Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 19, 2017

Архитектура ренессанса (возрождения)

Исторические предпосылки.

К исходу XIII столетия развитие готического стиля пришло во Франции - на его родине - к концу. С этих пор в готическом стиле обнаружились течения, которые противоречили его сущности, расшатывали его закономерность и действовали в направлении полного разрушения тех принципов, которыми он был порожден.
 
Господство традиции, которого требовала готика, оказалось несостоятельным, когда на арену выступило новое восприятие мира и человечество устремилось к новым идеалам.
 
На первый план выступили новые реальные требования, и готический стиль, достигший некогда такого богатого рас­цвета, оказался стилем бесплодным, развалиной, неспособной к дальнейшему развитию. Так искусство XV века даже там, где готика сохраняла господствующее положение, а именно во Франции, Испании и Германии, открывает перед нами картину полного разложения.
 
Архитектура ренессанса в Англии
Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария
Архитектура ренессанса в Недерландах
Архитектура ренессанса в германских странах
Архитектура ренессанса во Франции
Архитектура ренессанса в Испании
Поздний ренессанс в архитектуре Италии
Важнейшие памятники раннего ренессанса в Италии
Высокий ренессанс в архитектуре Италии
Гражданская архитектура ренессанса в Италии
Церковная архитектура ренессанса в Италии
Архитектура ренессанса в Италии
 
Одновременно со стороны Италии взошла заря новой жизни. После долгого периода прозябания для трансальпийских, солнечных стран во второй половине XIII столетия настала эпоха расцвета, в течение которой науки и изобразительное искусство достигли блестящего развития. На итальянской почве, все еще овеянной легким дыханием языческой древности, готическая средневековая мысль могла проявиться лишь в некоторых областях, да и там только отказываясь от своих важнейших принципов. На этой почве возникло движение, опрокинувшее средневековую систему и положившее начало новой, коренным образом отличной эре.

Разыскивая движущие силы этого течения, мы встречаемся с чувством природы, проснувшимся снова у народов Запада. Это чувство, начиная с середины XIII века, становилось все сильнее и сильнее; чувство природы находилось в резком противоречии с сумрачным аскетическим мировоззрением средневековья. Всеми умами овладело небывалое раньше стремление постигнуть явления природы и их причины - настоящая жажда знания. Напротив, старая схоластика погружалась в небытие.

На развитие обстоятельств того времени сильное влияние оказывала необычайная роль индивидуализма как в области духовной и политической жизни, так и в области искусства. Выдвинулось столько могучих личностей, корифеев, как ни в какую другую эпоху истории человеческой культуры. Эти люди разорвали узкие оковы окостенелого средневекового догматизма. Их первым и важнейшим требованием, нашедшим вскоре отклик в широчайших слоях народа, была свободная деятельность в духовной и государственной жизни. Массой овладел демократический, истинно реалистический дух. Таким образом, христианская идея неизбежно теряла свое значение, и влияние церкви падало. Основное внимание в общественной жизни все з большей степени уделялось светским интересам.

В эту пору, главным образом под влиянием ученых исследований, мысль охотно обращается к классической древности, а это создало новый момент, чрезвычайно показательный для переворота в мировоззрении и очень важный для дальнейшего развития событий. В античных народах, чьи произведения носят такой радостный светский характер, видели идеал совершенного земного счастья; их письменность, их мифология, их искусство встречали все более и более горячий прием. Отсюда величайшей задачей всех художников нового времени должно было стать возрождение античности, как содержащей самое значительное и самое совершенное из всего, на что вообще способно искусство. Первыми открытыми поборниками обращения к древности были (во второй половине XIV века) Петрарка и Бокаччио - великие поэты эпохи итальянского расцвета.

Начавшаяся с этих пор новая эра искусства и науки была уже в XVI столетии названа словом «ренессанс» (от итальянского renascimento - возрождение), хотя это обозначение отнюдь не исчерпывает содержания данной эры, ибо античность является не решающим, а привходящим фактором. В действительности в новом движении мы имеем дело не с „возрождением" античности, а с переходом к новому мировоззрению. Этот совершенно новый, чуждый средневековью дух времени видел во всесторонне уравновешенной красоте и зрелости классической древности идеал гармоничного восприятия жизни, рассматривал античный язык и литературу как неисчерпаемый источник этического и интеллектуального воспитания человечества.

С большим воодушевлением художники изучали архитектурные остатки классики, более многочисленные в те времена. Среди этих остатков нашлось немного образцов, отвечавших строительным задачам нового времени, между тем зодчество прошло школу средневековья, а архитектурная система и технический процесс средневековья научили преодолевать труднейшие задачи. Античность помогала ренессансу не столько в отношении архитектурных композиций, сколько в отношении оформления фасада. Но даже и в отношении фасада круг образцов ограничивался римским театром, архитектурой триумфальных арок и сохранившимся еще в те времена «Septizonium Severi». Отсюда нельзя было заимствовать основной системы, а лишь способ оформления деталей. В архитектурной композиции ренессанс шел собственными путями. Он выступил со своим метким лозунгом „искусство жизни". Он создал архитектурный стиль, определяющий необходимые условия красоты здания и его расчленений, условия, ставшие идеальным структурным законом огромной ценности. Свои архитектурные композиции, вскормленные новым духом времени, ренессанс облекал в отдельные античные формы; последним и исчерпывается значение и участие классической архитектуры в развитии ренессанса.

В ту эпоху, которую главным образом изучали мастера ренессанса (по памятникам александрийской эры и римского искусства) архитектурные элементы античности сами утратили чистоту, которая была свойственна им во времена расцвета: они стали растяжимыми и податливыми и значительно лучше подходили для ренессансной архитектуры, чем строгие формы греческой трактовки. Но мастера ренессанса не впали в слепое подражание классическим формам зодчества, по крайней мере, в эпоху раннего и высокого ренессанса. Они восприняли его элементы, изощрили на них свое собственное чувство стиля и дали затем в своих произведениях новое толкование античных форм.

Широчайшей ареной для свободного развития художественных индивидуальностей послужила на исходе средневековья Италия. Здесь ренессанс кажется непосредственным выражением народного гения в формах античности; здесь он достиг того художественного подъема, который определил универсальное значение эпохи возрождения для всей архитектуры позднейшего времени.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.





От: no,  1245 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« История архитектуры, 2 часть. К. О. Гартман Архитектура ренессанса в Италии »