыково, 1696). Пожалуй, самым восхитительным примером нарышкинского барокко была многокупольная церковь Успения на Покровке в Москве (построена в 1696-99, разрушена в 1929). Ее архитектор также занимался «красно-белой» реконструкцией нескольких монастырских зданий Москвы, в частности, Новодевичьего монастыря и Донского монастыря.

Стиль барокко быстро распространился по всей России, постепенно заменив более традиционную и каноническую архитектуру. Купцы Строгановы спонсировали строительство величественных барочных зданий в Нижнем Новгороде (Рождественская церковь, 1703) и в отдаленном регионе тундры (Введенский собор в Сольвычегодске, 1693). В течение первого десятилетия XVIII века некоторые замечательные соборы в стиле барокко были построены в таких восточных городах, как Казань, Соликамск, Верхотурье, Тобольск и Иркутск. Интересны также традиционные деревянные церкви работы плотников Русского Севера. Работая без молотка и гвоздей, они построили такие невероятные здания, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (1708, сожжена в 1963) и 22-купольная Преображенская церковь в Кижах (1714).
 
Потешный дворец (розовый) в Московском Кремле (1652)
 
Дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре (1652-54)


Дворец Патриарха Московского с церковью Двенадцати апостолов - архитектура позднего московского периода России

Дворец Патриарха Московского с церковью Двенадцати апостолов (1653)

 

Вознесенский собор Новоиерусалимского монастыря - архитектура позднего московского периода России

 
Вознесенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656-1685)
 
Коломенское, летняя резиденция царей (1667-1668)
 
Дворец богатой купеческой фамилии Поганкиных (Поганкины палаты) в Пскове (1671-1679)

 

Митрополичьи палаты в Ярославле (1680е-1690е) - архитектура позднего московского периода России

 
Митрополичьи палаты (Соборный дом) в Ярославле. 1680-е гг.
 
Знаменская церковь (1690-1704)

 

Крутицкое подворье - архитектура позднего московского периода России

 
Крути́цкое подворье (1693-94)

 

Палаты купца Пушникова - архитектура позднего московского периода России

 
Палаты Пушниковых в Нижнем Новгороде (1698)
 

 

Меншикова башня (1707) - архитектура России

Меншикова башня (1707) ( По мнению К. К. Лопяло первоначально Меншикова башня выглядела вот так)
 
Кижи (1711–1714)

 

 

Российская империя (1712-1917)

В 1712 году император Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, который он планировал спроектировать в голландском стиле, называемом теперь петровским барокко. Его основные памятники: Петропавловский собор и дворец Меншикова. Во времена царствования императрицы Анны и Елизаветы Петровны в русской архитектуре преобладал роскошный стиль барокко Бартоломео Растрелли; знаковые здания Растрелли – это Зимний дворец, Екатерининский дворец и Смольный собор. Другими отличительными памятниками елизаветинского барокко являются колокольня Троице-Сергиевой Лавры и Красные ворота.

 

Воскресенский девичий Смольный монастырь - Русская архитектура, архитектура России и Москвы

 

Воскресенский девичий Смольный монастырь — женский монастырь, функционировавший на востоке Санкт-Петербурга в 1744—1764 годах, Архитектор: Бартоломео Франческо Растрелли, фото © www.mosarchinform.ru

 

Екатерина Великая уволила Растрелли, она покровительствовала неоклассическим архитекторам, приглашенным из Шотландии и Италии. Характерные здания периода ее правления – Александровский дворец (работы Дж. Кваренги) и Троицкий собор Александро-Невской лавры (работы Ивана Старова). Во время правления Екатерины был разработан российский неоготический стиль благодаря Василию Баженову и Матвею Казакову в Москве. Император Александр I предпочитал стиль ампир, который стал де-факто единственным стилем периода его правления, о чем свидетельствует Казанский собор, здание Адмиралтейства, Большой театр, Исаакиевский собор и Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Влияние стиля ампир было еще более заметно в Москве, где пришлось восстанавливать тысячи домов, разрушенных пожаром 1812 года.

Фонтаны Петергофа. Петродворец.

 

Фонтаны Петергофа. Петродворец.

