Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Апрель 11, 2017

Высокий ренессанс в архитектуре Италии

С началом чинквеченто наступил расцвет ренессанса. В кватроченто обострились вкус к существенному в архитектурном оформлении и понимание закономерного равновесия частей здания, как организма. Впечатление от архитектуры не должно нарушаться лишними украшениями. Столь излюбленным в кватроченто орнаментальным придаткам ставятся определенные пределы. Центр тяжести переносится на правильное распределение архитектурных масс, на гармоничные соотношения между этажами и на красивое взаимодействие архитектурных форм. Ордера колонн строже и следуют античным принципам; во всем членении колонн, пилястр, карнизов, окон и пр. соблюдаются более сильный рельеф, тщательно продуманный профиль и острый рисунок. Так как применение колонны ограничено, она постепенно теряет значение свободной опоры, уступая место столбу, богато расчлененному накладными колоннами и пилястрами, так как столб допускает любую структуру в зависимости от своей функции. Отныне обширные и высокие здания зал и церквей с куполами и сводами, просторные дома граждан — ибо и сюда проникла потребность в просторе — достигают максимума в отношении красоты пространства и соразмерности архитектурных частей. Великие мастера владеют пространством и материалом с несравненной творческой мощью, так же совершенно, как они владели и другими пространственными искусствами.

Рим и Средняя Италия

Главная арена высокого ренессанса — Рим. Кажется, что в архитектуре и изобразительных искусствах вечного города занимается заря новой эры, — отблеск древнего императорского Рима. Роль руководителя принял на себя великий уроженец Урбино — Браманте. Он начал свою историческую деятельность в 1499 г. постройкой в монастырском дворе с. Пьетро в Монторио маленького купольного здания; в основе этого здания лежит форма храма Весты в Тиволи, у него — дорическая, увенчанная балюстрадой нижняя часть и отодвинутый уступом внутрь верхний этаж с куполом. В целом это благородное произведение производит исключительно сильное перспективное впечатление. Затем Браманте приступил к перестройке и новым частям Ватиканского дворца, состоявшего к этому времени из отдельных разрозненных зданий. Особый интерес представляет в нем кортиле (двор) ди с. Дамазо с прославленными лоджиями, расписанными Рафаэлем; архитектура самого верхнего из четырех этажей принадлежит Рафаэлю.

В 1505 г. Браманте получил от папы Юлия II грандиознейший заказ, какого не получал ни один архитектор до него: надо было построить новое здание на месте старой базилики Петра. В постройке церкви Петра участвовали самые знаменитые архитекторы высокого и позднего ренессанса.

В архитектурной истории собора Петра (ср. рис. 33) выступают следующие имена руководителей постройки. Уже при папе Николае V в 1452— 1454 гг Бернардо Росселино начал новое здание, постройка которого продолжалась при Павле II (1470 — 1472), однако затем была приостановлена. В апреле 1506 г. начинается строительная деятельность Браманте. Он дал новый план, положив в его основу форму греческого равноконечного креста с куполом, использовал для постройки часть уже имевшегося фундамента и вывел столбы купольного помещения с соответствующими перекрытиями, равно как и часть южного конца креста. Под руководством Браманте с самого начала проектировки (с ИЮНЯ 1505 г.) работали Перуцци и Антонио да Сангалло младшй. После смерти Браманте (11 марта 1514 г.) руководство постройкой приняли на себя — на короткое время — Фра Джиокондо и Джулиано да Сангалло. Затем (с 1 августа 1514 г.) руководство перешло к Рафаэлю, который оставался главой постройки до самой смерти (1520) и продолжал строить в духе Браманте. На время 1520 — 1534 гг. всякая строительная деятельность прекратилась. Павел III снова энергично взялся за постройку и поручил руководство Антонио да Сангалло- младшему. Этот последний отказался от пьедесталов для внутренних столбов, повысил на 3,20 метра пол и создал таким образом ватиканские гроты. Модель да Сангалло до сих пор выставлена в соборе. Незадолго до смерти (3 августа 1546 г.) он перекрыл сводами южный и восточный концы креста. В качестве помощника Антонио работал Бальдассаре Перуцци. За год до смерти Антонио Бальдассаре тоже был назначен руководителем постройки (с января 1546 г.). С 1 января 1547 г. продолжение постройки было в руках 72-летнего Микель - Анджело. Он следовал в основных чертах плану Браманте, однако ввел в него некоторые упрощения и предполагал добавить портик с открытой колоннадой. Главное внимание он уделил куполу, в структуре которого он вышел за пределы проекта Браманте. Ко времени смерти Микель-Анджело (18 февраля 1564 г.) был выведен лишь тамбур. Преемником Микель-Анджело был Виньола, которому принадлежат предусмотренные уже Микель-Анджело маленькие дополнительные купола. После Виньолы руководство (1573) перешло к Джиакомо делла Порта (до 1604 г.). Этот последний осуществил (1588 — 1590) грандиозный микельанлжелевский проект купола. Но импозантное общее впечатление гармоничной замкнутости здания центрального типа сохранилось лишь на короткое время. Духовенство требовало удлинения греческого креста до формы латинского; это больше отвечало многовековой традиции западного, церковного зодчества и в частности было желательно потому, что место, раньше занятое частью древней базилики Константина, не было застроено, и таким образом ее священная почва профанировалась светскими делами. По приказу папы Павла V Карло Мадерна — главный архитектор собора с 1604 г.— был вынужден вместе с Джованни Фонтана пристроить нынешнее продольное помещение (нач. в 1607 г.) с портиком. В 1626 г. состоялось освящение храма. С 1629 г. в постройке принимал участие Лоренцо Бернини. Он руководил завершением внутренней архитектуры собора и задумал возведение двух колоколен по обеим сторонам фасада; к счастью, однако, должен был отказаться от этого плана и снести (1647) уже начатую в 1638 г. колокольню. В остальном, однако, его заслугой следует считать то улучшение общего впечатления, которое достигнуто постройкой эллиптической двойной колоннады (1655 — 1667); этой колоннадой Бернини отчасти исправил ошибку Мадерна.
 
Высокий ренессанс


Рис. 33. Развитие плана собора Петра, Рим.

Проект Браманте обнаруживает совершенно симметричную центральную композицию с четырьмя конусами креста, заканчивающимися полукружиями по ломбардскому образцу, с мощным главным куполом, четырьмя малыми купольными помещениями, лежащими в четырех внутренних углах, образуемых крестом; в наружной архитектуре мы видим четыре башни по углам; четыре апсиды, выступающие из сторон четыреугольника в виде концов креста, были задуманы как входные залы. В своем проекте Браманте набросал пространство, совершенное по гармонии и ни с чем не сравнимое по грандиозности впечатления; ему нет равного среди зданий древности. Со времени Браманте греческий крест стал считаться наиболее совершенной формой христианского храма. Построив столбы для купола, своды, арки и паруса и частично осуществив верхнюю часть здания над южным концом креста и один из дополнительных куполов, Браманте установил пропорции внутренней архитектуры собора. Своей высокой красотой собор обязан, таким образом, в первую очередь Браманте. И со стороны архитектурного оформления законы искусства осуществились в творчестве Браманте с исключительной полнотой; в этом отношении творчество Браманте напоминает лучшие времена античности. Мраморная облицовка Каза Санта в соборе в Лорето (1510) и лишь наполовину законченный проект палаццо Апостолико там же являются, так же как и величественный замок в гавани в Чивита Веккиа, яркими свидетельствами позднего стиля Браманте, созревшего под влиянием римских памятников. Этот стиль Браманте имел почти неограниченное влияние на всех его современников и на развитие архитектуры в целом. Среди многочисленных церквей, непосредственно восходящих к его школе, самая значительная с. Мариа делла Консолационе в Тоди (1508 — 1524).

Любимым учеником Браманте и его преемником по постройке собора Петра был знаменитый живописец Рафаэль Санти (1483 — 1520). Его первенец — маленькая, выдержанная в превосходных пропорциях церковь с. Элиджио дельи Орефичи в Риме (нач. в 1509 г.); в ней Рафаэль еще целиком подражает своему учителю. Построив виллу Фарнезина (1509—1511) — прямоугольное зальное здание с двумя выступающими боковыми крыльями, — Рафаэль создал классический образец благородного летнего дома с удачной группировкой помещений и простой, благородной архитектурой. Имя великого архитектора ренессанса он оправдал проектом и частичной постройкой виллы Мадама (нач. в 1515 г.). Здесь он ввел два новшества, широко применявшиеся впоследствии: трехкораблевый вестибюль и такое положение арки, при котором архивольт сидит на двух коротких, свободно (без заделки в стену) покоящихся на колоннах кусках архитрава (рис. 48). Значение этого здания.в отношении вилл было аналогично значению собора Петра в отношении церквей. Среди прочих построек Рафаэля следует упомянуть великолепную капеллу Киджи в церкви с. Марии дель Пополо в Риме (1512) и палаццо Пандольфини (1516 —1520) во Флоренции; в нем оконные отверстия нижнего этажа расчленяются пилястрами, а верхнего — полуколоннами. Здесь впервые выступает над окнами чередование дуговых и фронтонных сандриков (правда, это чередование можно найти уже в рисунках Браманте).

Самым знаменитым учеником Рафаэля был Джулио Романо (1492 — 1546) — тоже весьма значительный живописец. Деятельность Джулио Романо протекала сначала в Риме, а позже в Мантуе. Его шедевр — палаццо дель Тэ (с 1525 г.) — знаменитый загородный дом Гонзаго близ Мантуи. Это — расположенное вокруг большого двора обширное здание квадратной формы с великолепной лоджией, выходящей в сад, и блестящей отделкой интерьера. В церкви с. Бенедетто, расположенной к югу от Мантуи, Джулио Романо сохранил базиликальную древнюю форму и стрельчатые крестовые своды в среднем нефе, обвел сводчатые боковые нефы вокруг полукруглого хора и расположил венок капелл; перед хором он поместил восьмиугольное купольное пространство.

Его современник Бальдассаре Перуцци (1481 — 1537) находился под сильным влиянием Браманте, под руководством которого он принимал участие в постройке собора Петра. Он развил обширную архитектурную деятельность отчасти в своем родном городе Сиенне, отчасти в Монтепульчиано, в Болонье (здесь, между прочим, ему принадлежат проекты архитектурного оформления с. Петронио) и, наконец, работал также и в Риме, где (с 1525 г.) создал свой шедевр - палаццо Массими алле Колонне с красивым вестибюлем и великолепным двором. Ему приписывается и собор в Карпи (с 1513 г.) — подражание собору Петра в Риме. В галерее Уффици во Флоренции до сих пор хранятся собственноручные рисунки мастера, раскрывающие грандиозные архитектурные замыслы, осуществить которые ему не было, к сожалению, суждено.

Кроме того, одним из главных учеников Браманте был Антонио да Сангалло - младший (1483 — 1546) — весьма видный в свое время архитектор, не имеющий, впрочем, большого исторического значения. Он был главным архитектором собора Петра, участвовал в постройке ряда римских церквей и капелл и построил несколько дворцов (Маркионне, Бальдассини, Саккетти и др.). Его шедевр — мощный палаццо Фарнезе в Риме (нач. до 1514 г.); впечатление от фасада палаццо Фарнезе (рис. 34) нарушается тесным расположением и малым размером окон, но восстанавливается главным карнизом, принадлежащим Микель-Анджело. Очень красивы трехарочный вестибюль, перекрытый кассетированным цилиндрическим сводом (рис. 35), и двор, оба нижних этажа которого подражают театру Марцелла; верхний этаж двора принадлежит Микель-Анджело (1547). Этот двор является наиболее совершенным примером римского двора с применением столбов, выдержанных в чисто античных формах.
 
Палаццо Фарнезе в Риме

 
Рис. 34. Палаццо Фарнезе в Риме.

В эпоху высокого ренессанса Флоренция кажется, по сравнению с Римом, провинциальным городом. Если сравнить ее с предшествующей эпохой, архитектурная деятельность Флоренции незначительна. Но мастера сохраняли ее традиции и создали ряд привлекательных, тонко прочувствованных дворцов. Во главе архитекторов стоит Баччио д’Аньоло (1462—1543), построивший палаццо Бартолин и близ с. Тринита, палаццо Джиунтини — дворец, напоминающий виллу, и приятную виллу Кастеллани на Беллосгвардо. Сыновья д’Аньоло — Джулиано и Доменико — построили дворцы Керамелли и Бутурлин, первый по образцу палаццо Фарнезе, второй по образцу палаццо Гваданьи. Джованни Антонио Дозио (1533 — 1580) в своем исключительно благородном палаццо Лардерель (1580) следует в главных чертах палаццо Бартолини, однако остальные вещи Дозио относятся к позднему ренессансу.

Северная Италия становится в эпоху высокого ренессанса ареной нового, художественного подъема и в частности здесь впервые приобретают значение восточные города — Падуя, Верона и Венеция.
 
Высокий ренессанс в архитектуре Италии


Рис. 35. Вестибюль палаццо Фарнезе в Риме.

В Падуе протекала деятельность веронца Джованни Мариа Фальконетто (1458 — 1534); ему принадлежит, между прочим, отмеченный, жизнерадостной прелестью палаццо Джиустиниани (1524), отличающийся великолепной архитектурой. Грандиозной постройкой города Падуи является церковь с. Джиустина (рис. 16), колоссальное здание, начатое в 1521 г. по планам и под руководством венецианца Алессандро Леопарди (ум. в. 1522 г.). Здание представляет собой латинский крест с куполами (под распространенным в этой местности влиянием с. Марко в Венеции). Купола расположены над средокрестьем и над тремя короткими концами креста; продольная часть здания перекрыта плоскими куполами, а боковые корабли — поперечными цилиндрическими сводами; они расширены рядами капелл. В таких же грандиозных масштабах выдержан Падуанский собор, построенный (1551 — 1577) Андреа да Валле и Агостино Ригетто; композиция собора напоминает церковь с. Джйустина, однако продольная часть здания прервана еще в одном месте коротким трансептом, а боковые корабли разработаны целиком в виде сплошного ряда купольных помещений.

Верона представляет выдающийся интерес благодаря произве­дениям Микеле Санмикели (1484—1559). Этот мастер работал сначала в Риме, как ученик Браманте, позднее вернулся в Верхнюю Италию. Здесь он усовершенствовал последнюю манеру Браманте, соединив большую монументальность и повышенное чувство прекрас­ного с верхнеитальянской любовью к радостным украшениям. Самым ранним его произведением в Вероне является великолепный палаццо Бевилаква, фасад которого расчленен в нижнем этаже (как почти всегда у Санмикели) рустикой и пилястрами, участвующими в кладке, в верхнем этаже—канелированными колоннами. В палаццо Каносса весь нижний этаж построен в виде открытого зала. Выразительный палаццо Помпеи со своими мощными членениями рустикой (без пилястр) в нижнем этаже и большими полуциркульными окнами между колоннами в верхнем этаже послужил во многих отношениях образцом для более поздних зданий. Из церковных зданий Санмикели очаровательная капелла Пеллегрини близ с. Бернардино в Вероне, совпадающая во многом по своему расположению с Темпьетто в с. Пье­тро в Монторио, построена еще им самим (нач. до 1554 г.), а знаменитая круглая церковь Мадонны ди Кампанья — только после его смерти. Санмикели особенно прославился, кроме того, в качестве архитектора крепостей Венецианской республики; на службе у нее он руководил постройкой всей линии укреплений вплоть до Кипра. О том, как он умел осветить подлинным художеством даже неприступные крепостные здания, можно судить по великолепным городским воротам в Вероне; среди них высокий художественный интерес представляют Порта Нуова (1533—1540), Порта с. Зено (1541) и Порта Ступпа или Палио (построенные с 1542 по 1557 г.) (рис. 36). Как раз эти ворота обнаруживают, как тонко мастер понимал специфическую красоту дорического стиля, конечно, благодаря соприкосновению с греческим искусством, и как тонко пользовался им в своих постройках.
 
Порта Ступпа в Вероне.

 
Рис. 36. Порта Ступпа в Вероне.

В Венеции Санмикели построил, кроме импозантных фортификационных сооружений с. Кастелль на Лид о, великолепный палаццо Гримани на Большом канале (около 1550 г.), классические колонны которого и архитектура окон представляют вершину венецианского дворцового стиля. Но главным мастером венецианского, высокого ренессанса является Якопо Татти, прозванный Сансовино (1486 — 1570), — художник с большим скульптурным и архитектурным дарованием, получивший образование во Флоренции и Риме, тоже ученик Браманте. Однако в Венеции, где он (с 1527 г.) занимал такое же значительное художественное положение, как его современник Тициан, Сансовино оказался недостаточно мужественным для того, чтобы умерить сильные декоративные тенденции, отзвук раннего ренессанса. Декоративный метод Сансовино можно видеть в палаццо дель Муниципио в Брешии (рис. 37), где он вывел красивый фриз с мотивом амуров и венчающий карниз, (архитектура окон принадлежит Палладио). Из церковных зданий Сансовино — самое значительное, несомненно, церковь с. Джиорджио де Гречи (1550),. В Венеции Санмикели построил, кроме импозантных фортификационных сооружений с. Кастелль на Лид о, великолепный палаццо Гримани на Большом канале (около 1550 г.), классические колонны которого и архитектура окон представляют вершину венецианского дворцового стиля. Но главным мастером венецианского, высокого ренессанса является Якопо Татти, прозванный Сансо­вино (1486—1570), — художник с большим скульптурным и архитектурным дарованием, получивший образование во Флоренции и Риме, тоже ученик Браманте. Однако в Венеции, где он (с 1527 г.) занимал такое же значительное художественное положение, как его современник Тициан, Сансовино оказался недостаточно мужественным для того, чтобы умерить сильные декоративные тенденции, отзвук раннего ренессанса.. Из церковных зданий Сансовино — самое значительное, несомненно, церковь с. Джиорджио де Гречи (1550), одно - нефное здание, перекрытое цилиндрическим сводом; по средине здания — купол. Самым ранним дворцом Сансовино считается палаццо Корнер делла Ка Гранде (1532), в котором чувствуются отголоски римской школы с ее направленностью на монументальное впечатление; в нижнем этаже дворца применена рустика, а в двух верхних — двойные колонны со вставленными между ними архивольтами. Вскоре затем (в 1536 г.) Сансовино начал Библиотеку ди Сан Марко — то знаменитое вытянутое здание на Пьяцетте, в котором античная колонная архитектура слилась в монолитное целое с духом итальянского, высокого ренессанса, взятого в радостной венецианской трактовке. В то же время Сансовино построил рядом с библиотекой так называемый Цекка (некогда монетный двор), которому придал — соответственно назначению — более строгие и серьезные формы, а на другой стороне украсил башню с. Марко нарядной лоджеттой (1540) — мраморной галлереей. Блестящий мотив лоджетты выделяется, правда, больше пластикой, чем архитектурой. Кроме того, Сансовино принимал участие в постройке красивой церкви с. Сальваторе, законченной в 1534 г. по проекту, принадлежащему Джиорджио Спавентои навеянному, несомненно, мотивом с. Марко; в 1507 г. главным архитектором церкви был Туллио Ломбардо.
 
Высокий ренессанс в архитектуре Италии

 
Рис. 37. Фрагмент палаццо дель Муниципио в Брешии.

Библиотека с. Марко оказала мощное влияние на позднейшую архитектуру. Ее архитектурный мотив повторил Винченцо Скамоцци (1552—1616) в здании Новых Прокураций (1584) во времена, когда архитектура ренессанса уже прошла последнюю стадию своего развития. Правда, выразительность здания Прокураций Скамоцци испортил надстройкой третьего этажа.

Наиболее значительным учеником Сансовино является Алессандро Витториа (1525 — 1608), соорудивший, палаццо Бальби на Большом канале.

Эпоха итальянского, высокого ренессанса подарила миру еще одного мастера первейшего ранга в лице феноменального Микель Анджело Буонаротти. Родившись в Капрезе (верховья Тибра) и получив живописное и пластическое образование во Флоренции, Микель-Анджело во Флоренции же начал свою историческую художественную карьеру. До 1534 г. его деятельность протекала главным образом во Флоренции и отчасти в Риме, где он задерживался все дольше и дольше, да мимоходом в Болонье. Затем он перекочевал в Рим и оставался там вплоть до своей смерти.

Микель-Анджело является последним великим архитектором итальянского, высокого ренессанса; он концентрирует в себе его силы и указывает искусству новые пути, по которым направится все его позднейшее развитие. И в пластике, и в живописи, и в архитектуре он создал непревзойденные шедевры. В своих архитектурных творениях Микель - Анджело (Микеланджело) — титан, переступающий через все границы античных и христианских традиций, титан, порождающий ярчайший индивидуализм; такого индивидуализма архитектура не знала ни до, ни после него. Микель - Анджело является последним великим архитектором итальянского, высокого ренессанса; он концентрирует в себе его силы и указывает искусству новые пути, по которым направится все его позднейшее развитие. И в пластике, и в живописи, и в архитектуре он создал непревзойденные шедевры. В своих архитектурных творениях Микельанджело — титан, переступающий через все границы античных и христианских традиций, титан, порождающий ярчайший индивидуализм; такого индивидуализма архитектура не знала ни до, ни после него. Взор Микеланджело всегда обращен на большое, на взаимодействие архитектурных масс, выступающих и уходящих внутрь, центральных и боковых.

Деталь для него — вещь второстепенная; он рассчитывает лишь на обостряющее, подчеркивающее воздействие детали. Поэтому его произведения заключают в себе судьбу дальнейшего развития архитектуры.

Деятельность Микеланджело как архитектора начинается в 1516 г. проектом одного из фасадов церкви с. Лоренцо во Флоренции, осуществление которого, однако,оставили, как только он приступил к работе над знаменитой усыпальницей Медичи в этой церкви. Последняя представляет собою прекрасное купольное здание квадратного плана; внутренние поверхности стен расчленены пилястрами и нишами, скульптура гармонично согласована с архитектурой и сливается в месте с ней, создавая монолитное непревзойденное общее впечатление. В библиотеке Лауренциана (1523 — 1526), оставшейся неоконченной, с интересной лестницей (выполненной Вазари в 1558 г. по плану Микель - Анджело) обнаруживается полное преодоление всех традиционных условностей.

В Риме Микеланджело принадлежит великолепный главный карниз палаццо Фарнезе, а из последней эпохи его творчества — неоднократно оспаривавшаяся Порта Пиа: последняя как в общей композиции, так и в разработке деталей носит уже все черты искусства барокко. Композиция, а отчасти и оформление великолепного архитектурного ансамбля Капитолия (в 1546 г. были начаты перестройки дворца сенаторов и роскошной двойной лестницы) тоже восходят к Микель - Анджело. Однако в остальном постройка Капитолия относится к значительно более позднему времени и обнаруживает различные отступления от проекта Микель - Анджело.
 
Архитектурным шедевром мастера являются его работы по постройке собора Петра. Руководство постройкой он принял на себя на 72-м году жизни. Его план обнаруживает (при сохранении идей Браманте) равноконечный греческий крест с четырьмя апсидами, мощным главным куполом и четырьмя маленькими дополнительными куполами над внутренними углами креста; портал был задуман грандиозным, и, если бы ему суждено было осуществиться, обнаружилось бы гармоническое подчинение портала сверхмощному впечатлению от главного купола. Четыре уже выведенные столба храма были усилены с наружной стороны, апсиды были выдвинуты дальше наружу, сложные угловые здания срезаны и превращены в квадратные угловые помещения. Внутри тамбур купола (рис. 3, 38) расчленен пилястрами, снаружи — свободно стоящими впереди него двойными колоннами; их вертикальный мотив продолжается в сильно выступающих тугих нервюрах купола, сужающихся кверху, и находит отголосок в охватывающем нервюры венчающем фонаре. Благодаря этому совершенно пропадает впечатление тяжести купола. Самому Микеланджело принадлежит только тамбур, а из архитектурного оформления — отделка внешних частей хора и главных столбов внутри здания. Купол был построен по его плану и модели позднейшими мастерами. Он производит исключительно импозантное впечатление. Смело и возвышенно реет он над вечным городом в своем величавом устойчивом покое, как образ невероятной силы и значительности и как совершеннейшее выражение духа высокого ренессанса.
 
Высокий ренессанс в архитектуре Италии
 
Купол собора Святого Петра.
 




От: on,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Важнейшие памятники раннего ренессанса в Италии Поздний ренессанс в архитектуре Италии »

Отказ от ответственности (Disclaimer)