Итальянский взгляд на российский дизайн | Пятый международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома...", который проходил с 26 по 31 марта в АСЦ "Дом на Брестской", успешно завершился. Почти целую неделю посетители выставки наслаждались изысканными интерьерами, дизайнерскими находками и необычными цветовыми решениями. Большая выставочная площадь "Дома на Брестской" с большим трудом вмещала всех желающих. Такого наплыва гостей еще не было – выставку посетило 25 тысяч человек. Дизайн (от англ. design - проектировать, чертить, задумать; проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале 20 века как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Однако, он решает более широкие социально-технические проблемы - функционирование производства, потребления, существование людей в конкретной предметной среде. Если рассматривать любое воплощение идеи во временном контексте, то 5 лет – это первая итоговая ступень. Пятилетний юбилей это всегда победа. За это время можно понять, что удалось, что нет, какие сложились традиции и наметились тенденции, и что необходимо предпринять для успешного продолжения реализации данной идеи. Мероприятия такого уровня, как правило, сопровождаются совершенно разной, часто негативной информацией. Наряду с объективной и конструктивной критикой часто появляются дилетантские высказывания людей далеких от творчества, которые критикуют всех и вся, не зная контекста и совсем не разбираясь в том, что стало предметом их нападок. Хвалить всегда труднее, чем ругать. Любому профессиональному критику, в какой бы области он не работал, не сложно найти недостатки. На то он и критик, - это его работа, его хлеб. Наверное, ему стоит сказать спасибо за то, что помогает развиваться и совершенствоваться, а не стоять на месте. Фестиваль завершен, можно подводить итоги. График Фестиваля был интересным и насыщенным. С большим успехом проходили мероприятия на любой вкус и цвет, каждое из которых находило своего слушателя и почитателя: мастер – классы, круглые столы, презентации архитектурных и дизайнерских мастерских и фирм – производителей. Особый интерес у профессионалов вызвал мастер – класс специалиста по новейшим декоративным и уникальным технологиям, директора фирмы "Франс – Декор" Ирины Ришар на тему: "Франция: Высокая мода в дизайне интерьера". О современных световых решениях в интерьере - "Свет на радиоволне" - рассказал технический эксперт компании "Гиленд" Константин Хребтовский. Очень популярный и модный сегодня дизайнер Елена Теплицкая в "Зале макета" провела фешн – линию "Тест Люшера". 18 специализированных изданий представляли свою продукцию на Фестивале. Итальянцы – Маттео Тун и Франческо Луккезе прочитали увлекательные лекции по дизайнерскому искусству и архитектуре: "Роскошный дом – стилевое зонирование" и "Архитектура полного и полого". Изюминкой фестиваля стала авторская экспозиция предметов интерьера итальянского архитектора Франческо Луккезе, которую мастер представлял в России впервые. Гости и участники могли посмотреть промышленные и эксклюзивные образцы оборудования интерьера, мебели, декора и светильников ведущих мировых дизайнерских фирм. Все интерьеры, которые были представлены в основном конкурсе Фестиваля, разработаны для конкретного заказчика. Воплощенные объекты оценивались по фотографиям, а перспективные - по макетам и рисункам. В экспозиции участвовали интерьеры жилых и общественных помещений, которые являются реальными коммерческими проектами. На Фестивале было представлено 89 участников, среди которых много новых и интересных молодых дизайнеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Костромы, а также дальнего и ближнего зарубежья - Италии, Югославии, Украины. Участие конкурсантов из других городов, а именно из "глубинки" – это традиция Фестиваля. На этот раз их было особенно много. Жюри Фестиваля как всегда было звездным: Главный архитектор Москвы, председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, лауреат премии Москвы в области культуры и искусства, обладатель 8-ми национальных премий "Овация" Борис Краснов, президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров, ведущие русские архитекторы – Александр Бродский и Юрий Аввакумов, итальянский "мэтр архитектурного дизайна" Франческо Луккезе, архитектурный критик - Николай Малинин, популярные архитекторы в области и интерьера и частного строительства - Антон Надточий и Вера Бутко. Работа жюри проходила под председательством итальянского мастера современного бытового дизайна - Маттео Туна, который впервые принимал участие в этом форуме. Жюри оценивало 161 работу, представленную на конкурс государственными архитектурными организациями, персональными творческими мастерскими, частными бюро и частными архитекторами. Отдельно по номинациям: Жилой интерьер | 50 работ | Общественный интерьер | 43 работы | Декорирование интерьера | 26 работ | Деталь интерьера | 33 работы | Предмет в интерьере | 49 работ. | По итогам работы жюри были присуждены следующие места: Два первых места - в номинациях: "Общественный интерьер" и "Жилой интерьер". Одно второе место – в номинации "Общественный интерьер". Семь третьих мест: в номинации "Жилой интерьер" – 3, в остальных четырех номинациях по 1 соответственно. Звание "Лауреата" с вручением Диплома получили 22 работы по всем пяти номинациям: "Жилой интерьер" – 7, "Общественный интерьер" – 6, "Декорирование интерьера" – 2, "Деталь интерьера" – 2, новая номинация "Предмет в интерьере" – 5. Особо отметил председатель жюри Маттео Тун работу Лады Ивановой – Красный зал в сентиментальном стиле, Минская, 11. Мэтр назвал ее "Сердцем ручной работы" Торжественная церемония закрытия V Международного фестиваля состоялась 31 марта 2003 года, в АСЦ "Дом на Брестской". На ней присутствовали первые лица архитектурного бомонда столицы. Лауреатов и победителей конкурса награждали: Главный архитектор Москвы, председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, заместитель председателя Москомархитектуры Андрей Грин, президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров. Награждение проходило по всем пяти номинациям: на лучшие жилые и общественные интерьеры, деталь и предмет в интерьере, декорирование интерьера. Александр Кузьмин высоко оценил представительность нынешнего фестиваля, высокопрофессиональную работу жюри конкурса. Главный столичный архитектор особо подчеркнул, что "практически каждый обсуждавшийся проект вызывал горячие дискуссии и жаркие споры". Также высоко оценили работу Фестиваля сами участники. По их мнению, "все прошло замечательно", за исключением небольших бытовых огрехов, которые неизбежны при таких массовых мероприятиях. Но основная цель этого Фестиваля была достигнута - получился веселый и интересный праздник, который уже в пятый раз устраивает Москомархитектура и "Дом на Брестской" для творчески увлеченных и эстетически одаренных зрителей. И, хотя единогласным решением жюри не присужден Гран-при, были открыты новые имена и таланты, которые отмечены специальными Дипломами Фестиваля и призами. Российский дизайн, как и любой другой, несет на себе отпечаток национальной культуры, традиций. По мнению итальянского метра дизайнерского искусства, "заинтригованного русским дизайном" – Маттео Туна - современный российский дизайн очень интересен, хотя находится в поиске "культурной идентичности, уникального стиля". Невозможно сравнивать итальянский и российский дизайн так же, как итальянские и русские культурные традиции. Но любой человек, даже если он судит международный конкурс и старается быть беспристрастным, в своих оценках будет подвластен культурным традициям своей страны. Взгляды и вкусы итальянских и российских дизайнеров всегда будут иметь принципиальные различия. И это прекрасно. В условиях современного стремительно развивающегося рынка очень трудно конкурировать творческим личностям, особенно представителям архитектурного и дизайнерского искусства. О вкусах ведь не спорят. У каждого свой взгляд, свои пристрастия к форме, цвету, графическому решению пространства. Невозможно понравиться всем, но каждому можно найти что-то свое. А отсутствие Гран-при и нескольких призовых мест на международном форуме такого масштаба вовсе не означает, что Фестиваль не удался. Просто пристрастные итальянцы - председатель – Маттео Тун и член жюри Франческо Луккезе – хотят поднять уровень этого мероприятия на мировой. Что же это их право. И спасибо им за это. А у российских дизайнеров появляется стимул для творческого роста и получения признания не только в России, но и на международном уровне. |