ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 9, 2014

≈лагин дворец. «дание √лавного штаба. јнсамбли –оссии. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети XIX века

√рандиозные создани€ выдающегос€ зодчего  . ». –осси, большинство которых к 1941 году перешло во второе столетие своего существовани€, сто€ли могучими твердын€ми в центре осажденного города, символизиру€ его непреклонность и величие. Ќо вражеские обстрелы и суровые услови€ блокады нанесли большой урон их фасадам и интерьерам. ѕри этом сама€ т€жела€ участь выпала на долю первого петербургского ансамбл€  . ». –осси на ≈лагином острове. Ётот остров, планировка и застройка которого восход€т к XVIII столетию,  . ». –осси преобразил в единственный в своем роде архитектурно-парковый ансамбль, включающий ≈лагин дворец и комплекс парадных зданий и павильонов.

¬ 1818Ч1822 годах  . ». –осси перестроил дл€ јлександра I старый барский дом, некогда принадлежавший екатерининскому вельможе ». ѕ. ≈лагину и сохранивший название ≈лагина дворца по имени прежнего владельца. ‘асады дворца отличаютс€ благородной простотой, присущей всем сооружени€м  . ». –осси. ≈го главный фасад выделен посередине величественным шестиколонным портиком, а по бокам Ч малыми четырехколонными портиками с фронтонами. ¬о дворец ведет широка€ парадна€ лестница и два пандуса.

— особенной €ркостью талант  . ». –осси про€вилс€ в создании из€щной и разнообразной отделки интерьеров. ƒостойными сподвижниками архитектора были талантливые скульпторы ¬. ». ƒемут-ћалиновский и —. —. ѕименов, известные художники-монументалисты ƒ. —котти и ј. ¬иги.

Ќаиболее богато оформленные парадные комнаты размещались на первом этаже. ¬ ¬естибюле, в нишах, были установлены исполненные —.—. ѕименовым фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок украшен росписью. ≈ще большей роскошью отличались —толова€, ќвальный зал,  абинет, —пальн€ и “уалетна€. ƒл€ облицовки стен и колонн этих помещений  . ». –осси применил искусственный мрамор (Ђстюкї). ¬ ќвальном зале и  абинете Ђстюкї был чисто белый и блест€щий подобно лучшему фарфору, благодар€ чему  абинет стал называтьс€ ‘арфоровым. ¬ —толовой же на фоне белого искусственного мрамора стен выдел€лс€ желтый Ђстюкї фриза и пил€стр, увенчанных женскими головами-гермами работы ¬. ». ƒемут-ћалиновского. “от же ва€тель создал и скульптурное убранство ќвального зала: рельефы на сюжеты античной мифологии, изображени€ весталок, возлагающих на светильники гирл€нды цветов, и фигуры кариатид на падуге купола.

»сключительно важную роль в оформлении интерьеров дворца играла живопись. Ќа стенах ‘арфорового кабинета художник ј. ¬иги исполнил масл€ными красками по искусственному мрамору группы танцующих граций в €рких разноцветных одеждах, цветы и пышные орнаменты, написанные золотом, а на фризе и потолке Ч резв€щихс€ купидонов.

¬ остальных парадных помещени€х дворца Ч ћалиновой и √олубой гостиных, —пальне и “уалетной Ч все росписи выполнил ƒ. —котти. ќбычно он оставл€л свободными центральные пол€ плафонов, окаймл€€ их из€щным орнаментом или изображени€ми танцующих женских фигур, а на падугах писал многофигурные композиции: Ђ“риумф јполлона и ¬енерыї, Ђ“уалет ¬енерыї и другие полные весель€ и радости сцены на сюжеты из античной мифологии.

≈лагин дворец. ¬осточный фасад. –азрушени€ - јнсамбли –оссии
≈лагин дворец. ¬осточный фасад. –азрушени€

≈лагин дворец. ¬осточный фасад. ѕосле реставрации
≈лагин дворец. ¬осточный фасад. ѕосле реставрации

≈лагин дворец. —пальн€. ”становка резьбы на двери. –езчики по дереву ¬. ј. Ѕогданов и ё. ћ.  озлов
≈лагин дворец. —пальн€. ”становка резьбы на двери. –езчики по дереву ¬. ј. Ѕогданов и ё. ћ.  озлов

¬ росписи, исполненные в манере Ђгризайльї и Ђпод бронзуї клеевыми красками непосредственно по штукатурке, художник включал полихромные клейма, т. е. отдельные фигуры или группы фигур, написанные па ткани и наклеенные на потолок.

—тены ћалиновой и √олубой гостиных и “уалетной были зат€нуты малиновым, голубым и белым штофом. — живописными плафонами и штофной обивкой стен прекрасно гармонировали художественные наборные полы гостиных. ¬ника€ во все детали оформлени€ интерьеров,  . ». –осси уделил большое внимание обработке дверей. ¬ парадных помещени€х первого этажа ≈лагина дворца насчитывалось более двадцати великолепных дверей, облицованных цепными породами дерева и украшенных золоченой бронзой и резьбой.  ажда€ така€ дверь воспринималась как самосто€тельное произведение искусства.

 омнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. »сключени€ составл€ли  абинет јлександра I, наход€щийс€ на втором этаже, и ÷ерковный зал Ч на третьем. ¬  абинете особенно замечательны были двери, украшенные чрезвычайно тонкой работы арматурами, отлитыми из бронзы, и роспись потолка, изображавша€ воинские доспехи. ѕомещение ƒворцовой церкви представл€ло собой обширный зал с каннелированными колоннами, перекрытый купольным сводом.

¬ течение многих лет ≈лагин дворец €вл€лс€ царской резиденцией. ѕосле ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции в нем был открыт »сторико-бытовой музей, а с 1931 года, когда на территории ≈лагина острова организовали ÷ентральный парк культуры и отдыха, дворец стал использоватьс€ дл€ культурно-воспитательной работы.

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны, в т€желые дни блокады Ћенинграда, ≈лагин дворец подвергс€ страшному разрушению. 16 €нвар€ года, во врем€ очередного обстрела города фашистской артиллерией, два снар€да пробили кровлю и перекрыти€. –азорвавшись в подвале, они сильно разрушили ¬естибюль. Ќаибольшие же разрушени€ были нанесены дворцу, когда снар€ды повредили дымоходы, в результате чего в нем вспыхнул пожар. ќгонь охватил все здание. –ухнула кровл€. ќбвалились чердачные и междуэтажные перекрыти€. ∆ивописные плафоны, рельефы и статуи, искусственный мрамор, наборные паркеты и изумительные двери Ч все это было уничтожено пламенем. —охранилс€ лишь каменный остов фасадов и капитальные внутренние стены с незначительными, опаленными огнем фрагментами Ђстюкаї, штукатурки, орнаментальных украшений мраморных каминов и лепки.

≈лагин дворец. ¬естибюль. –азрушени€- јнсамбли –оссии - реставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века
≈лагин дворец. ¬естибюль. –азрушени€

—трашное зрелище представл€л собой остов здани€, открытый дожд€м, снегам и ветрам.  азалось, что возродить дворец из руин невозможно, но едва закончилась война, как в 1946 году архитектор ¬. ћ. —авков произвел фиксацию уцелевших деталей отделки дворца. ќстатки росписей и лепки зарисовали и сн€ли с них кальку. Ќаучный сотрудник √осударственной инспекции по охране пам€тников ј. Ќ. ѕетров собрал обширные архивные материалы по истории строительства дворца и написал подробную справку, обосновывающую возможность его восстановлени€.

¬ дальнейшем разработка проекта восстановлени€ дворца была поручена архитектору ћ. ћ. ѕлотникову, который детально изучил чертежи  . ». –осси, дворцовые описи, иконографию, произвел множество обмеров.   1952 году он создал проект восстановлени€ внешнего облика здани€ и художественной отделки парадных помещений первого этажа. ¬ том же году начались реставрационные работы, продолжавшиес€ около восьми лет. ѕрежде всего, были восстановлены в первоначальном виде фасады дворца и выполнены общестроительные работы внутри здани€.

¬ 1958 году реставраторы закончили отделку комнат второго и третьего этажей, которые стали использоватьс€ дл€ обслуживани€ посетителей парка. ¬оссоздано было также оформление ÷ерковного зала и  абинета† јлександра I.† ¬ возрожденном ÷ерковном зале вновь по€вились колонны и роспись свода, а в  абинете Ч живописный плафон, воссозданный художниками ». ». ѕиккиевым и Ё. ¬. ≈рмолиным на основании изучени€ довоенных фотографий и использовани€ аналогов. ¬  абинете были возобновлены чудесные двери с заново отлитыми из бронзы арматурами, точно воспроизводившими прежние.

≈лагин дворец. ¬естибюль. ѕосле реставрации
≈лагин дворец. ¬естибюль. ѕосле реставрации
† †
≈лагин дворец. ќвальный зал. ѕосле реставрации
≈лагин дворец. ќвальный зал. ѕосле реставрации

Ќаиболее сложные и трудоемкие работы реставраторы осуществили в парадных помещени€х первого этажа. Ѕригады, возглавл€вшиес€ опытными мастерами ». ћ. ƒворецким и —. —. ‘единым, восстановили облицовку из белого и цветного искусственного мрамора на колоннах, пил€страх и стенах ќвального зала, —толовой, ‘арфорового кабинета. ѕо сохранившимс€ в архивных фондах образцам тканей, использованных  . ». –осси в убранстве дворца, специальна€ мастерска€ в ћоскве изготовила в 1956Ч1959 годах около двухсот метров голубого, малинового и белого штофа с вытканными на нем золотыми венками и цветами. Ётим штофом вновь были зат€нуты стены √олубой и ћалиновой гостиных и “уалетной.

