Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 9, 2014

Казармы Павловского полка, Троицкий (Измайловский) собор. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века

В объемно-пространственной композиции ансамбля Марсова поля доминирующая роль принадлежит зданию бывших казарм Павловского полка (ныне здесь находится управление «Ленэнерго»). Его монументальный фасад замыкает громадное Марсово поле по его западной границе. Протяженный ансамбль акцентирован тремя дорическими портиками: средним из двенадцати колонн и двумя боковыми — шестиколонными. Центральный портик завершен сложным ступенчатым аттиком со скульптурным панно, скомпонованным из воинских эмблем, знамен и венков.

Появлению здания Павловских казарм предшествовала длительная строительная история, начинающаяся еще в 1710-х годах. Западная граница Царицына луга, как именовалось тогда Марсово поле, проходила по Красному каналу, прорытому между Мойкой и Невой (в дальнейшем он был засыпан). Сюда в 1750-х годах выходили фасады четырех дворцовых зданий. В семидесятых годах того же столетия Ю. М. Фельтен замкнул этот ряд еще одной постройкой — ломбардом, обращенным на нынешнюю улицу Халтурина. В 1817 —1819 годах архитектор В. П. Стасов превратил все эти дома в единое, цельное по художественному образу, величественное строение, полностью отвечающее своему назначению — служить казармами прославившейся своими подвигами в Отечественной войне 1812 года лейб-гвардейской части. Фасад казарм стал архитектурным фоном Марсову полю — месту воинских парадов.




После Великой Октябрьской социалистической революции зданию, находящемуся под охраной государства как выдающийся памятник архитектуры, почти десять лет не находили соответствующего применения. Лишь в 1928 году оно было передано управлению «Электроток» (ныне «Ленэнерго») для размещения в нем различных служб. Уже в июле того же года утвердили проект приспособления, а к концу октября провели необходимый ремонт и восстановили барельефы фасадов. В течение тринадцати лет зданием пользовались, не изменяя его художественного облика.

В годы Великой Отечественной войны здание бывших Павловских казарм стало одной из мишеней фашистской авиации и артиллерии. Это засвидетельствовано подробными документами, составленными по свежим следам совершенного варварства: актом от 31 декабря 1941 года и описанием, составленным доцентом ЛИСИ К. Д. Морозовым; актом, подписанным 14 января 1942 года архитектором В. М. Орловым, и «Приложением к паспорту аварийного объекта», написанным 17 мая 1943 года одним из старейших сотрудников Инспекции Л. А. Медерским.

Здание казарм Павловского полка. Фасад. Начало реставрации. Выпрямление стен  
 
Здание казарм Павловского полка. Фасад. Начало реставрации. Выпрямление стен
 
Здание казарм Павловского полка. Общий вид. 1981 г.
 
Здание казарм Павловского полка. Общий вид. 1981 г.
 
 
Из этих документов явствует, что в ноябре 1941 года в семь часов вечера, во время очередного налета гитлеровской авиации, в северное (левое со стороны Марсова поля) крыло попала 250-килограммовая фугасная бомба замедленного действия. Она пробила крышу, пять междуэтажных перекрытий и упала на пол первого этажа возле фасадной стены. Через час двадцать минут последовал взрыв, который обрушил перекрытия, часть свода подвала и деревянные перегородки. Одновременно фасадная стена северного крыла выгнулась наружу, и от второго этажа почти до чердака здания образовалась трещина. Но металлические связи чердачного перекрытия выдержали натиск ударной волны, стена не обвалилась.

Однако на этом повреждения здания не прекратились. Еще дважды в него попадали снаряды: один из них ударил в него со стороны Аптекарского переулка, а другой пробил стену главного корпуса со стороны двора на уровне третьего этажа. В результате в корпусах со стороны Аптекарского переулка и во втором поперечном дворовом корпусе выгорели и разрушились перекрытия, перегородки, двери, полы.

Реставрацию казарм Павловского полка поручили мастерской Ленпроекта, возглавлявшейся И. Г. Капцюгом.

Дом Адамини. Разрушения
 
Дом Адамини. Разрушения
 
Перед реставраторами были два пути: обрушить выгнутую стену и выложить ее заново или найти способ ее выпрямления. Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда стояла за второй, так как он позволял сохранить подлинный фасад. К решению этого весьма сложного вопроса привлекли специалистов НИИ Академии коммунального хозяйства — доктора технических наук профессора И. Н. Аистова, кандидатов технических наук А. А. Задермана и В. В. Максимова и инженера Р. И. Черненко.

В итоге тщательного и всестороннего исследования состояния здания, а также исходя из имеющихся технических средств было принято решение выпрямить стену с помощью тринадцати винтовых ручных домкратов грузоподъемностью до двадцати тонн каждый. Тяги от домкратов были прикреплены к стене на всем протяжении ее деформированного участка. При этом стену разделили на две зоны: верхнюю и нижнюю, что позволило регулировать процесс выпрямления, который осуществлялся «скачками», т. е. отдельными периодами. К концу первого дня работы, после четвертого «скачка» выяснилось, что верхняя зона перемещается интенсивнее, и поэтому во время пятого и шестого периодов действовали только домкратами нижней зоны.

