Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 5, 2014

Зимний дворец - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века

 
Зимний дворец. Защита здания в годы войны. Пожарный на крыше здания

Зимний дворец. Фасад. Фрагмент скульптурного декора
 
Зимний дворец. Защита здания в годы войны. Пожарный на крыше здания  




Зимний дворец. Защита здания в годы войны. Пожарный на крыше здания
 
Зимний дворец — выдающийся памятник архитектуры XVIII века — является композиционным центром одного из самых замечательных архитектурных ансамблей Ленинграда — Дворцовой площади. В начале века на территории, ограниченной нынешними Зимней канавкой, улицей Халтурина, Дворцовой площадью, Адмиралтейским проездом, появились дворцы вельмож — сподвижников Петра I. Здесь же в 1711 году был построен Первый Зимний дворец Петра. В 1716—1720 годах на набережной Невы за Зимней канавкой по проекту архитектора Г. И. Матарнови соорудили Второй Зимний дворец, где 28 января 1725 года умер Петр I. В 1726 году архитектор Доменико Трезини перестроил Второй Зимний дворец, сохранив старую постройку как боковой ризалит. Впоследствии на этом месте возвели Эрмитажный театр.

В 1731—1735 годах по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли возвели Третий Зимний дворец, занявший огромную территорию. В середине XVIII века Третий Зимний дворец оказался мал для увеличившегося двора императрицы Елизаветы Петровны. Работы по проектированию нового дворца также поручили Б. Ф. Растрелли.

Императорский указ от 16 июня 1754 года утвердил проект нового, Четвертого, Зимнего дворца. В плане это здание представляет собой замкнутый четырехугольник с большим Парадным двором посередине. Фасады его разделены на два яруса: в одном — подвал, цокольный и первый этажи, в другом — второй и третий. На всю высоту ярусов установлены колонны ионического и композитного ордеров. Разнообразны скульптурные и лепные детали, декорирующие фасады дворца; это наличники, картуши, волюты, маски, созданные по рисункам Б. Ф. Растрелли и его помощников — архитекторов П. Патона и Р. Аша; фигуры и вазы из пудостского известняка для парапета крыши изготовили по моделям скульптора И. Боухмана. В 1762 году, уже при Петре III, строительство дворца было завершено.

Зимний дворец. Реставрация фасада. 1946 г.- Реставрация памятников архитектуры середины 18 века

Зимний дворец. Реставрация фасада. 1946 г.
 
Его интерьеры были великолепны. В их отделке использовали золоченую резьбу, мрамор, декоративную роспись, лепку, скульптуру. После 1762 года в оформлении интерьеров приняли участие С. И. Чевакинский, Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди.

Позднее, в 1780—1790 годах, анфиладу залов с окнами на Неву переделали в классическом духе по проектам Д. Кваренги и И. Е. Старова. Д. Кваренги построил новый корпус, соединяющий Зимний дворец со зданием Малого Эрмитажа. В нем расположили Мраморную галерею (позднее— Георгиевский зал), зал Аполлона. Скульптуру Георгиевского зала выполнили Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос.

В 1826 году К. И. Росси спроектировал Военную галерею 1812 года, где были размещены написанные художниками Д. Доу, А. В. Поляковым и В. А. Голике триста тридцать два портрета военачальников русской армии — участников победных кампаний 1812—1814 годов.

По проекту О. Монферрана в 1833 году перестроили зал у Главной лестницы, Казачий зал и Арабесковую комнату; были вновь созданы Фельдмаршальский и Петровский залы. По распоряжению Николая I все работы велись очень быстро, многие внутренние стены выполняли из дерева.

Зимний дворец. Северный фасад. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века.

Зимний дворец. Северный фасад. После реставрации
 
Зимний дворец. Панорама
 
Зимний дворец. Панорама  

Зимний дворец. Панорама ( фото: © mosarchinform.ru )
 
Зимний дворец. Фасад. Фрагмент декора - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века.

Зимний дворец. Фасад. Фрагмент декора

Зимний дворец. Статуя на балюстраде - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века.

Зимний дворец. Статуя на балюстраде

 
 
17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар, продолжавшийся тридцать часов, во время которого второй и третий этажи полностью выгорели. Солдаты гвардейских полков и пожарные сумели заложить кирпичом проемы в здании Эрмитажа и, поливая их водой, не дали огню проникнуть к бесценным эрмитажным коллекциям. Рискуя жизнью, солдаты спасли портреты героев войны 1812 года, многие предметы дворцового убранства, мебель, посуду, статуи, картины, люстры.

Для руководства восстановлением дворца была создана комиссия, в которую вошли архитекторы А. П. Брюллов, В. П. Стасов, А. Е. Штауберт и инженер А. Д. Готман. Работы по восстановлению велись с учетом новейших достижений строительной науки и техники того времени. Так, были применены несгораемые металлические конструкции перекрытий и покрытий, аммосовская система воздушного отопления.

Часть парадных залов восстановили в близком к существовавшему до пожара виде. Для этого использовали чертежи из архивов, картины и рисунки. С возможным приближением к старым образцам были воссозданы интерьеры Иорданской лестницы, Большой дворцовой церкви, Малого и Большого аванзалов, Ротонды, Концертного, Фельдмаршальского, Петровского, Георгиевского, Гербового залов и Военной галереи 1812 года.
 
Зимний дворец. Гербовый зал. Разрушения от попадания снаряда

Зимний дворец. Гербовый зал. Разрушения от попадания снаряда
 
Ряд интерьеров декорировали вновь: это Пикетный зал, Помпейская галерея и Зимний сад, Александровский, Малахитовый и Белый залы, Помпейская столовая, Золотая гостиная, личные апартаменты царской семьи.

Последствия пожара были ликвидированы в небывало короткие сроки— в течение 1838—1839 годов. Можно утверждать, что по масштабу и сложности это была небывалая для своего времени реставрация, каких не знала практика мировой архитектуры.

В 1840—1850 годах А. И. Штакеншнейдер составляет проекты и возглавляет работы по отделке ряда жилых помещений дворца. Позднее в их оформлении участвовали Г. Э. Боссе, В. А. Шрейбер, Н. А. Горностаев, И. А. Монигетти, Л. Л. Бонштедт. В 1880-х годах по проекту Н. А. Горностаева изготовили кованые ворота парадного двора и решетки пандусов, по его же проекту в Парадном дворе разбили сад. С 1892 по 1902 год сто семьдесят восемь обветшавших каменных скульптур и ваз на парапетах и портиках дворца были заменены выбитыми из листовой меди. Работы эти велись под наблюдением скульптора Д. И. Иенсена, а модели каменных
статуй и ваз изготовил профессор М. П. Попов.

Зимний дворец. Гербовый зал. После реставрации
 
Зимний дворец. Гербовый зал. После реставрации
 
Ряд жилых комнат северо-западной части дворца в 1894—1896 годах переделали по проекту архитектора А. Ф. Красовского. В самом конце века фасады Зимнего дворца окрасили в кирпично-красный цвет без выделения колонн, карнизов, наличников и других декоративных деталей, в результате чего праздничное нарядное строение приобрело однотонный мрачный вид. Перед фасадом дворца в 1896—1901 годах разбили сад с фонтаном, который обнесли кованой, сложного рисунка, оградой на гранитном цоколе, созданной по чертежам Р. Ф. Мельцера.

В июле 1917 года в Зимнем дворце обосновалось буржуазное Временное правительство. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года последний оплот буржуазии — Зимний дворец — был взят штурмом отрядами революционных рабочих, солдат и матросов.

30 октября 1917 года Зимний дворец именем Российской Советской Республики объявили Государственным музеем. Тогда же была создана комиссия по составлению художественно-исторического каталога предметов, находящихся во дворце. Часть его помещений в 1922 году передали Эрмитажу. Новые хозяева Зимнего дворца с первых же лет проявляли постоянную заботу о его сохранности.

Зимний дворец. Николаевский (Большой) зал. Плафон. До реставрации

Зимний дворец. Николаевский (Большой) зал. Плафон. До реставрации

Зимний дворец. Николаевский (Большой) зал. После реставрации

Зимний дворец. Николаевский (Большой) зал. После реставрации
 
 
Уже в 1920-х годах они провели реставрационный ремонт фасадов, предприняли попытку возрождения их исторической окраски, сняли многочисленные позднейшие надстройки на балконах, фонарики над подъездами со стороны Дворцовой площади, безобразную вентиляционную башню и трубы котельных. В части помещений дворца разместили Музей Октябрьской революции и открыли для осмотра бывшие личные апартаменты Александра II и Николая II.

В 1925—1926 годах по проекту архитектора Государственного Эрмитажа А. В. Сивкова начали реконструкцию многочисленных служебных помещений с целью использования их для расширяющейся экспозиции Эрмитажа. Были уничтожены антресольные этажи, искажавшие Растреллиевскую и другие галереи, и коридоры, ряд внутренних лестниц, кухни, комнаты обслуживающего персонала, позднейшие перегородки.

Большим достижением реставраторов Зимнего дворца явилось воссоздание в 1938 году одного из немногих сохранившихся Растреллиевских интерьеров — Растреллиевской галереи. На месте многочисленных более поздних мелких кладовых и антресолей в 1940 году был раскрыт Большой зал, где ныне размещены экспозиции искусства Ольвии и Херсонеса.

