Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 4, 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Город-Герой, труженик и воин неразрывно связан с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. Отсюда по всему миру разнеслась весть об исторической победе Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде находится более половины мемориальных ленинских мест из всех взятых на учет в Советском Союзе.

М. С. Горбачев, выступая на собрании актива Ленинградской партийной организации 17 мая 1985 года, отметил: «.. .огромный вклад, которыйвнесли ленинградцы в Победу над фашистской Германией, проявив при этом невиданный героизм, горячую преданность Советской Родине, стойкость и самоотверженность в борьбе за наши идеалы. .. .огромный вклад, который внесли ленинградцы в послевоенное строительство на протяжении истекших сорока мирных лет.»

С самого своего основания городу на Неве принадлежит выдающаяся роль в истории нашей Родины. Улицы, архитектурные ансамбли и многие здания — свидетели знаменательных событий, жизни и творчества великих сыновей нашего Отечества. Здесь бережно хранят все, что связано с героизмом воинов и жителей города в годы Великой Отечественной войны и блокады. Умножая революционную, боевую и трудовую славу, ленинградцы с честью продолжают дело предшествующих поколений, развивая славные художественные традиции прошлого.

Огромно значение Ленинграда в истории градостроительного искусства и архитектуры. Его четкая планировка, широкие прямые проспекты, просторные площади, величественные гранитные набережные, раскинувшиеся по берегам полноводных рек и каналов строгие и стройные архитектурные ансамбли, живописные парки и сады, созданные творческим трудом народа по проектам выдающихся зодчих, определили его почетное место среди самых красивых городов мира.

Восстановление памятников архитектуры Ленинграда - Дворцовая площадь. Зимний дворец   

Дворцовая площадь. Зимний дворец 

За годы Советской власти Ленинград благодаря неустанным заботам Коммунистической партии и Советского правительства продолжал развиваться и благоустраиваться. Он стал современным социалистическим городом, в котором бережно охраняются сокровища архитектуры и искусства прошлого. Сохранение неповторимого художественного облика Ленинграда, его ансамблей и монументов — итог целенаправленной деятельности государственных органов охраны архитектурных памятникови реставраторов, активная деятельность которых началась по указаниюВ. И. Ленина уже в первые месяцы существования Советской власти.Опираясь на ленинское учение о взаимодействии культуры прошлогоп пролетарской культуры, а также на изданные по инициативе В. И. Ленина декреты об охране памятников искусства и особенно на подписанные им декреты «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществи учреждений» и «Об охране памятников природы, садов и парков»,— в Петрограде начиная с 1918 года развернули работу по охране, учету и реставрации памятников архитектуры; возрастало количество подохраиных объектов: если в начале 1920-х годов их было всего 186, то к 1941 годупод государственной охраной находилось 210 памятников.Бережно сохраненный «золотой фонд» архитектуры Ленинграда, егоисторическая, эстетическая и материальная ценность были поставленыпод угрозу уничтожения в годы Великой Отечественной войны. Но и в этосуровое время, в период 900-дневной блокады, советская система охранып реставрации памятников оправдала себя и проявила свои лучшие стороны.

Несмотря па чрезвычайно тяжелые условия, сложившиеся в осажденном городе, делалось все возможное, чтобы защитить памятники архитектуры и монументы, предотвратить дальнейшее разрушение поврежденных объектов. Одновременно с этим осуществлялись консервационные ипервичные реставрационные работы. Сотрудники Государственной инспекции по охране памятников вели наблюдение за подохранными строениями, производили архитектурные обмеры, делали зарисовки.Четкая система охраны памятников и крупные ассигнования на реставрационные работы позволили в годы послевоенных пятилеток быстроликвидировать основные разрушения и вернуть ансамблям Ленинграда иего пригородов прежний художественный облик. Свидетельство успехов охраны и реставрации памятников архитектуры — продолжающийся ростколичества памятников, переданных под охрану государства. В настоящее время под такой охраной в Ленинграде и пригородах находится1129 памятников, а фактическая численность объектов около 3000, таккак понятие «памятник» зачастую обозначает группу однотипных или связанных друг с другом строений, павильонов, фонтанов. Сегодняшний величаво-строгий город, восхищающий нас архитектурной гармонией, единством и многоликостью исключительно выразительных строений, — результат не только бережного сохранения творенийпрошлого, но и подвига возрождения. Разрушенные и поврежденные бомбежками и артиллерийскими обстрелами архитектурные памятники города восстановлены и реставрированы искусными мастерами. Этим ленинградские реставраторы вписали славную страницу в историю советскойкультуры. Начиная с 1945 года на реставрацию отпускались крупные суммы. Впоследнее пятилетие ежегодные затраты на реставрацию превышали 20 миллионов рублей. Это позволило активно реставрировать и использовать здания-памятники Ленинграда в общественной, научной и культурной жизни. Смольный — штаб Октября и Таврический дворец стали общественно-политическими центрами города; Мариинский дворец занимает Ленгорисполком, Мраморный дворец — филиал Центрального музея В. И. Ленина.

