Опубликовано: Март 9, 2014
Нарвские триумфальные ворота, Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)
Нарвские Триумфальные ворота. Фасад. Фрагмент архивольта. Повреждения от осколков артиллерийского снаряда Нарвские Триумфальные ворота. Фасад. Фрагмент архивольта. После реставрации Нарвские Триумфальные ворота. Реставрация декоративной скульптуры
Среди множества реставрированных памятников первой трети XIX века есть один, связанный с творчеством двух великих зодчих — Д. Кваренги и В. П. Стасова. Это Нарвские триумфальные ворота, посвященные подвигам русской гвардии в Отечественной войне 1812 года. Они решены в виде монументальной однопролетной арки, увенчанной шестеркой вздыбленных копей, влекущих гигантскую колесницу с фигурой Победы. Ворота эти — одно из самых крупных и выразительных сооружений подобного рода.
Нарвские Триумфальные ворота. Декоративная скульптура «Гений». После реставрации
Первоначальные Нарвские ворота были воздвигнуты в 1814 году по проекту Д. Кваренги для встречи гвардейских частей, возвращавшихся из похода после освобождения европейских стран от наполеоновской деспотии. Ворота были выполнены из дерева и декорированы скульптурой, отлитой из гипса. Вскоре они обветшали, и под давлением общественного мнения Николай I распорядился заменить деревянные ворота каменными, сохранив художественный замысел Д. Кваренги.
Работы по возведению новых Триумфальных ворот поручили В. П. Стасову, который сохранил основные архитектурные и скульптурные элементы произведения Д. Кваренги, но увеличил их размеры. 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, состоялась торжественная закладка новых Нарвских ворот. Строительство же их затянулось на семь лет, и они были открыты 17 августа 1834 года в день двадцать первой годовщины Куликовской битвы.
В.П. Стасов придумал оригинальное решение: ворота построены из кирпича, облицованного листовой красной медью, прикрепленной к специальным крючьям и скобам, замурованным в кладку на определенном расстоянии друг от друга соответственно размерам облицовочных листов. Каждый из них загнут по краям внутрь и насажен на крепления. Точность подгонки листов такова, что они образуют поверхность, не требующую припайки швов. Каннелированные колонны также облицованы медными листами, прикрепленными обручами к вертикальным полосам.
Нарвские ворота полностью «одеты» медью, начиная с кровли и до основания колонн. Из меди же путем выколотки выполнены все орнаментальные детали: карнизы, тяги, капители, венки, розетки. Тем же способом изготовлена вся монументальная скульптура: гигантская колесница Победы, восемь фигур гениев, четыре летящие Славы над аркой и четыре статуи витязей. Медная облицовка ворот и скульптура окрашены масляной краской в темно-зеленый цвет «под старую бронзу». На этом фоне ярко сверкают «золотые», литые из бронзы, буквы посвятительных надписей.
Нарвские триумфальные ворота — это грандиозное архитектурное сооружение высотой тридцать метров, прорезанное широким восьмиметровым проходом, над которым на высоте пятнадцати метров перекинут цилиндрический свод. На гранитном цоколе установлено двенадцать десятиметровых каннелированных колонн диаметром по сорок сантиметров, завершенных полутораметровыми капителями. Статуи витязей на массивных постаментах подняты на высоту более четырех метров. Крупными размерами отличаются и остальные скульптуры, украшающие ворота.
Внутри ворот как бы заключено своеобразное по плану трехэтажное здание с подвалом. Полы в подвале — гранитные, а на остальных этажах выложены путиловской известняковой плитой. Подвал и этажи соединены между собой чугунными винтовыми лестницами, находящимися в обоих пилонах ворот. В подвалах были устроены печи, а в стенах проложены каналы системы воздушного отопления. В. Г. Стасов предполагал представить в верхнем зале ворот экспозицию, посвященную истории их строительства, однако через пятьдесят лет пустующие помещения приспособили для размещения городского архива.
За долгие годы своего существования Нарвские ворота несколько раз реставрировались и реконструировались. Первое капитальное «исправление» осуществили в 1879—1881 годах. Вторая значительная реставрация была проведена в 1932 году. Такие реставрации необходимы и закономерны, так как время и внешние воздействия пагубно влияют даже на самые прочные материалы. Но в 1941 —1944 годах Нарвские триумфальные ворота пострадали не от времени. Они оказались объектом жестоких артиллерийских обстрелов. Свыше двух тысяч осколков изрешетило их облицовку. На скульптурах и орнаментах появились вмятины, пробоины, отдельные их детали были отбиты, очень сильно была повреждена кровля. Гранитный цоколь во многих местах выпучился вследствие удара взрывной волны, а па его поверхности имелись выбоины от осколков. Еще более серьезно пострадала отделка внутренних помещений. Нарвские триумфальные ворота, пройдя сквозь испытания блокадных дней, выдержав артиллерийские обстрелы, стали свидетелями возвращения в Ленинград героических его защитников.
Через четыре года после победы, в конце 1949 года, Нарвские ворота оделись в леса. Реставраторы внимательно осмотрели все сооружение, и вскоре начался обмер замечательного архитектурного произведения. Под руководством Б. А. Розадеева архитекторы Н. Л. Апостолова, Т. В. Берсенева, Е. Г. Мелик-Багдасарова, М. И. Толстов, Н. Ю. Харрик до глубокой осени 1950 года измеряли все части огромного строения и его декоративного убранства. Одновременно обследование Нарвских ворот производили архитектор И. И. Бенуа и техник Л. А. Скоробогатова. Нарвские Триумфальные ворота. 1986 г. На основе всех этих обмеров И. Н. Бенуа разработала проект реставрации и воссоздания утраченных элементов: оконных переплетов, деревянных, обитых медью, дверей, наличников и решеток первого этажа, надписей.