На третьем этаже по восточному фасаду дворца, где раньше находились шестьдесят четыре фрейлинских комнаты, после реконструкции первоначальной планировки образовалось семнадцать светлых залов.

Одновременно с реконструкцией произвели текущую реставрацию Гербового, Александровского и Белого залов, Большой церкви, Галереи 1812 года.
 
Зимний дворец. Белый зал. Аллегорическая скульптурная композиция в тимпане. В процессе реставрации. Лепщики В. А. Тимофеева и Е.

Зимний дворец. Белый зал. Аллегорическая скульптурная композиция в тимпане. В процессе реставрации. Лепщики В. А. Тимофеева и Е. А. Комлева
 
Зимний дворец. Белый зал. Фрагмент. Аллегорическая скульптурная композиция в тимпане. После реставрации

Зимний дворец. Белый зал. Фрагмент. Аллегорическая скульптурная композиция в тимпане. После реставрации
 
К сожалению, при переделке и приспособлении бывших апартаментов царской семьи для размещения художественных коллекций демонтировали камины и печи, представлявшие художественную ценность. В 1930-х годах аммосовская система отопления была ликвидирована и Зимний дворец подключили к городской теплосети.

В 1939 году комиссия, в которую вошли представители Отдела охраны памятников, главный архитектор Эрмитажа, другие инженерно-технические работники, составила акт о техническом состоянии Зимнего дворца и определила перечень ремонтно-реставрационных работ. 10 мая 1941 года Ленгорисполком рассмотрел вопрос о ремонте и окраске зданий, выходящих на площадь Урицкого (ныне Дворцовую). Но все намеченные работы прервала война. Многие ценности Эрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. Для предотвращения пожаров в зданиях музея окна заложили кирпичом или закрыли ставнями. В отдельных помещениях паркеты укрыли слоем песка.

Зимний дворец был крупной мишенью. Большое число бомб и снарядов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание.

Зимний дворец. Белый зал. Общий вид. После реставрации

Зимний дворец. Белый зал. Общий вид. После реставрации
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Общий вид. После реставрации

Зимний дворец. Иорданская лестница. Общий вид. После реставрации
 
Так, 29 декабря 1941 года снаряд врезался в южный флигель Зимнего дворца, выходящий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив находящуюся на чердаке установку противопожарного водопровода. Было пробито чердачное сводчатое перекрытие площадью около шести квадратных метров. Другой снаряд, попавший в трибуну перёд Зимним дворцом, повредил водопроводную магистраль.

Несмотря на тяжелое положение, существовавшее в блокадном городе, Ленгорисполком 4 мая 1942 года обязал строительный трест № 16 произвести первоочередные восстановительные работы в Эрмитаже, в которых приняли участие Аварийно-восстановительные мастерские. Летом 1942 года перекрыли кровлю в местах повреждения ее снарядами, частично исправили опалубку, установили в разбитые световые фонари фанеру или железные листы, заменили разрушенные металлические стропила временными деревянными, отремонтировали водопроводную систему.

12 мая 1943 года в здание Зимнего дворца попала авиабомба, частично разрушившая кровлю над Георгиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой Отдела истории русской культуры повредившая кирпичную кладку стены.
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». В процессе реставрации. Бригада художника Я. А. Казакова
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». В процессе реставрации. Бригада художника Я. А. Казакова
 
Летом 1943 года, несмотря на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия; снаряд пробил и потолок Николаевского зала. Но уже в августе 1944 года Советское правительство приняло решение о восстановлении всех зданий музея.

6 января 1945 года решением Ленгорисполкома Государственному Эрмитажу передали залы Зимнего дворца, занятые Музеем Октябрьской революции. Перед реставраторами открылся огромный фронт работ: штукатурка, лепка, декоративные росписи, паркеты были во многих местах разрушены протечками, периодическими замораживанием и оттаиванием из-за отсутствия отопления. Водопроводная и отопительная системы нуждались в полной замене. Сразу же после победы широко развернулись ремонтные работы в анфиладах дворца.

Уже 10 октября 1945 года были возвращены из эвакуации музейные экспонаты, а 4 ноября шестьдесят девять залов музея распахнули свои двери для многих тысяч ленинградцев и гостей города. 1 января 1946 года к ним прибавилось еще тридцать восемь залов.
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». Фрагмент. В процессе реставрации
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». Фрагмент. В процессе реставрации
 
Но впереди оставались работы в самых крупных помещениях Зимнего дворца: на Иорданской лестнице с вестибюлем, в Фельдмаршальском, Петровском, Николаевском, Гербовом и Георгиевском залах, Галерее 1812 года.

