ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 5, 2014

«имний дворец - –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века


«имний дворец. «ащита здани€ в годы войны. ѕожарный на крыше здани€

«имний дворец. ‘асад. ‘рагмент скульптурного декора

«имний дворец. «ащита здани€ в годы войны. ѕожарный на крыше здани€

«имний дворец. «ащита здани€ в годы войны. ѕожарный на крыше здани€
«имний дворец Ч выдающийс€ пам€тник архитектуры XVIII века Ч €вл€етс€ композиционным центром одного из самых замечательных архитектурных ансамблей Ћенинграда Ч ƒворцовой площади. ¬ начале века на территории, ограниченной нынешними «имней канавкой, улицей ’алтурина, ƒворцовой площадью, јдмиралтейским проездом, по€вились дворцы вельмож Ч сподвижников ѕетра I. «десь же в 1711 году был построен ѕервый «имний дворец ѕетра. ¬ 1716Ч1720 годах на набережной Ќевы за «имней канавкой по проекту архитектора √. ». ћатарнови соорудили ¬торой «имний дворец, где 28 €нвар€ 1725 года умер ѕетр I. ¬ 1726 году архитектор ƒоменико “резини перестроил ¬торой «имний дворец, сохранив старую постройку как боковой ризалит. ¬последствии на этом месте возвели Ёрмитажный театр.

¬ 1731Ч1735 годах по проекту архитектора Ѕартоломео ‘ранческо –астрелли возвели “ретий «имний дворец, зан€вший огромную территорию. ¬ середине XVIII века “ретий «имний дворец оказалс€ мал дл€ увеличившегос€ двора императрицы ≈лизаветы ѕетровны. –аботы по проектированию нового дворца также поручили Ѕ. ‘. –астрелли.

»мператорский указ от 16 июн€ 1754 года утвердил проект нового, „етвертого, «имнего дворца. ¬ плане это здание представл€ет собой замкнутый четырехугольник с большим ѕарадным двором посередине. ‘асады его разделены на два €руса: в одном Ч подвал, цокольный и первый этажи, в другом Ч второй и третий. Ќа всю высоту €русов установлены колонны ионического и композитного ордеров. –азнообразны скульптурные и лепные детали, декорирующие фасады дворца; это наличники, картуши, волюты, маски, созданные по рисункам Ѕ. ‘. –астрелли и его помощников Ч архитекторов ѕ. ѕатона и –. јша; фигуры и вазы из пудостского известн€ка дл€ парапета крыши изготовили по модел€м скульптора ». Ѕоухмана. ¬ 1762 году, уже при ѕетре III, строительство дворца было завершено.

«имний дворец. –еставраци€ фасада. 1946 г.- –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века

«имний дворец. –еставраци€ фасада. 1946 г.

≈го интерьеры были великолепны. ¬ их отделке использовали золоченую резьбу, мрамор, декоративную роспись, лепку, скульптуру. ѕосле 1762 года в оформлении интерьеров прин€ли участие —. ». „евакинский, ё. ћ. ‘ельтен, ∆.-Ѕ. ¬аллен-ƒеламот, ј. –инальди.

ѕозднее, в 1780Ч1790 годах, анфиладу залов с окнами на Ќеву переделали в классическом духе по проектам ƒ.  варенги и ». ≈. —тарова. ƒ.  варенги построил новый корпус, соедин€ющий «имний дворец со зданием ћалого Ёрмитажа. ¬ нем расположили ћраморную галерею (позднееЧ √еоргиевский зал), зал јполлона. —кульптуру √еоргиевского зала выполнили ‘. √. √ордеев, ‘. ». Ўубин, ћ. ».  озловский, ». ѕ. ћартос.

¬ 1826 году  . ». –осси спроектировал ¬оенную галерею 1812 года, где были размещены написанные художниками ƒ. ƒоу, ј. ¬. ѕол€ковым и ¬. ј. √олике триста тридцать два портрета военачальников русской армии Ч участников победных кампаний 1812Ч1814 годов.

ѕо проекту ќ. ћонферрана в 1833 году перестроили зал у √лавной лестницы,  азачий зал и јрабесковую комнату; были вновь созданы ‘ельдмаршальский и ѕетровский залы. ѕо распор€жению Ќикола€ I все работы велись очень быстро, многие внутренние стены выполн€ли из дерева.

«имний дворец. —еверный фасад. ѕосле реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века.

«имний дворец. —еверный фасад. ѕосле реставрации

«имний дворец. ѕанорама
«имний дворец. ѕанорама

«имний дворец. ѕанорама ( фото: © mosarchinform.ru )
«имний дворец. ‘асад. ‘рагмент декора - –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века.

«имний дворец. ‘асад. ‘рагмент декора

«имний дворец. —тату€ на балюстраде - –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века.

«имний дворец. —тату€ на балюстраде


17 декабр€ 1837 года в «имнем дворце началс€ пожар, продолжавшийс€ тридцать часов, во врем€ которого второй и третий этажи полностью выгорели. —олдаты гвардейских полков и пожарные сумели заложить кирпичом проемы в здании Ёрмитажа и, полива€ их водой, не дали огню проникнуть к бесценным эрмитажным коллекци€м. –иску€ жизнью, солдаты спасли портреты героев войны 1812 года, многие предметы дворцового убранства, мебель, посуду, статуи, картины, люстры.

ƒл€ руководства восстановлением дворца была создана комисси€, в которую вошли архитекторы ј. ѕ. Ѕрюллов, ¬. ѕ. —тасов, ј. ≈. Ўтауберт и инженер ј. ƒ. √отман. –аботы по восстановлению велись с учетом новейших достижений строительной науки и техники того времени. “ак, были применены несгораемые металлические конструкции перекрытий и покрытий, аммосовска€ система воздушного отоплени€.

„асть парадных залов восстановили в близком к существовавшему до пожара виде. ƒл€ этого использовали чертежи из архивов, картины и рисунки. — возможным приближением к старым образцам были воссозданы интерьеры »орданской лестницы, Ѕольшой дворцовой церкви, ћалого и Ѕольшого аванзалов, –отонды,  онцертного, ‘ельдмаршальского, ѕетровского, √еоргиевского, √ербового залов и ¬оенной галереи 1812 года.
«имний дворец. √ербовый зал. –азрушени€ от попадани€ снар€да

«имний дворец. √ербовый зал. –азрушени€ от попадани€ снар€да

–€д интерьеров декорировали вновь: это ѕикетный зал, ѕомпейска€ галере€ и «имний сад, јлександровский, ћалахитовый и Ѕелый залы, ѕомпейска€ столова€, «олота€ гостина€, личные апартаменты царской семьи.

ѕоследстви€ пожара были ликвидированы в небывало короткие срокиЧ в течение 1838Ч1839 годов. ћожно утверждать, что по масштабу и сложности это была небывала€ дл€ своего времени реставраци€, каких не знала практика мировой архитектуры.

¬ 1840Ч1850 годах ј. ». Ўтакеншнейдер составл€ет проекты и возглавл€ет работы по отделке р€да жилых помещений дворца. ѕозднее в их оформлении участвовали √. Ё. Ѕоссе, ¬. ј. Ўрейбер, Ќ. ј. √орностаев, ». ј. ћонигетти, Ћ. Ћ. Ѕонштедт. ¬ 1880-х годах по проекту Ќ. ј. √орностаева изготовили кованые ворота парадного двора и решетки пандусов, по его же проекту в ѕарадном дворе разбили сад. — 1892 по 1902 год сто семьдес€т восемь обветшавших каменных скульптур и ваз на парапетах и портиках дворца были заменены выбитыми из листовой меди. –аботы эти велись под наблюдением скульптора ƒ. ». »енсена, а модели каменных
статуй и ваз изготовил профессор ћ. ѕ. ѕопов.

«имний дворец. √ербовый зал. ѕосле реставрации
«имний дворец. √ербовый зал. ѕосле реставрации

–€д жилых комнат северо-западной части дворца в 1894Ч1896 годах переделали по проекту архитектора ј. ‘.  расовского. ¬ самом конце века фасады «имнего дворца окрасили в кирпично-красный цвет без выделени€ колонн, карнизов, наличников и других декоративных деталей, в результате чего праздничное нар€дное строение приобрело однотонный мрачный вид. ѕеред фасадом дворца в 1896Ч1901 годах разбили сад с фонтаном, который обнесли кованой, сложного рисунка, оградой на гранитном цоколе, созданной по чертежам –. ‘. ћельцера.

¬ июле 1917 года в «имнем дворце обосновалось буржуазное ¬ременное правительство. ¬ ночь с 25 на 26 окт€бр€ 1917 года последний оплот буржуазии Ч «имний дворец Ч был вз€т штурмом отр€дами революционных рабочих, солдат и матросов.

30 окт€бр€ 1917 года «имний дворец именем –оссийской —оветской –еспублики объ€вили √осударственным музеем. “огда же была создана комисси€ по составлению художественно-исторического каталога предметов, наход€щихс€ во дворце. „асть его помещений в 1922 году передали Ёрмитажу. Ќовые хоз€ева «имнего дворца с первых же лет про€вл€ли посто€нную заботу о его сохранности.

«имний дворец. Ќиколаевский (Ѕольшой) зал. ѕлафон. ƒо реставрации

«имний дворец. Ќиколаевский (Ѕольшой) зал. ѕлафон. ƒо реставрации

«имний дворец. Ќиколаевский (Ѕольшой) зал. ѕосле реставрации

«имний дворец. Ќиколаевский (Ѕольшой) зал. ѕосле реставрации


”же в 1920-х годах они провели реставрационный ремонт фасадов, предприн€ли попытку возрождени€ их исторической окраски, сн€ли многочисленные позднейшие надстройки на балконах, фонарики над подъездами со стороны ƒворцовой площади, безобразную вентил€ционную башню и трубы котельных. ¬ части помещений дворца разместили ћузей ќкт€брьской революции и открыли дл€ осмотра бывшие личные апартаменты јлександра II и Ќикола€ II.

¬ 1925Ч1926 годах по проекту архитектора √осударственного Ёрмитажа ј. ¬. —ивкова начали реконструкцию многочисленных служебных помещений с целью использовани€ их дл€ расшир€ющейс€ экспозиции Ёрмитажа. Ѕыли уничтожены антресольные этажи, искажавшие –астреллиевскую и другие галереи, и коридоры, р€д внутренних лестниц, кухни, комнаты обслуживающего персонала, позднейшие перегородки.

Ѕольшим достижением реставраторов «имнего дворца €вилось воссоздание в 1938 году одного из немногих сохранившихс€ –астреллиевских интерьеров Ч –астреллиевской галереи. Ќа месте многочисленных более поздних мелких кладовых и антресолей в 1940 году был раскрыт Ѕольшой зал, где ныне размещены экспозиции искусства ќльвии и ’ерсонеса.

Ќа третьем этаже по восточному фасаду дворца, где раньше находились шестьдес€т четыре фрейлинских комнаты, после реконструкции первоначальной планировки образовалось семнадцать светлых залов.

ќдновременно с реконструкцией произвели текущую реставрацию √ербового, јлександровского и Ѕелого залов, Ѕольшой церкви, √алереи 1812 года.
«имний дворец. Ѕелый зал. јллегорическа€ скульптурна€ композици€ в тимпане. ¬ процессе реставрации. Ћепщики ¬. ј. “имофеева и ≈.

«имний дворец. Ѕелый зал. јллегорическа€ скульптурна€ композици€ в тимпане. ¬ процессе реставрации. Ћепщики ¬. ј. “имофеева и ≈. ј.  омлева

«имний дворец. Ѕелый зал. ‘рагмент. јллегорическа€ скульптурна€ композици€ в тимпане. ѕосле реставрации

«имний дворец. Ѕелый зал. ‘рагмент. јллегорическа€ скульптурна€ композици€ в тимпане. ѕосле реставрации

  сожалению, при переделке и приспособлении бывших апартаментов царской семьи дл€ размещени€ художественных коллекций демонтировали камины и печи, представл€вшие художественную ценность. ¬ 1930-х годах аммосовска€ система отоплени€ была ликвидирована и «имний дворец подключили к городской теплосети.

¬ 1939 году комисси€, в которую вошли представители ќтдела охраны пам€тников, главный архитектор Ёрмитажа, другие инженерно-технические работники, составила акт о техническом состо€нии «имнего дворца и определила перечень ремонтно-реставрационных работ. 10 ма€ 1941 года Ћенгорисполком рассмотрел вопрос о ремонте и окраске зданий, выход€щих на площадь ”рицкого (ныне ƒворцовую). Ќо все намеченные работы прервала война. ћногие ценности Ёрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. ƒл€ предотвращени€ пожаров в здани€х музе€ окна заложили кирпичом или закрыли ставн€ми. ¬ отдельных помещени€х паркеты укрыли слоем песка.

«имний дворец был крупной мишенью. Ѕольшое число бомб и снар€дов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание.

«имний дворец. Ѕелый зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации

«имний дворец. Ѕелый зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации

«имний дворец. »орданска€ лестница. ќбщий вид. ѕосле реставрации

«имний дворец. »орданска€ лестница. ќбщий вид. ѕосле реставрации

“ак, 29 декабр€ 1941 года снар€д врезалс€ в южный флигель «имнего дворца, выход€щий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив наход€щуюс€ на чердаке установку противопожарного водопровода. Ѕыло пробито чердачное сводчатое перекрытие площадью около шести квадратных метров. ƒругой снар€д, попавший в трибуну перЄд «имним дворцом, повредил водопроводную магистраль.

Ќесмотр€ на т€желое положение, существовавшее в блокадном городе, Ћенгорисполком 4 ма€ 1942 года об€зал строительный трест є 16 произвести первоочередные восстановительные работы в Ёрмитаже, в которых прин€ли участие јварийно-восстановительные мастерские. Ћетом 1942 года перекрыли кровлю в местах повреждени€ ее снар€дами, частично исправили опалубку, установили в разбитые световые фонари фанеру или железные листы, заменили разрушенные металлические стропила временными дерев€нными, отремонтировали водопроводную систему.

12 ма€ 1943 года в здание «имнего дворца попала авиабомба, частично разрушивша€ кровлю над √еоргиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой ќтдела истории русской культуры повредивша€ кирпичную кладку стены.
«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ¬ процессе реставрации. Ѕригада художника я. ј.  азакова
«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ¬ процессе реставрации. Ѕригада художника я. ј.  азакова

Ћетом 1943 года, несмотр€ на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 €нвар€ 1944 года еще один снар€д попал в √ербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрыти€; снар€д пробил и потолок Ќиколаевского зала. Ќо уже в августе 1944 года —оветское правительство прин€ло решение о восстановлении всех зданий музе€.

6 €нвар€ 1945 года решением Ћенгорисполкома √осударственному Ёрмитажу передали залы «имнего дворца, зан€тые ћузеем ќкт€брьской революции. ѕеред реставраторами открылс€ огромный фронт работ: штукатурка, лепка, декоративные росписи, паркеты были во многих местах разрушены протечками, периодическими замораживанием и оттаиванием из-за отсутстви€ отоплени€. ¬одопроводна€ и отопительна€ системы нуждались в полной замене. —разу же после победы широко развернулись ремонтные работы в анфиладах дворца.

”же 10 окт€бр€ 1945 года были возвращены из эвакуации музейные экспонаты, а 4 но€бр€ шестьдес€т дев€ть залов музе€ распахнули свои двери дл€ многих тыс€ч ленинградцев и гостей города. 1 €нвар€ 1946 года к ним прибавилось еще тридцать восемь залов.
«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации
«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации

Ќо впереди оставались работы в самых крупных помещени€х «имнего дворца: на »орданской лестнице с вестибюлем, в ‘ельдмаршальском, ѕетровском, Ќиколаевском, √ербовом и √еоргиевском залах, √алерее 1812 года.

ќдновременно с реставрацией интерьеров постепенно ремонтировались фасады. «а основу их новой расколеровки были вз€ты образцы окраски, которые еще в 1941 году удалось вы€вить под позднейшими наслоени€ми. »сход€ из обнаруженного старого колера, √осударственна€ инспекци€ предложила архитекторам ≈. ».  атонину, ј. ». ѕапирову, Ќ. ѕ. Ќикитину и ‘. ‘. ќлейнику сделать варианты проекта окраски фасадов. Ёто позволило подобрать наиболее приемлемый тон.   1 но€бр€ 1946 года закончились работы на фасаде, выход€щем на ƒворцовую площадь. —тены здани€ окрасили в бирюзовый цвет, карнизы, колонны и наличники Ч в белый, а всю лепку Ч под патинированную бронзу. “ак было восстановлено ранее существовавшее колористическое решение, вы€вл€вшее всю
пластику архитектурных форм «имнего дворца.

ћежду тем реставрационные работы в залах дворца шли своим чередом. ¬о многих залах, где роспись перекрыти€ выполнена клеевыми красками по слою шпаклевки на металлических листах, красочный слой вместе со шпаклевкой из-за перепадов температуры и многочисленных протечек от осколочных пробоин кровли на больших участках отстал, шелушилс€ и осыпалс€.

«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации.

«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации.

ѕлафон Ђќлимпї. ќбщий вид. ѕосле реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века.

ѕлафон Ђќлимпї. ќбщий вид. ѕосле реставрации

¬ то врем€ еще не были освоены методы укреплени€ такой росписи, а потому специальна€ комисси€ прин€ла решение: в р€де залов, произвед€ предварительно фотофиксацию и калькирование разрушающейс€ живописи, закрыть ее холстом и воссоздать по нему роспись.

Ќедостаточный опыт исполнителей в производстве такого рода работ и сжатые сроки их окончани€ (чтобы успеть своевременно открыть эти залы дл€ посетителей) привели к Ђотносительному в большей или меньшей степени приближению к оригиналуї, как отмечалось в отчете художника Ќ. ¬. ѕерцева о завершенной работе в ‘ельдмаршальском зале.

¬ 1946Ч1947 годах реставрировали ѕетровский зал. –оспись и позолота на его сводах и в люнетах осыпалась хлопь€ми; лепка, поврежденна€ сыростью и высолами, обрушивалась целыми участками. ¬начале реставраторы произвели фиксацию разрушений. ’удожники под руководством Ќ. ¬. ѕерцева и позолотчики тщательно укрепили сохранившуюс€ роспись и позолоту, восполнили их утраты. «атем была реставрирована лепка, наборный паркет, бархатные драпировки.

ƒл€ восстановлени€ живописи обрамлени€ плафонов »орданской лестницы и јванзала художник-реставратор ј. ¬. “рескин составил специальные проекты, использовав при этом фиксационные акварели и рисунки художников  . ј. ”хтомского, ¬. —. —адовникова и ё. ‘риденрейха, дореволюционные фотографии и литографии, а в первую очередь Ч сохранившиес€ фрагменты росписи. ѕроекты рассматривали проф. ј. Ќ. ”даленков и архитектор ». √.  апцюг, Ќаучно-экспертный совет √»ќѕ.

–еставрационна€ комисси€ в апреле 1947 года исследовала состо€ние остатков живописного фриза, окаймл€ющего зеркало плафона »орданской лестницы, и тщательно изучила представленную документацию. ∆ивопись фриза была исполнена в темперной технике по шпаклевке толщиной 2Ч3 мм на обшивке потолка из листового железа. –азрушени€ составили 90%. —охранившиес€ фрагменты живописи давали возможность установить технику исполнени€, тональность, направление и расположение отдельных характерных линий рисунка утраченной композиции.

–оспись фриза на »орданской лестнице воссоздали темперой по холсту, наклеенному густотертыми свинцовыми белилами с масл€ным лаком на обработанную свинцовым суриком металлическую поверхность. ∆ивопись падуги с фигурами атлантов тщательно реставрировали, удалив позднейшие Ђзаписиї. ÷ентральный плафон »орданской лестницы, написанный на холсте, реставрировала бригада художника ѕ. ».  острова.
ќдновременно реставрировалась лепка и позолота. «десь, как и в ѕетровском зале, всемерно сохран€ли старую позолоту, поврежденные и отслаивающиес€ слои левкаса с позолотой не удал€лись, а укрепл€лись.

  началу 1948 года в Ёрмитаже восстановили уже 152 выставочных зала общей площадью 20163 квадратных метра, в большинстве своем с богатой архитектурной, скульптурной и лепной отделкой, с позолотой, натуральным и искусственным мрамором, живописными плафонами, с наборными паркетами и резными двер€ми.

¬ 1950-х годах реставрировали помещени€ на втором этаже† в юго-западном ризалите дворца («олотую и ћалиновую гостиные, Ѕудуар, —инюю спальню). ѕо сохранившимс€ образцам воссоздали шелк дл€ отделки их стен и сто€вшей в них мебели.

¬ 1955 году настало врем€ дл€ реставрации Ќиколаевского зала.

«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ‘рагмент. ѕосле реставрации

«имний дворец. »орданска€ лестница. ѕлафон Ђќлимпї. ‘рагмент. ѕосле реставрации

«имний дворец. »орданска€ лестница. ‘рагмент росписи. ѕосле реставрации

«имний дворец. »орданска€ лестница. ‘рагмент росписи. ѕосле реставрации

«имний дворец. »орданска€ лестница. –оспись падуги. ‘рагмент. ѕосле реставрации

«имний дворец. »орданска€ лестница. –оспись падуги. ‘рагмент. ѕосле реставрации

†”ченый совет √»ќѕ рассмотрел вопрос о том, воссоздавать ли в Ќиколаевском зале первоначальную отделку ƒ.  варенги или реставрировать ту, что после пожара выполнили по проекту ¬. ѕ. —тасова в 1838 году; остановились на последнем решении. ¬ архитектурно-реставрационном задании √»ќѕ отмечалось, что железна€ подшивка потолка повреждена коррозией, в ней имеютс€ вм€тины и мелкие пробоины, а также больша€ пробоина в месте попадани€ снар€да; красочный слой росписи в значительной степени утрачен, а сохранившиес€ ее участки отслоились, плохо св€заны с грунтом и осыпаютс€. јнтаблемент поврежден, утрачены две карнизные плиты, две другие, соседние с ними, смещены, выбита кирпична€ кладка, частично разрушена лепка фриза и модульоны.  роме того, зал искажала огромна€ мраморна€ рама от портрета Ќикола€ I.

–оспись плафона Ќиколаевского зала воссоздали художники, руководимые ќ. ё. ѕеда€сом; их работу консультировали эксперты-художники ѕ. ».  остров и Ќ. ¬. ѕерцев. ћраморную раму портрета демонтировали и на ее месте раскрыли дверь в ѕомпейскую галерею. ѕовреждени€ военных лет полностью устранили, реставрировали искусственный мрамор, лепку, наборной паркет. ¬ декабре 1957 года все работы завершили.

¬ 1958 году реставрировали ћалахитовую сень и установили ее в јванзале. ”траты мозаики пола сени, ступеней, облицованных малахитом колонн, кессонов, фриза и парапета восполнили аналогичным материалом. –еставрировали также золоченые детали и черепицу покрыти€ купола.

— годами количество посетителей √осударственного Ёрмитажа все возрастало, имевшиес€ гардеробы уже не могли их обслужить.

«имний дворец. јлександровский зал. ¬ процессе реставрации

«имний дворец. јлександровский зал. ¬ процессе реставрации

“огда главный архитектор Ёрмитажа ј. ¬. —ивков предложил использовать дл€ размещени€ гардеробов часть подвалов «имнего дворца. ѕо его проекту —ћ”-19 Ћенметростро€ произвело сложные работы по разборке части сводов, устройству лестницы и отделке подвальных помещений. — 1958 года новый гардероб на 4000 мест, метко названный сотрудниками Ёрмитажа Ђметрої, успешно выполн€ет свои функции.

¬ 1950-х годах велась реставраци€ медных выколотных скульптур, установленных на парапетах кровли здани€. ѕри обследовании этих скульптур было установлено, что их стальные каркасы коррозированы, не окрашены, пайка медных листов местами разошлась; кроме того, в них не имелось отверстий дл€ стока конденсата. –еставраторы вскрыли каждую скульптуру по швам, тщательно очистили их наружную и внутреннюю поверхности от пыли, копоти и окислов, а каркасы Ч от ржавчины. ѕроверили прочность конструкций креплений, покрыли их гор€чей олифой и окрасили свинцовым суриком. ƒеформированные выколотные детали скульптур отрихтовали, запа€ли разрывы и открытые швы медных листов. Ќа завершающем этапе в нижней части скульптур высверлили отверсти€ дл€ стока конденсата.

«имний дворец. «олота€ гостина€. –еставраци€ декоративной отделки свода

«имний дворец. «олота€ гостина€. –еставраци€ декоративной отделки свода

јлександровский зал. ѕосле реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века.

јлександровский зал. ѕосле реставрации

«имний дворец. «олота€ гостина€. ‘рагмент декоративной отделки свода. ѕосле реставрации

«имний дворец. «олота€ гостина€. ‘рагмент декоративной отделки свода. ѕосле реставрации


—видетельством высокого качества реставрационных работ служит хорошее состо€ние скульптурного декора, не изменившеес€ на прот€жении более тридцати лет.

¬ начале 1960-х годов началась реставраци€ интерьера Ѕольшой церкви «имнего дворца. «десь медные листы обшивки падуг и потолка имели разрывы в соединени€х; масл€на€ краска отставала от меди вместе со шпаклевкой и грунтом. „асть позолоченных декоративных деталей давно исчезла; в некоторых местах позолота была заменена бронзировкой. ¬есь лепной декор на стенах, выполненный† из папье-маше, и крупные скульптуры имели большие повреждени€, утратили отдельные детали, деформировались и отставали от стен. ∆ивописный плафон на потолке, написанный на холсте в масл€ной технике, был плотно покрыт копотью и пылью; изображени€ евангелистов на парусах скрыты наклеенным на них холстом. ѕаркетные, наборного дерева, полы находились в крайне плохом состо€нии. –еставраторы восполнили утраты лепного декора, заново вызолотили его, привели в пор€док наборный паркет.

ќдной из наиболее трудных задач, сто€вших перед реставраторами, оказалась реставраци€ живописного плафона Ђ¬оскресение ’ристаї кисти ѕ. ¬. Ѕасина и фигур евангелистов на парусах работы ‘. ј. Ѕруни. Ёту работу выполн€ла группа художников во главе с Ќ. ¬. Ѕычковым. ѕосле сн€ти€ холста, которым были заклеены изображени€ евангелистов, и удалени€ с живописи клейстера обнаружились значительные утраты красочного сло€ с грунтом; лак, покрывавший живопись, разложилс€ и потемнел; кроме того, имелись Ђзаписиї, исказившие авторскую живопись. –еставраторы укрепили красочный слой, восстановили разложившийс€ и удалили пожелтевший лак; замастиковали выпады грунта и восполнили красочный слой в местах утрат, заретушировали мелкие выпады и потертости красочного сло€.

¬ 1960-х годах были реставрированы јлександровский зал, залы ¬атто и Ѕуше, ћалый ‘ельдмаршальский зал. »нтересно отметить, что при реставрации лепного декора јлександровского зала, выполненного из папье-маше, лепщики Ќ. ». јлександров, ј. ¬. ¬агин, √. ». √оловкин предложили воссоздать утраченные детали в первоначальном материале. ќни сумели изготовить из бумаги, кле€, мела и олифы папье-маше и восстановили все сбитые обвалившиес€ части лепного орнамента.

ѕри реставрации в 1967Ч1968 годах ћалахитового зала основное внимание было уделено декору стен, облицованных искусственным мрамором и украшенных живописными клеймами на мифологические сюжеты. »з-за неблагопри€тных условий блокадного времени полностью разрушилс€ искусственный мрамор на южной стене. Ќа других стенах утраты облицовки оказались частичными.  роме того, в отдельных местах мрамор был закрашен. ќпытные мастера полностью возобновили облицовку, добившись совпадени€ фактуры и цвета с сохранившимис€ част€ми стюка.

†ѕо заданию »нспекции художник ј. ј. Ѕобылев воссоздал утраченную декоративную роспись, исполнив темперными красками на коленкоре композиции ЂЌимфы и путтиї. «атем эти живописные клейма были наклеены на искусственный мрамор стен. ќкаймл€ющие клейма орнаменты писались также в темперной технике непосредственно по мрамору. ќдновременно проводилась реставраци€ наборного паркета с гравировкой, дверей, сандриков, карнизов, рам зеркал. ѕри этом восполн€лись утраты накладной резьбы и позолота.

¬ 1967 году была произведена сложна€ реставраци€ огромного плафона Ђќлимпї, приписываемого кисти известного художника-монументалиста XVIII века ѕ. ‘. √радицци. Ётот плафон установил на »орданской лестнице после пожара 1837 года архитектор ¬. ѕ. —тасов.   началу реставрации холсты, нат€нутые на восемь подрамников, сильно провисли, на многих участках шелушилс€ и отставал от основы красочный слой и грунт. Ќо, самое главное, лак, покрывающий живопись толстым слоем, от времени настолько пожелтел и разложилс€, что первоначальна€ прелесть рисунка и колорита плафона совершенно не ощущались зрител€ми.

–еставрацию этого замечательного произведени€ поручили группе художников, возглавл€вшейс€ я. ј.  азаковым. ќни демонтировали подрамники, укрепленные на потолке, сн€ли с них холсты и уложили их на специально изготовленные столы. ѕлафон подвергли всестороннему обследованию. ѕо кра€м его, а также в центральной части были обнаружены вставки, сделанные в 1837 году дл€ увеличени€ размера картины, первоначально находившейс€ в другом помещении (предположительно в  артинном зале ≈катерининского дворца в г. ѕушкине), имевшем меньшие размеры. Ѕольшую помощь в уточнении времени исполнени€ отдельных фрагментов плафона оказали рентгеносъемка и фотографирование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. ѕроизводилс€ также лабораторный анализ лаков, кле€ и мастик.

«имний дворец. ‘ельдмаршальский зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века.

«имний дворец. ‘ельдмаршальский зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации

’удожники выполнили всестороннюю реставрацию плафона. ќни укрепили грунт и красочный слой, очень деликатно и умело тонировали его выпады и растворител€ми и скальпел€ми осторожно сн€ли пожелтевший лак и потемневшие грубые Ђзаписиї, нанесенные во врем€ предыдущих ремонтов. ќсвобожденна€ от искажавших ее наслоений, живопись вновь предстала во всей первоначальной роскоши своего изысканного колорита, построенного на сочетании песочно-охристых, блекло-зеленоватых и серебристых тонов. ¬новь в полной мере вы€вилось высокое мастерство художника, кисть которого вылепила сочные фигуры олимпийцев, наделенных €ркими индивидуальными характеристиками, зачастую проникнутыми острой иронией.

јвторитетна€ комисси€, в которую входили профессор »нститута живописи, скульптуры и архитектуры имени ». ≈. –епина A. Ћ.  оролев, доцент того же института ». ѕ. ћедовиков и заведующий отделом реставрации √осударственного –усского музе€ ј. Ѕ. Ѕриндаров, высоко оценила результаты весьма сложной и трудоемкой реставрации плафона Ђќлимпї. «атем холсты вновь нат€нули на подрамники, скрепленные между собой болтами, и установили их на потолке »орданской лестницы при помощи длинных болтов, пропущенных через отверсти€ в перекрытии на чердак и закрепленных там гайками. ѕо периметру плафон обнесли металлической рамой, также отреставрированной и заново вызолоченной.

«имний дворец. √еоргиевский зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации

«имний дворец. √еоргиевский зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации

‘асады и интерьеры «имнего дворца и других зданий, составл€ющих комплекс √осударственного Ёрмитажа, настолько обильно насыщены богатейшим и разнообразнейшим декором, что дл€ залечивани€ ран, нанесенных ему войной, оказалось недостаточно усилий основной реставрационной организации ЋенинградаЧ—пециальных научно-реставрационных производственных мастерских √лавного архитектурно-планировочного управлени€, и поэтому в 1971 году в Ёрмитаже были организованы собственные –еставрационные мастерские, которые активно включились в работу по восстановлению «имнего дворца.

Ёффектными декоративными элементами фасадов Ёрмитажа €вл€ютс€ ажурные большие и малые ворота и ограждени€ пандусов со стороны ƒворцовой площади, выполненные по проекту архитектора Ќ. ј. √орностаева в 1880-х годах.   концу 1960-х годов эти ворота и решетки пришли в неудовлетворительное состо€ние. «начительна€ часть украшавших их накладных деталей была утрачена, а сохранившиес€ сильно разрушены коррозией. ”трачены были и фигуры орлов, венчавшие ворота. «а восстановление декора ворот и решеток вз€лись в 1973 году мастера √осударственного Ёрмитажа. ѕо старым фотографи€м и сохранившимс€ детал€м
лепщики-модельщики изготовили пластилиновые модели. — моделей отлили алюминиевые формы, по которым чеканщики выбили из листовой меди декоративные элементы дл€ восполнени€ утрат накладных украшений.

¬ 1972 году были реставрированы выход€щие окнами в ѕарадный двор залы второго этажа «имнего дворца, где ныне находитс€ экспозици€ прикладного искусства ‘ранции. ѕо результатам натурных исследований и изучени€ иконографических материалов удалось определить первоначальный характер отделки этих помещений, стены которых были обиты штофом. ¬о врем€ производства реставрационных работ по инициативе районного архитектора √»ќѕ —. —. Ўеффа стены залов второго этажа окрасили мастичными красками под цвет некогда существовавших и впоследствии утраченных штофов.

†¬ 1973 Ч 1976 годах после более чем полувекового перерыва была произведена реставраци€ купола и барабана Ѕольшой дворцовой церкви. ћедные листы обшивки части барабана и купола сильно повредила коррози€, их крепеж ослабел, от позолоты, ранее покрывавшей купол, не осталось и следа. «начительные разрушени€ имелись и на лепных детал€х барабана и обрамлени€х окон.

ƒва летних сезона напр€женно трудились на лесах позолотчики бригады Ћ. ». —ин€ковой, производ€ заново золочение обшивки купола. Ќакладные украшени€ снимали и золотили в мастерской. ”траченный лепной декор воссоздали опытные лепщики-модельщики ј. ¬. ¬агин, ». ».  алугин, ј. Ќ. ‘едоров, ». ѕ.  лиментьева. ќни же бережно сн€ли сохранившиес€ фрагменты первоначальной лепки, укрепили их, смонтировали на щитах и сдали на хранение. ќкрытие архитектурных и лепных деталей изготовили по старым образцам из рольного свинца.

¬ 1975Ч1985 годах —пециальное научно-реставрационные производственные мастерские √осударственного Ёрмитажа под руководством архитектора ¬. ѕ. Ћукина провели большие реставрационные работы в ‘ельдмаршальском, Ѕелом,  онцертном, √ербовом, √еоргиевском залах и других интерьерах.  ак обычно, много внимани€ удел€лось при этом вопросам, св€занным с реставрацией живописи. ¬ частности, в ‘ельдмаршальском зале комисси€ из представителей »нспекции по охране пам€тников, специалистов Ёрмитажа и художников-реставраторов произвела тщательное изучение состо€ни€ росписи люнетов и распалубок, относ€щейс€ к 1838 году и принадлежащей кисти известного живописца Ѕ. ћедичи. ќказалось, что роспись была загр€знена, повреждена протечками и искажена поновлени€ми. „то же касаетс€ воссозданного в 1946 году живописного фриза, то комисси€, учитыва€ опыт реставрационных работ, накопленный за истекшие дес€тилети€, и предъ€вл€емые ныне к ним повышенные требовани€, нашла, что воссозданна€ живопись во многом отличалась от первоначальной.  роме того, в 1946 году оригинальна€ композици€ была воссоздана не полностью на всех четырех сторонах фриза, а повторена в зеркальном изображении. ѕоэтому решили сначала произвести реставрацию сохранившейс€ живописи люнетов и распалубок, а затем, изучив иконографию и аналоги и сн€в копии с сохранившихс€ в других здани€х произведений Ѕ. ћедичи, повторно и на более высоком уровне воссоздать роспись фриза. “ак и было сделано.

’удожники ¬. √.  орбан, ё. ‘. Ўитов, ¬. ј. јндреев, Ѕ. Ќ. ¬оронин, ¬.ѕ. ќкорочков, ј. ƒ. ћамонтов и ¬. ѕ. ћакаров скопировали лучшие фрагменты сохранившейс€ в «але заседаний здани€ —ената росписи Ѕ. ћедичи, изготовили эскизы, картоны, эталоны и проекты воссоздани€ росписи фриза. ѕ€тнадцать мес€цев художники занимались реставрацией сохранившейс€ и воссозданием утраченной росписи, и 27 марта 1977 года работы были закончены и прин€ты комиссией с весьма высокой оценкой.

јналогична€ проблема возникла и при реставрации росписи  онцертного зала. Ётот зал был восстановлен ¬. ѕ. —тасовым после пожара 1837 года, и с тех пор архитектура его не претерпела значительных изменений. » здесь Ѕ. ћедичи исполнил в 1838 году роспись перекрыти€, падуг, люнетов, распалубок и фриза.   сожалению, из-за сильных повреждений и множества неудачных поновлений от первоначальной живописи до нашего времени сохранились лишь незначительные фрагменты, а фриз вообще был полностью переписан. ѕосле изучени€ архивных материалов и пробных расчисток на уцелевших фрагментах живописи Ѕ. ћедичи было установлено, что при поновлени€х она подвергалась многим изменени€м.

”читыва€ наличие достаточного количества материалов дл€ воссоздани€ первоначальной росписи  онцертного зала, решили поступить так же, как в ‘ельдмаршальском зале, поручив выполнение реставрации тем же художникам, которые столь удачно воссоздали живописный фриз ‘ельдмаршальского зала. » действительно, пройд€ все неизбежные предварительные этапы работы: изготовление проекта, эскизов, картонов, эталонов, они успешно справились со своей задачей. ¬оссозданна€ роспись  онцертного зала также заслужила высокую оценку экспертов.

ѕомимо живописи, существенную роль в декоративном оформлении Ѕелого и  онцертного залов играет лепка и скульптура. Ѕелый зал перекрыт цилиндрическим сводом, богато украшенным лепным орнаментом. ¬  онцертном зале на карнизе установлены статуи работы скульптора ». √ермана, изображающие муз и античные божества. Ћепка и скульптура серьезно пострадали от протечек. Ќа р€де участков гипс разрыхлилс€ и осыпалс€. Ќаслоени€ краски искажали формы орнаментальных деталей и скульптур.† Ћепщики-реставраторы укрепили гипс, пропитав его гор€чей олифой, удалили толстый слой краски, вы€вив первоначальный рельеф лепного декора, и восполнили недостающие детали скульптур.

—тены всех трех залов первоначально были отделаны искусственным мрамором. ≈го сверкающа€, безукоризненно отполированна€ поверхность придавала особую нар€дность дворцовым интерьерам. ќднако к моменту послевоенной реставрации искусственный мрамор в ‘ельдмаршальском и Ѕелом залах не сохранилс€. ѕри предыдущих ремонтах его закрасили, предварительно прошпаклевав; причем каждый раз на стены наносилс€ новый слой краски. „тобы возвратить этим залам их первоначальный облик, решили восстановить отделку стен искусственным мрамором.

—пециалистов-облицовщиков, владеющих всеми секретами приготовлени€ и нанесени€ искусственного мрамора, насчитываетс€ немного. Ќо в –еставрационных мастерских √осударственного Ёрмитажа такие умельцы нашлись. ¬озглавл€л их старейший и опытнейший мастер  . ¬. —оболев. ѕод его руководством и производилось воссоздание облицовки из искусственного мрамора. ƒл€ этого изготавливалась бела€ или цветна€, окрашенна€ путем введени€ в нее пигментов гипсова€ масса, котора€ накладывалась на стены в соответствии с заданным рисунком, воспроизвод€ прожилки, включени€ и изменени€ цвета, характерные дл€ натурального мрамора. ќтвердевшую массу шлифовали и полировали до зеркального блеска оселками из песчаника и стебл€ми хвоща. Ќесколько по-иному происходила реставраци€ облицовки стен в концертном зале. «десь искусственный мрамор не был закрашен и сохранилс€, но пришел в очень плохое состо€ние. Ќа его поверхности образовались глубокие трещины, имелись грубые заделки, резко отличавшиес€ по цвету, на многих участках облицовка отставала от основы. –еставраторы из бригады  . ¬. —оболева укрепили облицовку, установив сотни кл€меров, расшили и заделали глубокие трещины, удалили грубые вставки, сделанные во врем€ предыдущих ремонтов, заново отшлифовали и отполировали весь искусственный мрамор. Ћепщики реставрировали фигуры муз, капители и рельефный орнамент потолков.

“ак была возрождена красота еще трех залов «имнего дворца.

¬переди у реставраторов «имнего дворца еще много работы. ѕодготовлена документаци€ на реставрацию помещений первого этажа северо-западного ризалита, где предстоит воссоздать отделку интерьеров середины XIX века.

Ќовый Ёрмитаж. Ѕольшой просвет. ќбщий вид. ѕосле реставрации

Ќовый Ёрмитаж. Ѕольшой просвет. ќбщий вид. ѕосле реставрации

Ќа очереди реставрационный ремонт двенадцати залов второго этажа северо-западной части дворца, зан€той экспозицией ќтдела русской культуры, ћалой церкви «имнего дворца и јванзала. Ёти работы по плечу замечательным умельцам —пециальных научно-производственных мастерских Ёрмитажа, многие из которых отдали делу реставрации двадцать, а некоторые и тридцать лет жизни.
†††††††††† †



ќт: ћаксименко ¬.ј.





5373 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века - ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века в ѕетербурге (продолжение) »