ѕаркетчики-инкрустаторы из бригады я. ‘. Ѕобина воссоздали художественные паркеты сложного рисунка, набранного из клена, сойи, амаранта, березы, дуба, розового и красного дерева. ¬ проемах были вновь установлены изготовленные бригадой стол€ров-краснодеревцев  . ј.  араваева великолепные, сверкающие зеркальной полировкой двери, облицованные мореным кленом, красным деревом и иными ценными древесными породами. ¬енки, пальметки и розы, украшающие эти двери, были отлиты из бронзы и прочеканены мастерами из бригады  . ѕ.  ротова.

ќднако не все двери во дворце имели бронзовые украшени€, на многих из них ранее была установлена золочена€ резьба. —кульпторы-модельщики Ќ. ». ќде и ƒ. ƒ. ћалашкин, на основании рисунков ћ. ћ. ѕлотникова, довоенных фотографий и аналогов, вылепили модели дл€ воссоздани€ утраченного декора дверей.
≈лагин дворец. ќвальный зал. –азрушени€ - јнсамбли –оссии - реставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века
≈лагин дворец. ќвальный зал. –азрушени€

ѕо этим модел€м ¬. ј. Ѕогданов, ё. ћ.  озлов, Ќ. ≈. Ѕазанов, Ќ. ¬. ‘адеев и другие искусные мастера вырезали гирл€нды, маски и фигуры муз, вновь зан€вшие свои места на дверных филенках. “е же мастера восстановили резные рамы зеркал на каминах. ј сами камины, облицованные черным и белым мрамором, на котором были вырезаны гермы, маски и розетки и установлены бронзовые детали, заново исполнили резчики по камню ѕ. ». —тупов, ¬. Ќ.  ондратьев, ¬. √оловкин, ј. ». ¬енедиктов.

„резвычайно трудна€ задача выпала на долю молодых реставраторов √. Ћ. ћихайловой и Ё. ѕ. ћасленникова, которым было поручено воссоздание рельефов и статуй дворца. –абота реставратора, воссоздающего погибшую скульптуру, сложна и ответственна. ≈му недостаточно одной добросовестности и профессиональных навыков.

≈лагин дворец. —толовый зал. –азрушени€
≈лагин дворец. —толовый зал. –азрушени€

„тобы передать особенности воссоздаваемых произведений, воспроизвести Ђпочеркї скульпторов, надо творчески работать, обладать глубокими знани€ми и культурой.

√. Ћ. ћихайлова и Ё. ѕ. ћасленников прин€лись за работу с большим увлечением. ќни тщательно изучали дошедшие до нас произведени€ ». ƒемут-ћалиновского и —. —. ѕименова, внимательно рассматривали довоенные фотографии, разбира€ мельчайшие детали изображени€, посто€нно консультировались с известными специалистами Ч профессорами ¬.». »нгалом и ». ¬.  рестовским. »х длительный, кропотливый труд увенчалс€ заслуженным успехом. ¬оссозданные молодыми скульпторами фигуры весталок, установленные в ¬естибюле, многофигурные рельефы и кариатиды ќвального зала, гермы в —толовой получили высокую оценку комиссии, принимавшей их работу. ¬осстановление орнаментального лепного декора в интерьерах дворца блест€ще выполнила бригада старейшего и опытнейшего мастера ј. ≈. √ромова.

Ќе меньше, чем скульпторы, потрудились и живописцы. “ак, художник-реставратор JI. ј. Ћюбимов провел огромную работу по подготовке проекта воссоздани€ росписи парадных залов. ќн исследовал уцелевшие остатки живописи дворца, изучил эскизы и рисунки ƒ. —котти и ј. ¬иги, хран€щиес€ в Ёрмитаже, Ќаучно-исследовательском музее јкадемии художеств, библиотеке Ћенинградского института инженеров железнодорожного транспорта. „тобы найти верное цветовое решение воссоздаваемой живописи и точнее воспроизвести манеру художников-монументалистов, писавших в ≈лагином дворце, пришлось выполнить множество копий с росписей ƒ. —котти, сохранившихс€ в бывшем особн€ке Ѕобринских и в здании –усского музе€.

