Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Апрель 11, 2017

Церковная архитектура ренессанса в Италии

Важнейшее новшество церковной архитектуры ренессанса заключалось в отказе от ритуальной системы продольного здания; прообраз наиболее совершенной формы здания для христианского храма видели в здании центрального типа 1. Его предшественники — круглые и многоугольные здания римских, древнехристианских и романских времен — еще стояли по большей части перед глазами. Центральное здание обладало со стороны архитектурного пространства величественностью, единством, равенством измерений, удачным распределением света и гармоничным членением внутри и снаружи. Ядро здания, увенчанное куполом, образует центральное помещение круглого, многоугольного или квадратного плана; к среднему помещению примыкают четыре перекрытых цилиндрическими сводами конца креста, кружные ходы или венок капелл. Однако господство центральной системы не было безраздельным и даже — если не ограничиваться главными произведениями высокого ренессанса — не было преимущественным по сравнению с системой продольного здания. Последняя была слишком тесно связана с укоренившейся веками традицией, чтобы могло исчезнуть представление о ней, как об истинной форме христианского храма. К тому же схема центрального здания была слишком связанной, она неудобна для расширения здания, для пристройки капелл и дополнительных помещений, она неудобна и для свободного развития фасада церкви, а развитию фасада, как и прежде, придавали особое значение. Итак, в эпоху раннего ренессанса наряду с базиликами, перекрытыми плоским потолком или крестовым сводом, развивалась новая композиция храма — центральное здание; во времена высокого ренессанса центральная композиция достигла почти полного совершенства. В позднем ренессансе перешли к соединению центрального здания с продольным зданием по следующей схеме: центральное здание представляло собою хор, к которому примыкало продольное здание. В отдельных церквах ренессанса можно видеть разнообразные варианты плана и разреза, но характерными остаются всегда: цельность пространства купола над средним помещением или трансептом и ренессансная система архитектурного оформления.

Основной схемой зданий продольного типа была трехкораблевая базилика в том виде, как она выработалась в романском искусстве, с романскими пропорциями в отношении ширины среднего и боковых кораблей, в отношении расположения опор и разделения свода на звенья. Своды применялись во всех нефах или только в боковых; в последнем случае, средний неф перекрывался плоским деревянным потолком или — почти исключительно в раннем ренессансе — открытой системой стропил. К типу «зальной» церкви с опорами ренессанс относился в общем отрицательно. В конструкции сводов он был смелее средневековья.

Основной схемой зданий продольного типа была трехкораблевая базилика в том виде, как она выработалась в романском искусстве, с романскими пропорциями в отношении ширины среднего и боковых кораблей, в отношении расположения опор и разделения свода на звенья. Своды применялись во всех нефах или только в боковых; в последнем случае, средний неф перекрывался плоским деревянным потолком или — почти исключительно в раннем ренессансе — открытой системой стропил. К типу «зальной» церкви с опорами ренессанс относился в общем отрицательно. В конструкции сводов он был смелее средневековья. Орденские церкви, рассчитанные на простор, строятся по большей части в один корабль с рядами капелл по его сторонам и плоским потолком. Начиная с середины XVI века, такие однонефные композиции встречаются и в приходских церквах, перекрывающихся одним цилиндрическим сводом с вклинивающимися над окнами распалубками или рядом плоских куполов, расположенных по продольной оси. Однонефные сводчатые церкви, расширенные боковыми рядами капелл, сделались в конце-концов господствующим типом католического храма. Башни и в эпоху ренессанса в Италии стоят по большей части изолированно рядом со зданием; лишь в XVI веке композиция церковного здания предусматривает иногда включение двух башен.

Особое внимание уделялось в эпоху ренессанса сакристиям, которые располагались с северной стороны церкви в углу между трансептом и хором и служили хранилищами для церковной утвари и книг и помещениями для отдыха духовенства до и после богослужения. Сакристии трактуются чаще всего как самостоятельные пристройки и притом преимущественно, как маленькие центральные здания, нередко богато украшенные (рис. 10 и 15).

Церковная архитектура ренессанса в Италии

 

Рис. 15. Сакристия и церковь с. Сатиро, Милан.

Построение однонефных церквей обнаруживает членение стен пилястрами или колоннами; между ними над капеллами или оконными отверстиями перекинуты архивольты. В зданиях многонефного типа носителями средних стен и потолков становятся (главным образом в раннем ренессансе) колонны с античными антаблементами и архивольтами; вместо колонн употребляются иногда восьмиугольные столбы. В эпоху высокого и позднего ренессанса внутренние свободно стоящие опоры представляют собою, чаще всего, четырехугольные столбы (рис. 16) с приложенными полуколоннами или пилястрами, которым отвечает аналогичное членение стены. Над столбами нередко поднимаются переброшенные через корабль пояски; они делят свод на звенья. В Северной Италии стены часто облицовывают естественным отшлифованным камнем - песчаником, а иногда строители ограничиваются белой штукатуркой; зато на юге Италии стены представлют зрелище цветного великолепия. Престолы и особенно надгробия оформляются с исключительной, декоративной роскошью, говорящей о тщеславии, времени. Их конструкция и деталировка следуют архитектурной системе ренессанса; особенно тщательно разрабатываются живописные и пластические украшения.


Церковная архитектура ренессанса в Италии

 

Рис. 16. Интерьер церкви с. Джиустина, Падуя

Наружная архитектура сохраняет вначале средневековую систему в одежде новых, ренессансных форм. Как и в средневековье, она исполняется по большей части путем последующей инкрустации 1 и ограничивается в основном передним фасадом и зданиями хора и купола. Боковые фасады в эпоху раннего ренессанса оставались всегда простыми, без архитектурных членений; лишь в течение XVI столетия они приобретают скромно трактованную отделку пилястрами. Главные фасады следовали вначале античным формам римских, триумфальных арок с высоким пьедесталом, подымающимся, над ним ордером и увенчивающим ордер фронтоном (рис. 17). Позднее (впервые в соборе в Пьенце, 1462 г.), вероятно, с целью создать возвышенную лоджию для благословения, фасад церкви строится в два этажа. В случае базиликальной схемы архитектурное оформление фасада представляло следующую трудность: низким односкатным крышам боковых кораблей надлежало придать в передней вертикальной плоскости законченное завершение. Самое простое решение задачи заключалось в том, что к передней стене среднего нефа приделывали полуфронтон (с круто поднимающимся карнизом). В случае круглых крыш применялась, конечно, также форма четверти круга. В качестве завершения односкатной крыши Альберти применил в с. Мариа Новелла во Флоренции (закончено в 1470 г.) волюту и создал таким образом мотив, нашедший в позднем ренессансе щедрое, часто чрезмерное применение. В таком оформлении фасада наружная архитектура слабо выражает или вовсе не выражает внутреннего разреза здания, и поэтому она удовлетворяет лишь отчасти. Счастливее те решения, в которых фасады завершаются прямо по форме крыши и в частности полукружием или четвертями круга, как в некоторых церквах Венеции и островов Адриатического моря (рис. 18). Хотя в оформлении порталов, окон и т. п. зрелый ренессанс держался классических принципов, в остальном, церковная архитектура отличается таким же богатством новых форм, как и светская. Родственные церквам монастыри обнаруживают средневековую группировку зданий, однако, благодаря красоте и разнообразию галерейной архитектуры колонных дворов, художественное значение монастырей снова растет. Монастыри более высокого ранга представляют собою часто обширные здания, соревнующиеся в убранстве отдельных помещений с дворцами магнатов.

Церковная архитектура ренессанса в Италии

Рис. 17. Фасад церкви с. Андреа, Мантуя.

 


Церковная архитектура ренессанса в Италии

Рис. 18. Собор в Лезине (Далмация).

 


Церковная архитектура ренессанса в Италии

Рис. 19.Палаццо Префетиццио в Виченце.


История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.
 

ещё:

 





От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура ренессанса в Италии Гражданская архитектура ренессанса в Италии »

Отказ от ответственности (Disclaimer)