|
Вебресурс >> Архив статей >> Меншиковский дворец на Васильевском острове - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда Опубликовано: Март 3, 2014Меншиковский дворец на Васильевском острове - Реставрация памятников архитектуры первой трети XVIII века (продолжение)
Меншиковский дворец. Южный фасад. Разрушения. 1944 г. Особое место среди памятников архитектуры петровского времени занимает дворец А. Д. Меншикова, расположенный на Университетской набережной Васильевского острова. Этот дворец знаменовал начало нового этапа в застройке Петербурга — переход от деревянного зодчества к каменному. Каменные палаты первого петербургского губернатора — «полудержавного властелина» А. Д. Меншикова были возведены в короткий по тому времени срок — с 1710 по 1714 год. В их строительстве участвовали десятки каменщиков, плотников, столяров, собранных чуть ли не из всех губерний, соседствовавших с новой столицей. Имя архитектора, разработавшего проект дворца и руководившего его сооружением, документально не установлено, но есть все основания полагать, что им был Д. М. Фонтана, длительное время занимавшийся строительством дворцов светлейшего князя. В течение десяти лет Меншиковский дворец оставался самым величественным и парадным зданием Петербурга, в котором проходили приемы иностранных послов, и торжества по случаю побед, одержанных в ходе Северной войны. Первоначальный облик каменных палат Меншикова запечатлен на двух гравюрах (одна из них была выполнена сразу после окончания его строительства А. Ф. Зубовым в 1714 году, а другая через три года — А. И. Ростовцевым в 1717 году) и на рисунке архитектора X. Марселиуса, датируемом 1725 годом. Это было четырехэтажное здание, считая и цокольный этаж, с характерной для начала XVIII века высокой шатровой крышей с переломом. Его боковые выступы-ризалиты венчались фигурными фронтонами — «финиментами», украшенными княжескими коронами и вазами. Парадный фасад дворца был обращен в сторону Невы. Центр его подчеркивало широкое крыльцо, над которым на уровне второго этажа был устроен балкон, огражденный изящной кованой решеткой и опиравшийся на четыре легкие колонны. Парадный фасад дворца украшал также аттик, возвышавшийся над его средней частью; на нем стояли шесть аллегорических скульптур. Отличительной особенностью архитектурного решения фасадов являлись вертикальные членения в виде «малого» поэтажного ордера, т. е. пилястр, расположенных на каждом этаже. Пышности наружной отделки здания отвечало и богатство его внутреннего убранства. Наиболее парадно, как обычно, были оформлены интерьеры второго этажа. В центре его находился великолепный Ассамблейный (Большой) зал, а по обе стороны от него шли анфилады комнат, так называемых Дарьинской и Варваринской половин, названных по именам жены и свояченицы А. Д. Меншикова. Меншиковский дворец. Южный фасад. 1981 г. Стены и потолки комнат Варваринской половины были облицованы кафельными плитками с кобальтовой росписью, что было неслыханной по тому времени роскошью; как показали исследования, проведенные реставраторами, в некоторых из них ранее имелись живописные плафоны, выполненные лучшими русскими художниками начала века. Отделка комнат супруги Меншикова (Дарьинской половины), которая не сохранилась до наших дней, вероятно, не уступала по богатству декора Варваринской половине. Вплоть до 1727 года А. Д. Меншиков беспрерывно переделывал и улучшал отделку своего дворца. Первоначальное оформление Большого зала, Кабинета и ряда других помещений заменялось новым, еще более модным и богатым. В Кабинете, например, появился великолепный плафон работы известного художника Ф. Пильмана, а стены его были облицованы ореховыми панелями, после чего это помещение получило название Ореховой гостиной. Руководство работами по декорировке и перестройке дворца осуществлял новый придворный архитектор А. Д. Меншикова — Г. И. Шедель, заменивший Д. М. Фонтана. Вся эта пышная феерия внезапно оборвалась с падением всесильного временщика. После ссылки светлейшего князя его дворец в 1732 году был приспособлен для размещения в нем Сухопутного шляхетского корпуса, позднее переименованного в Первый кадетский корпус, который и занимал здание вплоть до 1917 года. Меншиковский дворец. Дворовый фасад. До реставрации За эти годы в результате бесчисленных переделок, перепланировок и ремонтов в первоначальном облике интерьеров и фасадов дворца многое изменилось. Исчезла анфиладная планировка первого и второго этажей, на месте Ассамблейного зала устроили корпусную церковь, уничтожив при этом всю его художественную отделку, в том числе и живописные плафоны. В дальнейшем, в 1768 году, было разобрано перекрытие между вторым и третьим этажами, и церковь стала двусветной, причем прямоугольные окна второго и третьего этажей превратились соответственно в полуциркульные и овальные. Еще большим изменениям подверглись фасады дворца. Со второй половины XVIII века высокую шатровую кровлю с переломом заменили четырехскатной, что, по выражению И. Э. Грабаря, лишило здание наиболее острой его «петровщины». Исчезли увенчанные коронами фронтоны, вместо аттика со статуями античных богов, завершавшего центральную часть парадного фасада, появился лучковый фронтон, в тимпане которого поместили дату основания дворца. Неузнаваемым стал облик парадного крыльца и балкона над ним, опиравшегося не на легкие колонны, а на массивные кирпичные столбы квадратного сечения. Меншиковский дворец. Дворовый фасад. После реставрации Деревянная галерея, примыкавшая к северному дворовому фасаду, была заменена каменной, совершенно иной по своим архитектурным формам. Наконец, прежний «малый» поэтажный ордер, когда на каждом этаже южного фасада имелись пилястры соответствующей высоты, заменили пилястры большого ордера, простиравшиеся на всю высоту второго и третьего этажей. Сильно изменило пропорции дворца и постепенное нарастание так называемого культурного слоя, т. е. повышение поверхности окружающего его грунта. Дворец как бы врос в землю более чем на полтора метра, отчего его цокольный этаж вместе с окнами оказался полностью закрытым. Суровая блокадная пора тоже не пощадила Меншиковский дворец. Осколки фашистских снарядов во многих местах пробили его кровлю, выбили стекла. Сырость и холод разрушали конструкции и отделку этого замечательного памятника архитектуры. Еще до окончания Великой Отечественной войны во дворце провели первоочередные ремонтные работы и приспособили его для размещения различных организаций. Однако серьезная реставрация, которой предшествовали многолетние исследования, была еще впереди. Такие исследования начал в 1956 году архитектор Специальных научно-реставрационных производственных мастерских А. Э. Гессен, многие годы посвятивший делу реставрации Меншиковского дворца. Ему помогала небольшая группа сотрудников мастерских — техники В. И. Иванов, С. И. Шешукова и др. Меншиковский дворец. Кордегардия. До и после реставрации Хотя производить исследования в эксплуатируемом здании было крайне тяжело и неудобно, они все же сумели выполнить архитектурные обмеры ряда помещений и осуществить некоторые археологические находки. Результаты предварительных изысканий вселяли уверенность, что имеется возможность раскрыть первоначальные архитектурные формы дворца, исчезнувшие под позднейшими наслоениями и переделками. В 1965 году Меншиковский дворец был освобожден от занимавших его организаций, а в 1967 году, учитывая исключительную историческую и художественную ценность этого уникального памятника, он был передан Государственному Эрмитажу для размещения в дальнейшем экспозиции, посвященной культуре России первой трети XVIII века. Сразу же после освобождения здания Меншиковского дворца в нем возобновились исследовательские работы. Их по-прежнему возглавлял А. Э. Гессен, постоянным помощником которого был научный сотрудник Ю. В. Трубинов. Неоценимое содействие оказывали им члены Ленинградского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которые в свободное от работы время трудились во дворце. Многолетние изыскания имели исключительное значение для разработки научно обоснованного проекта реставрации здания. Ведь до нас дошли единичные документы, чертежи и зарисовки, отражающие историю строительства дворца и его первоначальный облик; остальные бесследно исчезли вместе с частью архива А. Д. Меншикова. Меншиковский дворец. Верхний вестибюль. До и после реставрации Следовательно, единственным источником, из которого можно было почерпнуть необходимые реставраторам сведения, являлось само здание, и оно щедро вознаграждало кропотливых исследователей, раскрывая перед ними свои тайны. Так, изучая дверные и оконные проемы, заложенные при бесчисленных переделках, реставраторам удалось распознать первоначальную анфиладную планировку половин второго этажа. Шурфы, заложенные у подножия дворца, позволили выяснить высоту его цокольного этажа и определить первоначальные пропорции здания. Под позднейшими наслоениями, закрывавшими полы помещений цокольного этажа, совершенно неожиданно открылась выстилка из шестиугольных фигурных кирпичей петровского времени, образующих своеобразный каменный ковер. Впервые было зафиксировано исключительное разнообразие сводов помещений цокольного и первого этажей, насчитывающих до тринадцати разновидностей и составляющих единственную в своем роде «коллекцию». На стенах Парадной лестницы под слоями окрасок и наметов штукатурки удалось обнаружить остатки первоначальных росписей, выполненных на аллегорические сюжеты, а на колоннах и стенах Вестибюля — следы расколеровки «под мрамор». Интереснейшие открытия ожидали реставраторов в Ореховой гостиной. Ими было установлено, что живописный плафон на потолке, приписываемый Ф. Пильману, раньше считавшийся исполненным на коже, на самом деле написан на холсте. Меншиковский дворец. Ореховая гостиная. Плафон. Художник Ф. Пилъман. Фрагмент. После реставрации Меншиковский дворец. Ореховая гостиная. Плафон. Художник Ф. Пильман. Фрагмент. До реставрации Но еще более неожиданным оказалось обнаружение под ним первоначальной росписи непосредственно по штукатурке, изображающей в центре фигуру Петра I в образе античного героя, облаченного в латы и шлем, а на углах — девизы и изречения, проникнутые патриотическим духом и отражающие события Северной войны. Анализируя находки, сделанные в Ореховой гостиной, и сопоставляя их с архивными документами, Ю. В. Трубинов сумел установить точную дату создания этого интерьера, а М. Г. Колотов — имя наиболее вероятного автора первоначальной росписи плафона, которым, по-видимому, являлся известный живописец петровского времени Григорий Одольский (Адольский). Обследованию подверглись и конструкции здания. При этом выяснилось, что чердачные и междуэтажные перекрытия, уложенные на деревянных балках, во многих местах поражены гнилью, в них имеются колонии грибков и древоточцев, а потому они крайне нуждаются частично в замене, а частично в усилении. Некогда наскоро выложенная сравнительно тонкая кирпичная кладка стен и колонн требовала срочного усиления. Необходимо отметить, что одновременно с исследованием здания в нем велись и первоочередные реставрационные работы. В частности, художники В. И. Лаврухин и Л. В. Плавкова осуществили исключительно сложную реставрацию пильмановского плафона в Ореховой гостиной, находившегося на грани полного разрушения. Художник Б. Н. Косенков, которого консультировал Н. В. Перцев, со скрупулезной тщательностью расчистил от набелов и закрасок первоначальную роспись на потолке того же помещения. В 1979 г. художниками Я. А. Казаковым, Б. Н. Лебедевым и Б. Л. Головановым были расчищены угловые композиции плафона. Керамист Б. А. Мицкевич, произведя множество экспериментов по подбору керамической массы, красок и глазури, еще в конце 1950-х годов разработал технологию воссоздания голландских кафельных плиток начала XVIII века, которую применили при реставрации интерьеров Монплезира в Петродворце и Летнего дворца Петра I. Мицкевич вместе с учениками изготовил такие плитки с кобальтовой подглазурной росписью для восполнения утрат в облицовке комнат Варваринской половины. На основании результатов архитектурно-археологических исследований Меншиковского дворца А. Э. Гессен разработал проектные предложения по его реставрации. Им был также поставлен вопрос о возможности возвращения фасадам здания их первоначального облика. В 1974 году разработку комплексного проекта реставрации Меншиковского дворца поручили институту Ленжилпроект. Выполнение этой ответственной задачи возложили на инженера К. А. Кочергина и архитекторов Г. В. Михайлова и В. К. Галочкина. Меншиковский дворец. Ореховая гостиная. Расчистка росписи первоначального плафона. Художник Б. Н. Косенков Меншиковский дворец. Ореховая гостиная. Плафон. Художник Ф. Пильман. Общий вид. После реставрации Непосредственное участие в работе проектировщиков принимал прикомандированный к ним научный сотрудник объединения «Реставратор» Ю. В. Трубинов, уже много лет, изучавший Меншиковский дворец. Для оказания проектировщикам квалифицированной помощи и контроля фа их деятельностью была создана авторитетная комиссия научных консультантов, в которую вошли архитектор А. А. Кедринский, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Н. В. Калязина и старший преподаватель кафедры истории искусств Ленинградского государственного университета Ю. М. Денисов. За короткий период коллектив инженеров и архитекторов Ленжилпроекта выполнил огромный объем работ. Были выпущены проекты электрооборудования, отопления, водопровода, канализации и других инженерных сетей и сооружений, необходимых для нормального функционирования будущего музея. После дополнительного обследования конструкций здания появился проект их реставрации и был решен вопрос о гидроизоляции цокольного этажа. Но наиболее сложной по-прежнему оставалась архитектурная часть проекта. С установленных у фасадов дворца лесов Г. В. Михайлов, В. К. Галочкин и Ю. В. Трубинов провели тщательные архитектурно-археологические изыскания на многих участках, ранее недоступных для исследования; эти изыскания дали новые богатые результаты. Меншиковский дворец. Ореховая гостиная. Раскрытые из-под слоя «записи» росписи первоначального плафона. Художник Г. Одольский (?) Меншиковский дворец. Ореховая гостиная. Раскрытая роспись плафона «Петр I в образе героя-победителя». Художник Г. Одольский (?) Удалось определить первоначальные размеры оконных проемов, пилястр «малого» ордера и даже обнаружить в кирпичной кладке остатки оснований фигурных фронтонов ризалитов. Кроме того, архитекторы, детально изучив объемно-пространственную композицию дворца, пришли к выводу о четко прослеживаемой взаимосвязи в пропорциях всех элементов его архитектуры. Подобные пропорциональные соотношения позволили определить габариты утраченных архитектурных элементов фасада, исходя из размеров сохранившихся. Обобщив и проанализировав данные, полученные в результате архитектурно-археологических исследований и расчетов, и сопоставив их с изученными до малейших подробностей гравюрами А. Ф. Зубова, А. И. Ростовцева и рисунком X. Марселиуса, а также с другими иконографическими материалами, запечатлевшими облик зданий петровской эпохи, архитекторы пришли к выводу, что имеются весьма веские доводы для того, чтобы вернуться к мысли о возможности возрождения фасадов Меншиковского дворца в их первоначальных архитектурных формах. Эта идея и была положена в основу созданного ими проекта реставрации. Он предусматривал воссоздание высокой шатровой кровли, фигурных «финиментов» ризалитов, аттика над центральной частью южного фасада, возвращение к поэтажным пилястрам «малого» ордера и прямоугольным переплетам с мелкой расстекловкой, установленным заподлицо с кладкой. Меншиковский дворец. Ореховая гостиная. Общий вид. После реставрации Не удалось лишь достаточно убедительно обосновать возможность воссоздания первоначальной архитектуры парадного крыльца и балкона над ним, в связи, с чем их предлагалось оставить в том виде, в каком они дошли до нашего времени. Технически невозможным оказалось и восстановление пропорций дворца, так как полное открытие ушедшего в землю цокольного этажа привело бы к образованию глубокого рва вокруг всего здания. Поэтому пришлось ограничиться созданием приямка у южного фасада (устройство его предусматривалось еще в проектных предложениях А. Э. Гессена), позволяющего увидеть раскрытую часть цокольного этажа и ощутить первоначальные пропорции здания. В целом же проект предусматривал максимально возможное приближение фасадов Меншиковского дворца к тому облику, какой они имели в первой трети XVIII века. Проект, разработанный К. А. Кочергиным, Г. В. Михайловым и В. К. Галочкиным, был рассмотрен Главным архитектурно-планировочным управлением Ленгорисполкома и Ученым советом Государственной инспекции по охране памятников и после всестороннего обсуждения утвержден. С 1977 года он стал воплощаться в жизнь. Капитальная реставрация Меншиковского дворца началась с укрепления конструкций, составляющих основу корпуса здания. Эти общестроительные работы выполняла комплексная бригада И. К. Семенова из ремонтно-строительного треста № 1 Управления капитального ремонта. Ею были сооружены новая стропильная система и высокая шатровая кровля из медных листов. Меншиковский дворец. Передняя (Секретарская). Барельеф плафона «Плодородие». До и после реставрации Пришедшие в аварийное состояние деревянные перекрытия — как чердачное, тар и междуэтажные — заменялись несгораемыми из сборного железобетона, уложенного на металлические балки. Правда, в комнатах Варваринской половины, где замена перекрытий могла привести к повреждению декоративной отделки потолков, деревянные балки сохранялись, но усиливались металлическими конструкциями, воспринимавшими всю нагрузку. Участки наружных и внутренних стен, на которых выветрившаяся и разрыхлившаяся кирпичная кладка находилась на грани разрушения, разбирались, а затем выкладывались заново из добротного, прочного кирпича. Ненадежные кирпичные колонны и столбы стягивались железобетонными поясами-обоймами. Квалифицированными мастерами из Управления капитального ремонта были выложены в соответствии с проектом при повседневном архитектурном надзоре фигурные «финименты» и аттик на южном фасаде, изготовлены сотни оконных блоков с переплетами, имеющими мелкую расстекловку, которые устанавливались в проемы, вновь ставшие прямоугольными. Они же вытянули на каждом этаже пилястры «малого» ордера, произвели штукатурные и малярные работы, окрасив фасады в золотистый цвет. Появился у южного фасада и глубокий приямок со стенками, облицованными гранитом, и дном, вымощенным булыжником, представляющий собой своего рода «окно», позволяющее заглянуть в историю памятника. Во время реставрации южного фасада дворца удалось установить первоначальные форму и характер отделки портала главного входа. Дошедший до нас портал имел полуциркульное завершение и был обрамлен мрамором. Причем этот мрамор во время одного из предыдущих ремонтов закрасили черной масляной краской. Первоначально же портал, как выяснилось, был прямоугольным, а его обрамление выполненным из хорошо отесанных и плотно подогнанных друг к другу плит известняка. В таком виде его и восстановили реставраторы. Меншиковский дворец. Передняя (Секретарская). Общий вид. После реставрации Одновременно с реставрацией фасадов в интерьерах дворца, где была восстановлена прежняя планировка, прокладывались сети электрооборудования, отопления, водоснабжения, канализации, обеспечивающие нормальное, отвечающее современным требованиям, инженерное обслуживание здания. В цокольном этаже были удалены все позднейшие напластования и открыты первоначальные полы из фигурного кирпича. Для гидроизоляции цокольного этажа бережно разобрали полы, уложили гидроизоляционный ковер, а затем восстановили кирпичную выстилку. К осени 1979 года все основные общестроительные работы по реставрации Меншиковского дворца подошли к концу. Началась отделка интерьеров, утративших художественное оформление, и реставрация помещений, сохранивших его. На этом этапе реставрации дворца в работу вновь включились специалисты объединения «Реставратор». Группа художников во главе с О. Р. Кожуховским и А. В. Крутиковым, взяв за образец выявленные при исследовании интерьеров следы «мраморировки», воссоздала роспись на стенах и колоннах Парадного вестибюля. Меншиковский дворец. Прихожая (Предспальня). Общий вид. После реставрации Лепщики из бригады В. А. Васильева расчистили от набелов и закрасок капители, колонны Вестибюля и тончайшую лепку на потолках комнат Варваринской половины, а паркетчики, руководимые В. М. Ильиным, перебрали художественные наборные паркеты в этих же комнатах, восполнив утраченные щиты новыми, но с прежним рисунком и из прежних пород дерева, вернув завершенность декору интерьера. Десятки дубовых филенчатых дверей изготовили для интерьеров дворца столяры, возглавлявшиеся Б. С. Шабхиным. Опытный керамист Б. А. Мицкевич и Л. Е. Петрова, Е. В. Рачковская, С. Н. Иванников, В. И. Филин — его ученики и помощники — установили на стенах и откосах дверей и окон четырех комнат Варваринской половины сотни воссозданных ими кафельных плиток с подглазурной росписью, восполнив утраты облицовки. Интересно, что при реставрации облицованных изразцами комнат Варваринской половины были сделаны новые открытия. Под изразцовой облицовкой потолков обнаружилась полихромная, плохо сохранившаяся живопись, выполненная по штукатурке. Следовательно, первоначально потолки всех комнат Варваринской половины имели живописные плафоны, впоследствии, вероятно, по желанию А. Д. Меншикова, закрытые изразцами, которые, по-видимому, казались вельможному владельцу более дорогим и изысканным украшением. Меншиковский дворец. Поварня. Фрагмент. После реставрации С особой тщательностью реставрировалась великолепная отделка Ореховой гостиной. Ореховые панели и пилястры, увенчанные золочеными капителями, были сняты со стен и перевезены в мастерскую, а затем сверкающие полировкой и позолотой вновь установлены на место. И вот, наконец, наступил знаменательный день, когда длительный и напряженный труд многих людей самых различных профессий принес свои плоды. 6 февраля 1981 года Государственная комиссия приняла первые восстановленные помещения Меншиковского дворца. Сотрудники Государственного Эрмитажа развернули в восстановленных интерьерах дворца экспозицию, посвященную русской культуре первой трети XVIII века, причем наиболее интересной частью этой экспозиции стали архитектура и декоративное оформление самого здания. В том же месяце вновь созданный музей открыл свои двери для посетителей. В 1985 году закончены работы в Ассамблейном, позднее Церковном зале, и в ряде помещений первого этажа. Реставрация Меншиковского дворца еще не завершена. Но главное сделано. Уникальный историко-архитектурный памятник, находившийся на грани разрушения, восстановлен и превращен в один из интереснейших музеев Ленинграда. Меншиковский дворец. Большой (Ассамблейный, Церковный) зал. До реставрации Меншиковский дворец. Большой зал. После реставрации От: Максименко В.А.,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)