Сталинская архитектура

 

 
Архитектура Москвы
 
 
Дизайн остановок
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ещё:

Архитектурный стиль

Архитектурное проектирование зданий




мы предлагаем коврик влаговпитывающий купить




Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Ноябрь 23, 2013

Памятники архитектуры Москвы - эпоха Александра I (1777 - 1825) (стиль Empire) - конец 18 начало 19 века

Вряд ли сыщется в мире город более любопытный, более своеобразный по своему внешнему  типу, чем Москва. Её архитектура не есть выражение одного целого, напротив того все эти полукривые улицы, бестолково застроенные, носят отпечаток разных веяний, местами выраженных прекрасно, местами грубо – но в общем есть во всем этом городе что то неотразимо прекрасно. И, конечно, наиболее совершенное яркое и самобытное пятно этого города - это многовековый кремль- эта фантастическая каменная сказка, полная неизъяснимой прелести в формах своих, полная какой то особенной сокровенной красоты.

Памятники архитектуры Москвы - эпоха Александра I (1777 - 1825) (стиль Empire) - конец 18 начало 19 века
 

Кузьминки, павильон у плотины

 

Есть и иная архитектура в Москве- это те пересаженные из западно - европейской культуры одинокие цветы, - те проявления подражательности и заимствования с запада, которые были неизбежны, когда сама жизнь древней Руси под Петровским напором дала место молодой России и когда вторгнулась к нам иная жизнь и принесла она с собою иное искусство.

Неведомое доселе иноземное западное искусство сначала так рабски копировалось, затем стало невольно принимать ту своеобразную русскую форму, что составляет одну из отличительных черт этого направления, где формы нам чужды приобретали что-то русское и в линиях своих и расцветке и даже в самой компановке массы.

Интересна и следующая эпоха Елизаветы и Екатерины с изниженным игривым рококо и стройным парственным Louis XVI, но самая любопытная эпоха в жизни русского искусства после Петровского периода- это эпоха Александра I-го.

Архитектура Москвы времён Екатерины II (годы правления 1762 — 1796) вторая половина 18 века
Архитектура Москвы времён Елизаветы Петровны (годы правления 1742-1761) середина 18 века
Архитектура Москвы при Петре I - конец 17 начало 18 века

 

«Дней Александровых прекрасное начало…»

Миновал блестящий век Екатерины, век золота, век роскоши, век истинных вельмож, век блеска… скоро протекли недолгие годы царствования Павла и наступал новый век, век Александра I-го. Юная еще Россия, слагающая, не могла иметь своего искусства, до-петровское искусство словно померкло, угасло, а новой жизни нужно было и новое искусство. Эта новая жизнь принесла с собой ряд заимствований столь неизбежных- раз культура запада стала так близко соприкасаться с верхами русской жизни. При Екатерине эти заимствования были только из Франции.

Оттуда лились лучи знания, науки, искусства и не одну далекую Россию озаряли они светом своим. Сама державная Екатерина способствовала тому, что тогдашнее русское образованное общество, воспитываясь на основах французкой культуры, невольно знакомилось и окружало себя французким же искусством.

Бывшее здание Оружейной палаты, 1810 год, архитектор И.В. Иготов
 

Бывшее здание Оружейной палаты, 1810 год, архитектор И.В. Иготов

 

В самой же Франции была тогда интересная пора. Пленительная грезы Ватто с вечным праздниками, блеск Фрагонара стал меркнуть; веселый, почти разгульный, рококо доживал свою жизнь; утомлялся глаз на чрезвычайной вычурности веселых линий рокойля и капризному стилю Louis XV приходил конец.

В обществе стал пробуждаться интерес к иному, успокоительной классической простоты и, мерцающий в неясных абрисах, идеал эллинизма стал понемногу принимать реальную форму.
Значительную услугу оказало и серъезное изучение классического мира.

Огромное значение имели производившиеся тогда раскопки покрытых лавой Геркуланума и Помпеи, где римское элинизированное искусство было выражено в столь утонченных формах.
Труды по художественной археологии- (труд Leroy «Ruines des plus anciennes monuments de la Grece», - труд Hamilton’a—«Recueils d’antiquite» и др.), поэтический восторг Винкельмана перед греческим искусством – все это вместе с саой логикой жизни сделали то, что эллинский дух благородной простоты невольно отражался во всем искусстве. И даже Мария Антуанетта не удержала в своем Трианоне блеска былого и стала окружать себя пока ещё робкой «простотой», и едва ли не первая применила в модах того времени греческий абрис длинных простых линий.

Так образовался стиль Louis XVI, - служивший переходной ступенью и вестником быстро наступающего времени эпохи Empire.
Настал 1789 год, год революции. Стремления к спартанским идеалам, строгость, сухость, прямолинейность были теперь слишком уместны, эллинские принципы шлифовались французкой рукой и когда Давид писал своих «Горашиев», неужели могли быть другие формы кроме таких чистых, строгих, холодных форм. Цезарь-наполеон, охраняемый орлами римских аттрибут так логичен на фоне этих простых стен, украшенных утонченными греко-римскими орнаментами холодно простыми, но изящными, местами сухими, но облагороженными неуловимой прелестью французкого гения.

Предания классического мира нашли себе отклики в тогдашнем обществе и искусство вылилось в сухую благородную оболочку того, что мы называем Empire. Ещё Винкельман указал, что кроме Витрувия есть Пестумь и в произведениях эпохи Empire этот превосходный по своим линиям храм стал как бы идеалом, образцом.

Так родился Empire во Франции и оттуда уже занесен был в Вену, Берлин,Петербург, Москву.

Стиль Empire проявился в России в удивительно своеобразном виде, а Москва даже переработала частью по своему русскому приему величавость и благородство этого стиля.
И есть огромное различие в характере построек стиля Empire Петербурга и Москвы. Петербург, если можно так выразится, более классичен, более суров, прост, сух, пожалуй более монотонен, более грандиозен.

Такие шедевры, как Елагинский дворец России или Захаровское Адмиралтейство это уники, это неувядаемые шедевры-другого Адмиралтейства в мире нет! – Все это грандиозные работы, цельные по духу, выраженные непосредственно с соблюдением точно разработанных рисунков, продуманных и крайне корректных по выполнению. Москва скромнее в размерах; проэкты ее зданий менее разработаны и в самой постройке больше какой-то внезапности. Орнаментация богаче, она часто повторяется на различных зданиях – словно один формовщик лил эти орнаменты (да оно часто так и было), - большая произвольность в массах, в рисунке менее законченности,очертания более сочный им в этой непринужденности так много красивого и ничего академического.

Университет - Памятники архитектуры Москвы. Эпоха Александра I (1777 - 1825) (стиль Empire) - конец 18 начало 19 века

Университет

 

Часто личность автора и неуловишь, а видишь лишь целое настроение, сохранившееся даже и в том случае, когда произведение целиком заимствованно. Безусловно можно сказать, что есть Empire Петербургский, есть и Московский.

А вообще в стиле Empire есть какой то обаятельный колорит, что мы красиво называем «20-е года» и даже теперь, почти столетием позже, эта заря века пленяет нас. Года наших бабушек, кисейные платья, минуэты, целое поколение, воспитанное на французких традициях, наконец Пушкин- целый возраст русского общества-только и могли жить среди этой обстановки Empire, в чудных залах этих милых особняков, с каждым годом все более и более исчезающих.Губит их всесильное время – и сама жизнь; рушаться понемногу, обваливаются, уничтожаются безследно…

Пройдёт ещё несколько лет, а от этих зданий эпохи Александра I-го неостанется и половины- и теперь уже многие погибли навсегда.

Английский клуб - Памятники архитектуры Москвы - эпоха Александра I (1777 - 1825) (стиль Empire)

Английский клуб

 

И когда просматриваешь архитектуру этой эпохи, то невольно изумляешься: почему это принято называть искусство времени Екатерины II и Александра I «ложно-классическим»?

Наоборот- никогда искусство не было столь логично, с жизнью столь не сливалось, как в это благородное время. Ни предыдущий период так привившегося у нас классицизма, ни Empire не могут быть названы ложными – ибо все было логично и все способствовало расцвету в зодчестве этого духа Империи- и парственное одобрение и необычайная подготовленность вкуса самого общества и, наконец, столь кипучая строительная деятельность Москвы после пожаров 1812 года.

И неужели можно назвать «ложным» то вдохновение красотой классического мира, ту особенную деликатность, ту значительную обдуманность, с какой зодчие той эпохи создавали свои произведения.

Грустно глядеть теперь на остатки их и пленяешься этим чувством красоты, соразмерности пропорции в этих зданиях, утончённому вкусу, вложенному во все даже малейшие детали. Скоро исчезнут эти прекрасные памятники- но все же они составят одну из лучших страниц в истории архитектуры Москвы.

 

Провиантский магазин Московского интендантства. (Зубовский бульвар)

Опекунский совет (Cолянка)

 

* по книге 1904 года И.Е. Бондаренко

 

Архитектура Москвы, памятники, история, современная столица
Архитектура России и Москвы, современность, 19, 18, 17 века
Архитектурный стиль
Достопримечательности Москвы




От: Волков О.,  5243 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Дома в старорусском стиле, резные элементы, мебель, архитектура ч.2 Архитектура Москвы 19 века »