В бывшем Николаевском дворце — ныне Дворец Труда —находятся областные и городские профсоюзные организации. Зимний дворец и примыкающие к нему здания предоставлены одному из крупнейших художественных музеев мира — Государственному Эрмитажу. Обширным музейным комплексом является ансамбль Петропавловской крепости. Здание Биржи отдано Центральному военно-морскому музею. В 1981 году открылась музейная экспозиция в Меншиковском дворце.

Список зданий — памятников архитектуры, приспособленных для музеев, библиотек, культурно-просветительных учреждений, а также используемых по своему первоначальному назначению,— весьма велик. Многие здания — памятники архитектуры — отданы творческим союзам, учебным заведениям и детским учреждениям. В одном из лучших зданий города —Апичковом дворце находится известный далеко за пределами нашей страны Ленинградский Дворец пионеров.

Приспособление старинных зданий для современного использованияосуществляется с обязательным сохранением художественного декора их фасадов и интерьеров. Ленинградские реставраторы, полностью ликвидировав в черте городапоследствия разрушений, причиненных архитектурным памятникам в годы войны, в последнее время выполнили обширные и во многих случаяхуникальные реставрационные работы. Произведены такие крупные реставрационные работы, как реконструкция Конногвардейского манежа — нынеЦентрального выставочного зала Ленинграда, реставрация шпиля Адмиралтейства и венчающего его кораблика — символа города на Неве. К выдающимся работам ленинградских мастеров следует отнести капитальнуюреставрацию памятника Петру I («Медный всадник»), Нарвских триумфальных ворот и вымостку гранитными плитами Дворцовой площади.

В реставрации зданий-памятников главным направлением последних лет является работа по интерьерам, в декоре которых использована живопись, лепка, резьба по дереву и камню, наборные паркеты, художественная бронза, тисненая кожа, мозаика. Именно в реставрации интерьеров наиболее ярко проявилось мастерство представителей ленинградской школы реставраторов. Этой школе присущи свои, специфические черты, которые обусловлены как характером и стилистическими особенностями памятников архитектуры Ленинграда, так и теми сложными проблемами, которые решали реставраторы в связи с разрушениями памятников в годы Великой Отечественной войны. Ленинградские реставраторы имеют дело с памятниками архитектуры XVIII — начала XX столетия, а потому они сконцентрировали внимание на постижении художественных, конструктивных и технических особенностей произведений архитектуры барокко, классицизма и тех стилистических направлений, которые развивались во второй половине XIX — начале XX века. Ленинградские реставраторы проявили творческую смелость, воссоздавая полностью или в значительной мере утраченные памятники архитектуры по авторским чертежам, иконографическим материалам и архивным документам.

В Ленинграде сформировалась плеяда выдающихся мастеров реставрации, труд которых высоко оценен и признан не только в нашей стране,но и за рубежом. Многие из них отмечены правительственными наградами, стали лауреатами Государственных премий, награждены медалямии грамотами Академии художеств и ВДНХ.Заслуженной известностью и авторитетом пользуются имена архитекторов-реставраторов В. М. Савкова, С. В. Поповой-Гунич, М. М. Плотникова, Ф. Ф. Олейника, И. Н. Бенуа, А. Э. Гессена, Е. В. Казанской, А. А.Кедринского, А. Л. Ротача, К. Д. Халтурина, С. Н. Давыдова, скульпторов И. В. Крестовского, Н. В. Дыдыкина, Я. А. Троупянского, Л. М. Швецкой, Э. И. Масленникова, Г. Л. Михайловой, А. Ф. Гуржия, Н. И. Мальцевой, скульпторов-моделыциков А. Е. Громова, Н. И. Оде, Г. Ф. Цыганкова, Д. Д. Малашкина, Л. А. Стрижовой, Т. П. Шабалкиной, живописцев Я. А. Казакова, Л. А. Любимова, А. В. Трескина, С. И. Когана, В. С.Щербакова, В. Г. Корбана, Н. В. Перцева, А. Н. Ступина, Б. Н. Лебедева,Ю. Ф. Шитова, Л. Н. Ильцена, резчиков А. Д. Кемница, Н. Е. Базанова, А. П. Семенова, Б. К. Гершельмана, И. Н. Болдосова, А. В. Виноградова,А. К. Кочуева, Ю. М. Козлова, В. А. Богданова, позолотчиков Н. К. Рогозиной, В. П. Слезина, К. Д. Мауричева, Н. М. Фомичевой, П. П. Ушакова.