≈лагин дворец. —толовый зал. ѕосле реставрации - јнсамбли –оссии
≈лагин дворец. —толовый зал. ѕосле реставрации

≈лагин дворец. ‘арфоровый кабинет. –азрушени€
≈лагин дворец. ‘арфоровый кабинет. –азрушени€

Ќо особенно полезным оказалось изучение и копирование росписей в здании бывшего √лавного штаба, где, помимо первоклассных произведений ƒ. —котти, имеетс€ помещение с живописью кисти ј. ¬иги, исполненной, как и в ‘арфоровом кабинете, ≈лагина дворца, масл€ными красками по искусственному мрамору. “ворчески осмыслив весь этот богатый материал, JI. ј. Ћюбимов разработал проект воссоздани€ росписей в ћалиновой гостиной, ‘арфоровом кабинете, —пальне, “уалетной, ќвальном и ÷ерковном залах и ¬естибюле.

¬оссоздание росписи парадных помещений началось в 1955 году. ќсуществл€лось оно автором проекта Ћ. ј. Ћюбимовым, возглавл€вшим группу художников, в которую входили ». ». ѕиккиев, Ё. ¬. ≈рмолин, ќ. ћ. ƒенисова, ј. ј. Ѕобылев и другие высококвалифицированные мастера. ¬осстанавлива€ живопись на стенах и потолках, реставраторы воспроизводили и прежнюю технику исполнени€. ¬ ‘арфоровом кабинете фигуры танцующих граций, шаловливых купидонов, цветочные гирл€нды и орнаменты вновь были написаны маслом и золотом по искусственному мрамору, а в остальных помещени€х реставраторы, как и раньше, сочетали композиции, выполненные клеевыми и темперными красками непосредственно по штукатурке, с клеймами, написанными на ткани.

—ложнее всего было воссоздать живопись в —толовой. ¬о врем€ ремонта, проводившегос€ во дворце в 40-х годах XIX века, роспись этого помещени€, запроектированна€  . ». –осси и исполненна€ ƒ. —котти, была уничтожена.

≈лагин дворец. јнфилада парадных помещений. ¬ид из ‘арфорового кабинета. –азрушени€
≈лагин дворец. јнфилада парадных помещений. ¬ид из ‘арфорового кабинета. –азрушени€

». ј. Ћюбимов, основыва€сь на обнаруженном им в фондах Ёрмитажа эскизе некогда существовавшей росписи ƒ. —котти и использовав в качестве аналога живопись в бывшем особн€ке Ѕобринских, воссоздал на падуге зала сцены веселого празднества в честь ¬акха.

∆ивопись √олубой гостиной воссоздавалась художниками ј. Ќ. —тупиным и ¬. √.  орбаном.  ак обычно, основными материалами дл€ ее восстановлени€ €вились довоенные фотографии, сохранившиес€ в архивах эскизы ƒ. —котти, а также аналогична€ по характеру и колориту роспись “анцевального зала в здании √лавного штаба. ј. Ќ. —тупин воспроизвел многофигурные композиции падуг, исполненные в манере Ђгризайльї, а ¬.√.  орбан Ч восемь полихромных женских фигур, обрамл€ющих центральное поле плафона.

¬ √лавном вестибюле орнаментальна€ роспись плафона и фриза была восстановлена группой художников, возглавл€вшихс€ я. ј.  азаковым.

ѕосто€нными консультантами художников, оказывавшими им большую помощь в работе, были художник-реставратор Ќ.  . ћаковска€, старший архитектор √осударственной инспекции по охране пам€тников ≈. ѕ. Ќаумова и искусствовед ј. √. –аскин.

¬ декабре 1960 года √осударственна€ комисси€ прин€ла возрожденный ≈лагин дворец. ¬скоре его двери открылись дл€ посетителей. Ёто был первый пример полного воссоздани€ уникального дворцового здани€.

≈лагин дворец. ‘арфоровый кабинет. ѕосле реставрации
≈лагин дворец. ‘арфоровый кабинет. ѕосле реставрации

≈лагин дворец. јнфилада парадных помещений. ¬ид из ‘арфорового кабинета. ѕосле реставрации
≈лагин дворец. јнфилада парадных помещений. ¬ид из ‘арфорового кабинета. ѕосле реставрации

≈сли ≈лагин дворец знаменовал собой начало творческого пути  . ». –осси, то здани€ —ената и —инода стали его последними крупными творени€ми. ¬ начале XVIII века на территории, впоследствии зан€той здани€ми —ената, располагались мастерские, сараи и мазанки, где обитали мастеровые јдмиралтейской верфи. ¬ 1720-х годах владельцем этого участка стал ј. ƒ. ћеншиков. «десь построили дл€ него каменные палаты. — 1732 года кн€жеский двор со всеми строени€ми перешел к графу ј. ». ќстерману, а в 1744 году Ч к канцлеру графу ј. ѕ. Ѕестужеву-–юмину. ¬ 1744Ч1747 годах старые палаты были перестроены в великолепный дворец. √лавный корпус его, выходивший на набережную, был богато декорирован скульптурой. —о стороны √алерной улицы здание акцентировала трехъ€русна€ башн€ с курантами. ¬ 1763 году во дворце разместились департаменты —ената, переведенные из здани€ ƒвенадцати коллегий. ѕриспособление дворца к новым функци€м проводил архитектор ј. ‘. ¬ист. „ерез п€тнадцать лет архитектор ѕ. ѕатон перестроил зал ќбщего собрани€.

¬ 1790-х годах фасадам сенатского здани€ по проекту архитектора ». ≈. —тарова придали облик, характерный дл€ классицизма.

≈лагин дворец. √олуба€ гостина€. ¬ процессе реставрации
≈лагин дворец. √олуба€ гостина€. ¬ процессе реставрации

  1820-м годам вид ѕетровской (—енатской) площади сильно изменилс€: по€вились великолепные портики √лавного јдмиралтейства ј.ƒ. «ахарова, торжественный портик  онногвардейского манежа ƒ.  варенги. ќбветшавшее здание —ената выгл€дело уже немасштабным в окружении этих построек. ¬ 1827 году инженерному департаменту поручили перестройку здани€. јрхитектор этого департамента ј. ≈. Ўтауберт не смог разработать проект, удачно решающий эту задачу. ј потому был объ€влен конкурс, в котором прин€ли участие  . ». –осси, ¬. ѕ. —тасов, —. JI. Ўустов, ¬. ј. √линка, ј. ј. ћихайлов 2-й, ѕ. ∆ако. Ћучшим комисси€ признала проект  . ». –осси. «акладка здани€ состо€лась 24 августа 1829 года. ѕоскольку  . ». –осси отказалс€ от руководства строительством из-за большой зан€тости и болезни, надзор за работами поручили ј. ≈. Ўтауберту.  орпуса старого дворца и дома  усовниковой, находившегос€ между √алерной (ныне  расной) улицей и јдмиралтейским каналом,
впоследствии засыпанным, разобрали, очистив место дл€ новых зданий, возведение и отделка, которых велись до 1836 года.

Ќесмотр€ на значительную прот€женность, здани€ —ената и —инода не выгл€д€т монотонными. ќни св€заны “риумфальной аркой с богатым скульптурным декором.

≈лагин дворец. √олуба€ гостина€. ѕосле реставрации
≈лагин дворец. √олуба€ гостина€. ѕосле реставрации
† †
¬ходы в здани€, расположенные симметрично главной оси фасада, подчеркнуты гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджи€ми. ѕо бокам лестниц предполагали разместить две группы чугунных сторожевых львов, но —инод запретил их установку, и лишь одна пара львов впоследствии украсила спуск к Ќеве на ƒворцовой набережной. «акругленный угол —ената, обращенный к Ќеве, также оформлен лоджией с восемью колоннами коринфского ордера. ¬асильевский остров в то врем€ был св€зан с центром города плашкоутным мостом, наводимым в створе Ђћедного всадникаї. Ќаправл€ющимс€ по мосту с ¬асильевского острова пешеходам раскрывалась блест€ща€ композици€  . ». –осси. —кульптурный декор фасадов создали опытные ва€тели того времени: Ќ. —. и —. —. ѕименовы, ¬. ». ƒемут-ћалиновский, Ќ. ј. “окарев, ѕ. ¬. —винцов, ». Ћеппе, Ќ. ј. ”стинов, ѕ. ѕ. —околов.

¬ работах по оформлению интерьеров —ената и —инода участвовали известные художники Ѕ. ћедичи, ‘. –ихтер, ћ. √. Ўир€ев, ј. ». —оловьев. Ћепные работы вел ‘. “оричелли. Ќаиболее парадным был «ал заседаний —ената. ≈го стены обработали искусственным мрамором, художник Ѕ. ћедичи расписал перекрытие и люнеты. ƒо нашего времени сохранилась отделка 1830-х годов в интерьерах ѕарадной и других лестниц, церкви —ената, р€да помещений департаментов.

ѕосле ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции здани€ —ената и —инода вз€ли под охрану государства как пам€тники искусства и старины. Ќаиболее ценные предметы мебели, осветительные приборы, статуи, портреты передали в музеи, а в здани€х разместили јрхив народного хоз€йства.

«дани€ —ената и —инода. ‘асад. 1981 г.
«дани€ —ената и —инода. ‘асад. 1981 г.

Ќыне здесь находитс€ ÷ентральный государственный исторический архив ———–. Ѕ 1929 и 1936 годах проводились первые реставрационные работы на фасадах, в ходе которых велась расчистка лепки и реставраци€ скульптурного убранства. ¬ 1937 году была реставрирована живопись ѕарадной и других лестниц.

¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны бывшие здани€ —ената и —инода были повреждены артиллерийскими обстрелами. “ак, 18 сент€бр€ 1941 года три снар€да попали в бывшую церковь —ената, почти полностью уничтожив роспись перекрыти€. ¬ тот же день другой снар€д отбил большую часть лепной отделки фасада —инода со стороны бульвара ѕрофсоюзов. 1 ма€ 1942 года и 18 апрел€ 1943 года в это здание оп€ть попали снар€ды, во многих местах повредившие его фасад и вызвавшие пожары.

”же летом 1944 года здесь начались первоочередные реставрационные работы: была устроена временна€ кровл€, разбитые окна Ђзашитыї фанерой, восстанавливались перекрыти€. ¬ следующем году приступили к ремонту фасадов и продолжили восстановление перекрытий.

¬ 1948 году при консультации Ќ. ¬. ѕерцева произвели консервацию сохранившихс€ фрагментов росписи в бывшей церкви —ената.

«дани€ —ената и —инода. ‘асад. ‘рагмент. ƒо реставрации. 1944 г.
«дани€ —ената и —инода. ‘асад. ‘рагмент. ƒо реставрации. 1944 г.


¬ 1951Ч1953 годах были реставрированы помещени€ ѕарадных лестниц —ената и —инода, церкви и лестницы корпуса со стороны  расной улицы и двух интерьеров —инода.

26 €нвар€ 1952 года комисси€ √»ќѕ при участии экспертов Ч архитектора  . ƒ. ’алтурина и художника Ќ.  . ћаковской Ч прин€ла реставрацию ѕарадной лестницы —ената. ѕозднее, в 1956 году, восстановили ранее сто€вшие здесь две алебастровые вазы, изготовленные в мастерской ƒ. ». »енсена в 1882 году.

¬ 1952 году полностью расчистили штукатурную поверхность фасадов и реставрировали лепной и скульптурный декор. ¬ начале этих работ обнаружили, что штукатурка находитс€ почти в аварийном состо€нии из-за многочисленных трещин на ее поверхности. ѕосле целого р€да совещаний с привлечением опытных специалистов Ќаучно-исследовательского института јкадемии коммунального хоз€йства, лабораторных исследований первоначально примененных материалов удалось определить правильную методику ведени€ работ на фасадах. ќдновременно под наблюдением эксперта √»ќѕ скульптора ». ¬.  рестовского была осуществлена реставраци€ монументальной скульптуры.

«дание √лавного штаба. ‘рагмент фасада с “риумфальной аркой. ¬ процессе реставрации. 1948 г.
«дание √лавного штаба. ‘рагмент фасада с “риумфальной аркой. ¬ процессе реставрации. 1948 г.

Ќо в здани€х-пам€тниках таких гигантских размеров реставраци€, необходима€ дл€ поддержани€ их в надлежащем пор€дке, ведетс€ почти непрерывно. “ак, в начале 1970-х годов в этих здани€х производилс€ выборочный ремонт помещений, и были заменены некоторые перекрыти€.

¬ 1976 году впервые в нынешнем столетии была проведена реставраци€ бывшего «ала заседаний —ената (второе его названиеЧЂ«ал „ернышевскогої, так как по преданию именно в нем состо€лс€ суд над великим революционным демократом и писателем). ¬ течение длительного времени зал этот использовалс€ как хранилище архивных документов: в нем было установлено несколько €русов стеллажей, что угрожало сохранности элементов его архитектурного оформлени€.

ѕосле установки лесов художники-реставраторы тщательно обследовали живопись свода, люнетов и распалубок, принадлежащую кисти художника Ѕ. ћедичи. –оспись, исполненна€ в манере Ђгризайльї, во многих местах была загр€знена, в ней образовалось большое количество трещин, в нескольких распалубках она была полностью утрачена. √руппа художников под руководством опытного реставратора ћ. ћ. Ўвабского провела большую подготовительную работу. »ми были изготовлены кальки, картоны и эталоны воссоздаваемой росписи на распалубках. ”читыва€, что роспись «ала заседаний —ената почти не подвергалась реставраци€м и поновлени€м, благодар€ чему она сохранила авторский рисунок и первоначальную колористическую гамму, художники ¬. √.  орбан и ё. ‘. Ўитов, как уже упоминалось выше, сделали копии фрагментов композиций Ѕ. ћедичи, использовав их при реставрации росписи ‘ельдмаршальского зала в «имнем дворце.

