|
Опубликовано: Июнь 22, 2017Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария
В предпоследнее десятилетие XV века в Германию просачивается ренессанс, сказываясь сначала в произведениях мелкого прикладного искусства: в деревянной резьбе, офорте, на задних планах картины, на престолах и гробницах. Вскоре вслед за этим немецкие строители, попадавшие во время своих путешествий в Италию, и итальянские архитекторы или каменщики, искавшие работы по эту сторону Альп, перенесли формы южного искусства и на северные здания. Уже в первой четверти XVI века возникли отдельные архитектурные произведения, обнаруживающие преобладание ренессансных мотивов над позднеготическими формами. Начиная с 1530 г., ренессанс начинает распространяться на север от Альп, проникая за Тюрингенский лес и за Рудные горы. С самого начала он обнаруживает необычайную пестроту, тяготение к барочным формам. Отголоски готики сохраняются вплоть до начала XVII века. В общей картине немецкой ремесленной архитектуры сказывается резкая противоположность между южно и средненемецкими странами, с одной стороны, и севером — с другой стороны. Она покоится на различии в народном характере и на том, с какой интенсивностью было воспринято влияние итальянского искусства. В южные страны, где почва для ренессанса была особенно восприимчивой благодаря торговым связям с Венецией, Бургундией и Испанией, новый мир форм проник непосредственно из Италии; и хотя эти формы в значительной мере теряли на новой почве свою чистоту, они все же составляли решающее ядро художественного выражения. Изображенный на рис. 62 портал кажется прямым перенесением верхне - итальянских форм на австрийскую почву. Наоборот, на севере прямое влияние итальянских мастеров было исключением. Оно доходило почти всегда в ослабленном виде, переработанном в духе северного восприятия; кроме того, влияние лишь в незначительной части шло со стороны Средней и Южной Германии, зато широким потоком — со стороны Нидерландов. В обоих случаях формы воспринимались на севере как нечто готовое, не требующее дальнейшей переработки. Поэтому на севере отсутствует период становления — ранний ренессанс, прошедший в Южной и Средней Германии тот же путь развития, что во Франции и Нидерландах. Ранний ренессанс севера следует искать в Нидерландах. Несколько отечественных мастеров выступили в качестве пионеров ренессанса и оказали глубокое влияние на его дальнейшее развитие. Это, прежде всего, живописец Ганс Бургмайер в Аугсбурге, оба Гольбейна в Аугсбурге и Базеле и литейщик - скульптор Петер Фишер в Нюрнберге. Устремления этих мастеров поощрялись, с одной стороны, императорским двором, а с другой — князьями отдельных мелких государств, стремившимися в своем самодержавии сравниться и даже превысить блеск императорского двора. Так сложились отдельные очаги ренессансного искусства. Среди них следует в первую очередь назвать двор германского императора Максимилиана — покровителя искусств и наук — и двор баварского княжеского дома Виттельсбах. Однако у государей было слишком много дела с религиозными и политическими неурядицами для того, чтобы иметь возможность обдумывать и осуществлять крупные архитектурные идеи. Самые мощные пружины художественной деятельности заложены в буржуазии того времени. Правда, здесь влияние консервативных идей городской и цеховой жизни было сильнее. Но и буржуазия с самого начала приняла участие в движении. Например, меценатство Фуггеров в Аугсбурге вряд ли отставало от меценатства отдельных князьков. В середине XVI столетия в ренессансе Южной и Северной Германии наблюдается рост новых форм, однако подлинного поворота в сторону чистой обработки не наступает. Приблизительно 1550 г. обозначает собой стадию зрелости ренессанса. Десятилетие спустя, в отдельных зданиях намечается начало дальнейшего развития; примерно около 1580 г. новый характер стиля становится всеобщим. Он проявляется в энергичном стремлении к строгим пропорциям композиции и фасада и в более чистой разработке членений. С обновленной силой сказывается влияние итальянского ренессанса. Некоторые крупные северные мастера, для которых ренессансные формы сами по себе не представляли ничего нового и которые были способны на более глубокое восприятие, отправились в Италию. Там глубокое впечатление произвели на них творения великого Палладио. Таким образом, классические устремления палладианской школы проникли и в немецкую архитектуру. Но благодаря тому, что итальянское искусство той поры характеризуется переходом к барокко, немецкое искусство получило также сильный барочный привкус. Однако повышенного впечатления, которого итальянцы, ясно понимая свою цель, старались добиться, путем усиления монументальности, в Германии пытались достигнуть другими средствами, именно чрезмерным богатством декоративной стороны, усилением частностей, нагромождением пластических и орнаментальных украшений, щедрым применением картушей и переработкой орнаментальных мотивов в „хрящевидный стиль”. Разумеется, нельзя отрицать, что и в Германии шла работа в направлении больших форм и монументального воздействия; ряд произведений достиг монументальности. Но не ими определяется общий характер эпохи. Немецкому искусству не свойственны были в эту эпоху высокий полет архитектурной мысли и гармоничная сознательная завершенность в духе барочной идеи. По самому своему существу оно сохраняло на этой ступени ренессансный характер. Итак, в южно и средненемецкой архитектуре мы должны различать три эпохи: ранний ренессанс (округленно с 1500 по 1550 г.), высокий ренессанс (с 1550 по 1580 г.) и поздний ренессанс с 1580 г. вплоть до конца 30-летней войны (1648). Рис. 62. Портал Сальваторкирхе в Вене. В Северной Германии влияние ренессанса наблюдается впервые в середине XVI столетия. Оно пришло из Саксонии и сказывается почти только в насаженных раковинах с шарами по уступам фронтонов, в расчленении фронтонов пилястрами да в робко выступающих карнизах. После 1550г. началось победное шествие нидерландского искусства по всей Северной Германии, от Везера до Данцига. Почва была подготовлена оживленной торговлей между ганзейскими и нидерландскими городами (торговля распространялась также и на предметы искусства). Кроме того, доказано, что деятельность нидерландских художников простиралась далеко на восток. В некоторых приморских городах, например, в Данциге, нидерландское искусство было воспринято непосредственно и без изменений. В дальнейшем, в течение всей второй половины XVI столетия, север развернул исключительно богатую архитектурную деятельность, продолжавшуюся в XVII веке в течение почти всей 30-летней войны. Как во внутренней, так и в наружной архитектуре северный ренессанс отличается несравненно большим богатством, чем ренессанс Южной Германии; кроме того, он с самого начала тяготеет к барочным формам, усилившимся в первом десятилетии XVII века настолько, что вся дальнейшая северная архитектура носит почти барочный характер; разумеется, новый стиль не выражается или проявляется лишь как исключение в барочных композициях большого размаха, он проявляется, скорее, в характере и богатстве декоративной стороны. Рис. 63. Альпийский домик горной округи Берна. Фахверковая архитектура строит стены из горбылей, стоящих внизу на лежнях и заделанных наверху в поперечные брусья. Горбыли укрепляются горизонтальными распорками, или косыми брусками (подкосы и колена); оставшиеся поля заполняются кирпичом или глиной с соломой, обмазывающей деревянный переплет. На стропилах лежат балки; их передние концы выступают по большей части над нижним этажом и образуют основание вышележащего этажа. Отсюда возникло выступание верхних этажей над нижними, статические преимущества, которого заключаются в том, что оно препятствует намоканию наружных стен; кроме того, оно допускает более выгодное использование пространства и придает фасадам членение на этажи, заменяющее мощные карнизы каменной стройки; архитектурный мотив таких выступов с глубокими тенями напоминает карнизы на консолях. На концах балок, на поперечных брусьях, порталах, на угловых и даже промежуточных горбылях, на подоконьях и в оконных обрамлениях щедро используется частью античный запас мотивов, с очень тонким учетом особенностей материала, частью современное орнаментальное богатство. В подражание каменной архитектуре фронтоны нередко подымаются над крышей, волнообразным контуром. Северо - немецкая деревянная архитектура отличается со всех точек зрения правильной конструкцией. Горбыли чаще всего равномерно распределены и расположены отвесно один над другим. Деревянные части и поля между ними отличаются богатым орнаментальным убранством. В Южной Германии оформляют менее строго. Горбыли распределены весьма свободно, концы балок нередко закрыты деревянными карнизами. Верхние этажи выступают слабее. Вся декоративная сторона ограничивается изгибами и перекрестиями распорок, которые располагаются нередко в форме плоских узоров. Орнаментируются, как правило, только угловые горбыли и дверные или оконные обрамления. Впрочем, фахверковая архитектура, особенно развивавшаяся в Швабии, производит часто, несмотря на свою простоту, впечатление в известном смысле больших, а нередко даже и монументальных форм. Что касается типов зданий, то к немецкой архитектуре относится все то, что и к дворцовой и прочей светской архитектуре. И в немецком ренессансе на переднем плане стоит дворцовая архитектура, но так как в строительстве дворцов и церквей отечественные мастера чередуются с итальянцами и последним нередко отдается преимущество, специфически немецкое и специфическое для данной области выступает в зданиях этого типа менее отчетливо. Гораздо сильнее, чем дворцы, характер ландшафта выражают городские общественные здания и частные дома. История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть. От: no,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)