ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 11, 2014

ћосковские “риумфальные ворота - –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)

–еставраторы вернули к жизни и последнее крупное произведение выдающегос€ мастера классицизма ¬. ». —тасова Ч ћосковские триумфальные ворота, величественно возвышающиес€ па одной из главных магистралей Ћенинграда Ч ћосковском проспекте; они подобны гигантскому портику дорического ордера. ƒвенадцать чугунных колонн поставлены двум€ р€дами. ѕ€тнадцатиметровые колонны диаметром более двух метров, приподн€тые на невысоком стилобате, несут мощный антаблемент, завершенный ступенчатым аттиком. –азмеры этих чугунных пропилеев весьма внушительны: ширина Ч тридцать шесть метров, высота Ч двадцать четыре. Ќо впечатление монументальности создаетс€ не самими размерами, а точно найденными пропорци€ми и предельным лаконизмом форм. ¬ строгую схему классического ордера архитектор внес изменени€, поместив взамен триглифов горельефные фигуры девушек Ч гениев ѕобеды, несущих гербы русских губерний.  омпозици€ ворот увенчана восемью п€тиметровыми рельефными, выкованными из меди скульптурами трофеев.

ћосковские триумфальные ворота Ч один из самых выдающихс€ архитектурных монументов, в котором с большой силой про€вились мастерство и талант одного из корифеев русского зодчества ¬. ѕ. —тасова. ѕроект ћосковских ворот был утвержден в апреле 1834 года, а 14 сент€бр€ того же года состо€лась церемони€ закладки, котора€ произошла меньше чем через мес€ц после торжественного открыти€ Ќарвских ворот.

¬ 1836 году была закончена отливка чугунных блоков, из которых смонтированы колонны, и изготовлены медные капители.  ажда€ колонна весила около двух тыс€ч пудов, а все чугунные части Ч свыше п€тидес€ти одной тыс€чи пудов.   этому следует добавить четыре тыс€чи пудов железных конструкций и около тыс€чи пудов медных листов, из которых выполнено скульптурное убранство.

16 окт€бр€ 1838 года состо€лось торжественное открытие ћосковских триумфальных ворот.

ќрганичной и неотъемлемой частью ћосковских ворот €вл€етс€ их скульптурный декор.

ћосковские “риумфальные ворота. ¬оссоздание гербов. —кульпторы-модельщики ƒ. ƒ. ћалашкин, √. ‘. ÷ыганков, Ѕ. ћ. “омский за работ
ћосковские “риумфальные ворота. ¬оссоздание гербов. —кульпторы-модельщики ƒ. ƒ. ћалашкин, √. ‘. ÷ыганков, Ѕ. ћ. “омский за работой


Ёто тридцать женских фигур с крыль€ми, в развевающихс€ складчатых оде€ни€х, несущих гербы губерний, и восемь арматур Ч своеобразных пластических Ђкостровї, скомпонованных из воинских доспехов. ¬се скульптурное убранство ћосковских ворот выковано из меди по модел€м скульптора Ѕ. ». ќрловского, который руководствовалс€ рисунками архитектора.

ѕосв€щенные победам русских войск в ѕерсии и “урции в первой трети XIX века, ћосковские ворота в 1878 году стали свидетел€ми триумфального возвращени€ полков, освободивших от многовекового оттоманского ига Ѕолгарию. ¬ сознании народа ћосковские ворота стали монументом воинской доблести солдат-освободителей Ѕалкан и  авказа.

ѕосле ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции ћосковские триумфальные ворота находились под государственной охраной и несколько раз реставрировались. ќднако в сент€бре 1936 года было прин€то решение демонтировать ворота и снести св€занные с ними здани€ кордегардии.   счастью, перед этим они были тщательно обмерены архитекторами ѕ. ƒ. Ѕункиным, ¬. ѕ. Ѕункиным и ћ. ѕ. Ѕренайзеном. »х обмеры дают точное представление и об облике всего сооружени€, и о его детал€х, а также о конструкци€х антаблемента, скрытых облицовкой.