«дание √лавного штаба. ‘рагмент фасада с “риумфальной аркой. ѕосле реставрации
«дание √лавного штаба. ‘рагмент фасада с “риумфальной аркой. ѕосле реставрации

«дание √лавного штаба. “риумфальна€ арка.  олесница —лавы. ‘рагмент средней части
«дание √лавного штаба. “риумфальна€ арка.  олесница —лавы. ‘рагмент средней части

«дание √лавного штаба. “риумфальна€ арка. ¬оин, останавливающий кон€
«дание √лавного штаба. “риумфальна€ арка. ¬оин, останавливающий кон€

«дание √лавного штаба.  орпус б. ћинистерства иностранных дел. »нтерьер. ‘рагмент росписи. ƒо реставрации
«дание √лавного штаба.  орпус б. ћинистерства иностранных дел. »нтерьер. ‘рагмент росписи. ƒо реставрации


–еставраци€ декоративно-монументальной росписи «ала заседаний —ената весьма показательна относительно методики ее проведени€. ѕрежде всего, места утрат штукатурки и крупные трещины заделали новым известковым раствором. «атем укрепили красочный слой и грунт на живописи свода и распалубок, удалили загр€знени€ и копоть со всей ее поверхности. ѕосле этого произвели расколеровку, соответственно подготовив фоны на своде и распалубках, а фон вокруг живописи на двух люнетах и платиках, обрамл€ющих композицию люнетов, реставрировали. », наконец, методом Ђштопкиї восполнили выпады красочного сло€ и грунта.

¬ 1979 году художники ћ. ћ. Ўвабский и Ѕ. ј. ѕуговкин осуществили реставрацию росписи бывшей церкви —ената и примыкающего помещени€.  ропотлива€ работа по сохранению мельчайших фрагментов первоначальной живописи ведетс€ и по сей день. ¬ этой непрерывности заключаетс€ одно из специфических свойств реставрации, цель которой как можно лучше и полнее сохранить подлинные произведени€ или даже их фрагменты, чтобы иметь достоверное представление о развитии искусства.

–еставраторы Ђзалечили раныї блокадного времени и обеспечили дальнейшую сохранность монументального скульптурного убранства фасадов и декора парадных интерьеров еще одного замечательного творени€  . ». –осси Ч здани€ √лавного штаба. ѕодковообразный в плане, почти полукилометровый его фасад гигантской стеной окаймл€ет ƒворцовую площадь, придава€ ей подчеркнутую торжественность, кульминаци€ которой воплощена в “риумфальной арке, увенчанной колесницей ѕобеды. ќгромное здание, включившее в себ€ три дома, построенных еще ё. ћ. ‘ельтеном, было возведено и декорировано по проекту  . ». –осси в 1819Ч 1829 годах. ћасштаб всего строени€, насыщенность и образность скульптурного декора убедительно выражают идею воинской славы –оссии.

¬ годы войны фасады бывшего √лавного штаба были повреждены при артиллерийских обстрелах, интерьеры его частично пострадали из-за суровых условий эксплуатации, но, к счастью, в основном пам€тник уцелел и требовал лишь серьезной реставрации. ¬ 1948Ч1950-х годах провели ремонт фасадов, восполнили утраты архитектурных деталей, реставрировали скульптуру “риумфальной арки. Ѕолее сложной оказалась реставраци€ интерьеров второго этажа в корпусе бывшего ћинистерства иностранных дел, обращенном к ћойке. «десь сохранилась типична€ дл€  . ». –осси отделка Ч искусственный мрамор, лепка, роспись, наборные полы. ¬ 1949Ч 1950 и 1964Ч1969 годах в п€тнадцати парадных помещени€х мастера-реставраторы закрепили и расчистили все сохранившиес€ элементы декора: живопись, лепку, позолоту, искусственный мрамор, а также восполнили имевшиес€ утраты.

«дание ‘илармонии (б. ƒвор€нское собрание). –азборка пристроенного тамбура
«дание ‘илармонии (б. ƒвор€нское собрание). –азборка пристроенного тамбура

ќсобенно значительной €вилась реставраци€ росписей стен и перекрытий, исполненных ƒ. —котти и ј. ¬иги темперой, клеевыми красками и маслом как по штукатурке и ткани, так и по искусственному мрамору. ’удожники-реставраторы ј. Ќ. —тупин, я. ј.  азаков, ћ. ћ. Ўвабский, Ѕ. ј. ѕуговкин, ¬. ѕ. ќкорочков вернули первоначальный колорит роспис€м площадью 400 м2.

ќбширные реставрационные работы были проведены в послевоенные годы по ансамблю площади »скусств, где сосредоточены музейные и театральные здани€ Ч –усский музей, ћузей этнографии народов ———–, ћалый оперный театр, ‘илармони€, “еатр музыкальной комедии. Ќе только назначение зданий, но и само архитектурное окружение площади, центр которой в 1957 году акцентирован пам€тником ј. —. ѕушкину работы скульптора ћ.  . јникушина, полностью отвечают ее названию.

ƒоминирующим зданием в ансамбле площади »скусств €вл€етс€ бывший ћихайловский дворец (ныне √осударственный –усский музей), построенный  . ». –осси в 1819Ч1825 годах. ¬ течение последующих п€тнадцати лет по его же проектам при участии видных архитекторов ј. ѕ. Ѕрюллова, ѕ. ∆ако, ј. ј. ћихайлова 2-го были возведены здани€ остальных частей ансамбл€ Ч по периметру площади, где распланировали сквер, и по обеим сторонам ћихайловской (ныне Ѕродского) улицы.

«дание ‘илармонии (б. ƒвор€нское собрание). ќбщий вид
«дание ‘илармонии (б. ƒвор€нское собрание). ќбщий вид


јнсамбль ћихайловского дворца и площади был одним из любимых созданий  . ». –осси. ќн не переставал думать о нем в течение многих лет, о чем говорит найденный в 1981 году Ќ. Ќ. ¬есниной неизвестный проект планировки сквера на площади, где зодчий предполагал установить фонтан с фонар€ми.

¬ годы блокады вблизи ћихайловского дворца разорвалось дев€ть фугасных авиабомб; двадцать вражеских снар€дов попали в здание или разорвались у его стен. —толь мощные разрушительные силы, обрушившиес€ на замечательное творение великого архитектора, подвергли огромное здание жесточайшей проверке па прочность. ƒворец выдержал все эти удары, но требовал серьезного Ђлечени€ї. ”же в 1945 году здесь закипела работа. Ѕригада прославленного скульптора-модельщика ј. ≈. √ромова восполн€ла лепной декор, бригада позолотчиков ј. ≈. ёдина оживл€ла бликами благородного металла отделку интерьеров. ћасштаб работ характеризует лишь один показатель Ч площадь перекрытий с лепкой и позолотой составила 1500 квадратных метров. ∆ивописцы под руководством ј. Ќ. —тупина реставрировали исполненные в клеевой технике росписи ƒ. —котти, ѕ. —котти и Ѕ. ћедичи. ¬ ƒень ѕобеды Ч 9 ма€ 1946 года –усский музей прин€л первых послевоенных посетителей.

–еставрационные работы 1945 Ч1951 годов в значительной мере коснулись почти всех зданий ансамбл€. ¬ 1948Ч1949 годах на основе авторских чертежей  . ». –осси архитектор ». √.  апцюг реставрировал фасад ‘илармонии, разобрав искажавший его облик тамбур.

¬ 1947 году по проекту ј. ј.  едринского зданию школы, построенной в предвоенные годы, придали характер, соответствующий общему стилю россиевской застройка. ѕо авторским чертежам реставрировали фасады зданий на улице Ѕродского, а также частично реконструировали фасады ≈вропейской гостиницы, приблизив их к стилю россиевских зданий. ¬се это способствовало более полному вы€влению художественной ценности и €ркой выразительности одного из самых совершенных творений  . ». –осси.

”бедительным примером заботы о сохранении классического облика Ћенинграда €вилось воссоздание построенного по проекту Ћ. ». –уска портика ѕеринной линии, замыкающего перспективу улицы Ѕродского.  орпус торговых р€дов ѕеринной линии, возведенный в 1802Ч1806 годах этим архитектором, пришлось разобрать в 1962 году в св€зи со строительством станции метрополитена ЂЌевский проспектї. ќднако роль портика ѕеринной линии, композиционно соответствовавшего портику –усского музе€ и св€зывавшего √остиный двор и бывшие —еребр€ные р€ды (ныне салон изопродукции), была настолько велика, что его отсутствие создавало ощущение распада звеньев ансамбл€ Ќевского проспекта. ѕоэтому прин€ли решение восстановить портик после завершени€ работ по сооружению станции метрополитена.

≈ще до разборки портика архитектор —пециальных научно-реставрационных производственных мастерских ». Ќ. Ѕенуа произвела его обмер, а затем совместно с архитектором ≈. ѕ. —евасть€новым разработала проектные предложени€ по его воссозданию. ќкончательный технорабочий проект восстановлени€ портика исполнили в 9-й мастерской института Ћенпроект архитектор ћ. ». “олстов и инженер ћ. ¬.  оман. ƒл€ того чтобы избежать даже незначительной погрешности в пропорци€х воссоздаваемого сооружени€, его изобразили в натуральную величину на холсте, установленном на специальном каркасе, и просмотрели с различных точек.
«атем, в 1971 Ч 1972 годах, были сооружены конструкции и выполнена отделка этого строгого дорического портика с его классическим треугольным фронтоном.



ќт: ћаксименко ¬.ј.





3637 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« ƒом Ћаваль. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века - восстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда Ќарвские триумфальные ворота, –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века »