ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 8, 2014

√орный институт. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)

Ќе одним лишь  азанским собором увековечил свое им€ ј. ». ¬оронихин. ƒругим замечательным пам€тником архитектуры, созданным этим выдающимс€ мастером, €вл€етс€ здание √орного института, построенное на ¬асильевском острове, на самом берегу Ќевы.

†¬ 1806Ч1811 годах ј. ». ¬оронихин перестроил старые двухэтажные дома, в которых ранее размещалось это учебное заведение, и соорудил по собственному проекту его главный корпус. ÷ентром здани€ стал возведенный зодчим портик с двенадцатью мощными колоннами дорического ордера, эффектно выдел€ющийс€ на фоне гладких стен. —трогие и спокойные архитектурные формы √орного института как бы символизировали величие человеческого разума, покор€ющего природу. Ёта иде€ нашла €ркое выражение и в скульптурных группах Ђѕохищение ѕрозерпиныї работы ¬. ». ƒемут-ћалиновского и Ђ√еракл, удушающий јнте€ї работы —.—. ѕименова, установленных перед фасадом.

ѕозднее отдельные помещени€ в здании √орного института не раз переделывались.
√орный институт.  олонный зал. ƒо и после реставрации

√орный институт. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)
√орный институт.  олонный зал. ƒо и после реставрации

¬ частности, в 1819Ч1821 годах архитектор ј. ». ѕостников создал великолепный  олонный зал дл€ размещени€ коллекций институтского музе€. Ётот двусветный пр€моугольный в плане зал расчленен на три нефа тридцатью двум€ колоннами ионического ордера, облицованными желтым искусственным мрамором.  олонны поддерживают богато украшенный лепной антаблемент, над которым размещаетс€ галере€, огражденна€ балюстрадой. “орцевые стены зала ритмически член€тс€ пил€страми того же ордера, также облицованными искусственным мрамором. ћежду пил€страми, в нишах, сто€т статуи муз и античных философов.

¬ 1822 году известный мастер монументальной росписи Ч художник ƒ. —котти с помощью живописцев ». ‘едорова, ћ. Ўир€ева, ћ. јбрамова написал на потолке  олонного зала три большие аллегорические композиции, отображающие историю горного дела в –оссии. ÷ентральна€ композици€ была посв€щена Ђ”чреждению ѕетром I горного дела в –оссииї, а боковые Ђ”чреждению √орного корпуса ≈катериной IIї и ЂЅлагососто€нию горного дела при јлександре Iї. –азумеетс€, при утверждении тематики этих росписей сказалось об€зательное в царской –оссии требование прославить Ђвенценосных покровителей науки и искусстваї. ќднако ƒ. —котти, создава€ свои произведени€, использовал официальные сюжеты дл€ изображени€ гармоничных, сильных и мудрых людей, повелевающих стихи€ми.

–исунок ƒ. —котти очень свободен и уверен.  онтуры фигур очерчены из€щной и м€гкой линией. ‘орма моделируетс€ умелым использованием светотени. ѕредельно уплотненные боковые композиции как бы подчеркивают легкость и воздушность центральной. ∆ивопись плафона выполнена в излюбленной ƒ. —котти манере Ђгризайльї, благодар€ чему создаетс€ впечатление рельефности изображени€. ≈е коричневато-желтоватый колорит прекрасно гармонирует с желтыми колоннами и Ђперловогої цвета стенами здани€.

–осписи  олонного зала €вл€ютс€ ценнейшим и интереснейшим образцом монументально-декоративной живописи первой четверти XIX века. Ќо в годы войны эти замечательные росписи, как и весь великолепный  олонный зал, оказались на краю гибели. –айон города, в котором находитс€ здание института, особенно жестоко обстреливалс€ фашистской артиллерией. —нар€ды большого калибра трижды Ч 2 апрел€, 21 и 22 но€бр€ 1942 года Ч разрывались на крыше  олонного зала. ќни сорвали кровлю, повредили стропильные фермы и балки чердачного перекрыти€, разрушили лепку карниза и несколько гипсовых капителей колонн, а главное Ч обрушили большую часть подшивки потолка вместе со штукатуркой и живописью. »з трех росписей ƒ. —котти общей площадью восемьдес€т дев€ть квадратных метров уцелело едва восемнадцать квадратных метров.

√орный институт.  олонный зал. ’удожники-реставраторы за работой по воссозданию плафона
√орный институт.  олонный зал. ’удожники-реставраторы за работой по воссозданию плафона

√орный институт.  олонный зал. ‘рагмент орнаментального обрамлени€ плафона. ƒо реставрации
√орный институт.  олонный зал. ‘рагмент орнаментального обрамлени€ плафона. ƒо реставрации

ѕолностью была уничтожена композици€ ЂЅлагососто€ние горного дела при јлександре Iї и почти полностью Ч центральна€ композици€ Ђ”чреждение ѕетром I горного дела в –оссииї. ќт орнаментального обрамлени€ плафона, площадь которого составл€ла сто сорок один квадратный метр, осталось менее тридцати п€ти квадратных метров. ¬с€ сохранивша€с€ живопись была значительно повреждена.

”жасны были раны, нанесенные зданию фашистскими варварами. Ќо даже в самые т€желые дни блокады ленинградцы ни на минуту не тер€ли веры в победу, думали о будущем, принимали все возможные в ту пору меры дл€ сохранени€ замечательных сооружений, произведений живописи и скульптуры. —тоило лишь на врем€ прекратитьс€ обстрелу, как художник ¬. —. ўербаков, работа€ на ненадежных временных лесах в насквозь промерзшем зале, сн€л кальки с уцелевших фрагментов плафона и сделал с них несколько копий. Ёти материалы оказали впоследствии большую помощь реставраторам, так как ¬. —. ўербакову удалось зафиксировать участки росписи, еще существовавшие в момент его работы, но спуст€ некоторое врем€ обвалившиес€. „тобы предотвратить дальнейшее разрушение зала, нужно было установить хот€ бы временное покрытие дл€ защиты его от дожд€ и снега. «имой 1942/43 года были возведены временные стропила, а несколько позднее устроено покрытие из тол€.

Ќаиболее ответственные реставрационные работы начались в здании √орного института в 1949 году. —ложность их обусловливалась не только масштабами разрушений, но и конструктивными особенност€ми перекрыти€ зала. ѕотолок  олонного зала был подвесной. ƒерев€нные балки чердачного перекрыти€ подвешивались к дерев€нным же стропильным фермам. —низу к балкам прибивалась дощата€ подшивка. Ќа подшивку набивали войлок и дранку, на них, в свою очередь, наносили слой штукатурки.

†ƒо начала работ по восстановлению оформлени€ зала предсто€ло реконструировать его перекрытие. ¬ 1949 году силами отдела капитального строительства √орного института были удалены старые дерев€нные стропила, поврежденные во врем€ войны, и установлены вместо них новые металлические стропильные фермы. “огда же сделанное еще в 1943 году временное толевое покрытие  олонного зала заменили посто€нной кровлей из железа.

¬ 1950 году —Ќ–ѕћ развернули работы по реконструкции перекрыти€ зала; ими руководили архитектор A. JI. –отач и начальник строительного участка —. ѕ. —тогов. “ам, где на потолке зала не сохранилась штукатурка с живописью, т. е. на двух трет€х его площади, реставраторы заменили старые балки перекрыти€ новыми, подвешивавшимис€ при помощи металлических хомутов к стропильным фермам.   заново уложенным балкам прибивалась дощата€ подшивка, котора€ затем так же, как и раньше, обшивалась войлоком, дранкой и штукатурилась.

√ораздо сложнее оказалась реконструкци€ перекрыти€ на тех участках потолка, где сохранилась живопись ƒ. —котти.