ћосковские “риумфальные ворота. ¬ процессе восстановлени€
ћосковские “риумфальные ворота. ¬ процессе восстановлени€

ѕосле разборки ворот все чугунные конструкции и детали пронумеровали и перевезли на склады. јрматуры и фигуры гениев передали в √осударственный –усский музей и ћузей јкадемии художеств.

ќбщественность Ћенинграда сразу же выступила за исправление допущенной ошибки. ”же в 1938Ч1941 годах в мастерской профессора ≈. ».  атонина был составлен проект возобновлени€ “риумфальных ворот дл€ оформлени€ входа в парк (ныне ћосковский парк ѕобеды).

¬елика€ ќтечественна€ война не позволила осуществить проектное предложение ≈. ».  атонина, но уже в 1956 году, по инициативе √осударственной инспекции по охране пам€тников Ћенинграда, началась разработка проекта восстановлени€ ћосковских ворот на прежнем месте. ѕрежде всего, установили места хранени€ демонтированных деталей. ќни находились на складах на –асстанной улице и на Ќоводевичьем кладбище, а разобранные скульптуры в двух музе€х: в –усском музее Ч тридцать три детали, в том числе семь фигур, в јкадемии художеств Ч тридцать п€ть деталей и среди них восемь фигур. ¬се сохранившиес€ фигуры и детали Ч крыль€, щиты с гербами и даже ступни ног Ч были тщательно обмерены архитекторами из 11-й мастерской Ћенпроекта.

ћосковские “риумфальные ворота. 1981 г.
ћосковские “риумфальные ворота. 1981 г.

»зучив сохранившиес€ авторские чертежи ¬. ѕ. —тасова, обмеры, выполненные в 1936 году, и богатую иконографию, архитекторы ». √.  апцюг, ≈. Ќ. ѕетрова и инженер Ќ. —. „укаев разработали проект восстановлени€ ћосковских ворот. 23 феврал€ 1957 года ”ченый совет† √осударственной инспекции по охране пам€тников утвердил этот проект.

16 декабр€ 1957 года Ћенгорисполком по инициативе начальника √осударственной инспекции по охране пам€тников Ќ. Ќ. Ѕелехова, прин€л решение о воссоздании триумфального монумента. —пециальным научно- реставрационным производственным мастерским поручили реставрацию и воссоздание медного скульптурного декора.  ировский завод вз€лс€ за отливку чугунных частей, а завод Ђ—тальконструкци€їЧплит и металлических конструкций. ¬ы€снилось, что из ста восьми чугунных колец, составл€ющих двенадцать колонн, сохранилось шестьдес€т п€ть. »з тридцати фигур гениев ѕобеды оказалось возможным реставрировать тринадцать, а семнадцать надо было воссоздать по данным сохранившихс€ обмеров. ¬сю эту сложную работу координировали архитектор ћ. ћ. Ќалимова, искусствовед √. ƒ. Ќетунахина. Ѕольшую помощь им оказали консультанты Ч известный исследователь архитектуры √. √. √римм, скульптор ». ¬.  рестовский и профессор доктор технических наук Ќ. Ќ. јристов.

¬ июле 1958 года началось перенесение трамвайных путей, проложенных на участке, где ранее сто€ли ворота; одновременно было проведено исследование старого фундамента, который, как оказалось, очень хорошо сохранилс€ под слоем асфальта.

ћосковские “риумфальные ворота. ƒекоративные арматуры. Ќачало сборки на площадке у ворот
ћосковские “риумфальные ворота. ƒекоративные арматуры. Ќачало сборки на площадке у ворот

ћосковские “риумфальные ворота. ƒекоративные арматуры на площадке у ворот
ћосковские “риумфальные ворота. ƒекоративные арматуры на площадке у ворот

¬ окт€бре того же года фундамент раскрыли, и замысел о возрождении выдающегос€ триумфального пам€тника архитектуры начал воплощатьс€ в практических строительных работах.