Дом Адамини. 1981 г.  
 
Дом Адамини. 1981 г.
 
Троицкий (Измайловский) собор. Разрушения
 
Троицкий (Измайловский) собор. Разрушения

Вся работа по выпрямлению стены, включая вспомогательную и подсобную, продолжалась три дня — с 16 по 18 октября 1945 года. Домкраты включались одиннадцать раз. 16 октября произвели пять «скачков», на следующий день — еще два и в последний день — четыре. Всего на выпрямление стены затратили полтора часа.

Наблюдение за состоянием стены в течение года показало, что работы выполнены безупречно и никаких новых деформаций не возникло. Это позволило летом 1946 года закончить реставрацию фасадов и их рельефного декора. В 1949 году начались работы по восстановлению правого поперечного корпуса, интерьеры которого были при этом реконструированы.
 
Рядом с бывшими казармами Павловского полка, образуя вместе с ними границу ансамбля Марсова поля, находится трехэтажный жилой дом, акцентированный восьмиколонным портиком (набережная Мойки, 1). Аналогичный фасад обращен в сторону Мойки, канала Грибоедова и Невского проспекта. Построенный по проекту архитектора Д. Ф. Адамини в 1823—1827 годах, этот дом, впоследствии названный его именем, вошел в историю русской архитектуры как одно из лучших жилых зданий своего времени. Первый этаж дома решен в виде застекленной аркады. Колонны, полуколонны, пилястры закругленного угла, пышный лепной фриз с грифонами и растительной орнаментикой придают дому Адамини подчеркнуто нарядный облик.
 
Троицкий (Измайловский) собор. Общий вид. 1981 г.
 
Троицкий (Измайловский) собор. Общий вид. 1981 г.
 
Троицкий (Измайловский) собор в ансамбле Измайловского проспекта
 
Троицкий (Измайловский) собор в ансамбле Измайловского проспекта
 
В годы войны ценный архитектурный памятник стал одной из первых жертв фашистских варваров. 26 ноября 1941 года в 13 часов 30 минут на него обрушились две фугасные бомбы. Полутонная бомба, пробив чердачное перекрытие и второй этаж корпуса, обращенного к Мойке, взорвалась на сводах первого этажа. Сильнейшим взрывом вся средняя часть здания с портиком и фронтоном была уничтожена. Вторая бомба пробила все этажи корпуса, выходящего на Марсово поле, но разрушила только внутреннюю часть здания, а прочно сложенные кирпичные стены устояли.

В течение всей блокады разбитый фасад некогда великолепного дома выглядел как бы символом тех тяжких испытаний, которые выпали на долю города. Но еще в годы войны поврежденное здание тщательно обследовали и произвели необходимую фиксацию, а в 1946 году его фасад оделся лесами. По проекту архитектора А. С. Гинцберга восстановили междуэтажные перекрытия здания, но несколько изменили соответственно новым требованиям его внутреннюю планировку. Фасадам же дома Адамини полностью вернули их первоначальный облик. Теперь лишь документальная фотография дает представление о том, что на месте старинного классического дома, фасад которого просматривается от Невского проспекта в перспективе канала Грибоедова, некогда были зияющие руины.

Принципиальное значение имела капитальная реставрация выдающегося произведения В. П. Стасова — Троицкого (Измайловского) собора на Измайловском проспекте. Замысел этого грандиозного строения также пронизан патриотической идеей прославления защитников Отечества. Возведенный в 1828—1835 годах, собор стал одной из высотных доминант города. Но гитлеровским артиллеристам его главы служили ориентирами при методической стрельбе по городским кварталам. Так, во время очередного обстрела 6 августа 1943 года в собор попали три снаряда. Их осколки изрешетили штукатурку, капители, кровлю, пробили чердак, обрушили сводчатый потолок восточного портика, содрали покрытия с куполов, полностью разрушили малый северный купол. Были также повреждены обрешетка, стропила и балюстрада главного купола.

Характер разрушений собора определил очередность работ. Прежде всего в 1952—1953 годах трест «Стальконструкция» заново изготовил и смонтировал конструкцию северного купола, а также выполнил медное окрытие всех куполов. Во вторую очередь, в 1955—1956 годах и 1966— 1967 годах, были реставрированы фасады собора, в том числе богатые коринфские капители и барельефы.
 
 
 

источник: Восстановление памятников архитектуры Ленинграда, А. А. Кедринский, М. Г. Колотов, Б. Н. Ометов, А. Г. Раскин     





От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Нарвские триумфальные ворота, Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века Московские Триумфальные ворота - . Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века »

Отказ от ответственности (Disclaimer)