Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Сентябрь 7, 2017

Важнейшие памятники периода раннего барокко

Лемерсье получил от короля Людовика XIII, назначившего его своим архитектором (1618), задание расширить Лувр. По проекту этого мастера площадь Лувра должна была увеличиться вдвое по сравнению со своими прежними размерами. Лемерсье построил павильон d’Horloge и примыкающую к нему половину южного крыла (рис. 126). Внешние фасады ясно обнаруживают влияние итальянского искусства. В отношении же сторон, выходящих во двор, автор строго придерживался проекта Леско. В 1624 г. Лемерсье начал по поручению короля постройку охотничьего дворца в Версале. План показывает вытянутый в длину прямоугольный корпус, перед которым выступают на садовой стороне два квадратных павильона. На другой стороне два крыла, установленные перпендикулярно к главному зданию и примыкающие к его углам, образуют почти квадратный двор (cour de marbre), который спереди замыкается стеной. Материалом для архитектурных членений служил кирпич, тесаный камень с применением большого тосканского ордера для обоих этажей. Верхние окна прорезают (как и в Тюильри) архитрав. Средние оси стенных полей украшены бюстами на консолях. В целом постройка носит еще на себе печать зрелого французского ренессанса. Главным произведением Лемерсье является Сорбоннская церковь (1635—1659, Рис. 127 и 128). Она дает первый пример развитой купольной постройки, возникшей на французской почве. На плане мы видим центральный объем в форме греческого креста, перед которым по главной оси находятся с обеих сторон по два сводчатых пролета. Хоровая сторона замыкается полукруглой апсидой. Пристроенные сводчатые пролеты расширены с каждой стороны двумя капеллами. Очертание основного плана образует прямоугольник, из которого выступают лишь на левом крыле апсида и колонный вестибюль.
 
Важнейшие памятники периода раннего барокко


Рис 126. Западное крыло Лувра с павильоном часов.
 
Важнейшие памятники периода раннего барокко

 
Рис. 127. Церковь Сербоны в Париже.
 
Важнейшие памятники периода раннего барокко

 
Рис. 128. Церковь Сорбонны в Париже (разрез).

Образцами для оформления фасада служили, очевидно, римские церковные постройки. Однако, Лемерсье дал и боковым сторонам, в противоположность итальянскому обычаю, вполне развитое архитектурное оформление. Для крыши он выбрал форму проломанной французской вальмовой (четырехскатной) крыши, которая позднее получила название «мансардной крыши». Внешний купол сооружен без всякой связи с внутренним и выполнен весь из дерева.

Лево был строителем многочисленных городских дворцов, из которых особую славу приобрел, отчасти благодаря великолепному внутреннему оформлению, выполненному Лебреном, дворец Лам бер де Ториньи в Париже. Им же создан великолепно спланированный (рис. 129), очень стильный и блестяще отделанный дворец Воле Виконт (ныне Во Праслин) под Мелуном (1643 — 1661). В его роскошном внутреннем оформлении принимал участие тот же Лебрен. Устройство грандиозного сада, при этом дворце, является первым значительным творением Ленотра, выполненным на французской почве. С 1660 г. Лево продолжал постройку Тюильри с обеих сторон от воздвигнутого Делормом среднего корпуса. Им созданы оба угловых павильона — Марсан и де Флор; здесь мастер, правда, стесненный рядом условий, не достигает прежней вершины своего художественного творчества. Более свободно он мог работать над постройкой Лувра; здесь совместно со своим помощником и сотрудником Фран­суа Дорбеем он воздвиг не застроенную еще часть южного и северного крыла и все восточное крыло, в результате чего четыре- угольник замкнулся. В постройке этих крыльев авторы придерживались архитектурного стиля Лемерсье. Однако средний павильон южной стороны являет собой, благодаря примененному здесь большому коринфскому ордеру,
 
Важнейшие памятники периода раннего барокко

 
Рис. 129. План замка воле Виконт.

монументальную архитектуру, напоминающую триумфальную арку, но имеющую чисто декоративный характер. Самое большое и важное задание, которое получил Лево, заключалось в перестройке и отделке Версальского дворца, который король решил сделать своей постоянной резиденцией, но, который не удовлетворял еще требованиям представительства. Работы начались в 1661 г. и в общем были закончены в 1667 г. Лево снес воздвигнутую Лемерсье стену, замыкающую мраморный двор (cour de marbre), и удлинил в сторону двора внутреннюю анфиладу обоих угловых павильонов, построив флигели, которые оставляли между собой второй, более широкий двор, „partie centrale". Перед этим средним двором он устроил затем третий, еще большего размера двор, получивший название парадного или королевского двора (cour d’honneur или cour royale), воздвигнув на место старых конюшенных и второстепенных построек два больших флигеля (рис. 130). Таким образом, дворцовый двор сужается по направлению внутрь, благодаря выступам каждой пары корпусов. Сторона, выходящая в сад, была расширена цепью новых, выстроенных прямой линией зданий. Между старым фасадом и выдвинувшимся новым нашла себе позднее место знаменитая, зеркальная галлерея. Наконец, и обе внешние стороны, лежащие параллельно средней, были дополнены новыми, выдвинутыми далеко вовне анфиладами, благодаря чему на каждой стороне получился ряд комнат длиною в 67 метров. Таким образом, в результате перестройки старого дворца возникло прямо-таки гигантское сооружение. Внешняя архитектура новых построек, заключающих между собой средний двор, воспроизводила архитектуру фасадов мраморного двора. На место внешних крыльев, воздвигнутых Лево по обеим сторонам большого парадного двора при Людовике XV, возникли новые постройки. Садовый фасад имеет на нижнем этаже французскую рустику, (глубоко врезанные, идущие в горизонтальном направлении желоба), на бельэтаже — ионийское, а на верхнем полуэтаже - коринфское пилястровое расчленение. Длинный фасад оживлен лишь тремя плоскими ризалитами, оси которых акцентированы колон­нами, возвышающимися на выступающем наподобие цоколя нижнем этаже (рис. 131). Из других построек, созданных плодовитым Лево, следует упомянуть церковь с. Сюльпис, которую он (с 1655 г.) перестроил на основе старой готической постройки в стиле барокко, дав ей простое благородное оформление, однако, не доведя постройки до конца; далее, совместно со своим зятем Дорбеем он соорудил коллеж Мазарэн (теперь Institut de France), по оси которого он устроил купольную церковь, в настоящее время используемую в качестве зала для заседаний. В плане и выполнении этого обширного сооружения заметно приближение к римскому барокко, которое в других произведениях Лево не обнаруживается (рис. 132).
 
План Версальского дворца.

 
Рис. 130. План Версальского дворца.
 
Средний резалит паркового фасада Версальского дворца

 
Рис. 131. Средний резалит паркового фасада Версальского дворца.

Пьер Лемюе (см. стр. 139) стал известен главным образом, благодаря своей теоретической работе, посвященной проблеме устройства особняков; но он создал также ряд образцовых архитектурных произведений, важнейшими из которых являются неоднократно перестраиваемый в позднейшем дворец Тюбеф Мазарэн (1633 — 1640) (теперь Национальная библиотека) и тонко проработанный в плане особняк Шеврез.
 
Коллеж Мазарэн (Французская академия) в Париже

 
Рис. 132. Коллеж Мазарэн (Французская академия) в Париже.

В высшей степени плодотворную архитектурную деятельность развил Франсуа Мансар (см. стр. 140). Из его многочисленных построек и перестроек как светского, так и церковного характера мы должны рассмотреть два произведения, которые не только его современниками были признаны шедеврами архитектурного искусства, но и в настоящее время могут считаться краеугольными камнями в развитии французского зодчества. Первое — дворец Maison sur Seine (1642 — 1651). Постройка состоит из корпуса, воздвигнутого на пря­моугольном основании, с примыкающими к его передней стороне в форме р двумя прямоугольными павильонами, к каждому из кото­рых в свою очередь примыкает одноэтажная балконная пристройка. Главная часть имеет лишь слегка выступающий средний павильон, заключающий в себе монументальный вестибюль, с обеих сторон которого устроены лестницы. Фасад расчленен на нижнем этаже тосканскими, а на верхнем ионийскими пилястрами; крутые плоскости крыши оживлены люкарнами и солидными дымовыми трубами (рис. 110). Этому внешнему оформлению соответствует и внутренняя отделка, отличающаяся в высшей степени изящным архитектоническим расчленением (рис. 111). В целом дворец является классической, дышащей благородством постройкой, в которой чувствуется еще стиль позднего ренессанса; эта постройка хорошо характеризует дух французского зодчества и заслуживает, поэтому с нашей стороны самого большого внимания.

Вторым из главных творений Мансара является церковь Валь де Грас в Париже (нач. в 1645 г.). В ней центричное расположение оригинальным и интересным образом связано с системой продольных нефов. Купольное пространство образуется не из квадрата, а из восьмиугольника с четырьмя большими и четырьмя маленькими сторонами. Большие стороны лежат по осям. К ним примыкают обращенные на восток, юг и север, большие полукруглые ниши, по три на каждое из этих направлений. Первая ниша открывается в хор, устроенный в виде маленького восьмиугольного купольного пространства, вторая — в квадратную капеллу, третья — в глубокое прямоугольное помещение для монашеского хора. К западной стороне примыкает состоящий из трех сводчатых пролетов продольный неф, который справа и слева расширен тремя квадратными капеллами с плоскими куполами. В купольных простенках находятся маленькие круглые капеллы, двери которых открываются в узкие стороны восьмиугольника. Простенки расчленены в продольном нефе простыми, а на куполе парными коринфскими пилястрами. Продолжением последних, в продольном нефе, служат подымающиеся над главным карнизом кассетированные гурты, между которыми стягивается цлиндрический свод.

Фасад (рис. 133) напоминает в своих главных чертах фасад сорбоннской церкви. Перед порталом расположен большой четы­рехколонный, увенчанный фронтоном портик, выдержанный в строго античном духе. Барабан занимает всю ширину продольного не­фа. Поэтому, чтобы привести внешний купол в правильное соотношение с барабаном и импозантным фасадом, мастер сильно возвысил его. Купол сконструирован из дерева и лежит своим основанием на высшей точке внутренней оболочки. Мансару не удалось довести свое широко задуманное творение до конца. В то время, когда постройка была доведена до 3 метров высоты, он, в результате совершенно лишней в данном случае самокритики, лишился доверия своей заказчицы — королевы Анны. После перерыва, длившегося до 1654 г., постройка была закончена Лемюе и несколькими другими, менее видными архитекторами. Им следует поставить в вину некоторые явные промахи в соотношениях частей и в отделке верхней части постройки. Построенная Мансаром в благородном стиле дворцовая капелла Френ показывает нам в маленьком масштабе, как выполнил бы мастер церковь Валь де Грас, если бы ему было поручено довести свое творение до конца. Во всяком случае, и в той форме, какая ей была позднее придана, эта церковь является произведением оригинальным по композиции, величественным по пространственному оформлению и производящим в целом очень сильное впечатление.
 
Церковь Валь де Грас в Париже.

 
Рис 133. Церковь Валь де Грас в Париже.

Из теоретиков этой эпохи мы должны упомянуть Жана Маро (ум. в 1679 г.) и его сына Даниэля Маро (ум. в 1712 г.). Первый был воспитан строго в духе Мансара и в своем проекте фасада Лувра выказал себя его верным учеником. Он издал в гравюрах выдающиеся архитектурные произведения своих современников.

Гораздо большее значение, как в качестве архитектора, так и в качестве искусствоведа приобрел Даниэль Маро. Его большой труд «L’architecture fran
Даниэль Маро занимался также изучением древней архитектуры, в особенности гелиопольских храмов, но не уделил ни какого внимания искусству подлинного барокко, в частности даже Лебрену. Его проекты триумфальных арок обнаруживают живую фантазию и богатую отделку, но не выходят из рамок старого французского искусства.

Буржуазная архитектура следует, хотя и более медленным темпом, по путям придворной и дворянской архитектуры. В центре зодческих интересов бюргерства стоят ратуши. Красивым образцом этого рода зданий является ратуша в Реймсе (1627 — 1636), старом коронационном городе французских королей (рис. 134). Фасад отделан на нижнем этаже рустикой и дорическими полуколоннами, а на втором — гладким камнем с ионийскими полуколоннами, над которыми расположены пышно орнаментированный венчающий карниз и в заключение попеременно большие и маленькие люкарны. Особенно богато отделан средний ризалит с нишами, балконами и мощным фронтоном. При всем богатстве отделки постройка носит величавый и благородный характер. В этих чертах нельзя отказать и другим произведениям буржуазной архитектуры той эпохи, даже в тех случаях, когда они в большей мере, чем реймская ратуша, приближаются к стилю барокко.
 
Важнейшие памятники периода раннего барокко

 
Рис. 134. Ратуша в Реймсе.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.
 



Поиск по статьям
Архитектура барокко и рококо в Нидерландах
Архитектура барокко и роккоко в Германии, Австрии и Швейцарии
Период развитого барокко
Архитектура барокко и рококо во Франции
Важнейшие памятники итальянского барокко
Архитектура барокко и рококо в Италии
Архитектура барокко и рококо
Нарышкинское барокко (архитектурный стиль)
Архитектура барокко ( архитектурный стиль)
 




От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура барокко и рококо во Франции Период развитого барокко »

Отказ от ответственности (Disclaimer)