√орный институт.  олонный зал. ‘рагмент росписи плафона. ƒо реставрации
√орный институт.  олонный зал. ‘рагмент росписи плафона. ƒо реставрации

«десь пришлось, прежде всего, защитить уцелевшую роспись специальным щитом, поддерживающим ее снизу, чтобы обеспечить ее сохранность во врем€ работ по усилению перекрытий. «атем балки, которые на этих участках потолка не замен€лись, подт€гивались металлическими хомутами к новым стропильным фермам. Ѕалки антисептировались раствором кремнефтористого натри€, а концы их, пораженные гнилью и поврежденные жуком-точильщиком, зачищались до здоровой древесины и укрепл€лись накладными дощатыми Ђщекамиї.

–еконструировав перекрытие зала, реставраторы удалили предохранительный щит, защищавший росписи, и подт€нули к балкам отошедшую от них подшивку со штукатуркой и живописью. ѕодшивка подт€гивалась к балкам медными лужеными шурупами, устанавливаемыми на рассто€нии тридцати сантиметров друг от друга на всей площади сохранившихс€ фрагментов плафона. „тобы как можно меньше травмировать уцелевшую живопись, дл€ креплени€ шурупами выбирали участки с изображением фона и складок драпировок.

  концу 1950 года работы по реставрации перекрыти€ и восстановлению потолка  олонного зала были успешно завершены.

√орный институт.  олонный зал. ѕлафон. ‘рагмент. ѕосле реставрации
√орный институт.  олонный зал. ѕлафон. ‘рагмент. ѕосле реставрации

√орный институт.  олонный зал. –абочий момент воссоздани€ плафона. ’удожник я. ј.  азаков
√орный институт.  олонный зал. –абочий момент воссоздани€ плафона. ’удожник я. ј.  азаков

√орный институт. ѕлафон. ÷ентральна€ композици€. ѕосле реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры –оссии первой трети 19 в
√орный институт. ѕлафон. ÷ентральна€ композици€. ѕосле реставрации

Ёто позволило, наконец, удалить из зала безобразные стойки и прогоны, установленные на балюстраде еще в конце XIX века дл€ поддержки провисшего потолка. –еставрированы были также лепные украшени€ карниза, пышные капители, искусственный мрамор колонн и пил€стр. “еперь, чтобы восстановить первоначальный облик  олонного зала, оставалось лишь реставрировать сохранившуюс€ роспись плафона и воссоздать утраченную.

18 €нвар€ 1951 года ”ченый совет √осударственной инспекции по охране пам€тников обсудил вопрос о состо€нии росписи плафона  олонного зала и прин€л решение реставрировать уцелевшие фрагменты живописи и воссоздать разрушенные снар€дами композиции.

Ќа первом этапе работы реставрировалась сохранивша€с€, хот€ и сильно поврежденна€ живопись. ¬ течение 1951 года художники-реставраторы укрепили красочный слой на уцелевшей композиции Ђ”чреждение √орного корпуса ≈катериной IIї, на орнаментальной росписи обрамлени€ плафона и кессонированных потолков под галереей.  рупные трещины, проходившие по живописи, тампонировались известковым раствором.  опоть и пыль, покрывавшие красочный слой, удал€лись катышками теста, смоченными спиртом. ”траты красочного сло€, потертости и царапины тонировались клеевыми красками. –асчистка живописи позволила вы€вить первоначальный колорит плафона и характерные особенности его рисунка, без чего невозможно было приступить к воссозданию утраченных композиций.

√орный институт. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ‘рагмент. ƒо реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры
√орный институт. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ‘рагмент. ƒо реставрации

¬оссоздание произведений живописи €вл€етс€ едва ли не самой сложной работой из всех, выпадающих на долю реставраторов. ¬едь требуетс€ не просто выполнить роспись, похожую на ту, котора€ была некогда в восстанавливаемом интерьере, а воспроизвести технику исполнени€ и приемы письма утраченного подлинника, передать специфическую манеру, присущую данному художнику, усвоить его Ђпочеркї, добитьс€ того, чтобы воссозданна€ часть плафона не выдел€лась среди сохранившихс€ фрагментов первоначальной живописи, а составл€ла с ними единое целое.