Список этот можно было бы еще продолжить, потому что за каждым восстановленным зданием, интерьером, картиной, скульптурой, наборным паркетом стоит труд многих и многих искусных, преданных своему делу мастеров. Выражением признания высоких заслуг ленинградских реставраторов перед советской культурой явилось награждение Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1985 года объединения «Реставратор» орденом Трудового Красного Знамени и присуждение Ленинской премии 1986 года архитектору А. А. Кедринскому, художнику Я. А. Казакову, резчику А. К. Кочуеву, скульптору-моделыцику Н. И. Оде, позолотчику П. П. Ушакову и искусствоведу А. М. Кучумову.

На страницах книги читатели встретят многие упомянутые выше имена, а также фамилии тех, кто еще не был назван. Авторы книги, рассказывая о реставрационных работах, подчеркивают роль сотрудников Государственной инспекции по охране памятников при реставрации тех или иных объектов, показывают ее значение как организующего методического центра. Коллектив нынешней Инспекции, которая была организована в Петрограде одной из первых в стране, еще в 1918 году, продолжает славные традиции работников, создававших систему государственной охраны памятников, закладывавших основы советской научной реставрации, не жалевших сил и даже самой жизни в годы войны и блокады.

Достоинством книги является то, что на ее страницах встречаются фамилии многих мастеров-исполнителей. Это очень существенно, ибо реставрация является делом коллективным. Она начинается с исследования памятника в натуре, обмеров, которые ведут архитекторы, и одновременного изучения архивных первоисточников, разнообразных печатных материалов, различной иконографии (чертежей, рисунков, гравюр, картин), фотодокументов. Только после этого ведется разработка проекта воссоздания или реставрации. Но даже самый лучший проект, самый прекрасный и искусный рисунок лепного или резного декора, наборного паркета или какой-либо мраморной детали может остаться на бумаге, если они не будут воплощены в материале и стилистически не совпадут с тем фасадом или интерьером, для которых они предназначены. Именно в этом и проявляется творческая многогранность искусства мастеров различных специальностей, роль которых подчеркивается почти на каждой странице.

Следует обратить внимание читателей на то, что реставрация во многих случаях шла неизведанными путями. Каждый памятник, даже если он хорошо изучен, таит много неизвестного, порой даже загадочного. История иных зданий полна «белых пятен», вызванных утратой авторских чертежей, документов, незафиксированными перестройками. Поэтому каждая реставрация приносит новые открытия в «биографии» памятника; так, под слоями побелок и «записей» открываются первоначальные росписи, под сбитой штукатуркой — детали утраченного декора, заложенные оконные и дверные проемы, исходная окраска. Реставраторам приходится разгадывать забытую рецептуру, ушедшие в историю методы работы, вживаться в стилистические особенности эпохи, в индивидуальную творческую манеру зодчих, в колорит живописцев прошлого. При этом чем глубже реставратор проникнется духом времени, к которому относится реставрируемое произведение, чем глубже он постигнет его суть, тем более художественно и точно он воссоздаст утраченное или выявит первоначальный облик, скрытый позднейшими переделками и наслоениями.
 
Не раз приходилось реставраторам, как это видно из книги, решать весьма сложные технические задачи с применением самых современных научных методов и приборов. К реставрации многих памятников ими привлекались физики, химики, конструкторы, металлурги, технологи. Так, соединяя науку и искусство, реставраторы добиваются сохранения ценных памятников, продления их жизни, воссоздания с наибольшей исторической достоверностью их общего облика и каждой детали.
Все это делается для того, чтобы драгоценное наследие, созданное талантом и трудом многих поколений, не только служило нам сегодня, но было бы передано потомкам, чтобы, любуясь произведениями мастеров прошлого, возрожденными нашими талантливыми современниками, мы ощущали величие отечественной культуры, гордились ее достижениями и стремились их развивать.

Изложенное в данной книге убедительно показывает, как много сделано в области охраны, реставрации и использования памятников архитектуры. Из материалов, приведенных в ней, явствует также, что все достигнутое в деле охраны и реставрации не было бы возможным без наставляющего руководства и постоянной помощи со стороны партийных и советских органов. Ни одна сколько-нибудь значительная реставрация не осуществлялась без их поддержки. Такое целенаправленное внимание ставит перед реставраторами задачу всемерного совершенствования научной охраны и реставрации выдающихся памятников. На решение этой стветственной задачи нацеливают нас и материалы XXVII съезда КПСС, из которых со всей определенностью подчеркнуто, что сохранение архитектурного своеобразия исторических городов имеет политическое значение.

В ряде выступлений на съезде говорилось о необходимости воспитания чувства уважения и любви к памятникам истории и культуры. Опыт реставрации памятников Ленинграда, обобщенный на страницах предлагаемой читателям монографии, успешно послужит этому.

И. П. Саутов,
член Правления Союза архитекторов РСФСР

 

источник:  Восстановление памятников архитектуры Ленинграда, А. А. КЕДРИНСКИЙ, М. Г. КОЛОТОВ, Б. Н. ОМЕТОВ, А. Г. РАСКИН





От: Меркулов А.,  2814 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Восстановление памятников архитектуры Ленинграда Стили кровли от Эриго »