Архитектурное путешествие
Прага
Вена
Корфу
ссылки:
|
Опубликовано: Август 4, 2014Архитектура древней ГрецииАкрополь (крепость) и Парфенон в Афинах, фото: © mosarchinform.ru, 2014 г. Архитектура Древней Греции имеет ряд характерных особенностей, которые в значительной мере определили ее уникальный стиль и влияние на последующие эпохи. Вот некоторые из них:
Архитектура Древней Греции считается одним из величайших достижений в истории архитектуры. Ее эстетика и принципы пропорций и симметрии продолжают вдохновлять и влиять на современное зодчество.
Храм Зевса Олимпийского (Олимпион) в Афинах и вид на Акрополь
Античная архитектура Древней Греции - это архитектура, которая создавалась людьми, говорившими на греческом языке (греческой группе диалектов), их культура процветала на основной территории Греции и Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Малой Азии и Италии в период с прибл. 900 г до н. э. до I века н. э., самые ранние сохранившиеся архитектурные произведения датируются примерно 600 г до н. э. Древнегреческая архитектура наиболее известна своими храмами, многие из которых расположены по всему региону в основном в виде руин, но многие из них сохранились практически нетронутыми. Еще один известный тип зданий, сохранившихся от эллинского мира, - это театр под открытым небом, самые древние из них были созданы около 350 г до н. э. Другие сохранившиеся архитектурные формы: монументальная арка (пропилон), рыночная площадь и место народных собраний (агора), которая была окружена многоярусной колоннадой (стоа), здание городского совета (булевтерион), общественный памятник, монументальная гробница (мавзолей) и стадион. Древнегреческая архитектура отличается своими высоко формализованными характерными чертами по отношению как к структуре, так и к украшениям. Это особенно верно в отношении храмов, где каждое здание, кажется, было задумано как скульптурная единица внутри пейзажа, чаще всего их строили на возвышенности, чтобы элегантность их пропорций и световые эффекты на поверхности можно было рассмотреть со всех углов. Николаус Певзнер говорит о «пластичной форме [греческого] храма..... которая предстает перед нами в своем физическим присутствии более впечатляющем, более живом, чем у любого другого более позднего здания». Формальный словарь древнегреческой архитектуры, в частности, разделяет архитектурный стиль на три определенных ордера (вида архитектурной композиции): дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер - они оказали глубокое влияние на западную архитектуру более поздних эпох. Архитектура Древнего Рима выросла из архитектуры Греции и сохранила свое влияние в Италии вплоть до наших дней. С эпохи Возрождения все периоды возрождения классицизма сохранили в живых не только точные формы и упорядоченные детали греческой архитектуры, но и ее концепцию архитектурной красоты, основанную на балансе и пропорции. Более поздние стили неоклассической архитектуры и возрождения классического греческого стиля в архитектуре позаимствовали многое у древнегреческих стилей.
Факторы влиянияГеографияДля материковой части и островов Греции характерны скалистая местность с глубоко изрезанной береговой линией и скалистыми горными хребтами с несколькими лесистыми зонами. Наиболее доступный строительный материал здесь - камень. Известняк был легко доступен и прост в обработке. В изобилии был также доступен высококачественный белый мрамор, как на материке, так и на островах, в частности на Паросе и Наксосе. Этот мелкозернистый материал был одним из основных факторов, способствовавших точности деталей, как архитектурных, так и скульптурных, украшавших древнегреческую архитектуру. Месторождения гончарной глины высокого качества были расположены по всей материковой и островной территории Греции, крупные месторождения находились в районе Афин. Глина использовалась для производства не только керамических сосудов, но и черепицы и архитектурных украшений. Климат в Греции морской с холодной зимой и жарким летом, закаленным морским бризом. В результате образ жизни местных жителей предполагает проведение многих мероприятий на открытом воздухе. Поэтому храмы были размещены на вершинах холмов, их экстерьер был спроектирован как визуальный фокус для собраний и шествий, а театры часто строились не как огражденный конструкции, они создавались путем облагораживания естественно наклонного участка, где люди могли бы сидеть. Колоннады, окружавшие здания или дворы, предоставляли укрытие от солнца и внезапных зимних штормов. Свет в Греции являлся, возможно, еще одним важным фактором, повлиявшим на развитие особого характера древнегреческой архитектуры. Свет здесь часто бывает очень ярким, а небо и море - ярко голубыми. Ясный свет и резкие тени придают точность деталям ландшафта, бледным скалистым выступам и морскому побережью. Эта ясность чередуется с периодами легкого тумана, который меняет цвет при попадании на него света. В этой характерной среде древнегреческие архитекторы создавали здания, которые были отмечены точностью детализации. Сверкающие мраморные поверхности были гладкими, изогнутыми, рифлеными или фигурно высеченными, чтобы отражать солнце, отбрасывать градуированные тени и менять цвет в постоянно изменяющемся свете дня. Скалистая изрезанная береговая линия в Рамнусе, Аттика, фото: SkiDragon, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic Театр и Храм Аполлона в гористой местности в Дельфах, фото: Adam Carr, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic
ИсторияИсторики разделяют период существования древнегреческой цивилизации на две эпохи: классический греческий период (примерно с 900 г до н. э. до смерти Александра Великого в 323 г до н. э.) и эллинистический период (с 323 г до н. э. до 30 г н. э.). Во время более раннего (греческого) периода начали появляться важные произведения архитектуры (около 600 г до н. э.). Во время более позднего (эллинистического) периода греческая культура получила широкое распространение: первоначально в результате завоевания Александром других земель, а позже в результате возникновения Римской империи, позаимствовавшей большую часть греческой культуры. До начала классического греческого периода в регионе доминировали две основные культуры: минойская (ок. 2800 - 1100 гг до н. э.) и микенская (ок. 1500 - 1100 гг до н. э.). Современные историки называют минойской культуру народа древнего Крита, известного своими тщательно продуманными и богато украшенными дворцами и керамикой, которая украшалась цветочными и морскими узорами. Микенская культура, процветавшая на Пелопоннесе, имела совершенно иной характер. Ее представители строили цитадели, крепостные стены и гробницы, а не дворцы, и украшали свои гончарные изделия отрядами марширующих солдат, а не осьминогами и морскими водорослями. Закат этих цивилизаций произошел около 1100 г до н. э. - на Крите, возможно, из-за вулканического разрушения, а Микенам пришел конец из-за нашествия дорийцев, которые жили на материковой Греции. После этих событий наступил период, от которого сохранилось мало культурных особенностей. Поэтому его часто называют «Темным веком». В городах, основанных дорийцами, первоначально правила аристократия, а затем - «тираны», лидеры, появившиеся из торговых или воинских классов. Некоторые города, такие как Спарта, поддерживали строго регламентированный и консервативный порядок, подобный микенскому. Культура Афин, с другой стороны, попала под влияние ионийцев из Малой Азии. В культурном разнообразии, сложившемся в результате этого притока, афинская культура создала искусство логики, а с ним и идею демократии.
ИскусствоИстория искусства греческой эпохи, как правило, подразделяются на четыре периода: протогеометрический (1100 - 900 гг до н. э.), геометрический (900 - 700 гг до н. э.), архаический (700 - 500 гг до н. э.) и классический (500 - 323 гг до н. э.), скульптуру в свою очередь разделяют на строгую классическую, высокую классическую и позднюю классическую. Первые признаки конкретных художественных особенностей, определяющих древнегреческую архитектуру, замечены в глиняной посуде дорийских греков, живших в X веке до нашей эры. Уже в этот период она создается с чувством пропорции, симметрии и баланса, не характерных для подобной керамики Крита и Микен. Украшения педантично геометричны, они аккуратно разделены на зоны на определенных областях каждого сосуда. Эти черты проявились не только в тысячелетнем периоде греческого гончарного искусства, но и в архитектуре, которая возникла в VI веке. Основным событием было увеличение использования человеческой фигуры в качестве основного декоративного мотива и та большая уверенность, с которой изображали человечество, его мифологию, деятельность и страсти. Прогресс в изображении формы человеческого тела в керамике сопровождался аналогичным прогрессом в скульптуре. Крошечные стилизованные изделия из бронзы геометрического периода уступили место крайне формализованным монолитным изображениям в натуральную величину в архаический период. Классический период ознаменовался бурным развитием идеализированных, но все более реалистичных изображений богов в человеческом образе. Такое развитие событий оказало непосредственное влияние на скульптурные украшения храмов, так как многие из величайших сохранившихся произведений древнегреческой скульптуры когда-то украшали храмы, в них некогда располагались многие крупнейшие известные статуи того периода, такие, как утраченные статуи Зевса из золота и слоновой кости в Храме Зевса в Олимпии и статуя Афины в Парфеноне, Афины, обе более чем 40 футов (ок. 12 м) высотой. Чернофигурная Амфора художник Аталанта (500-490 гг. до н. э.) демонстрирует пропорции и стиль, которыми отличается древнегреческое искусство, фото: MatthiasKabel, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic
Мальчик Критиос (прибл. 480 гг до н. э.), символизирует традицию свободно стоящих фигур, фото: Tetraktys, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Религия и философияСовременная модель древней Олимпии с храмом Зевса в центре, фото: Steve Swayne, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic
Воссозданная колоссальная статуя Афины, которая некогда располагались в Парфеноне, скульптор Алан Леквир
Религия Древней Греции была формой поклонения природе, выросшей из верований ранних культур. Однако, в отличие от более ранних культур, считалось, что природа больше не несет угрозы человеку, и человек является ее совершенным творением. Природные стихии были персонифицированы как боги во вполне человеческой форме с весьма человеческим поведением. Домом богов считался Олимп - самая высокая гора в Греции. Наиболее важными божествами были: Зевс, верховный бог и повелитель неба, Гера, его жена и богиня брака, Афина, богиня мудрости, Посейдон, бог моря, Деметра, богиня земли, Аполлон, бог солнца, закона, разума, музыки и поэзии, Артемида, богиня луны, охоты и дичи, Афродита, богиня любви, Арес, бог войны, Гермес, бог торговли и медицины, Гефест, бог огня и изделий из металла, и Дионис, бог вина и плодоносящих растений. Поклонение богам, как и многие другие виды деятельности, проходило под открытым небом при участии всей общины. Тем не менее, к 600 г. до н. э. боги часто изображались в виде крупных статуй, и было необходимо создать здание, в котором каждый из них мог бы быть размещен. Это привело к развитию строительства храмов. Древние греки чувствовали порядок во Вселенной и в свою очередь, применяли порядок и благоразумие при создании своих творений. Их гуманистическая философия ставила человечество в центр вещей и поддерживала тщательно упорядоченные общественные строи и развитие демократии. В то же время, уважение к человеческому интеллекту требовало разума и поощряло стремление к научным изысканиям, логике, решению задач и проблем. Архитектура древних греков, и, в частности, храмовая архитектура отвечает на эти вызовы своей страстью к красоте, порядку и симметрии, которая является продуктом постоянного поиска совершенства, а не просто применением набора практических правил. Отличительные признаки древнегреческой архитектурыРанний этап развитияСуществует четкое разделение между архитектурой микенской и минойской культур и более поздней архитектурой древних греков, методы работы и понимания стиля этих цивилизаций теряются вместе с их исчезновением. Микенское искусство примечательно своими кольцевыми конструкциями и коническими куполами с горизонтально напластованными консольными кладками. Эта архитектурная форма не перешла в архитектуру Древней Греции, но она вновь возникла около 400 г. до н. э. в интерьере больших монументальных гробниц, таких как Гробница Львиц в Книдосе (ок. 350 г до н. э.). Мало что известно о микенской деревянной или жилищной архитектуре и о каких-либо постоянных традициях, которые могли проявиться в ранних зданиях дорийцев. Минойская архитектура Крита характеризовалась конструкциями с антаблементами, похожими на древнегреческие. Здесь использовались деревянные колонны с капителями, но эти колонны значительно отличались по форме от дорических, они были узкими у основания и конусообразно расширялись вверх. Ранние формы колонн в Греции, по-видимому, развивались самостоятельно. Как и минойская архитектура, древнегреческая жилищная архитектура была сосредоточена на открытых пространствах или дворах, окруженных колоннадами. Эта форма была приспособлена под строительство гипостильных залов внутри крупных храмов. Эволюция, произошедшая в архитектуре, привела к строительству общественного здания, в первую очередь храма, но не к созданию масштабной жилищной архитектуры, сформировавшейся на Крите.
Виды зданий в Древней Греции Жилые здания План Палаты Коллин, II век до н. э. Дом Масок, Делос, III век до н. э., фото: Bernard Gagnon, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Мозаичный пол дома на Делосе, фото: David Eppstein, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic Греческое слово, обозначающее семью или домашнее хозяйство, - Ойкос - также является названием для дома. Существовало несколько различных типов домов. Вполне вероятно, что многие из ранних домов были простыми конструкциями из двух комнат с открытой верандой или «пронаосом», над которым возвышался пологий фронтон или карниз. Эта форма, как полагают, внесла свой вклад в храмовую архитектуру. Конструкция многих домов предполагала стены из обожженного на солнце глиняного кирпича или из деревянного каркаса, заполненного волокнистым материалом, например, соломой или водорослями, и покрытого глиной или штукатуркой, дом стоял на основании из камня, защищавшего более уязвимые элементы от сырости. Крыши были, вероятно, соломенными, у них были карнизы, нависавшие над негерметичными стенами. Многие большие дома, например, на Делосе, были построены из камня и оштукатурены. Кровельным материалом для солидных домов была плитка. В домах богатых людей полы были мозаичные, они наглядно демонстрировали классический стиль. Центром многих домов был широкий проход или «паста», который шел по всей длине дома и выходил с одной стороны в небольшой внутренний двор, заполненный светом и воздухом. В более крупных домах в центре был полноценный перистильный двор, а комнаты располагались вокруг него. В некоторых домах был верхний этаж, который, как предполагается, был зарезервирован для использования женщинами семьи. Городские дома строились с примыкающими к ним стенами, они были разделены узкими улицами на небольшие кварталы. Магазины иногда располагались в помещениях, выходящих на улицу. Городские дома были обращены вовнутрь, с крупными проемами, выходящими на центральный внутренний двор, а не на улицу.
Общественные здания
Реконструированная стоа Аттала, Агора, Афины, фото: лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Стадион в Афинах
Прямоугольный храм является наиболее распространенной и наиболее известной формой греческой общественной архитектуры. Храм не выполнял ту же функцию, что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом на теменосе (участке земли вокруг храма) или священной зоне, часто расположенной непосредственно перед храмом. Храмы служил в качестве места расположения культового образа, а также склада или кладовой для казны, связанной с культом соответствующего бога, а также как место где почитатели этого бога могут принести свои дары, такие, как статуи, шлемы и оружие. Некоторые греческие храмы, как выяснилось, были построены с учетом астрономических данных. Храм вообще был частью религиозного участка, известного как акрополь. Согласно Аристотелю, «участок должен быть местом, обозримым со всех сторон, что дает хорошую высоту для добродетели и башен над окрестностями». Строились и маленькие круглые храмы - толосы, а также небольшие здания, похожие на храмы, служившие для хранения казны конкретных групп дарителей (благотворителей). В конце V и IV веков до нашей эры городское планирование стало важным вопросом для греческих строителей при строительстве таких городов, как Пестум и Приене, в которых создали правильную сеть мощеных улиц, а также агоры или центральные рыночные площади, окруженные колоннадой или стоа. Полностью восстановленную стоа Аттала можно увидеть сегодня в Афинах. В городах также были общественные фонтаны, из которых можно было брать воду для домашнего использования. Разработку регулярной городской планировки связывают с именем с Гипподама Милетского, ученика Пифагора. Общественные здания стали «достойными и приятными глазу строениями», они были расположены так, чтобы быть связанными друг с другом в архитектурном плане. Пропилон или крыльцо формировали вход в храмовые святилища и другие значимые места, лучше всего сохранившимся примером являются Пропилеи на входе в афинский Акрополь. Бувлетерион был большим общественным зданием с гипостильным залом, который служил в качестве зала суда и места встречи городского совета («буле»). Остатки бувлетериона сохранились в Афинах, Олимпии и Милете, в последнем могли располагаться до 1200 человек. В каждом греческом городе был театр под открытым небом. Он использовался для проведения как общественных собраний, так и драматических спектаклей. Театр обычно располагался на склоне холма за городом, и в нем были ряды многоуровневых сидений, расположенных полукругом вокруг центральной площадки для выступлений или «орхестры». За орхестрой располагалось низкое здание под названием «скена», которое служило кладовой или гардеробной, а также выступало в качестве фона к действию, происходящему в орхестре. Несколько греческих театров сохранились почти нетронутыми, наиболее известный из них расположен в Эпидавре, он был построен по проекту архитектора Поликлета Младшего. В греческих городах большого размера также располагались палестры или гимнастические залы - социальные центры для граждан мужского пола, которые включали в себя зрительские зоны, ванны, туалеты и клубные номера. Другие здания, связанные со спортом, включают в себя ипподромы для скачек, от которых сохранились только остатки, и стадионы для бега, длина которых составляла 600 футов (ок. 183 м), их примеры существуют в Олимпии, Дельфах, Эпидавре и Эфесе, в то время как стадион Панатинаикос в Афинах, вмещающий 45 тысяч человек, был восстановлен в XIX веке и использовался при проведении Олимпийских игр в 1896, 1906 и 2004 годах. Палестра в Олимпии, использовалась для бокса и борьбы, фото: Wknight94, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Театр Диониса в Афинах, фото: sailko, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic Каменный мозаичный пол дома в Олинфосе, изображающий Беллерофон, фото: Christaras A, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic Алтарь Гиерона II в Сиракузах, фото: sailko, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic
Структура архитектурных элементовКолонна и архитравфото: Napoleon Vier, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Части древнегреческого храма дорического ордена: 1. Тимпан 2. Акротерий 3. Сима 4. Карниз 5. Мутула 7. Фриз 8. Триглиф 9. Метопа 10. Регула 11. Гутта 12. Тения 13. Архитрав 14. Капитель 15. Абака 16. Эхин 17. Колонна 18. Каннелюра 19. Стилобат
Архитектура Древней Греции характеризуется стоечно-балочной формой, то есть здание состоит из вертикальных архитравных балок (стоек), поддерживающих горизонтальные балки (архитравы). Хотя сохранившиеся здания той эпохи построены в камне, очевидно, что зарождение стиля основано на простых деревянных конструкциях с вертикальными стойками, поддерживающими балки, на которых держалась ребристая крыша. Стойки и балки разделяли стены на правильные отсеки, которые могли быть оставлены как проемы или заполнены высушенным на солнце кирпичом, черепками или соломой и покрыты глиняной обмазкой или штукатуркой. С другой стороны, пространства могли быть заполнены щебнем. Вполне вероятно, что многие ранние дома и храмы были построены с открытой верандой или «пронаосом», над которым возвышался пологий фронтон или карниз. Самые ранние храмы, построенные для расположения статуй богов, были, вероятно, деревянными, позже их сменили более долговечные каменные храмы, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня. Признаки оригинального характера деревянной архитектуры сохранились в каменных зданиях. Немногие из этих храмов велики по размеру, некоторые из них, например, храм Зевса Олимпийского и Олимпейон в Афинах достигает более 300 футов (ок. 91 м) в длину, но большинство были размером меньше половины этого. По-видимому, некоторые из крупных храмов изначально были деревянными, колонны в них заменялись по частям по мере того, как камень становился доступным. Так, по крайней мере, утверждает историк Павсаний, приводя в пример храм Геры в Олимпии II века нашей эры. Каменные колонны изготавливались из нескольких твердых каменных цилиндров или «барабанов», опирающихся друг на друга без раствора, но иногда в центр колонны устанавливалась бронзовая ось. В основании колонна шире, чем в верхней части, она сужается по внешней кривой, известной как «энтазис». У каждой колонны есть капитель, состоящая из двух частей: верхняя часть, на которой держатся балки, квадратная, она называется «абака». Часть капители, которая поднимается от самой колонны, называется «эхин». Эхины отличаются друг от друга в зависимости от ордера, будучи гладкими в дорическом ордере, рифлеными в ионическом и украшенными лиственным орнаментом в коринфском. Дорические и обычно ионические капители прорезаны вертикальными канавками, известными как «каннелюры». Это рифление или прорезывание столбцов канавками является сохранившимся элементом исходной деревянной архитектуры. Антаблемент и фронтонКолонны храма поддерживают структуру, которая поднимается вверх и делится на две основные части: антаблемент и фронтон. Антаблемент - это основной горизонтальный структурный элемент, поддерживающий крышу и окружающий все здание. Он состоит из трех частей. На колонны опирается архитрав, изготовленный из нескольких каменных «балок», охватывающих пространство между колоннами, друг с другом они встречаются на стыке непосредственно над центром каждой колонны. Над архитравом располагается вторая горизонтальная часть под названием «фриз». Фриз является одним из основных декоративных элементов здания, на него наносится скульптурный рельеф. В ионической и коринфской архитектуре украшение фриза идет непрерывной полосой, но в дорическом ордене он разделен на секции, называемые «метопами», они заполняют пространство между вертикальными прямоугольными блоками под названием «триглифы». На триглифах также нанесено вертикальное рифление, как и на дорических колоннах, триглифы сохранили форму деревянных балок, когда-то поддерживавших крышу. Самая верхняя часть антаблемента называется «карниз», он, как правило, богато украшен по нижней кромке. Карниз сохранил форму балок, которые когда-то поддерживали деревянную крышу на каждом конце здания. В передней и задней части каждого храма антаблемент поддерживает треугольную структуру под названием «фронтон». Треугольное пространство, обрамленное карнизами, является местом расположения наиболее значимых элементов скульптурного декора на внешней стороне здания. КладкаВ основании каждого храма располагалось каменное подножье под названием «крепидома», как правило, оно состояло из трех ступеней, верхняя из которых назвалась «стилобат», на нее опирались колонны. Каменные стены при строительстве храмов начали возводить примерно с 600 г до н. э. Кладка всех видов, в том числе из щебня, была использована для строительства древнегреческих зданий, но лучшая кладка из тесаного камня обычно использовалась для стен храма, она возводилась в правильном порядке и больших размеров для минимизации швов. Блоки были грубо обтесаны, их притаскивали волоком из карьеров, чтобы вырезать и укладывать очень точно, раствор не использовался почти никогда. Блоки, особенно те, которые использовались для колонн и частей здания, несущих нагрузки, иногда фиксировались на месте или укреплялись железными скобами или стержнями из дерева, бронзы или железа, зафиксированными в свинце для минимизации коррозии. Проемы Поверх дверных и оконных проемов были расположены балки, которые в каменном здании ограничивали возможную ширину проема. Расстояние между колоннами также зависело от характера балки, колонн на экстерьере зданий и несущих каменных балок, которые были ближе друг к другу, чем внутренние, и на которых располагались деревянные балки. Дверные и оконные проемы сужались кверху. Храмы строились без окон, и свет к наосу проникал через дверь. Было высказано предположение, что некоторые храмы освещались через отверстия в крыше. Многие из особенностей двери ионического ордера в Эрехтейоне (17 футов (ок. 5 м) в высоту и 7,5 футов (ок. 2,2 м) в ширину в верхней части) сохранились нетронутыми, в том числе лепнина и антаблемент, который поддерживается консольными кронштейнами. Парфенон демонстрирует общие структурные черты древнегреческого зодчества: стереобат, колонны, антаблемент, фронтон Храм Гефеста, рифленые дорические колонны с абаками, поддерживающими двойные балки архитрава, фото: Jean Housen,
Эрехтейон: кладка, двери, каменные архитравы, кессонные потолочные панели В Храме Афайи гипостильные колонны поднимаются на два яруса на высоту большую, чем стены, чтобы поддерживать крышу без опорных стоек, фото: Dorieo21, общественное достояние
КрышаСамым широким пролетом храмовой крыши был пролет через целлу или внутреннее пространство. В большом здании в этом пространстве располагаются колоны, поддерживающие крышу, такая архитектурная форма известна как гипостильный зал. По-видимому, несмотря на то, что архитектура Древней Греции изначально была деревянной, у ранних строителей не было представления о диагональной ферме в качестве стабилизирующего элемента. Об этом свидетельствует характер храмового строительства в VI веке до нашей эры, где ряды колонн, поддерживающих крышу целлы, поднимаются выше, чем наружные стены, что не является необходимым, если в качестве составной части деревянной крыши используются стропильные фермы. Особенность в том, что первоначально все стропильные фермы поддерживались непосредственно антаблементом, стенами и гипостилем, а не ферменной деревянной рамой, которую начали использовать в греческой архитектуре только в III веке до нашей эры. Древнегреческие здания из древесины, глины и гипса были, вероятно, покрыты соломой. С возникновением каменного зодчества появляется обожженная керамическая черепица. Плитки этой ранней черепицы имели S-образную форму в поперечном сечении, коньковая и кровельная плитка формировали одну часть. Они были намного больше по размеру, чем плитки современной черепицы: до 90 см (35,43 дюйма) в длину, 70 см (27,56 дюйма) в ширину, 3-4 см (1,18-1,57 дюйма) в толщину и весом около 30 кг (66 фунтов) каждая. Только каменные стены, постепенно сменившие более ранние стены из глинобитного кирпича и дерева, были достаточно прочными, чтобы выдерживать вес крыши из такой черепицы. Самые ранние находки черепицы из архаического периода в Греции зафиксированы в очень ограниченной области вокруг Коринфа, где обожженная плитка начала замещать соломенные крыши в храмах Аполлона и Посейдона между 700 и 650 гг до н. э. Быстро распространившись, черепица в течение пятидесяти лет использовалась при строительстве большого числа разных зданий Восточного Средиземноморья, включая материковую Грецию, Западную Малую Азию, Южную и Центральную Италию. Несмотря на то, что черепица была более дорогой и трудоемкой в производстве, чем солома, ее внедрение было связано с тем, что огнеупорные свойства черепицы обеспечивали нужную защиту ценных храмов от огня. Было сделано предположение, что в качестве побочного эффекта в греческой архитектуре появились новые конструкции из камня и плитки на концах нависающих карнизов, так как необходима была более широкая крыша для защиты от дождя устаревших стен из глинобитного кирпича. Своды и арки не использовались широко, но они начали появляться в гробницах (в «улье» или консольной форме, которая использовалась в Микенах) и иногда, в качестве внешнего признака, в экседрах (глубоких нишах) клинчатой конструкции V века до нашей эры. Купол и свод никогда не были такими значительными конструктивными особенностями, какими они стали в древнеримской архитектуре.
Планы храмовфото: Napoleon Vier, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Планы древнегреческих храмовВверху: 1 Двухколонный храм в антах 2 Четырехколонный храм в антах 3 Толос 4 Простиль с четырьмя колоннами 5 Амфипростиль с четырьмя колоннами Внизу: 6 Октастиль с двумя рядами колонн 7 Периптер с шестью колоннами 8 Псевдопериптер с шестью колоннами 9 Псевдопериптер с двумя рядами колонн
Большинство древнегреческих храмов были прямоугольными, и их длина была примерно в два раза больше ширины, с некоторыми исключениями, такими, как огромный храм Зевса Олимпийского в Афинах, длина которого почти в 2,5 раза больше ширины. Несколько сохранившихся храмоподобных конструкций были круглыми, их называют «толос». Самые маленькие храмы были менее 25 м (около 75 футов) в длину, и если говорить о круглых толосах - в диаметре. Подавляющее большинство храмов было длиной 30-60 метров (около 100-200 футов). Небольшая группа дорических храмов, в том числе Парфенон, была длиной от 60 до 80 метров (прибл. от 200 до 260 футов). Крупнейшие храмы, в основном ионические и коринфские, но в том числе и дорический храм Зевса Олимпийского в г. Агридженто, были длиной от 90 до 120 метров (прибл. от 300 до 390 футов). Храм поднимается от ступенчатого основания или «стилобата», приподнимающего здание над землей, на которой он стоит. В ранних храмах, таких как Храм Зевса на Олимпе, было две ступени, но у большинства, например, у Парфенона, их три, исключением является Храма Аполлона в Дидиме, где ступеней шесть. Основой здания является «наос» из каменной кладки, внутри которого расположена целла - помещение без окон, в котором первоначально располагалась статуя бога. Перед целлой, как правило, есть подъезд или «пронаос», и, возможно, второе помещение или «антенаос», служащее в качестве сокровищницы или хранилища для трофеев и подарков. Эти помещения освещались через один большой дверной проем, оборудованный решеткой из кованого железа. Некоторые помещения, как представляется, освещались через световые люки. На стилобате, часто полностью окружающем наос, стоят ряды колонн. Каждый храм относят к определенному типу по двум условиям: одно из них описывает количество колонн у переднего входа, а второе характеризует их распределение. ПримерыДвухколонный храм в антах представляет собой небольшой храм с двумя колоннами впереди, установленными между выступающими стенами пронаоса или крыльца, пример - храм Немезиды в Рамнусе. (см. рис. 1) Амфипростиль с четырьмя колоннами представляет собой небольшой храм, в котором колонны расположены на обоих концах, колонны стоят в стороне от наоса. Колонн четыре, как у Храма на Илиссосе в Афинах. (рис. 4) Периптер с шестью колоннами представляет собой храм с одним рядом периферийных колонн вокруг наоса, с шестью колоннами в передней части, например, Тесеион в Афинах. (рис. 7) Периптер с двумя рядами колонн - это храм с одним рядом колонн вокруг наоса (рис. 7) с восемью колоннами впереди, например, Парфенон, Афины. (рис. 6 и 9). Диптер декастиль - это, например, огромный храм Аполлона в Дидиме, с наосом, окруженным двумя рядами колонн (рис. 6.) и десятью колоннами в передней части. Храм Зевса Олимпийского в Агригентуме относится к типу псевдопериптер с семью колоннами (гептастиль), потому что в окружающей его колоннаде есть псевдоколонны, прикрепленные к стенам наоса (рис. 8). Название «гептастиль» означает, что у него семь колонн у передней входной части.
Пропорции и оптическая иллюзияСовершенство пропорций, применявшихся древнегреческими архитекторами при проектировании храмов было не простой математической прогрессией с использованием квадратного модуля. Математика предполагала более сложную геометрическую прогрессию, так называемое золотое сечение. Это соотношение аналогично структурам развития многих спиральных форм, возникающих в природе, например, структуре рога барана, раковины наутилуса, листьев папоротника и виноградных усиков, они были источником декоративных мотивов, используемых древнегреческими архитекторами, особенно они заметны в волютах капителей ионического и коринфского ордера.
Древнегреческий архитекторы применяли философский подход к правилам и пропорциям. Определяющим фактором в математике какого-либо важного произведения архитектуры был его окончательный внешний вид. Архитекторы рассчитывали на перспективу, на оптические иллюзии, из-за которых края объектов казались вогнутыми, и на то, что колонны, вид на которые открывается на фоне неба, отличаются от смежных с ними колонн, за которыми расположена затененная стена. Из-за этих факторов архитекторы корректировали свои проекты таким образом, что основные линии любого важного здания редко были прямыми. Наиболее явной была регулировка профилей колонн, сужающихся от основания кверху. Однако это сужение не постоянно, профиль плавно искривляется таким образом, чтобы казалось, что у каждой колонны есть расширение ниже середины, которое называется энтазис. Энтазис никогда не был достаточно явным, чтобы расширение оказывалось шире, чем основание; он регулируется небольшим сужением через уменьшение диаметра. Все основные линии Парфенона изогнут, 2014 г., © mosarchinform.ru Схема оптических корректировок, сделанных архитекторами Парфенона, фото: Napoleon Vier, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Секционная раковина наутилуса. Эти раковины, возможно, были источником вдохновения для ионических капителей с волютами, фото: Chris 73, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Рост наутилуса соответствует золотому сечению, фото: Luiz Real, общественное достояние
Парфенон, храм богини Афины на Акрополе в Афинах, является воплощением того, что Николаус Певзнер назвал «самым прекрасным примером того, как архитектура нашла свое завершение в материальной красоте». Хелен Гарднер называет его «непревзойденным превосходством», которое архитекторы последующих лет должны исследовать и изучать и которому должны подражать. Тем не менее, как отмечает Гарднер, вряд ли в этом здании есть хоть одна прямая линия. Банистер Флетчер подсчитал, что стилобат изгибается вверх таким образом, что его центры на обоих концах подняты примерно на 2,6 дюйма (6,6 см) выше наружных углов и на 4,3 дюйма (10,92 см) по более длинным сторонам. Немного больше корректировок было внесено в антаблемент. Колонны на концах здания не вертикальные, а склоненные к центру, колонны в углах отклоняются от вертикали примерно на 2,6 дюйма (6,6 см). Эти внешние колонны также немного шире, чем соседние, и они расположены немного ближе друг к другу, чем любые другие.
СтильОрдеры древней греческой архитектуры
Архитектурные элементы дорического ордера с указанием простых изогнутых эхинов капители (Парфенон, Афины), фото: © mosarchinform.ru, 2014 г. Ионический ордер (Эрехтейон, Афинский Акрополь), фото: © mosarchinform.ru, 2014 г. Капитель коринфского ордера с указанием украшения в виде лиственного орнамента и вертикальной волюты, фото: © mosarchinform.ru, 2014 г.
ОрдерыСтилистически древнегреческая архитектура подразделялась на три «ордера»: дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер, их названия отражают место их происхождения. Тогда как эти три ордера являются наиболее легко узнаваемыми по их капителям, ордеры также определяли формы, пропорции, детали и относительные положения колонн, антаблемента, фронтона и стилобата. Различные ордеры применялись при строительстве всего комплекса зданий и памятников. Дорический ордер появился в материковой Греции и Италии. Он был утвердившимся, и его характеристики были определены на момент строительства храма Геры в Олимпии прибл. в 600 г до н. э. Ионический ордер сосуществовал с дорическим, ему оказывали предпочтение в греческих городах Ионии, в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Он не был четко сформирован вплоть до середины V века до н. э. Ранние ионические храмы Малой Азии были особенно грандиозными по масштабу, например, храм Артемиса в Ефесе. Коринфский ордер был в высшей степени декоративным, он не получил развития до эллинистического периода, в нем сохранились многие характеристики ионического ордера. Он был популяризован римлянами.
Дорический ордерДорический ордер характерен своими капителями, эхин которых похож на круглую подушку, поднимающуюся с верхней части колонны к квадратной абаке, на которой расположен архитрав. Эхин выглядит плоским и расширенным в ранних примерах, а в более поздних и более утонченных примерах он стал глубже и получил большую искривленность, в эллинистических вариантах он был меньшим по размеру и прямосторонним. Секрет изящества дорической колонны в энтазисе - небольшом выпуклом утолщении в профиле колонны, которое предотвращает оптическую иллюзию вогнутости. Дорические колонны почти всегда прорезаны желобками, известными как «каннелюры», которые идут по всей длине колонны, как правило, их 20, хотя иногда и меньше. Эти каннелюры соединяются друг с другом на острых гранях, называемых аррис (острый угол при соединении двух поверхностей). В верхней части колонны немного ниже самого узкого места, пересекая согласующиеся грани, расположены три горизонтальные канавки, известные как «гипотрахелий». У дорических колонн нет оснований, кроме нескольких примеров из эллинистического периода. Колонны раннего дорического храма, например, Храма Аполлона в Сиракузах, Сицилия, могут иметь отношение высоты к диаметру основания только 4:1 и отношение высоты колонны к антаблементу 2:1, с довольно грубыми деталями. Отношение высоты колонны к ее диаметру, равное 6:1, стало более распространенным, в то время как отношение высоты колонны к антаблементу на Парфеноне равно примерно 3:1. В эллинистический период дорические нормы солидности и мужественности постепенно теряли силу, и у тонких колонн без каннелюр отношение высоты к диаметру достигало 7,5:1.
Дорический ордерХрам Гефеста, Афины является хорошо сохранившимся храмом, пример периптера с шестью колоннами, фото: 2014 г., © mosarchinform.ru Антаблемент, демонстрирующий архитрав дорического ордера, фриз с триглифами и метопами и нависающий карниз, фото: Jeanhousen, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Скошенные рифленые колонны, состоящие из «барабанов», установленные непосредственно на стилобате, фото: Jean House, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Дорический антаблемент состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав состоит из каменных балок, охватывающих пространство между колоннами, их совмещение происходит над центром каждого абака. На нем лежит фриз - одна из основных зон для скульптурного декора. Фриз делится на триглифы и метопы, триглифы, как уже было сказано в другом месте в данной статье, являются напоминанием о древесном происхождении данного архитектурного стиля. На каждом триглифе есть три вертикальные канавки, похожие на каннелюры колонн, и под ними, казалось бы, связанно с ними, расположены небольшие полосы, которые нужны, чтобы соединить триглиф с архитравом внизу. Триглиф располагается над центром каждой колонны и над центром каждой балки. Тем не менее, в углах здания триглифы не попадают на центр колонны. Древние архитекторы применили прагматичный подход к очевидным «правилам», просто увеличив ширину последних двух метоп на каждом конце здания. Карниз представляет собой узкую выступающую группу комплексных профилей, которые свешиваются и защищают декорированный фриз, словно край нависающей деревянной крыши. На нижней части карниз украшен выступающими блоками - мутулами, что также подтверждает деревянную природу его прототипа. На обоих концах здания из карниза поднимается фронтон, обрамленный лепниной похожей формы. Фронтон украшен фигурами, которые были выпуклыми в ранних примерах, но ко времени строительства Парфенона стали почти отдельно стоящими. Ранние архитектурные скульпторы испытывали затруднения при создании удовлетворительных скульптурных композиций в сужающемся треугольном пространстве. К раннему классическому периоду при украшении храма Зевса в Олимпии (486 - 460 гг до н. э.) скульпторы решили эту проблему, окружив центральную стоящую фигуру кентаврами, вставшими на дыбы, и воинами, которые падают, стоят на коленях и лежат в тех позах, которые соответствуют размеру и углу каждой части пространства. Известный скульптор Фидий заполняет пространство на Парфеноне (448 - 432 гг до н. э.) целым комплексом одетых и обнаженных фигур божеств, которые показаны в позах величественной релаксации и элегантности.
Ионический ордерИонический ордер узнаваем по его капителям с волютами, на которых изогнутые эхины по форме похожи на эхины дорического ордера, но при этом они украшены стилизованным орнаментом, увенчаны горизонтальной полосой, закручивающейся на обе стороны и образующей спирали или волюты, похожие на спирали наутилуса или рога барана. В плане капитель имеет прямоугольную форму. Она создана для того, чтобы на нее можно было смотреть фронтально, но капители в углах здания дополнены дополнительным завитком, чтобы казаться правильными на двух соседних гранях. В эллинистический период ионические капители с волютами в четырех плоскостях стали широко распространенными. Эрехтейон, Акрополь, Афины: здание асимметричного плана, для отображения приношений Афине, фото: Yair Haklai, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Угловая капитель с диагональной волютой, показаны также детали рифления, разделенные желобками, Eusebius (Guillaume Piolle), лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Фриз со стилизованным узором из чередующихся пальм и тростника и карниз, украшенный лепниной «яйца и стрелки», Eusebius (Guillaume Piolle), лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Как и в дорическом, в ионическом ордере сохраняются признаки того, что он берет свое начало в деревянном зодчестве. Горизонтальная протяжение плоской пластины из древесины в верхней части колонны является обычным устройством для деревянной конструкции, создающим на тонкой вертикальной колонне большую область, на которой располагается архитрав, в то же время, усиливая прочность несущей способности самого архитрава. Кроме того, у колонн всегда есть основания, являющиеся необходимостью в деревянной архитектуре для распределения нагрузки и защиты базы сравнительно тонкой колонны. Колонны прорезаны узкими, мелкими канелюрами, которые не соединяются друг с другом на острых гранях, между ними есть плоская полоска или лента. Обычное количество канелюр - двадцать четыре, но может быть до сорока четырех. На основании есть два выпуклых элемента под названием торусы, и с конца периода эллинизма основания стоят на квадратном цоколе, аналогичном абаку. На архитраве ионического ордера иногда отсутствует отделка, но чаще он поднят на трех ступенях, похожих на перекрытия из деревянных досок. Фриз, который идет непрерывной полосой, отделяется от других частей рядами мелких выступающих блоков. Они называются «дентикулами», что означает «зубы», но происходят они явно от узких деревянных реек, которые поддерживали крышу строения из древесины. Ионический ордер в целом легче по внешнему виду, чем дорический, у его колонн, включая базу и капитель, отношение высоты к диаметру равно 9:1, в то время как весь антаблемент уже значительно менее тяжелый, чем дорический. Произошли некоторые изменения и в распределении украшений. Формализованные полосы мотивов, таких как чередующиеся формы, известные как «яйца и стрелки», были особенностью ионических антаблементов, наряду с полосами дентикул. Внешний фриз часто содержал непрерывную полосу из живописных скульптур или орнаментов, но так было не всегда. Иногда декоративный фриз создавался около верхней части наоса, а не на внешней стороне здания. Эти фризы вокруг наоса в ионическом стиле иногда встречаются и в дорических зданиях, в частности в Парфеноне. В некоторых храмах, например, в храме Артемиды в Эфесе, были фризы из фигур вокруг нижнего барабана каждой колонны, они отделялись от рифленой части толстой выпуклой полосой. Кариатиды - одетые женские фигуры, используемые в качестве несущих элементов, подпирающих антаблемент - были характерной чертой ионического ордера, они появляются в нескольких зданиях, включая сокровищницу сифнийцев в Дельфах, 525 г до н. э., и Эрехтейон, прибл. 410 г до н. э.
Коринфский ордерХрам Зевса Олимпийского, Афины («Олимпейон»), фото: © mosarchinform.ru, 2014 г. На высокой капители сочетаются полунатуралистические листья и очень стилизованные усики, формирующие волюты, фото: © mosarchinform.ru, 2014 г.
Коринфский ордер был основан на деревянной архитектуре. Он возник непосредственно из ионического в середине V века до н. э. и первоначально был почти таким же по стилю и пропорциям, как и ионический, но отличался своими более богатыми капителями. Капитель коринфского ордера была намного глубже, чем дорическая или ионическая, ее форма напоминала большой кратер или колоколообразную миску, она была украшена двумя рядами листьев аканта, выше которого были расположены завитки волюты, поддерживающие углы абаки, которая была уже не совсем квадратной и расширялась над ними. Согласно Витрувию, такая капитель была изобретена плавильщиком бронзы Каллимахом из Коринфа, который был вдохновлен корзиной приношений, стоявшей на могиле, с плоской плиткой сверху, чтобы защитить дары. Корзина стояла на растении аканта, который оплелся вокруг нее. Отношение высоты колонны к диаметру, как правило, составляет 10:1, капитель занимает более 1/10 высоты. Отношение высоты капители к ее диаметру, как правило, около 1,16:1. Коринфский ордер первоначально возник внутри помещений, например, в храме Аполлона Эпикурейского в Бассах (прибл. 450 - 425 гг до н. э.). В 334 г до н. э. он появился в качестве внешнего признака на хорегическом монументе Лисикрата в Афинах, а затем в огромных масштабах - в Храме Зевса Олимпии в Афинах (174 г до н. э. - 132 г н. э.). Он был популяризован римлянами, которые добавили к нему ряд усовершенствований и декоративных деталей. В эллинистический период коринфские колонны иногда строились без каннелюр.
УкрашенияАрхитектурный орнаментАрхитектурный орнамент из обожженной и окрашенной глины Антефикс в виде головы архаичной Горгоны был отлит в форме, обожжен и окрашен, фото: Shakko, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Горгулья в форме львиной головы прикреплена к облицовке, на которой нарисованы элементы внешнего фриза, фото: Millevache, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Ранние деревянные конструкции, в частности, храмы, были украшены и частично защищены облицовкой из обожженной и окрашенной глины в виде прямоугольных панелей и декоративных дисков. Многие фрагменты этой облицовки пережили здания, которые они украшали, они демонстрируют богатство внешних орнаментов из геометрических свитков, перекрывающихся узоров и лиственных мотивов. С появлением каменных храмов облицовка больше не служила для защитных целей, и более распространенными стали скульптурные украшения. Глиняные украшения были ограничены крышей здания, они наносились на карниз и углы и венчали фронтон. Украшения на углах фронтонов назывались акротериями и по бокам здания - антефиксами. Ранние декоративные элементы были, как правило, полукруглыми, но позже они стали ближе к треугольной форме с лепным орнаментом, часто пальчатыми. Ионические карнизы часто создавались с рядом львиных масок с открытыми ртами, служивших для оттока дождевой воды. В позднем классическом периоде акротериями иногда были скульптурные фигуры. В трех ордерах древнегреческой архитектуры скульптурный декор, будь то простой полукруглый астрагал, фриз из стилизованных листьев или богатое скульптурное украшение фронтона, все имеет большое значение для архитектуры, частью которой этот декор является. В дорическим ордере нет никаких вариаций в его расположении. Рельефы никогда не украшают стены произвольным образом. Скульптуры всегда расположены в нескольких заранее определенных местах, на метопе и на фронтоне. В более поздней ионической архитектуре присутствует большее разнообразие в типах и количестве лепнины и украшений, особенно вокруг дверных проемов, где иногда появляются кронштейны с волютами для поддержки декоративного карниза над дверью, например, в Эрехтейоне. Часто применяющаяся узкая лепнина из перемежающихся шариков и вытянутых роликов является симметричной и происходит от выточенных деревянных прототипов. Более широкие виды лепнины включают в себя лепнину в форме языка или заостренного листа, они были прорезаны канавками и порой поднимались вверх на кончике, а также лепнину «яйца и стрелки», в которой овальные формы перемежаются с узкими и заостренными.
Архитектурная скульптураАрхаичная Горгона западного фронтона из храма Артемиды на Корфу, Археологический музей Корфу, фото: Dr.K., лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Классическая изобразительная скульптура с восточного фронтона Парфенона, фото: Solipsist, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic
Архитектурная скульптура развивалась от ранних архаических примеров к строгой классической, высокой классической, поздней классической и эллинистической. Следы архаической архитектурной скульптуры (700 - 500 гг до н. э.) встречаются с начала VI века до нашей эры, ранние сохранившиеся образцы фронтонной скульптуры были фрагментами Горгоны, окруженной геральдическими пантерами, из центра фронтона храма Артемиды на Корфу. Метоп из храма, известного как Храм «C» в Селинунте, Сицилия, демонстрирует в сохранившемся виде Персея, убивающего Медузу Горгону. Оба изображения параллельно изображают стилизованное изображение Горгоны на чернофигурной именной вазе, украшенной художником Нессой (ок. 600 г до н. э.), с лицом и плечами, повернутыми фронтально, и ногами, изображенными бегущими или стоящими на коленях. На тот момент образы ужасающих монстров имели преимущество перед вниманием к человеческим фигурам, которое получило развитие в гуманистической философии. Строгий Классический стиль (500 - 450 гг до н. э.) представлен фронтонными скульптурами храма Зевса в Олимпии (470 - 456 гг до н. э.). Восточный фронтон являет собой мгновение неподвижности и «надвигающуюся драму» перед началом гонки на колесницах, фигуры Зевса и его соперников представляют собой строгое и идеализированное представление о человеческом теле. На западном фронтоне в качестве центральной фигуры изображен Аполлон, «величественный» и «далекий», он возвышается над битвой лапифов и кентавров в сильном контрасте с восточным фронтоном из-за того, что здесь изображаются насильственные действия, которые Дональд Стронг описал как «самый мощный фрагмент иллюстрации» за сто лет. Неглубокие рельефы и трехмерная скульптура, которые украшали фризы и фронтоны, соответственно, Парфенона, являются реалистичными творениями высокого классического стиля (450 - 400 гг до н. э.), они были созданы под руководством скульптора Фидия. Фронтонная скульптура представляет богов Олимпа, а фриз демонстрирует шествие Панафинейской процессии и торжественные мероприятия, проходившие каждые четыре года в честь заглавной Богини Афин. Фриз и оставшиеся фигуры восточного фронтона демонстрируют глубокое понимание строения человеческого тела и того, как оно меняется в зависимости от положения тела и воздействия, которое на него оказывают действия и эмоции. Бенджамин Роберт Хейдон описывает лежащую фигуру Диониса как «... самый героический стиль искусства, в сочетании со всеми необходимыми деталями реальной жизни». Имена многих известных скульпторов известны из позднего классического периода (400 - 323 гг до н. э.), среди них Тимотеос, Пракситель, Леохар и Скопас, но их работы известны в основном благодаря римским копиям. Небольшая архитектурная скульптура этого периода остается неизменной. В храме Асклепия в Эпидавре располагалась скульптура Тимотеоса, созданная им совместно с Феодотосом. Сохранились фрагменты восточного фронтона, на них изображено разграбление Трои. В этой сцене пространство заполнено фигурами, которые тщательно организованы, чтобы соответствовать уклону и доступной форме, как и в более раннем примере - восточном фронтоне храма Зевса на Олимпе. Но здесь фигуры пребывают в более страстных позах, центральное место занято не главным богом, а динамической фигурой Неоптолема, хватающего престарелого царя Приама и наносящего ему удар. Остальные фрагменты создают впечатление целого ряда человеческих эмоций, страха, ужаса, жестокости и жажды завоевания. Акротерии были украшены скульптурами Тимофея, кроме акротерия в центре восточного фронтона, над которым работали архитекторы. Пальчатые акротерии были заменены здесь небольшими фигурами, восточный фронтон венчает крылатая богиня Ника, балансирующая против ветра. Эллинистическая архитектурная скульптура (323 - 31 гг до н. э.) стала более яркой в передаче как экспрессии, так и движения, которое часто подчеркивается ниспадающими одеждами, известным примером является Ника Самофракийская, украшающая памятник в виде корабля. На Пергамском алтаре (ок. 180-160 гг до н. э.) расположен фриз (120 метров в длину и 2,3 метра в высоту) из фигур на очень высоком горельефе. Фриз изображает битву за превосходство между богами и титанами, он демонстрирует много драматических приемов: безумие, пафос и триумф - чтобы передать ощущение конфликта.
Метопы, фризы и кариатидаАрхаическая метопа: Персей и Медуза, Храм «C» в Селинунте, фото: Amandajm, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic Метопа в строгом классическом стиле: Подвиги Геракла, Храм Зевса, Олимп, фото: Amandajm, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic Эллинистический фриз: Битва богов и титанов, Пергамский алтарь, фото: Gryffindor, общественное достояние Ионическая кариатида на Эрехтейоне (Акрополь, Афины), фото: © mosarchinform.ru, 2014 г.
Был использован также перевод материалов одноимённой статьи английской википедии. Современная греческая архитектура Современная архитектура Греции, фото Гражданская архитектура древней Греции Классическая греческая архитектура - храмы Доэллинская (Микенская) архитектура Памятник Агриппе, Акрополь, АфиныОт: Волков О., Михайлова А.,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)