 

Фонтаны Петергофа. Петродворец.  © www.mosarchinform.ru

 

В 1830 Николай I облегчил нормы и правила в области архитектуры, открыв дорогу нескольким воплощениям ранней эклектики. Псевдорусский дизайн Константина Тона стал предпочтительным при строительстве церквей (Храм Христа Спасителя, 1832-1883), а его общественные здания следовали традициям Ренессанса, примером является Большой Кремлевский дворец (1838-49) и Оружейная палата Кремля (1844 -1851). В дальнейшем во время царствования Александра II и Александра III произошло восстановление русско-византийского стиля в церковной архитектуре, в то время как гражданское строительство следовало тому же разнообразию эклектизма, который был распространен во всех европейских странах; признаками этого были постоянно растущие национальные тенденции возрождения, народные и фантастические (например, дом Погодина и Государственный исторический музей в Москве).

Между 1895 и 1905 годами в архитектуре на короткое время преобладает модерн, наиболее выражен он в Москве (архитекторы Лев Кекушев, Федор Шехтель и Вильям Валькот). Этот стиль оставался популярным до начала Первой мировой войны, в 1905-1914 годах он уступил место возрождению российского неоклассицизма – слиянию стиля ампир и традиции стиля Палладио с современным технологиям строительства.
 
Здание Адмиралтейства (1704-1706)
 
Петропавловская крепость (1706-1740)
 
Петергофский дворец (1714-1755)
 
Смольный монастырь (1744-1764)
 
Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757)

Зимний дворец (1762–1796)

 
Зимний дворец (1762–1796)
 
Михайловский замок (1797-1801)
 
Исаакиевский собор (1819–1858)
 
Большой театр (1821–1825)
 
Храм Христа Спасителя (1860–1883)
 
Государственный исторический музей (1875-1881)
 
ГУМ (1890-1893)
 
Третьяковская галерея (1902-1904)

 

 

Послереволюционный период (1917-1932)

В первый год советской власти все архитекторы, отказавшиеся эмигрировать (а также новое поколение), осуждали любое классическое наследие в своей работе, они способствовали распространению формализма – самого влиятельного стиля, возрождающего старые методы. Колоссальные планы были разработаны для крупных, технически передовых городов. Самым амбициозным проектом была Башня Третьего Интернационала, спроектированная в 1919 году Владимиром Татлиным (1885-1953) – 400-метровая спираль, обвивающаяся вокруг наклонной центральной оси с вращающимися стеклянными камерами. Невозможная в реальной жизни, Башня Татлина вдохновила целое поколение архитекторов-конструктивистов в России и за рубежом. Шуховская башня, возвышающаяся на 160 метров (520 футов) над Москвой, была завершена в 1922 году. Согласно первоначальным планам, Гиперболоидная башня Владимира Шухова (высотой 350 метров (1150 футов)) имела расчетную массу 2200 тонн (2200000 кг), в то время как Эйфелева башня в Париже (высотой 350 метров (1150 футов)) весит 7300 тонн (7300000 кг).

Шуховская башня (башня Шухова) в начале 30-ых годов 20 века - архитектура Москвы

 

Шуховская башня (башня Шухова) в начале 30-ых годов 20 века - архитектура Москвы

Важным приоритетом в послереволюционный период была массовая реконструкция городов. В 1918 году Алексей Щусев (1873-1949) и Иван Жолтовский основали Архитектурную мастерскую имени Моссовета, где происходило комплексное планирование реконструкции Москвы как новой советской столицы. В этой мастерской работали молодые архитекторы, которые позже стали лидерами авангардистского движения. В то же время архитектурное образование, сосредоточенное в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), было разделено между деятелями возрождения и модернистами.

В 1919 году Петроград претерпел аналогичную проектную и образовательную перестройку под руководством опытного деятеля возрождения Ивана Фомина (1872-1936). Другие города последовали его примеру, и результаты работы, проведенной в них, привели к кардинальным изменениям в традиционной российской планировке городов. Там были созданы первые крупномасштабные шаблоны развития (генеральные планы). Город проектировался как серия новых широких проспектов, массивных общественных зданий, а жилища рабочих улучшались благодаря отоплению и сантехнике. Первый жилой дом этого периода был завершен в 1923 году, затем произошел всплеск государственного жилищного строительства в 1925-1929 годах.

В Петрограде с 1917 по 1919 год первый пример нового стиля был построен на Марсовом поле – это памятник «Жертвам Революции», его автор Лев Руднев (1886-1956). Этот комплекс состоял из ряда простых, выразительных монолитов из гранита, он стал основным пунктом для дальнейшего развития Советской скульптурной и мемориальной архитектуры. Однако самым известным зданием этого времени был Мавзолей Ленина по проекту Алексея Щусева. Первоначально это было временное деревянное строение, увенчанное пирамидой, с двумя крыльями (для входа и выхода). В 1930 году его заменили нынешним зданием, построенным из камня. Сочетание темно-красного и черного лабрадорита улучшало его стройную, точную конструкцию.

Стремительное развитие технологических процессов и материалов также повлияло на использование конструктивистских элементов при проектировании зданий. При возведении Волховской гидроэлектростанции (1918-26, архитекторы О. Мунц и В. Покровский) все еще используется традиционный контур на арках оконных ниш (несмотря на использование бетона в строительстве). Днепрогэс (1927-32), построенная коллективом архитекторов под руководством Виктора Веснина (1882-1950), характеризуется инновационным дизайном с использованием изогнутой плотины с ритмическим рисунком фундаментов. Творческие союзы сыграли большую роль в архитектурной жизни России 1920-х годов. Одним из них была Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), образованная в 1923 году, она пропагандировала идею синтеза архитектуры с другими видами творчества, чтобы придать зданиям почти скульптурное настроение. Эти здания должны были служить визуальной точкой для ориентирования человека в пространстве. Члены АСНОВА также спроектировали первые небоскребы Москвы, но ни один из них не был построен в то время (1923-1926).

Еще одним новшеством послереволюционной России был новый тип общественного здания: рабочий клуб и Дворец культуры. Они стали новым фокусом для архитекторов, которые использовали зрительное выражение больших элементов в сочетании с промышленными мотивами. Самым известным из них был дом культуры имени Зуева (1927-29) в Москве по проекту Ильи Голосова (1883-1945), композиция которого опиралась на динамический контраст простых форм, плоскостей, сплошных стен и остекленных фасадов.

Символическое выражение в строительстве было характерной чертой работ по проектам Константина Мельникова (1890-1974), в частности, это рабочий клуб им. Русакова (1927-1929) в Москве. Визуально здание напоминает часть шестерни; каждый из трех консольных бетонных «зубцов» является балконом основного зрительного зала, балконы могли быть использованы по отдельности или скомбинированы друг с другом в большой театральный зал. Острота композиции и «преобразование» внутреннего пространства (которое Мельников называл «напряженные мышцы») сделали это здание одним из наиболее важных примеров советской архитектуры.
 
Бахметьевский автобусный гараж

Типография журнала Огонек
 
Мавзолей Ленина
 
Гараж на Новорязанской улице (Москва)

Дом культуры имени С. М. Зуева - архитектура послереволюционной России

 
Дом культуры имени С. М. Зуева
 

 

 

До и послевоенный Советский Союз (1935-1955 годы)

Сталинская архитектура высоко ценила консервативную монументальность. В 1930-е годы в результате проведения сталинской политики произошла быстрая урбанизация, и был проведен международный конкурс на строительство Дворца Советов в Москве в то время. После 1945 года основное внимание было уделено как восстановлению объектов, разрушенных во время Второй мировой войны, так и возведению новых зданий: семь высотных зданий были построены в символических точках Москвы. Здание Московского университета (1948-1953) по проекту Льва Руднева и его помощников особенно замечательно благодаря выбранному месту строительства. Другим примером является выставочный центр в Москве, построенный для второй Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1954 году. Здесь был построен ряд павильонов, каждый из которых оформлялся в стиле его представителя. Другими известными примерами являются станции метро Москвы и Санкт-Петербурга, построенные в 1940-х и 1950-х годах, они знамениты своим экстравагантным дизайном и яркими украшениями. В целом сталинская архитектура изменила облик многих послевоенных городов; многое из этого наследия существует и по сей день на центральных проспектах и в общественных зданиях.

Советская архитектура Хрущёвско-Брежневского периода (1955-1985 гг.)

