Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 








Архитектурный вестник. / 08.2003 p-16x16

Репортаж с пятого международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера

В конце марта в "Доме на Брестской" состоялся Международный Фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома", организованный архитектурно-строительным центром "Дом на Брестской", ИТЦ Москомархитектуры и клубом "Дак-Декор"; генеральный спонсор - компания "Техноком". Это уже пятый по счету Фестиваль, хотя, по словам заместителя председателя Москомархитектуры А. А. Грина, организаторы не стремились придать ему юбилейный статус. Число участников-конкурсантов стабилизировалось, превысив полуторасотенный рубеж, в то же время отсев увеличился, составив приблизительно треть всех работ, международный статус подтвержден, можно сказать, что фестивальный формат закреплен, хотя и не обошлось без нововведений - в частности, сопутствующий каталог стал двуязычным.

   

Смысловым центром раздела "Участники", а по признанию организаторов, и всего действа, был открывавший его стенд Ф. Луккезе. Ударные экспонаты - серия раковин и ванн из жизнерадостно-фосфоресцирующего фирменного материала DuPont TM Corian R самых различных цветов, представляющих собой удачный результат скрещивания утилитаризма и поп-арта. Тут же, во втором эшелоне, экспонировалась и мягкая мебель - кресла и пуфы, сладкоголосо обещающие вашему телу погружение и обтекание, к тому же выполненные из моющейся ткани, а также донельзя аскетичные крашеная в веселенький салатный цвет открытая деревянная полка и красно-белый журнальный столик, как кажется, из того же кориана.

   

Если говорить о конкурсной экспозиции, на прошлом Фестивале доминировал минимализм. Спустя год его позиции не выглядят столь непоколебимыми - мы поспешаем вслед за Западом, успевшим благополучно пережить очередную тенденцию, в то же время вырисовываются фигуры его последовательных протагонистов. В частности, Б. Уборевича-Боровского ("UB Design") c его столпом-инсталляцией из скомканных листов "рабочки", на условных гранях которого разместилась фотосюита - интерьеры квартир на Вересаева и Звенигородской: кухня живо напоминает операционную, а ванная - вереницу сновиденческих образов; А. Гинзбурга (Мастерская архитектора В. Гинзбурга) с минималистской квартирой в элегическом настроении, что достигается то ли с помощью излюбленных пастельных тонов, то ли посредством рассеянного света, то ли благодаря активному применению однотонных драпировок, мягких напольных покрытий и обивки теплых цветов; М. Крихели и А. Коротаева ("М-Арх"), настойчиво проводящих линию на стерилизацию бутиков - на этот раз в качестве подопытного выступил "ПараХод" в ТЦ "Атриум" на площади Курского вокзала. И, конечно, прежде всего трио Левчук - Романчук - Ююкин с их "Временным баром" - вертикально-горизонтальной инсталляцией "красное вино/колотый лед", набранной из бесконечного числа пластиковых контейнеров и на вечер пресуществившей заурядный недострой в тусовочно-модный "общественный интерьер".

   

Тем не менее давеча пронесшийся ветерок минимализма определенно ощущался - прежде всего в повальном любовании открытыми в интерьер материалами и фактурами, инженерными коммуникациями и конструкциями: естественно и нарочито, как с поводом, так и без. В одних случаях в качестве структурообразующего начала выступает крашеный/хромированный металл и бетон или кирпичная кладка (интерьеры джазового клуба "Cool Train Club" на Б. Садовой Ю. Коника и жилого дома в Горках-10 от "аrch-4 студии"), в других - дерево: доска, вагонка или оцилиндрованное бревно (интерьеры "Lipka-House 2002" Д. Гажевского и загородного дома от архитектурного бюро А. Карцева и Ю. Вишнепольской), в третьих - выявленные древние своды или инженерные короба внахлест с трубками светильников дневного освещения (интерьеры магазина "Татьянин мост" от АБ "Рождественка" и офиса представительства "nolte kuchen" в Москве И. Наринской). Подобный экспозиционизм, временами мутирующий в эксгибиционизм, можно считать нынешним "передним краем" отечественной архитектуры интерьера.

   

Не претендующий на вящую прецизионность российский хай-тек также отвечает этой общественной? профессиональной? потребности. Из не слишком обильного выставочного репертуара - интерьеры бутика "Палермо" на Кутузовском проспекте А. Горожанкина, офисов продаж "Мегафон" на улицах Новослободской и Бахрушина от компании "Варс", кабинетный светильник "Гиперболоид" В. Крылова и др. Здесь на набатный призыв к художественной честности, как правило, откликаются хромированный металл и стекло различной тонировки.

   

Вопреки ожиданиям ретроспективизм не ушел вовсе, лишь - всерьез и надолго. Он изобрел для себя весьма специфическую фигуру экспонирования - как бы в тени "современной архитектуры". Материал нынешней выставки представляет ряд примеров такого рода, наиболее артикулированно отлитых в формулу "Бахаревым и партнерами" - в пределах одного планшета, друг под другом, представлены "Квартира в консервативном стиле" и "Квартира в современном стиле". Та же программная двухадресность присуща стендам Т. Боранниковой и А. Домашевой, "Концепт-бюро", архитектурной студии "3 а дизайн" и др. В борьбе за выживание друзей не выбирают…

   
   

Русские, как известно, меры не знают - любое способны довести до логического абсурда, до края. Как это имеет место с работами архитектурного бюро "Шаболовка", в которых та или иная художественная тенденция на выбор, "модерн", "ретро", "этник", бьет полновесной струей - не увернешься: в салоне красоты "Beauty philosophy" инженерная проводка, перфорированные металлические листы, металлические же лестницы, балки, полки и т. п. - все вперемешку, бардак полный, но не деконструктивистский, а специфически нашенский, балаганно-ярмарочный, то же - в ресторане "Перец", только с отчетливо экзотическим привкусом. Создается какая-то инфернальная атмосфера - непонятно, как они там пудрят нос, харчуются, расслабляются и пр. Другой пример - "Галерея традиционного и современного японского интерьера Дзендзо" с ее методой подчеркнуто точного, "археологического" воспроизведения внешних признаков японского жилища, их целенаправленной эстетизации, следствием чего оказывается нечто вроде театрального задника, неведомым образом адаптируемого к нормальной повседневной жизни - взять тот же пол, выложенный из крупной гальки (любопытно - теплый?).

   

Введенная в прошлом году номинация "Предмет в интерьере" собрала неплохой - в том числе в профессиональном отношении - урожай. Среди обративших на себя внимание экспонатов - авторское стекло А. Рылеева и И. Коржевой, скульптура С. Ищанова и С. Щербакова и, разумеется, дизайн-объекты от "AD design" и И. Шалмина, А. Шевчука и В. Фрейденберга. Из последних выделим два полюса - "прорасейский" (А. Дмитриев) и "прозападный" (В. Фрейденберг): зеркало, висящее на вбитом под углом и торчащем на три пальца амбарном гвозде, и светильники "Дуршлаг" и "Ведро", сварганенные из обычного оцинкованного ширпотреба, прошедшего ОТК и в избытке пылящегося на полках в соседнем хозяйственном vs. стильного, но не то чтобы очень комфортного (хотя и объявленного сугубо эргономичным) кресла "Эго", призера конкурса компании "DuPont" на лучший дизайнерский объект из вышеупомянутого кориана, представляющего собой пространственное развертывание авторского логотипа VF в черно-белой графике. Два художественных вектора - две жизненные стратегии…

   
   

Еще на пресс-конференции А. А. Грин объявил о том, что на этот раз Гран-при непременно обретет своего владельца. Я не в курсе пасьянса, который раскладывался жюри, которое, по слухам, заседало до 00.00, но, как кажется, претендентов не должно было быть слишком много. Вероятно, помимо небезызвестного клуба-ресторана в "Доме на Брестской"* можно выделить жилые дома тех же А. Козыря и Д. Гажевского, один из которых выставил чудесным образом явленный из нашего (имеется в виду - российского) далекого будущего футурообъект, другой - целостную в своей изысканной простоте вполне "земную" вещь. Наверное, еще главный холл делового центра "Моховая" от ЗАО "Попов и архитекторы" - общественную площадь под землей, нацеленную на исправление дефектов градостроительного развития, решенную на одном пространственно-пластическом приеме, несколькими крупными мазками - органические формы, яркие цвета, контрастные сопоставления фактур. А также экспозицию архитектурного бюро "Белый квадрат" из Самары, вбирающую в себя интерьеры магазина "X-Ski" и выполненные по авторским чертежам два барных стула и три светильника - все в единой эстетике "голой правды": старая кладка навыпуск, инженерные трубопроводы, поликарбонат - гладкий и гофрированный, металлические стеллажи, фермы, сетки, перфорированные листы и т. п. - прямо, просто и грубовато, по-мужски (все трое авторов - девушки), то же стулья и светильники - металл, оцинкованный трос, крашеная фанера, матовое стекло, все крепится на открытых взгляду подвесках, держателях, болтах и саморезах. Сама экспозиция так же бесхитростна и элегантна - гофрированный лист из прозрачного пластика с разбросанными по полю фотографиями и аннотациями.

* Подробнее см.: Фесенко Д. Подвал-аттрактор. В "Доме на Брестской" открылся клуб-ресторан. - АВ, 2003, №1, с.42-45.

   

Однако итоговый перечень победителей и лауреатов принес известные неожиданности. Прежде всего вновь, второй год подряд, прокатили с Гран-При, как записано в протоколе заседания жюри - единогласно. Да и с первыми и вторыми премиями, надо признаться, не густо - в основном третьи да лауреатские звания. Судили явно по гамбургскому счету - строго, но справедливо. Тем не менее организаторы вовсе не обескуражены таким поворотом дела, очевидно, будучи уверенными в благоразумной необидчивости (или отходчивости) конкурсантов - как настоящих, так и будущих…



 


Из Протокола заседания жюри от 28 марта 2003 г.

Жюри рассмотрело 161 работу, представленную на конкурс государственными архитектурными организациями, персональными творческими мастерскими, частными бюро и частными архитекторами, в номинации "Жилой интерьер" - 50 работ, в номинации "Общественный интерьер" - 43 работы, в номинации "Декорирование интерьера" - 26 работ, в номинации "Деталь интерьера" - 33 работы, в номинации "Предмет в интерьере" - 49 работ. Единогласно постановили не присуждать Гран-при Фестиваля.

Присудить первое место:
В номинации "Общественный интерьер"
"Временный бар"
Авторы: Левчук - Романчук - Ююкин

В номинации "Деталь в интерьере"
Жилой дом, Горки, 10
Автор: А. Козырь, "ARСH-4 студия"

Присудить второе место:
В номинации "Общественный интерьер"
"Клуб на Брестской"
Авторы: Г. Местецкая, М. Хазанов, М. Миндлин

Присудить третье место:
В номинации "Жилой интерьер"
Однокомнатная квартира в г. Санкт-Петербург
Автор: Н. Соловьева

Проект "LIPKA-HOUSE 2002"
Автор: Д. Гажевский

Квартира на Звенигородской ул.
Авторы: Архитектурное бюро "UB DESIGN"

В номинации "Общественный интерьер"
Главный холл Делового центра "Моховая"
Авторы: ЗАО "Попов и архитекторы"

В номинации "Декорирование интерьера" Красный зал в сентиментальном стиле, Минская ул., д.11
Автор: Лада Ива-нова
В номинации "Деталь в интерьере"
Магазин X-SKI
Авторы: Архитектурное бюро "Белый квадрат"

В номинации "Предмет интерьера"
За свет в интерьере Автор: И. Шалмин

Присвоить звание "Лауреата" с вручением Диплома:
В номинации "Жилой интерьер"
Жилой дом ТМВ
Авторы: В. Лобанова, А. Лобанов, Архитектурное бюро "Бюро Слобода"

Квартира на ул. Аминова и Степана Разина
Авторы: Архитектурная мастерская С. и Е. Тимченко

Загородный дом
Авторы: В. Греков, Арт-группа "Камень"

"Амфидом"
Автор: А. Мелконян

Жилой цвет, гостиная "Цвет в минимализме"
Автор: К. Кондратьев

Интерьеры квартиры
Авторы: "Архитектурное бюро А. С.+", Н. и А. Сохацкие

Елка у Ивановой - интерьер частного дома, г. Омск
Авторы: О. Кулагина, О. Фрейдин, Архитектурное ателье "РИМ"

В номинации "Общественный интерьер"
Проект реконструкции внутренних двориков Русского музея в г. Санкт-Петербурге
Автор: Мастерская Михаила Филиппова, ЗАО "Ленполпроект"

За интерьеры телевизионных студий
Автор: С. Шанович, НТВ-Дизайн

Мебельный салон "ШИК", Трехгорный вал, д.5
Авторы: А. Ермакова, А. Долотин, ШИК-БЮРО

Штаб-квартира Дольче&Габанна
Авторы: Studio "+ARCH" (Италия, г. Милан)

За магазины "Cool air" и "Татьянин мост"
Авторы: Архитектурное бюро "Рождественка"

Зал игровых автоматов на ул. Тверская, 17
Автор: С. Акимов, ARCHITECH

В номинации "Декорирование интерьера"
Ресторан "Ресторанъ", г. Санкт-Петербург, Таможенный, д.2, Ресторан "Яшма", г. Орск, Оренбургская обл.
Авторы: А. Дмитриев, "AD Design"

Ресторан "Перец"
Авторы: Р. Леонидов, АБ "Шаболовка"

В номинации "Деталь интерьера"
Авторское стекло "Ширма", частная квартира
Авторы: А. Рылеев, И. Коржева, Творческая мастерская

Интерьер бутика "Палермо" за дизайн оборудования.
Автор: А. Горожанкин

В номинации "Предмет в интерьере"
"Табуреточка - источник, вдохновитель и составная часть МИНИМАЛИЗМА"
Автор: А. Шевчук

За серию деревянных скульптур
Автор: С. Ищанов

Светящийся объект "Электрорастение Мяк"
Автор: Лаборатория дизайна В. Фрейденберга

Светильник "Ведро", амбиентный светильник "Дуршлаг" и "Зеркало, висящее на гвозде"
Автор: А. Дмитриев, "AD Design"

Стул "Fun-Era"
Автор: Д. Букач


Дмитрий Фесенко







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Итальянский взгляд на российский дизайн 08.04.2003 Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома…Табурет / 01.2004 »

Отказ от ответственности (Disclaimer)