Сталинская архитектура

 

 
Архитектура Москвы
 
 
Дизайн остановок
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ещё:

Архитектурный стиль

Архитектурное проектирование зданий







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 20, 2015

Архитектура Месопотамии: базовые элементы

Архитектура Месопотамии: базовые элементы

Из-за нехватки камня и дерева в долинах Тигра и Евфрата основным строительным материалом становится глина, так как это был единственный ресурс, имеющийся в изобилии на всей территории страны (благодаря илу со дна рек). Использование такого материала подтолкнуло к поиску архитектурных форм, раскрывающих возможности, которые предлагала пластичная глина. Однако это был очень недолговечный и не стойкий к погодным условиям материал, поэтому постройки из него нуждались в постоянном ремонте. Следовательно, возводились различные поддерживающие конструкции.

Таким образом, здания строились из глиняных кирпичей (высушенных на солнце или обожженных), скрепленных раствором. Так создавалась прочная конструкция с толстыми стенами, которые удерживались в вертикальном положении благодаря давлению собственного веса и подпоркам, расположенным по всему периметру. Толщина стен не позволяла открывать окна наружу, что давало бы достаточно света. Поэтому структура внутреннего пространства предполагает наличие центральных открытых дворов, окруженных комнатами. Снаружи вдоль стен располагались вертикальные выступы, как напоминание об изначальной деревянной архитектуре, которые нарушали монотонность поверхности стены и, благодаря игре света и тени, являлись оригинальным украшением. Здания возводились на террасах, чтобы защитить их от влияния влажной почвы. Материалом для крыш служили стволы пальм, обычно не очень длинные, чтобы уменьшить вес конструкции. Ширина комнаты адаптировалась к длине этих стволов. Поэтому в основном комнаты были узкими и длинными.

Хотя такие элементы конструкции, как арки и своды, не существовали в том виде, в котором они были привнесены в архитектуру шумерами, наблюдался некий интерес к их выборочному применению. Арки не применялись при возведении монументальных сооружений, однако использовались при строительстве погребальных камер (перекрытие из ряда кирпичей или ложная арка), а также для украшения домов. Что касается сводов, то они строились из плоско-выпуклых кирпичей.

Также возводились колонны из кирпича, украшенные цветными глиняными конусами. Эти конусы создавали подлинные геометрические мозаики с черными, белыми и красными ромбами, зигзагами и треугольниками. Однако основной опорой зданию служили стены, колонны как главный элемент опоры не применялись. Для украшения невзрачных глиняных стен как изнутри, так и снаружи, применялись те же цветные глиняные конусы, а также выпуклые панели с мозаикой.

 

Первые месопотамские храмы


Зарождение храмовой архитектуры датируется доисторическим периодом, то есть V тысячелетием до н.э. Процесс эволюции первых храмов позволяет наблюдать за становлением архитектуры храма как главного религиозного сооружения. Вначале строились святилища для поднесения даров и проведения ритуалов жертвоприношения богам. По мере распространения культа начинают появляться первые храмы для общих молитв верующих. Таким образом, был пройден путь от маленьких статуэток божеств, которые хранились в домах, до полноценного святилища.
Первые храмы строились по образцу жилых домов. На протяжении всего V тысячелетия до н.э. в архитектуре обоих этих зданий использовалась прямоугольная планировка. В более позднее время, план жилых домов стал больше походить на квадрат, в то время как храм сохранял прямоугольную форму с алтарем для подношений по центру. Все верующие имели доступ в храм.

В самом старом шумерском городе Эриду располагается восемнадцать храмов, надстроенных друг над другом. На XVI ярусе, принадлежащем культуре Эль-Обейд, можно воссоздать план сооружения очень скромных размеров, предназначенного для проведения религиозных обрядов. Это прямоугольное здание, построенное на уровне земли, с толстыми стенами и единственной ведущий внутрь дверью. Далее вы попадаете в неф, где располагался глиняный стол для подношений; в дальнем конце зала имелась квадратная апсида с алтарем божества.

Эта типология сохранялась до первого тысячелетия до нашей эры, когда по всей Месопотамии начали возводиться святилища, расположенные на высокой платформе, порой достигающей в высоту колоссальных размеров.
На XIII ярусе города Тепе-Гаура в Северной Месопотамии в течение IV тысячелетия были построены три храма, в одном из которых можно увидеть уже более позднюю типологию религиозных сооружений. Это здание было спроектировано согласно единому плану. Оно представляет собой прямоугольник с одним залом. Стены формируют ниши, которые позже уступили место часовням. На стенах с равными промежутками располагаются контрфорсы. Кроме практической функции, они также служат и украшением.

 

Архитектурная эволюция храмов

Между IV и III тысячелетиями до н.э. аграрное общество претерпевает значительные изменения. Население концентрируется в городах, выросших вокруг храмов. Они становятся центрами управления народом, которое осуществляется через священнослужителей. Таким образом, параллельно с типологической эволюцией храмов растет и их значимость.

В городе Урук были найдены руины, подтверждающие существовавшую в то время городской тип поселений со сложной религиозной архитектурой (храмы). В Уруке находился самый важный шумерский религиозный центр, посвященный богам Ану и Инанне. Архитектурная концепция святилища изменилась. Оно больше не находилось на уровне земли. Снаружи возводились высокие платформы, а стены покрывались известняком. Также продолжают применяться плоско-выпуклые кирпичи, которые придают стенам характерный рустовочный рельеф. Храм задумывался как место, посвященное божеству, с несколькими церемониальными залами. Внутреннее пространство храма подразделялось на многочисленные прямоугольные святилища, предназначенные для жертвоприношений. Главное святилище помещалось на продольной оси, от которой перпендикулярно отходили остальные залы. Вокруг центрального помещения располагались дополнительные комнаты и залы, отведенные под склады, мастерские и жилые комнаты для священнослужителей.

Изменилась и сама идея храма, что привело к отдалению верующего народа от богов. Таким образом, изначально единое пространства для верующих и статуй богов все больше и больше разделяются. Вокруг храма возводятся стены, создавая тем самым барьер между священным внутренним пространством и оскверненным внешним.

Самым крупным среди бесчисленных храмов Урука был храм D, возведенный около 3000 года до н.э. Он был построен в форме буквы Т размером тридцать на пятьдесят метров.

Структурные принципы строительства другого здания, Белого храма Урука, были более смелыми, прежде всего, это касалось высоты постройки. Храм был возведен на высокой платформе, расположенной на фундаментах старых построек предыдущих эпох. Он представлял собой ступенчатую башню с несколькими этажами, на вершине которой располагалось святилище с белыми стенами. Оно закреплялось на вершине при помощи пандусов, которые соединяли различные террасы и обеспечивали доступ к вершине. Наклонные внешние стены были укреплены широкими контрфорсами, которые кроме своего прямого назначения к тому же выполняли символическую роль, отгоняя злых духов. Внутри храм состоял из святилища с боковыми камерами. Алтарь располагался в одном из углов святилища и представлял собой платформу с ведущей к ней лестницей. Перед ним находился кирпичный стол для подношений.

Формы внутренних помещений храмов менялись с течением времени, например, около 2700 г. до н.э. был возведен овальный храм Хафая. В нем располагалось большое количество мастерских, складов и прочих служебных помещений. За пределами стен узкие улочки соединяли храм с жилыми постройками и другими помещениями, которые тоже использовались как часть храма. Позже эти дополнительные постройки исчезли, поскольку все необходимое для храмовой общины хранилось вне священных помещений, а камеры, расположенные в стенах храма использовали для подношений.

В результате архитектурной эволюции изначальная структура глиняного храма претерпела следующие изменения: его внутреннее пространство разделилось, были построены стены, которые, однако, обладали достаточной гибкостью. Постоянное увеличение высоты храма отражало желание народа устранить расстояние, которое отделяло его от богов, и установить более тесный контакт.



Архитектура Месопотамии: базовые элементы
 
Модель месопотамского храма

 





От: Жаринова Екатерина,  4149 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (1)

Оле Лукое   Активность: 274  Март 20, 2015


Фото для "Архитектура Месопотамии: базовые элементы"


Составить представление о самом первом мегаполисе мира позволяет беспрецедентная выставка "Урук. Пять тысяч лет мегаполису" ("Uruk - 5.000 Jahre Megacity"), открывшаяся в четверг, 25 апреля, в Пергамском музее (Pergamonmuseum) в Берлине. www.dw.de1


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектурная типология египетского храма Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта »