|
Опубликовано: Апрель 11, 2017Важнейшие памятники раннего ренессанса в ИталииТоскана и Средняя ИталияГрандиозный ряд архитектурных памятников итальянского ренесанса открывается во Флоренции произведениями первого великого мастера и основоположника ренессанса — гениального Филиппо Брунеллески (1377—1446). Самым ранним историческим делом Брунеллески была постройка купола Флорентийского собора, уже базилику с рядами капелл по продольным сторонам, плоским потолком в среднем нефе (рис. 22) и низким куполом без тамбура. Во второй, более оригинальной церковной постройке, с. Спирито (нач. 1436 г.) — тоже крестовой колонной базилике — обнаруживается существенный прогресс той системы, которую мастер развивал в с. Лоренцо. План построен в форме латинского креста, состоящего из двух прямоугольников равной ширины. Рис. 22. Интерьер церкви с. Лоренцо, Флоренция.
Рис. 23. План церкви с. Спирито, Флоренция.
Рис. 24. Интерьер церкви с. Спирито, Флоренция Среди последователей Брунеллески следует назвать, прежде всего, флорентинца Микелоццо ди Бартоломео (1396— 1472). Сначала Микелоццо занимался бронзовой формовкой, затем каменной скульптурой и, наконец (с 1435 г.), стал придворным архитектором дома Медичи во Флоренции. Ему обязаны своим возникновением красивый ход сакристии и капелла Медичи в соборе с. Крочево Флоренции — произведения переходного характера — и новое здание монастыря с. Марко (1437 — 1443) с великолепным кружным ходом и грандиозным трехкораблевым залом библиотеки. Большого значения достигло дворцовое зодчество этого мастера. Ему принадлежит палаццо Риккарди во Флоренции, построенный, вероятно, в тридцатых годах для семьи Медичи (рис. 2). Прекрасный колонный двор этого дворца со сложными капителями является прототипом для бесчисленных дворцовых дворов XV века. Учеником и последователем Микелоццо был Джулиано да Майяно (1432 —1490). Подобно Микелоццо, он был соборным архитектором во Флоренции. В церковном зодчестве он занимался главным образом перестройками и пристройками,- соорудил палаццо Спанокки в Сиенне — утонченное повторение палаццо Риккарди во Флоренции, строил также, как мы увидим позже, и в Неаполе. Самостоятельное место занимает ученый и многосторонний человек - Леон Баттиста Альберти (1404 - 1472), один из самых плодовитых пионеров ренессанса, автор трудов по архитектуре, скульптуре и живописи. Не подлежит сомнению, что Альберти стоял к античности ближе, чем его современники. Однако он всегда требовал самостоятельного, т. е. творческого отношения к античным образцам. В 1446 г. он начал первое церковное здание — перестройку с. Франческо в Римини; нижний этаж частично выполненного фасада церкви построен по образцу арки Августа в Римини. В том же году Альберти начал палаццо Ручеллаи во Флоренции, поручив выполнение этой работы Бернардо Росселино (по новейшим исследованиям этот дворец целиком принадлежит Росселино). В этом здании Альберти сделал шаг, имевший решающее значение для всего дальнейшего развития ренессанса: он отодвинул рустику на второй план и расчленил фасады пилястрами, расположенными друг над другом по римскому образцу (рис. 7) В основу плана церкви с. Себастьяно в Мантуе, начатой в 1459 г. и теперь переделанной, Альберти впервые положил чисто греческий крест. В церкви с. Андреа, там же, он создал образцовое однонефное здание с боковыми капеллами, кассетированным цилиндрическим сводом (рис. 25) и фронтонным входным залом, занимающим всю высоту и ширину внутреннего пространства. В этой церкви (рис. 17) мы снова видим классическую систему лицевого фасада храма. Для готического здания с. Мариа Новелла он набросал проект фасада с инкрустациями и уже указанными выше, волютами. Ему ли принадлежит проект палаццо делла Канчеллериа в Риме, в точности не установлено.
Рис. 25. Интерьер церкви с. Андреа в Мантуе. Ученик Альберти, Бернардо Росселино (1409 — 1464), работал во Флоренции главным образом как скульптор по камню. В 1460 — 1463 гг. он сделал, будучи на службе папы Пия II в Пьенце, фасад собора и палаццо Пикколомини; фасад палаццо Пикколомини во всем повторяет систему флорентийского палаццо Ручеллаи. Из остальных мастеров флорентийского раннего ренессанса выдающееся местозанимает Джулиано да Сангалло. Он был соборным архитектором Флоренции, а под конец даже главным архитектором собора Петра в Риме. Свою маленькую церковь Мадонны делла Карчери в Прато он построил в годы 1485 - 1491, как центральное здание со средним куполом и четырьмя концами креста, перекрытыми цилиндрическими сводами (рис. 26). В этой церкви налицо простые, благородные пропорции и чрезвычайно счастливое разрешение общего архитектурного впечатления; ей часто подражали в кладбищенских капеллах нового времени. Красивую восьмиугольную сакристию Церкви с. Спирито во Флоренции (1488 — 1492) Джулиано да Сангалло разработал тоже, как здание центральной системы. Из дворцовых зданий да Сангалло значительнее всего палаццо Гонди (1490 — 1498), благодаря своему (великолепному колонному двору с живописно вделанной лестницей (рис. 27). Мастер изготовил модель начатого в 1489 г. грандиозного палаццо Строцци (рис. 28).
Рис. 26. Церковь Мадонны делла Карчели в Прато (план и разрез).
Рис. 27. Двор палаццо Гонди, Флоренция.
Рис. 28. Система фасада палаццо Строцци, Флоренция. Однако его участие в постройке этого дворца не установлено. В качестве главного архитектора палаццо Строцци называют чаще всего Бенедетто Адамайяно (1442-1498), который создал, кроме того, прелестный портик церкви с. Мара делле Грацие близ Ареццо. Из всех облицованных рустикой дворцов Италии палаццо Строцци производит самое сильное впечатление. Выразительный главный карниз был выведен в 1500 г. архитектором Симоне иль Кронака (1457 — 1508), он представляет собою увеличенную копию одного римского карниза. Кронака принадлежит, кроме того, двор палаццо Строцци, далее — благородный палаццо Гваданьи, в котором верхний этаж образует открытую лоджию, идущую ( вдоль всего фасада под сильно выступающим навесом крыши, и сан Франческо аль Монте перед Порта сан Миниато — прекрасная в своей простоте церковь нищенствующего ордена, с открытыми стропилами; ею восхищался сам Микель-Анджело. В своем шедевре — центральном здании церкви Мадонны ди с. Биаго близ Монтепульчиано (1518 - 1537) — Антонио да Сангалло (старший брат вышеназванного Джулиано) стоит уже на ступени высокого ренессанса (рис. 29). Три вышеназванных мастера являются последними представителями флорентийского раннего ренессанса; в их творениях можно видеть переход к высокому ренессансу.
Рис. 29. Церковь Мадонны ди с. Биаго, Монтепульчиано. Особенно сильное влияние флорентийского искусства обнаруживалось в расположенной, по соседству Сиенне. Здесь ранний ренессанс шел теми же путями развития. Его могучим основоположником в Сиенне был Лучиано да Лаурана (ум. в 1479 г.) — творец палаццо Префеттицио в Пезаро (нач. в 1465 г.), в котором впервые встречаются оконные наличники из пилястр с антаблементом, и знаменитого герцогского дворца в Урбино (нач. в 1466 г.) с колонным двором, выдержанным в исключительно благородных формах. Лаурана отказался от рустики в пользу чисто архитектурного расчленения. Язык классического искусства он воспринял и выразил в своих произведениях яснее всех своих современников. В Верхней Италии традиции готики были значительно сильнее, чем в Тоскане и Средней Италии. Еще в конце XV века (1487) в Милан приглашались северные архитекторы в качестве советников при мастерах, продолжавших постройку собора. Но, несмотря на это, освежающее влияние новых идей заметно во всей художественной жизни Ломбардии. Достойно внимания то обстоятельство, что здесь, вследствие того, что романское искусство пустило особенно глубокие корни в народной культуре, некоторые мастера пришли к ренессансу через возвращение к художественным формам раннего средневековья. Снова появляются романские колонные галереи с характерными угловыми листками на базах колонн, хотя капители относятся уже к новому миру форм. Итак, переход от средневековья к ренессансу протекает в Верхней Италии в русле стиля — смеси из классических и готических мотивов с романскими отзвуками; стиль этот отличается живописностью и пленительной разработкой деталей. Смешанный стиль господствует вплоть до конца XV века. В течение всей первой половины XV века в нем перевешивает готический характер; затем лейтмотив ренессанса выступает все сильнее и, наконец, к исходу столетия достигает полной ясности и чистоты. Итак, переход от средневековья к ренессансу протекает в Верхней Италии в русле стиля — смеси из классических и готических мотивов с романскими отзвуками; стиль этот отличается живописностью и пленительной разработкой деталей. Смешанный стиль господствует вплоть до конца XV века. В течение всей первой половины XV века в нем перевешивает готический характер; затем лейтмотив ренессанса выступает все сильнее и, наконец, к исходу столетия достигает полной ясности и чистоты. Первые значительные произведения ренессанса в Милане восходят к флорентинцу Антонио Аверлино, названному Филарете (1410 — 1469). Его пригласил для постройки замка (1451) герцог Франческо Сфорца. Построенные Филарете части этого замка не сохранились. Однако о деятельности Филарете свидетельствует его шедевр — Большой госпиталь (Оспедале Маджоре); правда, Филарете принадлежит лишь часть этого здания. Филарете — вдохновенный приверженец классицизма и решительный враг готики 1. — пошел, уступая ломбардскому вкусу, на компромисс с ней, употребив в окнах стрельчатый архивольт, отделанный, впрочем, прелестнейшим ренессансным орнаментом. 1. В 1460 г. Филарете сказал о готике: „Проклятие изобретателю этой пачкотни». Я думаю, только варварский народ мог занести ее в Италию. В это же время наружная архитектура церкви Чертоза близ Павии получила ренессансное оформление; правда, здесь много отголосков романского искусства. Великолепный кружной ход с колонками из мрамора на аттических базах, угловым листком, с архивольтами и карнизами из терракоты относится к лучшим произведениям ломбардского, раннего ренессанса. Знаменитый мраморный фасад церкви представляет собой жемчужину редчайшего рода, в его сооружении был занят ряд крупнейших ваятелей под руководством (начиная с 1475 г.) Джованни Антонио Омадео (или Амадео). Фасад со своим расточительным обилием статуй, рельефов и мелкой прикладной пластики всякого рода кажется колоссальной мраморной стенной картиной. Фасад собора в Комо был построен (146 — 1486) в ломбардском, смешанном стиле, нивелирующем готику и ренессанс; позднее продольные стены старого готического здания были отделаны снаружи братьями Томазо и Джакопо Родари в чистых формах раннего ренессанса (здания хора, трансепта и купола начаты в 1513 г. и стоят уже на последней ступени перехода к высокому ренессансу). К концу XV столетия в Верхней Италии подготовлялся могучий переворот, наступивший с началом деятельности великого мастера первейшего ранга Донато д’Анджело, прозванного Браманте (1444 —1514), родом из деревни близ Урбино, ученика названного уже Лаурано из Урбино. Браманте был одним из тех могучих, разносторонних мастеров ренессанса, чьи замыслы отличались величием; он был одарен обобщающим восприятием целого и необычайно верным чувством пространственного впечатления, чувством гармонии архитектурных масс с их членениями и благородных прекрасных пропорций. Лишь начало его самостоятельного творчества и развития (до 1499 г.) протекало в Милане. Деятельность Браманте начинается в Милане, по - видимому, в 1470 г. Первое его произведение — нынешний трансепт церкви с. Мариа Прессо с. Сатиро, построенной на весьма ограниченной площади; Браманте перекрыл трансепт средним куполом и двумя низкими цилиндрическими сводами; затем ему принадлежат характерный для его творчества фасад хора той же церкви и очаровательная сакристия, разработанная в виде чисто центрального здания (рис. 10). В промежуток 1492 — 1499 гг. Браманте соорудил в Милане хор, трансепт и купол церкви с. Мариа делле Грациа и аркады церкви с. Амброджо. Проекты, а отчасти и постройка ряда церковных зданий за пределами Милана тоже восходят к Браманте. В них преимущество всегда отдается центральному типу зданий перед типом базилики. Мы еще встретимся с Браманте позднее в Риме, где он станет подлинным основоположником римского, высокого ренессанса. Однако уже во времена миланской деятельности влияние Браманте было настолько сильным, что можно говорить об особом стиле верхне - итальянского искусства конца XV столетия («stile bramantesco»). Наряду с Миланом важным центром верхне – итальянской, художественной жизни была Болонья, великолепный и влиятельный город ученых. Еще в течение всего XV века Болонья находилась под сильным влиянием готических традиций. Даже на исходе века (около 1480 г.) одно новое здание (с. Аннунциата) было построено в строго готическом стиле. В церковной архитектуре ранний ренессанс Болоньи занят главным образом пристройками и перестройкой старых церквей. Тем значительнее архитектура дворцов. Мы уже указывали на открытые аркады по обеим cторонам улиц: они придают городу необычайно приветливый вид. Так же как и в Милане, архитектура из естественного камня заменяется здесь нередко кирпичной архитектурой, элегантной и нарядной. Самый ранний тип многочисленных ренессансных дворцов Болоньи представлен дворцом Изолани (с 1453 г.); в нем по бокам стрельчатых окон главного этажа поставлены канелированные пилястры. Явно ренессансные формы обнаруживают палаццо Фава (1483) и палаццо Бевилаква (нач. в 1481 г.). В последнем, как исключение, отсутствуют аркады; весь фасад сделан из естественного камня, а именно рустикой, с тщательной отделкой отдельных камней в алмазные квадры. Окна обрамлены богато украшенными пилястрами. Дворы этих двух дворцов должны быть причислены к прекраснейшим перистильным дворам. К тому же кругу форм относится палаццо Фантуцци (1517—1532) (рис. 30).
Рис. 30. Палаццо Фантуцци, Болонья.
Рис. 31. Палаццо Вендрамин Калерги в Венеции. Рис. 32. Интерьер церкви с. Мариа де Мираколи, Брешия. 1. Фра Джиокондо был, может быть, одним из величайших архитекторов своего времени наряду с Браманте. Он первым переиздал 5 книг Витрувия. Рим и Нижняя Италия находились в XV веке под влиянием тосканского и верхне-итальянского искусства. Большинство пап держало себя благожелательно по отношению к гуманизму и призывало ко двору иногородних художников. Среди последних, мы находим ученого Альберти, правда, больше в роли вдохновителя, чем строящего архитектора. Затем — его ученика и соратника Бернардо Росселино и, наконец, Джулианода Сангалло. В середине XV века в Риме возникают первые архитектурные произведения нового стиля. Расцвет римского раннего ренессанса падает на время восторженного покровителя искусств папы Сикста IV (1471 — 1484). Его главным архитектором является Джакомо Пьетрасанта (ум. в 1495 г). Джакомо принадлежат большая часть Ватикана (папского дворца) и церковь с. Агостино (1479 — 1483) в Риме; кроме того, он руководил отделкой и восстановлением многочисленных зданий столицы. По всей вероятности, ему следует приписать и палаццо ди Венециа (нач. в 1451 г.) с очень непритязательным фасадом, но прекрасным двором; двор замечателен тем, что в его галереях вместо колонн применены четырехугольные столбы с накладными полуколоннами по образцу Колизея. При Иннокентии VIII (1484— 1492) совершился переход к римскому высокому ренессансу. К этому времени (с 1486 г.), если не к более раннему времени, восходит главное архитектурное произведение итальянского ренессанса — палаццо Канчеллериа в Риме. Прекрасное здание Канчеллерии приписывали прежде Браманте, который, однако, прибыл в Рим впервые в 1499 г., а Канчеллериа была закончена в основном уже в 1496 г. Новейшие исследователи склонны приписывать проект великому Альберти. И в самом деле, здание представляет собою вершину развития флорентийского стиля, начало которому было положено в палаццо Ручеллаи, вершину, соприкасающуюся уже с высоким ренессансом. Нижний этаж фасада отделан рустикой, мы видим в нем полуциркульные окна; в обоих верхних этажах — коринфские пилястры с соответствующими карнизами и окна с горизонтальными сандриками. Профили выступающих элементов сдержаны, членения продиктованы тонким чувством стиля. Двор, со своими открытыми аркадами, высотою в два этажа, представляет собою последний, величественный колонный двор Рима. В Неаполь ренессанс проник в средине XV века, главным образом благодаря деятельности флорентинских и верхне - итальянских мастеров. Джулиано да Майано соорудил (с 1485 г.) благородную Порта Капуана — арку с пилястрами, высоким фризом и аттиком между двумя статными башнями; он принимал участие, далее, в постройке Кастелло Нуово. Пьетро ди Мартино из Милана сделал между 1455 и 1457 гг. парадный зал этого замка; отдельные архитектурные оформления зала являются уже чистым выражением древнеримских форм; кроме того, он построил прославленную за свои богатые скульптурные украшения триумфальную арку короля Альфонса I близ Кастелло Нуово и окончил между 1461 и 1470 гг. большие ворота. К великолепнейшим произведениям итальянского ренессанса относится отделка крипты собора, выполненная комасками, т. е. скульпторами из Комо. Это здание представляет собой трехкораблевую подземную церковь и отличается богатой орнаментальной отделкой. От зданий Джулиано да Сангалло в Неаполе уцелели лишь незначительные остатки. Дворцы, монастырские дворы, пристройки и перестройки второй половины XV века находятся главным образом под флорентинским влиянием. Сицилия еще оставалась верной готическому стилю в течение всего XV века, если не говорить о немногих исключениях, связанных с именами приезжих мастеров, а в XVI веке, подобно всей Нижней Италии, она не создала значительных произведений архитектуры.
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть. ещё:
От: no,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)