Одновременно с реставрацией интерьеров постепенно ремонтировались фасады. За основу их новой расколеровки были взяты образцы окраски, которые еще в 1941 году удалось выявить под позднейшими наслоениями. Исходя из обнаруженного старого колера, Государственная инспекция предложила архитекторам Е. И. Катонину, А. И. Папирову, Н. П. Никитину и Ф. Ф. Олейнику сделать варианты проекта окраски фасадов. Это позволило подобрать наиболее приемлемый тон. К 1 ноября 1946 года закончились работы на фасаде, выходящем на Дворцовую площадь. Стены здания окрасили в бирюзовый цвет, карнизы, колонны и наличники — в белый, а всю лепку — под патинированную бронзу. Так было восстановлено ранее существовавшее колористическое решение, выявлявшее всю
пластику архитектурных форм Зимнего дворца.

Между тем реставрационные работы в залах дворца шли своим чередом. Во многих залах, где роспись перекрытия выполнена клеевыми красками по слою шпаклевки на металлических листах, красочный слой вместе со шпаклевкой из-за перепадов температуры и многочисленных протечек от осколочных пробоин кровли на больших участках отстал, шелушился и осыпался.

Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». Фрагмент. В процессе реставрации.

Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». Фрагмент. В процессе реставрации.

Плафон «Олимп». Общий вид. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века.

Плафон «Олимп». Общий вид. После реставрации
 
В то время еще не были освоены методы укрепления такой росписи, а потому специальная комиссия приняла решение: в ряде залов, произведя предварительно фотофиксацию и калькирование разрушающейся живописи, закрыть ее холстом и воссоздать по нему роспись.

Недостаточный опыт исполнителей в производстве такого рода работ и сжатые сроки их окончания (чтобы успеть своевременно открыть эти залы для посетителей) привели к «относительному в большей или меньшей степени приближению к оригиналу», как отмечалось в отчете художника Н. В. Перцева о завершенной работе в Фельдмаршальском зале.

В 1946—1947 годах реставрировали Петровский зал. Роспись и позолота на его сводах и в люнетах осыпалась хлопьями; лепка, поврежденная сыростью и высолами, обрушивалась целыми участками. Вначале реставраторы произвели фиксацию разрушений. Художники под руководством Н. В. Перцева и позолотчики тщательно укрепили сохранившуюся роспись и позолоту, восполнили их утраты. Затем была реставрирована лепка, наборный паркет, бархатные драпировки.

Для восстановления живописи обрамления плафонов Иорданской лестницы и Аванзала художник-реставратор А. В. Трескин составил специальные проекты, использовав при этом фиксационные акварели и рисунки художников К. А. Ухтомского, В. С. Садовникова и Ю. Фриденрейха, дореволюционные фотографии и литографии, а в первую очередь — сохранившиеся фрагменты росписи. Проекты рассматривали проф. А. Н. Удаленков и архитектор И. Г. Капцюг, Научно-экспертный совет ГИОП.

Реставрационная комиссия в апреле 1947 года исследовала состояние остатков живописного фриза, окаймляющего зеркало плафона Иорданской лестницы, и тщательно изучила представленную документацию. Живопись фриза была исполнена в темперной технике по шпаклевке толщиной 2—3 мм на обшивке потолка из листового железа. Разрушения составили 90%. Сохранившиеся фрагменты живописи давали возможность установить технику исполнения, тональность, направление и расположение отдельных характерных линий рисунка утраченной композиции.

Роспись фриза на Иорданской лестнице воссоздали темперой по холсту, наклеенному густотертыми свинцовыми белилами с масляным лаком на обработанную свинцовым суриком металлическую поверхность. Живопись падуги с фигурами атлантов тщательно реставрировали, удалив позднейшие «записи». Центральный плафон Иорданской лестницы, написанный на холсте, реставрировала бригада художника П. И. Кострова.
Одновременно реставрировалась лепка и позолота. Здесь, как и в Петровском зале, всемерно сохраняли старую позолоту, поврежденные и отслаивающиеся слои левкаса с позолотой не удалялись, а укреплялись.

К началу 1948 года в Эрмитаже восстановили уже 152 выставочных зала общей площадью 20163 квадратных метра, в большинстве своем с богатой архитектурной, скульптурной и лепной отделкой, с позолотой, натуральным и искусственным мрамором, живописными плафонами, с наборными паркетами и резными дверями.

В 1950-х годах реставрировали помещения на втором этаже  в юго-западном ризалите дворца (Золотую и Малиновую гостиные, Будуар, Синюю спальню). По сохранившимся образцам воссоздали шелк для отделки их стен и стоявшей в них мебели.