После смерти Сталина в 1953 году страну потрясли социальные и политические изменения, и также были затронуты приоритеты в строительстве и архитектуре. В 1955 году Никита Хрущев, столкнувшись с медленными темпами жилищного строительства, призвал к решительным мерам по ускорению этого процесса. Эти меры предполагали разработку новой технологии массового производства и удаление «декоративных излишков» со зданий. Это действительно положило конец сталинской архитектуре, однако сам переход был медленным.

Большинство проектов, находящихся к 1955 году на стадии планирования или в процессе строительства, были непосредственно затронуты, результатом, порой, было то, что целые районы становились эстетически асимметричными. Хорошо известным примером является послевоенное восстановление украинской столицы – Киева, в котором запланированные проспект Крещатик и центральная площадь города (Площадь Калинина) должны были сформировать единое богатое пространство, окруженное примерами сталинского строительства. Однако так как здания, окружавшие их, были на стадии завершения, архитекторов вынудили изменить их планы, и эта территория осталась незавершенной до начала 1980-х годов. В частности, гостиница «Украина», которая должна была увенчать площадь и походить на одну их из московских «Семи сестер», была оставлена кубической по форме без верхнего шпиля и какой-либо богатой внешней отделки.

Тем не менее, поскольку здания становились более квадратными и простыми, они принесли с собой новый стиль, вдохновленный Космической Эрой, – функциональность. Государственный Кремлевский дворец является данью уважения предшествующим попыткам преодолеть быстро меняющиеся стили, диктуемые государством. Останкинская телебашня, построенная по проекту Николая Никитина, символизирует технический прогресс и будущее. Наряду с более простыми зданиями 1960-е годы памятны благодаря масштабным планам по строительству жилья. Был разработан типовой проект с использованием бетонных панелей для строительства простого пятиэтажного дома. Эти «пятиэтажки» были доминирующим выбором при строительстве жилья. Несмотря на то, что их строили быстро, качество этих зданий было плохим по сравнению с более ранними жилыми постройками; их однообразный вид способствовал появлению серого и скучного стереотипа внешности социалистических городов.

В начале 1970-х годов Леонид Брежнев дал архитекторам больше свободы, и вскоре началось строительство разнообразного по дизайну жилья. Многоквартирные дома стали выше и красочнее, их особенностью были большие мозаичные панно на торце здания. Почти во всех случаях они были построены не как самостоятельные конструкции, а как часть крупных комплексов (от французского: housing massif – жилой массив), что вскоре стало одной из центральных характеристик социалистических городов. Общественные здания были также различными по стилю. Некоторые из них (например, Белый Дом) устанавливали прямую связь с архитектурой ранних 1950-х годов с фасадом из белого мрамора и большими барельефами на крыльях здания.
 

Современная Россия - архитектура (1985 -н. в.) ( в подготовке)

Москва

Когда Советский Союз развалился, многие его проекты были приостановлены, а некоторые и вообще отменены. Тем не менее, впервые не было больше никакого контроля над тем, каким должно быть здание по стилю или какая у него должна быть высота. В результате по мере общего улучшения финансового состояния архитектура начала расти быстрыми темпами. Впервые были реализованы современные методы строительства небоскребов; это привело к появлению амбициозного бизнес-центра в Москве – «Москва-Сити». В других случаях архитекторы вернулись к успешным проектам сталинской архитектуры, в результате чего появились такие здания, как Триумф-Палас в Москве.
 
комплекс высотных зданий Москва-Сити

Более подробно в статье архитектура Москвы.

Значительную часть жилищного фонда Российской Федерации до сих пор составляет хрущёвско-брежневские типовые серии и общественные здания. Лишь в последние годы наметилось повышение темпов строительства и реконстукции (санации) жилых и общественных домов, стоительства новых зданий с использованием новейших материалов. В архитектурных конкурсах принимают участие и зарубежные архитекторы и архитектурные бюро.

 

по теме:




Архитектура Москвы 19 века
Архитектура России (кроме Москвы) 19 века
Дома в старорусском стиле, резные элементы, мебель, архитектура ч.2
Архитектура России (кроме Москвы) 18 века
Архитектура Москвы 18 века
Архитектура России и Москвы 17 века
Архитектура барокко ( архитектурный стиль)
Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс)
Архитектура России 16 века

 

(статья в подготовке)





От: Aleksandra,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектурное проектирование зданий и сооружений Готическая архитектура »

Отказ от ответственности (Disclaimer)