Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Сентябрь 7, 2017

Период развитого барокко


Когда Лебрен возвратился из Италии на родину, он получил первые большие заказы: украшение потолка в галлерее построенного Лево дворца Ламбер де Ториньи (1649), внутреннее оформление сооруженного Лево для министра Фуке дворца Воле Виконт. Посетив этот дворец, Людовик XIV признал высокое дарование Лебрена, назначил его (1660) директором королевской гобеленовой мануфактуры и поручил ему внутреннюю отделку Версальского дворца. Здесь мастер выполнил частью начатую уже Лево отделку анфилады роскошных зал в северо-восточном флигеле, которые названы по мифологическим изображениям на плафонах; своей пышностью и богатством залы эти ярко выражают блеск и могущество французской короны под господством „короля-солнца" (рис. 135). На стенах преобладают мрамор и металл, кроме них — штукатурка цвета слоновой кости с толстой позолотой. В общем, в этих покоях наблюдается постепенное усиление пластических и цветных средств. Камины отделаны с особой тщательностью. По сравнению с итальянским искусством того времени Лебрен соблюдает в оформлении большую соразмерность, придерживаясь при этом на карнизах и обрамлениях прямых линий. Умеренность Лебрена в использовании мотивов барокко выявляется с особенной ясностью в заново оформленной им после пожара 1664 г. галлерее Аполлона в Лувре (рис. 113). Здесь средством расчленения стенных поверхностей служит вместо пилястр исключительно система обрамлений, в которой всецело господствуют прямые линии. Пышная и блестящая орнаментика, моделированная в деталях с тонкостью и строгостью, совершенно чуждыми итальянскому искусству, изящно включается, не переходя своих границ, в структивные членения. Блестяще отделанный консольный венчающий карниз тянется кругом галлереи в качестве завершения стен. Над ним простирается потолок, плоскость которого представляет собой пышно отделанную пластическими украшениями систему рамок, оставляющую свободными одиннадцать полей, заполненных мифологическими и символическими картинами. В отделке потолка ясно обнаруживается влияние выполненной Кортоной отделки палаццо Питти.




Период развитого барокко


Рис. 135. Зал Венеры в Версальском дворце.

Однако опьяняющее богатство форм, которое мы находим у итальянского мастера, подверглось у Лебрена основательному очищению во французском духе. В еще большей степени это обнаруживается в последнем, крупном произведении Лебрена, а именно во внутреннем оформлении зеркальной галлереи Версальского дворца (рис. 112). Здесь идеи барокко почти совершенно оттеснены. Лебрен устроил на выходящей в сад внешней стене, длиною в 73 метра, круглые окна между коринфскими пилястрами; подобным же образом он отделал внутреннюю стену, устроив, однако, здесь на место окон зеркала. Главный карниз богато расчленен установленными попарно консолями, а потолок — системой обрамлений, поля которой заполнены картинами. По впечатляющей силе потолок уступает убранству стен; очевидно, он был отделан наспех. В общем, прославленная, зеркальная галлерея, не может сравниться по своей художественной ценности с галлереей Аполлона.

Школа Лебрена была представлена братьями Антуаном и Жаном Лепотр (1621 — 1682, 1617 —1682). Антуан, в качестве архитектора герцога Филиппа Орлеанского, построил несколько дворцов и замков. Большую славу заслужил его брат Жан, который дал многочисленные, размноженные большей частью в виде гравюр на меди, проекты для декоративной пластики и живописи, для фризов, мебели, каминов и т. п.; в этих произведениях он примыкает вначале к античному позднеримскому стилю, видоизмененному в соответствии с французским, художественным вкусом, а позднее—к Лебрену.

Из произведений классицистов, нами, был уже упомянут, главный фасад Лувра по проекту Клода Перро (рис. 136). Этот внушительный фасад имеет один средний ризалит и два боковых. Нижний этаж покоится на косо подымающемся цоколе; кроме просто обрамленных окон с оглавлениями, разделенными на сегменты, и грех дверей в среднем ризалите, мы не находим здесь никаких дальнейших расчле­нений, и в целом этот этаж представляется совершенно подчиненным главному этажу, для которого он по существу образует лишь высо­кое основание. Тем более выразительная трактовка дана главному этажу. Он представляет собой гигантскую колоннаду, образуемую установленными попарно коринфскими колоннами. Колоннада прерывается лишь средним и боковым ризалитами, каждый из которых точно так же расчленен четырьмя парами колонн.

 

Восточный фасад Лувра


Рис. 136. Восточный фасад Лувра.

Ризалиты снабжены в средних междустолпиях сводчатыми дверьми или же сводчатыми окнами, а в боковых — прямоугольными окнами с фронтонными оглавлениями, над которыми тянется исходящий от сводчатых окон угловых ризалитов основной карниз; выше находятся медальоны с висящими над ними лиственными венками. Этот мотив повторяется в междустолпии отступающих частей фасада, однако с тем различием, что здесь вместо окон устроены ниши со статуями. Здание завершается мощным венчающим карнизом с балюстрадой, ход которой прерывается лишь плоским фронтоном над средним ризалитом, причем крыша не видна и лишена дымовых труб. Луврский фасад представляется как бы вылитым из одного куска, — продуктом счастливого вдохновения. В течение целого столетия он считался самым выдающимся произведением новой архитектуры. Правда, ему нехватает органической связи с ядром постройки. Поэтому при всей импозантности и всем благородстве своего облика он представляет собой произведение, рассчитанное на чисто декоративный эффект, и в этом отношении является истинным детищем своего времени.

Франсуа Блондель оказал влияние на современное ему и позднейшее поколения архитекторов больше своей деятельностью в качестве директора и преподавателя архитектурной академии и своими теоретическими трудами, чем созданными им образцами зодческого искусства.

Однако его немногочисленные постройки также встретили большое одобрение. Им построены в Париже ворота Сен Дени (рис. 137), воздвигнутые в честь короля Людовика. Они представляют собой простое каменное сооружение, расчлененное лишь плоско выступающим ризалитом, занимающим почти всю ширину, и увенчанное мощным горизонтальным карнизом; посредине находится высокий сводчатый проход, над которым расположены глубоко вдающиеся, прямоугольно обрамленные барельефы. С обеих сторон прохода стоят богато отделанные пластическими украшениями обелиски, в цоколях которых проделаны маленькие боковые двери. В общем, памятник этот, выполненный столь простыми архитектурными средствами и столь строго разработанный во всех своих частях, выглядит среди современных ему барочных построек как творение, предвещающее неоклассицизм конца XVIII столетия. Слава Блонделя распространилась далеко за пределы Франции; он, между прочим, считался автором плана берлинского арсенала; об этой постройке мы будем говорить ниже.

 

Период развитого барокко - Ворота с. Дени в Париже


Рис. 137. Ворота с. Дени в Париже.

Продолжателем чистого классицизма Блонделя был, если не считать нескольких менее значительных архитекторов, его ученик Пьер Бюлле (ум. в 1716 г.). В то самое время, когда в архитектурной жизни Парижа задавало тон свободное барокко Лебрена, он своими благородными, выполненными с тонким вкусом произведениями осуществил на практике выставленные его учителем художественные принципы.

Жюль Ардуэн Мансар развернул широкую деятельность еще до того момента, когда он в качестве преемника Лебрена принял руководство королевскими постройками; он обстроил по поручению города площадь Побед (нач. в 1685 г.) и площадь Людовика Великого (ныне Вандомская) (1699), а также предпринял по­стройку и перестройку большого количества дворцов и особняков. Но самым значительным делом его жизни было порученное ему королем расширение и внутреннее оформление Версальского дворца. Здесь продуктом его творчества являются расположенные в главном флигеле старого дворца и подвергшиеся позже некоторым изменениям королевские покои (appartements du roi), в частности большой зал бычьего глаза, названный так по овальным окнам («бычьи глаза»), устроенным в поперечных стенах; роскошная спальня Людовика XIV (рис. 138), далее комнаты дофина в юго - восточном флигеле и комнаты мадам Мэнтенон во флигеле, расположенном на левой стороне двора. Этот же мастер руководил в основном постройкой Большого Трианона, сооруженного в 1670 г. в Версальском парке. Этот дворец, который был предназначен для отдыха королевской семьи после утомительных аудиенций, представляет собой одноэтажную постройку наподобие галлереи, с высокими сводчатыми окнами между колоннами, или, точнее, пилястрами, изящно разработанную и богато отделанную внутри (рис. 119). Самым блестящим произведением Мансара в Версале является дворцовая капелла, которую он соорудил рядом с крайней, замыкающей парадный двор линией строений. Эта капелла явилась в дальнейшем образцом для дворцовых церквей. В плане (рис. 130) она представляет собой прямоугольный, вытянутый в длину центральный объем, к одной из узких сторон которого примыкает полукруглая апсида. Вокруг него идет в качестве бокового нефа обход. Центральный объем занимает всю высоту вплоть до свода. Обход разделен на два этажа, из которых верхний предназначен для двора и поэтому отделан в виде главного этажа. Благодаря этому члены королевской семьи могли приходить на богослужение, не пользуясь лестницами; с другой стороны, этим достигалось желанное отделение придворного общества от посещающего церковь населения. Нижний этаж был расчленен четырехреберными столбами со сводчатыми аркадами, верхний — великолепными коринфскими колоннами. Последние, служат опорой для тонко профилированного кон­сольного венчающего карниза, над которым возвышается цилиндрический свод с боковыми распалубками для верхних окон (рис. 116). Фасад выявляет посредством гуртового карниза внутреннее горизонталь­ное деление пространства. Главный этаж выдвигается вперед коринфскими пилястрами. Над ними от балюстрады внешнего венчающего карниза отлого подымаются к верхним стенам центрального нефа опорные дуги. Неф завершается крутой крышей, сильно возвышающейся над остальными постройками дворца. Поэтому церковь извне выделяется в гигантском комплексе строений (рис. 115). Она заслуживает особого внимания в художественном отношении еше и потому, что в ней античная пилястровая архитектура теснейшим образом увязана с церковной архитектурой. Главным творением Ман­сара является Церковь инвалидов в Париже, оконченная в 1706 г. Заложенный в гигантских масштабах Дом инвалидов был построен (1671—1674) Брюаном, архитектором школы Блонделя.

 

Сооружение намеченной в центре постройки церкви выпало на долю Мансара. План церкви образуется из центрального круглого купольного пространства с примыкающими, к нему в форме греческого креста крыльями и полигональными капеллами по углам. Он образует в своих очертаниях замкнутый квадрат, из которого выступают лишь помещения для хора, которому придан вид дополнительного купола, и ризалиты с главным порталом и обоими боковыми входами. При постройке купола Мансар использовал в крупном масштабе подлинно барочный мотив, который в меньшем масштабе был применен уже в Италии. Он устроил две купольных чаши и довел нижнюю, лишь до определенной высоты, так что оставалось свободным большое круглое отверстие. Над этим куполом он укрепил второй, значительно более высокий купол. Видимая через круглое отверстие нижнего купола часть была ярко разрисована фигурами на фоне облаков. Эта картина полу­чает обильное освещение благодаря устроенному у подножья внешнего купола невидимому изнутри окну. Таким образом, рассматриваемая снизу картина приобретает видимость реальности, и создается иллюзия взгляда в открытое небесное пространство. На оба внутренних купола надет деревянный внешний купол с очень изящно отделанным рельефом (рис. 139). Благодаря своему хорошо продуманному плану, великолепному пространственному впечатлению и благородному внешнему и внутреннему оформлению Церковь инвалидов принадлежит к прекраснейшим храмовым постройкам эпохи барокко.

Спальня Людовика XIV в Версале.


Рис. 138. Спальня Людовика XIV в Версале.

 

Период развитого барокко - Церковь инвалидов в Париже.


Рис. 139. Церковь инвалидов в Париже.

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.





От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Важнейшие памятники периода раннего барокко Период раннего и зрелого рококо во Франции »

Отказ от ответственности (Disclaimer)