В 1955 году настало время для реставрации Николаевского зала.
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». Фрагмент. После реставрации

Зимний дворец. Иорданская лестница. Плафон «Олимп». Фрагмент. После реставрации
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Фрагмент росписи. После реставрации

Зимний дворец. Иорданская лестница. Фрагмент росписи. После реставрации
 
Зимний дворец. Иорданская лестница. Роспись падуги. Фрагмент. После реставрации

Зимний дворец. Иорданская лестница. Роспись падуги. Фрагмент. После реставрации

 Ученый совет ГИОП рассмотрел вопрос о том, воссоздавать ли в Николаевском зале первоначальную отделку Д. Кваренги или реставрировать ту, что после пожара выполнили по проекту В. П. Стасова в 1838 году; остановились на последнем решении. В архитектурно-реставрационном задании ГИОП отмечалось, что железная подшивка потолка повреждена коррозией, в ней имеются вмятины и мелкие пробоины, а также большая пробоина в месте попадания снаряда; красочный слой росписи в значительной степени утрачен, а сохранившиеся ее участки отслоились, плохо связаны с грунтом и осыпаются. Антаблемент поврежден, утрачены две карнизные плиты, две другие, соседние с ними, смещены, выбита кирпичная кладка, частично разрушена лепка фриза и модульоны. Кроме того, зал искажала огромная мраморная рама от портрета Николая I.

Роспись плафона Николаевского зала воссоздали художники, руководимые О. Ю. Педаясом; их работу консультировали эксперты-художники П. И. Костров и Н. В. Перцев. Мраморную раму портрета демонтировали и на ее месте раскрыли дверь в Помпейскую галерею. Повреждения военных лет полностью устранили, реставрировали искусственный мрамор, лепку, наборной паркет. В декабре 1957 года все работы завершили.

В 1958 году реставрировали Малахитовую сень и установили ее в Аванзале. Утраты мозаики пола сени, ступеней, облицованных малахитом колонн, кессонов, фриза и парапета восполнили аналогичным материалом. Реставрировали также золоченые детали и черепицу покрытия купола.

С годами количество посетителей Государственного Эрмитажа все возрастало, имевшиеся гардеробы уже не могли их обслужить.

Зимний дворец. Александровский зал. В процессе реставрации

Зимний дворец. Александровский зал. В процессе реставрации
 
Тогда главный архитектор Эрмитажа А. В. Сивков предложил использовать для размещения гардеробов часть подвалов Зимнего дворца. По его проекту СМУ-19 Ленметростроя произвело сложные работы по разборке части сводов, устройству лестницы и отделке подвальных помещений. С 1958 года новый гардероб на 4000 мест, метко названный сотрудниками Эрмитажа «метро», успешно выполняет свои функции.

В 1950-х годах велась реставрация медных выколотных скульптур, установленных на парапетах кровли здания. При обследовании этих скульптур было установлено, что их стальные каркасы коррозированы, не окрашены, пайка медных листов местами разошлась; кроме того, в них не имелось отверстий для стока конденсата. Реставраторы вскрыли каждую скульптуру по швам, тщательно очистили их наружную и внутреннюю поверхности от пыли, копоти и окислов, а каркасы — от ржавчины. Проверили прочность конструкций креплений, покрыли их горячей олифой и окрасили свинцовым суриком. Деформированные выколотные детали скульптур отрихтовали, запаяли разрывы и открытые швы медных листов. На завершающем этапе в нижней части скульптур высверлили отверстия для стока конденсата.

Зимний дворец. Золотая гостиная. Реставрация декоративной отделки свода

Зимний дворец. Золотая гостиная. Реставрация декоративной отделки свода
 
Александровский зал. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века.

Александровский зал. После реставрации
 
Зимний дворец. Золотая гостиная. Фрагмент декоративной отделки свода. После реставрации

Зимний дворец. Золотая гостиная. Фрагмент декоративной отделки свода. После реставрации
 
 
Свидетельством высокого качества реставрационных работ служит хорошее состояние скульптурного декора, не изменившееся на протяжении более тридцати лет.

В начале 1960-х годов началась реставрация интерьера Большой церкви Зимнего дворца. Здесь медные листы обшивки падуг и потолка имели разрывы в соединениях; масляная краска отставала от меди вместе со шпаклевкой и грунтом. Часть позолоченных декоративных деталей давно исчезла; в некоторых местах позолота была заменена бронзировкой. Весь лепной декор на стенах, выполненный  из папье-маше, и крупные скульптуры имели большие повреждения, утратили отдельные детали, деформировались и отставали от стен. Живописный плафон на потолке, написанный на холсте в масляной технике, был плотно покрыт копотью и пылью; изображения евангелистов на парусах скрыты наклеенным на них холстом. Паркетные, наборного дерева, полы находились в крайне плохом состоянии. Реставраторы восполнили утраты лепного декора, заново вызолотили его, привели в порядок наборный паркет.

