Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Декабрь 14, 2016

Гражданская архитектура древней Греции


В течение всего архаического периода и периода расцвета храмы составляли главную задачу греческой архитектуры. В ходе V столетия начался постепенный подъем в развитии также и гражданской архитектуры, которая до того времени двигалась в весьма простых рамках; это развитие привело к тому, что она возвысилась до подлинно художественных архитектурных сооружений и в эллинистическую эпоху выступила на передний план художественных интересов. При высоком значении великих национальных праздников и происходивших во время них драматических представлений, игр и состязаний, тщательную разработку получили те сооружения, которые были предназначены для их устройства и для подготовительных к ним упражнений, т. е. театр и одеон для драматических и музыкальных представлений, стадион для состязающейся в беге молодежи, ипподром для конских состязаний, гимназии и палестры в качестве школ для тренировки юношества.

Необычайный подъем переживает в V столетии строительство новых и старых городов. В качестве постоянно повторяющихся форм архитектуры в них встречаются: здания городских советов — булевтерии, пританеи — государственные дворцы и стои, т. е. портики, окружавшие рынки и тянувшиеся вдоль целых улиц, нередко служившие также аудиториями. Наконец, и греческий жилой дом получил мало помалу свое типическое устройство. Немало значительного создали греки и в области утилитарных сооружений: зачастую великолепно обработанные фонтаны и бассейны и инженерно ехнические сооружения, нередко грандиозные и отличные гавани и городские укрепления. К чисто художественным архитектурным произведениям следует причислить также воздвигавшиеся в честь отдельных граждан монументы и надгробные памятники.

Греческий театр (рис. 63, 64) состоял в основном из трех частей: 1) длинного, узкого здания — сцены (1) (skene) с двумя выступающими вперед боковыми крыльями (параскениями) и проскенионом между ними; 2) расположенной под открытым небом орхестры, круглой, нередко полукруглой, реже подковообразной ровной площадки, с доступами (parodoi) от параскений, и 3) поднимающегося вокруг собственно театра (theatron, koilon, cavea) помещения для зрителей с концентрическими рядами мест для сиденья, которые обычно делились на ранги одним или двумя концентрическими проходами и вход на которые открывался по радиально расположенным лестницам (см. также планы и виды на рис. 57 и 58). Из необычайно многочисленных остатков греческих театров важнейшими являются: известный, как образцовое сооружение, законченный в правление Ликурга (338 — 326) театр Диониса в Афинах, от которого еще сохранились часть амфитеатра и прекрасные мраморные, почетные сиденья; театры в Сегесте, Сиракузах, Аспендосе, Эпидавре, Приене, на Делосе, в Магнезии, Термессе и эллинистической Помпее. Поблизости от более крупного театра находился по большей части также одеон (odeion), делавшийся в виде театра меньших размеров и предназначавшийся для музыкальных и лирических исполнений (план на рис. 57 и вид на рис. 58).

(1) Греческое название "сцены" не совпадает с русским: русской сцене соответ­ствует скорее греческий "проскенион".
 
Гражданская архитектура древней Греции


Рис. 60. Вид Эрехтейона с запада
 
Обрамление и карниз двери в Эрехтеионе


Рис. 61. Обрамление и карниз двери в Эрехтеионе


Стадион имел форму выравненного в естественном или искусственном углублении почвы прямоугольника примерно 200 м в длину и 22 м в ширину, нередко закругленного на обеих узких сторонах, с поперечными каменными полосами, отмечающими конец и начало бега. Наиболее знаменитые стадионы были в Афинах, Олимпии, Эпидавре и Мессене. Ипподром устраивался аналогичным образом, но в существенно большем масштабе, для конских состязаний на колесницах.

Гимназии — первоначально гимнастические школы для физических упражнений юношества, позднее также и учебные заведения для духовного его воспитания, и палестры, школы для упражнений в борьбе, состояли из большого квадратного двора, окруженного со всех сторон открывающимися внутрь него колоннадами и залами (РА на рис. 56). С гимназиями были соединены оборудования для омовения и освежения тела после упражнений. Значительные гимназии были в Элиде, Олимпии, Эпидавре и Ассе.

В деле строительства городов уже во вторую половину V столетия Гипподамом Милетским были выставлены новые принципы выбора местоположения, направления улиц и целесообразного расположения проходов, проездов, рынков и общественных зданий, равно как и в отношении санитарных мероприятий, канализации и т. п. В александрийский период были основаны многочисленные новые города, которые быстро развернулись в крупные центры; к наиболее населенным и знаменитым из них принадлежали послужившие образцом для многих других Александрия у нильского устья и Антиохия на Оронте. Пышного блеска достигли в Малой Азии Милет, Ефес, Магнезия и Пергам, в Сицилии — Сиракузы. Колонные ворота, колоннады и обнесенные портиками дворы придавали эллинским городам, улицам и площадям их художественный облик. Главное внимание обращалось на большие рыночные площади (агора).

Они были по большей части прямоугольные в плане. Величина была различна: рыночная площадь Магнезии имела 188 м в длину и 97 м в ширину. Строительство портиков, защищающих от дождей и палящего солнца, нашло себе в них широчайшее применение. Стои окружали рынки частью взамен тротуаров, частью в качестве аудиторий. Если они предназначались преимущественно для бесед, то их называли лесхами. Вскоре галереи стали возводиться в два или более этажей, вроде большой рыночной галереи царя Аттала (159—138) в Афинах. Вместе с тем понемногу стало применяться и сводчатое перекрытие. Ранее перекрытие цилиндрическими сводами из клиновидных камней применялось почти исключительно в воротах (на северо-западе Греции уже с V столетия), в водопроводах и над входными помещениями (например, во входе на стадион в Олимпии). Теперь стали переходить, хотя и с большой осторожностью, к перекрытию сводами более крупных помещений. Первым примером этого является главная зала гимназии в Эфесе, перекрытая тремя крестовыми сводами, по всей вероятности, еще в эллинистическое время. Главные входы на рынки украшались монументальными воротами. К ним следует причислить также выстроенную Андроником из Кирра Башню ветров в Афинах, восьмиугольное сооружение с двумя небольшими фронтонными портиками для солнечных и водяных часов (horologion) и с пластическим фризом, изображающим духов ветра.

На больших рыночных площадях находили себе место булевтерии — здания для заседаний городских советов и пританеи — государственные дворцы греческих городов, на центральном квадратном дворе которых, в окружении зал и портиков, помещался священный жертвенник Гестии. Булевтерион в Олимпии состоял из двух двухнефных замкнутых полукругом зал для заседаний и одного среднего зала между ними; все они были связаны общим дорическим портиком (В на рис. 56).
 
Гражданская архитектура древней Греции


Рис. 62. Олимпиейон в Афинах

Царские дворцы занимали целый городской квартал. Главная часть их, предназначавшаяся для царского жилища, включала большой перистиль, вокруг которого группировались помещения для придворного обихода, и обязательно тронный зал, капеллу и бассейн. К ним примыкали главные святилища, публичные библиотеки, музей и т. п. (царский дворец в Пергаме). Аналогичное устройство обнаруживают царские виллы, располагавшиеся поблизости от больших городов и окружавшиеся великолепными садами.

По сравнению с перечисленными видами зданий, греческий жилой дом занимает весьма скромное место, главным образом потому, что политическая и общественная жизнь мужчин в период расцвета греческого искусства проходила преимущественно на агоре и в лесхах, женщина играла лишь подчиненную роль, и семейная жизнь была на втором плане. В более аристократических частных домах сохранилось имевшее место уже в микенских дворцах разделение на мужскую и женскую половины (andronitis и gynaikonitis). Открытый спереди портик превратился в окруженный колоннами двор, который был перенесен внутрь дома и сосредоточил на себе его художественное оформление; на улицу дом выходил совершенно замкнутым фасадом, лишенным всяких украшений. Вокруг колонного двора (перистиля, аулы), к которому шел прямой ход (thyroreion) с улицы, группировались комнаты (ср. рис. 65), в том числе, как правило, более значительное главное помещение (andron, oikos, oecus), выходящее на двор несколькими просветами, и широко или целиком открытая экзедра, в качестве гостиной или столовой. В более богатоустроенных домах женская половина помещалась за мужской, была всегда доступна только через эту последнюю и имела собственный перистиль, соединенный с мужским перистилем при помощи узкого прохода (mesaulos). В простом доме перистиль был общим. Помещение для женщин нередко располагалось вместе с помещением для рабов на втором этаже (hyperoon). Материалом служил, очевидно, только для фундаментов бутовый камень, в остальном применялся фахверк с необожженным кирпичом, почему от греческого дома и сохранились лишь весьма скудные остатки.
 
Гражданская архитектура древней Греции
 

Рис. 63. Вид театра в Эпидавре


Значительное место в греческой светской архитектуре занимают также памятники, как сооружавшиеся в память какогонибудь важного события, так и надгробные. Блестящим примером первых является построенный в 334 г. в Афинах хорагический памятник Лисикрата — один из тех монументов, которые имели право воздвигать себе предводители хоров, так называемые choragoi, если они одерживали победу на публичных музических состязаниях. Эти памятники построены большею частью в форме круглых храмов и сверху увенчаны треножником, являющимся наградой за победу. Памятник Лисикрата имеет 10,50 м в высоту и состоит из квадратного четырехметрового в высоту основания, сложенного из пирейского камня, и возвышающегося над ним круглого сооружения из пентелийского мрамора, с антаблементом, поддерживаемым шестью коринфскими полуколоннами 3,56 ж высоты, с необычайно тон­ко и изящно разработанными капителями; в целом — это одно из самых очаровательных произведений греческого искусства.

Надгробные памятники в Аттике были весьма просты: на надгробном камне помещалась обычно стела (надгробный столб), т. е. высокая, узкая каменная плита, кверху слегка суженная и увенчанная пальметтой — акротерием с именем, а иногда также и с изображением покойного; в более богатых погребениях ставился надгробный камень больших размеров, в котором высекалась ниша (heroon), обрамленная нередко пилястрами с карнизом и фронтоном, с портретом умершего, или с трогательно-элегическими групповыми изображениями. В Малой Азии надгробные сооружения достигли монументальных форм. Грандиознейшим малоазийским памятником является пышный мавсолей, сооруженный для карийского царя Мавсола в Галикарнасее. Он был построен, вероятно, Пифием и Сатиром около 350 г. и состоял из мощной, прямоугольной нижней части 35,6 X 26,8 м, над которой возвышалась напоминающая храм колонная галерея с 9 : 11 ионическими колоннами и затем двадцати четырех - ступенная мраморная пирамида, увенчанная квадригой (четверкой лошадей) с гигантскими фигурами царя и царицы (рис. 66). Нижняя и верхняя части содержали внутри каждая круглую целлу 13 м в диаметре и 17 м в высоту — до вершины сильно поднятого купола, сложенного из последовательно выступающих друг над другом рядов каменных плит со скошенными углами (как на рис. 31). Прямоугольный склеп был расположен под нижней целлой; его площадь — 6,80 X 4,20 м и высота— 3,80 м. Доступ был замурован. Высота памятника до верхнего края карниза нижней части составляла 19,1 м, высота ордера с антаблемен­том— 12,2 м, общая высота до верхушки квадриги — 42,7 м.
 
План театра в Эпидавре


Рис. 63а. План театра в Эпидавре


В этом памятнике мы видим перед собою последнее превращение и художественную переработку древнего малоазийского надгробного tumulus’a в одеянии форм позднегреческой архитектуры.
 
Греческий театр в Сегесте

 
Рис. 64 Греческий театр в Сегесте
 
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.
 
по теме:




От: no,  1679 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Периоды, греческая архитектура Архитектура этрусков »