|
Опубликовано: Декабрь 14, 2016Периоды греческой архитектурыАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (776—476 гг. до н. э).Наиболее сохранившимися памятниками архитектуры раннего периода являются многочисленные руины храмов на западе, в Великой Греции; они большей частью периптеральны, с длинной, вытянутой узкой целлой и нередко с доступной через нее задней комнатой (adyton); целла первоначально однонефна или, как например, в так называемой базилике в Пестуме, с одним рядом колонн посередине; во внешней конструкции—массивные формы, колонны с сильным сужением и необычайно сильным энтазисом; тяжеловесный и еще не вполне разработаннный антаблемент, в целом — неуверенность в пропорциях.
Кареатида из Эрейхтиона В Греции: храм Геры (Герайон) в Олимпии7 наиболее ранний пример дорической конструкции, периптерос с 6 :16 колоннами; величина 19,50 м; первоначально деревянное сооружение, относящееся ко времени 700 г. Деревянные колонны мало помалу заменялись каменными; древнейшие капители еще имеют под широким эхином желобчатый вырез (1). Храм на Коринфском акрополе периптерос с 6 : 15 необычайно тяжеловесными колоннами (высота примерно 4,5 нижних диаметра), в которых, однако, желобчатый вырез на шейке уже отсутствует. Храм на Эгине, посвященный Афине или, быть может, Артемиде, периптерос с 6 : 12 колоннами, начала V столетия; колонны относительно широко расставлены и стройны, но еще со старинными разлатыми, широкими капителями; знаменитые фронтонные группы в Мюнхене. ПЕРИОД РАСЦВЕТА (476—338 гг. до н. э.)С персидскими войнами—событием величайшего исторического значения — Греция вступает в ту блестящую культурную эпоху, художественное развитие которой не знает себе равных в истории. Вслед за отражением военного натиска Востока из греческой, художественной формы исчезают последние следы восточных элементов; греческая архитектура получает проясненное, чисто национальное оформление. Рис. 51. Греческий орнамент (меандр, набегающая волна, лента розеток, цветочная лента) Дорический стиль, как в колониях Великой Греции, так и в метрополии вступает в период своей полной зрелости. Однако центр тяжести художественноисторического развития, ровно, как и политической истории, лежит на отечественной почве, в Афинах. Здесь эллинское искусство поднимается до высшей точки совершеннейшей красоты и гармонии. В дорическом стиле исчезают последние отголоски старинной грубой суровости, которая преображается в радостную ясность и благороднейшую красоту. Ионический стиль достигает своего высшего расцвета; вскоре появляется также и коринфский стиль. а) Дорические памятники. В Нижней Италии и Сицилии: в Селинунте, неупомянутые на стр. 52, храмы А, В и Е; в Джирдженти (Агригент), к сожалению, сильно развалившийся так называемый храм Юноны Лацинии; хорошо еще сохранившийся храм Конкордии, периптерос с 6 : 13 колоннами; храм Кастора и Поллукса, живописный угол которого был недавно вновь построен из сохранившихся остатков (восстановленный угол состоит из четырех колонн со стилобатом, антаблементом, началом фронтона и с отчасти хорошо еще сохранившейся штукатурной облицовкой); большой храм Зевса, псевдопериптерос, 56 м в ширину и 121 м в длину с 7 : 15 прислоненными к стенам целлы полуколоннами колоссальных размеров (в каннелюрах свободно может поместиться человек); внутри мощные пилястры, на которых (в верхней трети) стоят гигантские восьмиметровые атланты (мужские фигуры), поддерживающие потолок; ныне он представляет собою лишь огромную кучу обломков. В Сегесте (Егесте) сохранившийся еще со своим антаблементом и фронтонами, в свое время оставшийся, однако, незаконченным периптерос с 6 колоннами по фасаду. В Сиракузах храм Афины на острове Ортигии. В Пестуме большой средний храм, святилище Посейдона (рис. 53—55), периптерос с 6 : 14 колоннами, с портиком между антами в пронаосе, с открытым опистодомом на западной стороне, с трехнефной целлой, боковые нефы которой имеют два этажа (рис. 54), с лестницами, ведущими на верхние галлереи. Метопы одинаковы, угловые колонны соответственно пододвинуты, архитектурные членения еще строги и серьезны. Храм Посейдона наряду с храмом Тезея на рыночном холме в Афинах является наилучше сохранившимся архитектурным памятником большого стиля из времен греческой античности. Еще и доныне он производит подавляющее и захватывающее впечатление посреди тихого, пустынного пейзажа. В Греции: в Олимпии (рис. 56) большой храм Зевса, построенный элидским мастером Либоном в виде периптероса с 6:13 колоннами, с расположением в плане, похожим хахрамПосейдона в Пестуме — в стилевых формах, характеризующих еще переходное время от архаики к периоду расцвета. Там же храм матери богов, Метроон (М). В Рамносе в Аттике два дорических храма Немезиды: более ранний небольшой храм в антах и шестиколонный по фасаду периптерос с 12 колоннами на продольных сторонах, в наиболее зрелом аттическо- дорическом стиле. В Элевсине спроектированный Иктином около 440 г. храм для мистерий (telesterion); в Аргосе храм Геры, сооруженный около 423 г. Эвполемом на месте древнего святилища по аналогичному нормальному плану. В Немее большой храм Зевса, в Тегее храм Афины (Athena Alea), на острове Делосе большой храм Аполлона —все три в виде периптеросов с 6 колоннами по фасаду, среди них храм в Тегее интересен тем, что в нем применены все три ордера: в перистиле дорический, в пронаосе ионический и в целле коринфский. В Фига- лии вновь построенный около 430 г. по плану Иктина храм Апол-лона (рис. 34), периптерос с 6:15 колоннами, но с входной стороной на север, следовательно перпендикулярно к прежнему храму; внутри пять пар каменных кулис (поперечных стен), выступающих из продольных стен целлы: поперечные стены оканчиваются трехчетвертными ионическими, колоннами; по оси расположена одна колонна с коринфской капителью — древнейший известный пример. В этом храме встречаются впервые все три ордера. В Афинах так называемый храм Тезе я (Тезейон) на рыночной площади, построенный из пентелийского мрамора периптерос с 6:13 колоннами, наилучше сохранившийся из всех греческих храмов. (Нсу своего высшего и благороднейшего выражения аттическо-дорический стиль достиг в архитектуре афинского Акрополя (рис. 57 и 58), городского кремля, воздвигнутого на высокой платформе скалы около 300 м в длину и 130 м в ширину, а именно в Пропилеях и в храме Афины Парфенос — Парфеноне. Пропилеи представляют собою ворота, построенные Мнезиклом в 437—432 гг., к которым поднимается монументальная, широкая лестница; они состоят из среднего и двух боковых сооружений; среднее сооружение имеет по 6 дорических колонн на входной и на выходной сторонах, между которыми открывается чрехнефный проход с двумя рядами ионических колонн, по три колонны в каждом; оба боковых крыла имеют портики, открытые по направлению к выходу; левое крыло (большее) было занято пинакотекой (картинной галле- реей); правое крыло было несколько меньших размеров, вследствие находящегося по соседству храма Нике. Выполнение, подобно всем вообще памятникам на Акрополе, обнаруживает высочайшее художественное совершенство. Внутри, почти в центре Акрополя, стоял знаменитый уже в древности дор шеский храм Афины, целла которого имела в длину 100 футов (30,480 м), откуда и его название „Hekatompedon". В 480 г. он был разрушен персами, но позднее вновь восстановлен. Метрах в тридцати к югу от него начали тогда же строить храм, посвященный Афине-Палладе, но затем он снова был снесен, когда Перикл по совету великого скульптора Фидия дал заказ архитекторам Иктину и Калликрату построить на его месте посвященное
Рис. 52. Греческие листья аканфа Афине-Деве святилище из пентелийского мрамора. Так в 447—434 гг. был, воздвигнут, периклов Парфенон (рис. 59), наряду с Эрехтейоном благороднейший памятник греческой архитектуры, периптерос по верхней ступени 69,50 м в длину и 30,86 м в ширину с 8:27 колоннами. В Парфеноне — два портика (amphipro- stylos), перистиль, пронаос и опистодом; трехнефная целла, в которой все внутренние ряды колонн состоят из двух поставленных друг над другом дорических ордеров; между целлой и опистодомом (со входом из последнего) находился собственно Парфенон, служивший либо культовым помещением, западной целлой, либо сокровищницей для хранения национальной казны. Колонны относительно стройны, с небольшим сужением и едва заметным энтазисом. Капитель состоит из тугого, почти по прямой линии профилированного эхина и лишь значительно выдающейся абаки (рис. 37, правая капитель). В Парфеноне дорическая архитектура достигает высшей точки своего развития.
Рис. 53. Храм Посейдона в Пестуме (поперечный разрез) б) Ионические памятники. В Элладе ионический стиль представлен лишь сравнительно небольшими архитектурными произведениями. Зато тем больший масштаб принимают они в восточных колониях. На афинском Акропо- л е маленький храм Нике Ап те рос, построенный Калликратом на крайнем юго-западном выступе акропольской скалы) направо от входа, тетра- стильное сооружение из пентелийского мрамора с передним и задним портиками, с великолепным рельефным фризом. На внутреннем участке Акрополя, у северного края его, — знаменитый Эрех- тейон (рис. 60). Неровности почвы повели здесь к красивому и живописному расположению частей здания,которое было окружено не перистилем, но открытыми портиками со всех четырех сторон.
Рис. 54. Внутренний вид храма Посейдона в Пестуме Рис. 55. Храм Посейдона в Пестуме К северной стене этой западной целлы примыкает открытый шести колонный портик с фронтоном; прекрасные «двери Эрехтейона» (рис. 61) ведут из портика в культовое помещение. К южной стене примыкает меньший «портик с корами» (рис. 50) — превышающими человеческий рост мраморными девами, которые поддерживают изящный антаблемент, состоящий лишь из архитрава, зубчиков и карниза (без фриза). Богатые капители северного портика представлены на рис. 42. В целом, Эрехтейон представляет собою несравненно прекрасное архитектурное произведение с величайшим благородством форм и тончайшим образом прочувствованными пропорциями и членениями; это вершина аттически - ионической архитектуры. В Малой Азии—вновь отстроенный около 350 г. Дейнократом (Хейрократом) по старому плану, но в более свободных формах храм Артемиды в Ефесе, в котором колонны в нижней части стволов покрыты пластическими украшениями, очевидно под влиянием восточной облицовки колонн металлом. Пайоний, при содействии мастера Дафниса, совершенно заново отстроил разрушенный персами большой храм Аполлона Дидимского в Милете в виде колоссального диптероса с 10 : 21 колоннами, 20 м в высоту, на фундаменте с 13 ступенями (изображение внутренних стенных колонн на рис. 48). Однако закончен он был лишь в послеалександрийское время. В Ксанфе в Ликии — Памятник нереид, небольшой храм на высоком фундаменте, выстроенный, по - видимому, в качестве надгробного памятника, с 4 : 6 широко расставленными колоннами и двойной целлой. с богатым пластическим украшением на архитраве, но без фриза. В Троаде — храм Аполлона Сминфия, псевдопериптерос на высоком фундаменте, к которому поднималась, по всей вероятности, лишь одна лестница на фасадной стороне. В Приене — выстроенный Пифием храм Афины Полна с, колонный, ордер которого может считаться образцом созревшего азиатско - ионического стиля (рис. 45). Он был освящен, по - видимому, в 340 г. Александром Македонским и, следовательно, относится к последней ступени ионического стиля этой эпохи.
Рис. 56. Альтис в Олимпии ( план ) Коринфский стиль в классический период лишь редко применялся в храмовой архитектуре и то только внутри целлы. Наиболее ранний памятник, в котором встречаются коринфские колонны с наружной стороны (памятник Лизикрата), принадлежит уже к эллинистическому периоду.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (338—146 гг. до н. э.)Политическое величие Греции пришло в упадок с наступлением македонского владычества. Народ все более терял потрясенную уже новыми философскими идеями веру в богов и вместе с тем свои высокие идеалы. Сильно выраженное ранее национальное сознание отступило на задний план, и государственный строй потерял таким образом свою важнейшую основу.
Рис. 57. Афинский Акрополь (план) Рис. 58. Афинский Акрополь (реконструкция)
Рис. 59. Парфенон в Афинах, вид с юго-востока В других случаях предпочтение отдается круглым сооружениям; наиболее выдающимися из них являются: Филиппейон в Олимпии (PH на рис. 56), основанный царем Филиппом и возведенный в 337—334 гг. круглый периптерос на трехступенном основании, с 18 ионическими колоннами в перистиле, с расчленением внутренней стены целлы девятью коринфскими колоннами; в Эпидавре — прекрасное круглое здание (так называемое „Tholos") святилища Асклепия с наружным и внутренним кольцом колонных галерей и необычайно богатой орнаментикой на острове Самофраке — Арсиноейон, посвященное главным богам двухэтажное, круглое сооружение с одною лишь дверью в гладкой нижней части и с верхним этажом, расчлененным 44 пилястрами. К сакральным архитектурным произведениям эллинистического периода причисляются также, в качестве подлиннейших его созданий, алтарные сооружения, наиболее блестящим примером, которых является алтарь Зевса в Пергаме. Это был монумент большого стиля, построенный около 180 г. до н. э. и состоявший из мощного основания: 37,70 : 34,60 м в плане и 9 м высоты, в которое, врезалась великолепная широкая лестница в 24 ступени. Она вела к платформе, на которой под открытым небом стоял алтарь для сжигания жертвоприношений, окруженный с трех сторон (а по другим реконструкциям — со всех сторон) ионическими колонными галлереями. Вокруг основания тянулся грандиозный рельефный фриз, 2,30 м высоты, изображающий борьбу богов с гигантами и причисляющийся к самым блестящим произведениям позднегреческой пластики. Из эллинистических архитектурных произведений нижней Италии следует упомянуть храм Аполлона в Помпее.
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.
по теме: Архитектура Древней Греции (основная статья) Современная греческая архитектура Современная архитектура Греции, фото Гражданская архитектура древней Греции Классическая греческая архитектура - храмы Доэллинская (Микенская) архитектура Памятник Агриппе, Акрополь, Афины
От: no,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)