Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ссылки:

 

Архитектурный стиль

 

Архитектурное проектирование зданий


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 29, 2015

Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта

Совершенным образцом религиозной египетской храмовой архитектуры, является часть гипостильного зала храма Амона в Карнаке, одного из самых масштабных архитектурных комплексов периода Нового царства.
 
 Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта
 
Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Храм Амона в Карнаке На плане он представляет собой прямоугольник, разделенный на несколько нефов, при этом центральных неф значительно шире боковых. Прежде всего, бросаются в глаза его колоссальные размеры, демонстрирующие силу правителей или фараонов, что почти всегда наблюдалось в египетской архитектуре: характерной является и крытая постройка с прямоугольными проемами, и использование больших каменных блоков, и толстые стены. Хорошо сохранившиеся колонны также имеют колоссальные размеры; они явно демонстрируют использование различных типов капителей в зависимости от места расположения колонны в храме, поэтому в центральном нефе мы можем видеть самые высокие колонны с колоколообразными капителями, поскольку на них приходится наибольшая нагрузка, а в боковых нефах колонны уже и ниже, потому что часть веса конструкции принимают на себя стены. В капителях также видно влияние окружающего египтян мира: они напоминают листья пальм или пучки лотоса и папируса, растущего по берегам реки. Огромная популярность колонн с капителями в форме листьев папируса объясняется изобилием этого растения, которое использовалось для изготовления писчей бумаги. То же самое можно сказать и о капителях, напоминающих лотос, - также широко распространенное растение. В данном случае, гладкий ствол колонн, состоящий из цилиндров, украшен в основном иероглифами и несколькими рельефами, изображающими сцены из жизни фараона, если судить по картушу, расположенному рядом со многими из них.




Гипостильный зал представляет собой полностью закрытое помещение, не имеющее отверстий, но в левой части на плане мы видим решетчатые окна, служившие для освещения. Количество света постепенно уменьшалось при движении вглубь святилища, а в том месте, где располагалась статуя божества, освещенная только пламенем факелов, было совсем темно. Гипостильный зал мог быть дополнен другими постройками, такими как «святилище лодки», где хранилась священная лодка, в которую во время процессии помещалась статуя божества.

В свою очередь, перед гипостильным залом расположен открытый зал, с трех сторон окруженный тремя портиками с колоннами; спереди расположены пилоны - монументальный фасад в форме параллелепипеда, в середине которого находится дверь обелисками по обеим сторонам.
 
Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта  
 
Храм Амона в Карнаке
 
Перед пилонами располагаются колоссальные статуи фараона, который построил храм, а для создания симметрии точно также были возведены статуи божеств. По обеим сторонам двери возвышаются две башни. К этому колоссальному архитектурному сооружению вела аллея сфинксов, названная «Дорога бога». Обычно сфинксы имели голову священного животного бога – покровителя храма.

Таким образом, план храма, после длительного анализа и архитектурных экспериментов в течение периодов Древнего и Среднего царств, приобретает законченную стабильную форму, которая, начиная с правления Аменхотепа III, становится канонической. Именно при этом фараоне были воздвигнуты гипостильный зал и центральные колонны.
 
Храм Амона в Карнаке Перед пилонами располагаются колоссальные статуи фараона, который построил храм, а для создания симметрии т
 
фото: jengt, travelpunk.com
 

Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта

 

 
Наряду с колоссальными размерами, использование камня как основного строительного материала призвано подчеркнуть ощущение вечности и незыблемости. Этот камень происходит из того же географического района, его добывали из скал по берегам Нила. Дерева же не хватало и кроме того оно было низкого качества; в основном его применяли для создания саркофагов, урн, небольших объектов и похоронного инвентаря, но не использовали в архитектуре. При строительстве применялась очень сложная для того времени техника: для спуска блоков использовали валы, а для подъема – наклонные плоскости. Доставка блоков обычно осуществлялась по Нилу, который был главной дорогой страны.
 
План храмового комплекса в Карнаке, Общественное достояние
 
План храмового комплекса в Карнаке, Общественное достояние
 
Что касается архитектурной системы, мы видим, что применялись вертикальные и горизонтальные перемычки, то есть, в качестве подпорок использовались вертикальные, поверх которых располагались горизонтальные или высокий потолок, который закрывал внутренние и внешние террасы. И снова мы видим, какое влияние на архитектуру оказывал окружающий мир; это проявилось не только в использовании камня, что было обусловлено географией местности, но также в установлении соотношения между окружающим ландшафтом и архитектурными постройками. Египет – страна с горизонтальным ландшафтом, такой же является и его архитектура – плоской, как террасы по обоим берегам Нила.

Таким образом, Нил не только создал географические рамки, которые определяли жизнь народа, но определил также экзистенциальное пространство. Существует концепция священной улицы или пути, говорящая, что именно поэтому храм также расположен вдоль продольной оси; его осевая симметрия и зеркальное отображение объектов по обеим сторонам бросается в глаза, а литургические процессии повторяли путь Солнца с востока на запад. Солнце ассоциировалось с правителем всех светил, который движется по небосводу, освещая двери храма, пробираясь через пилоны, которые символизировали священные горы.

Кроме того, хотя египтяне никогда не проявляли большого интереса к украшению внутреннего интерьера (помните, что многие из зданий погребального комплекса Джосера были фиктивными), абсолютно не интересуясь расположением предметов в пространстве. Несмотря на это, мы сами помогаем создать внутренне пространство, основанное на внешнем облике, которое все яснее проявляется по мере того, как мы приближаемся к святилищу или камере бога. Таким образом, мы переходим от пространства под открытым небом – аллеи сфинксов, доступной для людей, не принадлежащих к культу. Войдя в храм, мы видим, что оказались в окруженном портиками дворе. В этом открытом зале, куда также имел доступ весь народ, ясно прослеживается взаимодействие пространств. Уже в гипостильном зале, куда допускались только высокопоставленные фигуры, мы видим преобладание внутреннего пространства над внешним, что дополнительно подчеркивается недостатком освещения, поскольку свет проникал только сквозь решетку в самом высоком центральном нефе. В святилище, куда могли входить только служители культа, уже полностью отсутствовала взаимосвязь между пространствами, а само помещение освещалось только светом пламени. Внутренне пространство завоевывает превосходство над внешним постепенно: по мере продвижения вглубь храма пространство сужается по вертикали из-за наклонного поднятия пола и по горизонтали из-за сужения дальних помещений.
 
Вид на Карнакский храм с воздуха
 
 
В заключение можно сказать, что период Нового царства стал временем наибольшего расцвета египетской архитектуры. Экономическое процветание, основанное на расширении империи, облегчило доступ к ресурсам для возведения монументов, выступавших в роли благодарности фараонов богам, которые благоволили им. Таким образом, храмовое строительство обретает независимость от погребальной культуры. Появляются необычные архитектурные решения, так, посредством второй аллеи сфинксов этот храм в Карнаке соединялся с также посвященным Амону храмом в Луксоре, расположенным в трех милях к югу. Также не стоит забывать, что в период нового царства в Египте сохраняется рабовладельческий строй, что позволило возвести эти монументальные постройки даже при недостаточном количестве механических средств.

Автор: Ангелес Менендес





От: moderator,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура Месопотамии: базовые элементы Пропилеи, Парфенон, Храм Афины Гигиеи и Гигиеи (Афинский Акрополь) »

Отказ от ответственности (Disclaimer)