Одной из наиболее трудных задач, стоявших перед реставраторами, оказалась реставрация живописного плафона «Воскресение Христа» кисти П. В. Басина и фигур евангелистов на парусах работы Ф. А. Бруни. Эту работу выполняла группа художников во главе с Н. В. Бычковым. После снятия холста, которым были заклеены изображения евангелистов, и удаления с живописи клейстера обнаружились значительные утраты красочного слоя с грунтом; лак, покрывавший живопись, разложился и потемнел; кроме того, имелись «записи», исказившие авторскую живопись. Реставраторы укрепили красочный слой, восстановили разложившийся и удалили пожелтевший лак; замастиковали выпады грунта и восполнили красочный слой в местах утрат, заретушировали мелкие выпады и потертости красочного слоя.

В 1960-х годах были реставрированы Александровский зал, залы Ватто и Буше, Малый Фельдмаршальский зал. Интересно отметить, что при реставрации лепного декора Александровского зала, выполненного из папье-маше, лепщики Н. И. Александров, А. В. Вагин, Г. И. Головкин предложили воссоздать утраченные детали в первоначальном материале. Они сумели изготовить из бумаги, клея, мела и олифы папье-маше и восстановили все сбитые обвалившиеся части лепного орнамента.

При реставрации в 1967—1968 годах Малахитового зала основное внимание было уделено декору стен, облицованных искусственным мрамором и украшенных живописными клеймами на мифологические сюжеты. Из-за неблагоприятных условий блокадного времени полностью разрушился искусственный мрамор на южной стене. На других стенах утраты облицовки оказались частичными. Кроме того, в отдельных местах мрамор был закрашен. Опытные мастера полностью возобновили облицовку, добившись совпадения фактуры и цвета с сохранившимися частями стюка.

 По заданию Инспекции художник А. А. Бобылев воссоздал утраченную декоративную роспись, исполнив темперными красками на коленкоре композиции «Нимфы и путти». Затем эти живописные клейма были наклеены на искусственный мрамор стен. Окаймляющие клейма орнаменты писались также в темперной технике непосредственно по мрамору. Одновременно проводилась реставрация наборного паркета с гравировкой, дверей, сандриков, карнизов, рам зеркал. При этом восполнялись утраты накладной резьбы и позолота.

В 1967 году была произведена сложная реставрация огромного плафона «Олимп», приписываемого кисти известного художника-монументалиста XVIII века П. Ф. Градицци. Этот плафон установил на Иорданской лестнице после пожара 1837 года архитектор В. П. Стасов. К началу реставрации холсты, натянутые на восемь подрамников, сильно провисли, на многих участках шелушился и отставал от основы красочный слой и грунт. Но, самое главное, лак, покрывающий живопись толстым слоем, от времени настолько пожелтел и разложился, что первоначальная прелесть рисунка и колорита плафона совершенно не ощущались зрителями.

Реставрацию этого замечательного произведения поручили группе художников, возглавлявшейся Я. А. Казаковым. Они демонтировали подрамники, укрепленные на потолке, сняли с них холсты и уложили их на специально изготовленные столы. Плафон подвергли всестороннему обследованию. По краям его, а также в центральной части были обнаружены вставки, сделанные в 1837 году для увеличения размера картины, первоначально находившейся в другом помещении (предположительно в Картинном зале Екатерининского дворца в г. Пушкине), имевшем меньшие размеры. Большую помощь в уточнении времени исполнения отдельных фрагментов плафона оказали рентгеносъемка и фотографирование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Производился также лабораторный анализ лаков, клея и мастик.

Зимний дворец. Фельдмаршальский зал. Общий вид. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века.

Зимний дворец. Фельдмаршальский зал. Общий вид. После реставрации
 
Художники выполнили всестороннюю реставрацию плафона. Они укрепили грунт и красочный слой, очень деликатно и умело тонировали его выпады и растворителями и скальпелями осторожно сняли пожелтевший лак и потемневшие грубые «записи», нанесенные во время предыдущих ремонтов. Освобожденная от искажавших ее наслоений, живопись вновь предстала во всей первоначальной роскоши своего изысканного колорита, построенного на сочетании песочно-охристых, блекло-зеленоватых и серебристых тонов. Вновь в полной мере выявилось высокое мастерство художника, кисть которого вылепила сочные фигуры олимпийцев, наделенных яркими индивидуальными характеристиками, зачастую проникнутыми острой иронией.

Авторитетная комиссия, в которую входили профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина A. Л. Королев, доцент того же института И. П. Медовиков и заведующий отделом реставрации Государственного Русского музея А. Б. Бриндаров, высоко оценила результаты весьма сложной и трудоемкой реставрации плафона «Олимп». Затем холсты вновь натянули на подрамники, скрепленные между собой болтами, и установили их на потолке Иорданской лестницы при помощи длинных болтов, пропущенных через отверстия в перекрытии на чердак и закрепленных там гайками. По периметру плафон обнесли металлической рамой, также отреставрированной и заново вызолоченной.

Зимний дворец. Георгиевский зал. Общий вид. После реставрации

Зимний дворец. Георгиевский зал. Общий вид. После реставрации

Фасады и интерьеры Зимнего дворца и других зданий, составляющих комплекс Государственного Эрмитажа, настолько обильно насыщены богатейшим и разнообразнейшим декором, что для залечивания ран, нанесенных ему войной, оказалось недостаточно усилий основной реставрационной организации Ленинграда—Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Главного архитектурно-планировочного управления, и поэтому в 1971 году в Эрмитаже были организованы собственные Реставрационные мастерские, которые активно включились в работу по восстановлению Зимнего дворца.

Эффектными декоративными элементами фасадов Эрмитажа являются ажурные большие и малые ворота и ограждения пандусов со стороны Дворцовой площади, выполненные по проекту архитектора Н. А. Горностаева в 1880-х годах. К концу 1960-х годов эти ворота и решетки пришли в неудовлетворительное состояние. Значительная часть украшавших их накладных деталей была утрачена, а сохранившиеся сильно разрушены коррозией. Утрачены были и фигуры орлов, венчавшие ворота. За восстановление декора ворот и решеток взялись в 1973 году мастера Государственного Эрмитажа. По старым фотографиям и сохранившимся деталям
лепщики-модельщики изготовили пластилиновые модели. С моделей отлили алюминиевые формы, по которым чеканщики выбили из листовой меди декоративные элементы для восполнения утрат накладных украшений.

В 1972 году были реставрированы выходящие окнами в Парадный двор залы второго этажа Зимнего дворца, где ныне находится экспозиция прикладного искусства Франции. По результатам натурных исследований и изучения иконографических материалов удалось определить первоначальный характер отделки этих помещений, стены которых были обиты штофом. Во время производства реставрационных работ по инициативе районного архитектора ГИОП С. С. Шеффа стены залов второго этажа окрасили мастичными красками под цвет некогда существовавших и впоследствии утраченных штофов.

 В 1973 — 1976 годах после более чем полувекового перерыва была произведена реставрация купола и барабана Большой дворцовой церкви. Медные листы обшивки части барабана и купола сильно повредила коррозия, их крепеж ослабел, от позолоты, ранее покрывавшей купол, не осталось и следа. Значительные разрушения имелись и на лепных деталях барабана и обрамлениях окон.

Два летних сезона напряженно трудились на лесах позолотчики бригады Л. И. Синяковой, производя заново золочение обшивки купола. Накладные украшения снимали и золотили в мастерской. Утраченный лепной декор воссоздали опытные лепщики-модельщики А. В. Вагин, И. И. Калугин, А. Н. Федоров, И. П. Климентьева. Они же бережно сняли сохранившиеся фрагменты первоначальной лепки, укрепили их, смонтировали на щитах и сдали на хранение. Окрытие архитектурных и лепных деталей изготовили по старым образцам из рольного свинца.

В 1975—1985 годах Специальное научно-реставрационные производственные мастерские Государственного Эрмитажа под руководством архитектора В. П. Лукина провели большие реставрационные работы в Фельдмаршальском, Белом, Концертном, Гербовом, Георгиевском залах и других интерьерах. Как обычно, много внимания уделялось при этом вопросам, связанным с реставрацией живописи. В частности, в Фельдмаршальском зале комиссия из представителей Инспекции по охране памятников, специалистов Эрмитажа и художников-реставраторов произвела тщательное изучение состояния росписи люнетов и распалубок, относящейся к 1838 году и принадлежащей кисти известного живописца Б. Медичи. Оказалось, что роспись была загрязнена, повреждена протечками и искажена поновлениями. Что же касается воссозданного в 1946 году живописного фриза, то комиссия, учитывая опыт реставрационных работ, накопленный за истекшие десятилетия, и предъявляемые ныне к ним повышенные требования, нашла, что воссозданная живопись во многом отличалась от первоначальной. Кроме того, в 1946 году оригинальная композиция была воссоздана не полностью на всех четырех сторонах фриза, а повторена в зеркальном изображении. Поэтому решили сначала произвести реставрацию сохранившейся живописи люнетов и распалубок, а затем, изучив иконографию и аналоги и сняв копии с сохранившихся в других зданиях произведений Б. Медичи, повторно и на более высоком уровне воссоздать роспись фриза. Так и было сделано.

Художники В. Г. Корбан, Ю. Ф. Шитов, В. А. Андреев, Б. Н. Воронин, В.П. Окорочков, А. Д. Мамонтов и В. П. Макаров скопировали лучшие фрагменты сохранившейся в Зале заседаний здания Сената росписи Б. Медичи, изготовили эскизы, картоны, эталоны и проекты воссоздания росписи фриза. Пятнадцать месяцев художники занимались реставрацией сохранившейся и воссозданием утраченной росписи, и 27 марта 1977 года работы были закончены и приняты комиссией с весьма высокой оценкой.

Аналогичная проблема возникла и при реставрации росписи Концертного зала. Этот зал был восстановлен В. П. Стасовым после пожара 1837 года, и с тех пор архитектура его не претерпела значительных изменений. И здесь Б. Медичи исполнил в 1838 году роспись перекрытия, падуг, люнетов, распалубок и фриза. К сожалению, из-за сильных повреждений и множества неудачных поновлений от первоначальной живописи до нашего времени сохранились лишь незначительные фрагменты, а фриз вообще был полностью переписан. После изучения архивных материалов и пробных расчисток на уцелевших фрагментах живописи Б. Медичи было установлено, что при поновлениях она подвергалась многим изменениям.

Учитывая наличие достаточного количества материалов для воссоздания первоначальной росписи Концертного зала, решили поступить так же, как в Фельдмаршальском зале, поручив выполнение реставрации тем же художникам, которые столь удачно воссоздали живописный фриз Фельдмаршальского зала. И действительно, пройдя все неизбежные предварительные этапы работы: изготовление проекта, эскизов, картонов, эталонов, они успешно справились со своей задачей. Воссозданная роспись Концертного зала также заслужила высокую оценку экспертов.

Помимо живописи, существенную роль в декоративном оформлении Белого и Концертного залов играет лепка и скульптура. Белый зал перекрыт цилиндрическим сводом, богато украшенным лепным орнаментом. В Концертном зале на карнизе установлены статуи работы скульптора И. Германа, изображающие муз и античные божества. Лепка и скульптура серьезно пострадали от протечек. На ряде участков гипс разрыхлился и осыпался. Наслоения краски искажали формы орнаментальных деталей и скульптур.  Лепщики-реставраторы укрепили гипс, пропитав его горячей олифой, удалили толстый слой краски, выявив первоначальный рельеф лепного декора, и восполнили недостающие детали скульптур.

Стены всех трех залов первоначально были отделаны искусственным мрамором. Его сверкающая, безукоризненно отполированная поверхность придавала особую нарядность дворцовым интерьерам. Однако к моменту послевоенной реставрации искусственный мрамор в Фельдмаршальском и Белом залах не сохранился. При предыдущих ремонтах его закрасили, предварительно прошпаклевав; причем каждый раз на стены наносился новый слой краски. Чтобы возвратить этим залам их первоначальный облик, решили восстановить отделку стен искусственным мрамором.

Специалистов-облицовщиков, владеющих всеми секретами приготовления и нанесения искусственного мрамора, насчитывается немного. Но в Реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа такие умельцы нашлись. Возглавлял их старейший и опытнейший мастер К. В. Соболев. Под его руководством и производилось воссоздание облицовки из искусственного мрамора. Для этого изготавливалась белая или цветная, окрашенная путем введения в нее пигментов гипсовая масса, которая накладывалась на стены в соответствии с заданным рисунком, воспроизводя прожилки, включения и изменения цвета, характерные для натурального мрамора. Отвердевшую массу шлифовали и полировали до зеркального блеска оселками из песчаника и стеблями хвоща. Несколько по-иному происходила реставрация облицовки стен в концертном зале. Здесь искусственный мрамор не был закрашен и сохранился, но пришел в очень плохое состояние. На его поверхности образовались глубокие трещины, имелись грубые заделки, резко отличавшиеся по цвету, на многих участках облицовка отставала от основы. Реставраторы из бригады К. В. Соболева укрепили облицовку, установив сотни клямеров, расшили и заделали глубокие трещины, удалили грубые вставки, сделанные во время предыдущих ремонтов, заново отшлифовали и отполировали весь искусственный мрамор. Лепщики реставрировали фигуры муз, капители и рельефный орнамент потолков.

Так была возрождена красота еще трех залов Зимнего дворца.

Впереди у реставраторов Зимнего дворца еще много работы. Подготовлена документация на реставрацию помещений первого этажа северо-западного ризалита, где предстоит воссоздать отделку интерьеров середины XIX века.

Новый Эрмитаж. Большой просвет. Общий вид. После реставрации

Новый Эрмитаж. Большой просвет. Общий вид. После реставрации
 
На очереди реставрационный ремонт двенадцати залов второго этажа северо-западной части дворца, занятой экспозицией Отдела русской культуры, Малой церкви Зимнего дворца и Аванзала. Эти работы по плечу замечательным умельцам Специальных научно-производственных мастерских Эрмитажа, многие из которых отдали делу реставрации двадцать, а некоторые и тридцать лет жизни.
            
 
 




От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Реставрация памятников архитектуры середины 18 века - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »

Отказ от ответственности (Disclaimer)