В январе 1951 года начались реставрационные работы. Чеканщики К. П. Кротов, В. П. Мялкин, Н. П. Лебедев по цинковым формам, соответствующим гипсовым моделям воссоздаваемых деталей, изготовили способом выколотки из меди десять спиц в виде орнаментальных балясин для колеса триумфальной колесницы и десять решеток по колесному ободу. Все эти детали, изготовленные в мастерской, затем установили на свои места. Капители, гирлянды и венки реставрировали прямо с лесов, не разбирая их на составные части. Лишь четыре капители пришлось разобрать, чтобы удалить вставки из кровельного железа, которыми ранее была заменена медь. Реставраторы тщательно проверили все убранство, восполнив недостающие части листьев, порезок и иных деталей.
Известный скульптор-модельщик А. Е. Громов в мае 1951 года восстановил утраченный орнамент на кузове колесницы. Сначала он через прозрачную бумагу, наложенную прямо на колесницу, передавил контур утраченного орнамента. Этот рисунок перенесли на фанерный макет кузова в натуральную величину подлинника, после чего в контур углем вписали орнаментальные детали, аналогичные сохранившиеся. Прямо по этому рисунку А. Е. Громов исполнил глиняную модель. По этой модели была отформована гипсовая, а с нее сделана цинковая форма, в которой и произвели выколотку орнамента в меди.
А. Е. Громов реставрировал также пробитые осколками крылья Славы.
Нарвские Триумфальные ворота. Декоративная скульптура. В процессе реставрации Одно крыло бережно сняли, разобрали почти полностью по перышкам, выправили все вмятины, а недостающие перья крыла и подкрылка вылепили прямо на самом крыле, чтобы при выколотке из меди они «вписались» в его композицию.
Одновременно с реставрацией орнаментики заделывались мелкие пробоины на фигурах коней, выправлялись вмятины. Были восстановлены венки и пики с венками, которые держат фигуры гениев. У скульптуры витязя, стоящей справа, на южной стороне ворот, установили на место отломанную руку с венком. При реставрации скульптур утраченные детали заменялись новыми, также исполненными в технике выколотки.
При заделке многочисленных пробоин маленькие листы меди с загнутыми внутрь краями вставлялись в отверстия, заливались горячим оловом, а затем пламенем паяльной лампы разравнивались заподлицо с поверхностью. Этой сложной работой занимались двадцать мастеров.
Шесть гранитчиков бригады В. Е. Бочарова вернули первоначальный вид гранитным частям арки. Они заделали выбоины в них кусками гранита того же сорта, замастиковали трещины, расчеканили рольным свинцом швы между блоками. Выпученный взрывной волной гранитный цоколь подтесали, а всю наружную его часть наковали вновь.
Нарвские Триумфальные ворота. Декоративная скульптура. После реставрации Панорама здания Павловских казарм от северного фасада Михайловского (Инженерного) замка Кроме того, гранитчики заново изготовили ступени лестниц у входных дверей, расположенных с внутренних сторон пилонов арки.
Бригада маляров К. Д. Мауричева очистила металлическими щетками всю медную «одежду» ворот от цоколя до кровли, промыла, а затем, покрыв натуральной олифой все сооружение, дважды его окрасила. В состав краски вошло тридцать процентов окиси хрома, свинцового сурика и белил и десять процентов сажи. Такой колер удачно повторил прежнюю окраску «под античную бронзу». Остатки кровли и деревянной опалубки сняли, очистили от многолетнего загрязнения чердак, а также засоренные вентиляционные и дымовые каналы, заново выложили четыре кирпичные дымовые трубы и облицевали их медью. Металлические фермы, на которых крепится кровля и венчающая скульптурная группа, очистили, окрасили суриком, а по новой деревянной сплошной опалубке уложили листы красной меди, соединив швы двойным фальцем и пропаяв швы разжелобков.
Кровельщики Алексеев, Алекаев и Наумов возобновили круглый лаз — проход на чердак, закрыв его плоской крышкой со свешивающимися краями, предохраняющими от попадания внутрь воды. Они заново выполнили профили карнизов аттика и ордера, причем на восточном фасаде, поврежденном снарядом, установили новый каркас карниза.
Бригада позолотчиков А. Е. Юдина и В. Н. Соколова осенью 1951 года очистила закрашенные в 1932 году бронзовые буквы и позолотила их сусальным золотом. Тонкие золотые листочки покрыли воссозданную надпись на восточном фасаде: «Начаты 26 авг. 1827-го». Так, спустя сто с лишним лет, ворота обрели свой прежний облик.
В 1979—1980 годах была проведена очередная реставрация Нарвских триумфальных ворот. И на этот раз мастерам пришлось решать сложные задачи по исправлению отдельных элементов скульптурного декора, ремонту интерьеров и нанесению окраски. В 1987 году воплощена в жизнь мечта В. П. Стасова, и в верхнем зале ворот размещена экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года и истории создания этого выдающегося архитектурного монумента. источник: Восстановление памятников архитектуры Ленинграда, А. А. Кедринский, М. Г. Колотов, Б. Н. Ометов, А. Г. Раскин
От: Максименко В.А.,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|