ѕока шла отливка чугунных колец, и изготавливались конструкции, реставраторы приступили к воссозданию недостающих фигур гениев ѕобеды, гербов и арматур. ¬оссоздание фигур, и особенно гербов, потребовало большой предварительной подготовки. — этой целью архитектор ≈. Ќ. ѕетрова углубленно изучала российскую геральдику, чтобы точно установить, что изображено на российских губернских гербах, и каковы формы щитов.  аких только животных Ч фантастических и реальных Ч не приходилось ей рисовать, воспроизвод€ гербы ярославской,  остромской, ѕсковской, —моленской и других губерний. ѕо старым фотографи€м и рисункам ≈. Ќ. ѕетровой модели воссоздаваемых деталей выполн€лись первоначально в глине скульпторами-модельщиками ƒ. ƒ. ћалашкиным, √. ‘. ÷ыганковым, Ѕ. ћ. “омским, Ќ. ». —мирновой. ѕосле прин€ти€ моделей специальной комиссией фигуры и детали формовались в гипсе и уже, затем путем выколотки изготавливались из красной листовой меди бригадой чеканщиков  . II.  ротова.

«дание Ѕиржи. ‘асад. Ќачало реставрации. 1945 г.
«дание Ѕиржи. ‘асад. Ќачало реставрации. 1945 г.

јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. ƒекоративна€ ростра. ѕосле реставрации
јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. ƒекоративна€ ростра. ѕосле реставрации

Ѕольшой сложностью отличалась работа по воссозданию арматур, ибо кажда€ из них состоит из тридцати восьми деталей. ѕервоначально были изготовлены модели в одну четвертую часть натуральной величины арматур, что позволило уточнить их общую композицию. ¬ дальнейшем производилась отработка каждой детали панцирей, шлемов, знамен, дубовых ветвей, ликторских пучков, венков, штандартов с орлами, других военных доспехов. ћногие из них имелись в нескольких вариантах, отличающихс€ по форме и детал€м. јрматуры также выполн€лись выколоткой из медных листов. —тарые детали скульптурного убранства очистили от масл€ной краски, выправили на них вм€тины, восполнили утраты.

¬ 1959 году возрожденные ворота зан€ли свое историческое место в перспективе ћосковского проспекта. ¬ окт€бре того же года велась установка фигур гениев. »з акта комиссии, датированного 10 окт€бр€ 1959 года, видно, что на воротах уже сто€ло семь фигур и две фигуры были подн€ты на леса дл€ установки. ¬ сент€бре 1960 года начальник »нспекции по охране пам€тников —. ¬.  оробков, архитектор ћ. ћ. Ќалимова, директор ћузе€ городской скульптуры √. ƒ. Ќетунахина и один из авторов проекта реставрации ≈. Ќ. ѕетрова осмотрели ворота и составили перечень поправок. ¬ 1961 году все их указани€ были осуществлены.

“ак ленинградские реставраторы возвратили городу на Ќеве шедевр русской классической архитектуры Ч патриотический пам€тник воинской славы.
† †
јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура ЂЌеваї. ‘рагмент. ƒо реставрации
јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура ЂЌеваї. ‘рагмент. ƒо реставрации

ћожно сказать без преувеличени€, что в послевоенные дес€тилети€ реставрацией были охвачены все пам€тники первой трети XIX века, наход€щиес€ под государственной охраной. –еставрационные работы этих лет позволили сохранить архитектурно-художественный облик двух загородных дач: ƒурново и Ўишмарева ( олюбакина),† пам€тников архитектуры классицизма, расположенных на невских берегах.

ƒача ƒурново (—вердловска€ набережна€, 22) была перестроена в 1813 - 1826 годах архитектором ј. ј. ћихайловым 2-м из особн€ка конца столети€. ѕр€мое попадание снар€да крупного калибра частично разрушило монументальный дес€тиколонный портик, повредило живопись и лепное оформление интерьеров. ¬ конце 1940-х годов был восстановлен портик, отремонтированы фасады, реставрирована и частично воссоздана роспись перекрытий парадных помещений, приписываема€ ѕ. —котти.

ћинистерска€ дача Ўишмарева, построенна€ на берегу Ѕольшой Ќевки в 1825 году архитектором ј. ». ћельниковым, весьма ценна в двух отношени€х Ч как выразительное и гармоничное произведение усадебного зодчества и как уникальное дерев€нное сооружение русского классицизма. ¬ойна обрушилась на дачу не осколками и ударами бомб и снар€дов, а нанесла ей громадный урон вследствие суровых условий Ч прекращени€ отоплени€, морозов блокадных дней.

јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура ЂЌеваї. ѕосле реставрации
јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура ЂЌеваї. ѕосле реставрации
јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура Ђ¬олховї. ѕосле реставрации
јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура Ђ¬олховї. ѕосле реставрации

јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура Ђ¬олховї. ‘рагмент. ƒо реставрации
јнсамбль —трелки ¬асильевского острова. –остральна€ колонна. —кульптура Ђ¬олховї. ‘рагмент. ƒо реставрации

 ак подохранный пам€тник это здание не было разобрано на дрова, но оно пришло в крайнюю ветхость: железна€ кровл€ протекала, нижние венцы бревенчатых стен сгнили, отдельные дерев€нные части разъедал жучок, переплеты и декоративные детали были утрачены. —осто€ние дачи стало настолько плачевным, что административные органы района внесли предложение о ее сносе.

ќднако √осударственна€ инспекци€ по охране пам€тников насто€ла на сохранении и реставрации дачи. ѕо проекту архитектора —. —. ‘роловой в 1949 году началось ее восстановление. ¬ ходе работы оказалось, что поражени€ жучком и грибком гораздо больше, чем предполагалось до полного вскрыти€ обшивки. Ёто привело к необходимости замены многих бревен и отодвинуло окончание реставрации до 1962 года. ¬осстановление здани€, внутренние помещени€ которого реконструировали, обеспечивает сохранность этого ценного пам€тника архитектуры.

¬ суровые годы блокады пришло в запустение и сильно обветшало уникальное здание дерев€нного  аменноостровского театра, построенного —. Ћ. Ўустовым в 1827 году на набережной ћалой Ќевки. «а врем€ своего существовани€ он трижды восстанавливалс€ и реконструировалс€. “ак, в 1844 году здание это было разобрано и возобновлено ј.  .  авосом по авторским чертежам с частичными изменени€ми. ¬ 1932 году ≈. ».  атонин при реставрации более чем полвека пустовавшего театрального зала перепланировал партер, заменил роспись, соорудил новые боковые крыльца, но при этом художественный облик фасада и интерьера театра не утратили в основном своих стилистических особенностей.

¬ 1965Ч1967 годах —пециальные научно-производственные реставрационные мастерские провели реставрацию, цель которой заключалась в замене разрушившихс€ конструктивных и декоративных элементов, современном техническом оснащении здани€ и приспособлении его к† новому назначению при полном сохранении его как выдающегос€ произведени€ архитектуры первой трети XIX столети€. —егодн€  аменноостровский театр к своему традиционному названию добавил новейшее определение Ч телевизионный, остава€сь по-прежнему величественным украшением зеленого  аменного острова и одним из главных звеньев архитектурного комплекса, включающего ≈лагин и  аменноостровский дворцы.

Ќемало пришлось потрудитьс€ в послевоенные годы реставраторам над ансамблем —трелки ¬асильевского острова, €дром которого €вл€ютс€ созданные в 1806Ч1816 годах “ома де “омоном –остральные колонны и Ѕиржа. ƒве монументальные, дорического ордера, –остральные колонны с гигантскими каменными изва€ни€ми Ч аллегори€ми великих русских рек на гранитных подножи€х подчеркивают симметрию замечательного ансамбл€, удачно дополненного сооруженными ». ‘. Ћукини в 1826Ч 1832 годах двум€ симметричными пакгаузами.

«дание  онногвардейского манежа. ‘асад. ƒо реставрации
«дание  онногвардейского манежа. ‘асад. ƒо реставрации

¬ годы войны осколками разрывавшихс€ вблизи вражеских снар€дов были образованы многочисленные выбоины на квадрах постаментов, стволах колонн и фигурах. ќсколки пробили медную обшивку на изображени€х ростров Ч украшений носовой части кораблей, установленных на колоннах и символизирующих победы русского флота. ƒокументами, облегчившими работу реставраторов, стали данные обмера, осуществленного сотрудниками »нспекции по охране пам€тников в апреле 1942 года.

ћастера Ќаучно-реставрационных мастерских тщательно заделали все сколы и трещины на скульптурах и гранитных постаментах, восполнили утраты в металлических каркасах и медной облицовке ростров, и в но€бре 1947 года, к тридцатилетию ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции, –остральные колонны, как всегда, встречали корабли  раснознаменного Ѕалтийского флота.

ќдновременно закончилс€ реставрационный ремонт здани€ Ѕиржи (ныне здесь находитс€ ÷ентральный военно-морской музей). ¬се повреждени€ военных лет, причиненные кровле, фасадам, северному и южному портикам, были успешно ликвидированы.

«дание  онногвардейского манежа. ‘асад. ѕосле реставрации
«дание  онногвардейского манежа. ‘асад. ѕосле реставрации
† †
¬ажным вкладом в сохранение уникального здани€ Ѕиржи €вилась проведенна€ в 1974Ч1975 годах гидроизол€ци€ гранитного стилобата, осуществленна€ с полной разборкой и перекладкой монолитных гранитных плит и ступеней, тщательно промаркированных, реставрированных и установленных на прежние места.

†¬ 1982 году специалисты —Ќѕќ Ђ–еставраторї восстановили завершение –остральных колонн в виде античных светильников. ѕроект был разработан архитектором ј. ѕ.  уликовым и инженером “. ј. ‘урщик. ћастера тщательно реставрировали кованые металлические треножники подставки. »з стали, облицованной латунью, изготовили чаши; также были воссозданы оригинальные накладки и другие декоративные элементы; из бронзы заново отлили скульптурные Ђбараньи головыї. –еконструировали и систему электро- и газооборудовани€. » вскоре вновь затрепетали огненные €зыки триумфальных ма€ков.

«дани€ бывших пакгаузов также стали мишен€ми дл€ немецкой артиллерии. ¬о многих местах фасады их были пробиты снар€дами, оконные проемы повреждены, переплеты сломаны, штукатурка отбита. –еставраторы восстановили кирпичную кладку, оконные проемы и их заполнени€. ѕо шаблонам, сн€тым с сохранившихс€ фрагментов обработки фасадов, они восстановили их рустовку, т€ги и окраску.

¬ ансамбле центральных площадей Ћенинграда особа€ роль принадлежит зданию  онногвардейского манежа, возведенному в 1804Ч1807 годах по проекту ƒ.  варенги.

—угубо утилитарному по своему назначению строению зодчий придал строгий, но вместе с тем импозантный облик. ќсобой декоративной насыщенностью отличаетс€ главный фасад, который обращен в сторону јдмиралтейства и «имнего дворца. ќн выделен восьмиколонным портиком, фронтоном, увенчанным трем€ стату€ми, и мраморными группами Ђƒиоскуровї, изва€нными ѕ. “рискорни.

¬ дни блокады здание неоднократно подвергалось обстрелам, повредившим фасады, скульптуру фронтона и барельеф в глубине портика.

ќднако реставраци€ фасадов здани€ не ограничилась ликвидацией повреждений военных лет. ƒело в том, что в течение длительного времени  онногвардейский манеж использовалс€ в качестве гаража. ѕри этом к его западному фасаду пристроили пандусы, исказившие облик здани€. ѕринима€ во внимание архитектурную ценность  онногвардейского манежа, расположенного на стыке трех центральных площадей города, Ћенгорисполком прин€л решение о восстановлении исторического вида его фасадов и приспособлении его под ÷ентральный выставочный зал.

¬ 1977 году, в соответствии с проектом, разработанным в Ћенинградском отделени€ института √ипротеатр архитектором ћ. ƒ. Ѕратчиковым и инженером ћ. ¬. Ѕудкевичем, были разобраны позднейшие пристройки к фасадам, восстановлены первоначальные заполнени€ дверных и оконных проемов, облицовка цокол€, реставрирован гипсовый барельеф портика, изображающий конные сост€зани€. ќдновременно производилась реконструкци€ интерьеров манежа, преобразованного в двухъ€русный выставочный зал, оснащенный новейшим инженерным оборудованием.   шестидес€тилетию ¬еликого ќкт€бр€ ÷ентральный выставочный зал начал
свою работу.



ќт: ћаксименко ¬.ј.





2905 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
«  азармы ѕавловского полка, “роицкий (»змайловский) собор. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века Ч начала 20 века - восстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда »