Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Апрель 11, 2017

Гражданская архитектура ренессанса в Италии

В эпоху раннего и высокого ренессанса большие итальянские дворцы обнаруживали еще заботу деспотов о своей личной безопасности; это было связано, с необходимостью преодолевать часто очень упорный натиск разбойников, заговорщиков, целых городов и влиятельных фамилий. Хотя магнаты и оформляют свои жилища, как дворцы, однако, в остальном, они сообщают им характер крепостей, окружают их рвами и стенами, ставят по углам обороноспособные башни и выбирают, конечно, защищенный по природным условиям участок. Лишь в эпоху позднего ренессанса отказались от подобных мер предосторожности. Благодаря разнообразию архитектурных задач разнообразны и планы, однако общее расположение зданий с самого начала носит правильную замкнутую геометрическую форму (прямоугольную или многоугольную) с одним или несколькими внутренними дворами, что свидетельствует о непрерывно растущем стремлении к целесообразности и удобству.

В эпоху раннего и высокого ренессанса большие итальянские дворцы обнаруживали еще заботу деспотов о своей личной безопасности; это было связано с необходимостью преодолевать часто очень упорный натиск разбойников, заговорщиков, целых городов и влиятельных фамилий. Хотя магнаты и оформляют свои жилища, как дворцы, однако, в остальном, они сообщают им характер крепостей, окружают их рвами и стенами, ставят по углам обороноспособные башни и выбирают, конечно, защищенный по природным условиям участок. Лишь в эпоху позднего ренессанса отказались от подобных мер предосторожности. Благодаря разнообразию архитектурных задач разнообразны и планы, однако общее расположение зданий с самого начала носит правильную замкнутую геометрическую форму (прямоугольную или многоугольную) с одним или несколькими внутренними дворами, что свидетельствует о непрерывно растущем стремлении к целесообразности и удобству.

Дворцы знати отличались уже в готическую эпоху правильным расположением, в ренессансе они разработаны далее в направлении жизненных удобств и для представительства. В отдельных областях сложились свои особенности. Самым ранним типом является флорентинско - сиенекий. Он приобрел, благодаря преимуществам своего плана, руководящее значение для всей Италии. В плане дворца отдельные помещения, а именно всякого рода залы, среди них обе­денные залы для различных времен года, домашние церкви и т. п. группируются подобно тому, как это было в античных домах, вокруг открытого двора, окруженного колонными галереями. Из двора можно войти в покои нижнего этажа. В верхних этажах над галереями помещаются закрытые коридоры, двери из них ведут в отдельные залы. На расположение лестниц и оформление фасада мы уже указывали.

Тосканскому образцу следуют в Урбино, Ферраре, Романьи, а также в Болонье; впрочем, в Болонье имеется особенность: фасады выходящих на улицу нижних этажей заменяются продольными аркадами галерей.

Римские дворцы заимствуют у тосканских план, однако в оформлении фасада обнаруживается тенденция к четко архитекто¬нической разработке, в том виде, как это лучше всего показы¬вает палаццо Фарнезе (рис. 4, 34 и 35). Главный акцент лежит на величественном воздействии дворов, где перистили или открытые галерей на столбах часто идут в несколько этажей. Поздний ренес¬санс вводит на фасадах — в Риме, Виченце, Генуе, Милане — «боль¬шой ордер», т. е. группы колонн или пилястр, идущие через все этажи от цоколя до главного карниза (рис. 19 и 43). Таким образом, в импо¬зантных фасадах Микель-Анджело и Палладио поздний ренессанс вос¬производит псевдопериптер поздней античности.

В венецианских дворцах сказывается сильное влияние средневекового искусства. План здания следует готической схеме. Главное внимание мастеров лагунного города направлено, как и прежде, на декоративную сторону. Последняя, воспроизводит в эпоху раннего ренессанса главным образом готические формы, а позднее — великолепную, радостную колонную архитектуру.

В атмосфере всеобщей любви к природе и склонности к деревенскому отдыху важное место заняло с первых шагов ренессанса строительство вилл. Различали помещичий дом, предназначенный для более длительного пребывания, и «Villa suburbana»— загородный дом для мимолетных наездов или кратковременного пребывания. План виллы по большей части симметричный. Отдельные помещения группируются вокруг среднего прямоугольного или круглого зала. Так как подобные деревенские здания не должны были строиться в высоту, они по большей части ограничивались одним этажом; помещение для прислуги отводилось в подвальном этаже или (в позднем ренессансе) в верхнем скрытом полуэтаже (Mezzanin). Последний, все чаще применяется в эпоху теоретиков в качестве промежуточного этажа. Располагалась «Villa suburbana» часто на отлогом склоне; она формлялась привлекательно и радостно.

Гражданская архитектура ренессанса в Италии


Рис.20. Вилла Ротонда близ Виченцы.

Большое значение в высоком и позднем ренессансе приобретают связанные с виллами сады и парки. Непосредственно связан со зданием виллы парадный сад, украшенный террасами, балюстрадами, лестницами, фонтанами, каскадами и всякого рода скульптурами; вход в него лежит через парадные ворота с живописным видом на отдаленные горы, города и деревни.

В итальянских садах, в противоположность английским, предпочитающим свободный рост природы, господствуют архитектурные линии; это — стилизованные сады, подчиненные архитектуре.

Городские, жилые дома сохраняли, так же как и дворцы, античный план: помещения группировались вокруг двора с несколькими или в крайнем случае с одной галереей. Жилье располагалось в верхнем этаже; нижний этаж использовался под лавки, конюшни, каретные сараи и т. п. Для чиновников, художников и ученых строились доходные дома с простым, а иногда и богатым убранством.

В строительстве городов предпочитали прямолинейное расположение улиц, вопреки указанию Альбертина преимущество кривых улиц. (1).

1. Он говорил, что город казался бы больше, дома открывались бы взорам в меняющихся аспектах, ни одна улица не лишалась бы в таком случае тени, ветер встречал бы преграду и облегчалась бы защита от врагов.

Площади и улицы в главных частях города были мощеными, церкви и общественные здания окружались возвышенными папертями.

Первое место среди общественных зданий занимают ратуши (называемые в Италии по большей части Palazzo Comunale, Munizipio,
del Consiglio, della ragione и т. п.). В раннем ренессансе они напоминают еще замки с оборонительными ходами или зубьями; позднее — это дворцы с правильным распределением окон, широкими входными портиками (рис. 21),монументальными лестницами, большими залами собраний и заседаний, широкими коридорами — входами в залы, маленькими канцеляриями и домашними церквами.
Гражданская архитектура ренессанса в Италии


Рис. 21. Оспендале дель Чеппо, Пистойя.

Университеты — высшие школы, в которых преподавались главным образом правоведение и медицина, — играли в эпоху ренессанса важную роль. В раннем и высоком ренессансе сохранялась их традиционная композиция по типу монастырского, кружного хода; с одной стороны, она отвечала античному расположению, с другой стороны, допускала целесообразную группировку аудиторий и конвиктов вокруг спокойного, замкнутого со всех сторон двора. Позднее эти школьные строения превратились в великолепные здания большого стиля с прекрасными перистильными дворами и лестницами.

В тесной связи с ними находились библиотеки — вытянутые в длину одноэтажные или многоэтажные здания, с удачным освещением и богатой отделкой; в них располагались по стенам шкафы или ящики для хранения книг, пюпитры и столы для чтения и письма. Библиотеки сооружались не только как учреждения общегосударственного значения; почти каждый большой город имел свою собственную библиотеку.

Особая заслуга ренессанса заключается в заботе о больных и бедных — в учреждении госпиталей. Это нередко большие монументальные здания с открытыми портиками, просторными светлыми коридорами, большими палатами для больных и дополнительными помещениями для врачей и технического персонала. Здания располагаются вокруг солнечных внутренних дворов. Они отличаются тонким учетом специфических потребностей и гигиенических условий такого рода зданий.

Торговым целям служили крытые рынки: галереи, открытые наружу с двух, трех или даже со всех сторон. Для особо торжественных общественных собраний, советов отдельных корпораций, и даже отдельных фамилий, сооружались лоджии — сводчатые галереи с арками, вроде тех, какие встречались иногда в средневековье.

Общественные колодцы приобрели в эпоху ренессанса, в качестве украшения общественных площадей, значение, аналогичное тому, которое они имели некогда в римском государстве. Это здания свободного стиля с преобладанием фигурных композиций, частью куски нарядной архитектуры, оформленные в античные, триумфальные арки с богатыми скульптурными украшениями. Кроме того, сооружалось большое количество памятников с тщательно уравновешенной архитектурой постамента — ярких свидетельств могучего культа личности и славы.

Даже древние египетские обелиски стали вновь пользоваться по­четом; их приобретали, главным образом, римские папы, устанавливавшие их на больших площадях.

Напротив, здания театров не занимали того почетного места, какое они имели в древности. Театры строились по большей части из дерева по плану греческого театра с неглубокой сценой. В них иногда встречается перспективная декорация — городской пейзаж с написанным задним планом.

К общественным зданиям относятся, кроме того, крепостные здания, получившие в эпоху ренессанса совершенно новое оформление. С введением тяжелой артиллерии высокие башни потеряли свое прежнее значение. Их место заняли низкие, широкие ворота, получившие благодаря облицовке рустикой и архитектуре пилястр и колонн скорее приветливый, чем неприступный внешний вид (рис. 36). Средне­вековые зубцы потеряли смысл. Употребительными художественными выразительными средствами, применявшимися для крепостных зданий, были следующие приемы украшения стен и бастионов: могучие карнизы, часто покоящиеся на консолях, и квадровая кладка рустикой по углам (а отчасти и в поле стены). Наконец, нам остается назвать мосты, которые также относятся к прекрасным сооружениям, благодаря ренессансным пропорциям и подражанию античности.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.
 

ещё:

 

 





От: no,  720 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Церковная архитектура ренессанса в Италии Важнейшие памятники раннего ренессанса в Италии »