Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Декабрь 14, 2016

Периоды греческой архитектуры

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (776—476 гг. до н. э).

Наиболее сохранившимися памятниками архитектуры раннего пери­ода являются многочисленные руины храмов на западе, в Великой Греции; они большей частью периптеральны, с длинной, вытянутой узкой целлой и нередко с доступной через нее задней комнатой (adyton); целла первоначально однонефна или, как например, в так называемой базилике в Пестуме, с одним рядом колонн посередине; во внешней конструкции—массивные формы, колонны с сильным сужением и необычайно сильным энтазисом; тяжеловесный и еще не вполне разработаннный антаблемент, в целом — неуверенность в пропорциях.

а) Дорические памятники. В нижней Италии и Сицилии: в Пестуме (Посейдонии) так называемая базилика, периптеральное сооружение с 9:18 колоннами, и несколько более поздний храм Цереры (Деметры) с 6:13 колоннами; капители еще с выкружками, время возникновения — около середины VI столетия. В Селинунте стояли семь храмов, в большинстве периптеральных, из них четыре (храмы С, D, F и G)—VI столетия, все разрушены землетрясением. В Джирдженти (Акрагас, Агригент) храм Геракла (в 6:15 колонн). В Помпее древнегреческий храм на Forum triangulare, псевдопериптеральное сооружение с 7:11 массивными колоннами, с далеко выдающимися выпуклыми капи­телями и с шейкой в виде выкружки. В Сиракузах храм Зевса и на близлежащем острове Ортигии храм Аполлона.




 

 

Кареатида из Эрейхтиона

В Греции: храм Геры (Герайон) в Олимпии7 наиболее ранний пример дорической конструкции, периптерос с 6 :16 колоннами; величина 19,50 м; первоначально деревянное сооружение, относящееся ко времени 700 г. Деревянные колонны мало помалу заменялись каменными; древнейшие капители еще имеют под широким эхином желобчатый вырез (1). Храм на Коринфском акрополе периптерос с 6 : 15 необычайно тяжеловесными колоннами (высота примерно 4,5 нижних диаметра), в которых, однако, желобчатый вырез на шейке уже отсут­ствует. Храм на Эгине, посвященный Афине или, быть может, Артемиде, периптерос с 6 : 12 колоннами, начала V столетия; колонны относительно широко расставлены и стройны, но еще со старинными разлатыми, широкими капителями; знаменитые фронтонные группы в Мюнхене.

В Малой Азии храм в Ассосе на эолийском берегу, с 6 :13 колоннами, на стволах которых вырезаны только 16—18 каннелюр.

б) Ионические памятники. Наиболее раннее произведение—храм Геры на острове Самосе, построенный в V столетии из мрамора Ройком и Феодором с Самоса; от его колонн остались, однако, лишь ничтожные обломки. Тот же Феодор начал также храм Артемиды в Ефесе, колоссальный диптерос 75/142 м с колоннами 18м в высоту и архитравными балками 10 м в длину, прославленное архитектурное чудо древнего мира, подлинными строителями которого называют Херсифрона и его сына Ментогена, который, однако, довели до его завершения столетием позднее зодчий Пайоний и руководитель работ Деметрий. По преданию, этот храм был подожжен и разрушен безумным Геростратом, но затем вновь отстроен Александром Македонским. Около Милета знаменито святилище Аполлона Дидимского, тоже колоссальное сооружение, от которого после его разрушения персами в 492 г. остались лишь обломки огромных сидячих статуй, поставленных по обеим сторонам подхода к нему, подобно рядам сфинксов перед египетскими храмами (после персидских войн храм был опять возобновлен).

К сакральным сооружениям следует также отнести сокровищницы в Олимпии и в Дельфах, которые основывались в качестве архитектонических жертвоприношений отдельных государств; выполнялись обычно из отечественного камня и ставились в Олимпии в священной роще, а в Дельфах — на священной территории оракула. Уже по этой причине, а, кроме того, по их богатому пластическому украшению они представляют собой важную с художественно-исторической точки зрения группу архитектурных сооружений. Они имеют входные портики с колоннами и фронтоном наподобие храмов в антах, но отличаются от последних уже своим расположением перпендикулярно главному направлению храмов: храмы направ­лены с запада на восток, сокровищницы же—с юга на север (ср. рис. 56).

(1)    Древнейшим дорическим храмом был, согласно греческому преданию, аргивский храм Геры, около Микен. О его устройстве нельзя себе, однако, составить никакого надежного представления на основе открытых недавно скудных остатков.

ПЕРИОД РАСЦВЕТА (476—338 гг. до н. э.)

С персидскими войнами—событием величайшего исторического значения — Греция вступает в ту блестящую культурную эпоху, художественное развитие которой не знает себе равных в истории. Вслед за отражением военного натиска Востока из греческой, художественной формы исчезают последние следы восточных элементов; греческая архитектура получает проясненное, чисто национальное оформление.

Греческий орнамент (меандр, набегающая волна, лента розеток, цветочная лента)


Рис. 51. Греческий орнамент (меандр, набегающая волна, лента розеток, цветочная лента)

Дорический стиль, как в колониях Великой Греции, так и в метрополии вступает в период своей полной зрелости. Однако центр тяжести художественно­исторического развития, ровно, как и политической истории, лежит на отечественной почве, в Афинах. Здесь эллинское искусство поднимается до высшей точки совершеннейшей красоты и гармонии. В дорическом стиле исчезают последние отголоски старинной грубой суровости, которая преображается в радостную ясность и благороднейшую красоту. Ионический стиль достигает своего высшего расцвета; вскоре появляется также и коринфский стиль.

а) Дорические памятники. В Нижней Италии и Сицилии: в Селинунте, неупомянутые на стр. 52, храмы А, В и Е; в Джирдженти (Агригент), к сожалению, сильно развалившийся так называемый храм Юноны Лацинии; хорошо еще сохранившийся храм Конкордии, периптерос с 6 : 13 колоннами; храм Кастора и Поллукса, живописный угол которого был недавно вновь построен из сохранившихся остатков (восстановленный угол состоит из четырех колонн со стилобатом, антаблементом, началом фронтона и с отчасти хорошо еще сохранившейся штукатурной облицовкой); большой храм Зевса, псевдопериптерос, 56 м в ширину и 121 м в длину с 7 : 15 прислоненными к стенам целлы полуколоннами колоссальных размеров (в каннелюрах свободно может поместиться человек); внутри мощные пилястры, на которых (в верхней трети) стоят гигантские восьмиметровые атланты (мужские фигуры), поддерживающие потолок; ныне он представляет собою лишь огромную кучу обломков. В Сегесте (Егесте) сохранившийся еще со своим антаблементом и фронтонами, в свое время оставшийся, однако, незаконченным периптерос с 6 колоннами по фасаду. В Сиракузах храм Афины на острове Ортигии. В Пестуме большой средний храм, святилище Посейдона (рис. 53—55), периптерос с 6 : 14 колоннами, с портиком между антами в пронаосе, с открытым опистодомом на западной стороне, с трехнефной целлой, боковые нефы которой имеют два этажа (рис. 54), с лестницами,
ведущими на верхние галлереи. Метопы одинаковы, угловые колонны соответственно пододвинуты, архитектурные членения еще строги и серьезны. Храм Посейдона наряду с храмом Тезея на рыночном холме в Афинах является наилучше сохранившимся архитектурным памятником большого стиля из времен греческой античности. Еще и доныне он производит подавляющее и захватывающее впечатление посреди тихого, пустынного пейзажа.

В Греции: в Олимпии (рис. 56) большой храм Зевса, построенный элидским мастером Либоном в виде периптероса с 6:13 колоннами, с расположением в плане, похожим хахрамПосейдона в Пестуме — в стилевых формах, характеризующих еще переходное время от архаики к периоду расцвета. Там же храм матери богов, Метроон (М). В Рамносе в Аттике два дорических храма Немезиды: более ранний небольшой храм в антах и шестиколонный по фасаду периптерос с 12 колоннами на продольных сторонах, в наиболее зрелом аттическо- дорическом стиле. В Элевсине спроектированный Иктином около 440 г. храм для мистерий (telesterion); в Аргосе храм Геры, сооруженный около 423 г. Эвполемом на месте древнего святилища по аналогичному нормальному плану. В Немее большой храм Зевса, в Тегее храм Афины (Athena Alea), на острове Делосе большой храм Аполлона —все три в виде периптеросов с 6 колоннами по фасаду, среди них храм в Тегее интересен тем, что в нем применены все три ордера: в перистиле дорический, в пронаосе ионический и в целле коринфский. В Фига- лии вновь построенный около 430 г. по плану Иктина храм Апол-лона (рис. 34), периптерос с 6:15 колоннами, но с входной стороной на север, следовательно перпендикулярно к прежнему храму; внутри пять пар каменных кулис (поперечных стен), выступающих из продольных стен целлы: поперечные стены оканчиваются трехчетвертными ионическими, колоннами; по оси расположена одна колонна с коринфской капителью — древнейший известный пример. В этом храме встречаются впервые все три ордера. В Афинах так называемый храм Тезе я (Тезейон) на рыночной площади, построенный из пентелийского мрамора периптерос с 6:13 колоннами, наилучше сохранившийся из всех греческих храмов. (Нсу своего высшего и благороднейшего выражения аттическо-дорический стиль достиг в архитектуре афинского Акрополя (рис. 57 и 58), городского кремля, воздвигнутого на высокой платформе скалы около 300 м в длину и 130 м в ширину, а именно в Пропилеях и в храме Афины Парфенос — Парфеноне. Пропилеи представляют собою ворота, построенные Мнезиклом в 437—432 гг., к которым поднимается монументальная, широкая лестница; они состоят из среднего и двух боковых сооружений; среднее сооружение имеет по 6 дорических колонн на входной и на выходной сторонах, между которыми открывается чрехнефный проход с двумя рядами ионических колонн, по три колонны в каждом; оба боковых крыла имеют портики, открытые по направлению к выходу; левое крыло (большее) было занято пинакотекой (картинной галле- реей); правое крыло было несколько меньших размеров, вследствие находящегося по соседству храма Нике. Выполнение, подобно всем вообще памятникам на Акрополе, обнаруживает высочайшее художественное совершенство. Внутри, почти в центре Акрополя, стоял знаменитый уже в древности дор шеский храм Афины, целла которого имела в длину 100 футов (30,480 м), откуда и его название „Hekatompedon". В 480 г. он был разрушен персами, но позднее вновь восстановлен. Метрах в тридцати к югу от него начали тогда же строить храм, посвященный Афине-Палладе, но затем он снова был снесен, когда Перикл по совету великого скульптора Фидия дал заказ архитекторам Иктину и Калликрату построить на его месте посвященное

 

Греческие листья аканфа

 

Рис. 52. Греческие листья аканфа

Афине-Деве святилище из пентелийского мрамора. Так в 447—434 гг. был, воздвигнут, периклов Парфенон (рис. 59), наряду с Эрехтейоном благороднейший памятник греческой архитектуры, периптерос по верхней ступени 69,50 м в длину и 30,86 м в ширину с 8:27 колоннами. В Пар­феноне — два портика (amphipro- stylos), перистиль, пронаос и опистодом; трехнефная целла, в которой все внутренние ряды колонн состоят из двух поставленных друг над другом дорических ордеров; между целлой и опистодомом (со входом из последнего) находился собственно Парфенон, служивший либо культовым помещением, западной целлой, либо сокровищницей для хранения национальной казны. Колонны относительно стройны, с небольшим сужением и едва заметным энтазисом. Капитель состоит из тугого, почти по прямой линии профилированного эхина и лишь значительно выдающейся абаки (рис. 37, правая капитель). В Парфеноне дорическая архитектура достигает высшей точки своего развития.

Храм Посейдона в Пестуме (поперечный разрез)

 

Рис. 53. Храм Посейдона в Пестуме (поперечный разрез)

б) Ионические памятники. В Элладе ионический стиль предста­влен лишь сравнительно небольшими архитектурными произведениями. Зато тем больший масштаб принимают они в восточных колониях. На афинском Акропо- л е маленький храм Нике Ап те рос, построенный Калликратом на крайнем юго-западном выступе акропольской скалы) на­право от входа, тетра- стильное сооружение из пентелийского мрамора с передним и задним пор­тиками, с великолепным рельефным фризом. На внутреннем участке Акро­поля, у северного края его, — знаменитый Эрех- тейон (рис. 60). Неров­ности почвы повели здесь к красивому и живопис­ному расположению ча­стей здания,которое было окружено не перистилем, но открытыми портиками со всех четырех сторон.

Внутренний вид храма Посейдона в Пестуме

 

Рис. 54. Внутренний вид храма Посейдона в Пестуме

Главная часть здания представляет собою направленный на восток ионический простилос с шестью колоннами по фасаду, с трехнефной, но разделенной в середине поперек целлой, восточная часть которой была посвящена Афине Полиас (покровительнице города), западная — трем древне аттическим подземным божествам; последняя освещалась тремя окнами, высоко поставленными между полуколоннами в западной стене.

Храм Посейдона в Пестуме


Рис. 55. Храм Посейдона в Пестуме

К северной стене этой западной целлы примыкает открытый шести колонный портик с фронтоном; прекрасные «двери Эрехтейона» (рис. 61) ведут из портика в культовое помещение. К южной стене примыкает меньший «портик с корами» (рис. 50) — превышающими человеческий рост мраморными девами, которые поддерживают изящный антаблемент, состоящий лишь из архитрава, зубчиков и карниза (без фриза). Богатые капители северного портика представлены на рис. 42. В целом, Эрехтейон представляет собою несравненно прекрасное архитектурное произведение с величайшим благородством форм и тончайшим образом прочувствованными пропорциями и членениями; это вершина аттически - ионической архитектуры.

В Малой Азии—вновь отстроенный около 350 г. Дейнократом (Хейрократом) по старому плану, но в более свободных формах храм Артемиды в Ефесе, в котором колонны в нижней части стволов покрыты пластическими украшениями, очевидно под влиянием восточной облицовки колонн металлом. Пайоний, при содействии мастера Дафниса, совершенно заново отстроил разрушенный персами большой храм Аполлона Дидимского в Милете в виде колоссального диптероса с 10 : 21 колоннами, 20 м в высоту, на фундаменте с 13 ступенями (изображение внутренних стенных колонн на рис. 48). Однако закончен он был лишь в послеалександрийское время. В Ксанфе в Ликии — Памятник нереид, небольшой храм на высоком фундаменте, выстроенный, по - видимому, в качестве надгробного памятника, с 4 : 6 широко расставленными колоннами и двойной целлой. с богатым пластическим украшением на архитраве, но без фриза. В Троаде — храм Аполлона Сминфия, псевдопериптерос на высоком фундаменте, к которому поднималась, по всей вероятности, лишь одна лестница на фасадной стороне. В Приене — выстроенный Пифием храм Афины Полна с, колонный, ордер которого может считаться образцом созревшего азиатско - ионического стиля (рис. 45). Он был освящен, по - видимому, в 340 г. Александром Македонским и, следовательно, относится к последней ступени ионического стиля этой эпохи.

 

Альтис в Олимпии ( план ) Периоды, греческая архитектура


Рис. 56. Альтис в Олимпии ( план )

Коринфский стиль в классический период лишь редко применялся в храмовой архитектуре и то только внутри целлы. Наиболее ранний памятник, в котором встречаются коринфские колонны с наружной стороны (памятник Лизикрата), принадлежит уже к эллинистическому периоду.

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (338—146 гг. до н. э.)

Политическое величие Греции пришло в упадок с наступлением македонского владычества. Народ все более терял потрясенную уже новыми философскими идеями веру в богов и вместе с тем свои высокие идеалы. Сильно выраженное ранее национальное сознание отступило на задний план, и государственный строй потерял таким образом свою важнейшую основу.

Периоды, греческая архитектура

 

Рис. 57. Афинский Акрополь (план)

Олимпийские игры, правда, продолжали еще праздноваться, но уже не для того, чтобы служить богам, а ради них самих, для удовлеьтворения жажды зрелищ. Не государство, как таковое, ставило теперь перед искусством великие, монументальные задачи, а стремление к внешнему блеску правителей и влиятельных людей. Вместе с тем наступило небрежение к ясности и чистоте художественных законов. Дорический стиль приходит в упадок, колонны становятся очень высокими и стройными. У стволов в нижней трети отпадают каннелюры. Капитель, становится, явно мала и трактуется как несущественная деталь. В эхине нет уже более силы - профилируется он прямолинейно. Антаблемент делается очень низким. Триглифы становятся лишь орнаментальными деталями, которые находят себе место даже над ионическими колоннами (рис. 43). Вскоре начинаются всякого рода смешения стилей. Место староионической капители занимает диагональная. Коринфская капитель иногда еще осложняется фигурными украшениями. Появляются даже восточные колонны и формы капителей [египетская колонна с мотивом пальмы (рис. 10), персидская капитель с головами быков]. Фризы нередко делаются выпуклыми. В отдельных случаях (в больших воротах Ефесской гавани и в Термесском театре) колонны даже чисто декоративно придвигаются к стене и над ними делаются выступы общего антаблемента.

Но даже и после политического крушения Греции Афины еще долгое время пользовались благорасположением новых властителей, которые признавали высоту эллинской культуры и пытались воспринять ее и сделать себе полезной. Так греческое образование и греческое искусство растеклись вплоть до самых удаленных границ неизмеримой державы и стали общим достоянием культурных народов того времени. Эллинизм цивилизовал мир. В архитекторах новой державы проснулся еще раз порыв греческого гения, но он нашел себе почву уже не в метрополии, а в азиатских и африканских владениях, в особенности в пергамском царстве и в богатой торговой республике Родоса. В этих областях господствовали иные воззрения, иные потребности, иные средства; иным должно было, поэтому оказаться и художественное выражение. Греческая архитектура, как таковая, пришла в упадок. Строгая связанность ее форм должна была уступить место более свободной трактовке. Новые материалы были восприняты из местных традиций новых областей. Освобожденная от рамок закономерных систем, обогащенная новыми средствами, греческая архитек­тура приняла тот универсальный характер, который сделал ее мировым художественным языком, продолжавшим жить в римском, византийском, романском искусстве и в искусстве ренессанса вплоть до архитектуры новейшего времени.

Памятники. Строительство храмов не шло нога в ногу с великим подъемом строительной деятельности; по сравнению с задачами гражданской архитектуры оно в значительной мере отступило на второй план. В Афинах М. Коссутий (около 175 г.) выстроил на основе прежнего храма Олимпиейон, восьми колонный коринфский диптерос, — наряду с ефесским храмом Артемиды самый большой из всех греческих храмов. Однако он не был закончен. Ныне от него сохранились пятнадцать колонн, которые до сих пор поражают своей семнадцатиметровой высотою (рис. 62). Главная строительная деятельность эпохи развертывается в Малой Азии. В древнегреческой форме прямоугольных периптеральных храмов гениальный архитектор Гермоген соорудил около 200 г. до н. э. третий по величине ионический храм Малой Азии — храм Артемиды Лейкофрины в Магнезии, благородно разработанный псевдодиптерос на семиступенном основании; он же построил великолепный шести колонный по фасаду храм Вакха в Теосе.

Периоды, греческая архитектура


Рис. 58. Афинский Акрополь (реконструкция)

 

Периоды, греческая архитектура


Рис. 59. Парфенон в Афинах, вид с юго-востока

В других случаях предпочтение отдается круглым сооружениям; наиболее выдающимися из них являются: Филиппейон в Олимпии (PH на рис. 56), основанный царем Филиппом и возведенный в 337—334 гг. круглый периптерос на трехступенном основании, с 18 ионическими колоннами в перистиле, с расчленением внутренней стены целлы девятью коринфскими колоннами; в Эпидавре — прекрасное круглое здание (так называемое „Tholos") святилища Асклепия с наружным и внутренним кольцом колонных галерей и необычайно богатой орнаментикой на острове Самофраке — Арсиноейон, посвященное главным богам двухэтажное, круглое сооружение с одною лишь дверью в гладкой нижней части и с верхним этажом, расчлененным 44 пилястрами.

К сакральным архитектурным произведениям эллинистического периода причисляются также, в качестве подлиннейших его созданий, алтарные сооружения, наиболее блестящим примером, которых является алтарь Зевса в Пергаме. Это был монумент большого стиля, построенный около 180 г. до н. э. и состоявший из мощного основания: 37,70 : 34,60 м в плане и 9 м высоты, в которое, врезалась великолепная широкая лестница в 24 ступени. Она вела к платформе, на которой под открытым небом стоял алтарь для сжигания жертвоприношений, окруженный с трех сторон (а по другим реконструкциям — со всех сторон) ионическими колонными галлереями. Вокруг основания тянулся грандиозный рельефный фриз, 2,30 м высоты, изображающий борьбу богов с гигантами и причисляющийся к самым блестящим произведениям позднегреческой пластики. Из эллинистических архитектурных произведений нижней Италии следует упомянуть храм Аполлона в Помпее.

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

 

по теме:

Архитектура Древней Греции (основная статья)

Современная греческая архитектура

Современная архитектура Греции, фото

Гражданская архитектура древней Греции

Классическая греческая архитектура - храмы

Доэллинская (Микенская) архитектура

Парфенон

Эрехтейон (Erechtheion)

Акрополь, Афины

Храм Ромы и Авгуcта

Стили архитектуры

Этрусская архитектура

Памятник Агриппе, Акрополь, Афины

 





От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Классическая греческая архитектура - храмы Гражданская архитектура древней Греции »

Отказ от ответственности (Disclaimer)