—талинска€ архитектура

 

јрхитектура ћосквы

ƒизайн остановок

 

 

 

 

 

 

 

јрхитектурное путешествие

 

ѕрага

 

 

¬ена

 

 

 орфу

 

 

ещЄ:

јрхитектурный стиль

јрхитектурное проектирование зданий







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћай 28, 2014

јрхитекторы –оссии первой половины 16 века

¬ конце XV века уход€т последние следы монголо-татарского владычества на –уси. Ќачинаетс€ Ќовое врем€. ¬рем€ возвышени€ –уси как независимого государства. Ђћосква - третий –имї “ак начинают в XVI веке говорить о центре –усской земли. ћосква теперь преемница павшего  онстантинопол€, наследница древних традиций. ¬ажно было, чтобы верность традици€м выражалась не только во внешней политике государства, но и в изобразительном и архитектурном искусстве.

¬ зодчестве важнейшим €влением стала перестройка ћосковского  ремл€, вз€вшего на себ€ роль нового центра не только столицы, но и всей страны. —обрав лучшие творческие силы государства, »ван III пригласил и италь€нских мастеров, чьи знани€, умение и опыт способствовали подъему архитектуры:

  • јлевиз Ќовый - италь€нский архитектор, завершивший строительство јрхангельского собора ћосковского  ремл€. —обор стал служить усыпальницей великих московских кн€зей. ¬ его архитектуре в наибольшей мере про€вилось стремление к из€щной расчлененности форм, их нар€дности. ѕо своему архитектурному типу это классический крестово-купольный закомарный храм. Ќаиболее интересен его декор в стиле италь€нского дворца эпохи ¬озрождени€. ≈го фасады сложной двухъ€русной системой пил€стр, арок и карнизов превращены в особые композиции, завершаемые закомарами с декоративными раковинами в их поле. ѕо€вление в ћосковском  ремле здани€, столь откровенно оформленного не по-древнерусски, было очень знаменательно - русска€ культура, и архитектура в частности, активно воспринимала светские элементы.
  • јристотель ‘иораванти - знаменитый болонский архитектор и инженер. ѕод его руководством возводилс€ ”спенский собор ћосковского  ремл€. —амо сооружение должно было символизировать победу »вана √розного над Ќовгородом. Ёто событие стало решающим в деле объединени€ русских земель вокруг ћосквы и централизации царской власти. —трого говор€, собор был построен еще во времена »вана  алиты - по образцу ¬ладимирского собора; этим самым как бы подчеркивалась преемственность ћосквы, сосредотачивающей в себе всю полноту светской и церковной власти на –уси.   70 г. XV в. здание совершенно обветшало. Ќовое строительство первоначально было поручено русским мастерам, но возведенные ими своды в 1474 г. рухнули. ќбразцом дл€ строительства был избран ”спенский собор во ¬ладимире. ќднако громадный п€тиглавый закомарный храм не стал лишь копией постройки XII в. ¬ его облике по€вилась невиданна€ прежде официальна€ торжественность. ≈сли во владимирском соборе были три аспиды в алтарной части, то у ‘иораванти их уже п€ть. ќни как бы спр€таны за массивными угловыми пил€страми. —тены имеют четыре пр€сла и завершаютс€ полукружи€ми. Ѕарабаны всех п€ти куполов расположены симметрично. ќни тоже €вл€ютс€ воплощением кругового ритма. Ќа стенах отсутствуют украшени€. »сключение составл€ет аркатурный по€с, разбивающий эти самые стены по горизонтали. “аким образом, здесь вы не найдете ни внешней пышности, ни нарочитой декоративности. „еткие формы ”спенского собора как нельз€ лучше воплотили идеи государственной силы и строгости. ¬вед€ в свою постройку наиболее существенные древнерусские формы, ‘иораванти придал ей принципиально новый облик. ≈го план получил равномерное членение, апсиды были замаскированы выступами стен, хоры вовсе отсутствовали. ’рам походил на просторный, обильно освещенный зал светского характера в духе италь€нского ¬озрождени€. »з русского архитектурного наследи€ в ”спенском соборе остались только п€ть глав и аркатурно-колончатый по€с.
  • ћарко ‘р€зин, ѕьетро јнтонио —олари - зодчие √рановитой палаты ћосковского  ремл€. ќна служила своеобразной приемной залой дл€ государей московских. ќсновным строительным материалом служил кирпич. ќбразцом послужили дворцовые сооружени€ в —еверной »талии. ќблицовка фасада выполнена из белого камн€. ќкна, переделанные в конце XVII века, первоначально имели типично готическую форму двойных стрельчатых, в орнаментике фасадов и интерьеров широко использовалась белокаменна€ рельефна€ резьба. Ќайденные фрагменты барельфа с изображением мужской головы позвол€ют предположить, что первоначальный декор палаты мог включать в себ€ и портрет зодчего, что было обычно дл€ готической архитектуры XV века. »нтерьер палаты представл€ет собой зал размером около 500 квадратных метров, перекрытый системой четырех крестовых сводов, перекинутых от стен к центральному, квадратному в плане столбу.
  • ѕетр ‘р€зин, италь€нский зодчий. —огласно одной из версий, именно он выстроил церковь ¬ознесени€ в селе  оломенском под ћосквой и тем самым положил начало традиции шатрового строительства на –уси. ’рам, возведенный в 1532 году, спуст€ два года после рождени€ наследника престола, это благодарственный храм, исполнение мечты ¬асили€ III. Ўатер еще с ветхозаветных времен воспринималс€ как образ Ѕожественной сени, защиты и милосерди€, св€того покрова над землею, милости Ѕожией, нисход€щей с небес на землю. ћастер постаралс€, чтобы сень эта не была т€желовесной, чтобы присутствовало ощущение парении, именно вознесени€ к небесам. “ак было передано ощущение сли€ни€ земли и небес. ¬низу храма - широкое гульбище, или подклет. ќно служит земным основанием. Ќа нем - легкий белокаменный четверик. ¬ыше - еще более легкий, кажущийс€ уже почти ажурным восьмерик и, наконец, шатровое завершение - маленька€ хрупка€ главка, буквально тающа€ в небесах. “ак просто, поэтически легко и вдохновенно. Ќикакого усили€ инженерной мысли - по крайней мере, видимого.   сожалению, в первоначальном виде этот собор и его росписи до наших дней не сохранились.
  • ѕостник и Ѕарма (возможно также, что имеетс€ в виду один и тот же человек), архитекторы ѕокровского собора (он же - собор ¬асили€ Ѕлаженного, он же - церковь ѕокрова на –ву). ќн был построен в середине XVI века по приказу »вана √розного в пам€ть о вз€тии  азани. Ёто одна из самых известных российских достопримечательностей. ѕокровский собор в глазах иностранцев - насто€щий символ –оссии и ћосквы. ’рам не имеет четко выраженного фасада. ¬сЄ здание рассчитано на круговой обход.  огда ищешь вход, то смотришь вправо или влево, а он - перед тобой. ¬о всем здании не были применены ни гранит, ни мрамор, ни другие материалы, из которых сделаны, например, стены  ремл€. ¬озможно, архитекторы строили совсем без чертежей, полага€сь лишь на свое мастерство да Ѕожий промысел. ѕри сооружении храма использовались как большие, так и маленькие кирпичи. »з них сделаны не только стены, но и декоративные элементы. ”же затем, в конце строительства, они были отесаны в тех профил€х и рисунках, которые существуют и сейчас. —уществует легенда об ослеплении зодчих после окончани€ строительства по приказу цар€ - чтобы нигде в мире больше не было собора красивее, чем ѕокровский. Ћетописи эту жуткую историю не подтверждают.



ќт: ћалофеев ѕ.Ќ.





1745 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јнненгоф - јрхитектура ћосквы времЄн ≈катерины II, вт.п. 18 века јрхитекторы –оссии второй половины 16 века »