Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Декабрь 14, 2016

Доэллинская (Микенская) архитектура

Наиболее ранние следы развитой микенской архитектуры Шлиман нашел на северо-западе малоазиатского полуострова под холмом щебня и мусора, около Гисарлика, у берегов Геллеспонта, на месте древней Трои. Здесь были открыты остатки нескольких городов, которые по очереди стояли на одном и том же месте.

Первый город был основан древними фригийцами, которые, по всей вероятности, в 3-м тысячелетии до н. э. перешли с Балканского полуострова через Геллеспонт. Второй слой принадлежит доисторической Трое. Вместе с руинами Тиринфа, Микен, Кносса, Феста и Аргоса он дает наиболее важные данные для освещения развития доэллинского искусства. Доисторическая Троя представляла собой кремль, возведенный на сравнительно маленькой площади, примерно в 8000 кв. м. Этот кремль был обнесен стеной, идущей неправильным многоугольником и подкрепленной башнеподобными контрфорсами. В нижней своей части, стена была сильно покатой и состояла из бутового камня с облицовкой из тщательно сложенной каменной кладки; верхняя же часть, толщиной 3,5—4 м, была сделана из необожженных глиняных кирпичей с деревянными вкладками как для продольного и поперечного крепления, так и в качестве угловых устоев, и с глиной или речным илом в качестве связующего материала. Из выстроенных в районе кремля домов одна группа, в которую открывался доступ через внутренние ворота, уже обнаруживает типичные основные черты позднейшего греческого, жилого дома; помещения для мужчин и для женщин расположены в отдельных, стоящих рядом зданиях; помещение для женщин состоит из открытого вестибюля с двумя лежащими друг за другом сравнительно маленькими комнатами; помещения для мужчин — из глубокого, образованного продолжением боковых стен, открытого спереди вестибюля, за которым находится большое, приблизительно 10 метров в ширину и 15 метров в глубину, помещение с очагом в середине — мужской зал, мегарон (рис. 25). Техника та же, что и во внешней стене кремля; перекрытие сделано при помощи круглых деревянных балок с глиняной обмазкой; колоннами оно еще не поддерживается. Этот второй слой, по-видимому, относится еще к 3-му тысячелетию.




Следующие поселения вплоть до шестого слоя оказываются постепенными расширениями первоначального кремля и свидетельствуют о развитии техники, начиная от позднего каменного века и кончая самой зрелой бронзовой культурой. К последней принадлежал шестой слой, соответствующий Трое, описанной в гомеровских поэмах. Он охватывает уже площадь в 20000 кв. м с пяти метровой в толщину стеной, тщательно сложенной из рядов правильно обработанных камней прямоугольного сечения. И во внутренних зданиях мы встречаем столь же солидную каменную технику. Расположение же в плане все еще такое же самое, как и в доисторической Трое второго поселения.
Значительный шаг вперед по сравнению с этим городом обнаруживает относящийся примерно к середине 2-го тысячелетия Тиринф. Он представляет собою одну из самых блестящих резиденций догомеровского времени и одно из главных созданий микенской культуры. Тиринфский кремль расположен на хребте возвышенности, поднимающейся над арголидской равниной, около 300 м в длину и 100 м в ширину, и разделяется на нижний кремль для гарнизона и слуг и верхний кремль с дворцом. Хорошо еще сохранившиеся стены верх­него кремля имеют толщину в среднем 7,5 м. Они сложены из мощных каменных блоков и содержат внутри ходы, напоминающие галереи, с дверями, ведущими в рядом лежащие помещения, по всей вероятности, кладовые для запасов (С на рис. 27). Их перекрытие имеет вид сходящегося треугольником свода, образованного выдвинутыми друг над другом слоями каменной кладки (рис. 26). Путь к самому дворцу (рис. 27) лежит через длинный, тянущийся внутри кремля и запертый крепостными воротами проход, который ведет к большим воротам-пропилеям Н и затем на просторный передний двор F. Отсюда через меньшие ворота К попадаешь на внутренний двор дома L, окруженный с трех сторон портиками; справа от входа, против дома, помещается алтарь А с жертвенником. Дом (мужской дом — andronitis) состоит из открытого портика с двумя колоннами (aithusa), находящегося за ним поперечного пространства (prodomos) и мужского зала М (megaron) с круглым очагом в центре и четырьмя деревянными, поддерживающими потолок колоннами. Над очагом, вероятно, находилось квадратное отверстие в потолке для пропуска света и для выхода дыма; возможно также, что оставлялись просветы между балками у края потолка. Узкие проходы окружают мужской дом и помещение для женщин, выходящее во двор. Последнее было устроено аналогичным образом, но было меньше и труднее доступно. Среди многочисленных побочных помещений находилась около мужского зала ванная комната с глиняной ванной. Предусмотрены были также кладовые и хозяйственные постройки, равно как мастерские для каменотесов, гончаров, золотых дел мастеров и т.п.

 



Рис. 25. Группа домов в доисторической Трое

В дворцовом ансамбле Микен мы встречаемся с теми же типами зданий, что и в Тиринфе. Главные ворота микенской крепостной стены украшены знаменитым рельефом со львами (рис. 28).

Большое значение для нашего знания доэллинского искусства имеют также результаты новейших раскопок на Крите, в царстве мифического царя Миноса. Этот наиболее южный из островов Эгейского моря был уже в доисторическое время средоточием высокой культуры, которая охватывала весь эгейский архипелаг и отголоски которой в виде отдельных изделий можно проследить даже в Египте и в Испании. Наиболее ранние, еще к 3-му тысячелетию относящиеся критские сооружения имеют круглую или овальную форму. Они сложены из необтесанного камня, без раствора и нередко разделены на отдельные помещения. Кое-где также на материке попадались аналогичные, круглые сооружения. Они являются непосредственными предшественниками круглых купольных гробниц.

После 2000 г. здания в плане делаются прямоугольными. Из дворцов открыты в большей своей части просторный «Дворец Миноса» в Кноссе и несколько меньший дворец в Фесте. Они существенно отличаются от аналогичных сооружений на материке. В последних, как мы видели, отдельные здания по своему расположению представляют собою одно строго замкнутое целое; они, по всей вероятности, всегда одноэтажны, трудно доступны, окружены крепкой крепостной стеной.

 

Доэллинская (Микенская) архитектура (греческая архитектура)

 

Рис.26. Сводчатый ход в крепостной стене Тиринфа

На Крите, наоборот, архитектура со­всем открытая, с многочисленными комнатами, которые непосредственно сообщаются друг с другом или связаны переходом с несколькими, расположенными друг над другом этажами (в Кноссе — четырьмя, обусловленными, возможно, понижением почвы) и тщательно построенными лестницами. Расположение комнат не следует никакому твердому правилу. Большие залы отсутствуют. Наиболее важные комнаты, по - видимому, представляли собою прямоугольные, средней величины, с двух или с трех сторон доступные залы со столбовыми опорами; этим залам предшествовали открытые портики с колоннами. Столбы были сложены из прямоугольных, точно друг над другом расположенных и обтесанных плит и оставляли между собою свободные проходы. Особый архитектурно-исторический интерес представляет колонная конструкция, выступающая здесь впервые в западной архитектуре. Ее развитие следует приписать самому критскому искусству, потому что применявшаяся им колонна обнаруживает совершенно иное оформление, чем составленная из растительных мотивов колонна египетская. Критские колонны имеют капитель, составленную из массивной подушки с выкружкой и с узким валом под нею, сильно суживающийся книзу стержень и низкую плиту в качестве основания.

Последняя сделана из камня, часто также и капитель. Стержень же был первоначально из дерева и удержал это характерное сужение к низу также и в своем позднейшем перенесении в камень (рис. 29). Это сужение легко объясняется из непосредственной постановки деревянного ствола таким образом, чтобы большее сечение было обращено к поддерживаемой нагрузке (как это мы видим еще и сейчас на столовых ножках). На капители лежала накладка в виде квадратной плиты или непосредственно архитравная балка, а на ней покоились концы круглых балок потолка (ср. также колонну на микенских львиных воротах, рис. 28). Конструкция здания напоминает материковую: основание состоит из каменных плит, верхняя часть из бута с вкладками из дерева и со стенами из обожженного кирпича. Стены покрывались штукатуркой и нередко раскрашивались; равным образом и набивные полы, имевшие часто фризы из каменных плит. Хорошо сложенные каменные лестницы связывают этажи друг с другом. Деревянные колонны, потолки и стенные фризы частично покрывались листовой бронзой или золотом. Обрамления дверей сделаны из известняка, цоколь наружных стен облицован алебастровыми плитами.

В середине 2-го тысячелетия критская колонная конструкция проникла с острова на материк. Колонны в качестве опор для перекрытия нашли себе применение как в привратных портиках, которые располагались по обеим сторонам крепкой, содержащей проход стены, так и во входных портиках дома, а также в мужском зале (Н и К, а также М на рис. 27). Их оформление, в общем, такое же, как на Крите. Выше мы уже рассмотрели типичный для материковых дворцов этого периода Тиринфский кремль.

Доэллинская (Микенская) архитектура (греческая архитектура)

 

Рис. 27. План крепости Тиринфа.

Критские дворцы были, в общем, более богатыми и блестящими, чем выстроенные на материке. Преимуществом последних, перед первыми, являются замкнутость композиции и ясное расположение мегарона, главного дворцового здания, которое, как мы увидим далее, сделалось прообразом также для классического греческого искусства. Материковая архитектура оказывает позднее обратное влияние на Крит. Различия стираются. Интересно отметить растущие требования хозяев микенских дворцов и достижения строителей в области техники. Дворцы позднего периода микенской культуры имеют прекрасную канализацию; выполнение конструкции из каменных плит стало на твердые ноги. От крепостной стены в Аргосе сохранилась еще многоугольная циклопическая кладка (1) из мощных, неправильной формы камней (рис. 30), тщательно стесанных в швах и на лицевой поверхности; во многих местах кладка выравнена по горизонтали, на углах же и на концах горизонтальная кладка является правилом — строительный прием, который далеко заходит в историческое время (2).

(1) - Колоссальные камни стен, происходящих из героических времен, заставляли греков приписывать их сооружение мифическим гигантам- циклопам
(2) – В эллинское время лейсбийцы славились своим умением переносить при помощи оттиска в свинце углы многоугольного камня на другой, подлежащий притеске. Об этом строительном приеме говорили, как о «лесбийском каноне».

Особое значение для архитектуры микенской эпохи имеют еще надгробные сооружения. Древнейшей формой погребений как на Крите, так и на материке являются шахты или камеры, высеченные в скалах или особо построенные. Царские гробницы в Кноссе состояли из нескольких прямоугольных камер, перекрытых сводом (как на рис. 26). В Микенах же во 2-м тысячелетии возникли мощные купольные гробницы, которые по своей монументальной разработке представляют собою новый архитектурный тип, имеющий не меньшее значение, чем египетские пирамиды и надгробные сооружения (tumulus’bi) лидийцев. Они еще сохранились в большом числе в виде подземных куполообразных, круглых сооружений со специальным проходом к ним и с вход­ной дверью, а в более крупных гробницах еще и с особым маленьким склепом рядом с главным помещением. Наиболее известным примером является ошибочно названная сокровищницей Атрея большая купольная гробница в Микенах, с нижним диаметром в просвете в 14,60 м, имеющая в высоту 13,30 м и перекрытая в форме стрельчатого свода горизонтальными, кверху суживающимися и скошенными слоями каменной кладки (рис. 31). В этих купольных гробницах были найдены не только куски колонн, но и утварь, оружие и украшения с богатой орнаментикой, в которой легко можно обнаружить многочисленные отголоски восточной культуры и влияние собственной высоко развитой металлотехники (в проволочных спиралях и рядах розеток). Трактовка звериных фигур и мастерски выдавленные из листового золота человеческие маски свидетельствуют о необычайно меткой наблюдательности.

Вершину расцвета микенского искусства следует отнести примерно к середине 2-го тысячелетия до н. э. С ним, по - видимому, совпадает также и блестящий период той героической эпохи, картину которой развернул впоследствии Гомер в своих поэмах: встречающиеся в них описания былых городов и царских дворцов в существенном подтвердились раскопками.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

 

Древнегреческая архитектура (основная статья)

Современная греческая архитектура

Современная архитектура Греции, фото

Гражданская архитектура древней Греции

Классическая греческая архитектура - храмы

Доэллинская (Микенская) архитектура

Парфенон

Эрехтейон (Erechtheion)

Акрополь, Афины

Храм Ромы и Авгуcта

Стили архитектуры

Этрусская архитектура





От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Восточноазиатская архитектура в Индии, Китае и Японии Классическая греческая архитектура - храмы »

Отказ от ответственности (Disclaimer)