Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 4, 2014

Глава третья

Реставрация памятников архитектуры середины XVIII века

Реставрация памятников архитектуры середины XVIII века
 

 

 
В середине 30-х годов XVIII века относительная сдержанность и скупость декоративных средств архитектуры петровской эпохи постепенно сменяются пышностью и богатством форм, присущими стилю развитого барокко. В тот же период ведутся работы над проектом дальнейшего перспективного развития города, которые возглавил выдающийся русский архитектор П. М. Еропкин.




С 40-х годов XVIII столетия наступает новый подъем строительной деятельности. Избавление от засилья иностранных временщиков, рост национального самосознания, повышение престижа и роли России на международной арене создали благоприятную обстановку для развития отечественного зодчества, одной из задач которого являлась впечатляющая демонстрация и прославление мощи, величия и богатства Российского государства. Весь арсенал архитектурных приемов и средств, живопись и скульптура служили не только для удовлетворения тщеславия знати, но прежде всего они были подчинены главной, основной цели, метко определенной выражением крупнейшего мастера той эпохи Б. Ф. Растрелли,— «единой славе всероссийской».

Господство стиля барокко и развитие в нем все большей парадности и декоративности как нельзя лучше отвечали веяниям и требованиям эпохи. Дворцы, усадьбы и храмы, созданные в 40—60-х годах XVIII столетия в Петербурге и его пригородах, по своему размаху, великолепию и своеобразию подчас превосходили все, что строилось в этот период в Западной Европе, стали образцами для подражания и повсеместного распространения барочной архитектуры на территории всей России.

Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой функциональности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией разнообразных декоративных форм, их многоцветием, традиционно развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность. В середине XVIII столетия возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самобытными решениями, повсеместно сменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во «флорентийском духе». Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над стихией и природой, неиссякаемость его творческих возможностей — находят убедительное выражение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных анфилад парадных помещений. В интерьерах — обилие проемов, зеркал, орнаментика, сплошь покрывающая стены, живописные плафоны, раскрывающие объем залов в высоту, создают иллюзию отсутствия ограждающих стен и перекрытий, ощущение безграничности пространства.

Теснейшее творческое сотрудничество зодчих со скульпторами, художниками-декораторами, замечательными русскими мастерами резьбы по дереву и камню позволило достигнуть такого синтеза искусств, в котором исключительно полно проявлялись богатейшие возможности каждого из них, и все они сливались в единый торжественно-мажорный образ. Зодчие этого периода, каждый по-своему, развивают в архитектурном облике своих сооружений декоративные возможности стиля барокко, но лежащая в основе их творчества ордерная система и четкая рациональность планов создают предпосылки для перехода к классицизму.

Архитекторы С. И. Чевакинский, А. В. Квасов, Ф. С. Аргунов и блистательный зодчий Б. Ф. Растрелли придали Петербургу пышный нарядный облик, многокрасочность которого оттенялась северной природой, просторами Невы и ее притоков.

К началу 60-х годов происходит смена вкусов и воззрений на задачи архитектуры, стиль барокко как бы исчерпывает свои возможности. Некоторые зодчие еще, словно по инерции продолжают строить в прежних традициях, но уже ищут новых путей и переходят к строгости и логической величавости классицизма, хотя переход этот осуществляется постепенно. К таким мастерам переходного периода нужно отнести Ю. М. Фельтена и А. Ринальди, творчество которых вначале еще тесно связано с традициями барокко; в какой-то мере это относится и к Ж.-Б. Валлен-Деламоту.

В ходе дальнейшего развития и реконструкции города многие здания и сооружения периода барокко были разобраны и перестроены, другие оказались запущенными и заброшенными, но лучшие из них по-прежнему украшали панораму Петербурга и органично включались в позднее создаваемые ансамбли, определяя его художественный облик.

Сочетание дворцов и зданий периода барокко и зданий классического стиля придает архитектурному пейзажу города на Неве особую контрастную выразительность. Страшные разрушения от бомб, снарядов, тяжелейших условий блокады в период Великой Отечественной войны нанесли огромный ущерб шедеврам этого периода развития города. Однако реставрация произведений архитектуры русского барокко обеспечила дальнейшее существование этих памятников и тем самым сохранение в облике Ленинграда тех черт, которые подсказали А. С. Пушкину эпитет «город пышный».

 
АНСАМБЛЬ СМОЛЬНОГО

Ансамбль Смольного, любовно оберегаемый ленинградскими реставраторами, представляет собой образец гармоничного сочетания произведений барокко и классицизма.

С волнением всматриваются люди в величавое здание бывшего Смольного института и установленный перед его фасадом памятник В. И. Ленину. Этот памятник и мемориальные доски напоминают о том, что в Октябрьские дни 1917 года здесь был штаб революции, что именно здесь 25 октября (7 ноября) была провозглашена Советская власть.