÷енными материалами при восстановлении утраченных композиций Ђ”чреждение ѕетром I горного дела в –оссииї и ЂЅлагососто€ние горного дела при јлександре Iї служили довоенные фотографии плафона, обнаруженные в музее √орного института, кальки и копии, выполненные в суровом 1942 году ¬. —. ўербаковым. Ќа основании этих материалов реставраторы разработали проект восстановлени€ плафона.

—ледующей стадией работы €вилось исполнение в натуральную величину на листах ватмана детального рисунка воссоздаваемых композиций (картонов). ƒл€ освоени€ манеры письма и технических приемов ƒ. —котти художники сн€ли несколько копий с фрагментов сохранившейс€ росписи Ђ”чреждение √орного корпуса ≈катериной IIї.  опии выполн€лись на специально оштукатуренных щитах, чтобы придать своеобразную фактуру монументальной живописи. «атем реставраторы загрунтовали плафон известково-мыловарным грунтом, сн€ли с картонов кальки, перенесли рисунок непосредственно на грунт и приступили к воссозданию росписи.

√орный институт. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ‘рагмент. ѕосле реставрации
√орный институт. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ‘рагмент. ѕосле реставрации

Ёту сложную и ответственную задачу осуществл€ли художники-реставраторы я. ј.  азаков и ¬. √.  орбан под руководством архитектора ј.ј.  едринского. Ѕольшую помощь им оказали известные художники- монументалисты профессора »нститута живописи, скульптуры и архитектуры имени ». ≈. –епина Ч действительные члены јкадемии художеств ———– ¬. ћ. ќрешников и ј. ј. ћыльников, а также художники ¬. ј. —улимо-—амойло и Ќ. ¬. ѕердев, которые посто€нно наблюдали за ходом работы и консультировали исполнителей.

¬оссоздава€ роспись плафона, художники-реставраторы стремились передать все особенности подлинных произведений ƒ. —котти: его свободный, лишенный академической сухости, рисунок, его манеру моделировать форму стушевыванием красочного сло€. ќни писали клеевыми красками по увлажненному грунту, воспроизвод€ энергичный Ђнервныйї мазок ƒ. —котти.  опии с фрагментов сохранившейс€ композиции были укреплены на потолке, и, работа€ над росписью, реставраторы посто€нно свер€лись с ними.

  концу 1952 года я. ј.  азаков и ¬. √.  орбан закончили воссоздание обеих композиций плафона, погибших во врем€ войны. ќрнаментальна€ роспись обрамлени€ плафона и кессонированных потолков под галереей была восстановлена группой художников-реставраторов во главе с ». √. јндреевым и ј. ». ¬иноградовым.

√орный институт. ѕортик. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ƒо реставрации
√орный институт. ѕортик. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ƒо реставрации

√орный институт. ѕортик. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ѕосле реставрации
√орный институт. ѕортик. —кульптурна€ группа Ђ√еркулес, удушающий јнте€ї. ѕосле реставрации
√орный институт. ѕортик. —кульптурна€ группа Ђѕохищение ѕрозерпиныї. ѕосле реставрации
√орный институт. ѕортик. —кульптурна€ группа Ђѕохищение ѕрозерпиныї. ѕосле реставрации

13 €нвар€ 1953 года ”ченый совет √»ќѕ прин€л работу по реставрации и восстановлению живописи  олонного зала, отметив, что она выполнена на высоком уровне и знаменует собой важный этап в де€тельности ленинградских реставраторов.
√орный институт. ‘асад. ќбщий вид  - –еставраци€ пам€тников архитектуры –оссии первой трети 19 века
√орный институт. ‘асад. ќбщий вид
¬осстановление  олонного зала √орного института было завершено. Ќапр€женный труд большого коллектива реставраторов увенчалс€ заслуженным успехом: один из лучших образцов крупных классических интерьеров первой четверти XIX века из сохранившихс€ в Ћенинграде зданий обрел вторую жизнь.



ќт: ћаксименко ¬.ј.





2731 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
«  азанский собор. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века - восстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда ƒом Ћаваль. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века - восстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда »