ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: »юль 31, 2018

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии

”же около середины XVIII столети€ √ермани€ оказалась под преобладающим иностранным вли€нием. Ёто вли€ние удерживалось в течение второй половины века, ибо в услови€х все углубл€вшейс€ религиозной и политической раздробленности народа, отсутстви€ хоз€йственного и духовного центра страны дл€ художников не было создано предпосылок дл€ сколько-нибудь мощного, единого, самосто€тельного развити€ немецкой, художественной жизни. »сходившее из ‘ранции движение против рококо нашло уже в 50-х годах в √ермании своих рь€ных приверженцев. ¬инкельман в 1755 г. своими Ђћысл€ми о подражании греческим произведени€м искусстваї указал на необходимость реформы в архитектуре. »деи ¬инкельмана получили сильную поддержку в ЂЋаокоонеї Ћессинга, писател€, имевшего большое вли€ние на духовное развитие своего времени. ‘осс своим переводом гомеровского эпоса приблизил античную поэзию к немецкому народу. ѕозднее Ўиллер и √ете также сделались почитател€ми классической древности. ѕостепенно античные мотивы начинают господствовать в литературе и мышлении. јнтичный мир форм сделалс€ и дл€ архитектурного творчества об€зательным высшим идеалом.

ѕопул€рность античного искусства, сперва, выражалась в √ермании лишь в форме чисто внешнего пристрасти€ к античным членени€м и орнаментике. ¬ то врем€ как французы и англичане под вли€нием предшествовавшей строгой школы нашли путь к античности в возврате к своему более раннему искусству, что давало им устойчивость, единство и национальный отпечаток, Ч немецкие мастера не могли осуществл€ть новые идеалы на основе своего местного ренессанса, столь далекого от подлинной античности. ќни должны были обратитьс€ к другим источникам. “аким источником €вились произведени€ ѕиранези, которые и в √ермании привлекли к себе исключительное внимание. ѕиранези воспринимал и изображал пам€тники старого –има с необычным дл€ его времени точным постижением их смысла и обладал в то же врем€ тонким художественным глазом. ќднако в основном он ограничивалс€ только руинами и вс€кого рода архитектурными фрагментами, причем воспроизводил эти темы преимущественно живописной, подчас фантастической трактовкой с характерной хаотичностью расположени€ и наслоений отдельных элементов. ≈го изображени€ пам€тников отличались привлекательностью архитектурной и орнаментальной обработки деталей в их контрасте с руинным состо€нием самого архитектурного произведени€ и с его воспри€тием среди развалин. ѕо этим картинам немецкие мастера могли изучать архитектурные членени€ не в их взаимной св€зи, не в их отношении к целому, но только в отдельных детал€х: ими они пополн€ли свою фантазию и из них они черпали мотивы дл€ новых декоративных произведений.

”же в начале 60-х годов во внутреннюю отделку дворцовых и церковных зданий, равно как и в домашнюю обстановку лучших бюргерских домов начали внедр€тьс€ колонны и пил€стры, отдельные базы, тамбуры колонн, капители, канелюры с трубками, урны, овальные медальоны, меандры, рога изобили€, гирл€нды и венки из листьев. ќни по€вились также и на фасадах, но в менее резких формах, часто смешанные с мотивами слабеющего барочного стил€ (рис. 248). “ак сложилс€ Ђстиль косичкиї (1), который представл€ет собою €вление, параллельное французскому стилю Ћюдовика XVI, и отличаетс€ от последнего главным образом непоредственным сочетанием новых декоративных форм с сохранением отдельных барочных мотивов, в частности в профиле крыши, в обрамлени€х и т. п. (рис. 249).

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии - ѕортал в ¬юрцбурге

–ис. 248. ѕортал в ¬юрцбурге.

1 “ермин Дстиль косички" св€зан с искусством эпохи париков, т. е. с тем временем, когда в √ермании господствовала мода, введенна€ королем прусским ‘ридрихом ¬ильгельмом 1 сперва с 1713 г. в армии, а затем распространивша€с€ на прот€жении всего века в обществе; согласно этой моде мужчины носили натуральную или искусственную косу. ѕон€тие Ђстиль косичкиї охватывает также и рококо. ¬ последнее врем€ его примен€ют, однако, дл€ более четкого определени€ архитектурной манеры, котора€ развилась лишь во второй половине XVIII века, когда реакци€ против рококо привела к большей простоте и к попыткам обращени€ к античности.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии


–ис. 249. Ѕелый зал левого крыла герцегского замка в ¬юрцбурге.

ѕериод раннего Ђстил€ косичкиї завершилс€ примерно к тому моменту, когда французска€ революци€ завладела умами и чувствами и по эту сторону –ейна. ѕринесенное вместе с иде€ми революции безграничное преклонение перед античным миром привело к окончательному разрыву со всеми пережитками рококо и к интенсивному изучению античного искусства.   научному изучению этого последнего в √ермании отнеслись строже, чем во ‘ранции; обратились непосредственно к греческой древности как к самому чистому источнику и самому совершенному образцу художественного творчества. ¬ качестве таких образцов выдвигали часто т€желовесные, солидные формы ран≠него периода в том виде, в каком они даны в ѕестуме и —ицилии, предпочита€ эти формы более тонкому зрелому стилю строений јкропол€. ƒаже художественные приемы ≈гипта были привлечены после того, как, благодар€ большой наполеоновской публикации, египетское искусство сделалось известно «ападу. “еперь начали обращать большее внимание не на отдельные детали, а на целое. —тремились действовать т€желовесностью форм и монументальными масштабами. ¬ архитектурные членени€ вкладывали большую сдержанность. —тенные плоскости должны были сами по себе представл€ть архитектурную ценность.  олонны и пил€стры считали уместными, если не говорить о чисто монументальных сооружени€х, как арки, музеи и т. п., лишь дл€ портика или главного входа или же дл€ лоджий над входом (рис. 250); орнаментальные же € скульптурные украшени€ помещались только в виде строго греческих рисунков растительного или фигурного фриза в полукруглых или пр€моугольных углублени€х над окнами, или же в виде отдельных рельефных плит, реже в виде статуй в портике или вестибюле. ѕоследнему, придавали, наподобие коринфского атриума, внушительный облик посредством свободно сто€щих дорических колонн.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии

 

–ис. 250. –атуша в  арлерсреэ, в Ѕадене.

јмпир был почти непосредственно заимствован дл€ интерьеров дворцовых зданий, и по эту сторону –ейна он начал почти безраздельно господствовать во внутренней отделке. Ћишь в склонности к более пластичным формам и к более сильному подчеркиванию орнамента сказывались особенности немецкого, художественного вкуса.   концу столети€ большой успех и подражание вызвали гротески, отдельные примеры которых были уже известны из книг ѕиранези и из других произведений и которые затем изучались немецкими мастерами по античным постройкам в –име и ѕомпее и по ватиканским лоджи€м. —начала гротески по€вл€ютс€ на пил€страх и дверных филенках, затем все более и более проникают в архитектурные членени€. Ќа месте последних, по€вл€ютс€ легкие обрамлени€, частью лепные штукатурки, частью живописные. Ќа пол€х помещаютс€ античные мотивы, в частности росписи, имитирующие часто рельефную пластику, а также ландшафты с храмами, руинами, стату€ми, иногда китайские сады и павильоны, сводчатые мостики и т. п. Ч все это в такой трактовке, котора€ сильно напоминает четвертый стиль помпейской декоративной живописи.

¬ придворном искусстве, в парадных помещени€х и в фасадах не хотели, и теперь отказатьс€ от сильных архитектурных эффектов колоннад и пил€стр. “ем более последовательной в своих новых тенденци€х была бюргерска€ архитектура.

Ќемецкий народ глубоко восприн€л идеи всеобщности прав человека и Ђсчасть€ народаї, распространенные в мышлении и творчестве этой эпохи. ѕоскольку бюргеру было недоступно, в силу меропри€тий феодальных кн€зей, еще чувствовавших себ€ представител€ми абсолютизма, духовное сотрудничество с народом, эти идеи жили лишь в его сознании. ¬ нем рождались представлени€ об освобождении третьего сослови€ из тесных государственных пут, о Дгражданстве мира", и поэтому ему не только казалс€ близким дух античных греков и римл€н, но он стремилс€ также перенести в свой собственный дом искусство ‘ранции и культивировать его, готовый признать превосходство последнего в художественной области. Ёто облегчалось тем, что французский народ сделалс€ предметом восхищени€, как первый народ, который на континенте сбросил с себ€ цепи и €вилс€ провозвестником всеобщих и высших идеалов человечества. ѕример, поданный французами в революции, оказал возбуждающее действие в √ермании только в области философии и поэзии. ѕоследн€€, выражала в прозе и стихах одно революционное устремление за другим. ƒо кровавой борьбы дело не дошло. ѕосле пережитых √ерманией войн наступили реакци€, стремление к покою. “ем более глубоким было участие народа в событи€х немецкой духовной жизни, приведшей к замечательному расцвету сил √ермании в поэтическом и философском творчестве, Ч расцвету, составившему классический период немецкой литературы. »з сознани€ достигнутых в области литературы высот вырастали молодые побеги нового национального чувства. ≈го содержание про€вилось пока почти исключительно в чисто литературной области, в искусстве же Ч лишь в той мере, в какой это служило поддержкой начавшемус€ движению против стил€ рококо, считавшегос€ вырождающимс€ и безнравственным. ≈му противопоставл€лс€ бюргерский дом, и здесь контраст, был еще, более разительным, нежели в большом общественном искусстве, здесь пришли к отрицанию всех принципов, на которых покоилось вычурное искусство рококо, и вернулись к крайней простоте.

ќтказ от вс€кого богатого художественного оформлени€ был неумолимым законом условий того времени. Ѕрем€ войны и налоги совершенно истощили народ, континентальна€ блокада вызвала хоз€йственный застой, который влек за собой необходимость величайшей бережливости и самоограничени€. Ёто сделало всех скромными, скромными до полной невзыскательности.

ѕод напором этих обсто€тельств выросла та самобытна€ художественна€ манера, котора€ про€вила себ€, главным образом, в бюргерском жилище и которую мы обозначаем пон€тием Ђстиль бидермайерї. –асположение зданий должно было быть крайне скромным, рассчитанным лишь на самое необходимое, само здание Ч бесконечно простым, сведенным почти целиком к обнаженным конструктивным формам.

—делавшиес€ известными в литературе архитектурные элементы античности Ч колонна, пил€стр с карнизами и фронтонами Ч стали примен€тьс€ исключительно в общественных здани€х, особенно в виде портиков в церквах, ратушах и т. п., или же в вестибюл€х особенно богатых домов. » здесь это были большей частью формы дорики, сведенной к своим простейшим элементам с коренастыми неканелированными колоннами или пил€страми, с соответствующим триглифным перекрытием. ¬ жилых домах членение фасада ограничивалось большей частью разделением плоскостей при помощи вертикальных и горизонтальных полос, расположением широких лизен, которые часто проходили через много этажей, так, что окна оказывались в углублени€х (рис. 251). ≈сли хотели итти еще дальше, подчеркивали портал простейшей постановкой колонн или пил€стр с фризом, антаблементом, венчающим карнизом и фронтоном. »ногда, хот€ и реже, делали балкон на консол€х, которым придавалась форма выступающих из стены полуэллиптических каменных пластин, закругленных кверху и лишенных украшений. Ќад окнами охотно делали углубленные, главным образом полукруглые разгрузочные арки, иногда украшенные орнаментом. ¬ остальном меандры, пальметтовые ленты, акротерии, розетки, орнаментальные фризы или отдельный рельеф, помещаемый в подход€щем дл€ него месте на стене, образовывали скудное украшение (рис. 252). ќсобенно тщательно заботились о строго симметрическом расположении и о хорошо взвешенных отношени€х стенных плоскостей к проемам (см. рис. 250). Ѕлагодар€ этому постройки приобретали величественный облик. “ам, где это было возможно, отдел€ли, следу€ правилу, заимствованному из јнглии, лучшие жилые дома от улицы садом.

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии ∆илой дом на ¬ильгельмштрассе 76, в Ѕерлине

 

–ис. 251. ∆илой дом на ¬ильгельмштрассе 76, в Ѕерлине.

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии - ∆илой дом в ¬юрцбурге


–ис. 252. ∆илой дом в ¬юрцбурге.

ѕредставление о внутренней отделке жилых помещений (рис.253) дают нам сохранившиес€ в их первоначальном виде рабочие комнаты великих де€телей немецкой культуры классической эпохи.

 

 омната времен бидермайер, 1820 г


–ис. 253.  омната времен бидермайер, 1820 г

ѕотолки побелены, стены выкрашены в белый или светло - зеленый цвет, реже Ч в светло - синий или желтоватый. ѕолы посыпаны белым песком, так что пол приближаетс€ видом своим к потолку. “очно так же в белое выкрашена и печь, выполненна€ архитектурно и украшенна€ обычно каким-либо орнаментом. Ќа стенах, заканчивающихс€ наверху простым карнизом, заметное место занимает зеркало в узкой золотой раме с широким орнаментированным фризом и венчающим наличником. Ќа остальных стенах вис€т гравюры и фамильные портреты в строго симметричном пор€дке и пр€моугольных или круглых, черных или коричневых лакированных рамках в окружении многочисленных силуэтов, изображающих членов семьи или друзей (это была излюбленна€ дешева€ замена портрета в рисунке или литографии). —реди мебели наиболее благородной вещью был остекленный шкаф, в котором были выставлены дл€ обозрени€ разные ценности или безделушки. Ўкафоподобный Ђсекретэрї, из передней стенки которого часть откидывалась в виде доски дл€ писани€, комод со сто€щими на нем часами с алебастровыми колоннами, гени€ми или эмблемамидн€ и ночи, времени и смерти, канапэ, столы, стуль€, иногда еще четыреугольный ро€ль дополн€ли обстановку. ¬се показывало чисто конструктивные формы, направленные к идеалу целесообразности. ¬ещи выполн€лись обыкновенно в красно - коричневом полированном дереве; кра€ отмечались в виде исключени€ скромными инкрустированными полосами, боковые углы шкафов делались также в виде черных полуколонн, нередко базы и капители выполн€лись из чеканной латуни. ¬ особенно богатой обстановке ножки столов и стульев делались в виде львиных лап, и мебель украшалась в очень сдержанной манере, но в весьма изысканных формах тонким, выполненным из меди чеканным или накладным орнаментом (рис. 254). «аботливое содержание мебели под чехлами и занавешивание картин тюлем свидетельствовали об исключительно внимательном отношении к домашней обстановке. Ёти интерьеры, сохранившиес€ почти в неизменном виде в отдельных имени€х, производ€т волнующее впечатление своей трогательной скромностью, подлинностью и удивительной чистотой и сдержанностью. „тобы создать себе представление о своеобразии стил€ бидермайер, мы должны пристальней в него вгл€детьс€, ибо он заслуживает нашего особенного интереса в культурном и историко - художественном отношении, как художественна€ форма, котора€ складывалась в теснейшем взаимоотношении с развитием немецкого, мелкого бюргерства в эпоху хоз€йственного упадка и исключительного духовного подъема.

 

∆ила€ комната в замке  арлслуст в Ќижней јвстрии


–ис. 254. ∆ила€ комната в замке  арлслуст в Ќижней јвстрии.


Ѕольшим архитектурным задачам стиль бидермайер был всегда чужд. ≈го установка на скромные потребности и на детали не могла вести к большим композици€м, в которых необходимо было учитывать также и статические функции архитектурных элементов.

 огда мы обозреваем охарактеризованное выше художественное творчество √ермании в течение первого периода развити€ ново - греческого стил€, мы видим, что оно отличаетс€ высоким уровнем мастерства. √лубокое стремление к правде, целесообразности в планировке здани€, к подлинности материала; верное понимание и чувство хороших плановых решений, хорошо согласованных пропорций и выразительных стильных форм про€вл€ютс€ в произведени€х выдающихс€ мастеров. Ќесмотр€ на крайнюю ограниченность примен€вшихс€ ими средств, они умели придать своим постройкам внушительный характер и полный достоинства благородный облик. ѕо отношению к античности, по отношению к излюбленному ими раннегреческому искусству, они занимали гораздо более самосто€тельную позицию, нежели их французские и английские современники.

Ѕольшой национальный подъем после падени€ Ќаполеона вызвал повышенный интерес общества к искусству и его задачам. — одной стороны, это сказывалось в освобождении от гнета, который т€готел над умами при владычестве Ќаполеона над ≈вропой, с другой Ч в естественном, исторически необходимом развитии архитектуры, дл€ которой теперь открылс€ простор, полный возвышенной свободы, бодрости и уверенности. —трогий, исходивший главным образом из раннегреческого искусства стиль постепенно очищалс€ и переходил к аттическому из€ществу. Ѕлагодар€ энергичным требовани€м художественно настроенных кн€зей, архитектура получила большие задани€, часто св€занные со служением национальному делу, и эти задани€ нередко трактовались в мощных образах и вели к монументальным решени€м. ¬о второй четверти XIX столети€ одному из самых вдохновенных и художественно одаренных мастеров архитектуры удалось подн€ть немецкий эллинизм на поистине перикловскую высоту, не достигнутую ни в какой другой стране.

ќ композиции сооружений неоклассицизма в √ермании, поскольку речь идет о католических церквах, общественных и жилых здани€х, нужно в основном сказать то же самое, что мы говорили относительно французских построек. ќднородность, обусловленна€ рококо, развившимс€ в обеих этих странах, античными вли€ни€ми и, наконец, самими задачами архитектуры, дала сходные черты и решении планов. Ќо в √ермании еще значительное место занимает протестантска€ церковна€ архитектура. ¬ XVIII столетии протестантизм после больших произведений ¬ера, Ўмидта и —оннин ѕре€ не дал скольконибудь значительных вещей. “очно так же и многочисленные письменные труды начала XIX столети€, среди которых на первом месте нужно назвать опубликованные в 1815 г. берлинским архитектором Ћуи  ателем Ђќсновы теории строительства протестантских церквейї, не содержат никаких существенно, новых мыслей. ќни ограничиваютс€ главным образом вопросами стил€, хот€ не оставл€ют в стороне и основного вопроса Ч о методах постройки церквей соответственно требовани€м протестантского культа. „то касаетс€ улучшений по сравнению с более старыми планами церковных построек, то вследствие ограниченности средств в св€зи с крайним истощением страны они оставались главным образом в проектах.  огда же наступило некоторое улучшение условий (во второй четверти XIX века), архитектурна€ де€тельность приобрела индивидуальный характер, совершенно зависимый от индивидуальных установок отдельных художников. ¬ лице главного мастера эпохи немецкого классицизма,  арла ‘ридриха Ўинкел€, немецкий протестантизм снова получил главного представител€ своей церковной архитектуры.

ѕереход к чисто классической архитектурной манере в √ермании произошел раньше всего в королевствах —аксонии и ѕруссии и в ландграфстве √ессен  ассельском. ¬ ƒрездене, где еще с сере≠дины столети€ в направлении возврата к классическим формам действовали де Ѕодт и Ћонгелуне, новое направление при поддержке корол€ ‘ридриха јвгуста III оформилось к тому же времени, когда в ѕариже —уффло проектировал свой ѕантеон (1757). «десь, как и там, уже задолго до этого в театре был введен римский реквизит. —реди архитекторов первым определенно выраженным классицистом был профессор основанной в 1763 г. академии художеств ‘р. јвг.  рубсациус (1718 Ч 1790). ¬ своих писани€х и постройках он придерживалс€ преимущественно блонделевских требований. ќн был ревностным почитателем  нобельсдорфа (стр. 236), хот€ в теории он выступал против рококо, отчасти примен€вшегос€ этим последним. ¬ первых своих работах он сам еще возвращалс€ к формам рококо, когда он хотел придать постройке большую пышность. ≈го основными принципами были: простота в расположении отдельных корпусов и в их архитектуре, т. е. отсутствие ризалитов, гладкие стенные плоскости, оконные обрамлени€ без украшений, с отказом от увенчивающих фронтонов и вс€кой орнаментики, Ч все это он осуществил в нескольких аристократических дворцах и в своем главном произведении, загородном доме в ƒрездене, построенном в 1770 Ч 1776 гг. ћощное, имеющее в длину 77 метров сооружение с мансардной крышей, имеет только в центральной части членение посредством простых лизен. ¬нутри Ч великолепна€ лестница. ¬ своей педагогической де€тельности  рубсациус требовал пр€мого возврата к античной √реции. ≈го современник и соратник  ристиан “рауготт ¬ейнлиг (1739 Ч 1799) выдвинулс€ больше своими писани€ми и проектами, чем как рхитектор - практик. ¬ течение многих лет он училс€ в ѕариже и ¬ене, видел свой идеал в римской древности, в своих искани€х, однако, старалс€ подчинить античный круг форм новым строительным задачам, восприн€л принципы ѕалладио, особенно же его учение о пропорци€х. — 1790 г. он был главным окружным архитектором в ƒрездене. —вободна€, не чуждавша€с€ декоративных увлечений художественна€ фантази€ ¬ейнлига была проникнута еще барочными иде€ми. ¬ –име его очаровали гротески античные и рафаэлевские, и их стиль он перенес в очень тонких подражани€х в ƒрезден, в начале 80-х годов.

¬ Ѕерлине, классицистическа€ архитектура впервые про€вилась в постройке дворца принца √енриха (ныне университет), сооруженного в 1748 Ч 1753 гг. голландцем »оганном Ѕоуманом - старшим, веро€тно, по проекту  нобельсдорфа; это Ч постройка в плане в форме ?, имеюща€ только в среднем ризалите и на лицевых фасадах флигелей сдержанное вертикальное членение. ѕостроенна€ в 1747 Ч 1778 гг. католическа€ церковь ядвиги была по указанию ‘ридриха ¬еликого выдержана в форме ротонды наподобие римского ѕантеона. Ѕольший размах берлинска€ архитектура получила благодар€ одаренному  арлу фон √онтард (1736 Ч 1802), уроженцу ћаннгейма, получившему образование в ѕариже у Ѕлондел€, работавшему затем в Ѕайрете и поступившему в 1765 г. на службу к ‘ридриху ¬еликому. ќн прин€л руководство над постройкой дворца ‘ридрихскрон в ѕотсдаме, купол которого выполнен им, и пристроил к нему дворовые корпуса, так называемый Ђ оммунсї (1765 Ч 1769). ќни состо€т из двух построек, кажда€ в два с половиной этажа, расположенных против крыльев дворца и имеющих замечательные двойные открытые лестницы, великолепный колонный вестибюль и купол; эти две постройки соедин€ютс€ между собой полукруглой колоннадой с триумфальной аркой посредине. ¬ этой прелестной, чрезвычайно живописной, архитектурной группе классицистическа€ архитектура, выдержанна€ в стиле Ћюдовика XVI, еще подчинена основным мотивам барокко. ¬ Ѕерлине √онтард воздвиг в 1777 Ч 1780 гг. при  оролевских воротах  оролевскую колоннаду (рис. 255), котора€ даже в услови€х современного городского движени€ производит сильное впечатление. ¬ 1781 Ч 1785 гг. по его проекту были выполнены две высокие (76 метров высоты) купольные башни на ∆андарменмаркт, примыкающие к западной стороне немецкой (новой) и французской церквей (рис. 256). Ёто Ч чисто декоративные монументальные постройки, но как таковые они обладают высокими формальными достоинствами и очень выразительно оживл€ют городской пейзаж на широкой площади.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии -  оролевска€ колоннада в Ѕерлине


–ис. 255.  оролевска€ колоннада в Ѕерлине.

 

‘ранцузска€ и немецка€ (нова€) церкви в Ѕерлине

–ис. 256. ‘ранцузска€ и немецка€ (нова€) церкви в Ѕерлине.

√лубокое вли€ние на архитектуру Ѕерлина оказали построенные  арлом √оттардом Ћанггансом (1733 - 1808) Ѕранденбургские ворота (1788 Ч 1791) Ч первое большое произведение берлинской неоклассической школы, определенно исход€щее из форм античности (рис. 257). ¬ постановке ворот между двум€ постройками типа флигелей хотели откровенно следовать, как образцу, афинским ѕропиле€м. ћощные колонны, 14 метров высоты, выдержаны, однако, в римско-тосканском ордере. ¬ этом импозантном сооружении обнаружилось отклонение от нар€дной элегантности искусства √онтарда, проникнутого французскими мотивами, в пользу строгого доризма.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии - Ѕранденбургские ворота в Ѕерлине


–ис. 257. Ѕранденбургские ворота в Ѕерлине.

¬ том же направлении, но еще более строго, работал √енрих √ентц (ум. в 1811 г.), который в своем здании старого ћонетного двора, построенном в 1798 Ч 1802 гг. в Ѕерлине на ¬ердерском рынке, возвращаетс€ непосредственно к греческой античности, воспринима€ ее в духе раннего ампирного стил€.   очищенному воспри€тию античности стремились ƒавид ∆илли (ум. в 1808 г.) и особенно его рано умерший высокоодаренный сын ‘ридрих ∆илли (1771 Ч 1800). ќни оказали сильное вли€ние на берлинскую, художественную жизнь. »з их школы вышел гениальный Ўинкель, о котором речь будет итти ниже.

ƒе€тельным представителем классицизма в  асселе был —имон Ћюдвиг ƒюри. ≈го ‘ридриховский музей (1769 Ч 1779) Ч выт€нутое в длину здание, разбитое на 19 осей с большим ионическим пил€стровым ордером, сильно выступающим храмовым фасадом, совершенно простыми оконными наличниками и с балюстрадным (скульптурным) увенчанием (рис. 258), Ч представл€ет собой исключительно строго выдержанное в классицистическом духе сооружение, в некотором отношении напоминающее английские постройки этого направлени€. ћеньшее художественное значение имеет построенный в 1767 г. тем же мастером курфюрстский дворец, который в XIX веке был расширен пристройкой р€дом с музеем  расного замка (рис. 258). √лавным произведением —. Ћ. ƒюри €вл€етс€ дворец Wilhelmshohe близ  ассел€ (1786 Ч 1794) Ч дворец, выдержанный в духе классицизма английской школы, об€занный своей славой в первую очередь великолепному нагорному парку, окружающему здание и относ€щемус€ еще ко времени барокко.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии -  расный дворец и ‘ридриховский музей в  асселе


–ис. 258.  расный дворец и ‘ридриховский музей в  асселе.


¬ родственном духе работал в √ессен ƒармштадте в это же врем€ √еорг ћоллер (1784 Ч 1852), ученик, упоминаемого ниже ¬ейнбреннера. »м построен театр в ћайнце (ок. 1833 г.), в котором впервые в немецкой практике полукругла€ форма зрительного зала былa выдержана также и во внешнем облике здани€; ему же принадлежит постройка католической дворцовой церкви в ƒармштадте (1827) Ч строгого круглого сооружени€ с внутренней галлереей из 28 коринфских колонн, на которых покоитс€ слабо кассетированный в штукатурке купол.

—амым видным южногерманским представителем строгого доризма был в течение первой четверти XIX века ‘ридрих ¬ейнбреннер из  арлсруэ (1766 Ч 1826), получивший образование в ÷юрихе и ¬ене, живший с 1792 по 1797 г. в »талии (в –име, ѕестуме и —ицилии) и после краткого периода работы в —трасбурге приглашенный в родной город. «десь он предприн€л, невзира€ на крайне ограниченные средства, обусловленные очень неблагопри€тным положением в то врем€, богатые выразительные постройки, в которых про€вил себ€ убежденным приверженцем классицистического учени€ в духе берлинских мастеров Ћангганса, √ентца и старшего ∆илли, причем обнаружил также большое знакомство с английскими и французскими произведени€ми. ≈го постройки выдел€ютс€ образцовыми решени€ми планов и общей композицией, а также совершенной конструкцией и выразительным решением плоскостей. —реди этих построек надо в первую очередь назвать евангелическую городскую церковь (1807 Ч 1815) Ч пр€моугольное зальное сооружение с двойными хорами, помещенными между коринфскими колоннами, с шестиколонным коринфским вестибюлем, с башней, поставленной на оси с задней стороны; далее Ч католическую церковь с. —тефана (1808 Ч 1814), свободно следующую формам римского ѕантеона, но с ионической колонной галлереей, с купольным пространством диаметром в 30 метров, затем ћаркграфский дворец на –ондельплатц (1809 Ч 1811) с шестиколонным коринфским храмовым фасадом, напоминающим английские здани€ (рис. 259), городскую ратушу (1821 Ч 1825, рис. 250) и, наконец, последнюю работу ¬ейнбреннера Ч ћонетный двор (1826), выдержанный в благородных формах.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии - ћаркгравский дворец в  арлсреуэ


–ис. 259. ћаркгравский дворец в  арлсреуэ

Ќа крайнем юго-западе Ѕадена в XVIII веке было сооружено французом ћишелем ди —кнар, тогдашним придворным архитектором курфюрста в “рире, замечательное церковное сооружение Ч церковь аббатства с. Ѕлазиен (1768 Ч 1783). Ёто Ч высока€ купольна€ ротонда, диаметром в 46 метров, с внутренней, круглой колоннадой из коринфских колонн, на которой покоитс€ купол, диаметром в 33,5 метра, с удлиненными хорами и притвором, расположенным между низкими башнеобразными угловыми ризалитами (рис. 260). ¬се архитектурное, решение относитс€ к развитому стилю Ћюдовика XVI. ¬ Ўтутгарте работал ученик ¬ейнбреннера, известный также, как живописец Ќик. ‘ридрих фон “урэ (1767 Ч 1845), главной работой которого были интерьеры –езиденцшлосса. — 1796 г. ќн руководил постройкой Ћустшлосса в √огенгейме, где с ним познакомилс€ и его оценил √ете, следствием чего €вилось приглашение “урэ дл€ перестройки н€жеского дворца в ¬еймаре (1790 Ч 1803). ¬с€ остальна€ его де€тельность протекала в Ўвабии. –€дом с ним работал в Ўтутгарте ƒжованни де —алуччи, строитель симметрически расположенного из€щного дворца –озенштейн (1823 Ч 1829, рис. 261), а также вильгельмовского дворца, выдержанного в более свободных формах и предназначенного дл€ посто€нного проживани€ королевской семьи (1840). ¬ ћюнхене Ќиколай Ўедель фон √рейфенштейн (1752 Ч 1810) построил ворота ћакса …озефа (1805), а  арл фон ‘ишер (1782 Ч 1820) Ч придворный театр (1818), очень выразительное сооружение, органически продуманное, с величественным восьмиколонным коринфским вестибюлем (в 1823 г. театр сгорел, но, был восстановлен  ленце по плану ‘ишера).

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии ÷ерковь аббатства с. Ѕлазиен в Ўварцвальде


–ис. 260. ÷ерковь аббатства с. Ѕлазиен в Ўварцвальде.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии ƒворец –озенштейн в Ўтутгарте


–ис. 261. ƒворец –озенштейн в Ўтутгарте.

 

√лориетта в парке Ўербрунн около ¬ены


–ис. 262. √лориетта в парке Ўербрунн около ¬ены.


¬ австрийской столице ¬ене первым, €рко выраженным представителем классицизма был ученый …ог. ‘ерд. √огенберг фон √еценберг (1732 Ч 1790), архитектор, получивший большую известность во второй половине XVIII века. ∆ивописно поставленна€ им в Ўенбруннском парке в 1775 г. Ђ√лориеттаї (рис. 262) Ч прелестное произведение, которое при всей строгости рисунка все же несет на себе печать живописной трактовки барочной эпохи. —овершенно, строгим классицистом был ѕетер фон Ќобиле (1774 Ч 1854), происход€щий из Ўвейцарии и построивший городские ворота (Ѕургтор), шириной в 72 метра, в формах сухого доризма. ¬ своем увлечении греческим дорическим искусством он шел так далеко, что в 1822 Ч 1824 гг. воздвиг в Ќародном парке копию храма “езе€ в јфинах. —хожее решение дал в Ѕудапеште ћихаэль ѕоллак (1773 Ч 1855), Ќациональный музей которого (1837 Ч 1844) имеет великолепный храмовый фасад из восьми коринфских колонн.

Ќа рубеже столетий в Ѕерлине выступил мощный, подлинно гениальный художник  арл ‘ридрих Ўинкель (1781Ч1841). ќн родилс€ в Ќейрупине в семье протестантского патера; после смерти отца поступил в 1795 г. в гимназию Ђ√рауэ клостерї в Ѕерлине, где благодар€ общению с молодым ∆илли в нем развилс€ глубокий энтузиазм к искусству как к живописи, так и к архитектуре и художественной промышленности. —вои первые ученические работы Ўинкель выполнил под руководством ∆илли. ѕосле преждевременной смерти ∆илли он продолжал часть своих работ. — этим художественным багажом он предприн€л чрезвычайно плодотворную поездку в »талию и ‘ранцию (1803 Ч 1805). Ўинкел€, обладавшего, выдающимис€ художественно-поэтическими наклонност€ми, захватили там, в большей мере замечательные пейзажи, нежели архитектура, как такова€; последн€€ воспринималась им, как особенно выразительный элемент в монументальном пейзаже. » потому даже в стране классического искусства он странным образом отдавал предпочтение готическим пам€тникам с их живым профилем и богатыми членени€ми перед творени€ми античности.  огда он вернулс€ в Ѕерлин и ближе соприкоснулс€ по своей профессии строительного чиновника на государственной службе с господствовавшим тогда в Ѕерлине классицизмом, в нем пробудилось влечение к древней √реции, благодар€ изучению публикаций —тюарта и –еветта. ќднако он восприн€л античность с гораздо большей самосто€тельностью, чем любой из его современников и предшественников из неоклассицистического периода. ≈го свежему художественному воспри€тию, его свободному чувству формальной красоты и благородной четкости ритмов античности, эллинска€ архитектура рисовалась не как неподвижный и св€зывающий канон дл€ последующего творчества: она была дл€ него эластичной и способной примен€тьс€ к новым потребност€м. ћы находим в его лучших произведени€х сочетание немецкого духа с греческим в такой же чарующей красоте, как в »фигении √ете. ќн решительно противилс€ слепому подражанию античности, которым страдали искани€ архитектуры ампирного периода. ƒл€ каждого отдельного задани€ он сперва, разрабатывал архитектурную программу, соответствующую тем требовани€м, которые ставились перед данным сооружением. «атем, учитыва€ это, он составл€л план, про€вл€€ совершенный вкус к наиболее благопри€тному сочетанию здани€ с окружающим ландшафтом. ¬ этом отношении его произведени€ €вл€ютс€ и дл€ сегодн€шнего дн€ образцовыми. —ама€ ранн€€ его работа Ч Ќова€ гауптвахта в Ѕерлине (1816 Ч 1818). ¬ плане она подобна крепости и решена в виде замкнутого пр€моугольника с квадратными, башнеобразными укреплени€ми по бокам и двойным шестиколонным дорическим вестибюлем. ѕостановка пластических украшений (богинь победы) на фризе вместо триглифов уже говорит о его свободном обращении с законами классической формы. ¬ 1816 г. после сгоревшего драматического театра, построенного Ћанггансом, мастер получил заказ на постройку нового здани€, дл€ которого должны были быть использованы уцелевшие капитальные стены старой постройки. ѕоставленна€ здесь задача была особенно трудна, так как на ограниченном участке нужно было не только разместить, большое количество помещений дл€ администрации, но и большой концертный зал. Ўинкель разрешил задачу, как в расположении здани€, так и в его плане и объеме блест€ще (1818 Ч 1821). ¬еликолепному, изумительно гармоничному и ове€нному, при всей аттической чистоте, современным духом архитектурному облику здани€ (рис. 263) соответствует столь же удачна€ в своей области образцова€ отделка интерьера. — 1822 по 1828 г. Ўинкель построил, дл€ перемещени€ основанного ‘ридрихом ¬ильгельмом III собрани€ художественных ценностей, здание музе€ на грунте, укрепленном после длительной работы при помощи свай; это Ч сооружение с импозантным фасадом из 18 ионических колонн, расположенных между антовыми столбами, и с великолепным купольным объемом, окруженным кольцом коринфских колонн и имеющим в качестве своего прообраза ѕантеон. ≈сли этот музей по решению своего плана и не отвечает требовани€м, предъ€вл€емым сегодн€, к такого рода здани€м, то нельз€ все же не признать, что мастер хотел дать дл€ поставленной перед ним задачи исключительное по красоте сооружение.

 

 оролевский театр в Ѕерлине јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии


–ис. 263.  оролевский театр в Ѕерлине.

Ќа рубеже столетий в Ѕерлине выступил мощный, подлинно гениальный художник  арл ‘ридрих Ўинкель (1781Ч1841). ќн родилс€ в Ќейрупине в семье протестантского патера; после смерти отца поступил в 1795 г. в гимназию Д√рауэ клостер" в Ѕерлине, где благодар€ общению с молодым, ∆илли в нем развилс€ глубокий энтузиазм к искусству, как к живописи, так и к архитектуре
и художественной промышленности. —вои первые ученические работы Ўинкель выполнил под руководством ∆илли. ѕосле преждевременной смерти ∆илли он продолжал часть своих работ. — этим художественным багажом он предприн€л чрезвычайно плодотворную поездку в »талию и ‘ранцию (1803 Ч 1805). Ўинкел€, обладавшего выдающимис€ художественно-поэтическими наклонност€ми, захватили там в большей мере замечательные пейзажи, нежели архитектура, как такова€; последн€€ воспринималась им, как особенно выразительный элемент в монументальном пейзаже. » потому даже в стране классического искусства он странным образом отдавал предпочтение готическим пам€тникам с их живым профилем и богатыми членени€ми перед творени€ми античности.  огда он вернулс€ в Ѕерлин и ближе соприкоснулс€ по своей профессии строительного чиновника на государственной службе с господствовавшим тогда в Ѕерлине классицизмом, в нем пробудилось влечение к древней √реции, благодар€ изучению публикаций —тюарта и –еветта. ќднако он восприн€л античность с гораздо большей самосто€тельностью, чем любой из его современников и предшественников из неоклассицистического периода. ≈го свежему художественному воспри€тию, его свободному чувству формальной красоты и благородной четкости ритмов античности, эллинска€ архитектура рисовалась не как неподвижный и св€зывающий канон дл€ последующего творчества: она была дл€ него эластичной и способной примен€тьс€ к новым потребност€м. ћы находим в его лучших произведени€х сочетание немецкого духа с греческим в такой же чарующей красоте, как в »фигении √ете. ќн решительно противилс€ слепому подражанию античности, которым страдали искани€ архитектуры ампирного периода. ƒл€ каждого отдельного за≠дани€ он сперва разрабатывал архитектурную программу, соответствующую тем требовани€м, которые ставились перед данным сооружением. «атем, учитыва€ это, он составл€л план, про€вл€€ совершенный вкус к наиболее благопри€тному сочетанию здани€ с окружающим ландшафтом. ¬ этом отношении его произведени€ €вл€ютс€ и дл€ сегодн€шнего дн€ образцовыми. —ама€ ранн€€ его работа Ч Ќова€ гауптвахта в Ѕерлине (1816 Ч 1818). ¬ плане она подобна крепости и решена в виде замкнутого пр€моугольника с квадратными, башнеобразными укреплени€ми по бокам и двойным шестиколонным дорическим вестибюлем. ѕостановка пластических украшений (богинь победы) на фризе вместо триглифов уже говорит о его свободном обращении с законами классической формы. ¬ 1816 г. после сгоревшего драматического театра, построенного Ћанггансом, мастер получил заказ на постройку нового здани€, дл€ которого должны были быть использованы уцелевшие капитальные стены старой постройки. ѕоставленна€ здесь задача была особенно трудна, так как на ограниченном участке нужно было не только разместить, большое количество помещений дл€ администрации, но и большой концертный зал. Ўинкель разрешил задачу, как в расположении здани€, так и в его плане и объеме блест€ще (1818 Ч 1821). ¬еликолепному, изумительно гармоничному и ове€нному, при всей аттической чистоте, современным духом архитектурному облику здани€ (рис. 263) соответствует столь же удачна€ в своей области образцова€ отделка интерьера. — 1822 по 1828 г. Ўинкель построил, дл€ перемещени€ основанного ‘ридрихом ¬ильгельмом III собрани€ художественных ценностей, здание музе€ на грунте, укрепленном после длительной работы при помощи свай; это Ч сооружение с импозантным фасадом из 18 ионических колонн, расположенных между антовыми столбами, и с великолепным купольным объемом, окруженным кольцом коринфских колонн и имеющим в качестве своего прообраза ѕантеон. ≈сли этот музей по решению своего плана и не отвечает требовани€м,
предъ€вл€емым сегодн€ к такого рода здани€м, то нельз€ все же не признать, что мастер хотел дать дл€ поставленной перед ним задачи исключительное по красоте сооружение.

Ќа архитектуру протестантско - церковных зданий Ўинкель оказал руковод€щее вли€ние. ¬ его многочисленных р€довых проектах, предназначенных дл€ государственных и церковных ведомств, и рассчитанных на относительно ограниченные средства, мы находим сооружени€ как удлиненного, так и центричного типа, равно как и сочетание тех и других, а также и иные формы, показанные на рис. 167 (зальные церкви, церкви с планом в виде буквы “, полигональные и круглые церкви и, наконец, церкви в форме латинского креста). ¬ отдельных проектах он решилс€ на полное разделение помещений дл€ проповедей от помещени€
дл€ причасти€, соедин€€ эти два отдельных объема широкими порталами. ¬ своих позднейших проектах Ўинкель отдавал предпочтение продольным планам с нишами дл€ хора. јлтарь он ставил по оси, кафедру в углу хоровой ниши. ѕо обеим длинным стенам и со стороны входа он располагал хоры в двух этажах, а на хорах, над входом Ч орган. Ћицевой фасад он отмечал одной или двум€ башн€ми в зависимости от имеющихс€ средств. √лавным церковным произведением Ўинкел€ €вл€етс€ церковь с. Ќикола€ в ѕотсдаме (рис.264), спроектированна€ в 1826 г., выполненна€ только в 1830 Ч 1849 гг. ¬ этом сооружении архитектор хотел дать наиболее тонкое разрешение проблемы протестантского центричного здани€ в форме греческого креста, снаружи, однако, невы€вленного, с мощным куполом; портик, образованный шестью коринфскими колоннами, характеризуетс€ почти аттической чистотой и из€ществом.

 

јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии ÷ерковь с. Ќикола€ в ѕотсдаме.


–ис 264. ÷ерковь с. Ќикола€ в ѕотсдаме.


Ѕарабан и купол выполнены только после смерти мастера его учеником ѕерсиусом. ¬ греческой трактовке деталей чувствуютс€ отголоски италь€нского ренессанса. ѕерсиус присоединил к углам нижней части здани€, задуманной Ўинкелем в виде совершенно замкнутого объема, столбовидные угловые башенки, чем ослабил мощь шинкелевской формы. ќ других церковных постройках Ўинкел€, выдержанных в готических формах, мы будем говорить в следующей главе.

¬ эпоху, когда архитектурна€ де€тельность могла располагать лишь ограниченными возможност€ми, Ўинкелю удалось создать произведени€, действительно великие и полные значени€ дл€ всего развити€ новой архитектуры.

≈го гениальные способности про€вились также в области интерьера и художественной промышленности, дл€ которых он создавал многочисленные проекты мебели, печей, декоративной утвари и т. д., выдвига€ здесь ценные нововведени€ и новые формы. «начительнейша€ часть его архитектурных проектов осталась невыполненной, как совершенно разработанный план дворца Ђќреандаї в  рыму, в котором он дал сочетание необычайно богатой, поразительно гармоничной и проникнутой новым духом художественной фантазии с целым миром форм греческой красоты, волшебно вплет€ все это в роскошь южной природы. ќ том, что другой его, точно так же богатый замыслами, проект королевского дворца на афинском јкрополе тоже не был осуществлен, мы не должны сожалеть, име€ в виду интересы сохранени€ руин тамошних пам€тников.

Ўинкель окончил свою творческую жизнь как раз в то врем€, когда благодар€ восстановлению государственных финансов открывалс€ широкий простор дл€ приложени€ его сил. —реди его учеников не было ни одного, кто мог бы удержать на той же высоте оставленное им художественное наследство. ¬ их архитектурных произведени€х чисто научное познание и почитание исторических законов и правил архитектурной формы преобладали над художественной индивидуальностью. Ћюбимый архитектор корол€ ‘ридрих јвгуст Ўтюлер (1800 Ч 1865) показал себ€ способным, многосторонним и искусным мастером, весьма плодовитым в своей строительной де€тельности. ќднако он был €вно выраженным эклектиком 1; как в Ѕерлине, так и вне его он построил большое количество сооружений в самых различных стил€х. ¬ Ѕерлине он осуществл€л главным образом архитектурные идеи корол€, который хотел на Ўпрее, у шинкелевского музе€, воздвигнуть большой архитектурный комплекс, наподобие античного императорского ‘орума, задуманный как Ђ‘орум ‘ридерикианумї. ѕо его поручению Ўтюлер построил выт€нутое сухое здание Ќового музе€ (1841 Ч 1857), наиболее эффектной частью, которого должна была быть мощна€ лестнична€ клетка с открытой кровельной скамьей; но, несмотр€ на роскошное выполнение, эта часть вр€д ли может нас удовлетворить. ¬ центре всего комплекса должен был быть поставлен периптеральный храм. ¬ыполнен был, однако, псевдопериптер с восьмиколонным коринфским портиком на короткой стороне и с колоннадой, окружающей все сооружение. ”же внешний вид из-за мало удачных пропорций, непомерно высокого цокол€ и окон, втиснутых по длинным сторонам фасада между полуколоннами, производит не особенно благопри€тное впечатление; устройство же самих помещений дл€ хранени€ произведений нового немецкого искусства обнаруживает всю абсурдность идеи применить дл€ музе€ схему античного храма. ƒл€ этой постройки, нос€тей название Ќациональной галлере и, Ўтюлер сделал только проекты. ¬ыполнение же было поручено √енриху Ўтраку (1805 Ч 1880), ученику Ўинкел€. ќна была построена в дорогих материалах и с тонкой отделкой деталей. Ќациональна€ галлере€ €вл€етс€, последним, крупным архитектурным произведением берлинского неоклассицизма.

1 Ёклектика (происходит от греческого слова, означающего Ђвыбирающийї) Ч широко примен€емое в последнее врем€ обозначение художников и философов, которые не придерживаютс€ одного определенного учени€ или художественного метода, но выбирают или пытаютс€ соединить из разных предшествовавших направлений те элементы, которые они считают наиболее целесообразными дл€ каждого отдельного случа€.


¬ Ѕаварии развитие архитектуры позднего неоклассицизма нашло в лице Ћео фон  ленце (1784 Ч 1864) архитектора, который дл€ ћюнхена и ёжной √ермании имел такое же значение, как Ўинкель дл€ —еверной √ермании. ”роженец √анновера,  ленце, посеща€ университет в Ѕерлине, сошелс€ с художественным окружением ∆илли и Ўинкел€. ќно научило его любить искусство античности и дало ему первые наставлени€ по только начатому им изучению архитектуры.

¬ 1803 г. он поехал в ѕариж, где проаолжал свои зан€ти€ у ѕерсье, затем короткое врем€ был в 1805 г. в јнглии, а позднее вплоть до 1808 г. путешествовал по »талии и √реции. Ћюдвиг I, будучи еще кронпринцем, обратил внимание на  ленце, благодар€ его проекту одного европейского Ђпам€тника мираї. ќн призвал его в ћюнхен и здесь подготовил ему почву дл€ плодотворной де€тельности. ѕервой постройкой  ленце была возведенна€ в 1816 Ч 1830 гг. √липтотека дл€ богатых скульптурных коллекций Ћюдвига.  ленце запроектировал чрезвычайно подход€щее дл€ этой цели сооружение из четырех корпусовфлигелей по сторонам квадратного двора.

—о стороны фасада он дал мощную центральную постройку, захватывающую треть общей ширины и превышающую флигел€, решив эту часть как эллинистический храмовый фасад с восемью ионическими колоннами. ¬ остальной части он оживил фасадные плоскости при помощи шести ниш, обрамленных в виде оконных наличников, дл€ статуй выдающихс€ художников и покровителей искусства. «десь он применил также и более старые ампирные формы, основанные частью на римской античности, а частью на палладианских мотивах.

Ќесмотр€ на это, здание обладает цельным представительным фасадом, в котором назначение здани€ получает €сное выражение.

Ќа берегу ƒуна€ у –егенсбурга на видном издали холме  ленце создал огромное здание, названное ¬алгалла. ќно представл€ет собою дорический периптер из 8X17 колонн, выполненный в сероватом неполированном мраморе и поко€щийс€ на мощном террасообразном стилобате, призванный напоминать по своей величественности ѕарфенон. ќблик здани€ восхищает своим импозантным архитектурным оформлением и, при ближайшем рассмотрении, почти безупречной чистотой стил€.

Ќе вполне на такой же высоте стоит выполнение интерьера в виде целлы размерами в 15,5 X 54,5 метра, хот€ оно и производит в общем, благопри€тное впечатление благодар€ чудесному освещению верхним светом (подобно гипетральному храму). ¬ отделке интерьера, по творческой силе, господствующей во всем архитектурном организме вплоть до последней детали, Ўинкель безусловно превосходил баварского мастера. Ќо нужно отдать справедливость  ленце, что во внешней архитектуре он творил еще свободней, чем Ўинкель.

ѕосле того как ¬алгалла была закончена,  ленце получил заказ на постройку дорического Ђхрама славыї на “ерезенвизе (1843 Ч 1853). Ёто здание представл€ет собой двенадцатиколонную колоннаду с выступающими на обоих концах периптеральными храмами из 4х7 колонн. ѕеред зданием стоит гигантска€ стату€ Ѕаварии, моделированна€ Ўвандгалером и отлита€ в бронзе ћиллером, выдел€юща€с€ на очень впечатл€ющем архитектурном фоне самого здани€. Ќаиболее зрелым произведением  ленце €вл€ютс€ ѕропилеи, которые король решил построить в виде входных ворот к  оролевской площади, расположенной перед √липтотекой (1846 Ч 1863) (рис. 265). ћастер поместил выдержанный в мощных дорических формах шестиколонный въездной портик между двум€ пилонообразными башн€ми, про€вив, таким образом, в композиции примечательную независимость от знаменитого образца ѕропилей афинского јкропол€. ќчень удачное по найденным пропорци€м целого и совершенное по чистоте стил€ в детал€х сооружение придает обширной выразительной площади действительно монументальное завершение. ƒл€ мюнхенского вкуса того времени это здание €вл€етс€, бесспорно, самым значительным архитектурным пам€тником.

 

ѕропилеи в ћюнхене јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии


–ис. 265. ѕропилеи в ћюнхене.

Ќар€ду с  ленце пристрастный к архитектуре король призывал к себе на службу и других архитекторов. —реди них надо назвать ‘ридриха фон √ертнера (1792 Ч 1847), к которому после  ленце король благоволил больше всего. √ертнер также получил классицистическое образование, затем путешествовал по »талии и —ицилии, был в ѕариже и издал в 1829 г. труд о пам€тниках —ицилии. ќн был, однако, скорее податливым выполнителем идей корол€, чем творческим и тонким художником. ≈му король поручил составить в сотрудничестве с  ленце проект Ђхрама освобождени€ї Ч около  ельгейма на ƒунае. ѕроект был начат в 1842 г., √ертнером, продолжен в 1847 г.  ленце, а 18 окт€бр€ 1863 г., в день п€тидес€тилети€ битвы народов при Ћейпциге, этот пам€тник был открыт.

Ђ’рам освобождени€ї представл€ет собой мощную ротонду с кассетированным куполом, внутри которой расставлены 34 статуи богинь победы, выполненные Ўвандгалером. ¬ стены вделаны доски с надпис€ми, напоминающими о битвах, крепост€х и полководцах. —наружи дают о себе знать даже средневековые мотивы Ч в распор€дке несущих столбов, на которых поставлены изва€ни€ девушек, несущих таблицы с именами немецких племен.

√ертнер €вл€етс€ также строителем и Дпомпейского домаФ в јшаффенбурге (1842 Ч 1849), который дает хорошее представление о внутренности эллинистического, жилого дома (образцом послужил здесь дом  астора и ѕоллукса в ѕомпее) (рис. 266).

 

јтриум из помпейского дома в јшаффенбурге. јрхитектура неоклассицизма в √ермании и јвстрии


–ис. 266. јтриум из помпейского дома в јшаффенбурге.


¬ то врем€ как в ћюнхене, на ƒунае и на ћайне перечисленные выше произведени€ сооружались в качестве последних, значительных пам€тников южно - германского неоклассицизма, в столице и других местах возникали постройки, дл€ которых образцом служила архитектура средневековь€ и ренессанса. Ёллинизм изживал себ€ постепенно даже в глазах самого ревностного его покровител€, корол€ Ћюдвига I.

√ертнер почти с самого начала своей мюнхенской архитектурной де€тельности примыкал к римскому архитектурному идеалу. ƒа и сам  ленце, этот €рко выраженный эллинист, должен был приноравливатьс€, по желанию своего покровител€, к миру форм древне - христианского искусства и италь€нского ренессанса, непосредственно выросшему из античности. ќ наиболее показательных произведени€х мы будем говорить в следующих главах.

 




ќт: no





34 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы


----------------------------

« јрхитектура неоклассицизма в јнглии јрхитектура неоклассицизма в Ѕельгии и √олландии »