Здание бывшего Смольного института — лишь часть изумительного ансамбля. История его создания восходит к первым годам освоения приневских земель. На левом берегу Невы, где ныне находится ансамбль Смольного, в XV веке существовал новгородский посад, именовавшийся Спасовщиной. С начала XVII века и до 1703 года здесь располагалось шведское поселение и укрепление — форт «Сабина», построенные на месте уничтоженного русского посада.

Освободив невские берега от захватчиков, Петр приказал форт срыть, а невдалеке оборудовать обширный склад для варки и хранения запасов смолы, необходимой русскому флоту; так возник «Смоляной двор». Вскоре в отдалении от Смоляного двора для Петра I устроили попутный дом с садом — Смольный дом. Построенный в 1720-х годах на его месте дворец Екатерины I, существовавший до 1760-х годов, носил то же название.

Пропилеи Смольного. Маскировка - Реставрация памятников архитектуры середины XVIII века в Петербурге (Ленинграде)

Пропилеи Смольного. Маскировка

Именно здесь, на месте Смоляного двора, императрица Елизавета Петровна приказала основать Воскресенский Новодевичий монастырь. Проект и модель монастыря с собором, который, несмотря на официальное название, продолжали именовать Смольным, создал Б. Ф. Растрелли. 30 октября 1748 года состоялась торжественная закладка главного монастырского храма, а весной следующего — развернулись строительные работы. Но только в 1761 году Б. Ф. Растрелли приступил к подготовке внутренней отделки. Однако смерть Елизаветы Петровны привела к приостановке строительства, и почти три года собор стоял недостроенный. Лишь в 1769 году закончили купола и декор фасадов, но до отделки интерьеров дело так и не дошло. Более полувека огромное пустующее здание собора простояло заброшенным, ветшающим. Наконец в 1828 году было дано распоряжение довести строительство собора до конца. Оно было выполнено в течение семи лет по проекту В. П. Стасова, который осуществил отделку его интерьера. Одновременно он включил монастырские корпуса и здание собора в городской ансамбль, создав перед ним площадь и установив эффектную чугунную ограду.

Задолго до работ В. П. Стасова, в 1765—1775 годах, архитектор Ю. М. Фельтен присоединил к ансамблю монументальное здание Александровского института. Выразительнейший аккорд в объемно-пространственную композицию ансамбля внес Д. Кваренги, соорудив рядом в 1806—1808 годах благородно-строгий Смольный институт. Сочетание стоящих рядом выдающихся сооружений барокко и классицизма еще сильнее подчеркивает их художественные достоинства.

Пропилеи Смольного. После реставрации

Пропилеи Смольного. После реставрации

Полное завершение ансамбль Смольного получил уже в советское время, в 1923—1924 годах, когда перед его главным фасадом распланировали сад и по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха соорудили удивительно пропорциональные пропилеи, оформляющие перспективу на центральный портик Смольного. Тогда же были проведены первые реставрационные работы во всех строениях ансамбля.

В блокадные годы бережно сохраняемой архитектуре ансамбля был нанесен значительный ущерб. Осенью 1941 года большая фугасная бомба попала в юго-западный корпус каре монастыря, прилегающий к угловой башне, и почти полностью разрушила его — от здания остались лишь фундаменты и часть наружной стены, обращенной во двор. Повреждения получили и другие строения Смольного монастыря.

Начиная с 1946 года во всем его комплексе велись планомерные реставрационные работы, как по фасадам, так и по интерьерам. В 1953 году по проекту архитектора И. Н. Бенуа, созданному на основе изучения графических материалов и обмеров сохранившегося симметричного корпуса, разрушенный юго-западный корпус был полностью восстановлен.

В 1974—1975 годах реставраторы вели весьма сложные работы по интерьерам северного корпуса Смольного монастыря. С особой тщательностью производилась ими расчистка подлинного скульптурного декора середины XVIII столетия — рельефного плафона парадной лестницы с виртуозно проработанной по рисунку и моделировке лепкой.
 
Ансамбль Смольного монастыря. Юго-западный корпус. Разрушения - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века

Ансамбль Смольного монастыря. Юго-западный корпус. Разрушения

 
Реставрация выявила и еще больше подчеркнула художественную уникальность скульптурной обработки коридора-галереи и ее мощных консолей с горельефными масками.

Смольный собор долгие годы оставался лишь объектом внешнего экскурсионного осмотра, а его помещения использовались для хозяйственных нужд, совершенно не отвечающих назначению памятника. Поэтому ленинградская общественность неоднократно поднимала вопрос об его музеефикации. В связи с этим в 1969 году Ленгорисполком принял решение, определившее новую судьбу памятника архитектуры — собор стал филиалом Музея истории Ленинграда, новым огромным экспозиционным залом.

В специализированной мастерской № 9 института Ленпроект архитекторы И. Г. Капцюг и В. К. Якоби разработали проект реставрации с элементами реконструкции, необходимыми для нового назначения здания. Все современные технические проблемы решались исходя из приоритета художественной ценности подлинного памятника и улучшения условий его эксплуатации. Именно этого постоянно добивалась от проектировщиков и строителей архитектор ГИОП М. М. Налимова.
 
Ансамбль Смольного монастыря. Юго-западный корпус. После реставрации

 
Ансамбль Смольного монастыря. Юго-западный корпус. После реставрации
 
Ансамбль Смольного монастыря. Угловая церковь

Ансамбль Смольного монастыря. Угловая церковь

 
Ансамбль Смольного монастыря. Башня ограды - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века

Ансамбль Смольного монастыря. Башня ограды
 
Ансамбль Смольного монастыря. Угловая церковь. 1986 г. - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века

Ансамбль Смольного монастыря. Угловая церковь. 1986 г.
 
Большая группа архитекторов и инженеров трудилась над проектами отопления, вентиляции и благоустройства. Для того чтобы в кратчайшие сроки выполнить обширный объем разнообразных и весьма сложных работ, к восстановлению привлекли несколько строительных организаций, основными из которых были трест Фасадремстрой, Специальные научно-реставрационные производственные мастерские и Дормост.

Чтобы реставрировать интерьер и воссоздать утраченные элементы его декоративной отделки, пришлось смонтировать 60-метровые леса. Мастера-реставраторы оштукатурили и окрасили своды, пилоны и стены собора, восполнили утраты лепки, восстановили резные дубовые двери, медные выколотные детали балкона и жирандолей. К зданию подвели теплотрассу, водопровод, канализацию, установили вентиляционное оборудование для его воздушного отопления. Все инженерные сети, проложенные в соборе, совмещены, что позволило в минимальной степени нарушать кладку стен. Реставрированные оконные переплеты были заполнены армированным стеклом. Благоустроили также территорию, прилегающую к собору. Самым интересным с точки зрения реставрации в благоустройстве было мощение парадного двора. Булыжная вымостка — чрезвычайно характерный компонент архитектурного пейзажа XVIII—XIX веков. Поэтому ее решили сохранить перед Растреллиевской постройкой, чтобы не нарушать стилистической целостности ансамбля. Однако эта задача оказалась не столь простой при ее практическом воплощении.
 
Ансамбль Смольного монастыря. Угловая церковь. Реставрация купола - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века

Ансамбль Смольного монастыря. Угловая церковь. Реставрация купола
 
Ансамбль Смольного монастыря. Общий вид. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века

Ансамбль Смольного монастыря. Общий вид. После реставрации ( фото: © mosarchinform.ru )
 
Ансамбль Смольного монастыря. Вдовий корпус. Галерея второго этажа. После реставрации

Ансамбль Смольного монастыря. Вдовий корпус. Галерея второго этажа. После реставрации
 
Ансамбль Смольного монастыря. Вдовий корпус. Галерея второго этажа. В процессе реставрации

Ансамбль Смольного монастыря. Вдовий корпус. Галерея второго этажа. В процессе реставрации
 
В наш век опытный мостовщик — редкая профессия. Пришлось для замощения создавать бригаду из пятнадцати человек, собранных из разных дорожно-эксплуатационных управлений Ленинграда. Обратились даже к ветеранам-дорожникам. Возглавил бригаду шестидесятилетний Григорий Степанович Костюков, профессиональный мостовщик с 1927 года. Тридцатью годами измерялся стаж и шестидесятидвухлетнего мостовщика Ильи Федосеевича Сидоркевича. Большой опыт имели М. В. Макаревич, Н. П. Дорожка, С. П. Куприянова. Вместе с ними трудились и молодые мастера, которые освоили искусство мощения.

Заметным событием в культурной жизни города явилось завершение реставрации собора Смольного монастыря, где 1 мая 1974 года открылась выставка «Ленинград сегодня и завтра». Создание в стенах бывшего Смольного собора экспозиции, посвященной современному Ленинграду и перспективам его развития, явилось разумным и умелым решением сложного вопроса о новом использовании культового здания, обеспечило возможность ознакомления с его интерьером.

Бережно охраняемое и мужественно защищенное в годы Великой Отечественной войны здание Смольного института, выдающееся творение Д. Кваренги, в послевоенные годы тщательно реставрировалось и вместе с тем было тактично приспособлено для нормальной деятельности находящихся в нем организаций. Разносторонние реставрационные работы велись в здании Смольного института на протяжении 1974—1982 годов.

Были реставрированы его фасады, главная лестница, многие помещения. В 1982 году произведена реставрация Актового зала, где реконструировали все системы инженерного обслуживания, расчистили капители колонн и лепку, окрасили потолок и стены, изготовили паркетный пол.

Итогом систематических многолетних мероприятий по поддержанию сохранности бывшего Смольного института стало прекрасное состояние этого здания, являющегося не только выдающимся архитектурным сооружением, но и всемирно известным памятником Великого Октября, связанным с жизнью и деятельностью В. И. Ленина.
 
 
 




От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Кикина палаты - реставрация памятников архитектуры первой трети 18 века - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда Зимний дворец - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда »

Отказ от ответственности (Disclaimer)